преп. отцов Киево–Печерских, Псково–Печерских, Афонских, Синайских, Оптинских старцев), а также новомучеников (С. новомучеников и исповедников Российских, С. новомучеников, в Бутове пострадавших). Соборование – см. елеосвящение. Солея ( греч. σολα – возвышение) – пространство между иконостасом и средней частью храма, возвышающееся на одну или несколько ступеней от пола храма и огражденное невысокой решеткой. Часть С. напротив царских врат, выдающаяся полукружием в направлении середины храма, называется амвоном. На концах С. располагаются клиросы. Сочельник – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский С.) или Богоявления (Крещенский С.). В С. установлен строгий пост, полагается ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Название С. происходит от слова сочиво – пища, которой питались в этот день верующие (размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; ныне – вареная пшеница с маковым молочком или конопляным маслом и медом). Сретение Господне ( слав. – встреча) – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым; установлен в память принесения Пресвятой Богородицей и Праведным Иосифом Обручником Иисуса Христа на 40-й день по Его рождении (поэтому С. Г. и празднуется 2 февраля ст. ст., т. е. на 40-й день после 25 декабря) в Иерусалимский храм, чтобы представить Младенца Богу как первенца и выкупить Его в соответствии с иудейским законом ( Исх. 13,15 ). В это же время по вдохновению свыше в храм пришел праведный Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа» ( Лк. 2, 26 ). Взяв Младенца Иисуса на руки, Симеон возблагодарил Господа и сказал; «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Пресвятой Богородице Симеон предрек: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2, 34–35 ; этими словами предуказан и крестный путь Девы Марии от Вифлеема до Голгофы).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Неделя о блудном сыне , Собор новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Неделя о блудном сыне и праздник новомучеников и исповедников Российских, наш престольный праздник. Эти праздники говорят нам о судьбе русского народа и о нашей Церкви. Празднуя память святых новомучеников и исповедников Российских, мы исповедуем, что воистину врата адовы не одолеют Церкви Христовой. Мы молимся святым новомученикам, чтобы в час испытаний нам дано было такое же мужество, какое явили они, и чтобы не было в нас того страха и уныния, которым, как говорит Христос, по причине бедствия охвачены сегодня все народы. То, что пережила наша Церковь, несравнимо со всем тем, что было в истории человечества, и благодарение Богу, что мы сподобились быть свидетелями раскрытия в мире зла до конца и раскрытия до конца любви Христовой. Никогда еще не был так поругаем человек, и никогда еще так не расцветала его святость. Среди апокалиптической, дышащей холодом смерти зимы Церковь наполнена сегодня цветами, и, как говорит священномученик Киприан, нет недостатка ни в лилиях, ни в розах — от святых Царственных мучеников и священномучеников Владимира и Вениамина до преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и самых простых, бесчисленных верующих людей. Сколько их было расстреляно, сколько замучено! Сколько их сгинуло за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах и на каторгах ГУЛАГа: епископов, священников, монахов; женщин, мужчин и детей! Сколько было их во всем нашем народе! И ни один дом, воистину, не минула чаша сия. Когда мы читаем в Евангелии слова Христовы, предупреждающие о том, что «предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей.., и будете ненавидимы всеми за имя Мое…» (Мф. 10; 2122), то невольно размышляем: неужели такое действительно может случиться? И это на самом деле случилось в годы гонений, когда в двадцатые, тридцатые и сороковые годы совершался беспримерный геноцид русского православного народа, и дети предавали своих родителей, и брат предавал брата на смерть так, что это считалось доблестью.

http://moral.ru/слово-в-неделю-о-блудном...

Новомученики и исповедники Белой Руси в пределах Минской епархии первой половины ХХ столетия В последние годы у нас много говорилось и писалось о репрессивной политике коммунистов в советский период истории Беларуси. Всем известно, что эта политика затрагивала самые разные слои общества: крестьянство, военных, интеллигенцию, рабочих. 25 сентября, 2009 В последние годы у нас много говорилось и писалось о репрессивной политике коммунистов в советский период истории Беларуси. Всем известно, что эта политика затрагивала самые разные слои общества: крестьянство, военных, интеллигенцию, рабочих. Сегодня начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Белоруссию. К визиту Патриарха, который пройдет с 25 по 28 сентября, портал «Правмир» публикует материалы о Белорусской Православной Церкви. «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем…. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в смертной плоти нашей…» (ІКор.4,8 — 11) В последние годы у нас много говорилось и писалось о репрессивной политике коммунистов в советский период истории Беларуси. Всем известно, что эта политика затрагивала самые разные слои общества: крестьянство, военных, интеллигенцию, рабочих. Огромные потери в период репрессий понесла Православная Церковь Беларуси. К сожалению, до сего времени вопрос о преследовании верующих за инакомыслие остается малоизученным в исторической науке. Между тем, именно Православная Церковь, как наиболее многочисленная конфессия, была гонима в Советской Беларуси с особой жестокостью. Объяснялось это тем, что без уничтожения Церкви невозможно было одержать идеологическую победу в обществе, духовно поработить белорусский народ. Последнее же являлось главной целью всей семидесятилетней деятельности богоборческой власти. В этом докладе мы расскажем о тех гонениях, которым подвергались православные верующие центральной части Беларуси (т. е. Минской епархии) в довоенный период советской истории и первые послевоенные годы. Хронологически наше сообщение охватывает период времени с 1917 по 1951 год.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

