Офиц. перечень Римских понтификов, вероятно, был отредактирован в сер. V в. ( Pietri. 1976. P. 1601). Л. Дюшен выявил ряд перечней V-VII вв., в которых преемниками ап. Петра названы Лин, Клет (Анаклет), К. и Эварист; длительность правления К.- 9 лет 1 или 2 месяца и 10 дней (LP. T. 1. P. 14-41). По мнению исследователя, эти перечни отражают список, исправленный в т. ч. на основании Хроники Евсевия-Иеронима, к-рый использовался в V в. в Риме (см.: Ibid. P. XIV-XXIII). Согласно Дюшену, после 530 г. была составлена 1-я редакция Liber Pontificalis, о ее содержании можно судить по эпитоме - т. н. Каталогу Феликса. По сравнению с Каталогом Либерия перечень Римских епископов, преемников ап. Петра, был изменен: Лин, Клет, К., Анаклет, Эварист. Согласно Каталогу Феликса, К. был сыном римлянина Фаустина, происходил из 2-го региона (Целий). Его понтификат начался в 68 г. (консульство Трахала и Италика), длился 9 лет 2 месяца и 10 дней и завершился мученической смертью К. (как и в Каталоге Либерия, датировка кончины К. неверна: консульство Веспасиана 9-е и Тита (7-е?) соответствует 79 г., но продолжительность понтификата указывает на 76 г. (консульство Веспасиана 7-е и Тита 5-е)). В Риме К. создал 7 церковных регионов, назначенные в них христианские нотарии должны были записывать и проверять акты мучеников. Также К. приписывается авторство 2 Посланий, рукоположение 5 епископов, 10 пресвитеров и 2 диаконов. К. был казнен в 3-й год правления имп. Траяна (100 или 101) и 24 нояб. был похоронен «в Греции» (in Grecias - Ibid. P. 52-53). В сохранившейся 2-й редакции Liber Pontificalis (завершена ранее 546) жизнеописание К. дополнено рядом подробностей. Ап. Петр рукоположил К., поручил ему епископскую кафедру и управление Римской Церковью, передал полученную от Христа власть «вязать и решить». Т. о., К. был полноправным преемником ап. Петра, тогда как Лин и Клет - всего лишь помощниками, которые по указанию апостола совершали священное служение (ministerium sacerdotale). Из усердия к христ. вере К. написал много книг, в т. ч. 2 послания, именуемые кафолическими (quae catholicae nominantur). Составитель 2-й редакции усложнил хронологию Каталога Феликса, добавив указания на периоды вакации Римской кафедры: 20 дней перед возведением К. на кафедру и 13 - после его смерти.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Переход из Таллина в Кронштадт. Художник: А. Блинков 30 августа 2016 года исполняется 75-я годовщина завершения «Таллинского перехода» — операции по эвакуации Балтийского флота, 10-го стрелкового корпуса, других бойцов Красной армии, раненых и беженцев из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Он явился завершением обороны эстонской столицы, проходившей с 23 июля по 27 августа. Таллин вместе обороняли русские и эстонцы, отряды моряков и народного ополчения. Вспоминает Михаил Федорович Худолеев, в 1941 г. курсант Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. 22 июня 1941 года он встретил в учебном плавании, а уже 27 июня был направлен в Таллин — основную базу военно-морского флота. «С нами бок о бок сражались эстонские рабочие — и сражались отважно. Отношения между нами были дружескими». 26 августа стало ясно, что Таллин не отстоять. Фашисты прорвали внешний оборонительный рубеж и стали пробиваться к Таллинскому порту. Только тогда было получено запоздалое разрешение от Ставки оставить Таллин. До этого руководство Балтфлота и в особенности адмирал Трибуц не осмеливались просить у Верховного Главнокомандующего позволения на эвакуацию. Она проводилась уже под обстрелом немецких батарей. С воинами 10-го корпуса 8-й армии, оборонявшими Таллин, и моряками-балтийцами уходили беженцы, в т.