Предупреждали ли Апостолы христиан, что нельзя говорить неправду? – Будучи главными борцами за воплощенную Истину, Апостолы очень резко выступали против лжи. Так, апостол Иаков пишет: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). Так же непримирим ко лжи и апостол Петр в Первом послании. Откуда исходят ложь и обман? – От сатаны, которого Господь Иисус Христос называет отцом лжи: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Поэтому, когда люди лгут, они говорят от имени сатаны. 4.10. Десятая заповедь Что запрещается Десятой заповедью? – Эгоистичные желания и неправедные стремления обладать чем-то, что принадлежит ближнему. Почему запрещаются желания, не ставшие еще делами? – Потому, что дурные мысли рождают дурные поступки. Наше сердце является мастерской, откуда исходят все наши мысли, речи и дела. Наш Господь Иисус Христос говорил: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф.15:19–20 ). Имеют ли смысл наши мечты о присвоении собственности ближнего? – Не имеют никакого смысла. Такими помыслами мы собираемся построить счастье на несчастье ближнего своего. Поэтому такие желания – просто безумие. Как можно противиться дурным желаниям? – Ограничением своих желаний, очищением сердца молитвой и страхом Божьим, исповеданием священнику всех своих грешных помыслов, памятуя о смерти и Страшном Суде Божием, на котором каждый получит награду по делам своим ( Откр.20:13 ). Глава 5. Новый завет Что такое Новый Завет? – Это Закон Божий, который был открыт и передан людям через Иисуса Христа, Сына Божьего, Мессию. Как еще называют Новый Завет? – Последний Закон Божий. Почему так говорят? – Потому, что другого Завета Господь Бог не даст до конца света. Как еще называют Новый Завет? – Внутренний Закон, закон совести, ибо он опирается на самые сокровенные мотивы нашей внешней деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Условные обозначения Определение – галочкой выделяются в тексте определения важнейших терминов. Литература для дальнейшего чтения – символом книги в конце каждой главы обозначается литература для дальнейшего чтения. ? Вопросы – таким знаком в конце каждой главы обозначается список вопросов для самопроверки. 1. Дисциплина «Введение в Новый Завет» 1. 1. Необходимость вспомогательных сведений, предваряющих толкование Дисциплина, к изучению которой мы приступаем, называется «Введение в Священное Писание Нового Завета» или более кратко, «Введение в Новый Завет». Термины «Новый Завет» и «Священное Писание» будут рассмотрены далее в соответствующих главах. Сейчас скажем только, что Священное Писание Нового Завета, это собрание из 27 книг, имеющих в христианской Церкви особый статус. Основной темой этих книг является Господь Иисус Христос, и совершенное Им дело спасения человека. Книги Нового Завета содержат в себе истины, которые следует знать и осуществлять в своей жизни каждому верующему, желающему достичь спасения. Поэтому регулярное чтение этих книг, и усвоение их учения, столь же живительно для души, как и ежедневное питание для тела. Задача христианина, на первый взгляд, представляется весьма простой. Кажется, что требуется лишь уделять время для регулярного чтения Слова Божия, чтобы понять его смысл, и применить на практике изложенные в нем заповеди. С одной стороны, так оно и есть. Немалая часть текстов Священного Писания Нового Завета понятна всем людям, вне зависимости от того, в какое время, и в какой культуре они живут. Например, вряд ли найдутся такие, кому требуется разъяснять основной принцип христианской этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лк. 6:31 ), или заповедь о любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ). О том, что библейские книги изначально были ориентированы на самый широкий круг читателей, свт. Иоанн Златоуст говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Апостол Павел говорит в 1 Послании к коринфянам о будущем времени: «Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15:28 ). Когда прекратится тление и будет полностью искоренен грех, Бог будет обитать во всех людях, в каждом отдельном верующем, действовать чрез них. Ранее эту богословскую мысль