Помните, непрестанно помните, что ваши души по образу Божию, и более всего в мире сем тленном цените бессмертную душу свою, а также помните, что она падшая, помраченная, обезображенная, обессиленная, уязвленная, умерщвленная страстями, и всеми силами с помощью благодати Божией восставайте ежедневно от вашего падения, спасайте, еже 112 по образу и подобию, восстановляйте благолепие образа Божия, его силу, святость, правду, врачуйте язвы всеисцеляющим врачевством молитвы, воздержанием, покаянием, причащением Святых Таин, воскресайте от мертвых, по Писанию: востани, спяй [рус.: спящий], и воскресни’ из мертвых, и осветит тя Христос [ Еф. 5, 14 ]. Еще повторяю, дорожите в себе тем, что дороже всего мира – бессмертною, разумною, свободною, по образу и подобию Господа душею своею. Если вы не любите горячо Господа Бога как Творца вашего и всего мира, как Промыслителя, Спасителя, Благодетеля, то возлюбите Его по крайней мере по самолюбию, то есть из любви к вам самим, или к душе, которая столь сродна Богу, как Его изображение, как Его подобие. Не любите сладострастной и многострастной, тленной плоти, которая скоро прейдет, которая льстит вас непрестанно, как диавол, обольщающий всю вселенную, обманывает, губит вас, удаляет от Бога и жизни вечной и от того, что есть едино на потребу. Вы восхищаетесь красотой тленных вещей – воображайте чаще нетленную, несравненную доброту и красоту лица Божия, положившего отпечаток Своей красоты на всех тварях истлевающих, нетленную красоту святых Ангелов и святых душ человеческих, ликующих на небеси пред престолом Божиим и наслаждающихся невыразимым Божеством. Вы прельщаетесь для наслаждения минутного земными сладостями и из-за пристрастия к ним оставляете сладость духовную, благодатную, вечную, сладость союза души с Богом, от Которого она произошла, забываете блаженство вечное на небесах. Вспоминайте же для охлаждения души к временным удовольствиям и радостям наслаждения духовные, вечные, несравненные, происходящие от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Обетования Божии верны и непреложны, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас [ 2Кор. 1, 20 ]. Не прилепляйтесь к исчезающему, любите вечное. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела [ 1Кор. 6, 13 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так что даже если что творят против воли Бога, не исполняется ничего, кроме воли Божией. В Деяниях Апостольских читаем: когда апостолы, отпущенные иудеями, пришли к своим и рассказали, что наговорили им священники и старейшины, те единодушно вознесли глас к Господу и сказали: «Владыко, Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян. 4, 24–28 ). Вот почему сказано: «В отношении к Благовестию враги ради вас». Ибо рука Божия и совет Его предопределили, чтобы столько врагами иудеями было соделано, сколько было необходимо Благовестию ради нас. Но почему за этим следует: «В отношении же избрания возлюбленные Божии ради отцов»? Неужели те враги из этого народа, которые погибли в своей вражде, противясь Христу, до сих пор погибают? И они же являются возлюбленными Божиими? Да не будет: ибо кто, даже наиглупейший, скажет сие? Но и то, и другое, хотя и противоположное друг другу – то есть враги и возлюбленные, – встречается пусть не в одних и тех же людях, однако в одном и том же Иудейском народе, среди тех, кто принадлежит одному и тому же семени Израилеву. Так что одни относятся к проклятию, а другие к благословению самого Израиля. Этот смысл апостол яснее выразил выше, когда сказал: «Что искал Израиль, того не достиг: избрание же достигло, а прочие ожесточились» ( Рим. 11, 7 ). И в том, и в другом случае говорится об одном и том же Израиле. Следовательно, когда мы слышим: «Израиль не достиг», или «прочие ожесточились», – здесь следует разуметь «врагов ради вас»; когда же слышим: «Избрание же достигло», – здесь подразумеваются «возлюбленные Божии ради отцов». Ибо отцам были сделаны эти обетования: «Аврааму даны были обетования и семени его» ( Гал. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

56 . Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася. Господь открывает людям одну из тайн духовного мира и духовного состояния пророков в словах стиха сего 944 . Авраам при жизни радовался верою и ожиданием сего великого часа для человечества, а в ту минуту, когда Господь глаголал, он уже видел исполнение обетований и возрадовался за всех сынов Своих, т. е. за всех верующих 945 , – и за себя, ибо и духовный мир просветился воскресением Бога Слова, облекшего ся в плоть человеческую и превознесшего человека в душе его и во плоти его. Как видел и узнал Авраам о совершении обетований и о рождении Господа во плоти – есть тайна духовного мира; мы знаем, что и Моисей и Илия явились в Господу на г. Фаворе и беседовали с Ним во время Его священного преображения 946 , а потому мы должны думать, что и Авраам и другие пророки и угодившие Богу сорадовались Ангелам, славившим Бога при рождении Господа Иисуса и взывавшим: «Слава в вышних Богу и на земли мир: во человецех благоволение» 947 . В период времени от сотворения человека до потопа человечество памятовало об обещании Избавителя, который сотрет главу змия 948 ; к сему обетованию, перенесенному