Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Николаевич Джордже; 20.04.1807, с. Язак, близ г. Нови-Сад - 20.02.1896, Сараево), митр. Дабро-Босанский в 1885-1896 гг. Из священнической семьи, основатели к-рой в сер. XVII в. переехали в Срем из г. Любине (Герцеговина). После нем. школы в Сремска-Митровице окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. В 1829 г. изучал философию в ун-те Пешта. В 1830 г. митр. Стефан (Стратимирович) по просьбе местной правосл. общины направил Г. учителем в серб. школу в Дубровник. В 1833 г. последовательно был рукоположен во диакона и иерея. Тайно переписал часть кириллических документов, хранящихся в Дубровнике, перед их отправкой в Вену. Позже эти копии были изданы как собственные П. Карано-Твртковичем ( П. Српски споменицы или старе дипломе, повеле и choшehuja босански, српски, херцеговачки, далматински и дубровачки царева, банова, деспота, кнезова, bojboдa и властелина... Београд, 1840). В 1843 г. возведен в сан протопресвитера. С 1858 г. профессор богословия в Задарской семинарии и член Задарской консистории. По ходатайству митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) 17 окт. 1882 г. с возведением в сан архимандрита переведен в Сараевскую консисторию и назначен временным ректором и преподавателем церковнослав. языка Сараевской семинарии. После отставки митр. Савва в прощальном Окружном послании от 16 сент. 1885 г. назначил Г. администратором Дабро-Босанской митрополии, 21 окт. он вступил в должность. Вскоре был хиротонисан во епископа и возведен на Сараевскую кафедру. В отличие от своего предшественника Г. старался не обострять отношений с австро-венг. властями требованиями смягчения их политики в отношении правосл. сербов (см. ст. Босния и Герцеговина ). В основном он занимался повышением уровня духовного образования. В это время правосл. молодежь епархии, как правило, училась в более доступных католич. школах, где учащихся склоняли к переходу в католичество или унию. Для противостояния этому Г. на личные средства открывал школы при мон-рях, учредил неск. фондов для финансирования серб. школ.

http://pravenc.ru/text/164275.html

Из монастырей наиболее известны пещерный монастырь Вардзиа (XII b.), вырубленный в скале, Тимотесубани (XIII), Гелати (XII–XIII b. в), один из крупнейших культурных центров Грузии, Бетания (Вифания, XII–XIII в.в.), Гурджиани (VIII b.), лавра Гареджи (VI b.), Шиомгвиме (VI b.), и другие. 5.2.4. Духовное образование в Грузинской Церкви Священнослужители Грузинской Церкви получают образование в двух высших учебных заведениях — Тбилисской Духовной Академии и Семинарии и Гелатской Духовной Академии, а также в тринадцати средних богословских учебных заведениях — Кутаиссикй Духовной Семинарии во имя св. еп. Гавриила, Кутаисском духовном училище во имя св. еп. Гавриила, Ахалцихской Духовной Семинарии во имя св. Григория Хандзойского, Батумской Духовной Семинарии во имя св. Иоанна Богослова, Хулойском духовном училище и гимназии, Зугдидской духовной гимназии во имя св. Георгия, Ланчухтской духовной гимназии во имя св. Иоанна Крестителя, Озургетской духовной гимназии во имя св. Нины, Тбилисском центре приходских школ, Батумской гимназии во имя св. ап. Андрея Первозванного, Потийской гимназии во имя св. Григория Богослова, Сенакской духовной школе, Хобской духовной школе. 6. СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии. Сербы приняли христианство в VII b. Однако много веков раньше первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами. Предание свидетельствует, что здесь проповедовал св. апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Св. апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий побывал в восточной и южной части Балканского полуострова, а в Далмацию послал своего ученика Тита. В IV–VII в.в. здесь находилась митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ангеляр Охридский, равноап. - житие Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер, святой равноапостольный. Память в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Почитание Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