ч. члены правительства Эстонии. Всего Таллин покинули 41992 человека на 225 кораблях (из них 163 военных и 20 гражданских транспортных). Немцы и их союзники финны 36 минных заграждений из почти 2000 мин По мнению как ветеранов, так и историков-специалистов, прорыв в Кронштадт был чистой импровизацией. Минная обстановка не была толком разведана, хотя немцы и их союзники финны с июня месяца выставили 36 минных заграждений из почти 2000 мин (777 выставили немцы, 1100 финны). При этом финны приступили к минированию Финского залива еще до начала Великой Отечественной войны — в ночь с 21 на 22 июня. Вспоминает ветеран войны, житель блокадного Ленинграда Кирилл Васильевич Захаров: «В ночь с 21 на 22 июня мы с отцом плыли из Ленинграда в Выборг на небольшом пароходе. Ночь была белая, видимость хорошая. Вдруг на горизонте мы увидели летящие с севера самолеты с синими свастиками на бортах. Они по ходу нашего пароходика, вдоль его бортов, стали разбрасывать какие-то металлические предметы, похожие на бочки. Пассажиры на палубе, а среди них были военные, оживленно стали обсуждать, что это такое. Сошлись на том, что это — учения. Только потом я понял, что это значит. Финны воспользовались нашим судном как указателем для минирования фарватера. И на горизонте не было ни одного нашего самолета».

http://pravoslavie.ru/96559.html

Критики писали о том, что явление Шаляпина символизирует собой завершение длительного процесса создания национальной оперы. А после выступлений в Европе к певцу пришла и мировая слава. В годы Первой мировой войны гастроли Шаляпина прекратились. Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу раненых. После революции он вернулся в Мариинский театр, получил звание народного артиста и фактически стал его художественным руководителем. Однако в 1922 г. выехав на гастроли в Париж, Шаляпин больше в Россию не вернулся, предпочтя остаться во Франции. В 1938 г. он заболел лейкемией, от которой и скончался. Сегодня мы также вспоминаем капитана 2-го ранга, командира атомной подводной лодки «К-8», Героя Советского Союза В.Б.Бессонова (1932-1970). Всеволод Борисович Бессонов родился 7 октября 1932 г. в селе Ивановское Курской области в крестьянской семье, там же окончил среднюю школу. В 1955 г. Бессонов окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания. В 1965 году окончил Высшие офицерские специальные классы ВМФ. С мая 1965 г. проходил службу на Краснознаменном Северном флоте, и считался опытным специалистом по дизельному подводному флоту: будучи командиром минно-торпедной боевой части (БЧ-3) на дизельной подводной лодке, был награжден орденом Красного Знамени – за испытание в 1955 г. первой атомной торпеды на Новой Земле. В 1968 г. капитан 2 ранга В.Б.Бессонов стал старшим помощником командира атомной подводной лодки (АПЛ) «К-8». В ночь с 15 на 16 февраля 1970 г. капитан 2-го ранга В.Б.Бессонов, уже в качестве командира корабля, вывел эту субмарину из Святоносского залива Кольского полуострова в свой первый самостоятельный автономный поход в Атлантику. АПЛ «К-8» находилась в плавании почти два месяца, выполняя задачи боевой службы в Средиземном море. При возвращении она получила приказание участвовать в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР . Однако вечером 8 апреля 1970 г., когда подлодка находилась в Бискайском заливе, на ней возник пожар.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/de...

