Памяти соловецких узников Исполнением стихир Кресту Господню хора Соловецкого подворья в Москве открылся вечер памяти прот. Павла Флоренского и других узников соловецких «Неугасимая лампада», прошедший 8 декабря в рамках выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в музее храма Христа Спасителя. 15 декабря, 2010 Исполнением стихир Кресту Господню хора Соловецкого подворья в Москве открылся вечер памяти прот. Павла Флоренского и других узников соловецких «Неугасимая лампада», прошедший 8 декабря в рамках выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в музее храма Христа Спасителя. Исполнением стихир Кресту Господню хора Соловецкого подворья в Москве открылся вечер памяти прот. Павла Флоренского и других узников соловецких «Неугасимая лампада», прошедший 8 декабря в рамках выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в музее храма Христа Спасителя . Название вечера отсылает к одноименному автобиографическому роману Бориса Ширяева , посвященному соловецкой ссылке. Цитаты из книги использовались в оформлении выставочных стендов. Литию по погибшим служил внук расстрелянного в 1937 году русского философа и ученого священника Павла Флоренского игумен Андроник (Трубачев). Выступление игумена Андроника (Трубачева) — внука отца Павла Флоренского Вечер вел Вячеслав Столяров. По его мнению, нынешняя российская власть должна решительно осудить и выразить раскаяние за преступления своих предшественников, совершенные в 20-30-е годы в Соловецком лагере. Внук профессора Литвинова, расстрелянного в 37-м, Роман Николаевич Литвинов -не согласился с В. Столяровым:  по его словам, нынешняя власть не имеет преемственности с властью советской, а, следовательно, и каяться за ее преступления не может. Одной из первоочередных задач он видит нахождение захоронений всех убитых узников Соловецкого лагеря. Он не считает эту задачу невыполнимой: по его мнению, НКВД была не той организацией, которая могла потерять какие-то данные. Глубокий интерес для гостей вечера представил доклад протоиерея Сергия Правдолюбова , судьба семьи которого тесно связана с подвигом новомучеников (в его семье — четыре прославленных новомученика). По его словам, мы призваны «быть Наталиями» — мы должны соучаствовать в подвиге новомучеников так же, как соучаствовала в подвиге своего супруга мученика Адриана мученица Наталия, умершая своей смертью.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-solovec...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Подробный рассказ об иконе " Неугасимая Лампада " История образа берёт своё начало в 1991 году. Написана она была ставропольским художником, студентом заочного отделения Ставропольской Духовной Семинарии Михаилом Головченко при участии Евгения Золотаревского, чья история отчасти и послужила основой для иконы. Начинали писать на картоне карандашом образ Богородицы " Скоропослушницы " . Во время процесса написания Евгений с братом Михаила, ныне иереем Алексием, поехали в Москву, где смогли поклониться только что возвращённому образу Богоматери " Державная " . Когда Евгений подошёл образу, то увидел, что центральная лампада не была зажжена, а масла в храме не было. Евгений долго молился, а по окончании увидел, что фитиль в лампаде сам зажёгся, что он принял за принятие молитвы Пресвятой Девой. Свидетелями этого чуда был Головченко Алексей и дежурный священник Казанского храма. Уже в Ставрополе в связи с этим чудом к иконе стали добавлять новые черты. Вместе с Михаилом они направились к Владыке за благословением на написание полноценного образа. Незадолго до этого Высокопреосвященнейший Митрополит Гедеон, находясь в Иерусалиме, получил в благословение от Иерусалимского Патриарха Диодора лампаду, возжженную от Благодатного огня, сходящего на Гробе Господнем каждый год накануне Пасхи в Великую Субботу. Это был первый Благодатный огонь, привезённый в Россию после советских времён. Поэтому, когда ему принесли столь необычный образ, он увидел в этом знамение Божие и дал своё благословение, после чего работа над иконой началась. Образ писался на ДВП(древесно-стружечная плита) маслом, оплачивал всё Владыка Гедеон. Освящена была икона 4 декабря 1992 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, после чего она была передана в Андреевский собор Ставрополя. Интересный факт: перед сдачей иконы Михаилу привезли партию бракованных стекол для киота, и поскольку времени на заказ новых уже не было, то было отобрано лучшее стекло, которое и было установлено в киот иконы. В будущем дефект будет воспринят как " дыхание Господа " , то есть как чудо.