выразил Спаситель в первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ). Также в 1 Послании к коринфянам ясно выражена мысль, что все реально существующее происходит от Бога: «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:6 ). Последние слова «Которым все, и мы Им» относятся к сотворению и спасению. При толковании таких мест всегда надо брать общебиблейский контекст, а также учитывать особенности библейского языка. Почему Ветхий Завет заменили Новым? иеромонах Иов (Гумеров) Это входило в Божественный план домостроительства нашего спасения. Господь через пророков предвозвестил Новый Завет: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» ( Иер. 31: 31–32 ). Новый Завет установил такие взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной Крестной смертью Иисуса Христа, как Спасителя мира, вступил в совершенно иной, по сравнению с ветхозаветным, этап духовного развития, перейдя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати. Рожденный через таинство крещения получает новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства как необходимого условия для спасения. Человек, бессильный сам себя спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на Себя грех всего мира, и потому последующее развитие человека не обусловливается уже только исполнением предписаний закона, как в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Возлюбленные, прибавляет Петр, 627 ожидая дня этого потщитесь явиться пред ним, неоскверненными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего почитайте спасением как и возлюбленный брат наш Павел, но данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания». В этом должно видеть указание на послание Ап. Павла к Евреям, которое было им обнародовано в то же самое время. Апостол Павел о Новом и Старом Заветах Апостол Павел противопоставляет в нем Ветхий Завет Новому, объясняя, что Новый Завет превосходнее потому, что основателем его Сам Сын Божий, тогда как Ветхий установлен был ангелами, или посланниками Божиими. 628 Если же Ветхий Завет, основанный на первосвященстве человеческом, был обязателен, то тем обязательнее Новый, который Божественным Первосвященником своим имеет Самого Сына Божия. 629 Иисус несравненно превыше Моисея; тот был служителем Божиим, а Иисус Единородный Сын Божий. «А потому Иудеи и не должны упорствовать и предпочитать Моисея Иисусу Христу. 630 Новый Завет действительно есть тот окончательный покой, в который должен войти народ Израильский, потому что Завет этот соединяет его с Богом, в лице Божественного Первосвященника своего, примирившего нас с Богом. 631 Первосвященник этот не таков, как были первосвященники иудейские, избираемые из людей; но действительно может быть ходатаем пред Богом и есть совершение всех древних прообразовательных первосвященников. 632 Павел, стараясь доказать превосходство Нового Завета и священства его над Ветхим Заветом и над его священством, 633 выводить то же самое учение из событий ветхозаветных, которые были только прообразованиями событий Нового Завета, и доказывает, что древние праведники спасались одной только верой в грядущего Мессию 634 Этого-то Мессию имеют Евреи перед глазами своими, в лице Иисуса Христа, и к Нему-то должны они прилепляться, чтобы остаться верными ожиданиям отцов своих. 635 Послание свое оканчивает Павел, давая Евреям несколько нравственно-христианских советов. 636 Он объявляет им, что общий собрат их, Тимофей, на пути в Рим, и что в лице его он увидится с ними со всеми; 637 упоминает же про ученика этого для того, чтобы напомнить им как он некогда обрезал его в доказательство тому, что хотя и не соглашается подвергать обрезанию язычников, но не находит ничего предосудительного, когда обряд сей наблюдают Иудеи. Марк становится евангелистом, закончив свой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Совершенно, говорит, освободил от грехов освящаемых и помазуемых Кровию Его, чрез крещение в смерть. Так как все крещаемые соединяются подобием смерти Его, то ясно, что они освящаются Кровию Его. О сем свидетельствует нам и Дух Святый. О сем свидетельствует нам и Дух Святый. Что свидетельствует? — то, что Он совершенно избавил нас от грехов одним приношением, так что мы не имеем нужды во втором. Ибо сказано: вот завет, который «завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Иер. 31:33-34). Ибо сказано: вот завет, который «завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Иер. 31:33-34). Видишь ли. Сам Бог свидетельствует, что Он даровал очищение грехов? Даровал же в то время, когда давал Новый Завет. Новый же Завет Он даровал и утвердил смертью Сына Своего, как было раньше показано (Евр.