Надо нам стараться идти не на поводу у своих страстей, которые возбуждаются от геенны, а, наоборот, стараться в себе христианские добродетели воспитывать. Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника , который учит нас, как восходить от греха к добродетели, и читалось Евангелие о заповедях блаженства. «Блаженны нищие духом». То есть когда ты приобретешь смирение, тогда будешь блажен; у смиренного нет скорбей, у него за все слава Богу, он рад всему, потому что с ним Бог. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» – праведной жизни, праведности. Некоторые говорят: во всем грешен; а завтра опять: во всем грешен. И спят спокойно, не ворочаются, их не беспокоит, что их бесы дерут, наплевать на то, что они в геенну огненную пойдут. Во всем грешен, и ладно. А человек должен с грехом бороться. Поэтому надо плакать оттого, что мы во всем грешны, нужно стараться прилагать все силы души, ума, тела для того, чтобы победить грех , нужно вопить к Богу день и ночь о помиловании, о прощении, о том, чтобы Он нас избавил от греха. А у нас этого нет. Хорошо еще человек хоть в праздник придет в церковь , но и то стоит, как будто он всех тут облагодетельствовал: ты меня не толкай, здесь у вас душно, да у вас тут что-то не так происходит – считает, что он милость оказал, пришел, хотя по нашим грехам нас и близко-то подпускать нельзя к такой святыне, которой мы пользуемся. Поэтому нам нужно жаждать праведной жизни, жаждать чистоты; все силы употребить, чтобы освободить душу от греха, возненавидеть свою зависть, раздражительность, гневливость, злобу, блудность, немолитвенность. Всю эту нечистоту, помойку, в которой мы пребываем, надо от всей души возненавидеть – тогда можно очиститься от греха. А то мы с ним сжились, срослись, и многие дошли до того, что так и говорят: на мне нет ни одного греха. Это значит, что человек просто мертв душой. Так покойника коли иглой – он ничего не чувствует. То есть душа настолько осатанела уже, что не видит и не слышит. И это в большей или меньшей степени с каждым из нас происходит. Нам присуща тяга к сладости греховной. А это бессмысленно, это только дьявол манит: согреши – и получишь блаженство. На деле от греха никакого блаженства нет, наоборот, самые страшные последствия. Допустим, гнев обуял человека, и он хочет сорвать свою злобу. Ну, сорвал. Хорошо тебе от этого? Нет, не хорошо, на душе тошно, и человека оскорбил или в собственной семье скандал затеял, живи теперь в этом скандале. Не лучше ли было потерпеть? Уйти в ванную, задвижку задвинуть, упасть на пол: «Господи, помоги мне, утешь меня, успокой». Все, отошел бес – слава Богу, личико умыл, полотенчиком вытер, вышел, глазки ясные, все спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Так после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и по частям разбираются и разносятся верующими по домам как чудодейственные, подающие целение в разных недугах. Останки же его тела, кости его, для верующего суть драгоценная святыня, истинное сокровище, чрез посредство которого подается почитающим его цельбоносная помощь. Итак, от старца Серафима остались в гробу только кости, остов тела, но как останки угодника Божия, человека святого, они суть мощи святые и износятся ныне при торжественном его прославлении из недр земли для благоговейного чествования их всеми притекающими к молитвенному предстательсту его, преподобного старца Серафима. Преподобный Иоанн Лествичник (†ок.649) — святой подвижник VII в., родился в Константинополе, был хорошо образован. В 16 лет оставил мир и в течение 40 лет подвизался в пустыне при подошве горы Синай. Отличительной чертой подвижничества св.Иоанна была умеренность. В свободное время он занимался чтением и переписыванием книг, любил проводить с братией духовные беседы. Некоторое время св.