Раскрывая пред нами, сколько для нас доступно, беспредельную область существ земных и небесных, Божественное Откровение дает нам понять, что безусловный и неограниченный собственник один: Господь Бог . Он обладает бытием вечным, свойствами бесконечно совершенными, силою всемогущею, властью неограниченною, и в таком постоянстве и неизменности, что в Нем не может быть „ни тени перемены“ (Иак. 1, 17). Он говорит устами пророка Исаии: Аз Господь, си e Мое есть имя, славы Моея иному не дам ( Ис. 42, 8 ). В первой заповеди десятословия читаем: Аз Господь Бог Твой, да не будут тебе бози инии разве Мене. Это значит, что другого подобного Ему существа нет и быть не может, и что полнота Его совершенств, или славы не вместимы ни в какое иное существо. Так же один Бог есть безусловный собственник и обладатель всего мира и всех наполняющих его существ небесных и земных: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, глаголет Господь,... вся сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя ( Ис. 66, 1. 2 ). Безусловность этого всецелого обладания благоговейно исповедуется на небесах Ангелами, созерцающими славу Божию, на земле людьми верующими в Бога и познающими Его из дел творения, и наконец беспрекословным послушанием воле и законам Божиим со стороны всей видимой природы. Из этого учения о Боге следует, что все разумные создания Божии (неразумные собственниками быть не могут), небесные и земные, суть собственники условные, т. е. владеющие способностями и имуществом под условием изволения на то воли Божией. Так человек получил от Бога при сотворении все свои способности – душевные и телесные – и право на обладание всеми существами, наполняющими земли: „и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле“( Быт. 1, 26 ). Здесь возникает вопрос: что же это за собственник, у которого владения могут быть отняты во всякую минуту, если не подобными ему существами, то Самим Творцом, даровавшим ему эти владения? Такая собственность не представляется ли не только условною, но и призрачною? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Светило означает «светило самосветящееся», не «отражающее свет», а сам свет – Бог, ибо «Бог есть свет» ( 1Ин. 1:5 ). Свет – сущность, естество Бога. От Него, «от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ), получает освещение вечный город. Всякий человек, приходящий в мир Христа, в Церковь – Его обитель, просвещается этим нетварным, невечерним светом. Светило это несравнимо ни с чем земным. Чтобы как-то описать его, Иоанн говорит, что оно подобно драгоценнейшему камню . Нет таких камней на земле, от которых исходил бы такой чудный свет. Но если сравнивать, то это светило подобно как бы яспису кристалловидному – камню зеленому и прекраснейшему. Этим означено, что светило города несравненно, всегда растущее, цветущее и жизнеподательное. В картине небесного престола в 4,3 «Сидящий», то есть Бог-Свет, «подобен камню яспису и сардису», ибо там свет производил жизнь и Суд (сардис – красный, цвета огня). Теперь Суд позади, настала вечная жизнь, освещаемая светилом, подобным только яспису, а не яспису и сардису. В этом веке «милость и суд буду петь ( Пс. 100:1 )», в том – только милость и благость Божию. Да воскликнем и мы вместе с Исайей: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» ( Ис. 60:1 )! 21 .12–13 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трос ворот, с запада трое ворот. Город имеет большую и высокую стену. Этим означена полная и совершеннейшая защищенность города. Но с другой стороны, этот город уже не будет иметь врагов, ибо они погибли. «Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе» ( Ис. 54:14 ), – говорит Исайя об израильской Церкви. Об этом же говорится в Откровении, что ворота городские не будут запираться (ст. 25). Стена города более указывает на его благоустроенность и благоукрашенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово “Дух,” действительно, понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Мы знаем только двоякого рода естества: вещественные, сложные, не имеющие сознания и разумности, и невещественные, простые, духовные, более или менее одаренные сознанием и разумностью. Допустить, чтобы Бог имел в Себе естество первого рода, никак не можем, видя во всех делах Его, как творения, так и промышления, следы высочайшего разума. Предположить, напротив, в Боге естество последнего рода вынуждаемся необходимо постоянным созерцанием этих следов. И если, точно, само откровение изображает нам Бога, как существо духовное, – в таком случае наше предположение должно уже перейти на степень несомненной истины. 