О ранней истории церковной общины Лугмада почти нет сведений. В ирл. анналах Лугмад впервые упоминается под 662 г. в связи с кончиной аббата Сканнлана. Согласно комментарию к мартирологу Оэнгуса (XII в.), должность настоятеля Лугмада занимал св. Фурса († ок. 650), к-рый по неизвестной причине был смещен; его преемником стал св. Ултан († 657) из Ард-Брекана (ныне Ардбраккан, графство Мит) (Félire Óengusso Céli Dé.../Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 200-201). Это свидетельство можно сопоставить со сведениями о гонениях на Фурсу, из-за к-рых тот был вынужден покинуть Ирландию (об этом сообщается в Житии св. Фурсы - CPL, N 2101). Однако не исключено, что эти данные на самом деле относятся к галльскому мон-рю Перрона (ныне Перон, Франция), построенному на месте погребения Фурсы; эту обитель возглавлял брат святого, аббат Ултан († 687?) ( Picard J.-M. Church and Politics in the 7th Century: The Irish Exile of King Dagobert II//Ireland and Northern France. 1991. P. 34; см. также: Dierkens A. Abbayes et chapitres entre Sambre et Meuse (VIIe-XIe siècles). Siegmaringen, 1985. P. 303-312; Richter M. Ireland and Her Neighbours in the 7th Century. Dublin; N. Y., 1999. P. 126-133). Летописные упоминания о Лугмаде становятся регулярными лишь с сер. VIII в. (записи под 742, 758 гг. и т. д.). Аббат Федах, сын Кормака († 789), возглавлял также значимые церковные поселения Слане (ныне Слейн, графство Мит) и Дам-Лиак (ныне Дулик, там же) (см.: Hughes K. The Church in Early Irish Society. Ithaca (N. Y.), 1966. P. 162-165). Под 822, 825 и 903 гг. в анналах упоминаются жившие в Лугмаде епископы. В 832 и 840 гг. поселение подвергалось нападениям викингов, которые убили или захватили в плен множество клириков. Впосл. поселение страдало от набегов ирл. правителей и от пожаров (в XI-XII вв. обитель горела не менее 7 раз). Среди хранившихся там святынь известен реликварий М. (scrín Mochtai), к-рый в 818 г. из-за конфликта с верховным правителем Аэдом Ордниде аббат и еп. Куану вывез в Лес-Мор (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (см.: Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 161-162). В Житии неоднократно упоминается и др. реликвия, связанная с почитанием М.,- вощеная табличка для письма, которую святой получил от ангела. Вероятно, почитанием пользовался и родник, к-рый, по преданию, М. переместил из Келл-Мора в Лугмад (возможно, именно этот родник упом. в описании 1836 - Louth Ordnance Survey Letters//J. of the County Louth Archaeol. Society. 1925. Vol. 6. N 1. Р. 41).