Иоанн был игуменом обители, но затем отказался от этой должности и вновь поселился в пустыне, где скончался в возрасте 80 лет. Преподобный Иоанн — автор сочинения под названием «Лествица», отчего и получил название «Лествичник». В «Лествице» он представил 30 добродетелей в виде ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству и через то к блаженству. Памяти преподобного Иоанна Лествичника, кроме 30 марта/12 апреля, посвящается 4-я Неделя Великого поста.  Часть пятая О неверии Господь сказал: на камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.16:18), и Святая Православная Церковь непоколебимо стоит, всегда стояла и будет стоять по непреложному слову Господа до скончания века. Сколько было нападений на Святую Церковь! То ее думали сдвинуть с истинного пути навязыванием новых догматов (на Западе); то ее старались лишить богоучрежденной иерархии, Таинств, чрез которые подается верующим благодать Божия (протестанты, наши раскольники); то кознями врага рода человеческого жизнь верующих доходила до крайнего развращения, так что готово было уже со стороны неверующих обвинение, будто бы Церковь не улучшает жизни людей, а потому и не истинна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И, наконец, еще одно. Господь сошел в этот мрак человеческого страдания, боли, одиночества, ужаса, смерти. О чем это говорит нам? Ведь мы πο–своему по–человечески тоже страдаем, конечно, не за весь мир, как Господь, не за весь род человеческий, как Христос Спаситель. Но мы страдаем за себя, за своих близких. Мы страдаем от множества скор–бей, злоключений, душевных смятений. Но помня о том, что Господь Сам прошел через все это, будучи Человеком, мы с надеждой напоминаем себе: значит, в этом страдании Бог нас не покинет. Значит, в нашем страдании Он может быть рядом с нами, и Он действительно рядом с нами. Это великое ободрение для всех отчаявшихся. Для тех, кто плачет и мучается, не должно быть мысли, что я забыт Богом и покинут, что я оставлен. Нет, именно тогда, когда тучи сгущаются, когда жизнь кажется немилой, когда не хочется жить, когда кажется, что все усилия напрасны, когда мы говорим: Господи! зачем Ты нас оставил? — вспомним тогда, что рядом с нами страдает Господь, Который очищает и преображает нашу боль. И Воскресший, Он уже предстоит перед нами не как умирающий на Кресте, но как Тот, Кто побеждает смерть, побеждает скорбь, побеждает все темное, рассеивает тучи нашей жизни, дает нам радость, уверенность, надежду. И тогда крест становится для нас знаком победы, знаком упования! С нами Бог, и поэтому ничто не страшно нам. Как бы ни была темна ночь нашей жизни, свет Христов просвещает всех. Аминь. Неделя преподобного Иоанна Лествичника Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, которого так назвали потому, что он оставил нам учение о духовной лестнице, соединяющей Небо и землю. В Священном Писании есть рассказ о праотце нашего Господа патриархе Иакове. Однажды он остался ночевать в пустынном месте один и когда заснул, то увидел во сне подобие башни, поднимающейся ступенями в небо, и ангелов Божиих, которые поднимались и сходили вниз, а наверху — престол Небесного Царя. И когда Иаков проснулся, он понял, что есть какая–то таинственная, невидимая нашим глазам связь между миром Божиим и тварным миром. Во сне она представилась ему в виде башни со ступенями, уходящими в небо, и он сказал: «Свято место сие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Пост: Монастырский устав предполагает сухоядение, но для мирян не обязательно настолько строгое воздержание. Меру поста необходимо определять в соответствии со своими нагрузками, состоянием здоровья и личным опытом. Необходимо помнить, что пост — это не диета, а в первую очередь духовное упражнение. 