Внутримонастырские вопросы в пустыни решались собором (или советом) братии во главе с настоятелем. Обитель находилась в управлении митрополита Новгородского, в 1672 г. перешла в ведомство Патриаршей области, а затем Синодальной области (1721-1744). В судебно-финансовом отношении с 1647 г. Н. С. п. подчинялась приказу Большого дворца, а с 1701 г.- Монастырскому приказу. Важнейшим событием в истории пустыни стало обретение мощей прп. Нила, к-рое произошло 27 мая 1667 г., когда выкапывали ров под фундамент каменного Богоявленского собора. После обретения мощей прп. Нила пустынь приобрела широкую известность. С 1672 г. ее настоятели осуществляли надзор за храмами Осташковского посада (Осташковских слобод) и Осташковской десятины ( Успенский. 1902. С. 91), с 1675 г. исполняли должность патриарших десятинников Осташковской десятины. В 1701 г. имя настоятеля пустыни было внесено в «Лествицу степенных настоятелей». В 1-й четв. XVIII в. Н. С. п. использовалась как место ссылки политических и церковных деятелей. В 1733-1735 гг. в связи с проверками исполнения указа 1723 г. имп. Петра I Алексеевича , запрещавшего постригать молодых послушников и предписывавшего принимать в мон-ри инвалидов и отставных солдат, в пустыни было выявлено 12 монахов, постриженных в нарушение этого указа. По приговору Синода от 23 авг. 1736 г. бывш. игумены обители Паисий (Бартенев; 1719-1724) и Иларион (Попов; 1724-1732), иером. Гурий, казначей Никифор были лишены сана и сосланы в Иркутскую пров. Сибирской губ.; туда же без лишения сана были отправлены иеродиаконы Ипполит, Феодосий, Макарий и мон. Анисим (в 1744 всем дожившим до этого времени даровано прощение). С 1744 г. Н. С. п. входила в состав Тверской епархии, с 1750 г. ее настоятели подчинялись непосредственно Тверской духовной консистории. В 1751-1758 и 1772-1918 гг. пустынь оказывала помощь Осташковскому духовному училищу, в 1776-1779 гг. настоятели исполняли должность его надзирателей, в 1779-1789 гг.- почетных попечителей. 18 марта 1762 г. игум. Феодосий I (Добрый) (1755-1765, 1766-1770) первым среди настоятелей пустыни был возведен в сан архимандрита. Во многом это было связано с началом общерус. почитания прп. Нила после того, как в 1756 г. указом Синода имя преподобного было включено в святцы, а службы ему на день преставления (7 дек.) и день обретения мощей (27 мая) вошли в Четьи-Минеи.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

В 1700-1701 гг. по благословению митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской церкви был выстроен одноименный собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный 5-главый 2-светный четверик, с алтарем в виде 3 полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и 3-ярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из нескольких рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В посл. трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735-1738 гг. на северных воротах монастыря была возведена и в 1739 г. освящена церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1750 г. на средства кнг. П.П. Шаховской была построена церковь во имя святых Захарии и Елисаветы, «за здравие» имп. Елизаветы Петровны. По ведомости игум. Венедикты (Соколовой) 1763 г., в монастыре проживали 23 монахини, 17 указниц и белиц, на которых ежегодно выдавалось жалованье 220 р. 50 к. При монастырере содержались 7 офицеров и рядовых, которым выплачивалось жалованье (48 р. 99 к.) и выдавалось 33 четв. хлеба. В 1764 г. монастырь был отнесен к 3-му классу. В 1771 г., во время чумы, многие сестры умерли, в 1773 г. в результате пожара сгорела 51 келья, кровли церквей, многие насельницы переселились в другие монастыри. В 1776 г., при игум. Маврикии, здания были отремонтированы, построена ограда. В 1812 г., при вступлении в Москву армии Наполеона, в Георгиевском монастыре оставались игум. Митрополия (Митрофания) с неск. сестрами. Спрятанное ими имущество было разграблено. По преданию, игум. Митрополия, свящ. Иоанн Алексеев и его супруга «были бесчеловечно мучимы». Клирик с женой скончались, игум. Митрополия впосл. возглавила московский в честь зачатия св. Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь. Сгорели все кельи, пострадали церкви, осенью 1812 г. Георгиевский монастырь был упразднен, Георгиевский и Казанский храмы после ремонта стали приходскими. Сестры переселились в Страстной иконы Божией Матери женский монастырь. В Георгиевском храме сохранились реликвии: 2 парчовые, украшенные жемчугом ризы и рукописное Евангелие с миниатюрами XVI в. В 1820 г. на территории монастыря были построены 2-этажные дома для церковно- и священнослужителей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В 1866 г. разобрана церковь святых Захарии и Елисаветы.