http://pravenc.ru/text/2564252.html

Шарп и Т. Чарлз-Эдвардс пришли к выводу, что «Книга Ангела» (с заключительным параграфом) была написана в сер. VII в. (Шарп) или во 2-й пол. VII в. (Чарлз-Эдвардс). Сложности возникают и с датировкой Жития I св. Бригиты, в к-ром, по мнению исследователей, описываются дружественные отношения общин Ард-Махи и Келл-Дары. Раннюю датировку этого Жития (сер. VII в.) предложил Шарп, тогда как Билер пришел к выводу, что оно было составлено ок. 700 г. на основании более ранних источников ( Bieler L. The Celtic Hagiographer//StPatr. 1962. Vol. 5. P. 243-265; Idem. St. Patrick and the Coming of Christianity. Dublin; Melbourne, 1967. P. 19). Согласно Маккоуну, Житие I св. Бригиты было создано в сер. VIII в., при его написании использованы более ранние агиографические сочинения, авторство которых приписывалось еп. Ултану из Ард-Брекана (ныне Ардбраккан, графство Мит) († 657) и Алерану († 665). В IX в. эти несохранившиеся источники были использованы при составлении древнеирл. Жития св. Бригиты (Bethu Brigte), в к-ром, как и в Житии I, сделан акцент на отношениях св. Бригиты со св. Патрикием и на деятельности святой в Центр. Ирландии. В отличие от Когитоза авторы этих Житий уделяли Келл-Даре меньше внимания, подчеркивая, что основанные св. Бригитой церкви и мон-ри находились не только в обл. Лаген, но и в др. частях Ирландии. Согласно Маккоуну, в Житии I получила отражение позиция тех церковных общин, которые возводили свое происхождение к св. Бригите, но не принимали непосредственного участия в соперничестве Келл-Дары и Ард-Махи. Вопрос о том, можно ли выделить в сохранившихся Житиях св. Бригиты мотивы и эпизоды, восходящие к утраченным сочинениям Ултана и Алерана, остается дискуссионным ( Connolly. 1972; Idem. 1987; Idem. 1989; Ó Briain. 1977). Из-за противоречий относительно датировки источников исследователи высказывали разные мнения о конфликте Ард-Махи и Келл-Дары. Так, Шарп полагал, что договор обеих общин действовал до 2-й пол. VII в., о его разрыве свидетельствуют заявления Когитоза о церковном первенстве Келл-Дары во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Последнее из приписываемых св. Патрику произведений — гимн “Крик оленя”. По преданию, этот гимн был сложен святым по пути к верховному королю Темры Лойгарю, отвергнувшему христианское учение и выславшему убийц навстречу св. Патрику. Однако стоило Патрику прочесть гимн, как случилось чудо — убийцы увидели, как вместо святого и его последователей мимо них проходит лишь стадо прекрасных оленей. Насколько авторство Патрика можно считать достоверным, вопрос непростой. Поэтическая форма, в которой написан гимн, и его язык действительно очень архаичны: Я призываю ныне к себе Божий глас направлять меня Божий дар исправлять меня Божью мудрость учить меня Божью мощь защитить меня… “Книга Армы” содержит также два жития св. Патрика, оба записанные через сто с лишним лет после кончины святого. Составлены они были на латыни, достаточно безыскусной или, как принято говорить, грубой. Это житие, написанное Муйрху, сыном Махтени, со слов Аэда, епископа Слетти, умершего в 698 г., а также рассказ о деяниях св. Патрика в Миде (центральная области Ирландии), написанное Тиреханом со слов своего учителя Ультана, епископа Ардбраккана, умершего в 656 г. Как считают некоторые исследователи, эти жития были составлены под влиянием других утраченных источников, часть которых могла быть написана по-гэльски. О времени канонизации Патрика судить трудно, скорее всего она состоялась вскоре после его кончины. Составленный в VIII в. первый из дошедших до нас список ирландских святых содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами. Святой Патрик, просветитель Ирландии, стал ее общепризнанным и официальным небесным покровителем. День поминовения св. Патрика — 17 марта — национальный праздник Ирландии. Первой канонизированной женщиной, также ставшей покровительницей Ирландии, была св. Бригитта. Она оказала очень большое влияние на современников благодаря своим неординарным способностям, знаниям, уму, учености. Меж тем, по представлениям рядового гэла того времени, св. Бригитта, как и св. Патрик, должна была казаться человеком ущербным с общественной точки зрения: Патрик был чужестранцем, Бригитта — дочерью рабыни. Правда, отцом Бригит-

http://pravmir.ru/kreshhenie-irlandii-i-...