из мира допотопного в мир, восставший снова из волн потопа, Ной передал сынам своим новые обетования милосердия Божия, но мысль о грядущем в веках Избавителе не была вторично высказана Ною, как разве в прикровенном образе ковчега, из коего восстает новая жизнь, и голубицы, несущей масличную ветвь. Аврааму даны более полные, но тоже прикровенные обетования под формой прообразований – как рождение Исаака после долгих ожиданий ( Быт. 17 ), и явление трех путников в кущу Авраама (18). Еще более ясное прообразование грядущего Избавителя, имеющего стать жертвою, – было жертвоприношение Исаака (22). Яснее всего было открыто Аврааму Господом, что «благословятся в семени Авраама все народы земли». Тогда, как говорит Апостол, Авраам и другие угодившие Богу жили верою и «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле 949 ». Вера сия жила с ними и в загробном мире, и когда Ангелы Божии возвестили миру о воплощении Бога Слова, тогда «Авраам виде и возрадовася».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Евр.6:7 .  Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога. Евр.6:8 .  А производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. «Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога»: «а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение». Подобием показал Апостол, какими благами наслаждаются приносящие зрелые плоды благочестия и что потерпят произращающие терния. Дождем же в переносном смысле назвал учение. Так и пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог устами Пророка изрек: «и облаком заповем, еже не одождити на него дождя» ( Ис. 5, 6 ); и в Божественном Евангелии сказано: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин. 7, 37 ) поскольку же Апостол употребил жесткие слова, упомянув о терниях и огне, то утешает восписываемою похвалою. Евр.6:9 .  Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. «Надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем». И чтобы не показалось, что более льстит, нежели водится истиною, напоминает им о том, в чем уже преуспели, делая чрез то усерднейшими к делу Божию. Евр.6:10 .  Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. «Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще». Итак, сознавая в них это, почему же называешь их немощными, младенцами, малоценными? Евр.6:11 .  Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, Евр.6:12 .  Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. «Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание ко извещению упования даже до конца», «да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением». Сими словами Апостол дает разуметь, что в начале оказывали большее великодушие, притупили же оное непрестанные и непрерывные волны противных обстоятельств. Но показал также и свое сердоболие. Ибо говорит: «Желательно и весьма вожделенно для меня всегда видеть в вас это усердие. А это и будет, если без всякого сомнения удержите в себе поданные вам о будущем надежды, взирая на тех святых, прославившихся верою, которые за великое терпение насладились обетованных благ». И для сравнения делает упоминание о многих, а пока изводит на среду патриарха Авраама и показывает, что хотя приял он Божии обетования, но конец оных увидел по прошествии весьма многого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Евр.7:4 .  Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. «Видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть Авраам патриарх от избранных». О достоинстве Авраама упомянул Апостол не просто, но с намерением показать что самый корень священников, основание благ, чрез кого делаются причастниками благословения все народы, Мелхиседеку принес десятину добычи. Евр.7:5 .  Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. «И приемлющии убо священство от сынов Левиин заповедь имут одесятствовати люди по закону, сиречь, братию свою, аще и от чресл Авраамовых изшедшую». Достоинство священства, говорит Апостол, таково, что подзаконные священники собирают десятины даже с своих однородцев и соплеменников, хвалящихся, что имеют того же предка. Евр.7:6 .  Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. «Не причитаемый же родом к ним, одесятствова Авраама и имущаго обетования благослови». Подзаконные священники требуют себе десятин с соплеменников. А Мелхиседек, будучи иноплеменником, взял десятины от самого патриарха и приявшему Божии обетования воздал благословением. Протолковал же Апостол и сие: без причта рода; ибо сказал, что не причитается к ним Мелхиседек родом. Посему явно, что он без причта рода не в действительности, но как прообраз. Евр.7:7 .  Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. «Без всякаго же прекословия меншее от болшаго благословляется». Неоспоримо и крайне несомненно, что обыкновенно большие благословляют меньших. Евр.7:8 .  И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. «И зде убо десятины человецы умирающии приемлют: тамо же свидетелствуемый, яко жив есть». Из пророческого свидетельства взял это Апостол, ибо сказано: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Поскольку же вправе были сказать иудеи, что Авраам не был священник и ему справедливо было принести десятины и приять за то благословение, но Аарон приял сан священства, а после него и род его стал причастен Божией благодати, то Апостол предусмотрительно показывает, что и Аарон с родом своим принес десятины в лице патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И Господь не оставил людей, не отвратился до конца и с первого дня грехопадения вел их к будущему спасению. 