1901 Напротив, очень многие другие памятники раскольничьей литературы согласно свидетельствуют, что эта первая Игнатиева поездка на Выг имела место в 1727 году. Известные нам шесть свидетельств —146— в пользу этой последней даты 1902 вполне подрывают достоверенность свидетельства «Сказания» не имеющего за собой, кстати, и качественного авторитета в форме древности своего происхождения. «Сказание» говорит затем, что главным предметом этой беседы 1719 года был вопрос о титле на кресте Христове и что мирный конец её был завершен особым «примирительным письмом». А между тем это «примирительное письмо» во всех известных списках его датируется 5 Августа 1727 года. 1903 Таким образом, всё убеждает, что первое путешествие Игнатия на Выг было не в 1719 году, как утверждает «Сказание», а в 1727 году. 1904 Поэтому и обстоятельства этого путешествия, описанные в «Сказании», мы должны считать обстоятельствами путешествия 1727 года. Есть и некоторые общие соображения против принятия даты 1719 года. Для федосеевщины это был тяжелый год. Если поездка Игнатия имела место летом – до 5 Августа —147— 1719 года, то значит это было спустя каких-нибудь три месяца после разрушения федосеевской Ряпиной мызы, разгона одних и поимки других её наставников. Разбежавшиеся феодосеевские учителя летом этого года были заняты, несомненно, хлопотами по устроению своей внешней жизни, а не снаряжением столь серьезной экскурсии. Да и Игнатий Трофимов, как мы знаем, в это время спокойно миссионерствовал в родных Новгородско-Старорусских краях и в движении богословской мысли своих единоверцев не принимал непосредственного участия. Ошибочно указана в «Сказании» и дата второго путешествия Игнатия. Если это путешествие, по свидетельству письма Федора Калинина, имела место «года три или четыре прошедши» после первого, то очевидно, что временем его был январь месяц или 1731-го, или 1732 года. 1905 Раньше 1731 года оно состояться не могло, потому что было уже «по преставлении блаженные памяти отца Андрея мудрого», 1906 —148— который (Андрей Денисов) умер 1 марта 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай Раевский родился в 1894 году в небогатой дворянской семье. С 1913 года изучал биологию в Петербургском университете. В 1915-м добровольцем ушел на фронт, окончив ускоренный курс артиллерийского училища. Боевое крещение получил в Брусиловском наступлении. К весне 1917-го был награжден тремя орденами. Как и другие офицеры-фронтовики, мучительно переживал начавшийся развал армии и страны. «А сейчас… жуткий липкий позор. Каждый день по грязному, избитому бесчисленными обозами шоссе мимо домика, в котором мы живем, десятками, сотнями тянутся в тыл беспогонные, нестриженые злобные фигуры. Бросают опаршивевших, дохнущих от голода лошадей и бегут, бегут, бегут. И глухая, темная злоба закипает в груди — и к тем, которые развратили и предали, и к тем, которые развратились и предали. Всё кончено, все надежды разбиты. Темная ночь впереди. И мы, молодые здоровые люди, чувствовали себя живыми покойниками. Стыдно было чувствовать себя русским. Стыдно было сознавать, что в твоих жилах течет та же кровь и ты говоришь на том же языке, что и те, которые братались с врагом, бросили фронт и разбежались по домам, грабя и разрушая всё на своем пути» (20–22). (Из мемуарной повести «Тысяча девятьсот восемнадцатый год»). Студенческий билет Н.А. Раевского. Прага, Карлов университет. 1928-1929 учебный год Но поручик Раевский не намеревался в тяжелейшие для Родины дни довольствоваться ролью наблюдателя. С 1918 года до завершения Гражданской войны на юге России он сражался в рядах белых. Потом — Галлиполи, Болгария, Чехословакия, где Раевский блестяще окончил естественный факультет Карлова университета, получил докторскую степень и, несмотря на открывшиеся перспективы научной деятельности, оставил биологию, потому что «заболел» Пушкиным. После прихода немцев его как бывшего русского офицера арестовало гестапо, но через два с половиной месяца выпустило под подписку о невыезде. Встречая в Праге 1944 год, Раевский записал в дневнике: «Хотел бы конца войны, как и все, но боюсь, боюсь большевизма — не за собственную шкуру только, за немногих дорогих мне людей, за всё, что есть хорошего в европейской культуре, за право жить не по указке духовного хама… Для себя же лично — пережить две недели после конца войны.