гл.8). А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Если за одну жертву было даровано отпущение грехов, то какая еще нужда после этого во второй жертве? Поэтому указывается, что мы, получив прощение грехов, были приведены в совершенство единым приношением Христа, и уж более не нуждаемся в другой жертве. Итак, иудейские жертвы не нужны и, будучи совершаемы по упорству, давно уже признаны бесполезными теми, кто ныне совершает их. Итак, братия, имея дерзновение. Итак, братия, имея дерзновение. После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждает, чтобы они более не впадали в них: имея, говорит, дерзновение, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Каким же образом закон Моисеев был приготовлением к закону Христову, был детоводителем ко Христу ( Гал. 3:24 ), как говорит св. Апостол Павел. Закон Моисеев строго обязывал человека к исполнению заповедей Божьих и грозил страшною казнью, проклятием и смертью за нарушение хотя одной из них. Кто же в состоянии исполнить весь закон? Кто может быть чист пред Богом? Никто, следовательно по закону никто не изъят был от осуждения и проклятья. Это самое заставляло людей надеяться не на свои заслуги и добрый дела, но смиренно уповать на грядущего Искупителя и в Нем искать спасенья. Делами Закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих. ( Рим. 3:20–22 ). Закон давал повеления, но не знал помилования; Иисус Христос, напротив того, пришел грешников спасти и загладить беззакония всего мира. Закон давал повеления, но не давал сил исполнять их; благодать Нового Завета немощное врачует, оскудевающее восполняет. Ветхий Завет делал людей рабами закона, действовал на них страхом, угрозами: Новый Завет дает область чадам Божьим быть всем верующим во имя Иисуса Христа, Который привлекает к себе любовью и благодеяниями. Новый Завет имеет основание в ветхом, а ветхий завет заимствует свою силу и значение от нового. Могла ли кровь телячья и козлиная очищать грехи людей, если бы она не была прообразом бесценной крови Христовой? Все Богослужение Ветхого завета наполнено прообразами завета Нового: Все это происходило с нами, как образы; а описано в наставление нам ( 1Кор. 10:11 ). Не вдаваясь в частные объяснения прообразовательного значения ветхозаветных обрядов, о чем не нужно теперь говорить подробно ( Евр. 9:5 ), скажем вообще, что в Ветхом завете только обетование и тень будущих благ – оправдания и спасения, а в Новом действительные блага, самая истина. Вот почему последний выше, совершеннее первого, и почему первый отменен, а последний будет существовать вечно. Впрочем мы яснее поймем Ветхий Завет , когда подробнее узнаем Новый. А теперь возвратимся к горе Синайской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

«Кто соблюдает весь закон, учит ап. Иаков, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем“ (гл. 2: 10). «Посему закон свят и заповедь свята и праведна и добра“ ( Рим. 7: 12 ). Итак ни Христос, ни св. Апостолы не отвергали, а признавали Ветхий Завет, в его учении о вере и благочестии. Следовательно, отвергающие, в этом отношении, Ветхий Завет идут против Христа и Его Апостолов. 4) Сектант: Ап. Павел учит, что Ветхий Завет, с пришествием Христа, весь уничтожен, «потому что с переменою священства необходимо быть перемене и Закона“ ( Евр.7: 12 ).