При воззрении на Крест Господень, сколь, подлинно, близкие надежды на исцеление от грехов должны исполнять каждое сердце кающихся! Ни множество, ни великость грехов не могут теперь приводить дух наш в сомнение, тем наименее в отчаяние. Сын Божий привес Себя в жертву на Кресте за все, какие ни были бы грехи, за грехи всего мира. Что в сей беспредельной милости всепрощения и величии Жертвы избавления, что и все множество и вся великость грехов каждого из нас, братия мои? Менее, чем нечистый пых изо рта в воздухе, капля нечистоты в океане! О! Грехи наши сами по себе и многочисленны, и велики, крайне велики; потому, что все они суть оскорбления для Бога, Существа беспредельного и всевысочайшего. Смотрите: они стоили, они требовали снисшествия Сына Божия на землю, позорной смерти Его на кресте! Никто другой не мог и снять с нас тяжесть их, кроме Сына Божия: Его токмо сила и действие могли быть полным удовлетворением правде и святости Существа беспредельного. О! Велики, безмерно велики грехи наши сами по себе! По сему-то, взирая на Крест, грешник, приступающий к покаянию во грехах, должен всем сердцем своим, всей крепостью и всей мыслью своей сотрястись от них в страхе Божием, сокрушиться духом и совестью, почувствовать цену своего искупления, кровь, крестную смерть Господа своего! А когда таким образом, братия мои, будем мы расположены к покаянию, то все и всякое бремя грехов легко и с дерзновением можем повергнуть в бездну любви и милосердия Божия. Там они ничто: там одна только нераскаянность. Именно одна только нераскаянность – грех; других нет уже. Сомневаться ли кому, что Единородный Сын Божий мог исходатайствовать нам прощение в них от небесного Правосудия, когда Он Сам объявил о сем грешникам? Его ходатайство еще далеко, далеко, беспредельно более тех долгов, в искупление которых оно сделано. Долги наши перед Богом, грехи, все грехи еще ограничены: а ходатайство Единородного Сына Божия силы беспредельной: Бог беспределен. И не имеет ли власти отпускать нам грехи Тот, Кто и закон дал, и Евангелие открыл, и самые меры взысканий с нас определил единой Своей властью?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

И вместе с тем именно сейчас, как может быть никогда ранее, чувство стыда подвергается поруганию и осмеянию. Именно сейчас, как никогда ранее, много говорится о том, что не нужно стыдиться того, другого, третьего, что нет никаких запретных тем, что все можно, что нужно избавиться от стыда, якобы ложного. И действительно мы видим, как уже подчас даже в детском возрасте, когда чувство стыдливости особенно присуще человеку, многие из окружающих нас людей, даже являющиеся членами христианских семей, теряют чувство стыда очень легко, еще более легко преисполняются удивительным чувством бесстыдства. Сейчас стыдно быть стыдливым, но нестыдным становится бесстыдство. И это проникает внутрь церковной ограды. В своей среде мы немало видим людей, которые стыдятся быть христианами. Называться христианами они пока еще не стыдятся, но быть христианами им уже стыдно. Им нестыдно самих себя таких, какие они есть, им нестыдно перед Христом, Который невольно упрекает их всей Своей жизнью, всей Своей проповедью за то, что ни живут не по-христиански, и вот мы видим, что очень многие из нас, бесстыдно говоря о том, что они – христиане, о том, что они думают только о Царстве Небесном, на самом деле, не стыдясь Христа, живут так, как будто имеет смысл только царство земное. Являясь ли простыми мирянами или священнослужителями, проповедующими Царство не от мира сего, они не стыдятся быть такими, что, глядя на них, невольно задаешься вопросом, а существует ли для них это Царство не от мира сего, нужно ли им это Царство не от мира сего, ибо в этом царстве от мира сего они стремятся получить все и жить так, как будто кроме этого мира и этого земного царства не существует ничего больше. Мы вспоминаем сейчас очень часто Христа гонимого, Христа страждущего, Христа, принимающего крестные муки, и вместе с тем не стыдимся именно этого самого Христа просить о том, чтобы Он наделил нас как можно большим количеством земных суетных радостей. И как только мы не получаем того, о чем просим, мы если и не ропщем на этого самого Христа, то во всяком случае с легкостью забываем о нем и уже без Его помощи своими силами пытаемся сделать свою жизнь такой, чтобы она менее всего напоминала жизнь во Христе и со Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_pr...

