В начале учебного 1997/1998 года кафедрой юридической психологии было принято решение о необходимости проведения научно-практических конференций по проблемам противодействия деструктивным культам в правоохранительной сфере. Для профессорско-преподавательского состава мной была прочитана лекция о деятельности тоталитарных сект на территории России и Нижегородской области и высказаны рекомендации о том, как определить у молодых людей поступки и установки, свидетельствующие о попадании под влияние тоталитарных сект. В июне 1998 года наше учебное заведение явилось первым в Нижнем Новгороде, где стали проводиться научно-практические конференции по проблемам противодействия деструктивным культам. В первый раз курсанты под руководством преподавате­лей подготовили 9 докладов и сообщений, вызвавших значитель­ный интерес. В подготовке и проведении конференции приняли участие представители православного духовенства, Братства свя­того Александра Невского, сотрудники соответствующего депар­тамента областной администрации. В июне 1999 года была проведена вторая конференция, в которой приняли участие практические психологи вузов Нижнего Новгорода Е. Н. Волков и В. В. Аврамцев, представители православного духовенства и Братства святого Александра Невского. Были заслушаны 10 докладов и сообщений по проблемам антиго­сударственной деятельности тоталитарных сект, о противодейст­вии сектантским методам психологического насилия, об уголов­но-правовой оценке деятельности тоталитарных культов. В мае 2000 года была проведена третья научно-практическая конференция с участием соответствующего департамента областной администрации, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Братства святого Александра Невского, практи­ческих психологов, курсантов академии. В мае 2001 года состоялась уже четвертая конференция, в которой приняли участие представители администрации Нижнего Новгорода, православные священнослужители, члены Братства святого Александра Невского, практические психологи, религиоведы вузов, сотрудник УФСБ по Нижегородской области, курсан­ты академии. Темы докладов и сообщений касались деятельности тоталитарных коммерческих культов, современных факторов, ко­торые осложняют контроль за деятельностью деструктивных сект, религиозной ситуации в Нижнем Новгороде. 444 Архангельск

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Нижегородский волонтерский проект находится под угрозой закрытия Нижний Новгород, 7 февраля 2006 г . Нижегородский региональный общественный благотворительный фонд «Серафима», занимающийся помощью малоимущим жителям города и области, под угрозой закрытия. Решением суда от 25 января организация обязана в течение 60 дней покинуть занимаемое ею полуподвальное помещение. Большая часть помещения уже опечатана и в данное время прием вещей приостановлен. 14 марта благотворительному фонду исполнится 15 лет, но предпраздничные дни для работников фонда оказались горькими, сообщает пресс-служба Нижегородской и Арзамасской епархии . «По новому положению 2004 года оказалось, что благотворительный фонд, как у нас, не имеет права занимать помещение в жилом доме, – рассказала директор благотворительного фонда «Серафима» Марина Носова. – Наша деятельность, согласно новым постановлениям, составляет прямую угрозу для жителей этого дома. Было решение суда приостановить нашу деятельность в течение 60 дней. Штрафовать нас нельзя – мы работаем бесплатно, все работники фонда – волонтеры». Выехать организации некуда. Сейчас волонтеры ищут выход из сложившейся ситуации. Письма с просьбой о помощи направлены главе администрации Советского района Вере Золотницкой, депутату госдумы Юрию Сентюрину, мэру Вадиму Булавинову и губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. Несмотря на трудности, благотворительная организация продолжает работу, хотя вынужденно ведет только координационную деятельность. Вещи от граждан не принимаются, так как их негде хранить. Вся деятельность в данный момент ведется, в основном, с православными храмами города, в которых собирают вещи для обездоленных. Люди, которые помогают нуждающимся, сами теперь нуждаются в помощи и поддержке. «Нам надо немного: помещение, фонд заработанной платы порядка 30 тысяч рублей и один раз в неделю автомашину «Газель» для выезда в область к тем, кто ждет нашей помощи», – отметила Марина Носова. Координаты Нижегородского регионального общественного благотворительного фонда «Серафима»:

http://pravoslavie.ru/16184.html