http://pravoslavie.ru/72759.html

Посему, рекомендуя Вашему Святейшеству означенного иеромонаха Нектария, пребываю в надежде, что Вы и по отличающему Вас человеколюбию к безвинно страждущим, и по особой, истинно отеческой ко мне любви должным образом позаботитесь о рекомендуемом, могущем сообщить к тому же и самые достоверные сведения об интересующих Вас обстоятельствах кончины приснопамятного Сурьяса. Не имея иной просьбы, подписываюсь с наиглубочайшим к Вашему Всесвятейшеству почтением. Хиос, селение Мирминки, 3 июля 1881 года. Духовный сын Вашего Всесвятейшества К. И. Проиос 58 ». Из письма святого, которое приводится ниже, мы узнаем, что Патриарх составил о нем самое благоприятное впечатление, принял «радушно» и, желая укрепить свою кафедру достойными и образованными клириками 59 , всерьез позаботился обеспечить ему финансовую поддержку в случае обучения на богословском факультете Афинского университета. В архиве Александрийской Патриархии сохранился черновик ответа Софрония Проиосу: «С радостью получив 3-го числа текущего месяца сыновнее Ваше письмо, участливо рекомендующее нам силиврийского уроженца иеродиакона Нектария, с просьбой позаботиться о его устройстве, сообщаем в ответ, что нашелся некий христианин, готовый оказывать содействие означенному иеродиакону до завершения им курса в Национальном университете, вследствие чего тот отбывает сегодня на египетском пароходе для исполнения возвышенного своего намерения». В письме не объявлено, кто этот неназванный «христианин» (в приведенном тексте Патриарх обозначил его буквами «.κ.», но потом зачеркнул и аббревиатуру). Но можно думать, что это был один из братьев Хоремисов. Сохранившиеся данные, во всяком случае, показывают, что Нектарий Кефалас периодически, а в гимназический период, кажется, постоянно получал помощь от братьев Хоремисов: Яниса, Демосфена и Микеса 60 . Впоследствии те же братья поддерживали литературно-издательскую деятельность владыки Нектария, скупая крупные партии его книг 61 . Исполненный признательности, он неизменно различными способами (через письма, посвящение книг и т. п.), а при всяком благоприятном случае и устно изъявлял им свою любовь и благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

От всех этих огорчений Ал. Андр. уезжает отдохнуть в деревню Каликино (Чухновск. уезда); здесь у него зарождается новый план – создать свой собственный концертный хор для путешествий с ним по России. Здесь же, как завершение невысказанных огорчений, он пишет музыку на псалом «Боже, во имя Твое, спаси мя: яко чуждии возсташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою». Возвратившись в августе в Петербург, Ал. Андр., отдохнувший и успокоившийся, начинает собирать новый хор, гл. обр., из лиц, свободных от каких-либо постоянных занятий, из «рыбарей», как любил выражаться Ал. Андр. Два месяца Ал. Андр. работает с хором и, преодолев большие трудности, достигает желаемых результатов: хор отшлифован до последних пределов – хор готов к концертам. С 1/XI 1898 г. начинается первое концертное турне по России хора Архангельского. Псков, Вильно, Гродно, Белосток, Новогеоргиевск, Лодзь, Брест-Литовск, Варшава – первый район. Смоленск, Вязьма, Калуга, Тула, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Полтава, Кременчуг; далее – на юг – Елизаветград, Екатеринослав, Ростов н/Д., Таганрог, Одесса, Кишинев, Новочеркасск; по пути к дому – Воронеж и Рязань. Поездку по всем этим городам хор закончил к 1/1 1899 г. В истории русской хоровой жизни это турне хора Архангельского, по своему охвату, по программам и, главное, по художественности исполнения было едва ли не первым. С 4-го концерта в Варшаве хор поет все программы уже наизусть, без нот. Естественно, что поездка по России в то время, с хором в 30 человек, была делом очень сложным и тяжелым. Целый ряд неожиданных препятствий и неприятностей пришлось преодолевать и переживать Ал. А-чу и хору. Дорожные непорядки, полицейские формальности и т. п. создавали много волнений и забот; в Новочеркасске, перед самым началом концерта, полиция требует немедленного предъявления паспортов – лишь после вмешательства Донского Атамана разрешили поднять занавес и начать концерт и т. д. Возвратившись в Петербург, в январе хор едет в Финляндию, в Гельсингфорс. Предварительная продажа билетов на первый концерт почти ничего не дала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сходя в мир, Он преображается, принимая начиная с 5-го неба образы ангелов каждого из небес (10. 