http://pravicon.com/info-1758

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иларион (Руварац). Фотография. Ок. 1900 г. (Руварац Йован; 1.09. 1832, Сремска-Митровица - 8.08. 1905, мон-рь Гргетег), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад. По окончании начальной школы учился в гимназиях в Сремски-Карловци и в Вене, в 1852-1856 гг. студент юридического фак-та Венского ун-та, в 1859 г. окончил Карловацкую ДА. 1 янв. 1861 г. принял монашеский постриг в мон-ре Крушедол . Благодаря блестящему образованию стал быстро продвигаться по службе: сначала был назначен на должность писаря церковного суда, в 1872 г. стал преподавателем ДА в Сремски-Карловци, в 1874 г. поставлен архимандритом мон-ря Гргетег , в 1875 г. вернулся в академию на должность ректора до 1882 г. После конфликта с патриархом Германом (Анджеличем) был уволен из академии. Отказался занять кафедру Темишварского епископа и до конца жизни был настоятелем Гргетега; под его рук. обитель стала важным центром Православия в Австро-Венгрии. Особое внимание он уделял монастырской б-ке, к-рую ему удалось увеличить почти в 2 раза. Еще во время учебы И. увлекся национальной и церковной историей, занимался изучением исторических источников и историографии на разных языках: он знал греческий, латынь, немецкий, читал по-итальянски и по-венгерски. Был австрофилом и последователем нем. историка Леопольда фон Ранке , к-рый призывал показывать события прошлого так, «как они в действительности происходили», без вымысла и приукрашивания. Страстно полемизировал с представителями господствовавшей тогда в серб. исторической науке романтической школы, став родоначальником научно-критического направления национальной историографии. Исследовал документальные источники, прежде всего по средневек. истории, и много сделал для их публикации и критического анализа. Немало трудов И. посвящено истории Сербской Православной Церкви. Он составил жизнеописание 1-го Сербского архиеп. Саввы , писал о Рашских епископах и митрополитах, Печских патриархах XVI-XVII вв., занимался историей Православия в Боснии и Герцеговине, опубликовал значительное количество источников о жизни серб. монастырей, особое внимание уделил Великому переселению сербов 1690 г. во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) , исследовал документы об истории бегства из Печи в Австрию Сербского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) и т. д. Его исследования оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Сербии и еще при жизни автора получили признание. В 1869 г. он был избран членом Сербского ученого об-ва, а в 1888 г. стал одним из первых действительных членов Сербской королевской академии.

http://pravenc.ru/text/389205.html

Византийские художники, воспитанные на идеях исихазма, продолжали утверждать идею обожения, святости. Об этом свидетельствует икона «Святая Анастасия» (Государственный Эрмитаж), созданная, вероятно, около 1400 г., возможно, в Константинополе, где был храм, посвященный св. Анастасии. Эта двусторонняя икона (на обороте – процветший Крест) была, очевидно, выносной. Святая Анастасия, по преданию, приняла мученическую кончину в 304 г. в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в период гонений на христиан императора Диоклетиана. Мощи св. Анастасии были в конце V в. перенесены из Сирмиума в Константинополь, откуда разошлись по Европе. В начале IX в. император Никифор I подарил часть мощей святой задарскому епископу Донату, поместившему их в собор св. Анастасии в хорватском городе Задар. Реликварии с мощами св. Анастасии также хранятся на горе Афон. Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Салоники. Св. Анастасия всегда изображается с крестом и сосудом для врачеваний, как целительница и узорешительница. Как отмечает О. С. Попова: «Все краски – очень светлые и нежные: в лике – это негустые охры, деликатный, неяркий румянец и розовый цвет щек и губ; в одеждах – светло-зеленые тона. Одеяние сплошь покрыто сетью длинных и тонких световых лучей, переданных полупрозрачными штрихами белил, и от этого зеленая краска кажется еще более высветленной и легкой... Отметим, что мастер достиг в изображении одеяния эффекта зримого разрежения плотности материального вещества – освобожденная от тяжести и вещественности материя как бы образует некую тонкую сферу, окружающую фигуру» 149 . Имя «Анастасия» с греческого переводится как «воскресающая», «возвращение к жизни». Зеленый цвет плаща великомученицы символизирует надежду и воскресение, возрождение к вечной жизни в Божьем Царстве. Красный цвет в одежде св. Анастасии имел целую шкалу художественных значений: он являлся воплощением огня веры, духовного горения, любви Божественной к людям. «Бог есть любовь», явленная миру, особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил кровь свою за спасение мира. Одновременно красный – цвет воскресения Христа, знаменующего торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому. Красный цвет – цвет жертвенности, цвет крови, очистительный огонь слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это не прошло мимо внимания императора-язычника, и, возвращаясь из похода на славян, он арестовал Дмитрия, заключил его в тюрьму. Дмитрий готовился к смерти, молился, а император организовал бои в Фессалониках, заставляя биться христиан со своим любимым воином Лием, который, естественно, побеждал их. Что сделал Дмитрий Солунский? Он благословил своего бойца христианина Нестора, и тот сбросил убийцу христиан Лия на копья стоящих вокруг воинов. Римский языческий боец погиб, Нестор был казнен, вслед за ним был казнен и Дмитрий Солунский, но их подвиг как великомучеников, борцов за христианство произвел большое впечатление на греков. Поэтому это один из любимых святых греков. Поскольку Дмитрий является покровителем славян, есть сербская легенда о том, что происходило все это вовсе не в Фессалониках, а в сербском городе Сремска-Митровица, как он называется сейчас как раз в честь Дмитрия Солунского. Только потом мощи святого были перенесены в Салоники, потому и получили такое название. На Руси эта славянская традиция почитания Дмитрия Солунского в качестве своего покровителя сохранилась, и образы, имеющие начало от византийской мозаики, будут постоянно тиражироваться в русской иконописи. И многие русские князья будут получать при крещении второе имя именно в честь Дмитрия Солунского.   Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   После осуждения Нестория и подписания примирительного трактата между Кириллом и Иоанном Антиохийским страсти поутихли. Однако горячие головы с обеих сторон желали продолжить внутрицерковную распрю. Одной из таких горячих голов был Евтихий – настоятель одного из константинопольских монастырей, близкий сподвижник нового Египетского патриарха Диоскора, который имел необычайно могущественное положение при дворе. Дело в том, что Евтихий был крестным отцом препозита священной опочивальни – евнуха Хризафия, который был всесильным временщиком в последние годы правления Феодосия II. По сути Евтихий имел прямой выход на императора.

http://academy.foma.ru/category/istoriya...

