В эпоху поздней империи строили меньше, главные улицы стали зарастать, в IV в. они были застроены жилищами небогатых людей или использовались под кладбища. Мозаика из Виллы Стата. IV в. (Музей Сарагосы) Мозаика из Виллы Стата. IV в. (Музей Сарагосы) Др. пример небольшого рим. муниципия (с 73/74 г. по Р. Х.) - г. Мунигуа (близ совр. Вильянуэвы-дель-Рио-и-Минас, пров. Севилья), центр добычи железной руды и варки железа. Большая часть зданий относится к посл. трети I в. по Р. Х. Обширный храмовый комплекс на искусственной платформе на живописном склоне копирует храм Фортуны Примигении в Пренесте (ныне Палестрина, обл. Лацио, Италия; II в. до Р. Х.). Среди надписей - рескрипт рим. имп. Тита (79-81 гг. по Р. Х.) с упоминанием сборщика налогов Сервилия Поллия и штрафа за покушение на общественную собственность. В Луке (ныне Луго), к-рый был основан как город легионеров во время войны с кантабрами (25-24 гг. до Р. Х.), полностью сохранилась римская крепостная стена (кон. III в.) - прямоугольная в плане (длина стен 2,1 км, ширина от 4,2 до 7 м), с 85 овальными башнями (высота от 8 до 12 м, в кладке вторично использован 31 камень с надгробными и посвятительными надписями), 46 из них хорошо сохранились. Участки рим. стен кон. III - нач. IV в., часто достигающие исходной высоты, есть также в Легионе (ныне Леон) и Астурике Августе (ныне Асторга, пров. Леон). Произведения рим. архитектуры в И. немногочисленны и относятся в основном к периоду ранней Римской империи. Целиком в И. сохранилось лишь 2 рим. храма - небольшой простиль с 6-колонным портиком в Авзе (ныне Вик, пров. Барселона; нач. II в. по Р. Х.) и храм в антах в совр. Алькантаре (пров. Касерес; 103 г. по Р. Х.). Частично сохранился большой (40×22 м) 6-колонный периптер Дианы (имп. Августа?; кон. I в. до Р. Х.) в Эмерите Августе, реконструирован 6-колонный псевдопериптер в Кордубе (2-я пол. I в. по Р. Х.), уцелели угловые колонны периптера (6 на 11 колонн) имп. Августа в Барциноне (ныне Барселона). От Августобриги (ныне Талавера-ла-Вьеха, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Изменения в структуре католич. Церкви в И. повлекли за собой передел границ еп-ств и привели к спорам о юрисдикции между кафедрами. Так, в состав церковной пров. Брага (восстановлена в 1091) вошли еп-ства сев.-зап. И.- Асторга, Визеу, Коимбра, Луго, Мондоньедо, Оренсе, Порту и Туй. Однако в результате усилий епископов Сантьяго-де-Компостела провинция была разделена. По просьбе еп. Далмация кафедра Сантьяго-де-Компостела была непосредственно подчинена Папскому престолу (1095), в 1104 г. еп. Диего Хельмирес (1100-1149) получил право ношения паллия. Благодаря тому что находившаяся в Сантьяго-де-Компостела гробница ап. Иакова широко почиталась и в город стекалось множество паломников из Европы, еп. Диего Хельмирес, сосредоточив в своих руках огромные богатства, активно участвовал в междоусобицах, искусно лавируя между соперничавшими испан. правителями, знатными кланами и горожанами. В 1120 г. по его ходатайству папа Каллист II даровал кафедре Сантьяго-де-Компостела архиепископский статус (формально там была восстановлена древняя митрополия Мериды (рим. Эмерита Августа), находившаяся под властью мусульман) с 2 суффраганами (Коимбра и Саламанка). Тогда же архиеп. Диего Хельмирес был назначен папским легатом в провинциях Браги и Сантьяго-де-Компостела. Архиепископ пытался подчинить еп-ства Галисии (Луго, Мондоньедо, Оренсе, Туй), способствуя назначению на кафедры своих сторонников. Эти действия, а также притязания архиеп. Диего Хельмиреса на диоцезы Авилы и Саморы привели к конфликту между ним и архиепископами Толедо и Браги. В дальнейшем расширение церковной пров. Сантьяго-де-Компостела проходило за счет основания новых еп-ств на юге - Эворы (1165), Силвиша (1189), Гуарды (1197), Лиссабона (1148, с 1343 архиеп-ство) и др. После создания церковной пров. Лиссабона (1392) в нее вошли диоцезы, расположенные на территории Португалии. В составе пров. Сантьяго-де-Компостела, кроме 4 галисийских еп-ств, остались диоцезы Асторги, Авилы, Бадахоса, Сьюдада-Родриго, Кории, Пласенсии, Саламанки и Саморы.