1 . – Прекратив преступность первобытного человечества потопом, Господь избрал из потомства спасшегося Ноя сначала один род для хранения благочестия и веры в единого истинного Бога, а также веры в грядущего Спасителя, именно, род Авраама, Исаака и Иакова, а затем целый народ иудейский. В попечении о Своем избранном народе, Бог вывел его из рабства, сохранил в пустыне, поселил на земле, текущей молоком и медом; заключал заветы: завет обрезания и завет Синайского законодательства; посылал ему судей, пророков, предостерегал, наказывал и снова миловал, возвратил из плена Вавилонского и, наконец, приуготовил из его среды Избранницу, ставшей Матерью Сына Божия. Избранность иудейского народа подтверждает Господь Иисус Христос, указывая в беседе с самарянкой, что «спасение от иудеев» ( Иоан. 4:22 ). О том же многократно свидетельствуют Писания апостолов: речи св. первомученика Стефана и ап. Петра в книге Деяний, послания ап. Павла к Римлянам и Галатам и другие места Священного Писания. 2 . – Далее, приготовление к принятию Спасителя состояло в а) утешительных обетования Божиих и б) предсказаниях пророков о Его пришествии. а) Обетования Божии начинаются еще в раю. Таинственный смысл уже имели слова Господа змею о «Семени жены: «вражду положу между тобой и между женой, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт. 3:15 ). Данное здесь обетование о Семени жены становилось все более ясным для избранников веры по мере умножения дальнейших пророчеств о Спасителе, Который Сам испытает страдания от насилия дьявола ( Пс. 21 ), но поразит его самого ( Откр. 12 " И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной»). Далее идет обетование Аврааму – благословятся в семени твоем всем земные народы ( Быт. 22:18 ), – повторенное потом Исааку и Иакову ( Быт. 26:4; 28:14 ); оно также постепенно раскрывалось в своем подлинном значении для иудеев – как обетование о Спасителе мира – в периоды пленений и других бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Исаак видел, как поднялась рука отца на заклание его; Христос чувствовал, как «стрелы Вседержителя были в Нем; яд их пил Дух его; ужасы Божии ополчились против Него» ( Иов. 6:4 ). Исаак спасен был от смерти, когда небесный голос запретил жертвоприношение; но Христос до конца пострадал на кресте. В великом искупительном деле жертва должна была умереть, там не была остановлена поднятая для заклания рука, и вместо того, что говорил Исаак; «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Христос говорил; «вот Я иду исполнить волю Твою, Боже». Жертва была принесена, совершен был великий акт, последствия которого должны были громоносно отозваться на всех последующих веках; дым жертвоприношения разорялся и, при тлеющем пепле, на дикой вершине горы, отец и сын безмолвно стояли, изумляясь тому, что совершилось, и чувствуя в своих сердцах избыток веры, любви и всяких нежных чувств. Тогда с безмолвного неба во второй раз раздался голос Ангела, возвещавший награду за это великое дело. Бог назвал Авраама по имени и с великою торжественностью произнес ему величественное благословение, предвосхищая то, которое впоследствии высказано было по отношению ко всем, одерживающим победу в вере: «хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина твоего». Бог клятвою подтвердил, что обетование его Аврааму никогда не будет нарушено, что благословение его всегда будет почивать на нем и на его потомстве, что не только его собственные прямые потомки будут наслаждаться светом его лицезрения, но что от него благословение распространится на все народы земли. Это духовное обетование, данное уже при прежнем откровении много лет тому назад, здесь было повторено и подтверждено самым торжественным образом. «Бог, – говорит апостол, – давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя, и размножая размножу тебя. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду» ( Евр. 6:13–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Объясн. Отсюда видно, что даже ветхозаветный храм, уже обречённый на гибель, уже лишённый прежнего значения (так как воссиял уже свет новозаветной истины), продолжает служить для апостолов местом молитвы и даже местом божественных видений и откровений, как же после этого можно отрицать необходимость христианских храмов – этих домов молитвы: Мк.11:17 ; 1Кор.11:22 , которые должны существовать до второго пришествия Господня: 2Фес.2:3–4 . 