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. Входит в состав Элладской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Византийский период Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году. По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии ), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Во время гонений святой Ириней продолжал проповедо­вать веру Христову и утверждать в ней многих новообращенных  8 апреля. ПРАВМИР. Священномученик Ириней Сремский (или Сирмийский) был епископом в Паннонии (провинция Римской империи) в городе Среме (ныне город Сремска-Митровица, Югославия). Он пользовался глубо­ким уважением паствы за свое благо­честие и весьма строгий образ жизни. Во время гонений на христиан, воздвигнутых при императорах Диоклитиане и Максимиане (284—305), святой Ириней продолжал проповедо­вать веру Христову и утверждать в ней многих новообращенных. За это он был схвачен и приведен к правите­лю Срема Пробу. Святой Ириней от­казался отречься от христианства и принести жертву языческим идолам. Тогда святого предали на мучения. Несмотря на уговоры родных и дру­зей, бывших очевидцами его пыток, святой Ириней отказался поступить­ся верой и был непреклонен в испове­дании Христа Спасителя. Правитель Проб пытался сломить волю мучени­ка, бросив его в темницу и уговаривая пощадить свою жизнь ради сыно­вей. На это святой Ириней отвечал: «Сыновья мои веруют в Бога, Который позаботится о них, меня же ничто не   заставит отречься от Христа». По приказу Проба святого приве­ли на мост Артемиды через реку Саву, чтобы утопить. Святой муче­ник спокойно снял с себя одежду, стал на колени и, воздев руки к небу, обратился к Господу с молитвой о своей пастве, чтобы Христос сохранил ее от опасностей и зла, от видимых и невидимых противников и утвердил в святой вере. По оконча­нии молитвы священномученик Ири­ней был обезглавлен и брошен в реку Саву. Это произошло 26 марта 304 года. Память святому Иринею в раз­личных месяцесловах указывается по-разному: 26 или 27 марта. В настоящем издании мы даем ее под 27 марта, так как под этим числом помещена Служба святому Иринею, изданная в Белграде в 1972 году (составлена протоиереем Мирко Р. Павловичем). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИК ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе ап. от 70). Ап. Павел приветствует А. и Иунию в Послании к Римлянам (16. 7) как своих сородичей и соузников, прославившихся среди апостолов и уверовавших во Христа прежде него (среди экзегетов нет единого мнения о том, является ли греч. Ιουναν формой муж. (Ιουνας) или жен. (Ιουνα) имени). Кроме этого короткого приветствия, имя А. в НЗ не встречается. Псевдо- Дорофей сообщает, что А. стал епископом Испании, тогда как сщмч. Ипполит Римский пишет, что он стал епископом в Паннонии. Нек-рые авторы уточняют это сообщение и говорят, что А. занимал кафедру Сирмия (совр. Сремска-Митровица); эта версия отражена в «Повести временных лет» . В каноне Иосифа сообщается, что А. многих обратил ко Христу, разрушал идольские капища, строил церкви, изгонял злых духов из одержимых и врачевал больных. Скончался мирно. Сведения относительно обретения мощей А. в VI в. в районе Евгениевых ворот в К-поле признаны неверными. Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В отдельных рукописях Типикона Великой ц. IX-X вв. память А. зафиксирована под 22 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 237); в Стишном Прологе Христофора Митилинского XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и в др. источниках (Ibid. Т. 2. С. 146), в т. ч. в студийских и иерусалимских Типиконах,- под 17 мая. Гимнография По Типикону, принятому в РПЦ, так же как и по первопечатному рус. Уставу 1610 г. и по совр. греч. Типиконам, А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование А., используемое ныне в Русской и греч. Церквах, зафиксировано уже в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский.Описание. Т. 1. С. 455), в слав. рукописных Минеях XII в., расположенных по Студийскому уставу (ГИМ. Син. 166. Л. 101об.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 63), и др. источниках. Оно включает стихиры , канон Иосифа 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: «Ανον προσοσω τ σοφ Ανδρονκ» - Похвалу принесу мудрому Андронику) и седален 4-го гласа. Мессинский (1131 г.; Arranz. Typicon. Р.152) и иерусалимские Типиконы указывают петь общий отпустительный тропарь апостолам 3-го гласа. Кондак «    » 2-го гласа отсутствует в студийских и в используемых ныне греч. Церквами Минеях.

http://pravenc.ru/text/115380.html

Миланског едикта у Митровици Српска Православна Црква - сремска, Град Сремска Митровица, Завод за заштиту споменика културе - Сремска Митровица, Туристичка Града Сремска Митровица прославу 1700 година Миланског едикта Субота, 21. септембар 2013. године 22. септембар 2013. године Пропратни програм: 19 сентября 2013 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64207.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009