Христос заключил с верующими «Новый Завет»... «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее близко к уничтожению“ ( Евр. 8: 7–13 ). Как Измаил, сын рабыни, был изгнан из дома Авраама, так и Ветхий Завет, как закон рабства должен быть нами оставлен. Объяснения православного: Не мог ап. Павел учить иначе, чем учил Христос. Очевидно, в приведенных местах св. Писания он разумеет не все заключающееся в ветхозаветном Писании, как подлежащее перемене и уничтожению, а только обрядовый и общественно-государственный Моисеевы законы, которые, как «относящиеся до плоти, установлены были только до времени исправления“ ( Евр. 9: 10 ), а не совершенного уничтожения, ибо «исправлять“ – не значит «уничтожать“, как и «близкое к уничтожению“ еще не уничтожено. Ветхозаветные установления и обряды, имевшие прообразовательное значение, в Новом Завете если и отменены, то заменены другими, ветхозаветное же учение веры только исправлено и дополнено Христом (Мф. гл. 5-я) и, как таковое, обязательно для всех христиан. Так, отменены кровавые жертвы, прообразовавшие собою великую жертву – Христа, принесшего Себя на Голгофе в жертву за грехи всего мира ( Евр. 10: 1–14 ), и заменены спасительною жертвою Тела и Крови Христовых, подающихся верующим в таинстве св. Причащения для прощения грехов и вечной жизни со Христом ( Иоан. 6; 35–38 . Мф. 26; 28 ). Отменены обрезание ( 1Кор. 7: 18–19 . Гал. 5: 6 . Фил. 3: 2 ), еврейские законы о праздниках, новомесячиях, пище, питии и субботах ( Кол. 2: 11 ). Вообще отменен весь обрядовый ветхозаветный закон ( Деян. 15 гл.), а установлен новый, христианский. Отменено и священство ветхозаветное из колена только Левиина, а установлено всеобщее священство из людей всех племен и народов, как предсказал это и пророк Исаия: «Вот приду собрать все народы ... и из них также буду брать в священники и левиты, говорит Господь“ (гл. 66: 18–21). Учение же ветхозаветного Писания о вере и благочестии, дополненное Христом, осталось обязательным для всех христиан, что видно как из вышеприведенных слов Христа ( Мф. 5: 17. 13; 52 . Лук. 16: 29. 24: 25–27 . Иоан. 5: 46–47 ), так и из учения Его св. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Не принявшие и не принимающие Нового (обновленного и раскрытого в полноте вечного Завета) не состоят с Богом и в Ветхом (который был приготовительным этапом того же Завета вечного) – ни в каком. Однако «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11; 29); Завет вечный с их стороны нарушен, но Бог от Своих обетований не отрекается, а потому «в отношении к избранию», они остаются «возлюбленными Божиими ради отцов» (Рим. 11; 28), «отломившимся природными ветвями хорошей маслины», призываемыми Отцом Небесным привиться обратно. Церковь Христова – Новый Израиль, соединяющий всех людей, состоящих в Завете с Богом. И если в первые десятилетия церковной истории большую часть истинного Израиля составляли израильтяне не только по духу, но и по плоти, то в дальнейшем евреи-христиане растворяются в среде иноплеменников, вступивших с Богом в Завет Новый, о наступлении которого пророчествовал Иеремия (Иерем. 31; 31–34). Язычники не создавали нового Израиля взамен старого. Просто количественно большая часть Древнего Израиля отпала от единства с Богом, меньшая же пребыла Израилем, который пополнился за счет обратившихся язычников . «Новым Израилем» называется он потому, что Завет, который с ним заключил Бог – это Новый Завет, установленный в условиях глубокого религиозного кризиса. Завет, в котором человек становится по слову того же Апостола «новой тварью» (Гал. 6;15). При Синае в основу Завета, как условие его соблюдения, кладется Закон, основные десять заповедей которого произносятся Богом вслух всему народу. Моисей вступает «во мрак, где Бог» (Исх. 20; 21), получает законы Завета, возвращается к народу и сообщает ему «все слова Господни и все законы» (Исх. 24; 3). Народ в один голос отвечает: «Все, что сказал Господь, сделаем (и будем послушны)» (3). После чего Моисей записывает все слова Господни и воздвигает жертвенник из двенадцати камней (по числу колен Израилевых), а затем кровью закланных тельцов кропит жертвенник. Читает вслух народу только что написанную книгу Завета, народ подтверждает свое согласие находиться всецело в послушании у Бога, и тогда только Моисей кропит народ той же кровью, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24; 8). Так был установлен Завет; так был основан Израиль – народ-Церковь.