http://sobory.ru/article/?object=34972

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. История и современность ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) КАМЕНЬ БЛАГОДАТИ чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), связанная с именем прп. Давида Гареджийского ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МЦХЕТСКИЙ (ВОСТОЧНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ [Картлийский Католикосат, Картлийская Церковь] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (60-е гг. V в.- 1811), древняя правосл. Церковь на территории Вост. Грузии

http://pravenc.ru/rubrics/121444.html

Середа-Стратилатская. Церковь Феодора Стратилата. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Феодора Стратилата Год постройки:не позже 1858. Год утраты:приблизительно 1956 Адрес: Россия, Московская область, го Шаховская, с. Середа-Стратилатская Координаты: 55.894837, 35.503643 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Середа-Стратилатская. Церковь Феодора Стратилата. Дата строительства 1858 г. Большая кирпичная церковь, строившаяся по частям всю 3-ю четв. XIX в. «Зданием каменная с таковою же колокольнею. О пяти главах на настоящей и шестой на трапезной, покрыта железом, окрашенным зеленою краскою медянкой, главы на церкви и колокольне окрашены голубою краской на двух золоченые звезды. Кресты на главах и колокольне вызолочены». Главный престол Троицкий, боковые Казанский и Феодоровский, в трапезной Михаило-Архангельский и Ильинский престолы. Закрыта в 1930 г., сломана в 1950-х гг. На месте церкви построена сельская администрация и разбит газон. Старинное село Середа известно с 1574 года. В нач. XVII века местность была разорена пришедшими на русскую землю польско-литовскими интервентами. В писцовых книгах 1626 года говорится, что до пришествия незванных гостей здесь была " церковь древяна Федора Стратилата, в храме были образы, книги и свечи и всякое церковное строение и тое церковь со всем церковным строением сожгли литовские люди, а сожжена та церковь в 1611 году " . После Смутного времени эта земля, западнее Москвы, обездюдела. Долго ещё здесь не селились люди, лишь через пятидесятилетие этот край вновь стал заселяться русским людом, который и начал возводить дома и святые храмы. Известно, что в 1685 году на старом церковном месте поселенцам было разрешено построить новую деревянную церковь. В 1686 году храм был построен и обложен сразу же данью. В 1774-1776 гг. вместо обветшавшей, селяне выстроили новую, также деревянную церковь в архитектурном плане представлявшую три восьмерика на двойном четверике. В 1820-1850 годах в селе возведена довольно больших размеров кирпичная церковь, строившаяся по частям. Храм имел пять приделов. Главный престол был посвящён живоначальной Троице, боковые - Казанской иконы Божией Матери и Фёдора Стратилата, в трапезной располагались Михайло-Архангельский и Ильинский престолы. Старая деревянная церковь была аккуратно разобрана и в 1858 году перевезена в Пески, где сейчас и находится (переосвящена в честь Сретения Господня).

http://sobory.ru/article/?object=43671

Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 1-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ; 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Старое Зимино. Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Воскресенская церковь в с. Зимине Михайловского уезда (ныне Захаровского района) упоминается в окладных книгах 1676 г., где при ней показаны в причте " поп и дьячек, церковной земли 15 четв. в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 20 копен, да в приходе к той церкви 25 дворов боярских детей и двор боярской, число дворов крестьянских не показано, но количество дани равнялось 1 р. 19 алт. " В 1776 г. помещицей майоршей Пелагеей Алексеевной Денисьевой была построена деревянной церковь Обновления храма Воскресения, с приделами Тихвинским и Георгиевским. В 1854 г. помещиком Желтухиным была построена каменная Воскресенская церковь с приделами Никольским и Тихвинским. В клировой ведомости на 1915 г. указано, что церковь зданием каменная, с таковою же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три: главный - во имя Обновления храма Воскресения Христова, по правую - во имя свт. Николая Чудотворца, по левую - во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Утварью достаточна. Земли при церкви состояло: " усадебной вместе с церковным погостом - 2 дес. 1200 саж., в особом угодий пахотной 90 десятин, завещанной на помин г. Григорьевой, Всего 126 дес. 1200 кв. саж. " . Земли эти находились в бесспорном владении причта и церкви. Жертвенная земля за церковью утверждена была императором в 1897 году, из нее 45 десятин приходилось в пользу причта и 45 в пользу церкви. Дома для церковнослужителей находились на церковной усадебной земле, были построены тщанием причта и составляли их собственность. Церкви принадлежало здание церковно-приходской школы, которая была учреждена в 1894 г. Основание: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. И.Добролюбова, т. 1, с. 359 - 360. ГАРО, Ф. 627, оп. 240, д. 60, с. 193 - 195 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10520