Глава Нижегородской митрополии в приветственном слове отметил, как велика необходимость показать современному молодому человеку, что христианские ценности — это принципы жизни, отказ от которых может привести к краху человеческих судеб. Владыка привел слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в такой культуре, в которой была изгнана идея греха, и вместо нее возникла идея свободы». И в нашей родной истории в 1917 году случилось так, что это Божие благословение, величайший Божий дар — свобода — было использовано во вред человеку, раскрепостило его и вытеснило идею греха. Плоды случившегося мы пожинаем и по сей день, среди них — проблемы, связанные с воспитанием молодежи. «Сейчас очень важно разговаривать с ней на понятном языке, — отметил управляющий Нижегородской епархией. — Можно сказать, что это апостольская задача: апостолы получили дар языков, чтобы быть понятными людям любой культуры, национальности, социального происхождения. И сейчас перед нами стоит задача овладеть языком, понятным молодым людям, живущим в своем культурном пространстве». Митрополит Георгий поблагодарил губернатора области за сотрудничество и владыку Зиновия за то, что почтил заседание своим присутствием. Приветственный адрес от председателя оргкомитета XXVII Международных образовательных Рождественских чтений, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия зачитал протоиерей Евгений Худин. Митрополит Зиновий отметил, что свобода и ответственность — это нравственные категории, которые предполагают выбор. Иногда он довольно сложен, особенно для молодых людей. Мир сейчас находится в поиске истинных ценностей, в которых можно найти опору. Но чуть больше двух тысяч лет назад наши предки приняли этот абсолют — ценности христианские, когда Спаситель восстановил полноту общения Бога и человека. Далее с докладом выступил митрополит Георгий. Он говорил о том, что существует свобода метафизическая, социальная и духовная. И сейчас речь в обществе идет, в основном, о свободе социальной, то есть внешних проявлениях свободы. Люди забывают о том, что при отсутствии свободы духовной это приводит к умножению страстей, процветанию греха. Ни совершенство законов, ни высокий уровень развития культуры и науки не может избавить общество от страстей и пороков. Это может только Бог, поскольку свобода духовная — это свобода от греха, блаженное, радостное состояние человеческой души.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1719 г. Питирим, по желанию Петра, назначен епископом Нижегородским. В видах еще большего успеха его противораскольнической деятельности, (в день самого посвящения, 23 марта 1719 г.), в его Нижегородской епархии оставлены были города Балахна, Юрьевец-Повольский с уездами и часть Галицкого уезда, но только по духовным делам, т. е. по миссионерству, поставлению священников, судным делам и т. п., по денежным делам балахнинские, юрьевец-повольские и галицкие приходы остались в ведении патриаршего Казенного Приказа. О том, что города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по духовным делам поступили в Нижегородскую епархию, были посланы указы в Москву Игнатию, м. Сарскому и Подонскому, управлявшему духовными делами Патриаршей области, а также в Казанскую и Архангелогородскую губернии. 115 К последней принадлежал г. Галич, а Балахна и Юрьевец-Повольский при первом разделении России на губернии и по упразднении временно существовавшей Нижегородской губернии, снова отнесены к Казанской губернии. Губернские власти интересовались денежными делами, почему и поставляются в известность о приписке городов по духовным делам к Нижегородской епархии, кроме того, в силу указа 1713 г., они должны были помогать миссионерам. Оставление Балахны, Юрьевца-Повольского, части Галицкого уезда по денежным делам в Патриаршем Казенном Приказе может свидетельствовать с одной стороны о том, что денежные интересы служили главным препятствием к уступке разбросанных патриарших городов в соседние епархии, с другой стороны еще о том, что урок донских казаков не прошел даром для администрации бывшей Патриашьей области, начавшей было, хотя и весьма скупо, раздавать свое наследство на далеких окраинах. Таким образом, после 1719 г. часть Патриаршей области между реками Лухом, Волгой, Унжей и Ветлугой, врезавшаяся почти четырехугольником между Суздальской и Казанской епархиями, весьма заметно расширила территорию Нижегородской епархии, сделавшейся к востоку соседкой Суздальской епархии, а на северо-западе дошедшей до естественных границ рр. Волги и Унжи. Для соединения двух окраинных восточных частей Патриаршей области осталась узкая полоса через г. Гороховец, и то ненадолго. 116