http://pravenc.ru/text/674995.html

По построенной римлянами Виа-Лата (Via Lata) можно было добраться от Астурики Августы (ныне Асторга) до Эмериты Августы (ныне Мерида), от Гадеса до Нов. Карфагена по внутренним районам, затем вдоль вост. побережья шла Виа-Августа (Via Augusta), к-рая достигала Пиренеев и вела далее через Галлию в Италию. В период гражданских войн в Риме (I в. до Р. Х.) события в испан. провинциях непосредственно влияли на положение дел в метрополии. Один из убежденных противников Суллы, союзник Цинны и Мария Квинт Серторий (в 97-93 гг. до Р. Х. он занимал одну из военных должностей в И.) после неудачи его партии в Риме отправился как претор в пров. Ближняя Испания (83 г. до Р. Х.). Вскоре Сулла сместил его с должности, назначив претором Ближней Испании Гая Аппия, однако Серторий отказался подчиниться. Мятежник сумел склонить на свою сторону значительную часть местного населения, снизив налоги и освободив от обязанности размещать на постой в домах римских солдат (для этого стали использовать специально построенные казармы). Заключив союз с представителями местной знати, Серторий сформировал значительное войско. Гаю Аппию поначалу удалось оттеснить Сертория на юг, откуда он перебрался в Африку. В 80 г. до Р. Х. к Серторию прибыли послы от лузитан с просьбой вернуться. Серторий, вновь оказавшись в И., действовал столь успешно, что возникла реальная возможность образования на Пиренейском п-ове гос-ва, независимого от Рима. После смерти Суллы в 77 г. до Р. Х. Сенат решил отправить в И. войско под командованием Гнея Помпея. Война длилась несколько лет с переменным успехом, и только гибель Сертория от руки заговорщика (72 г. до Р. Х.) привела к поражению его армии. В И. была восстановлена власть Рима. Бронзовая таблица с текстом муниципальных законов «Lex Malacitana». 81 г. (Музей г. Малага) Бронзовая таблица с текстом муниципальных законов «Lex Malacitana». 81 г. (Музей г. Малага) Во время войны между Цезарем и Помпеем в И. развернулась борьба их сторонников. Помпея поддерживали местные военачальники - Афраний, Петрей и Варрон.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИДАЦИЙ [лат. Hydatius] († между 469 и 474), еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавиш, Португалия), хронист, продолжатель «Хроники» Евсевия-Иеронима. Основные сведения об И. содержатся в прологе к составленной им хронике, заметка св. Исидора Гиспальского (Севильского) в соч. «О знаменитых мужах» представляет собой конспект пролога ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 9). Об И. упоминается также в переписке папы Римского свт. Льва I Великого со св. Турибием , еп. Астурики (ныне Асторга, Испания), относительно борьбы с остатками присциллианской ереси в Галлеции (ныне Галисия). Поскольку И. принадлежал к числу противников присциллианства, были сделаны попытки обнаружить его родственную связь с Идацием Кларом, еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), также боровшегося с присциллианской ересью (для подтверждения этой гипотезы подчеркивалось сходство их греч. имен, редких для зап. провинций Римской империи). И. род. в Галлеции, в небольшом г. Лемика (Лимика, близ совр. Хинсо-де-Лимия), вероятно, в 80-х гг. IV в. В ранней юности он совершил путешествие на Восток, где встречал блж. Иеронима Стридонского , еп. Евлогия Кесарийского, свт. Иоанна II Иерусалимского и Феофила Александрийского. По словам И., он слышал там о широкой известности свт. Епифания Кипрского , т. о. его пребывание на Востоке можно датировать временем после 403 г., когда скончался Епифаний. Во время путешествия И. проявлял особый интерес к крупным центрам монашества в Палестине и Египте. Возможно, он вернулся на родину до 410 г. и стал свидетелем вторжения варваров в испан. провинции. Под 416 г. И. отметил в хронике важное событие в своей жизни - обращение к Господу, под к-рым, возможно, он подразумевает вступление в состав церковного клира. Возведенный в 427 г. на епископскую кафедру И. стал участником важнейших церковных и политических событий в пров. Галлеция. В 431 г. он был послан жителями провинции в Галлию, в ставку магистра войска Аэция, чтобы просить у него защиты от притеснений свевов.