Когда она выросла, король овладел ею, а затем отправил в жен. мон-рь под надзор некоего епископа, где она родила сына (буд. К.), получившего в крещении имя Муллук (Mullucc). Рождение ребенка сопровождалось чудесными знамениями (яркий свет и др.). Ссылаясь на еп. Евгения, к-рый читал об этом в «ирландских историях» (in hystoriis Hybernensium), автор утверждает, что К. род. в Кенаннасе (ныне Келлс) в обл. Миде и был крещен в Ард-Брекане (Hartlbrechins; ныне Ардбраккан). После смерти опекавшего ее епископа мать К. решила с ребенком бежать в Британию, опасаясь новых домогательств короля. Согласно др. приведенной автором версии, К. пришлось бежать из Ирландии, поскольку он навлек ненависть местных жителей чудесами, к-рые совершал. Они посадили его с матерью и неск. спутниками в каменную лодку, к-рая чудесным образом приплыла в Галловей, в порт Ринтснок (вероятно, близ совр. Портпатрика, обл. Дамфрис-энд-Галловей). Некоторое время К. жил в Данкелде у св. Колумбы , названного епископом. Вместе с ним там воспитывалась и св. Бригита (см. ст. Килдэр ). Далее сообщается, что мать К. с братьями, шотл. епископами Мелданом и Эатаном, отправилась в паломничество в Рим, а К. был передан на воспитание некоему святому, жившему в обл. Лотиан, при ц. Childeschirche (совр. Чаннелкерк, обл. Скоттиш-Бордерс). В заключение повествуется о неск. чудесах, объясняющих мизогинию К. Рукописи, в к-рых сохранился текст «Книжицы…», немногочисленны и относятся к позднему времени (Lond. Brit. Lib. Cotton. Titus A.ii; Bodl. Fairfax. 6; York Minster. xvi.I.12 - все XIV в.; Lond. Lincoln " s Inn. Hale. 114, 1-я пол. XV в.; Lond. Brit. Lib. Harl. 4843, нач. XVI в.), но это произведение оказало большое влияние на агиографические сказания о К. Оно было использовано в кратком рассказе о К. (BHL, N 2028) в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (XIV в.), а в 1-й пол. XV в. стало одним из основных источников стихотворного Жития К. на среднеангл. языке, составленного неизвестным даремским монахом (The Life of St.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Икона прп. Бригиты Кильдарской (взято из «Come and See Icons») Преподобная Бригита (Бригида, Бриджит, Брайд), наиболее почитаемая святая Ирландии, жила во второй половине V и начале VI века. Она родилась между 450-м и 454-м годами, а преставилась между 523-м и 527-м годами. Ее имя означает «носительница света» (другие варианты: «сила», «добродетель», «возвышенная»). Поистине светом добродетельной жизни угодница оправдала свое имя. Ее часто называют «ирландской Марией» и «столпом Ирландии» и почитают на «изумрудном острове» наравне со святыми Патриком и Колумбой. Личность великой святой быстро обросла легендами, поэтому Бригита стала не только величайшей христианской подвижницей ирландской земли, но и одним из наиболее популярных персонажей ирландского фольклора. Вскоре после преставления святой Бригиты, а также в позднем Средневековье были составлены многочисленные версии ее жития на староирландском и латинском языках. Старейшее сохранившееся житие написано в середине VII столетия святым Когитосом, монахом Кильдарского монастыря (память: 18 апреля). Стоит также упомянуть жизнеописания VII века, составленные святым Муирху, ученым монахом и историком из Ленстера (память: 8 июня; он также написал свою версию жития свт. Патрика); святым Килианом, игуменом монастыря на острове Иниш Калтра (память: 29 июля), и святым Ультаном, епископом Ардбракканским, гимнографом и родственником Бригиты (память: 4 сентября). Ранние годы Согласно одной традиции, святая дева Бригита родилась в Фохарте, рядом с городом Дандолк нынешнего ирландского графства Лаут, а согласно другой традиции – в одном селении близ города Килдэр, в 55 км к западу от Дублина. С детства Бригита славилась красотой, строгостью, преданностью Богу, любовью и многими чудесами. Вероятнее всего, ее крестил апостол Ирландии свт. Патрик, а постриг над ней совершил свт. Мел Ардахский (память: 6 февраля), или, по другой версии, святой епископ Маккайл. С детства Бригита славилась красотой, строгостью, преданностью Богу, любовью и многими чудесами

http://pravoslavie.ru/128036.html