Лучше быть терпеливым, чем высокомерным. Лучше быть всегда готовым к прощению всяких обид людям, чем быть духом своим поспешным на гнев против них. Внутренний душевный покой обретается только смирением и кротостью. На основании изречения: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покроет и большие преступления» – я ранее рекомендовал Вам продолжать работать на прежнем месте, но если Господу будет угодно призвать Вас и папу на службу, в тех или других должностях, в другом Его храме, тогда с полной готовностью исполните Его св. волю, благую и спасти нас от излишних переживаний хотящую. Да будет путь Ваш благословен Богом. Левочку крепко целую и радуюсь вместе с ним за его хорошие успехи в учении. Посеянные добрые семена пусть постоянно и усердно выращивает, т.к. от их плодов всецело зависит успех его дальнейшей жизни. Все здоровье свое берегите. Об успехе работы надо усердно призвать к себе на помощь св. мч. Трифона, а об устройстве жилища – св. Спиридона. Еще раз призываю на всех вас Божие благословение и молитвенно желаю всем вам всякого благополучия во всех делах. Бог мира и любви да будет всегда среди вас, утешая вас и преисполняя сердца ваши (скорбные) любовью друг ко другу и ко всем! Будьте здоровы! Не забывайте молиться обо мне недостойном. Храни вас всех Господь! 5 февраля 2006 года, в воскресенье, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, после ранней литургии батюшка причастился Святых Христовых Таин. В 9 часов 50 минут утра при начале поздней Божественной литургии архимандрит Иоанн в полном сознании отошел в вечность, приготовленный к смерти своей жизнью во Христе. Так в обители умирают праведники: на ранней литургии за них молятся о здравии, а на поздней литургии – о упокоении их души. Проповедь в день празднования памяти собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Таким же образом, самое лучшее в русской православной церкви за границей всегда сопротивлялось " левому " и " правому " , оставаясь церковью, выше человеческой политики и национализма. Как таковое, самое лучшее в РПЦЗ всегда было мессианским. Обязанностью РПЦЗ является нести во все концы мира послание церкви, новомучеников и исповедников русских земель, которые, в свою очередь, подтверждают послание древних мучеников и исповедников европейских земель - святых первого тысячелетия. Так второе тысячелетие подтверждает первое, чтобы противостоять третьему. Сегодняшний Восток подтверждает вчерашний Запад, чтобы противостоять атеистическому завтра. На втором всезарубежном соборе русской православной церкви за границей в 1938 году, когда впервые был поднят вопрос о канонизации царственных мучеников, святитель Иоанн Шанхайский сказал: " Русским за границей было даровано сиять светом православия по всему миру, чтобы другие народы, видя их благие дела, могли прославить нашего Отца, сущего на Небесах, и таким образом русские получат спасение " . Возможно, святитель Иоанн имел в виду слова апостола Луки: " Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово " (Деян. 8, 4). Позднее он также предсказывал: " Православие возродится на Западе. Православие будет в Великобритании и Ирландии, во Франции и Германии, в Голландии и Испании и в Америке тоже. Святое православие будет у каждого народа и на всех языках. Это обязанность, возложенная на нашу русскую иммиграцию для нашего покаяния " . В своем окружном послании в 1953 году митрополит Анастасий продолжил слова святителя Иоанна, объявив: " Господь допустил православным быть рассеянными по всему миру, чтобы провозгласить Истинную православную веру всем народам и подготовить мир ко второму пришествию Христову " . Будущее русской церкви за границей - в продолжении выполнения великой задачи, которое было так жестоко прервано в 1917 году. Сейчас, в начале процесса воскресения, русская церковь в России тоже начала выполнение этой задачи, спустя десятилетия, когда она могла лишь выживать. Теперь мы вместе, наши силы удвоились в возросшей русской православной церкви за границей, продолжение великой задачи и миссии, воплощение децентрализованной святой Руси во всем мире, распространение по всему миру подлинного, чистого русского православия, вера святого Серафима Саровского, вера святого Иоанна Кронштадского, вера новомучеников, вера святой Матроны - Матронушки, вера святого Иоанна Шанхайского, а не увядшая вера поверхностных академиков и находящихся под влиянием протестантизма, идущих на компромиссы псевдоправославных модернистов - это вера всей нашей церкви, действующая как камни лестницы, на которую может подняться все человечество. " Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах " (Лк. 24, 46-47).

