Кол.1:22.   Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою. «И вас, иногда сущих отчужденых и врагов помышленьми в делех лукавых» , «ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою.» По себе заключайте и о всех. Ибо вы, живя в лукавстве и злочестии и вовсе будучи лишены света Боговедения, соделались близкими Богу, не потому, что закон даровал вам этот дар, но потому, что Владыка Христос заплатил долг ваш, предал тело на смерть, чтобы вы, удостоившись звания, соделались святыми и свободными от всякого порока. Потом Апостол дает им разуметь их совращение и устрашает. Кол.1:23.   Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. «Аще пребываете в вере основани и тверди, и неподвижими от упования благовествования, еже слышасте» . Будете же святы, непорочны и неукоризненны, держась того, чему научились в начале, и храня твердым преподанное вам учение. «Упованием» же «благовествования» Апостол называет воскресение, бессмертную жизнь и Царство Небесное. Потом извещает, что проповедь возвещена не им одним, но и всем людям. «Проповеданое всей твари поднебесней, емуже бых аз Павел служитель» . Ибо ему поручено возделание язычников. Но не сказал бы сего, если бы никогда их не видел. Ему заметили бы: «Если ты поставлен проповедником для язычников, то почему пренебрег нами и не преподал нам евангельского учения?» И последующие слова поддерживают ту же мысль. Кол.1:24.   Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь. «Ныне радуюся во страданиих о вас» . Какое было бы основание не видевшему их и не преподавшему духовного им учения прямо сказать, что подвергается он за них различным опасностям? «И исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь» . И Владыка Христос за Церковь приял смерть, претерпел крестный позор, биение по ланитам, бичевание и многое другое; и божественный Павел также потерпел за нее же, подвергался различным страданиям и терпел их с радостию. Ибо говорит: «радуюся во страданиих о вас» ; ибо знал, что сим приобретается жизнь. Сказал же, что исполняет «лишение скорбей Христовых» , как довершающий то, что оставалось еще сделать, и ради сего претерпевающий страдания. Оставалось же — проповедать язычникам и указать им великодаровитого Подателя спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

На вечерни после песни «Свете тихий», на утрени перед Евангелием, на литургии перед Апостолом поются стихи из псалмов, которые называются прокименами. На вечерни каждого дня особенный прокимен, который называется дневным. Так, например, накануне понедельника: «Се ныне благословите и пр. Благословите ныне Господа все рабы Господни» 96 . На воскресных утренях и литургиях для каждого гласа свой особенный прокимен. Так, например, первого гласа на утрени: «Ныне воскресну, глаголет Господь и пр.». «Ныне восстану, говорит Господь, положу в безопасности того, на кого они дышат злобой» 97 ; на литургии: «Буди Господи милость Твоя» и пр.. Да будет, Господи, милость твоя с нами, точно так, как мы надеялись на Тебя». Точно также во все господские двунадесятые праздники особенные прокимены, подходящие к празднуемому событию. Так, например, в праздник Крещения Господня на утрени: «Море виде и побеже и проч.». «Море увидело и побежало, Иордан возвратился назад» 98 . На литургии: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Во все праздники богородичные прокимены общие как на утрени, так и на литургии. Именно, на утрени: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде». «Я сделаю незабвенным имя Твое в род и род» или: «Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое» – «Слыши, дщерь, воззри и обрати ко мне ухо твое». 99 На литургии из песни Богородицы: «Величит душа моя» и пр. «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» 100 . Точно также и святым Божиим, каждому разряду один общий прокимен. Например, преподобным на утрени и на литургии: «Честна пред Господом смерть преподобных его». Кроме всех этих прокименов, есть еще особенные, так называемые великие прокимены. Они положены на вечернях в Господские праздники и в великопостные воскресенья – от сырного и до вербного. Отличие их от обыкновенных прокименов состоит в том, что эти последние поются по два раза, и в третий – вторая половина прокимена, а великие по четыре раза и в пятый вторая половина прокимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Нельзя согласиться с мнением некоторых экзегетов, которые считают, что возможно наличие нескольких буквальных смыслов у одного и того же текста, подобно тому как в языке слово иногда имеет несколько различных значений. Во-первых, многосмысленность противоречит цели, с которой Священное Писание дано людям ( Рим. 15:4 ; 2Тим. 3:15–16 ; Пс. 18:8–9 ) – научить людей истине. Если возможно много равнозначных смыслов, то возможно несколько разных истин, противоречащих друг другу, а это не соответствует законам логики. Истина может быть только