223 А откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, след., природа Его – совершенно невещественная, непри­частная ни малейшей сложности, простая. Это видно: 1) Из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, – Бог ничем неограничен и вездесущ: может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер. 23:24 ; Пс. 138:7–12 ); б) всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо, – Бог не имеет никакого чувственного образа, и потому в Ветзом Завете строго было запрещено изображать Его: кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис. 40:18 , срав. 25); твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор. 4:15–16 ); 224 в) всякое тело, по тому самому, может быть видимо, – Бог на­зывается Богом невидимыми ( Кол. 1:15 ; 1Тим. 1:17 ; Рим. 1:20 ), которого не видел никто никогда (Иоан. 1срав. 6:46), и в частности –Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим. 6срав. Исх. 33:18–23 ); г) всякое тело может подлежать переменам, – всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены ( Иак. 1:17 ); д) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть царь веков нетленный ( 1Тим. 1:17 ), и язычники осуждаются за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим ( Рим. 1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

- Только ни слова! - предупредил его юноша. Когда его спутник увидел сталактиты, он не удержался и прошептал: - Вот это да! Но тут посыпались камни, раздался грохот, поднялась пыль, и друзья едва успели выскочить из пещеры, красота которой навсегда исчезала у них на глазах. " Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. " (Лк. 8:18) Платан Перед домом, на улице, рос большой, широко раскинувший свои ветви платан. Часто прохожие хвалили его: - Какой красавец. Какой пышный платан. Какую большую и густую тень он даёт. Как хорошо отдыхать под ним в жару. Раздавались и другие голоса: - Сколько листьев осенью от этого дерева, а зимой, к тому же, с него падают ветки, и всё это нужно убирать. А платан не становился от этого ни больше, ни меньше. Он всегда оставался одним и тем же. " Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. " (Иак. 1:17). По труду и награда Однажды авва Исаия пришёл на гумно и сказал хозяину земли: - Дай мне пшеницы! - А жал ли ты, авва? - спросил его владелец. - Нет, отвечал старец. Владелец удивился: - Как же ты хочешь получить пшеницы, когда ты не жал? На это старец сказал: - Разве не получает пшеницы тот, кто не жал? - Нет, не получает, - стоял на своём хозяин. Выслушав этот ответ, старец ушёл с гумна. Братья, которые были свидетелями этого поступка, поклонились авве и попросили объяснить им его поступок. Старец сказал им: - Я сделал это с целью показать, что не получит от Бога награды тот, кто не будет прилагать для этого усилия. Поверь! Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели. " Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю? " Поэтому он позвал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью и догматически закреплено ею на Константинопольских Поместных Соборах 1341 и 1351 годов, состоявшихся в ходе полемики святителя Григория против еретиков Варлаама, Акиндина и Никифора Григоры. Святителя в его полемике с еретиками также решительно поддержали монахи Святой Горы Афон. В 1347 году, пережив многочисленные трудности и даже гонения за веру, святитель Григорий становится митрополитом Фессалоникийским. Последние годы жизни – после 1351 года – он провел на своей кафедре в Фессалониках. Почил святитель 14 ноября 1357 года. От Григория Паламы дошли многочисленные сочинения, важнейшие из которых – «Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Антирретики против Акиндина». Сохранился и обширный цикл произнесенных им гомилий, в том числе «Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357 годы). Русский перевод гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Григория Паламы принадлежит архимандриту Амвросию (Погодину) . Текст перевода печатается с любезного разрешения редакции журнала «Православный путь», на страницах которого она и была впервые опубликована в середине прошлого столетия. 1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор.6:2 ), отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно ( Рим.13:12–13 ); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для Спасения, но [говорит, что] после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа всякое время является благоприятным для этого. Потому что как с восходом чувственного солнца для людей настает время для телесной деятельности, – как сказал Давид: Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–23 ), – так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк, в ином месте являя, – после того, как сказал о Владычнем пришествии: Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла ( Пс.117:22 по LXX), – привел: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, выходит, говорится, человек на дело свое... до вечера; Солнце же Правды, будучи незаходимым и, по слову Апостола, не имеющим изменения и ни тени перемены ( Иак.1:17 ), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Христос не покидает и ад нашей души, призывая нас к покаянию. Земля сгорит, объятая именно заботою Творца о Своем Творении. Сын Божий однажды воскликнул: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лук. 12:49 ). Но что означает этот огнь Божий? Как известно, «свидетели Иеговы» и им подобные ожидают, «когда же, когда же приидет Господь и устроит крематорий для всех грешников и для всех заблудших». В их понимании Бог добр только до определенного момента, после которого Он уже не проявляет любовь и сострадание по отношению к падшим. В их понимании есть Бог до Судного Дня, Бог Судного Дня и Бог после Судного Дня. Но Писание учит о неизменяемости Бога. