Внутренняя духовная опустошенность — одна из главных бед современного человека. «Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить» , — предупреждал еще в начале минувшего столетия святитель Николай Сербский, известный архипастырь, богослов и духовный наставник. Как часто в погоне за миражами и мнимыми ценностями люди растрачивают силы, истощают жизненные ресурсы, наносят вред не только окружающим, но и своей собственной душе. Задача Церкви — остановить этот бессмысленный бег на месте, помочь человеку правильно сориентироваться, указать на его ошибки и вывести на спасительный путь. Ныне во время совершения Таинства хиротонии мы соборно молились о том, чтобы содействием благодати ты стал подражателем Истинного Пастыря, душу Свою положившего за овцы, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире (Чинопоследование архиерейской хиротонии). Таковые слова были произнесены над твоей главой в момент хиротонии. А это означает, что ты как любящий отец и заботливый врач должен относиться ко всякому человеку, пусть даже и последнему грешнику, ибо, как говорит Господь в Евангелии, не здоровые имеют нужду во враче, но больные; и Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5:31-32). Высоко и ответственно архиерейское служение. Нелегок сей жребий, но сколь важны труды, способствующие преображению и духовно-нравственному возрастанию людей, особенно молодежи. Тебе вверяется попечение о клире и пастве новоучрежденной Плесецкой епархии , входящей в состав Архангельской митрополии, а также миссионерская забота о тех наших современниках, которые пока не просвещены светом Евангелия и все еще пребывают вне спасительной ограды Церкви. Взирая на пример жизни многих святителей и подвижников, новомучеников и исповедников, пострадавших за веру, в том числе и на Поморской земле, стремись совершать свое служение «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:6-7). И это будет лучшим средством убеждения и привлечения людей к Церкви. Да споспешествует тебе в твоем начинающемся ныне архипастырском служении помощь Всещедрого Владыки.

http://patriarchia.ru/db/text/4880696.ht...

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Патриарх Кирилл: Идеал подлинной свободы бесконечно далек от политических лозунгов 6 мая, 2018. Святейший Патриарх Кирилл Свобода новомучеников в том, что они оказались сильнее власти и машины угнетения 5 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Есть два ключевых текста к пониманию смысла сегодняшнего дня. Первый: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Этот текст мы слышали сегодня за Божественной литургией, потому что в соответствии с церковным уставом в этот день полагается чтение данного фрагмента Евангелия от Иоанна. А второй принадлежит святому Иоанну Златоусту: «Свойство истины таково, что она возвращается даже тогда, когда против нее восстают многие». Мы совершили Божественную литургию на могилах людей, замученных и убитых за веру, — почему мы и называем христиан, погибших и захороненных здесь, новомучениками и исповедниками Церкви Русской. И вот первый текст, который я привел, — «истина сделает вас свободными». У кого-то может возникнуть мысль: да какая же тут свобода? Ведь эти верующие люди, которые, несомненно, исповедовали Господа Иисуса Христа, несомненно были Его учениками, потеряли всякую свободу! Они ни в чем не были виновны, однако были арестованы, нередко подвергались пыткам и, в конце концов, были умерщвлены здесь! О какой же свободе идет речь? Но вот что удивительно. Их жертва, принесенная за Господа, была абсолютно свободной. Большинство из них могли отказаться от веры, похулить Господа, встать в ряды тех, кто был тогда так необходим власти, — пропагандистов, боровшихся с религией. Тогда и Бутова бы не было! Но они этого не сделали — ни архиереи, ни священники, ни монахи, ни множество мирян. Все они погребены здесь потому, что оказались верными Господу даже до смерти.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ideal-...

Притча о фарисее и мытаре Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:20 мин. Размер 9.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой апостол Иоанн Богослов, обращаясь к христианам всех времен, пишет: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы… Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сл ова Его нет в нас» (1 Ин 1: 5, 9–10). В этих святых словах содержится истина о Боге и истина о человеке и его спасении, которая есть стремление к своему Спасителю, стремление к Свету. Так сложилось, что в сегодняшний воскресный день два события отмечает Церковь. Этот день именуется Неделей о мытаре и фарисее, и с него начинается наша духовная подготовка через покаянные недели Великого поста к празднованию светлого Воскресения Христова. И этот же день – память мучеников и исповедников Церкви Русской. Святые новомученики и исповедники вошли в Небесную Церковь через попущенные нашему земному Отечеству скорби и страдания и своей кровью утвердили и свою веру, и саму Церковь земную, усвоив дню их торжества пасхальный, красный цвет облачений. Нет числа новым святым, и время еще не открыло полностью всех их имен. Имена некоторых скрыты от нас неведением, имена других – покрыты изощренной ложью, клеветой и нашим превратным, грешным о них представлением. Эта ложь, бескрайне разливаясь по просторам Отечества в годы гонений на Церковь и народ Божий, хотела очернить Свет Самой Божественной Истины, обратив в слуг этой тьмы бывших единоверцев и братьев. А отец и хозяин этой лжи был диавол. Но «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». И теперь там, где терпели мученики страдания за правду Божию и где проливалась их кровь, – здесь, на Лубянке, на полигоне в Бутово, на Соловецких островах, на месте гибели царской семьи и в других местах – прославляется подвиг их нравственного торжества над князем века сего – нравственного торжества, обновляющего вечной юностью жизнь Церкви земной в мире греха и отступления от креста Христова.