http://pravenc.ru/text/293539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАХИАРИЙ [Вакхиарий, Бахиарий; лат. Bachiarius, испан. Baquiario] (нач. V в.), еп. (?), испан. церковный писатель, полемист. По сообщению Геннадия Марсельского ( Gennadii Massilensis De viris illustribus. 24), В. ездил защищаться от обвинения в ереси присциллиан в Рим, где папа благосклонно принял составленную им по этому поводу «Книгу о вере». Ж. Дюр относит время путешествия В. в Рим к 384 г. (понтификат Дамаса I , осудившего присциллиан) и предполагает, что «Книга о вере», содержание к-рой связано с заблуждениями Присциллиана (отношение к апокрифам, роль поста и др.), представляет собой своеобразные ответы на вопросы блж. Иеронима . Однако ни Иероним, ни папа Дамас не упоминают о В. У самого В. есть аллюзии на соч. Иеронима «Против Гельвидия» (после 383). Кроме того, имеются параллели между «Книгой о вере» В. и «Апологией» Руфина Аквилейского , адресованной папе Анастасию I (в 400/01), и др. апологией (Liber Apologeticus), к-рые испан. присциллиане подали на Соборе в Бурдигале (совр. Бордо) (384). «Книга о вере» затрагивает и вопросы, связанные с оригенизмом (о происхождении души), что указывает не на классическую присциллианскую ересь (80-е гг. IV в.), а уже на впитавший элементы учения Оригена т. н. неоприсциллианизм (нач. V в.), с к-рым боролись Павел Орозий и блж. Августин (Ad Orosium Contra Priscillianistas et Origenistas; ок. 415). Еще менее вероятной выглядит гипотеза П. Лапотра, к-рый считает В. автором поэмы «Вечеря Киприана» (Coena Cypriani) и относит его деятельность к 60-м гг. IV в., задолго до появления ереси Присциллиана. Впрочем, предположение этого ученого о том, что В. происходил с Востока, из Антиохии или ее окрестностей, вполне вероятно, хотя основная его деятельность была связана с обл. Галлеция (совр. Галисия, сев.-зап. Испания). Большинство зап. ученых (А. Ламбер, А.-Г. Амман и др.) восстанавливают основные факты деятельности В. следующим образом. На Толедском Соборе (400), осудившем присциллианизм, были приняты в церковное общение нек-рые епископы Галлеции, прежде склонявшиеся к этой ереси, в частности Симпозий, еп. г. Астурика Августа (совр. Асторга), и Диктиний. В ответ на это епископы Бетики и части Картахенской пров. порвали общение с теми, кто принял постановление Толедского Собора, считая их соучастниками ереси Присциллиана. Собор выслал делегацию в Рим во главе с еп. Иларием, к-рый убедил папу Иннокентия I в правильности принятых Собором решений. В своем послании к испан. епископам Иннокентий открыто осудил раскол, к-рый учинили епископы Бетики. Не исключено, что В. был одним из участников посольства в Рим и от имени духовенства Галлеции подал свое исповедание веры, чтобы засвидетельствовать православие своих соотечественников.