13 апреля, родительская суббота Родительская суббота четвертой седмицы Великого поста. Это последний день, специально установленный для поминовения усопших в этот период. В следующий раз общецерковная заупокойная молитва будет совершаться уже после Пасхи, на Радоницу. Особенности богослужения: Утром — литургия Иоанна Златоуста. Панихида. Вечером — всенощное бдение. Дни памяти: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, миссионера, первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, преемника митрополита Филарета (Дроздова). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Его избрание на престол стало началом автокефалии Русской Православной Церкви. За свои труды на благо Церкви святой получил от Господа дар чудотворения. При нем был причислен к лику святых преподобный Сергий Радонежский. Пост: По монастырскому уставу: крупы, бобы, грибы, овощи (и морепродукты) могут быть приготовлены с добавление растительного масла. 14 апреля, воскресенье, Неделя святого Иоанна Лествичника День памяти автора знаменитой книги «Лествица», рассказывающей о ступенях на пути к духовному совершенству, всегда отмечается в четвертое воскресенье Великого поста. Особенности богослужения: Утром — литургия Василия Великого. Вечером возможна пассия, служба воспоминания Страстей Господних. На третьей пассии Великого поста принято читать главы 22 и 23 из Евангелия от Луки. Дни памяти: Святого Иоанна Лествичника. Автор руководства по духовному совершенствованию, сам жил просто, соблюдая устав постнической жизни, но не впадая в крайности, чтобы всегда сохранять силы и благоразумие. Путь к трем главным добродетелям — вере, надежде, любви — святой видел в борьбе с суетой, покаянии и смирении, борьбе с пороками, стремлении к душевному покою. Одним из особенно мешающих на этом пути пороков он считал тщеславие, которое «высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием». Преподобной Марии Египетской. Мария была большой грешницей, но, уверовав в Господа, она посвятила 47 лет своей жизни борьбе со страстями и покаянию. Ее историю для потомков сохранил монах Зосима. Когда старец встретил ее в пустыне, где она чудом выживала все эти годы в одиночестве, перед ним предстала святая. Память ее совершается также в пятое воскресенье Великого поста, а ее житие будет читаться на богослужении через несколько дней.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся? Вот и 4-я неделя Великого поста посвящена монаху, жившему 1,5 тысячи лет назад. Насколько же актуальны писания преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в XXI веке? Неужели в них есть что-то для нас ценное? Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Сергия Правдолюбова , священника Димитрия Шишкина и диакона Валерия Духанина . Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря      «Все основные проблемы человеческой жизни коренятся в наших страстях и грехах, с которыми мы не умеем бороться» Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: – Мне сразу же вспоминаются слова известного психолога Уильяма Джемса, который, прочитав аскетические слова преподобного Исаака Сирина , сказал: «Да это же величайший психолог мира!» Оказывается, святые отцы-аскеты, жившие в древнее время, знали тайны жизни и загадки человеческой души лучше самых известных психологов нашего мира. У Николая Васильевича Гоголя настольной книгой была именно «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Гоголь часто обращался к ней за разрешением вопросов своей духовной жизни. А известный философ Иван Киреевский, увлекавшийся Гегелем, Шеллингом, когда по просьбе своей глубоко верующей жены взял в руки «Отечник», то был настолько поражен мудростью простых святоотеческих изречений, что с этого момента посвятил себя Православной Церкви. То есть мы видим, что представители светской культуры изумлялись глубине писаний святых отцов, видели там подлинную мудрость. Конечно, писания святых отцов – не развлекательная литература, которая уносит душу в заманчивые фантазии. Святоотеческая письменность читается с усилием, но она вносит в душу благодатный мир, открывает глаза на собственное состояние и на то, что же нам нужно делать.

