Описывая образ жизни М. на острове во время ссылки, когда тот был вынужден питаться только корнями трав (Ibid. 6. 5), Сульпиций по сути (намеренно или нет) уподобляет его сир. «пасущимся» отшельникам, соединяя в образе М. все возможные типы подвижничества. Вероятно, данный сюжет связан с важной для Сульпиция темой сравнения вост. и зап. монашества: вост. аскеты несомненно постились строже, чем западные, поэтому для него было важно показать, что М. вел не менее строгую жизнь. Когда Сульпиций переходит к рассказу об основании М. 2 мон-рей в Галлии (Локотигиака (ныне Лигюже, близ Пуатье) и Большого мон-ря (ныне Мармутье, в черте Тура), хотя Сульпиций эти названия в «Жизни Мартина» не приводит), он использует такие же выражения, как и в случае с медиоланским мон-рем (sibi monasterium collocavit - Ibid. 7. 1; monasterium sibi statuit - Ibid. 10. 3), видимо подразумевая, что они возникли как эремитории (для первого Фонтен отметил оттенок значения глагола collocare, который в классической лат. лит-ре обозначал основание колонии или устройство военного лагеря - Sulpice S é v è re. 1967-1969. P. 611-612). Св. Мартин и прп. Феодор Студит. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Св. Мартин и прп. Феодор Студит. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мон-рь в Локотигиаке (самые ранние упоминания названия: Venant. Fortunat. Vita Hilarii. 12; Greg. Turon. Virt. Mart. 4. 30) Сульпиций сначала описывает как место, в котором М. уединяется, но при этом продолжает осуществлять служение экзорциста (в частности, принимает катехумена). Однако в следующей фразе упоминаются некие братья, которые пребывали в том же месте даже в отсутствие М. ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 7. 2). Возможно, это те же «братья», которые провожали М. в путь в предшествующей главе, т. е. такие же клирики, как он сам. Данные археологических раскопок в Лигюже, к-рые с 1952 по 1968 г. велись под рук. Ж. Коке, могут помочь в интерпретации сведений Сульпиция Севера лишь частично. Согласно выводам Коке, мон-рь М.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Реликварий св. Леобина в ц. Нотр-Дам в Лувье [Лат. Leobinus, Leubinus; франц. Lubin] († 14.03.557), св. (пам. зап. 14 марта), еп. г. Карнута (ныне Шартр, Франция). Основным источником сведений о Л. является Житие (BHL, N 4847), авторство к-рого ранее приписывалось либо его преемнику еп. Калетрику († 573), либо Венанцию Фортунату , еп. Пиктавийскому († ок. 600). В наст. время общепринятой является концепция А. Понсле, согласно которой жизнеописание Л., датируемое IX в., является частью агиографического цикла бенедиктинского аббатства Миси близ Орлеана ( Poncelet. 1905); доказательствами этого служат содержащиеся в произведении многочисленные заимствования из др. житий данного цикла; кроме того, составитель Жития хорошо был знаком с местной географией. При написании Жития Л., целью к-рого было создание образа епископа-монаха, автор ориентировался на Житие св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция) ( Helv é tius. 2004. P. 113-114); основное внимание автор уделил пребыванию Л. в мон-ре до начала епископского служения. В XIV в. для капитула кафедрального собора в Шартре было написано краткое Житие Л. на среднефранц. языке, повествующее в т. ч. о прижизненных чудесах святого (Legendaires et sermonaires du XIVe siècle. 1867). Л. род. близ Пиктавия (ныне Пуатье) в крестьянской семье, в детстве был пастухом. Получив образование в мон-ре Локотигиак (ныне Лигюже), где он выполнял обязанности препозита, Л. познакомился с отшельником прп. Авитом. Вскоре Л. выразил желание поступить в Леринский мон-рь (см. Лерен ), однако, встретив по дороге монаха, жаловавшегося на образ жизни братии, отправился вместе с ним к св. Лупу (в 538 занимал кафедру Лугдуна (ныне Лион)) и стал насельником возглавляемого последним мон-ря Инсула-Барбара (ныне Иль-Барб в черте г. Лион). Как сообщается в Житии, во время похода франк. кор. Хильдеберта I (511-558) в Бургундию (534) обитель была захвачена; Л. пытали, требуя выдать местонахождение монастырских сокровищ, однако святой, отказавшийся сообщить о нем и оставленный умирать, выжил. Нек-рое время Л. провел при прп. Авите, а после его смерти удалился в лес близ совр. Монмирая, где вел уединенную жизнь с 2 учениками. Через 5 лет Этерий, еп. Карнута († 544), рукоположил Л. во диакона и поставил его во главе монастыря в Брайаке (ныне Бру). Впосл. Л. встретился со свт. Кесарием , еп. Арелата (ныне Арль) († 542 или 543), жившим нек-рое время в Леринском мон-ре и с почтением отзывавшимся о его насельниках. Свт. Кесарий не одобрил желание Л. перейти в Леринский мон-рь, заметив, что ему следует оставаться в той должности, на к-рую он был назначен епископом.