– Сн. выше, 1326 и 1327 стр. печатного оригинала. 1142 При выносе тел усопших архиереев, архимандритов, иеромонахов и священников в храм для отпевания и к могиле после отпевания в церквах производится перезвон такой же, как при выносе креста 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную неделю и при выносе плащаницы в Великую пятницу; по внесении же тела в храм, затем по прочтении разрешительной молитвы и по опущении тела в могилу бывает трезвон (Пособие, 36–37 стр.; Ц.Вед. 1896, 40; Ц.В. 1904, 13; сн. Ц.Вед. 1898, 50; 1931, 1934 стр.), во свидетельство того, что персть земная возвратилась в родную ей землю (Рук. д.с.п. 1893, 12). – Эти перезвон и трезвон бывают, при погребении указанных лиц, и на первой неделе Великого поста (Ц.В. 1892, 19). 1143 Перед каждым храмом, мимо которого проносится гроб, процессия останавливается, и совершается заупокойная лития (Рук. д.с.п. 1893, 12). 1144 При выносе покойников несение св. креста не составляет непременную обязанность псаломщика (Ц.Вед. 1900, 8); но там, где это принято практикой, а равно и вообще в потребных случаях, не видится оснований к уклонению от этого псаломщиков. 1145 Обнесение вокруг церкви тела умершего мирянина не должно быть допускаемо не только как не положенное в Требнике, но и как нигде не принятое в практике. – В 1909 г. жители уездного города одной из центральных епархий обратились с ходатайством о разрешении им следовать издавна существующему у них обычаю – провожать покойников с перезвоном и с преднесением креста. Приняв во внимание, что обычай производить колокольный перезвон при кончине и погребении умерших существует во многих местах и, хотя не имеет для себя оснований в церковных уставах, но тем не менее служит выражением христианского благочестия, оповещая верующих об отшествии из тела души и тем призывая их к молитве за усопшего, Св. Синод, по определению от 8 окт.–2 ноябр. 1909 г. за 8099, предоставил причту названной епархии дозволить производить перезвон по усопшим в упомянутом городе, а также разрешить и преднесение пред усопшими креста, если последние имели житие благозаконное и пред кончиною сподобились принять св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Все эти особенности народного отношения к Посту никто не исследовал, никто не изучал. Но они являются фактом. Устав как традиция Весь год Русского Православия представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в какое-то воскресение может быть сочетание великого праздника. Например, в ближайшее воскресение, вернее, через воскресение будет и  Благовещение , и  Крестопоклонная , и там еще святые. Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» — свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» — свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава, как служить — какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книжки и — служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви. В значительной степени это наш устав, русский, наша, русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии — похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться. русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства. Но устав — это не только, что петь, а — как петь, когда. И здесь Великий Пост действительно отличается тем, чего нет в остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. И по композиции, и по стихотворным приемам, и по употреблению, и по мелодике. Там напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется та же, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» у многих у певцов так и написано «постовое „Господи, помилуй“».