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Сирин восклицает: «Но мы знаем, и всякий человек убежден, что нет изменчивости у Создателя, нет у Него каких-либо более ранних и более поздних намерений, нет ненависти или негодования в естестве Его, нет „больше“ или „меньше“ в любви Его, нет „прежде“ или „после“» (38:5). Как важно осознавать, что Бог никогда не изменит отношение к нам. Для тех, которые окажутся в пламени ада, именно осознание невостребованной и не услышанной любви и будет составлять из себя апогей адского мучения. Преп. Исаак Сирин называет такое состояние «бичевание любви», об этом мы говорили в прошедших наших передачах. Итак, огонь, о котором молит Сын Божий, «чтобы он уже возгорелся», есть призыв ко всем нам погрузиться в познание Бога через огненные буквы Его откровения, но более всего – это пламя любви, которое должно объять каждого из нас и через нас весь мир. Блаж. Феофилакт так истолковывает рассматриваемый текст: «Господь желает, чтобы сим-то огнем возгорелись сердца наши. Ибо мы должны иметь пламенную ревность по добру». В день Святой Пятидесятницы именно огненные языки наполнили сионскую горницу. Крещение Духом Святым и означало крещение в Любви. Сказано: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). Человек может пребывать в истинной православной вере, но это нисколько не поможет ему, если при этом он будет груб, необщителен и агрессивен. Сказано: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

+ В этой молитве встречается несколько выражений из Священного Писания, понимание и правильный перевод которых весьма важны. В вышних живый и на смиренная призираяй. Небесные высоты противопоставляются в этом библейском выражении земным долам: Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли ( Пс.112:5-6 ); в русском переводе псалма: Кто, как Господь Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю). То же выражение в ( Пс.137:6 ): Яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. У Негоже несть пременение, или преложения осенение. Эти слова – из Послания ап. Иакова: Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень ( Иак.1:17 ; в русском переводе: Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены). Славянский перевод слов апостола несколько непонятен, а русский – не вполне точен (слова изменение и перемена как бы повторяют друг друга). Словами преложения осенение передано греческое… означающее тень, которая образуется при обращении светила (обращаясь, светило освещает предметы, но они непременно отбрасывают тень, так что все предметы и места не могут быть освещены равномерно, а свет Божества все одинаково освещает и тени не оставляет). На множество Твоих щедрот дерзающие. Частое в молитвах слово щедрота мы легко понимаем как щедрая милость. Это верно, конечно, но основное значение соответствующего греческого слова – сострадание, жалость. На щедроты Твоя дерзая прихожду, - говорится в 5й молитве ко Святому Причащению. Милосердие Творца и Владыки дает нам дерзновение – смелость в прошении; мы предстоим не только перед Праведным Судией, но и перед любящим Отцом; да услышим от Него: Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мф.9:2 ); Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя ( Мф.9:22 ). Ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: «Се — время благоприятно, се — день спасения. Отложим дела темная, и сотворим дела светлая; яко во дни благообразно да ходим» (Рим. 13:11–13); не один какой–либо определенный час или день называя благоприятным для спасения, но (говорит, что) после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, всякое время является благоприятным для этого. Потому что, как с восходом чувственного солнца, для людей настает время для телесной деятельности, — как сказал Давид: «Возсия солнце, и изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103:22, 23); — так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк в ином месте являя, — после того, как сказал о Владычнем пришествии: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла», — привел: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117:22, 24). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, «изыдет», говорится, «человек на делание свое до вечера»; Солнце же Правды, будучи незаходимым, и, по слову Апостола, «не имущим пременения или преложения стень» (изменения и тени перемены. Иак. 1:17), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой. 2. Если же долженствует выделить время более благоприятное из прочих, как, напр., и бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения и время собирания плодов, и время всякой другой вещи, так и в отношении доброделания найдешь, что и относительно сего различно устраивается час. Сейчас — время осени, и в ней предпочтительное место занимает этот месяц (сентябрь), который служит для нас первым месяцем и началом года  , когда и дело нашего спасения возымело свое начало, что мы и празднуем сегодня. Потому что сегодня нашего по благодати