http://pravenc.ru/text/2463385.html

Св. Мартин, еп. Турский. Фрагмент иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Св. Мартин, еп. Турский. Фрагмент иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) Помимо августиновских в Сев. Африке существовали и иные мон-ри (напр., возле Карфагена - Aug. Retractat. 2. 47). Однако гонения, начавшиеся после установления власти вандалов, вынудили нек-рых североафриканских монахов бежать в Европу. Нек-рая стабилизация произошла только к кон. V в. при кор. Гунтамунде, что привело к возрождению М. в пров. Бизацена. На Карфагенских Соборах 525 и 536 гг. обсуждался вопрос о власти епископа над мон-рем. Принятое решение отличалось от постановлений IV Вселенского (Халкидонского) Собора: была провозглашена независимость мон-ря от местного епископа, к-рому не разрешалось размещать в мон-ре свою кафедру и вмешиваться в избрание настоятеля; монахи в первую очередь должны следовать уставу, данному основателем мон-ря; за епископом сохранялись только литургические функции и право ординации клириков для мон-ря (CCSL. 249. P. 273-275, 283). Араб. завоевание Сев. Африки постепенно уничтожило местную монашескую традицию. III. В Галлии М. появилось, вероятно, после возвращения из ссылки ок. 360 г. свт. Илария Пиктавийского. Однако «отцом» галльского М. считается свт. Мартин, еп. г. Туроны, основавший в 60-х - нач. 70-х гг. IV в. мон-рь в Локотигиаке (ныне Лигюже, близ Пуатье) и т. н. Большой мон-рь (ныне Мармутье, в черте Тура). Хотя оба мон-ря сохранились и продолжили свое существование в средние века, их первоначальный характер и устройство являются предметом дискуссий (подробнее см. в ст. Мартин , св., еп. г. Туроны, разд. «Монашество Мартина и основанные святым обители»). В нач. V в. крупным центром монашеской традиции на юге Галлии стала островная Леринская обитель, основателями к-рой были святые Гонорат , впосл. еп. Арелатский, Капразий и Евхерий . На о-вах, к-рые занимало это монашеское поселение, сосуществовали разные типы подвижничества: отшельники и общежительные монахи, аристократы с семьями и слугами, жен. монашеская община, всегда было много паломников и гостей. Родственные связи монахов с аристократическими семьями и близость обители к Арелату, ставшему на некоторое время крупным административным центром после перенесения префектуры из Тревер, подняли престиж Леринской обители и сделали ее субъектом церковной политики того времени. Как сами леринские монахи, так и близкие к ним церковные писатели, жившие в соседних регионах, оставили после себя большое количество литературно-богословских сочинений (в т. ч., вероятно, неск. монашеских уставов), составивших впосл. ядро раннесредневекового монашеского корпуса текстов, читавшихся по всей Европе. При этом сама леринская традиция прервалась (хотя монастырь существовал в средние века; подробнее см. в ст. Лерен ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В королевстве франков во 2-й пол. VI в. среди многих в жанре Ж. л. работали свт. Григорий Турский и свт. Венанций Фортунат. Первому из них принадлежит сб. кратких жизнеописаний галльских подвижников IV-VI вв. «Житие отцов» (Vita patrum), а также «Восемь книг о чудесах», в т. ч. «О славе мучеников» (De gloria martyrum), «О славе исповедников» (De gloria confessorum - краткие заметки о жизни и чудесах многих святых, в т. ч. восточных), сборники Чудес свт. Мартина Милостивого и мч. Иулиана Бриватского . Венанцию Фортунату принадлежит ряд разнородных прозаических агиографических сочинений (Мученичество сщмч. Дионисия, Житие свт. Илария Пиктавийского, Жития свт. Германа Паризийского и св. кор.