одна. Во-вторых, многосмысленность невозможна по законам здравого смысла. Размышляя или говоря о каком-нибудь предмете, человек определяет этому предмету только одно значение в данный период времени. В то же время принципу единства буквального смысла не противоречит существование ряда слов, которые могут иметь несколько буквальных значений (см., напр., Пс. 17:26–27 ; Прит. 24:16 ; Иак. 2:13  и др.). Однако в рамках смысловой единицы – фразы или стиха, слово всегда несет только один конкретный смысл. Не противоречит этому принципу и то, что одним и тем же местом Ветхого Завета порой поясняются и доказываются различные истины в Новом Завете. Так иногда поясняются или доказываются истины, вытекающие из главной мысли в приводимом месте. Например, словами псалма «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (2:7) св. ап. Павел доказывает а) вечное, божественное рождение Иисуса Христа: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» ( Евр. 1:5 ); б) Его вечное и совершенное священство: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (5:5); и в) воскресение Его из мертвых: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» ( Деян. 13:32–33 ). Сам псалом содержит только ту мысль, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Истина же вечного и совершенного священства Христова и истина Его воскресения из мертвых доказываются этим местом, как следствия божественности Сына Божия. Поскольку Иисус Христос есть вечный Сын Божий, то и Его священство есть священство вечное и совершенное, и Ему невозможно было удержаться в узах смерти ( Евр. 7:24 ; Деян. 2:24 ) 159 . 3.2. Историко-критический метод  

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но как и это прискорбно, то последний присовокупляет «ныне…» Или слово »ныне« должно быть отнесено к радости, поскольку ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. Или слово »мало " должно разуметь относительно скорби, в таком именно виде, если нужно теперь, то немного поскорбеть от различных искушений… Прибавляет «аще лепо есть», научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот, ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцев, а грешники – в понесение наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальной и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (блаж. Феофил.). В ст. 8 Апостол в качестве нового побуждения к благодушному перенесению испытаний указывает на веру и любовь читателей к Господу Иисусу Христу, и эту похвалу апостол выражает в форме перифраза слов Христовых Ап. Фоме, что блаженны те, кто, не видя Христа, веруют в Него ( Ин 20:29 ). Читатели послания, имеющие именно такую веру и любовь ко Христу, должны в этом черпать силу и опору для своей надежды на конечное спасение. «Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести в вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подается спасение душ? Если же вы имеете явиться пред Ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение и вполне достигнете предполагаемой цели» (блаж. Феофил.). 1Пет.1:11 .  исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. 1Пет.1:12 .  Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Образы пития из камня, понимаемого в христологическом смысле, мы видим у ап. Павла: «и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». ( 1 Кор 10:4 ). Тема пития от источаемого Христом источника нетления и бессмертия – одна из сквозных тем Евангелия от Иоанна, например: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин 4:14 ), «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин 7:37 ) и т. п. А в свете слов из того же Евангелия «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин 6:55 ) слова о новом питии из источника бессмертия приобретают несомненный евхаристический смысл. Песнь 3, тропарь 1 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Ныне вся исполнишася света,/небо же и земля, и преисподняя:/да празднует убо вся тварь/востание Христово,/в немже утверждается. Ныне все исполнилось света,/и небо, и земля и преисподняя:/пусть же празднует все творение восстание Христа,/на котором утверждается. Ныне все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; поэтому пусть празднует все творение восстание Христа, в Котором оно утверждается. Ныне все наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует же вся тварь восстание Христа, на котором она утверждена. В этом тропаре продолжается раскрытие темы света, о которой уже говорилось. Песнописец отмечает, что после Воскресения Христова светом наполняются не только небо и земля, но и преисподняя (ад), которая была прежде местом мрака. Но после того как Христос сошел во ад, и преисподняя наполнилась светом Самого Божества: как пророчествовал Исаия, «на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис 9:2 ). Это упразднение мрака приносит радость всей твари (см. Рим 8:19 -19: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»).