http://pravoslavie.ru/68282.html

Работа по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских состоит не в том, чтобы прославлено было как можно большее число святых, а в том, чтобы ныне живущие люди могли двигаться в направлении этих святых, могли, благодаря этим маякам двигаться по пути к Царству Христову. Если же этого не происходит, то массовая канонизация становится бесполезной и начинает приобретать абсурдный характер. В самом деле, чтобы только обозначить маршрут в вечность со Христом, для этого вполне достаточно сотни маяков, если их больше – то тем яснее путь, но если они останутся невостребованными, то будут сданы в кладовку человеческой истории, где сложен всякий ненужный людям скарб. Теперь дело прославления мучеников не за Комиссией по канонизации святых, не за конкретными исполнителями, изучающими архивные документы. Они свою работу в значительной степени уже исполнили, Русская Православная Церковь святых мучеников и исповедников, ведомых и неведомых миру, но знаемых Богу, уже прославила. Теперь дело за народом Божиим правильно воспользоваться этим великим даром Христовым и даром самих святых. Житница Божия за две тысячи лет бытия Церкви Христовой наполнилась душами обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие (Откр. 20:4). Священная история, однако, не закончилась и новые свидетели – мученики и исповедники Церкви Русской – научают нас по образу святых апостолов и первых христиан так молиться и славословить Бога: И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса (Деян. 4, 29–30).   Литература: 1. Болотов В.В. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли//Сборник церковно-исторических трудов. Том 3. М.: Изд. «Мартис». 2001. С. 1–169. 2. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993. 3. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Бывший викарий Рязанской епархии, епископ Михайловский Исидор (Колоколов) за противоправные в гражданском и нравственном отношении действия был в 1916 году лишен викариатства и жил не запрещенным в священнослужении в Трифоновом монастыре в Вятке, где и застали его революционные события, когда большевики пришли к власти. Он был ими арестован и 19 августа 1918 года приговорен к расстрелу; он не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, то есть с формальной стороны себя не оговорил, и был расстрелян. Но при этом он до конца своей жизни, до самого ареста не изменил своего образа жизни, жизненные его приоритеты попрежнему оставались за пределами заповедей Христовых, и насильственная, принятая от большевиков кончина никоим образом не может превратить его в образец христианской жизни и мученичества, ибо только хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса (1 Тим. 3:13). Для историка Церкви его биография выразится в перечне служебных назначений, перемещений, наград и прещений. Но в том случае, когда речь идет о прославлении убитого, неизбежно исследуется нравственная сторона его жизни, насколько она соответствует христианскому образцу и образу святых, какие нам известны. В некоторых случаях буквально сбывается слово Христово, сказанное Им к преддверию Своего пришествия, но имеющее значение при всяком неожиданно нашедшем на людей бедствии, уносящем иногда жизни десятков тысяч людей, застающем одних готовыми к восприятию вечной жизни, а других нет. «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24:37-41). В один и тот же день, 6 июля 1919 года, были расстреляны архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) и его викарий, запрещенный ко дню расстрела в священнослужении, епископ Леонтий (Вимпфен).

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В Тобольске в 1921 г. было убито 100 иереев. Здесь приведены лишь несколько примеров бывших в то время массовых расстрелов духовенства, дошедшие до нас благодаря тому, что упомянутые города были на короткое время освобождаемы Белой армией, и поэтому сведения об этих мучениках были собраны самые точные. То же происходило и на всей остальной земле Русской; повсюду лилась потоком кровь христианская. Муки, какие претерпевали св. страстотерпцы, мало чем отличались от мучений христиан первых веков, и изощренная жестокость современных гонителей также не уступала жестокости их предшественников. Вот примеры. Епископа Соликамского Феофана (Ильменского) мучители вывели на замерзшую реку Каму, раздели его донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли святителя в воздух и начали медленно опускать его в прорубь и поднимать, пока он еще живой не покрылся коркой льда толщиной в два пальца и так предал свою душу в руки Божий. Все это зверство было совершено на глазах у многочисленных свидетелей — пасомых владыки, которые оплакивали и молились за своего архипастыря — нового священномученика Феофана, святого Пермского края (память его 11 дек.). В 1918 г. в Самаре не менее зверским способом был убит епископ Михайловский Исидор (Колоколов): его посадили на кол! В Херсоне в том же году 3 иерея были распяты на крестах. Наущаемые диаволом — первопричиной всех гонений на Церковь во все века, — новые мучители подвергали свои жертвы всем тем видам мук, кои употребляли иудеи, язычники и мусульмане в первые и последующие века гонений. К сим угодникам Божиим можно отнести слова апостола о первых мучениках Церкви Божией: «...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча...» (Евр. 11, 35—37). Муки за Христа и саму смерть новые мученики встречали бесстрашно, радовались тому, что в страданиях уподобляются своему Искупителю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436856/