-инокини Радегунды и др.) и стихотворное Житие в 4 книгах свт. Мартина Милостивого. Слава Венанция Фортуната как агиографа была столь велика, что впосл. ему стали приписывать авторство и ряда др. житий (напр., Житие свт. Медарда и проч.). Ионе из Боббио (сер. VII в.) принадлежит цикл житий, посвященных прп. Колумбану и его ученикам Евстасию и Аттале , Бертульфу и Бургундофаре. В кон. VII в. анонимный составитель Мученичества св. Прейекта Арвернского назвал Иону последним из великих агиографов. Наряду с этими значительными фигурами известен ряд второстепенных авторов, составивших жизнеописания святых V в.: Стефан Африканец по заказу еп. Авнахария Автиссиодурского написал Житие св. Аматора, а патрикий Динамий - Житие свт. Максима Рейского. К этим памятникам близко анонимное Житие прп. Капрасия Леринского. Др. группа агиографов описывала жизнь своих современников и наставников: мон. Баудонивия составила 2-е Житие св. кор. Радегунды, Баудемунду, ученику свт. Аманда, приписывается Житие его наставника, просветителя Бельгии. Внутренние распри во Франкском королевстве во 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. привели к появлению нового типа мучеников, представителей духовенства, пострадавших от светских правителей. Наиболее известной жертвой гос. смуты стал Августодунский еп. Леодегарий , умерщвленный по приказу майордома Нейстрии Эброина. Первое, анонимное Мученичество св. Леодегария было написано в мон-ре св. Симфориана в Августодуне (ныне Отён), автором 2-го стал мон. Урсин из Локотигиака (ныне Лигюже, близ г. Пуатье). После мученической кончины Дезидерия , архиеп. Вьеннского, вестгот. кор. Сисебут составил 1-е Житие св. Дезидерия, к-рое использовал для изложения полемики с франками (франк. переработка Жития датируется VIII в.). К истории древних мучеников обращался Варнахарий из г. Лингоны (ныне Лангр). По просьбе Керавния, еп. Паризийского, он составил 2 сочинения о древних местных мучениках - Мученичество святых Спевсиппа, Елесиппа и Мелевсиппа (II в.) и Мученичество св. Дезидерия, 3-го епископа г. Лингоны, пострадавшего во время нашествия варваров (сер. IV в.).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Почему монашество было воспринято кельтами столь искренне? Отчасти потому, что это было исполнение чаяний дохристианской группы бардов-сказителей; подобным образом многие Отцы Церкви рассматривали христианство как исполнение чаяний и интуиций выдающихся греческих философов. У кельтов, любивших битвы, барды были странствующими менестрелями, воспевавшими события истории, мифологические сюжеты и героические подвиги. Аскетика открывала смысл духовных, а не мирских, доблести и героизма, а миссионерское усердие и лишения, претерпеваемые ради Христа, напоминали скитания бардов в поисках правды. Древние жития святых обильно свидетельствуют о стремительном росте монашества перед эпидемией чумы в конце сороковых годов VI в. Затем то же самое происходит одновременно в Уэльсе, Ирландии, Корнуолле и Бретани, где возникновение многих сотен новых монастырей вызвало даже значительные демографические изменения. Подобная же тенденция отмечалась в северном Уэльсе и северной Британии, а также в северной Галлии, от Нормандии до Бельгии, однако не в столь крупных масштабах. В 590-х гг. святой Колумбан принес идеалы кельтского монашества в Бургундию, где они получили широкое