http://pravicon.com/info-3751

Иеромонах Никон (Париманчук)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:13 мин. Размер 8.1 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником – днем святого Успения Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Никогда не ослабевает и не утихает обращенный к ней поток молитв – горячих и рассеянных, скорбных и радостных, кратких и усердно-продолжительных. Но в сегодняшний день обращений к Царице нашей Преблагой особенно много. «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». В этих словах выражается вера Церкви в силу молитвенного заступничества Матери Божией. Как человек немощный не может пребывать без сна, так Матерь Божия в молитвах не ослабевает, не утомляется, не отвлекается и не рассеивается, бодрствуя в предстоянии и святом ходатайстве за нас пред Сыном Божиим. Ее молитвы как нерукотворенная неугасимая лампада. Свет их и при сиянии дня не теряется, и в ночной час времени или жизни человеческой не меркнет, будучи совершеннее и ярче рукотворных светильников, мерцающих в храмах. Ее молитвы как нерукотворенная неугасимая лампада. Свет их и при сиянии дня не теряется, и в ночной час времени или жизни человеческой не меркнет, будучи совершеннее и ярче рукотворных светильников, мерцающих в храмах. Как человек неверен, непостоянен, так Она непреложна, и неизменна надежда на Нее. Сама испытавшая скорбь от первых дней рождения Своего Божественного Чада, Она знает, как бывает нам скорбно, тяжело и как невыносимо. Но знает еще лучше нас, чт о нам необходимо и чт о принесет пользу терпеливой душе. Смерть для нас кажется вечной разлукой, а гроб – страшным последним жилищем человека, к которому страшно приблизиться. Ее же гробница и святая плащаница, всегда с любовью почитаемая и украшаемая, влечет нас для поклонения и молитвы. Оттого это происходит, что Христос Спаситель, однажды вселившийся в Ее вечнодевственную утробу по Ее смирению, по Ее чистоте и ныне вечно с Ней пребывает. Была Матерь Божия в дни земной жизни верна закону святого материнства и закону веры, сделав и душу Свою приютом жизни вечной.

http://pravoslavie.ru/96519.html

Разделы портала «Азбука веры» Роман Рубеж Роман родился из одноимённой повести Николая Владимировича. Прочитав его, вы узнаете, как Гитлер самолично избавил от присяги Германии бывшего белого офицера, захотевшего сражаться против фашистов на стороне Красной армии... Братья Карамазовы Последний, самый объемный и один из наиболее известных романов Ф.М. Достоевского обращает читателя к вневременным нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии. Книга, которую сам писатель определил как «роман о богохульстве и опровержении его», явилась попыткой «решить вопрос о человеке», «разгадать тайну» человека, что, по Достоевскому, означало «решить вопрос о Боге». Бесы «Бесы» — один из самых спорных романов Достоевского. В основе сюжета лежит реальное событие — всколыхнувшее всю интеллектуальную Россию 70-х годов «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел». Подросток — Достоевский Ф.М. Книга, в которой основная тема творчества великого Достоевского — тема судьбы человека, психологически и духовно не укладывающегося в привычные рамки, — обрамлена запутанным, почти " детективным " сюжетом, достойным классического " романа тайн " . Идиот Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны... Преступление и наказание Величайший роман в истории русской и мировой литературы - " Преступление и наказание " . Автор этого знаменитого и сложного произведения — Федор Михайлович Достоевский. Впервые роман был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Неугасимая лампада " Неугасимая лампада " — вершинное творение Бориса Ширяева. Книга впервые издана в Нью-Йорке в 1954 году. Не лагерные ужасы описывает в ней соловецкий узник, не зверства начальников над заключенными — это все отодвинуто на второй план и как бы приглушено, на переднем же проявляются утешение и спасительные " жемчужины духа " , не дающие человеку потерять дарованный ему Господом...