В это воскресенье Святая Православная Церковь отмечала память новомучеников и исповедников Российских. Для внешних это день прошел незаметно; люди в миру стараются не вспоминать те страшные годы — или даже заменить подлинную, страшную картину происшедшего на что-то более приглаженное. Но Церковь помнит; память о мучениках — очень важная сторона нашей веры. Мы помним их не просто как жертв тирании и беззакония, но как победителей, не как мертвых, но как живых в Господе, ожидающих нас в нашем небесном Отечестве. С мирской точки зрения люди, которых замучили и убили, проиграли; но слово Божие удостоверяет нас в их победе. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откр.12:10,11)» Эти слова тайновидца относятся не только к мученикам последних дней — духовная битва проявляет себя в человеческой истории много раз, и мученики античности, и новомученики Российские побеждают вместе, в одной битве. Победа, о которой свидетельствуют мученики, состоит не в том, чтобы убить своих врагов, и выжить самим; их победа — подлинная, и поэтому не похожа на все то, что мир сей считает победой. Они устояли в истине посреди клокочущего моря лжи, устояли в любви среди ненависти, устояли в разуме среди безумия. Клеветник — а Писание называет так сатану — низвержен не силой, но правдой. Вспомним время, предшествовавшее катастрофе 1917 года; чем-то оно напоминает наше. Точно так же «мыслящие люди» считали своим долгом кривиться на «казенное Православие» и повторять на разные лады, что религия изобретена корыстными жрецами, чтобы обирать доверчивых простаков. Точно также юные ницшеанцы презирали христиан как рабов и слабаков, точно также смелые борцы с царским режимом обвиняли Церковь в сервильности. Вскоре — не без их участия — дело повернулось так, что единственным доходом с духовной должности оказались истязания и лютая смерть, а верность Христу потребовала подлинного, а не воображаемого мужества. Автор «Песни о буревестнике», уже понимая, что служит людоедам, не смел проявлять им открытого неповиновения; открыто об истине свидетельствовали только те самые «попы», которые «брюхом шли вперед», много раз осмеянные и обвиненные во всевозможных пороках. Над могилами людей, убитых за веру во Христа, традиционные штампы о «корыстных попах», о «Церкви, прислуживающей сильным мира» и тому подобное звучат также, как они звучали над могилами мучеников античности или кровавой Французской Революции — нелепой ложью.

http://pravoslavie.ru/37282.html

" Вера и мужество " февраля 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Успенском храме на Малой Охте " Поздравляю вас с праздником Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, - сказал владыка в проповеди. - Каждое воскресенье на утрене мы слушаем евангельское чтение о воскресшем Христе. Сегодня евангелист Марк в своем Евангелии рассказывает, как в первый день недели жены-мироносицы пришли ко гробу, и у них была одна мысль: " Кто отвалит нам камень от двери гроба? " (Мк. 16:2). На Востоке хоронили не так, как у нас, а в пещере, вход в которую заваливали большим камнем, чтобы до покойника не добрались хищные звери. Но подойдя ко гробу, они увидели, что камень отвален. Заглянули внутрь и увидели юношу, сидящего на месте погребения Спасителя. Он сказал им: " Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам " (Мк. 16:6-7). Вот такое чтение было предложено нам сегодня для назидания. Мы видим, что ангелы присутствуют и при рождении Спасителя - в Вифлееме они воспели " Слава в вышних Богу " (Лк. 2:14), - и когда Господь, Победитель смерти, находился уже в том мире, охраняют Его гроб " . " Ангелы сопровождают и нас, просто мы их не видим, - продолжил архипастырь. - Они будут нас встречать, когда мы покинем этот мир, и поведут душу туда, где она готова поселиться. Какие ангелы нас будут встречать? Если мы приготовим себе место в Царствии Небесном, нас встретят светлые ангелы-хранители. А если приготовим место в аду, то будут встречать другие, бывшие ангелы, которых мы называем бесами. Почему ангел Господень особо упоминает Петра, который ничем не отличался от других апостолов? Петр тяжело переживал свой поступок: он отрекся от Учителя, сказав, что Его не знает. Это было для него великим искушением, ведь он обещал: " Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь " (Мф. 26:33). Но так случилось, что служанка спросила его, не он ли был с Иисусом, и Петр отрекся по малодушию (Мф. 26:69-75). Петр переживал, не понимал, как мог это сделать. Христос видел его сердце, душу, поэтому через ангела сообщает, что Петр может прийти к Нему. Господь готов его принять и помиловать. Это нам урок: милосердный Бог никого не отвергает. Кто жил в советское время, помнит, сколько тогда было малодушных. И крестик боялись носить, и когда спрашивали, не верующий ли, отвечали - нет, не верующий. Вот и отрекались, хотя верили в Бога. Бесы всегда искушали верующих во Христа " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010