http://pravenc.ru/text/149947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИКТИНИЙ [лат. Dictinius] († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов, сторонник присциллианской ереси. Основные сведения о Д. находятся в актах I Толедского Собора (400). Д. был сыном епископа Астурики, к-рый тогда являлся митрополитом пров. Галлеция, Симпозия, одного из близких друзей Присциллиана . После казни Присциллиана в Треверах (совр. Трир, Германия) в 384 г. Симпозий отправил посольство в Рим к папе Сирицию и в Медиолан (совр. Милан, Италия) к свт. Амвросию , прося их посредничества в деле примирения со светскими властями. Свт. Амвросий Медиоланский в ответном послании Симпозию (не сохр.) признал за ним епископский сан и полномочия митрополита и призвал отказаться от поминовения Присциллиана как мученика, чтения апокрифов и употребления новых богослужебных песнопений, введенных Присциллианом. Свт. Амвросий потребовал, чтобы Д., сын Симпозия, рукоположенный им во епископа, был возвращен в пресвитерский сан. Симпозий отказался выполнить требования свт. Амвросия, став фактическим главой присциллиан. На епископские кафедры в Галлеции были поставлены еретики (напр., в столицу провинции, г. Бракара (совр. Брага, Португалия),- еп. Лампадий). Д. был ближайшим помощником Симпозия, постоянно находясь в Астурике (сведений о назначении его на к.-л. кафедру не сохр.). Д. был известен как церковный писатель, его сочинения пользовались успехом в Испании и в Африке. В 447 г. папа Римский свт. Лев I Великий выражал беспокойство по поводу популярности его произведений, отмечая, что люди читают не Д. (умершего православным), а как бы самого Присциллиана, говорящего устами Д. Бракарский Собор 561 г. запретил православным чтение произведений Д. Все сочинения Д. ныне утеряны, сохр. лишь фрагменты из соч. «Либра» в антиприсциллианском трактате блж. Августина «Против лжи». По словам Августина, Д. назвал соч. «Либра», т. к. оно содержало 12 разделов, как либра (древнерим. мера веса) состоит из 12 унций. Каждый раздел был посвящен отдельному вопросу. Блж. Августин сообщает, что Д. отстаивал допустимость обмана для духовной пользы др. людей, что было частью присциллианского учения. Д. обильно цитировал Свящ. Писание, однако превратно истолковывал приведенные им цитаты. Опровергая богословские построения Д., блж. Августин подчеркивает, что всякая ложь исходит от диавола , «отца лжи», и по своей природе не может быть спасительной.