http://azbyka.ru/fiction/tag/roman/page/...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2647  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Неугасимая лампада " Неугасимая лампада " — вершинное творение Бориса Ширяева. Книга впервые издана в Нью-Йорке в 1954 году. Не лагерные ужасы описывает в ней соловецкий узник, не зверства начальников над заключенными — это все отодвинуто на второй план и как бы приглушено, на переднем же проявляются утешение и спасительные " жемчужины духа " , не дающие человеку потерять дарованный ему Господом... Наследство Твердыниных (пьеса) Большая, но очень низкая и мрачная комната в квартире Твердыниных. Три двери: прямо, справа и слева. В глубине сцены длинный обеденный стол. У задней стены буфет, тёмный, массивный. На переднем плане широкий старинный диван и два кресла. Господь Бог сотворил их Когда на меня упали ворота, я всем своим существом понял, что действительно вернулся домой. Мои мысли без труда перенеслись через недолгий срок службы в авиации к тому дню, когда я последний раз приезжал на ферму мистера Рипли - " пощипать пару-другую теляток " ... Пастор Реллинг (пьеса) Вечер. Уютный кабинет пастора. За круглым столом сидит Тора, маленькая, худенькая блондинка, с круглым детским лицом, большими голубыми глазами, и Лия, тоже блондинка, но высокая, стройная, очень красивая. Тора шьёт детскую рубашечку; Лия сидит в качалке. Смерть (пьеса) Большая, со вкусом обставленная комната на даче Эдгара Гедина. Несколько бюстов, картины, мягкая мебель. Стеклянная дверь на балкон отворена. По обе стороны двери окна. Они тоже отворены. Видны цветущие яблони. Яркий, солнечный день. Ванда стоит против окна, вся залитая солнцем. Ей не более двадцати трёх лет. Антихрист (Записки странного человека) Роман написан в духе Достоевского: он наглядно показывает тёмную, «Антихристову» сторону личности конкретного человека. Главный герой – по видимости глубоко религиозный и благочестивый человек – на самом деле не верит в Воскресение Христа и вечную жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/page/151/

«Я не художник и не писатель… Я умею только видеть, слышать и копить в памяти слышанное и виденное»,— так сказал о себе автор «Неугасимой лампады» Борис Николаевич Ширяев. Писатель он или нет, но созданное им произведение читают более полувека, и интерес не ослабевает: были эмигрантские издания, а с 1991 года, когда публикация этой книги стала возможной в России, вышло по меньшей мере восемь различных отечественных, причем многие — с допечаткой тиража. Не побоюсь сказать: «Неугасимая лампада» — одна из самых значительных книг в русской литературе ХХ века. И дело не только и не столько в ее несомненных литературных достоинствах (Ширяев умел создавать яркие, запоминающиеся образы: кто из читавших забудет «утешительного попа» отца Никодима или баронессу, фрейлину трех императриц!). Главное здесь — сам материал. Ширяев описывает Соловецкий концлагерь начала-середины 1920х годов, процесс становления лагерной системы — «открытой могильной ямы, в которую упоенный победою всероссийский Шигалев сбрасывал огулом действительных и возможных врагов грядущего коммунистического рабства». Как капля воды отражает океан, так Соловки того времени отражали происходившее в стране, «все основные черты тогдашней жизни Советского Союза, население которого, болезненно отрываясь от старого уклада, еще только приспособлялось к новым уродливым формам». Но причудливость эпохи проявлялась в том, что на Соловецкой каторге было возможно многое, уже невозможное на материке: в здешней библиотеке выдавались книги, запрещенные в то время в СССР (в этот список неслучайно вошел пророческий роман Достоевского «Бесы»), в самодеятельном театре шли такие спектакли, за постановку которых в Москве или Ленинграде можно было запросто угодить на те же Соловки… Сам театр, как и издававшийся заключенными журнал «Соловецкие острова»,— тоже нечто невозможное в более позднее время. (Не следует, однако, думать, что Соловки тех лет были подобием дома отдыха: каторжное население лагеря в означенный период колебалось от 15 до 25 тысяч, и за зиму от цинги, истощения, туберкулеза умирало обычно тысяч 7–8. Но с началом навигации ежегодно приходили пополнения, и к зиме норма предыдущего года неуклонно росла).