http://pravoslavie.ru/53825.html

Сам выволок на гноище, как падаль. О, Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи, Германцев с запада. Монгол с востока, Отдай нас в рабство вновь и навсегда, Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда! каменный Храм Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове Это Волошин, 1917 год. Тот же Волошин говорил о том, что «минет все, Европа и Россия». Мы должны понимать, что Римская империя кончилась и Византия кончилась. К великому сожалению, мы сейчас живем на таком перепутье, когда очень может быть, что и наша цивилизация кончится. И мы тогда одни из последних. Но, если Господу будет угодно — все может возродиться. Ирина Зубова: От нас это тоже зависит. о. Кирилл: Да, от нас это тоже зависит. Вот в том то все и дело, что от нас это зависит, от того, как мы себя будем вести. Причем не в том, чтобы ходить демонстрациями, а именно четкой организацией своей жизни на основе Православия. Сергиенко: И что, если какая-то часть общества будет молиться и ходить в церковь, это спасет страну, это ее возродит? о. Кирилл: Когда Господь шел истреблять Содом и Гоморру, то Авраам спросил у Него: «Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников». Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город». И Авраам стал постепенно уменьшать количество праведников, ради которых будет спасен город, и только после числа десять в Библии сказано: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» (Быт. 18, 23 — 33). Так что ответ на Ваш вопрос находится во власти Господа Бога. Он примет решение, когда Он перестанет говорить с нами и наступит Суд. Читайте также: Моли Бога о нас… Воспоминания о священномученике Владимире Амбарцумове (ч.1) Моли Бога о нас… Воспоминания о священномученике Владимире Амбарцумове (ч.2) Русская Голгофа (воспоминания о священномученике Владимире Амбарцумове) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-russ...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Хотелось бы особо отметить период моего наместничества в Свято-Троицком Чуфаровском монастыре. Первое время мне казалось, что Господь дает крест сверх моих сил, ибо послушание было нелегким и в смущении сознавал я, что оно не соответствовало моему возрасту и силам. Но по молитвам Владыки Господь никогда не оставлял меня, грешного — «мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили» (1 Иоан. 5:15). Пребывание в святой обители, служившей в годы революции тюрьмой для невинно заключенных и считающейся по праву Мордовской Голгофой, где земля обильно полита кровью новомучеников, обогатило меня духовно, научило навыкам административной и хозяйственной работы, без которых невозможно строить жизнь в человеческом сообществе. Но самое главное, оно показало, что и невозможное с точки зрения человеческих усилий возможно совершить в укрепляющем Иисусе Христе  (см. Флп. 4:13). Тесное соприкосновение с местом подвига новомучеников и исповедников, которые не отреклись от Христа даже под страхом смерти, воодушевляло меня на созидание духовной и материальной жизни монастыря, ведь наши малые трудности, в сравнении с их лишениями, при известном усердии вполне преодолимы. С этого послушания я и призван к архиерейству. Ваше Святейшество, от всей души благодарю Вас за оказанное мне высокое доверие, к оправданию которого приложу все свои силы и способности при неизменной отеческой поддержке владыки Варсонофия, дабы Церковь Христова росла и умножалась. Ваше беззаветное служение Христу и его Церкви всегда будут для меня наглядным и убеждающим примером того, как должно проходить и мое служение. Сыновне я благодарю Вас, дорогой владыка Варсонофий, что под Вашим мудрым и твердым руководством прошел ответственный период моего становления. Ваше уникальное качество придавать административной работе духовное измерение поможет мне, при начальственной должности, совершать свое служение в соответствии со словами Иисуса Христа, обращенными к ученикам: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом»  (Мк. 10:42-44).

http://patriarchia.ru/db/text/1640522.ht...

«В воскресный день, озаренный светом праздника Пасхи Божией спасительной, когда мир видимый и невидимый празднует Победу Христа Жизнодавца над смертью, мы с вами стали участниками духовно значимого события — освящения памятного креста на месте подвигов и страдальческой кончины 12-ти новомучениц Церкви Христовой и массового захоронения узниц Акмолинского лагеря жен изменников Родины — АЛЖИРа. Святые мученицы, подвиги которых мы ныне прославляем, укреплялись в тяжелых, подчас превосходящих все возможные человеческие силы испытаниях памятью о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. По слову апостола, они познали Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его (Флп. 3:10). Акмолинские праведницы победили врага рода человеческого кровию Агнца и словом свидетельства своего (Откр. 12:11) и получили от Бога силу и власть предстательствовать о нас, с верою и любовию призывающих их в молитвах. Гонители не знали, что в этих людях — обездоленных, физически слабых, истощенных тюрьмами и горькими работами — пребывает великая, ничем не победимая сила Владыки вселенной, и ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8:38-39). Наш священный долг — беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедниках, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры, свидетельствовать о том, что они — слава и красота Православной Церкви. Сооружение мемориального знака на этом месте, откуда взошли на Небо верные Христу монашествующие и миряне, является частью этой священной миссии. Всегда будем помнить, что подвиг новомучеников и исповедников — это духовный потенциал огромной силы, который может поддержать и обогатить жизнь наших современников». Своими воспоминаниями от общения с бывшими узницами АЛЖИРа поделилась ветеран труда Республики Казахстан М.К. Нуржанова. Она рассказала участникам памятного мероприятия, как казахские женщины спасали от голодной смерти заключенных, тайком подбрасывая им курт (высушенный соленый творог). Мариям Нуржанова прочла стихи и угостила всех куртом.

http://drevo-info.ru/news/26874.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010