http://pravoslavie.ru/69533.html

   Стойте же, возлюбленные, трезвитесь, бодрствуйте, мужайтесь, укрепляйтесь, возрастайте, усовершайтесь! Преподав нам вчера отпущение грехов, а ныне — Тело и Кровь Господа, мы уже ничего более не можем сделать для вас, как только продолжить наши молитвы о спасении вашем и быть готовыми руководить вас на пути к небу. А вам надобно изыти на дело и на делание свое до вечера вашей жизни. Господь всещедрый, подавший вам духа покаяния и молитв, да дарует вам и духа постоянства и терпения в деле блазе, и да предохранит от пагубного возвращения вспять! Аминь. 21. Слово в неделю 2-ю Великого поста    Известно ли вам, братие мои, что в продолжение Великого поста каждый день недельный посвящен Церковью воспоминанию какого-либо великого события? Так, в воскресенье, непосредственно перед постом, воспоминается в церкви падение Адамово, дабы мы, приведя себе на память, как род человеческий изгнан из рая сладости за невоздержание, тем усерднее облобызали святой пост, яко дверь в рай потерянный. В неделю первую Великого поста совершается Торжество Православия, показующее, чего стоило некогда сохранение сокровища веры во всей его неприкосновенности, и сим самым научающее нас дорожить им надлежащим образом. На средине поприща постного предложится для поклонения всечестный Крест, в ободрение нас к дальнейшим подвигам и для услаждения им горьких вод покаяния. Пятая седмица огласится именем святого Иоанна Лествичника, яко величайшего из подвижников благочестия, который не токмо сам, как орел, воспарил над всем дольним, но, в творениях своих, начертал и для других лествицу к небу. Последняя неделя четыредесятницы начнется ублажением памяти преподобной Марии Египетской, яко трогательнейшего образца покаяния, ибо первой половиной жизни своей, она, как известно, превзошла едва не всех грешников; а в продолжение последней удивила чистотою своей самих Ангелов. В нынешний день недельный, по Уставу Святой Церкви, прославляются подвиги святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.    При таком распорядке в Уставе Церковном, в каждую седмицу нынешнего поста первый источник для душевного назидания нашего есть воспоминание, вместе с Церковью, того лица или события, коему посвящена неделя. Мы тем с большей охотою воспользуемся ныне сим источником — и для вас и для себя, что он, как ни близко протекает от каждого, но, к сожалению, весьма мало употребляется в дело, так что для многих почти вовсе неизвестен. Таким образом, слова и беседы наши с вами, если не будут иметь другого какого действия, то, по крайней мере, приведут сколько-нибудь в известность сей святой источник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благовещение ежегодно отмечается 7 апреля — за девять месяцев до Рождества. Неделя 4я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI b.) — 14 апреля Преподобный Иоанн — подвижник шестого века, который сорок лет провёл в подвиге молчания и молитвы. Он написал духовное сочинение «Лествица» — наставление и руководство к духовной жизни. В этой книге путь христианина представлен как постепенное восхождение по лестнице (лествице). «Настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви», — говорится в «Лествице». Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 20 апреля Суббота пятой седмицы Великого поста называется Субботой акафиста (иначе — Похвалой Пресвятой Богородицы). Акафист поется на утрене, то есть фактически в пятницу вечером — 19 апреля 2024. Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн Пресвятой Деве Марии, составленный в Византии между V и VII вв. Греческое слово «акафистос» означает «неседален», т. е. песнь, во время которой нельзя сидеть. Акафист Богородице долгое время был единственным в своем роде, но постепенно стали появляться другие богослужебные гимны, повторяющие его структуру. Сейчас есть множество акафистов — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, акафисты святым. Однако византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать исключительное положение: это единственный акафист, исполнение которого предписано богослужебным уставом. Есть несколько версий о причинах появления праздника. С одной стороны, благодаря заступничеству Богородицы, по преданию, удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке. Также празднование связано с Благовещением Пресвятой Богородицы (до того, как датой празднования назначили 7 апреля, его совершали в пятую субботу Великого поста). Неделя 5я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI b.) — 21 апреля

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