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Первое отличие будущих тел наших от нынешних апостол указывает в том, что они освободятся от работы истления и не будут подчинены закону смерти, ныне господствующему над нами. Сеется, ввергается в землю (говорит апостол), в тление, восстает в нетлении. Подобает тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие. Егда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою ( 1Кор. 15:42, 53–54 ). Далее апостол говорит: сеется не в честь, восстает в славе ( 1Кор. 15:43 ). Когда мы провожаем в могилу тело умершего, оно не имеет ни вида, ни доброты; рука смерти снимает с него выражение силы и достоинства, и оно является уничиженным, разрушающимся, обращаясь в бездушную и бесформенную персть земную. Но восстанет оно в полном цвете силы своей, в нем не будет тех недостатков, какие ныне, от времени или от несчастных обстоятельств, являются в нем и нарушают его правильное строение и благообразие. Оно предстанет по выходе из могилы таким, каким вышло бы из рук Творца и каким должно быть по первоначальной творческой идее своего строения. В нем отразится свет славы воскресшего тела Христова. Сеется в немощи, восстает в силе ( 1Кор. 15:43 ). Подвержено болезням и страданиям нынешнее тело наше. Оно терпит много от влияния стихий и не может противостоять их разрушительному действию. Его мучит то голод и жажда, то зной и холод, и оно чувствует утомление и впадает в изнеможение от более или менее напряженного труда. По воскресении тело наше не будет таким немощным, каким оно представляется ныне. Оно не будет страдать ни от болезней, ни от разрушительного действия стихий. Не взалчут они тогда, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной, говорит Тайнозритель ( Апок. 7:16 ). И труд, ныне утомляющий и отягощающий нас, не будет сопровождаться чувством усталости, и будет доставлять приятное удовлетворение нашим силам и стремлениям. Сеется тело душевное, восстает тело духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Послушаем-ка это мы, творящие несправедливость, и либо возвратим пострадавшим то, что приобрели несправедливостью, либо употребим такое лекарство в отношении тех, которые творят несправедливость. (19, 9) Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему. Домом он называет живущих в доме. Ныне, говорит Он, пришло спасение, поскольку удалена уже гибель живущих в нем, бывшая следствием корыстолюбия и несправедливости. (19, 9) Потому что и он сын Авраама. Это он сказал из-за тех, которые роптали, что Он «зашел к грешному человеку». Ведь Он говорит: «Ныне спасение дому сему», да и должно было спастись Закхею, потому что он из рода Авраама. А эта прибавка показывает, что Он вочеловечился, прежде всего, ради потомков Авраама. (19, 10) Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Погибшее из рода Авраама. Ведь Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома» 656 Авраама. Но и я – Закхей, малый духовным ростом. Ведь я еще влачусь долу вокруг земного, и хотя стараюсь увидеть Христа ясно, и как подобает, но не могу Его увидеть, если не отбегу от того, что препятствует мне в этом, и не взлезу на дерево, то есть, возвышусь над земным и поднимусь к небесному. Тогда и Он дружественно посмотрит на меня, и позовет к Себе, и обитель у меня сотворит. Ибо таковой становится домом Божиим. (19, 11) Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Некоторые из иудеев, слыша, что Он часто говорит о том, что приблизилось Царство Божие, предположили, что для того Он ныне восходит в Иерусалим, чтобы воцариться в нем. Поняв это, Он посредством притчи исправляет это их ошибочное предположение, показывая, что Его Царство – не от мира сего, но небесное и вечное. Глава 66. Об отправившемся, чтобы получить себе царство (19, 12) Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправился в дальнюю страну. Он Себя подразумевает под человеком как вочеловечившийся, а высокого рода как Сын Божий. Отправился же Он в дальнюю страну, вознесшись на небо после Воскресения из мертвых. Ведь Он говорит о будущем как о том, что уже произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слава и ныне, «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже»(трижды). «Господи, помилуй»(трижды). Слава: дневной тропарь. В четыредесятицу и когда поется «Аллилуйя», тропарь со стихами, гл. 8: «В девятый час ради нас плотию смерть Испытавший, умертви наши плотские помыслы, Христе Боже, и спаси нас». Стих: 1. «Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня». 