4Цар.24:13 . «И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома, и изломал, как изрёк Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем». Объясн. Обетования Божии относительно храма вообще как Дома Божия – дома молитвы, остались непреложными и таковыми останутся до второго пришествия: ср. 2Фес.2:4 . Если нарушено обетование относительно храма Иерусалимского, то оно, это обетование, дано евреям под условием соблюдения заповедей и уставов Господних: 3Цар.9:3–9 ; но так как заповеди Господа евреями постоянно попирались, то Господь и передал скинию Давидову, падшую... прочим человекам, которые возвестят имя Божие: Деян.15:16–17 . Дан.1:2 . «И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов Дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего». Объясн. Нарушенное обетование о вечности храма по отношению к упорному народу Израильскому вновь восстановлено с «прочими человеками и всеми народами, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь»: Ам.9:11–12 ; Деян.15:16 . Рукотворенный храм есть средство к единению христиан 2Кор.6:16 . «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»» ( Лев.26:12 ). Объясн. Здесь храмом называется не отдельный христианин, а совокупность христианского народа или общества; это уясняется и ссылкой апостола на слова, сказанные Господом в Ветхом Завете народу Израильскому: Лев.26:12 ; Пс.13:5 . Если Господь живёт и как бы обращается в целом христианском обществе или народе, то почему нельзя считать местом Его особенного пребывания то место, где верующие составляют одно целое, где являются не разрозненным множеством, но именно обществом, соединённым посредством общих молитв и священнодействий? А таков и есть наш храм православный, что тоже дом молитвы: Мк.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако для апостола Павла «новая тварь» – это не только еврейский народ, то есть прямые потомки Авраама: «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование» ( Рим.4:13–14 ). Обетование исполняется и в отношении к «верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:24–25 ). Больше «нет различий» между иудеями и язычниками ни в отношении их греха и вины, ни в отношении дара спасения, предлагаемого Христом (см.: Рим.3:21–27, 10:9–13 ). В Гал.3:28 апостол смело объявляет, что всякая идентификация по национальности, полу или гражданскому статусу утрачивает свой смысл для тех, кто верит во Христа: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Ибо Крещение означает быть «облачённым» совершенно новой ролью: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ) 445 . «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» ( Мк.16:16 ). «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» ( Гал.3:29 ). Таким образом, как мы читаем в послании к Галатам (3:27), для апостола Павла Крещение – это как бы облачение или одевание во Христа. Ту же мысль апостол выражает и в послании к Римлянам: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим.13 : 14). У преподобного Ефрема Сирина есть такое объяснение 27 стиха 3 главы послания к Галатам: «Все, кои во Христа крестились и веруют, что облеклись во Христа, – не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству» 446 . Рассмотрим два аспекта, указанных преподобным Ефремом Сириным в этом стихе апостола Павла. 1. Все, кто во Христа крестились и веруют, что облеклись во Христа, освободились от проклятия закона

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидно, именно этим определялись и поступки Ревекки, которая и предложила Иакову предстать перед отцом вместо брата. Не будем забывать, что еще до рождения детей она получила откровение о том, что «больший поработает меньшему» ( Быт. 25:23 ).  В ответ на опасение сына быть проклятым, в случае если обман откроется, она сказала: «на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих» ( Быт. 27:13 ). Преподобный  Исидор Пелусиот  сравнивал Ревекку в данной ситуации с апостолом Павлом, сказавшим: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9:3 ). Таким образом, речь идет не о том, что первородство можно купить и благословение Божие получить обманом, а о том, что оно достается достойному. Главное в действиях Ревекки и Иакова – это дерзновение веры. Притом что Иаков потом много пострадал именно за эту свою ложь, за свое лукавство, жизнь его была исполнена многих скорбей, но тем не менее Господь принимает его дерзновение. Даже Исаак, когда обнаруживается эта подмена, отказывается что-то изменить и забрать благословение у Иакова и вернуть тому, кто формально был сыном первородным. Впрочем, не будем забывать, что первородство он уже продал, так что прав на претензии не имел. Конечно, совсем без благословения Исав не остался. Но речь идет именно о том, что наследование обетования Божия, которое было дано Аврааму, переходит именно к Иакову – Иаков делается наследником этого обетования и его потомки, а не Исав со своими потомками, от которого происходит другой народ (идумеи) со своей историей. 4.3. Видение лествицы в Вефиле Вынужденный бежать из дома, Иаков отправился в Харран. По дороге в месте, именуемом Луз, ему в видении сонном таинственно является лествица, которая простирается от земли до неба, по которой восходят и нисходят Ангелы Божии  ( Быт. 28:12 ). Там Господь повторяет ему обетования, которые давались его отцу и деду, и говорится о том, что он благополучно вернется в эту землю.     Видение Иаковом лестницы традиционно толкуется как прообраз Божией Матери, соединившей Собою земное и небесное, по Которой Сын Божий сошел на землю. И в этом месте Иаков устроил жертвенник и возлил на него елей, и дал имя этому месту: Вефиль  («бейт-эль») – дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010