http://pravmir.ru/narod-bozhiy/

(ха берит ха хадаша) – новый завет. После нарушения Ветхого Синайского завета, тот завет Мой они нарушили, во времена царей и неудачной попытки царя Иосии его восстановить встал вопрос – что же дальше? И тогда промысел Божий открылся в высочайшем пророчестве Иеремии о заключении Ягве Богом нового завета с остатком Израиля, который переживет катастрофу. Может ли пророчество о новом завете относиться ко временам Зоровавеля, когда иудеи вернулись из плена? Едва ли. Происшедшее при Зоровавеле явно недостаточно, чтобы быть исполнением Иеремиина пророчества. Пророческий взор Иеремии от времен Зоровавеля явно прозревает грядущий новый завет мессианских времен. Каковы характерные черты берит хадаша, нового завета Бога со своим народом? Внешняя буква предписаний закона переходит во внутреннее человека, в сердце его. Буква довлеющего закона и заповеди переходит во внутреннее движение сердца, в принцип жизни и духа. Речь идет не о том, что у иудеев был один закон, а теперь другой. Менять законы толку мало. Меняется сама суть завета Божия. Не такой завет будет заключен, как тогда с отцами их в тот день. Люди будут жить не по букве, а по духу, руководствоваться не заповедями закона, а движением сердца. Вложу закон Мой во внутренность их, на сердцах их напишу его, – говорит Бог. Новый Завет – это не перечень запрещенных и разрешенных дел, как оно было в Ветхом Завете, а устроение сердца и жизнь в духе. Народ перейдет от каменных скрижалей к сердцу. В новом завете восстановится утраченное Богообщение. Ягве говорит: Буду им Богом, а они будут Моим народом. Пастырь добрый будет со Своей паствой. Как с Адамом в раю, так будет Бог общаться с обновленными людьми. Для них Господь будет Богом, никто им не нужен будет более, а они будут Его народом, которому Он всего отдаст Себя. В то время будет уже не внешнее научение от человеков, но сама благодать Божия будет учить их. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого. Поразительно! И еще поразительнее то, что это сбылось. Об этом мы узнаем из послания ученика Христова св. Иоанна Богослова. Св. Иоанн наставляет своих читателей, а потом, будто спохватившись, добавляет: Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно ( 1Ин. 2, 20. 27 ). Зачем учить тех, кого учит сам Дух Святой! Сердце христиан научается Духом Святым, дарованным им в священном помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Абсолютная власть Бога над всей тварью — одна из основных идей Ветхого Завета; откровение Его воли само по себе является выражением Его милосердия и может приниматься только со страхом и трепетом . Так, Завет на Синае понимается исключительно как Божественная инициатива, и Израилю постоянно напоминается пророками о праве Ягве ставить Свои условия. Одной из главных тем пророческой проповеди является стремление рассеять то мнение, что у Бога есть хоть какая-нибудь нужда в Израиле и Завет между Ягве и избранным народом имеет какое-либо сходство с соглашением между равноправными сторонами. Это понимание Завета в смысле одностороннего Божьего дара нашло свое выражение в использовании Семьюдесятью Толковниками греческого Йшбтрсп. («завет» или «завещание») для перевода еврейского b " rith вместо такого слова, как CTw9r KT , которое истолковывало бы Завет как двусторонний договор. Именно этим односторонним повиновением заповедям Божиим Израиль исполнит условия соглашения и затем получит Божию защиту и руководство. Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гла-са Его; и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его (Втор. 26:17—18).    Ветхозаветная идея Завета отражает и самую границу авторитета Божия — внешней власти, часто выражавшейся в антропоморфических категориях монархии, абсолютной и внушающей страх. И мы знаем, что апостол Павел именно с этой идеи начинает разъяснять в Послании к Римлянам содержание христианской проповеди: Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает… А ты кто, человек, что споришь с Богом? (Рим. 9:18,20).    Однако в Евангелии и Посланиях Апостолов содержится также и возвещение о новом Завете, радикально изменяющем характер проявления власти Божией над человеком. Одно из самых разительных различий в том, что «ветхозаветное повествование есть история общины, хотя интерпретация дается через индивидуальное прозрение. Новый Завет повествует уже главным образом не об общине, а о личности». Личностный Мессия принимает на Себя судьбы Израиля и становится — от лица всего человечества — участником нового Завета с Богом. Моисей, собравший Израиль у подножия Синая, окропил его кровью тельцов, как кровью завета (Hex. 24:8), а новый Завет Христа — в Его крови (1 Кор. 11:25; Лк. 22:20), или, по Матфею и Марку, кровь Самого Христа становится кровью завета (Мф. 26:28; МК.14-.24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010