Что же такое смирение? Это не самобичевание, не нарочитое самоуничижение, не копание в собственных грехах. Смирение — это прежде всего память о Боге, чувство присутствия Бога и мысль о собственном ничтожестве перед величием Божиим. А что такое простота? Это не невежество, не обскурантизм, не отказ от знаний. Простота — это интегральное, цельное, целостное предстояние Богу и посвящение Ему всей жизни. Только тогда жизнь человеческая имеет непреходящую ценность, когда она отдана Богу и ближним. И время наше только тогда драгоценно и «выкупается», когда мы употребляем его на дело Божие, на исполнение заповедей Божиих. Для того и дано нам время земной жизни, чтобы в наши лукавые дни, в наш развращенный век мы являли простоту и смирение истинных христиан тех, которые, по слову апостола Петра, призваны возвещать совершенство Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2:9). Вот по какой лествице должен восходить христианин. И именно об этом напоминает нам сегодня Церковь. Будем помнить о нашем высоком призвании, о великой задаче, стоящей перед нами, и не будем ни на день, ни на час, ни на минуту останавливаться на пути восхождения к Богу. Память преподобного Иоанна Лествичника. Неделя 4–я Великого поста Мы прошли уже больше половины Великого поста. Многие из нас почувствовали усталость, оскудение сил. Мы думаем: хватит ли у нас решимости довершить пост? И в этот момент Церковь напоминает нам о том, что наше восхождение к Богу, наш постнический подвиг должен проходить постепенно, подобно подъему с одной ступени на другую, переходу от силы в силу. Церковь напоминает нам о том, что невозможно побороть все наши недостатки сразу, в одночасье избавиться от грехов и научиться добродетелям. Мы должны идти шаг за шагом, ежедневно работая над собой, побеждая страсти одну за другой и приобретая добродетели. Именно этой теме постепенного восхождения к Богу посвящена книга святого Иоанна Лествичника, чью мы сегодня празднуем. «Лествица» включает тридцать «Слов», каждое из которых посвящено какой-либо добродетели или какому-либо пороку. «Лествица» содержит множество ценных духовных советов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Вечер дня также должны посвящать хотя отчасти Богу для того, чтобы возблагодарить Его за минувший день и испросить у Него прощения в содеянных нами грехах. Время же, свободное от молитвы, должно посвящать на разные труды житейские. Но чтобы эти труды были благословенны Богом, для этого нужно, чтобы они были честны и добросовестны – и по цели, и по побуждениям, для которых трудимся. Что не честно и не добросовестно, того Бог никогда не благословит. д) Наконец, мы должны, по примеру св. Иоанна Лествичника , случающиеся с нами скорби, неприятности и огорчения переносить терпеливо, без ропота , помня слово Господне, что только претерпевый их благодушно до конца спасется. III. Вот, братие, те уроки, которые преподает нам жизнь празднуемого ныне пр. Иоанна Лествичника ! Будем руководствоваться ими для своей же пользы, – постараемся осуществить в своей жизни высокие добродетели преподобного, они принесут нам счастье и благополучие земное и удостоят блаженства вечного на небе. Аминь. (Сост. по кн. «Святая Четыредесятница» Иустина, епископа Тобольского). Пятая неделя Великого поста. Беседа 7. О жизни и подвигах покаяния преп. Марии Египетской I. В воскресенье пятой недели поста совершается, между прочим, служба в честь преподобной Марии Египетской, память которой совершается еще 1 апреля. Жизнь преподобной Марии представляет разительный пример сильного греховного падения и затем глубокого покаяния, живых подвигов самоотвержения и умерщвления плоти и высокого нравственного совершенства и служит редким образцом для кающихся грешников, почему весьма благовременно прославляется в 5-е воскресенье поста, после изображения для верующих ее жизни в четверток этой недели. Сделаем краткий взгляд на жизнь преподобной. Мария родилась в Египте, будучи красива лицом, но легкомысленна и непослушна родителям, она, будучи еще двенадцати лет, оставив родителей, ушла в многолюдный город Александрию и там подверглась плотской нечистоте и затем так предалась своей безумной страсти, что потеряла всякий стыд и приличие в удовлетворении ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31). Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви» т. 2 10 мая 2014 г. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 6 апреля 2019, 04:49 А насчет мытаря мы не знаем, где он был перед тем как прийти в Храм. А может он бессонными ночами клал со слезами поклоны, выл от отчаяния, сознавая свою греховность, взывал к Отцу, как блудный сын? А потом взял в руки Писание и начал выдавливать из себя шелуху Словом Божьим? И наконец узрел Бога внутри себя и побежал в Храм, понес свое единственное слово покаяния Тому, Кого увидел? А Бог ждал от него этого, посему и принял его краткую молитву, и радовался за воскресающего блудного сына. Может таков наш путь - выдавливать, вытеснять из себя Библейским Писанием, Евангелием, Святоотеческим словом и молитвами лукавую шелуху? Александр 6 апреля 2019, 04:34

http://pravoslavie.ru/1659.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010