http://pravenc.ru/text/172030.html

К несчастью для Альфонсо VI, Генрих не стал Сидом. Он оказался слабым генералом, потерял Сантарен из-за Кастилии в 1095 году и по своей халатности считался ответственным за смерть кастильского принца в более поздней битве против Альморавидов. Он сильно поругался со своим тестем и в гневе ускакал во Францию, где попытался найти поддержку против кастильской короны. Но не найдя сторонников, вернулся в свою португальскую вотчину, сражался за Арагон против Кастилии и потребовал большой кусок территории в вознаграждение. Ему, вроде, выделили два города в Леоне, в качестве награды, но он умер, не успев получить награду, во время посещения одного из них (Асторга) в 1112 году. Его вклад в войну против мавров и за Португалию был минимальным, но он оставил после себя трехлетнего сына Альфонсо Энрикеса, ставшего основателем королевства Португалия. Что касается его вдовы, Терезы, то она стала регентом, но так и не смогла решить, должна ли она называть себя королевой Португалии, инфантой или графиней. Она завела любовника, Фернандо Переса, лорда Коимбры и Порту, предпочитавшего её своей жене. У Терезы и Фернандо Перес родилась маленькая дочь, и они жили счастливо, если и не всегда, то, по крайней мере, несколько лет. Вскоре Португалия вступила в войну, но не против мавров, а против соседнего королевства Кастилия. Слишком слабая и не имеющая ни поддержки, ни желания сражаться против своей собственной страны, Тереза приняла кастильскую власть над Португалией. Альфонсо Энрикес, сын Генриха, освободил Португалию от сарацин, отделился от испанцев и создал королевство Португалия. Он добился этого не только потому, что боролся с мусульманами, которых сразу же признал главными врагами своей страны, но и тем, что воевал против Кастилии, отказавшись от кастильского правления и отправив свою мать и ее любовника обратно в Испанию. Шел 1128 год. Его первая крупная битва с маврами состоялась (и была выиграна) только одиннадцать лет спустя на юго-западе Португалии, где он разбил Альморавидов в их же крепости Орике. На самом деле, это – малоизвестная битва, в которой факты и вымысел, похоже, смешиваются в равных пропорциях. Никто даже толком не знает, где это произошло. Возможно, они сражались под Сантаремом. Утверждается, что Бог вмешался на стороне христиан; но, каковы бы ни были сомнения об этом вмешательстве, она остается битвой, которая возвестила о рождении независимой Португалии. После победы Альфонсо Энрикес провозгласил себя королем Португалии и позднее подписал соглашение о границе с Кастилией. Хотя значительную часть Португалии ещё занимали мавры, она теперь, всё-таки, считалась независимым государством.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мавра стоит на предпоследнем, 11-м месте). Правители Астурии не только основывали новые еп-ства, но и восстанавливали прежние. Так, в сер. IX в. была восстановлена кафедра в г. Асторга (рим. Астурика Августа), существовавшая при вестготах. В IX-X вв. по мере отвоевания земель у арабов учреждались новые епископские кафедры в пограничных с Кастилией городах Астуро-Леонского королевства - в Вальпуэсте, Сасамоне, Осме и др. Отсутствие централизованной системы церковного устройства сказывалось на особенностях жизни Церкви в Сев. Испании - слабое развитие системы приходов, преобладание частных церквей (см. Частной церкви право ), существование т. н. семейных мон-рей. Контакты кор. Альфонсо II с правителями из династии Каролингов способствовали развитию церковной жизни: строились храмы (наиболее представительным был соборный ансамбль в Овьедо, от к-рого сохр. отдельные части), основывались мон-ри, к-рые принимали участие в колонизации отвоеванных у арабов территорий. Принято считать, что благодаря сотрудничеству Альфонсо II и Теодомира, еп. Ирии Флавии (ныне Падрон), в И. стало распространяться почитание ап. Иакова, гробница к-рого была обретена на месте совр. г. Сантьяго-де-Компостела. При кор. Альфонсо III (866-910) туда была перенесена епископская кафедра, а гробница апостола стала самой значимой испанской святыней и местом паломничества. Стремление к легитимации притязаний на владычество над всей И. привело к формированию т. н. неогот. идеологии, в к-рой подчеркивалась преемственность Вестготского и Астуро-Леонского королевств. Эта тенденция получила отражение в «Хронике из Альбельды», где при описании строительства храмов и королевского дворца в Овьедо отмечается: «И как в церкви, так и во дворце в Овьедо он [Альфонсо II] сделал все в точности по образцу готов (Gotorum ordinem), как было в Толедо». Стремление возродить величие державы вестготов способствовало быстрому развитию культуры. Из И. происходили церковные деятели и богословы, сыгравшие заметную роль при дворе Карла Великого,- Агобард Лионский, Теодульф Орлеанский, Клавдий Туринский, Пруденций Галинд.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Участники Собора рассматривали вопрос о действиях Терапия, еп. Буллы, принявшего в церковное общение пресв. Виктора (вероятно принесшего жертвоприношение), к-рый не совершил положенное покаяние. Действия еп. Терапия подверглись осуждению, но Виктор не был лишен церковного общения. Участники Собора также призвали крестить младенцев как можно скорее, а не на 8-й день после рождения, вопреки сложившемуся обычаю (Ibidem). Африкан. правосл. епископы подтвердили, что находятся в общении с еп. Корнелием, и провозгласили отлучение Новациана (Ibid. 68. 2). Ввиду нестроений, возникших из-за разногласий по вопросу о падших, для еп. Корнелия был составлен перечень епископов Африки, которых участники Собора признавали православными и состоящими в общении с Церковью (Ibid. 59. 9; см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 169-171; Clarke. 1984-1989. Vol. 3. P. 23-27, 301-315; Dunn. 2003). На Соборе, состоявшемся весной 253 г., присутствовало 42 епископа, в основном из Проконсульской Африки. Из соборного послания к Римскому еп. Корнелию следует, что ввиду ожидавшегося гонения на христиан участники Собора даровали прощение всем отпавшим, которые должным образом проходили покаяние ( Cypr. Carth. Ep. 57; 68. 5). Еп. Корнелий умер в ссылке вскоре после Собора, изгнанию подвергался и его преемник Луций I , к-рого африкан. правосл. епископы в том же году поздравляли с возвращением из ссылки (Ibid. 61; см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 170; Clarke. 1984-1989. Vol. 3. P. 26-27, 29; Brent. 2010. P. 13). В заседаниях Собора, проходившего в кон. 254 г., приняли участие 37 епископов из Проконсульской Африки. Сохранилось соборное послание ( Cypr. Carth. Ep. 67), адресованное христианам в испан. городах Легион (ныне Леон), Астурика Августа (ныне Асторга) и Эмерита Августа (ныне Мерида). В послании сообщается, что участники Собора рассматривали жалобу на отпавших испан. епископов Василида, к-рый во время болезни призывал языческих богов, и Марциала, который был членом языческой погребальной коллегии, похоронил сыновей на языческом кладбище и устраивал поминальные пиршества (refrigeria).

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада. Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам. На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников. Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута. При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

http://pravoslavie.ru/54758.html

  001     002