9-10, 18, 20-30), а затем «подобие человека» (3. 13). При этом на 2-м и 3-м небесах Он называет пароль стражам врат (10. 27, 29). Цель этих мер секретности заключается в том, чтобы до завершения дела Искупления Он оставался неузнанным (ср.: 1 Кор 2. 7-8; 1 Тим 3. 16; Ep. Apost. 13). После же Сам Бог объявит, кто Он и поставит Его судией над всем миром (Asc. Is. 10. 12). Таинственность сохраняется не только во время прохождения небес, но и после Рождения от Девы (согласно «И. п. В.», Дева Мария принадлежит к роду Давидову, ср.: Protev. Jac. 10. 1; Ign. Ep. ad Eph. 18. 2; Iust. Martyr. Dial. 44. 4). Непорочно зачатый Иисус рождается не как обычный ребенок. Он неожиданно является Пресв. Деве в человеческом облике через 2 месяца после Благовещения (Asc. Is. 11. 8-10, 14; ср. 6 месяцев в Protev. Jac. 13. 1). Возможно, мотивом пассажа является не только стремление подчеркнуть божественную природу Христа, которая сокрыта до времени и через которую творятся чудеса, но и желание включить в повествование исполнение пророчества Ис 66. 7 (ср. мотив рождения без боли: Protev. Jac. 19. 2; Odae Solomon. 19. 6-11). Кроме того, такое чудесное Рождение объясняет читателю, как Дева Мария сохранила Приснодевство. При этом, чтобы остаться не узнанным небесными силами, Иисус Христос разрешает Деве кормить Его грудью, как дитя (Asc. Is. 11. 17; мотив сокрытия Иисуса от небесных сил присутствует и в Ign. Ep. ad Eph. 19; ср.: Hall. 1999). После Распятия Иисус нисходит к ангелу ада, но на 3-й день воскресает, является ученикам и посылает их на проповедь (Asc. Is. 11. 20-22). Возносясь обратно через 7 небес, Он удостаивается прославления и поклонения от ангелов (11. 24; ср.: 1 Петр 3. 22; Еф 1. 21; Кол 2. 15; Флп 2. 9-10). Нек-рые исследователи рассматривали «И. п. В.» как типичный пример «триумфалистской» сотериологии (Christus Victor - Христос Победитель), в к-рой центральное место занимает не антропологический, а космологический аспект искупления: Христос побеждает силы зла, овладевшие миром ( Aul é n G. Christus Victor: An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of the Atonement. [S. l.], 1931). Многие полагали, что «И. п. В.» отражает идеи «наивного докетизма» ( Charles, ed. 1900). Однако совр. тенденция - рассматривать богословие «И. п. В.» как вполне ортодоксальное для своего времени ( Knight. 1996). Автор не противопоставляет, подобно докетам, человека Иисуса и божественного Христа. Хотя он и делает акцент на доказательстве божественной природы Спасителя, но не отрицает реальности Страстей. Он скорее «наивный католик» ( Hannah. The Ascension of Isaiah. 1999. P. 165-196), а его сочинение можно считать примером характерной для этого периода «ангеломорфной христологии» ( Simonetti. 1993). Святой Дух

http://pravenc.ru/text/674800.html

На одном из этапов этого процесса дао порождает триаду небесных божеств – «Трёх чистых» (Сань цин), или называемых также « Тремя небесными достопочтенными » (Тянь цзунь). Третьим из этих «небесных достопочтенных» и был «Верховный старый государь Лао-цзы» (Тай-шан Лао-цзюнь). Именно ему и принадлежит роль творца мира. Созидание Вселенной он осуществляет из своего тела (cp. с древнекитайским мифом о Паньгу 179 ). После завершения творения мира начинается период промыслительных действий Лао-цзюня, главными из которых являются его периодические воплощения в образах мудрых советников при идеальных государях древности. Показательно, что