В ризнице пустыни хранились не только церковные и историко-культурные реликвии. С сер. XVII в. она пополнялась драгоценной утварью, начало положили сделанные между 1647 и 1663 гг. вклады боярина И. М. Милославского и настоятельницы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря игум. Марии (Телешевой) - 2 серебряных богослужебных сосуда ( Успенский. 1902. С. 19). В 1909 г. в ризнице находилось более 2 тыс. предметов, среди них - 4 напрестольных Евангелия (рукописное 1-й трети XVII в., печатные 1681 (два) и 1697 гг.), напрестольные кресты - вклады А. К. Телешева (1659), И. В. Бутурлина (1680), гр. Б. П. Шереметева (1-я четв. XVIII в.), В. Д. Олсуфьева (1848), серебряные сосуды, пожалованные в 1682 г. царем Феодором Алексеевичем, облачения XVII в. Древнейшим сохранившимся памятником монастырской ризницы является лицевая рукопись 80-90-х гг. XIII в. «Сборник слов и поучения на двунадесятые праздники и Пасху на основе Торжественника со словами Кирилла Туровского и Евангелием Никодима» (ГАТвО. Инв. 1028). В ТГОМ хранятся серебряные, украшенные позолотой, гравировкой, чернью предметы: напрестольный крест (1762), дискос (1781), подлампадница к гробнице прп. Нила (дар купца Степана Иванова, кон. XVIII в.), ваза и панагиар (оба - кон. XVIII в.), стакан, лампада, наперсный крест (все кон. XIX в.), а также уникальный наперсный серебряный крест с образами исп. Феофилакта, епископа Никомидийского, преподобных Нила Столобенского, Феодора Освященного, Ефрема Новоторжского и Саввы Сторожевского и швейцар. часами (кон. XVIII в.), предположительно принадлежавший настоятелю (1776-1788) Саввина Сторожевского монастыря архим. Феофилакту ( Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). Во время управления прп. Германа (до 1614) все сооружения обители были деревянными, представление о них можно составить по письменным источникам и иконам прп.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Вице-кор. Ф. де Толедо-и-Фигероа (1569-1581) разработал новую модель колониального правления, просуществовавшую в Юж. Америке почти 300 лет. Одной из его многочисленных реформ было переселение разрозненно живущих индейцев в т. н. редукции, к-рые имели автономное управление. Подобная политика отвечала интересам церковных орденов, поскольку помогала облегчить контроль над процессом евангелизации коренного населения. В 1570 г. он постановил учредить в П. постоянный трибунал инквизиции , к-рый действовал до 1820 г. Инквизиция преследовала в основном представителей низших слоев неиндейского населения (потомков африканцев, метисов, евреев и т. д.), обвиняемых в ереси, колдовстве, использовании черной магии и т. д. За весь период ее существования в Лиме были сожжены 30 чел. В 1-й четв. XVII в. иезуитами по всей стране была развернута кампания по искоренению остатков языческого культа среди индейцев: прилюдно на костре сжигались мумии предков, языческие идолы и др. реликвии, принадлежавшие коренному населению. Жрецов помещали в тюрьмы. Большое влияние иезуитов на индейцев сильно беспокоило Испанию. В 1767 г. они были изгнаны из ее владений (вернулись в П. только в 1871). В 1717 г. из состава вице-королевства П. было выделено вице-королевство Нов. Гранада (существовало в 1717-1723, 1739-1810 и 1815-1819), в 1776 г.- вице-королевство Ла-Плата. В 1780 г. в пров. Тинта вспыхнуло крупное индейское восстание под предводительством знатного касика Х. Г. Кондорканки (1738-1781), принявшего имя Тупак Амару (в честь последнего главы инков). 6 апр. 1781 г. основные силы повстанцев были разгромлены, а возглавивший восстание касик казнен. Перед обретением страной независимости католич. Церковь представляла собой хорошо организованный институт. В 1792 г. при общем количестве населения 1 072 122 чел. в вице-королевстве П. численность белого духовенства составляла 1818 чел., черного - 1891 чел. Подавляющее большинство белого духовенства были креолами, нек-рые из них стали впосл. епископами: в Арекипе - Хосе Себастьян Гойенече-и-Барреда (1818-1859), в Куско - Хуан Мануэль Москосо-и-Перальта (1778-1789) и Хосе Мария Перес Армендарис (1809-1819). Из 3941 здания, существовавшего в то время в Лиме, 1135 принадлежали Церкви (храмы, мон-ри, школы, больницы и т. п.). Церковные колледжи, ун-ты и семинарии играли важную роль в просвещении населения и нередко становились очагами реформаторской мысли. Сама же Церковь находилась в сильной зависимости от светской власти. Король назначал епископов, давал разрешение на въезд миссионеров, гос-во платило жалованье епископам и священникам. XIX-XXI вв