http://pravoslavie.ru/55650.html

Архимандрит Габриэл (Ургебадзе): Любовь выше всех канонов и уставов Полуживым его доставили в изолятор КГБ. В Москве узнали о преступлении и потребовали расстрелять мятежника без суда и следствия. Пытками его заставляли признать, что он совершил поджог по заданию Церкви, но монах был тверд, и на допросе называл Ленина ‘зверем’ и ‘приспешником сатаны’. 21 декабря, 2012 Полуживым его доставили в изолятор КГБ. В Москве узнали о преступлении и потребовали расстрелять мятежника без суда и следствия. Пытками его заставляли признать, что он совершил поджог по заданию Церкви, но монах был тверд, и на допросе называл Ленина ‘зверем’ и ‘приспешником сатаны’. Мцхета — древняя столица Грузии и ее духовный центр. Недаром в древних грузинских источниках город называли «вторым Иерусалимом». На месте, где проповедовала святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, много веков находится красивейшая церковь Самтавро. Сейчас здесь действует небольшой женский ставропигиальный монастырь святой Нины. Монастырь Самтавро хранит множество святынь, среди которых есть одна современная. Это могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе) (1929-1995). Сегодня, 20 декабря, Синод Грузинской Церкви причислил архимандрита Габриэла (Ургебадзе) к лику святых. Могила св.архимандрита Гавриила (Ургебадзе). Фото Юлии Маковейчук. Его поучения, дар прозорливости и исцеления от болезней еще при жизни его привлекали христиан и просвещали неверующих. Сейчас же возле его могилы, над которой горит неугасимая лампада, постоянно находятся люди, просящие его молитвенной помощи. Юродивый с детства Еще в детстве Васико Ургебадзе уверовал во Христа и проповедовал Евангелие. Тогда же он начал юродствовать — ребенком он часто садился в мусор, говоря: «Ты мусор, не будь о себе большого мнения». Даже служа в армии, он продолжал поститься и ходить в храм (он служил в Батуми, где действовала церковь святителя Николая). После армии его объявили психически больным. В дальнейшем это спасло ему жизнь. Своими руками Васико построил храм во дворе своего дома в Тбилиси. Несколько раз его разрушали власти, но каждый раз он его отстраивал заново. «Расстрелять без суда и следствия»

http://pravmir.ru/arximandrit-gabriel-ur...

Афонский монастырь Эсфигмену Монастырь Эсфигмену располагается на восточном хребте Афона рядом с сербским монастырем Хиландар и входит в десятку самых крупных общежительных монастырей Святой горы Афон. 12 апреля, 2011 Монастырь Эсфигмену располагается на восточном хребте Афона рядом с сербским монастырем Хиландар и входит в десятку самых крупных общежительных монастырей Святой горы Афон. Монастырь Эсфигмену располагается на восточном хребте Афона рядом с сербским монастырем Хиландар и входит в десятку самых крупных общежительных монастырей Святой горы Афон. Он был утвержден в качестве монастыря в X в., но построен намного раньше, в V в., византийским императором св. Феодосием II при участии его сестры св. Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену; археологи датируют их IV в. после Р.Х. В XVI в. обитель два раза была уничтожена пиратами и вновь восстановлена. В XIV в. настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX-XX вв. здесь сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параекклесий – малых храмов, расположенных внутри монастырского двора. В монастыре можно увидеть примеры иконописи древнерусских школ, росписи на стенах, древние иконы, киоты. Практически все старые притворы-параекклисии монастыря имеют как византийское, так и русское происхождение. Основатель русского монашества прп. Антоний Киево-Печерский (+1073, память 10/23 июля) принял монашеский постриг и подвизался именно в этом монастыре, откуда принес на Русь образ монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем. Эсфигмениты очень почитают святого Антония Киево-Печерского, бережно содержат его келью в чистоте, сохраняя нетронутым аскетическое ложе преподобного – доски между сводами пещеры. На стенах висят иконы Богородицы и св. Антония и горит неугасимая лампада. Храм св. Антония тоже действующий, с иконами русского происхождения.

http://pravmir.ru/afonskij-monastyr-esfi...