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Состав заказов Пермской десятины, носящих название по рекам и селам, довольно подробно определяет территорию восточной половины Вятской епархии. В 1730 году в Пермской десятине насчитывалось уже 16 заказов вместо 14, бывших в 1728г., а именно: Кайгородский, Зудзийский (Вотяцкое село по р. Каме, ныне Вятской губ.), Косинский, Чердынский, Усольский, Пыскорский, Зырянский, 372 Чусовский, Сылвенский, Кунгурский, Верхомулинский (с. Верхомулинское, Пермск. у.), Сергинский, Майкорский, Кудымкорский, Кривяцкий и Обвейского Поречья Рождественский. 373 Вятскую десятину составляли девять заказов, вместо прежних восьми, причем один из прежних заказов успел переименоваться. К бывшим в 1728 г. заказам: Слободскому, Орловскому, Котельницкому, Кырчанскому, Сезеневскому, Сырьянскому и Ошланскому (в нынешнем Нолинском у.) 374 прибавился Вожгальский заказ, а Куринский переименован в Окатьевский. 375 Вятка с особым заказом, по-прежнему, оставалась в непосредственном ведении архиерейских приказов. Приведенных географических данных, кажется, достаточно, чтобы видеть, что вся нынешняя Вятская епархия, кроме части южной её территории, входившей в территорию Казанской епархии, и Пермская по эту сторону Урала, кроме части Осинского уезда, составляли одну Вятскую и Великопермскую епархию. К половине XVIII в. к ней принадлежали города: кафедральный Вятка (Хлынов), Орлов, Котельнич, Слободской, Шестаков, Кайгородок, Кунгур, Соль-Камская, Чердынь и вотчины Строгановых. 376 Урал был естественной восточной границей Вятской и Великопермской епархий; северная её граница проходила с большим наклоном с севера к югу в водоразделе притоков рек Камы и Вятки с одной стороны, Северной Двины и Печоры с другой; западные пределы её не доходили далее бассейна верховьев р. Ветлуги, где сходились Казанская, Нижегородская и Вятская епархии. Южная граница начиналась в бассейне р. Пижмы, затем шла к востоку почти прямой линией, пересекая р. Вятку севернее устья р. Пижмы. Отделив г. Осу на р. Каме к Казанской епархии, она, уклоняясь к югу, через верховья р. Уфы шла к верховьям р. Чусовой, присоединяя Сергинские заводы к Вятской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Московские епархиальные ведомости. 2007. 11-12 Московские епархиальные ведомости. 2007. 11-12 Бюджет Е. в. включал оплату работы цензора, обычно назначаемого из городских клириков, и выплаты гонораров авторам статей. Злободневные полемические заметки, др. статьи, выходившие за пределы программы издания, как правило, не оплачивались. Для мн. епархий Е. в. оставались единственным местным церковным журналом. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. в. составлял от неск. сот до 1-1,5 тыс. экз. Если в епархии еще не было своих Е. в., в ней временно могло распространяться издание одной из соседних епархий. Напр., в 1863-1879 гг. единственные в Сибири «Иркутские ЕВ» распространялись в неск. епархиях и помещали офиц. документы и др. материалы, касающиеся этих епархий. Если в издающей Е. в. епархии не было своей ДС, в них регулярно помещались сведения о семинарии, в к-рой обучались дети клириков и причетников этой епархии. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. были связаны попытки некоторых редакторов или новообразованных редакционных комитетов преобразовать Е. в. в «церковно-общественные» издания, что иногда приводило к их переименованиям. Так появились «Саратовский духовный вестник» (сент. 1905 - март 1913), «Православная Подолия: Орган духовенства Подольской епархии» (1906-1917), «Таврический церковно-общественный вестник» (в 1906-1917 выходил вместо неофиц. части «Таврических ЕВ»), «Нижегородский церковно-общественный вестник» (1906-1918), «Енисейский церковный вестник: Еженедельный церковно-общественный журнал» (янв. 1907 - июль 1908), «Калужский церковно-общественный вестник» (февр. 1907 - 1918), «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства» (в 1907-1916 выходил вместо неофиц. части «Литовских ЕВ», в 1907-1908 - также вместо неофиц. части «Гродненских епархиальных ведомостей» ), «Вера и жизнь: Журнал Черниговской епархии» (1912-1917), газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (1914-1917). В 1915 г. в связи с эвакуацией учреждений из оккупированных зап. областей перестали