2. «Да придет моление мое пред лице Твое, по слову Твоему избавь меня»(Пс. 118; 169–170). Слава и ныне: (Богородичен). «Ради нас Родившийся от Девы, претерпевший распятие, победивший смертью смерть, и, как Бог, явивший воскресение! Не презри, Благий, созданных Твоею рукою; яви Свое человеколюбие, Многомилостивый, прийми молящуюся за нас, родившую Тебя Богородицу и спаси, Спаситель наш, людей отверженных» «Не предай нас навсегда ради имени Твоего и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля Святого Твоего»(Дан. 3; 34–35). «Святый Боже» по «Отче наш…». Кондак праздника. Если нет праздника а также в четыредесятиицуу следующие, гл. 8: «Разбойник, видя Начальника жизни, пригвожденным на крест воскликнул: «Если бы Распятый с нами не был Бог во плоти, то солнце не скрыло бы, своих лучей, и земля в трепете не тряслась бы. О, Господи, все терпящий, вспомни меня в царстве Твоем». Слава: «Посреди двух разбойников Твой крест послужил мерою правосудия, одного низводя в ад за жестокую хулу; другого же чрез познание богословия облегчая от прегрешений, Христе Боже, слава Тебе»И ныне: «Тебя Агнца и Пастыря и Спасителя мира, видя на Кресте, Родившая Тебя со слезами восклицала: мир радуется, принимая избавление; сердце же мое горит, видя Твое распятие, которое Ты терпишь за весь мир, Сын и Бог мой». Стр. 388. «Господи, помилуй»(40 раз). «Во всякое время.» стр. 387. «Господи, помилуй»(трижды). Слава и ныне. «Честнейшую Херувимов.«Именем Господним благослови, отче». Священник: «Боже, сжалься над нами и благослови нас, освети нас лицем Твоим и помилуй нас»(Пс. 66; 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Это и означают слова Павла: «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:20, 22). Ибо, по примеру трости, на том конце, который от Адама, наше естество было рассечено грехом, потому что смертью душа отлучилась от тела; а на другом конце, который от Христа, наше естество вновь возвращается в свое первозданное состояние, потому что раскол, случившийся в нашем естестве, был полностью преодолен (букв. “соединился”. — «Примеч. пер.») воскресением человека во Христе».    В слове на Пасху святой Григорий Нисский говорит о значении Христова Воскресения: «Об этом светлом празднике «висят весь закон и пророки» (Ср.: Мф.22:40), и всякое богодухновенное слово и закон содержатся в благодати Воскресения. Ведь здесь и конец зла, и начало добра. Например, царствовала смерть от Адама (см. Рим.5:14), взяв начало тленной силы; но ее злое владычество продлилось вплоть до Моисея, и закон нисколько не ослабил злую силу смерти. Пришло царство Жизни, и разрушилось царство смерти; и явилось второе рождение, иная жизнь, другой образ жизни, изменение самого нашего естества». ««Сей день, егоже сотвори Господь» (Пс.117:24), ибо в сей день Господь творит новое небо и новую землю». «Благодать Христова Воскресения уничтожила смертные муки; она родила Первенца из мертвых, разрушила медные врата смерти, сокрушила железные засовы ада. Ныне отверзается темница смерти, ныне узникам возвещается освобождение, ныне слепым даруется прозрение, ныне Восток Свыше посещает сидящих во тьме и сени смерти».    «И во время Христовых страданий Бог, по причине домостроительства спасения, не отлучался в Нем ни от души, ни от тела, с которыми единожды соединился. Хотя Божество добровольно отделило душу от тела, однако же показало, что пребывает и в том, и в другом. Ибо телом, не принявшим в себя тления смерти, Оно сокрушило «имеющего державу смерти» (Евр.2:14), а душой отверзло разбойнику вход в рай. И то, и другое совершается одновременно, так как Божество творит добро и в теле, и в душе: нетлением тела истребляет смерть, а душой, спешащей на свою собственную родину, возвращает людей в рай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Воскресение мертвых Кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: изыдут творившие добро в воскресение жизни ( Ин. 5, 29 ). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом ( Откр. 20, 6 ). Эти признаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся. Видишь, что во время весны все, что зимой, как мертвое, было, как бы вновь оживает и возрождается: земля производит из недр своих плоды, деревья листвой одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются; воды, льдом скованные, растаивают и текут и вся поднебесная тварь в новый вид облекается и как бы заново созидается. От этой чувственной весны пусть возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, которую обещал преблагой Бог в Писании Своем Святом, когда тела от начала мира усопших верных из земли, как семена, силою Божией прозябнув, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, в ризу бессмертия оденутся, примут венец доброты из рук Госпо