развитие в 640-х. В 630-х гг. от ирландцев восприняли монашество нортумбрианцы, которые в то время господствовали над большей частью англичан; с этого времени число английских и ирландских монахов растет, поэтому они основывают монастыри и вдохновляют их основание в северной и центральной Европе, что в VIII в. приводит к обращению большей части германцев и некоторого числа славян. Истоки монашества. Принято считать, что первый импульс исходил из Галлии. Монашество началось в середине IV в. в Египетской пустыне; святой Антоний Великий основал лавру, где отшельники жили свободно объединенными общинами, а святой Пахомий основал киновийное, или общежительное монашество. Вскоре сведения об этих святых и их образе жизни достигли Европы. Уже в конце IV в. в Галлии было много подобных общин – монастырь святого Гонората в Лерене; Марсель на юге; монастыри святого Мартина севернее в Лигюже и в Мармутье около Тура. Первое упоминание о монашестве на Британских островах мы находим у святителя Патрика в середине V столетия. Он отмечал, что многие сыновья и дочери ирландских вождей становились монахами и хранили девство, хотя, по-видимому, эти древние аскеты жили малыми группами или помогали в миссии, а не объединялись в большие общины под руководством аббата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поскольку романизация галликанского богослужения шла параллельно с его кодификацией, рукописей, содержащих «чистую» галликанскую традицию, сохранилось не много. Псевдо-Герман. Ключевым текстом для изучения Г. о. является «Краткое толкование древней галликанской литургии» (Expositio Brevis Antiquae Liturgiae Gallicanae - ркп. Autun. Bibl. Mun. 184, ок. 850 г. Fol. 113-122), надписанное именем свт. Германа, еп. Парижского († 576). Рукопись хранилась в мон-ре св. Мартина в Отёне и была издана в Париже в 1717 г. мауристом Э. Мартеном (совр. изд.: Ratcliff. 1971; устаревшее: PL. 72. Col. 83-98; рус. пер. 1-го послания: СДЛ. Ч. 5. C. 35-43). Состав рукописи следующий: «Книга искр» Дефенсора из Лигюже, апокрифическое послание блж. Иеронима о символизме канонических часов, 2 небольших трактата по каноническому праву, комментарий Беды Достопочтимого на кн. Товит, проповедь блж. Августина, катехизические вопросы, «Краткое толкование» свт. Германа, еще одно толкование мессы и 3 послания о чине Крещения. Текст «Краткого толкования» состоит из 2 посланий. Заглавие 1-го: «Мы начинаем главы преданий Отцов, каким образом совершается торжественный церковный чин (ordo), или какими наставлениями церковный канон (kanon) украшается. Герман, еп. Парижский, написал о мессе...» В нем содержится последовательное изложение чина литургии с толкованием основных элементов. В названии 2-го послания сформулирована его тема: «Начинается второе послание об общей службе (de communi officio)». Однако по содержанию оно довольно хаотично. Сначала излагается вопрос о различных формах псалмопения в службах суточного круга. Затем говорится об особенностях великопостного богослужения (в частности, о замене Benedictus пением Sanctus deus archangelorum); о благословении елея для разных нужд; о чине Крещения (текст в этом месте поврежден); об ангеле, совершающем Евхаристию, с аллюзиями на восходящий эпиклесис (Псевдо-Герман цитирует апофтегму аввы Арсения Скитского о монахе, к-рый не верил в реальность преложения Даров (авва Даниил. 7); она была переведена на лат. язык ок. 530); о пасхальном богослужении; об облачениях клириков; о великопостных песнопениях.