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

«Земля, яже терние страстей печальна изолстившая, взыграя ликуй: се бо Земледелатель бессмертный клятвы изимаяй тя, ныне приходит»; «тем же и мы радующеся вопием»: «воплотивыйся непреложно Боже, мир мирови даруй, и душам нашим велию милость». Тропарь, гл. 4. Днесь всемирныя радости начатки, предпразднственное воспети повелевают; се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие и к Ней вопиет: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Кондак, гл. 8. Всем земным начало спасения нашего Ты еси Богородице Дево: Божий бо служитель с небес послан предстати Тебе, великий чиноначальник Гавриил, радость обрадованную Ти принесе; тем еси зовем Ти: радуйся Невесто неневестная. Порядок отправляемой 23 мар. (накануне предпразднсства) вечерни и литургия Преждеосвященных Даров (если 23 мар. будет в среду или пяток) излагается в Уст. 24 мар.; там же находится и порядок отправляемой 24 мар. утрени. Порядок совершаемой 24 мар. вечерня и литургии Преждеосвященных Даров налагается в Уст. 25 мар. Эта литургия совершается 24 мар. тогда, когда это число падает на среду или пяток Вел. поста; если же предпразднство случится в понедельник или вторн., или четв. (когда не положено совершение лит. Преждеосв. Даров), то 24 мар. отправляется одна вечерня без литур. Преждеосв. Даров, почему в Уст. 25 мар. и находится указание относительно того, как совершать эту вечерню. «аще несть Преждеосвященных». Мр. Аще случится предпразднство: 1. в субботу 3-й, 4-й недели Великого поста; 2. в неделю Крестопоклонную; 3. в понедельник 4-й, 5-й, 6-й недели; 4. в среду Крестопоклонной недели; 5. четверток 4-й недели; 6. среду 5-й недели; 8. 4-й, 5-й недели; 9. в субботу 5-й недели. – Если предпразднство на 5-й седмице Великого поста во вторник, – служба предпразднства поется в понедельник, 23 мар.; если в четверток, – служба в среду, 23 мар. (с вечерни во вторник, кончая утреней среды); если в субботу Лазареву, – служба в четверток той же седмицы, 22 мар. – О нед. Ваий и проч. см. выше, 25 мар. Пр. отца нашего Захарїи, монаха, затворника, прославившегося страннолюбием и получившего за это название «Отверстый».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вот один умер грек, коммунист, эмигрант. Коммунисты там тоже сжигали людей, так что полковники правильно сделали тоже. Жили очень дружно с одной преподавательницей греческого языка. Имели двоих детей. Неожиданно обнаружилось, что у него рак. Через несколько месяцев умер. Вероятно, неверующий. Да и она неверующая или верует, но смущается об этом говорить. Но вот одна фраза, которую Валентина Осиповна, его жена, запомнила: Михоэлис дня за два — за три до смерти сказал: «Знаешь, у меня душа от всех этих страданий потемнела». Он очень страдал, так что приходилось делать уколы для ослабления боли. Эти слова можно и в положительном, и в отрицательном смысле понимать. Не знаю, в какую сторону здесь надо истолковывать. Да, еще о. Павел сказал: одни ужасаются от этого предсмертного видения, другие радуются. Те и другие уже знают что-то, но не говорят: нет смысла говорить, кто ж из живых поймет. Для нас с тобой это едва ли выдумки. Тут что-то есть.   10.4.1975. Mehr Licht! — кричал Гёте перед смертью… Внезапно А. Ф. прерывает диктовку: Ведь уже четвертая неделя  поста идет, крестопоклонная. Такая чудовищная выправка должна быть у истинно верующего, молящегося: 1000 поклонов положено делать, несколько часов чтения канона Андрея Критского в среду на пятой неделе. А там уже неделя ваий, вход в Иерусалим, воскрешение Лазаря. А там уже страстная неделя — о Господи, как она продумана, как она прочувствована! Каждый день! В середине недели память великой грешницы, которой сказали: вот, пророк появился! — Да что там, я его окручу! Но увидев остолбенела, упала на ноги и стала просить оставления грехов. И это состояние души, которая мгновенно увидела истину и покаялась, — эта психология замечательно выражена в десяти стихирах «К тебе, Господи, воззвах». Это великое произведение мировой литературы, которое мало кто знает. По-моему, мировое произведение литературы, даже литературно и психологически, не то что духовно, о чем все смеются. Эта духовная глубина мало кому из богословов понятна. — Потом четверг, какой четверг! А вечер, это уже под