издавать «Гродненские ЕВ»; «Рижские ЕВ» выходили в Ярославле (1915) и Н. Новгороде (1915-1917), «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» (1915-1917), а также «Литовские ЕВ» (1916) - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Приводим список этих епископий с указанием распределения их по округам, чтобы наглядно видеть широту царского предложения от 2 сентября 1681 года и то, какие из ныне существующих епархий предположены были к открытию еще в 1681 г. Патриаршая область по царскому проекту подвергалась существенному изменению и сокращению, вполне соответствовавшему обширности её пределов; кроме того, что много городов и уездов этой области переходило в состав епархий в других епархиальных округах, из ней предполагалось образовать своих двадцать епархий, которые должны составить особый округ под ведением патриарха; устроить эти епархии предполагалось во Владимире на Клязьме, Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белеве, Темникове, Коломне, Кошире, Калуге, Серпухове, Можайске, Духе и Юрьевце-Повольском. В митрополиях Новгородской открыть 10 епархий – в Великих Луках, Городце, Холмогорах, Каргополе, Кевроли, Мезени, Кольском остроге, Олонце, на Ваге и Чаронде; Казанской 5 епархий – в Свияжске, Симбирске, Чебоксарах, Уржуме и Уфе; Астраханской 3 епархии на Тереке, Самаре и Царицыне; Сибирской 6 епархий – в Томске, на Лене, Енисейске, Верхотурье, Тюмени и Даурии; Ростовской 6 епархий – в Угличе, Устюге, Ярославле, Тотьме, Пошехонье и Соли Вычегодской; Псковской 2 епархии – в Торопце и Гдове; Смоленской 3 епархии – в Брянске, Дорогобуже и Вязьме; Тверской 3 – в Кашине, Старице и Ржеве; Вятской 4 – в Соликамске, Яренске, Кайгороде и Кунгуре; Нижегородской 4 – в Арзамасе, Балахне, Алатыре и Курмыше; Рязанской 4 – в Тамбове, Воронеже, Шацке и Ряжске, и в Белгородской митрополии 2 епархии – в Курске и Ливнах 50 . Можно думать, что этот царский проект с такими широкими предложениями в деле умножения епархий и полного переустройства порядков епархиального управления должен был привести церковную власть в сильное смущение. Последние два месяца не приступала к выполнению царского проекта; из 69 епархий, назначенных к открытию, открыта была на первых порах только одна Звенигородская; 6-го ноября 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В Нижегородской епархии проходит благотворительная акция «Корзина доброты» 13 ноября 2021 г. 18:54 13 ноября 2021 года в Нижнем Новгороде проходит масштабный добровольческий проект — общегородской продовольственный марафон «Корзина доброты». Его проводит фонд продовольствия «Русь» совместно с компанией «Х5 Retail Group». B масштабе всего города такая акция проводится впервые. В акции принимают участие около 280 магазинов Нижнего Новгорода. В рамках марафона в супермаркетах «Пятерочка» и «Перекресток» волонтеры проводят сбор продуктов для нуждающихся, проживающих в благочиниях Нижегородской епархии. Перед стартом акции в супермаркете «Пятерочка», расположенном по улице Космическая, состоялся молебен на начало доброго дела. Богослужение совершил руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями иерей Филипп Измайлов. Он пожелал успешного проведения акции и благословил ее участников.  «Люди откликаются и с удовольствием участвуют в этой акции, поскольку для них  этот продовольственный проект — возможность приобщиться к благому делу, проявить милосердие к ближним, поделиться частичкой своей души, — сказал иерей Филипп Измайлов. — Мне бы хотелось поблагодарить волонтеров и продовольственный фонд " Русь " , который организует эту акцию, и тех людей, которые делятся продуктами с теми, кто нуждается в помощи в это нелегкое время. Я уверен, что благодаря проекту " Корзина доброты " в нашем городе преумножится добро, потому что, когда человек заботится о ближнем, делится с ним, его душа наполняется радостью и добром. Всякое благое дело в следующий раз совершается намного легче.  Это такая ступенька к последующему доброделанию». Волонтеры раздают покупателям листовки с информацией об акции и подсказывают, какие продукты можно положить в корзину доброты. «На 100 магазинов мы набрали 106 волонтеров. Среди них — прихожане нижегородских храмов, студенты и даже школьники. С согласия родителей волонтером этого проекта можно стать с 14 лет», — сообщила ведущий специалист епархиального отдела Анна Спиридонова. По ее словам, к этой акции активно подключились студенты Нижегородского медицинского колледжа. 