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

Несколько дней на глазах у той же самой публики он терпел страшные пытки. Святой остался не сломленным и был казнен. Через некоторое время его возлюбленной действительно привезли мощи … ее бывшего раба. Мартин Турский: когда стоит разорвать свой плащ напополам Человек разрывает свой плащ напополам для того, чтобы одну часть отдать замерзающему нищему. Случайный порыв души? Между тем именно с этого началась история одного из самых любимых святых древней и средневековой Франции, Мартина Турского (316–397), просветителя этой страны, основателя местной монашеской традиции. Мартин родился в семье военных — его отец был римским военачальником. Детство мальчик провел в Северной Италии, где получил образование и познакомился с христианством. Когда он вернулся домой, отец настоял на том, чтобы сын продолжил семейную традицию, и отправил его в императорскую конницу. Его часть располагалась в городе Амьен (Франция). Мартин тяготился военной службой. Он тайно вынашивал мечту стать служителем Церкви, но это едва ли было возможно: властный отец никогда бы не позволил. Однажды Мартин, терзаемый печалью, проезжал на коне мимо городских ворот и увидел нищего, который лежал в лохмотьях прямо на мостовой. День был холодный, и несчастный совсем окоченел. Тогда воин спустился с коня, снял с себя плащ и, разделив его на две части, одной из них обернул замерзающего. А на следующую ночь юноше во сне явился Христос, одетый в тот самый плащ, который Мартин отдал накануне нищему, сказав: «Этим плащом одел меня Мартин». Проснулся святой с твердой решимостью во что бы то ни стало воплотить свою мечту. Без колебаний он принимает Крещение. Своего права на отставку он добился благодаря блестящим действиям во время военного похода против дикого племени алеманов. Получив увольнение, святой Мартин отправился в Северную Францию, где через некоторое время стал священником, а затем епископом. Итог его пастырских трудов — просвещение всей языческой Галлии. Он построил первый христианский монастырь в Лигюже, став основателем галльского монашества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

резиденции от арианина, чтобы заместить ее сторонником никейской веры, однако, не увенчались успехом: несмотря на многократные церковные осуждения, Авксентий оставался на своей кафедре до смерти в 374 г. (см.: Williams. 1992. P. 14-22; Попов. 2004. С. 443). О последних годах пастырского служения И. сохранилось очень мало известий. Эти годы относительного церковного и гражданского мира И. посвятил заботам о просвещении паствы, об улучшении богослужебной жизни и о распространении аскетизма в Галлии. По возвращении на родину И. радушно принял в Пиктавии своего ученика Мартина (впосл. епископ Турский), и приказал ему основать в Локотигиаке (ныне Лигюже) недалеко от города небольшой монастырь, впосл. ставший одним из центров галльского монашества ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 7; Venant. Fort. Vita Hilar. I 12; Sozom. Hist. eccl. III 14; Lorenz R. Die Anfänge des abendländischen Mönchtums im IV. Jh.//ZKG. 1966. Bd. 77. S. 14; Fontaine. 1968. P. 74-86; Henne. 2006. P. 136-137). Для нужд своих клириков и паствы И. составил неск. экзегетических сочинений («Трактат на псалмы», с преобладающим нравственно-назидательным содержанием, и «Трактат о тайнах», посвященный духовно-типологическому толкованию ВЗ). В это же время И. по образцу вост. Церквей решил ввести в зап. богослужение хоровые песнопения, для чего написал ряд лат. богослужебных гимнов, впосл. вошедших в зап. литургические сборники. Одновременно И. продолжал собирать церковные документы по истории проникновения арианства на Запад и последующей борьбы с ним, намереваясь, по-видимому, закончить исторический труд на эту тему ( Hilar. Pict. Fragm. hist. XI-XV; Meslin. 1969. P. 43; Попов. 2004. С. 443). Он также занимался переписыванием Свящ. Писания, вероятно для личного употребления. Сохранилось сообщение о том, что Перпетуй, еп. Турский (V в.), завещал Евфронию, еп. Августодуна (ныне Отён), Евангелие, «переписанное Иларием, некогда Пиктавийским священником» ( Perpetuus Turonensis. Testamentum//PL. 71. Col. 1151). Дата кончины И.

http://pravenc.ru/text/389089.html