Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (то есть старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, то есть первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх – отценачальник – Предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Поместном Соборе, – высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, а к имени Патриарха – полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви. Христианское (новозаветное) понятие о Священстве    При вступлении в Церковь верующий через Таинство Крещения и ниспослание ему дара Духа Святого поставляется на служение в Церкви. Всякий член Церкви – харизматик, обладающий благодатию Божией. Дар Духа Святого, получаемый каждым верным в Таинстве Миропомазания, сообщает ему харизму царственного священства. В Церкви нет даров Духа без служения, как и нет служения без даров. Через харизму царственного священства верный призывается к священническому служению в Церкви.    Прямые свидетельства Священного Писания о священническом служении членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем Послании апостол Петр обращается ко всем христианам: «... И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.... Но вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Ср. в ответе митрополиту Филарету: …твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. Человек, не верующий в Бога, даже если и плачет, то …не те потоки слез лиются, Которы сладостны для страждущих очей И сердцу дороги свободою своей… И словно вспоминая о Держащем дланию весь мир и простирающем руку помощи верующим в Него, своего Создателя и Господа, Пушкин адресует митрополиту, как он выразился, «русскому епископу», слова: И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Эта строфа очень глубока и объемна по своему содержанию. Если Пушкин в самом деле использовал стихотворение «Безверие», то, возможно, эти слова обращены к Богу Вседержителю, простирающему мощную руку Свою с «дарами мира». Не потому ли ответ Филарету был оставлен без надписания, без заглавия, что контекст данного стихотворения гораздо шире? Если же эти слова – «и ныне с высоты» – относятся к владыке Филарету, то тем самым Пушкин, обращаясь к архипастырю, возносит епископский сан его на подобающую высоту, ибо, по учению Церкви, епископ олицетворяет образ Христа (см. послания святителя Игнатия Богоносца к ефесянам, гл. 3, 6 и к траллийцам, гл. 3: «на епископа должно смотреть, как на Самого Господа»; «все почитайте… епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»). И по учению святого апостола Павла, «начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17). Ответ митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния. Еще одну параллель теме пушкинского ответа находим в Послании апостола Павла к галатам: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2).

http://pravoslavie.ru/526.html

Да, дорогие братие и сестры, те слова Спасителя имеют вечное значение и относятся ко всем нам и теперь говорит Спаситель: «Дети Нового Сиона, Моей Церкви, Я Своими страданиями купил вам вечную славу. Не только временно, но на все века и для всех христиан. Между тем другие, вместо покаянного плача, видя, как полагают ныне Мой крест и Мой гроб, причиняют Мне снова страдания». В самом деле, когда видим все увеличивающееся неверие, когда видим богохульство, кощунство, когда видим, как увеличиваются эти пороки, эта ненависть, это оскудение любви ко всему святому, чистому, как не плакать о себе и о грядущем поколении. Ныне более, чем когда-либо, наступает время плача, покаяния, молитвы. О, Создатель, знаем, что наступит время Страшного суда, о котором так мало многие думают, который стараются отрицать; наступит время, когда скажут горам – падите на нас, и утесам – покройте нас от лица Сидящего на Престоле, ибо пришел день Господень и кто может противостоять ему. И тогда горы не падут и холмы не покроют. И теперь, пока есть время, должны молиться слезно: «Умягчи, Сладчайший Владыко, сердца наши, дай нам покаяние, умножь нашу веру, дай нам полюбить эту новую заповедь, которую Ты дал нам: пусть наша молитва будет о всех братьях ожесточенных, неверующих. Некогда Ты принял покаяние разбойника, ныне прими и нас вопиющих Тебе от чистого сердца: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Время покаянных слез В Великий Пяток (на всенощной) 20 апреля 1918 года Знаю и вижу, что ныне, слыша скорбные песни и видя Крест Христов, мы все потрясены духом и многие из нас проливают слезы. И вспоминается мне евангельский рассказ о том, что когда совершалось это страшное дело и безгрешный Страдалец Спаситель Христос, изгибаясь под тяжестью Креста Своего, шел на место казни, за Ним следовало великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодныя, и утробы неродившия, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Лк.23:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