В новом православном издательстве «Вольный Странник», выпускающем книги совместно с издательством Псково-Печерского монастыря, под руководством главного редактора митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) работает одна команда. Издавать самые нужные сейчас произведения, одухотворенные опытом и святых отцов, и современных проповедников слова Божия, а также открывать для всех богатейший дар наследия Псково-Печерских старцев – вот основная задача этого коллектива. Сегодня мы поговорим о только что вышедшем пасхальном сборнике «Тайна Воскресения». Слезы на глазах… Особой жизнеутверждающей интонацией в этой книге выделяется лагерная тема. Те, кто знаком с нею, знают, что условия в лагерях были нечеловеческими, однако жизнь, до которой добирался лучик света Христовой истины, обретала в аду ГУЛАГа другое измерение. Это явно видно по отрывку из книги Бориса Ширяева «Неугасимая лампада», где повествуется о праздновании Пасхи на Соловецкой каторге. «Позже говорили, что ее разрешение было вызвано желанием ОГПУ блеснуть перед Западом гуманностью и веротерпимостью», – сообщает соловецкий «сиделец». Но как бы то ни было, а праздничная служба с небывалым крестным ходом (только представим себе: шествуют 17 епископов в облачениях, иереи, монахи и простые люди, миряне, «чьи сердца и помыслы неслись к Христу Спасителю в эту дивную, незабываемую ночь») – она состоялась! Праздничные облачения, хоругви, священные ризы и пелены… Возникает вопрос: откуда это поразительное богатство взялось у узников концлагеря СЛОН, коих держали здесь как чрезвычайно опасных для советской власти преступников? Очень живо, образно, с интересными подробностями описывает автор, как архиепископ Иларион вырвал из смертельного плена шуги (мелкого, плотно идущего льда) четыре человеческие жизни. Одна из них для начальства была наиболее «ценной» – жизнь военкома особого Соловецкого полка Сухова. Возможно, это и помогло получить разрешение на проведение службы. Заключенному владыке удалось уговорить начальника лагеря дать на Пасхальную ночь древние хоругви, кресты и чаши из музея, вот только про облачения он, измученный, забыл… Но лагерь есть лагерь – тут свои законы, взаимоотношения, свой контингент – и знаменитый взломщик с помощью отмычек добывает из сундуков и витрин древние драгоценные облачения, в том числе и епитрахиль святителя Филарета (Колычева), игумена Соловецкого, позже ставшего митрополитом Московским и всея Руси. Вот в чем служили в ту ночь священнослужители-каторжане! (Утром все в том же порядке и так же тайно было возвращено на место).

http://pravoslavie.ru/121767.html

В Храме Христа Спасителя пройдет мемориальный вечер, посвященный памяти священника Павла Флоренского и других соловецких узников 6 декабря 2010 г. 14:11 8-10 декабря 2010 года исполняется 73 года расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецкой тюрьмы ОГПУ. 8 декабря 2010 года в 16.00 в Храме Христа Спасителя в рамках выставки «Соловки: Голгофа и Воскресение» состоится мемориальный вечер «Неугасимая лампада», посвященный памяти священника, философа и ученого Павла Флоренского и других соловецких узников, погибших осенью и зимой 1937 года. Перед началом вечера в храме в честь Преображения Господня (нижнем храме комплекса Храма Христа Спасителя) будет совершена заупокойная лития. В программе вечера: Организатор вечера — Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . 30 июля 1937 года был подписан оперативный приказ Народного комиссара внутренних дел СССР 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», согласно которому все репрессируемые люди разбивались на две категории: «К первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу. Ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки». Нарком внутренних дел Ежов распорядился в четырехмесячный срок уничтожить и ранее репрессированных представителей «первой категории», которые уже отбывали заключение: «наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу». Во все уголки СССР полетели депеши со страшными цифрами. На Соловки пришла разнарядка: ликвидировать 1200 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/1336422.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010