http://pravenc.ru/text/2580058.html

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г. Характерный для Костромской области комплекс приходского сельского храма в стиле барокко. Кирпичная оштукатуренная церковь, освященная во имя Воскресения возведена в 1776 г. на средства прихожан. В кон. 18 в. был выполнен великолепный позолоченный трехъярусный шестичиновой иконостас с тонкой резьбой в стиле барокко, украшавший интерьер четверика, а также иконостасы приделов (в 1987 г. перевезены в Богоявленскую церковь г. Нерехты). В 1886 г. иждивением солигаличского мещанина П.М. Михалева по проекту и под наблюдением губернского архитектора Иванова трапезная церкви была перестроена, а теплые приделы в ней расширены. Тогда же сделана небольшая закрытая паперть перед западным фасадом колокольни. Храм имел пять престолов: главный (в холодном храме) был освящен во имя Воскресения, приделы четверика — Сергия Радонежского и Флора и Лавра, приделы в трапезной — во имя Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского и Петра Митрополита. Кладбищенскую территорию прямоугольной формы окружала частично сохранившаяся кирпичная ограда с воротами, фланкирующими с двух сторон колокольню. Время появления ограды, стилизованной в формах барокко, предположительно можно отнести к сер. 19 в. За оградой располагались дома причта: вдоль западной стороны каменный и три деревянных, по северной — два деревянных (уцелел лишь каменный дом причта, построенный в 3-й четв. 19 в.). В кон. 19 в. к юго-востоку от храма была поставлена бревенчатая сторожка, а в 1908 г. северо-восточнее — кирпичная часовня-склеп над могилой священника Касторского. Комплекс расположен на северной окраине села, церковь алтарной частью обращена к берегу р. Кострома. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 273; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. Рис. 143; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 303; Дозорная книга г. Солигалича 1614 года, 1992, с. 37; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 136-140. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 361. Лл.1-35; Ф. 137. Оп. 2. Д. 3774.

http://sobory.ru/article/?object=03099

Муз. 3841. Л. 277). Сводчатый потолок палаты площадью 260 кв. м опирается на центральный, выложенный из кирпича столп. С вост. стороны к трапезной примыкают 2 помещения, выполненные в одном объеме с ней. Одно из них - храм Рождества Христова, заложенный в 1521 г.: «Той же день в четверток игумен Пафнутие и зосиминскими пустынники з братею заложил храм теплой… а церковь полутреи сажен» (Там же). Однопрестольный храм отделялся от трапезной глухой стеной с проходной дверью. В 1-й пол. XVII в. усердием кн. Б. М. Лыкова храм был расписан. С юга к храму примыкает келарская палата, в которой в 1776 г. был устроен придел во имя прп. Онуфрия (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 2. Д. 3561. Л. 4), просуществовавший до 1812 г. С восстановлением мон-ря после разорения 1812 г. в келарской палате разместилась монастырская ризница ( Антипов. 2007. С. 46). С сев. и юж. сторон к трапезной примыкают паперти. Прототипом сев. паперти стала паперть Преображенского собора московского Новоспасского мон-ря ( Подъяпольский. 1994. С. 204-205). В XVII в. с юж. стороны трапезной были пристроены зимние настоятельские покои. Колокольня Пафнутиева Боровского мон-ря. 1687–1690 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Колокольня Пафнутиева Боровского мон-ря. 1687–1690 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Пятнов Над сев. входом в подклет трапезной находится древнейшая сохранившаяся в П. Б. м. фреска с изображением Нерукотворного образа Спасителя, написанная мастерами школы Дионисия в 1-й четв. XVI в. Уникальным памятником древнерусской монументальной живописи 40-х гг. XVI в. являются росписи паперти трапезной. Фрески сохранились в полном объеме и покрывают все плоскости стен, сводов и опор, относящихся к первоначальному периоду строительства. Росписи были полностью переписаны в XVIII в. с сохранением первоначальной иконографии и рисунка. Будучи объединенными общим пространством, росписи паперти состоят из 2 тематических блоков, обособленных друг от друга. Основной блок преимущественно посвящен прообразовательным и ветхозаветным сюжетам, тогда как дополнительный отведен под изображение прп.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010