воззвания и воссоздания мы и совершаем это первое священное празднество и торжество, с которым начало сбываться все новое, и неизменное сменять временное подзаконное, и дух — букву, и истина — тени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Возражение 3. Далее, некогда Бог знал о [предстоящем] рождении Христа. Но теперь Он не знает, когда Христос будет рожден, поскольку в будущем Христос уже не родится. Следовательно, Бог не знает всего того, что некогда знал; таким образом, знание Бога изменчиво. Этому противоречит следующее. Сказано [в Писании], что в Боге «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1, 17 ). Отвечаю: поскольку знание Бога – это Его субстанция, что очевидно из предшествующих [рассуждений] (4), субстанция же Его, как было показано выше (9, 1), всецело неизменна, то и Его знание подобным же образом [необходимо] должно быть всецело постоянным. Ответ на возражение 1. [Имена] «Господь», «Творец» и т. п. указывают на соотнесенность с сотворенным, каковым оно является само по себе. Но знание Бога есть соотнесенность с сотворенным, каково оно в Боге, ибо все актуально разумеется постольку, поскольку оно находится в разумеющем. И хотя сама по себе тварь изменчива, в Боге она пребывает неизменным образом. Допустимо также сказать, что [имена] «Господь», «Творец» и т. п. выражают соотнесенность, вытекающую из действий, которые разумеются как завершенные в тварях самих по себе; поэтому данные соотнесенности приписываются Богу изменчивым образом, сообразно изменчивости сотворенного. Но «знание», «любовь» и т. п. выражают соотнесенность, вытекающую из действий, которые разумеются как пребывающие в Боге; следовательно, они сказываются о Боге неизменным образом. Ответ на возражение 2. Богу ведомо также и то, что Он может соделать, [хотя] и не делает. Ведь из того обстоятельства, что Он может соделать более, нежели делает, никак не следует, что Он может знать более, нежели знает, за исключением разве того случая, когда речь идет о знании предвидения, которым, говорят, Он знает все то, что в определенный промежуток времени имеет актуальное бытие. Однако и на основании того, что Он знает также и то, чего нет, хотя бы оно и могло быть, равно как и чего не могло бы быть, хотя оно и есть, никак нельзя сделать вывод, что Его знание испытывает перемены, но скорее – что Ему ведома сама изменчивость вещей. Его знание было бы изменчивым только в том случае, если бы существовало нечто, чего Бог не предвидел, но узнал лишь после [его осуществления]. Но этого не может быть, ибо все, что [было] есть или [только] может случиться в какой бы то ни было момент времени, ведомо Богу в Его вечности. Следовательно, коль скоро вещь существует в некоторый момент времени, она необходимо известна Богу извечно. Таким образом, ошибочно полагать, что Бог может знать более, нежели знает, ибо подобное суждение подразумевает, что Он изначально несведущ, и лишь впоследствии познает

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Нет никакой необходимой или побудительной связи между Божественной природой (или сущностью) и законом творения. Отсутствие твари нисколько не умаляет абсолютной полноты Божественной Сущности, бескрайности этого Океана Сущности, τι πλαγος ουσας πειρον κα ριστον 495 , как говорит св. Григорий Назианзин 496 . Бог не имел начала, и Ему не будет конца. Он пребывает в «неподвижном сиянии вечности» 497 . И Его бесконечное настоящее – это не время, а вечность 498 . Бог совершенно неизменен и неподвижен, – в Нем «нет и тени перемен» (παρ οκ νι παραλλαγ τροπς ποσκασμα 499 , Иак.1:17 ) Он не может ничего приобрести, ни утратить. И можно сказать, что тварный мир есть абсолютное излишество, нечто дополнительное, чего могло бы не быть вовсе. Всемогущество Божие нужно определять не только лишь как высшую власть создавать, но и как абсолютную власть вовсе не создавать. Бог мог бы допустить, чтобы вне Его не существовало ничего. Творить и не творить для Бога одинаковое благо, и бесполезно докапываться до причины Божественного выбора, ибо акт творения не был обусловлен даже милосердием Бога и Его бесконечным совершенством. «Творящая Сущность» – это не главное и не определяющее качество Бога; Бог творит в неограниченной свободе. Но тут кроется очень серьезное затруднение. Если Бог не Творец по Своей природе, начал ли Он творить? Нелепое и недостойное предположение, ибо Бог выше каких бы то ни было перемен... Но, если Он не начал быть Творцом, если Его творческая воля является вечной, следовательно, Он творит в вечности, и тварь так же вечна, как и Бог ? Еще более нелепое утверждение, ибо характерное свойство твари как таковой – иметь начало, от небытия переходить к существованию... Nulla fiebat creatura, antequam fieret ulla creatura 500 , – говорит бл. Августин 501 , – мир был начат – вместе с самим временем. А Бог не начинал творить. Вот совершенно явное противоречие! Творческая мысль Бога вечна. Божественная Сущность не обладает никакой продолжительностью, в Ней нет никакой действительной последовательности мгновений, где одно стоит после или прежде другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010