70 будущих медиков собирают продукты в трех районах города. Юных волонтеров могло быть значительно больше, если бы не сложная эпидемическая обстановка, в связи с которой отдельные учебные заведения отказались принимать участие в проекте «Корзина доброты». Планируется собрать 1100 продуктовых наборов, которые затем будут переданы нуждающимся.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович), архп.Волынский и Житомирский Родился 17 декабря 1823 года в семье священника с.Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии. В 1848 году окончил семинарию со званием студента. 17 дек.1848 года пострижен в монашество. 30 января 1849 года рукоположен во иеродиакона, а 2 февраля – во иеромонаха. С 1849 года – учитель певчих архиерейского дома. В 1854 году окончил Киевскую духовную академию и определен смотрителем Слуцких духовных училищ Минской епархии. 25 дек.1856 года возведен в сан игумена. 31 марта 1859 года удостоен степени магистра богословия. С 14 дек.1860 г. – инспектор Минской семинарии. 3 апр. 1862 г. возведен в сан архимандрита и 31 авг. – перемещен инспектором в Литовскую духовную семинарию. С 12 окт.1866 г. – инспектор Черниговской духовной семинарии. С II дек.1868 г. – ректор Иркутской семинарии. С 1871 года состоял редактором Иркутских Епархиальных Ведомостей. 10 апр.1877 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик.Пермской епархии. С 9 дек.1876 г. – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 7 июня 1885 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 25 ноября 1889 года – епископ Волынский и Житомирский. 20 окт.1890 года награжден золотим наперстным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами. 15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 13 апреля 1902 года. В Волынской епархии заботился о восстановлении православия, оживлении историко-археологических воспоминаний, о возобновлении иноческих обителей и храмов. В личной жизни был строгий подвижник, обладал необыкновенной аскетической выносливостью и терпением. Труды: «О Слуцких князьях». « Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих». Киев, 1860. «Краткие сказания о жизни и подвигах преп.отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Киев, 1885. «Киев – о древнейшем существовании православия " · «О русской народности в Галиции».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

" Месяцеслов " стал итогом многолетних кропотливых изысканий владыки Димитрия. Выходу его томов предшествовали многочисленные публикации в периодике: статьи, заметки, иногда очень маленькие, но содержащие чрезвычайно интересные сведения и подробности о том или ином святом, храме, иконе, храмовом празднике или истории какой-нибудь местности. Все эти статьи и заметки, а также отдельные издания группируются в несколько географически привязанных " комплексов " : о Воронежской епархии - родине владыки, месте его первого священнического служения, а в 1881-1886 годах и ректорства в Воронежском духовном училище; о Тамбовской епархии, где в 1872-1880 годах он служил был ректором семинарии; о епархиях Нижегородской, затем Тверской, которыми управлял владыка Димитрий: Нижегородской - в 1887 году в сане викарного епископа Балахинского, а Тверской - с 1896 по 1905 годы в сане епископа Тверского и Кашинского. Такой труд владыки Димитрия, как, к примеру, " Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии " , вышедший четырьмя выпусками в Воронеже в 1884-1886 годах, современников поражал объемом накопленного материала. Еще бы! Ведь " Указатель " содержал сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах. Сообщалось не только о времени их постройки, но и о средствах, употребленных на постройку, именах строителей, истории причтов. Сведения эти собирались по архивам и документам, присылались сельскими священниками в " Воронежские епархиальные ведомости " , редактором которых был отец Димитрий, тогда еще архимандрит. Своей горячей увлеченностью отец Димитрий " заразил " многих. А мы, потомки, не всегда благодарные, порушившие в бурном XX веке храмы, сжегшие и растерявшие архивы, имеем сегодня единственный источник сведений (и каких!) по церковной истории Воронежского края. И все это благодаря кипучей энергии владыки Димитрия, его увлеченности и умению " подвигать " других - людей, подчас не слишком образованных (ну какое может быть образование у сельского священника в отдаленном приходе) и далеких от истории и археологии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010