И в каких трогательныхсловах и выражениях, с каким глубоким уважением и нежною чувствительностию к священной особе Саула, как царя своего и помазанника Божия, сообщил он ему своё обличение, держа в руках своих воскрилие его. Господине царю, воззвал он вслед Саула, при выходе его из пещеры, и когда Саул при сем воззвании оглянулся назад и узнал в говорящем Давида и своё воскрилие, тогда Давид, пав лицом своим на землю, поклонился ему и сказал так: для чего ты слушаешь наветников, уверяющих тебя, что я ищу души твоей? вот ты ныне видел собственными очами, что Господь предал мне тебя в вертепе, но я не захотел убить тебя и пощадил жизнь твою, говоря в себе: не изнесу руки моей на государя моего, потому что он помазанник Господень. И вот воскрилие одежды твоей в руках моих; я взял его, но не убил тебя: уверься же теперь и уразумей, что нет во мне злобы против тебя, ни нечестия, ни пренебрежения к тебе, и я ни в чём не согрешил пред тобою, а ты ищешь души моея, чтоб исторгнуть её; да судит Господь между мною и тобою и да защитит меня Господь от тебя, рука же моя не будет на тебе. Царь Израилев! рассуди и помысли, против кого исходишь ты с войском своим и за кем ты гонишься? Не за псом ли умершим и не за блохою ли единою? В другой раз, когда Давид с Авессою войдя ночью в Зифский лагерь Саулов и похитив у него копие с сосудом от возглавия его, на другой день, с противоположной горы показывая копие и сосуд, упрекал телохранителей Сауловых в небрежном охранении безопасности царевой, то, обратившись к самому Саулу, так говорил ему: почто ты гонишь раба твоего, царь и государь мой, в чём я согрешил пред тобою и какая оказалась во мне неправда в отношении к тебе? И ныне да послушаешь, государь мой-царь, смиренных слов раба своего: если Бог побуждает тебя против меня, то да будет благовонна жертва твоя, а если сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, потому что изгнали меня ныне из достояния Господня, говоря: пойди, служи богам чужим. И ныне да не падет кровь моя на земли пред лицем Господним, ибо царь Израилев вышел искать души моей и гонит меня, как нощный вран по горам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Надевая пояс, священник произносит: Священник облачается перед началом литургии Благословен Бог, препоясуяй мя силою и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя 543 Благословен Бог, Который препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня. Надевая поручи, священник произносит те же слова, что и диакон, когда облачается в них. Если священник имеет благословение на набедренник или палицу, он надевает их на себя со словами: Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 544 . Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и приложи усилие, и поспеши, и царствуй ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Надевая фелонь, священник произносит: Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 545 . Священники Твои, Господи, облекутся правдою, и святые Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Облачившись во все литургические одежды, священник отходит к умывальнику, где умывает руки, произнося при этом: Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи 546 . Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать голосом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я красоту дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с нечестивыми и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не подумайте впрочем, чтобы это было мое собственное умствование; нет, это есть мысль всей Православной Церкви, это единогласное учение всех глубокомысленных и благоговейных испытателей Писаний. Послушайте, вот что говорит о сем предмете один из них, которого Церковь по преимущественному обилию духовных красот в его слове именует Златоустым, и которому, как повествует неложное предание, внушал толкования Писаний сам избранный сосуд благодати Божией Ап. Павел, или лучше сказать сам Дух Святой во образе Павла. Хочу сказать вам, говорит он к своим слушателям, нечто пречудное, но не удивляйтесь, и не сомневайтесь. Что же это такое? Приношение в Литургии, кому бы ни случилось приносить оное, Павлу или Петру, есть тоже самое, какое и И. Христос преподал ученикам своим, и то, которое совершают ныне священники, ничем не меньше первого; ибо и его освящают не человеки, но тот же, кто освятил и первое, поскольку как слова, которые Бог провещал, суть те же самые, которые произносит и ныне священник, так и приношение тоже самое есть. Следовательно и это есть тело Христово, также как и то, а кто почитает это худшим того, тот не знает, что Христос и ныне здесь присутствует, и ныне также, как и прежде действует (на посл. к Тим. 1 Прав.). 2) Тоже следует заключить и из слов Апостола Павла в послании ко Евреям. Мы имеем, говорит он, жертвенники, от котораго питаться не имеют права служители Скинии (гл. 13:9). Итак, братия, имея свободу входить во святилище посредством крови Иисуса Христа путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу т. е. плоть свою, и имея великаго священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем и с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и тело омыв водою чистою, будем держаться исповедания надежды непоколебимо: ибо обещавший верен, не будем оставлять собрания своего, т. е. Церкви, как у некоторых есть обычай, но будем наставлять друг друга, и тем более, чем более видите приближение онаго дня. Ибо ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим, то уже не остается жертвы за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник произносит отпуст: Воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, (святых храма и дня – имена их), святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. Хор: Великого господина и отца нашего (имя) , Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего преосвященнейшего (имя) , митрополита (или: архиепископа, или: епископа, – название кафедры) , богохранимую страну нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святого храма сего (или: игумена с братией святой обители сей) и всех православных христиан, Господи, сохрани на многие лета. И начинаем первый час.   Если же день непраздничный, хвалитные псалмы читаются; начинаем так: Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, солнце и луна: и далее до конца (смотри выше, стр. 31). Если нет «хвалитных» стихир, вместо Слава, и ныне: читается: Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие вседневное Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мира, помилуй нас. Подъемлющий грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё во веки, и в век века. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе! Хор (все): Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй! Благослови. Священник: Христос, истинный и благой Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всеми верными восхваляемых Апостолов, (святых храма и дня – имена их), святых и праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны и всех святых, да помилует и спасёт нас по великому человеколюбию Своему! Хор (все): Великого господина и отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего Преосвященного (имя) , митрополита (название кафедры), Богом хранимую страну нашу Российскую, [настоятеля, служителей и прихожан святого храма сего] и всех православных христиан, Господи, сохрани на многие лета! Чин краткой вечерни (Для тех ситуаций, когда полное богослужение совершать затруднительно) Священник: Благословен Бог наш всегда: ныне и присно и во веки веков! Хор (все): Аминь. Священник: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Все: Царю Небесный, Утéшитель, Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Священник: Отец наш Небесный! Все: Да святится Имя Твоё. Да наступит Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: Ибо весь мир – Твоё царство, в нём Твоя сила и слава: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Все: Аминь. 103-й ПСАЛОМ Чтец: Благослови, душа моя, Господа! Хор (все): Благословен Ты, Господи. Чтец: Господи Боже мой, Ты дивно велик. Славой и величьем облечён. Хор (все): Благословен Ты, Господи. Чтец: Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твёрдых основах; не поколеблется она никогда. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её.