пятницу, чтение двенадцати Евангелий. И там чудные стихиры после 8 песни. Это обычно не хор поет, а трио, чтобы выделить: «Разбойника благоразумного о единем часе раеви сподобил еси. И мене грешнаго древом крестным помилуй и спаси». Ни один профессор литургики этого не может объяснить, это только верующая душа может понять. По-моему, вся эта служба на страстную неделю великое художественное произведение. А как же! Это произведение верующей души, которая переживает такие революции, которые и не снились всем последующим революционерам, — конечно; но в замечательных художественных образах. Я в молодости носился с этим, хотел всё объяснить, но потом меня отучили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Как тебе узнать: какой именно твой крест, ибо крестов много, так как и путей много на земле? Что сделал иерусалимский Патриарх Макарий, чтоб узнать, который из трех найденных на Голгофе крестов есть Спасителев крест? Ибо в числе их были еще два креста, на которых висели два разбойника. Он велел принести мертвеца, к которому прикасались теми крестами по одиночке; когда прикладывали к мертвецу кресты разбойничьи, то не воскрес покойник; а когда приложили к покойнику крест Христов, то он тотчас воскрес. Подобно сему и твой крест есть тот, который может воскресить тебя. Грех умертвил твою душу, хотя ты телом жив; чтоб ты мог душой воскреснуть, надобно тебе не только прикоснуться ко кресту Спасителя, но даже надобно взять его, поднять свой крест на себя и идти по стопам Господа. Не деревянный крест ты должен взять и нести, но тот крест, который Господь на тебя возлагает; ибо Он знает немощи наши и сверх сил не возлагает на нас креста. Если ты невинно страдаешь, а не за свои грехи, бедствуешь и страдаешь напрасно, не по своей воле, а потому, что Господь тебе дал тот или другой крест злостраданий и ты несешь его со смирением, с покорностью воле Божией; то такой крест может воскресить душу твою, может спасти тебя. А кто сам себе устрояет крест грехами, тот не спасется. Несет крест богач, который день и ночь от забот о своем имуществе и капитале, о любостяжании, о процентах, не имеет покоя никогда. Этот крест не спасет его, но еще скорее погубит; этот крест не даст жизни, как крест разбойничий не дал жизни мертвецу, к которому прикасались. Несет крест пьяница, у которого голова и все тело болит от пьянства, и этот крест губит человека. Страдает человек утробой от обжорства, объядения и сластолюбия, и этот крест губит, а не спасает. Сидит узник в темнице за свои злые и беззаконные дела или переносит тяжкое наказание: и этот крест самодельный, самочинный, умерщвляет, а не воскрешает человека. Мучится вор при граблении, гордец при честолюбии, завистник по зависти к другому; страдает развратный от преступной и беззаконной любви; все эти кресты, все эти страдания не от Бога, а от злой воли человека, от гнусных страстей, от беззаконного произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Рыбные блюда к Благовещению и Вербному: рыба в Великий пост 2013 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… 7 апреля, 2006 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… Когда можно есть рыбу в Великий пост в 2013 году Уставные послабления в Великом Посту Жизнь духовная, как и жизнь мирская, не бывает равномерной. После долгого рабочего дня мы отдыхаем, благодаря Бога за сон. После трудного дела следует передышка. Так и в посту: не все дни одинаково строги. Самый строгий пост приходится на первую (из нее выделяются первые два дня) и Страстную седмицы Великого Поста (на Страстной особо выделяется Великий Пяток, который надлежит проводить с самой большой строгостью во всем году, вспоминая страдания Спасителя). Многие стараются также построже проводить средопостную седмицу — Крестопоклонную. Церковный устав о пище предписывает послабление в субботу и воскресенье, и мы в эти дни готовим постные, но более вкусные и праздничные блюда, утешая свою семью. Каждой хозяйке при этом виднее, какое блюдо в ее семье более праздничное. Для одних это будут пироги (но это плохо подойдет для тех, кто печет пироги два-три раза в неделю), для других — блюда из хороших грибов или из более редких и дорогих овощей, или блюда, собирающие на кухне для работы всю семью: вареники или манты.

http://pravmir.ru/rybnye-blyuda-k-blagov...