различные даосские секты настаивали и на последующих воплощениях учителя. Суждения же в отношении того, кто именно был очередной инкарнацией «небесного достопочтенного», весьма различны. Перечисленные скромные биографические сведения обросли со временем грандиозными мифическими подробностями. Впрочем, мифологичность сюжетов наглядно демонстрирует религиозные предпочтения даосов: именно легендарные черты, которыми наделялся образ их учителя, в первую очередь и делали его объектом культа. И по сей день Китай ежегодно отмечает праздник в честь рождения Лао-цзы, который приходится на 15-e число 2-го месяца по лунному календарю. §3 Основные принципы даосизма в период его доктринального становления Формирование даосизма происходило под сильным оппозиционным влиянием конфуцианства. Историограф Сыма Цянь отмечает в своём труде: «Люди, изучающие [учение] Лао-цзы, отвергают конфуцианство, а конфуцианцы отвергают Лао-цзы» 180 . Указанная особенность даосизма позволила даже утверждать одному из выдающихся синологов XIX в. академику В.П. Васильеву, что «общая связь всех разнородных систем даосизма заключается в их протесте против конфуцианства, в принятии именно того, что не согласно с этим учением, в соединении под одно знамя всех недовольных» 181 . Несмотря на тот факт, что легендарный мудрец Лао-цзы считается в даосизме автором ключевой книги даосизма – «Дао дэ цзин», этот текст не был написан в VI в. до н. э., к которому относят время жизни учителя. Данный трактат датируется III в. до н. э. В пользу этого утверждения говорит и язык произведения, и отсутствие упоминаний об этом важнейшем тексте даосской традиции вплоть до того же III в. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Медаль «За персидский поход». Припаяв ушко, её полагалось носить на Андреевской, ленте главного ордена Российской империи Затея с мадагаскарско-индийской экспедицией, будучи вырванной из исторического контекста, выглядит экстравагантной авантюрой. На самом деле «отмашка» на её проведение была дана через полтора месяца после завершения Петром I весьма успешного Персидского похода, продлившегося 14 месяцев (29 июля 1722-го – 23 сентября 1723 года), во время которого им было прорублено широкое окно в Азию. По условиям мирного договора, подписанного с шахом Ирана Тахмаспом II, к Российской империи отошли северное и западное побережья Каспийского моря, провинции Ширван, Гилен, Мазендаран, Астарабад, города Баку, Дербент и другие. В Персидском походе. Сдача Дербента Петру I Впрочем, одной из целей Персидского похода достичь не удалось: отыскать реку, которая якобы протекала из прикаспийских территорий в Индию, а Пётр I очень рассчитывал проложить по ней водный торговый путь с северо-запада (имея в виду Россию) в Империю Великих Моголов, по которому пошли бы чай, пряности, щёлк и т.д. на Русь, и далее в Европу, а обратным порядком всё то, чем была богата его страна. Увы, не существовало такой реки, зато стеной стояли на этом пути горы. Сколь не бедны были географические познания того времени, но представления о существовании Мадагаскара – четвёртого по величине острова мира (после Гренландии, Новой Гвинеи и Калимантана, иначе называемого Борнео), равно как и удобного его расположения по пути из Европы в Индию, было известно со времён открытия его португальцем Перу да Ковильяном в конце XV века, за два столетия до Петра I, а весь маршрут русской экспедиции во главе с Вильстером проделал современник Ковильяна Васко да Гама (первое плавание в Индию 1497 – 1499 годов). На Мадагаскар зарились многие завоеватели, и его «правительство» (остров де-факто являлся республикой пиратов) действительно искало «протекции» (защиты) у европейских правителей и нашло её у Карла XII, который 24 июня 1718 года передал «королю» Моргану охранное письмо, где тот объявлялся наместником шведской короны на Мадагаскаре.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/08/russki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010