http://blog.predanie.ru/article/domashni...

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Да радуется творение,/да веселятся все, на земле рожденные,/ибо у ада ненавистного отнята добыча;/пусть жены с ароматами Меня встречают;/Я избавляю Адама и Еву со всем их родом,/и в третий день воскресну. Катавасия: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. После девятой песни Трисвятое. Чтец: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. И поем тропарь, глас 2 Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!» Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Святейшем Патриархе нашем (имя) , и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Методический материал Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту, именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне, получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Вопросы на понимание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для индивидуального размышления Запишите свои ответы в блокнот. Если хотите, поделитесь своими мыслями в комментариях . Прочтите толкования   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Митрополит Антоний Сурожский Святитель Николай Сербский Митрополит Антоний (Храповицкий) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Востав иду ко отцу моему (Лк 15:18). (Слова блудного сына из читанной ныне евангельской притчи) Братие! притча о блудном сыне должна занять все внимание наше. В ней, как в зеркале, видны все мы. Сердцеведец Господь в немногих словах и в лице одного человека представил, как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Богу, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной. Повторим ее и побеседуем о том, как необходимо и как удобно грешнику обращаться к Богу. У одного человека было два сына. Когда они пришли в возраст, младший сказал отцу: дай мне следующую часть имения. И отец разделил имение. Старший сын не взял своей доли и остался с отцом: знак, что он любил отца чистым сердцем, находил удовольствие в исполнении его воли (николиже заповеди твоя преступих) и удаляться от него почитал безумием.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010