20 Псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» в первые 4 дня 1-й седмицы не читается, так как прочитан в начале повечерия. 21 Во все другие дни, кроме первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста, после «Слава в вышних Богу...» полагается канон рядовому святому или Богородице и по окончании его – «Достойно есть...». 25 «Да исправится молитва моя...» – это древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, его не произносить, а петь. Порядок исполнения его такой же, как и у всех великих прокимнов. Чтец поет: «Да исправится...» и певцы повторяют то же самое. Чтец поет еще три стиха: «Господи, воззвах...», «Положи, Господи...» и «Не уклони сердце мое...», певцы же после каждого из них поют «Да исправится...». Чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», и певцы заканчивают вторую: «воздеяние руку моею – жертва вечерняя». На практике в некоторых храмах положенное для пения чтецом: «Да исправится...» и стихи поют трое певцов (трио). В тех же храмах, где нет хоров и клиросное пение исполняет один псаломщик, положенное для пения чтецом: «Да исправится...» со стихами может исполнять в алтаре иерей или диакон, чтец же на клиросе – положенное для пения ликом. 26 Повечерием в пятницу начинается праздничная служба субботы, поэтому и пение должно быть на нем обычное, а не великопостное. 27 Таким порядком совершается Великое повечерие в пятницы 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц, меняются лишь тропари и кондаки. 28 Если на «хвалитех» поются стихиры, то «Тебе слава подобает» не глаголем, но по стихирах глаголем: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Типикон, гл. 12-я. 3-е «Зри»). 29 Устав не указывает, где должен находиться аналой – «четвероножец» со святым Крестом до пятницы Крестопоклонной недели. В праздник Воздвижения Честного Креста, когда Крест таким же образом износится на средину храма для поклонения, сказано определенно: «И по окончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну царских дверей, и тамо стоит, Дóндеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября). Это указание Типикона применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклоной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: «якоже и в Неделю по написанному образу» (Типикон, Неделя Крестопокл., вечера), то есть с каждением «от четырех стран». Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на средине храма до пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помышляя о сем, радуйтесь, крестоносцы! А вам что, утешающиеся? Слово Авраама к богачу в притче о богатом и Лазаре. Здесь вы утешаетесь, а другие страждут Христа ради и закона Его святого; а на том свете будет наоборот: крестным идущие путем будут утешаться, а утешавшиеся страдать. Вы говорите обыкновенно: вот и повеселиться будто нельзя, или какое-либо себе позволить удовольствие. Да вы главное то прежде сделайте, а потом позволяйте и это. А то у иного только и дела, что – ныне бал, завтра театр, там гулянье, да веселое чтение и беседа, да развлечения разные, – переход от одних приятностей к другим. А о главном, о том, как достигнуть того, чем должен быть всяких христианин и помышления нет. Какого же плода ожидать от такой жизни? То внутреннее наше к Богу отношение во Христе будто само будет зреть, несмотря на эти внешние нестроения?! Как ему зреть? Горит ли свечка на ветре? Спеется ли жизнь от приема яда? Нет. Хочешь добра себе: брось утехи, вступи на крестный путь покаяния, перегори в огне самораспинания, закались в слезах сокрушения сердечного, – и станешь золото или серебро или камение драгое, и в свое время будешь взят небесным Домовладыкою на украшение Его пресветлых и премирных чертогов. Аминь.     В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ (Вы взошли на крест, давши противиться греху)   Ведомо вам, чего ради предлагается чествованию и поклонению нашему Честный Крест Господень среди Великого поста. Тем, которые еще не покаялись, сим говорится: «Если Сына Своего Единородного не пощадил Бог Правосудный, то какой ожидать вам пощады, если нераскаянными пребудете во грехах ваших? Бросьте же грех и обратитесь на путь правый». А тем, кои уже покаялись и начали трудиться над исправлением своего жития, говорится сим: «Видите, чего стоит грех. Смотрите же, не поддавайтесь более греху и не изменяйте данному вами в покаянии обету быть впредь исправными пред Господом». К сим последним хочу обратить ныне слово мое и повторить им апостольское воодушевление: «стойте, братие, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор.16,13). Смотрите на Господа, ради вас на Кресте распеншегося, Взошедши на Крест, Он не сходил с него, пока предал дух Свой Богу Отцу. Вот и вы взошли на крест, давши обет противиться греху и вступивши в борьбу со страстьми и похотьми. Не сходите же с сего креста, каким бы искушениям и увлечениям ни подвергались вы. Враги Господа, окружая Крест Его, кричали: «да снидет ныне со Креста, да видим и веруем Ему» (Мф.27,42). Не послушал их Господь. Не слушайте и вы, когда враги вашего спасения начнут сманивать вас с вашего креста и прельщать к тому, чтоб вы бросили эту борьбу со страстьми и похотьми. Стойте, братие, и не поддавайтесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010