«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (ст. 50–53). Вы знаете, что на иконах Вознесения Господь Иисус Христос изображается с поднятыми вверх руками. Это, собственно, и есть благословение — еще с ветхозаветных времен благословляли, воздевая руки вверх. И в то время, когда Спаситель воздел руки, благословляя учеников, Божественная сила непостижимым для человеческого ума образом стала возносить Его пречистую плоть на небеса. Под небесами нужно понимать не какое-то пространство в атмосфере земли, хотя можно сказать, что духовные небеса находятся вверху. Однако не только вверху, но еще и, если можно так выразиться, в другом измерении (не хочется употреблять это слово, затертое людьми и учеными, и неучеными). Я имею в виду пространство, которое не доступно для телесных чувств, но духовные чувства человека действием Святого Духа проникают туда. Некоторые подвижники Божественной благодатью, которая сообщается Духом Святым, возносились умом на небеса, а некоторые до того просвещались ее действием, до того возвышались не только над всем временным и земным, но и над мысленным и даже вечным, что умом своим созерцали Господа Иисуса Христа, а иные даже видели Его во плоти. Например, Андрей, Христа ради юродивый, увидел Господа, Который восседал на престоле. Господь сказал ему несколько слов, исполнивших блаженного Андрея неизъяснимой благодати. Поэтому не нужно думать, что небеса — это некая совершенно непостижимая реальность. Она непостижима для нас потому, что мы сами малодуховны и приземлены, а не потому, что она недоступна для нас в принципе. Духовная реальность действительно сокрыта от наших телесных чувств, но когда мы подвизаемся, понуждая себя к угождению Богу, в особенности к молитве, то становимся способны духом созерцать Господа Иисуса Христа и видеть Его в своей душе и во всем мире, потому что телом Он пребывает на небесах, а Своим Божеством наполняет, а вернее содержит, всю вселенную.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (ст. 16). Что значит «отверзлись небеса»? Конечно, не нужно думать, будто разверзлось физическое небо и стало видно пространство, находящееся за атмосферой, окружающей нашу планету. Слова «отверзлись небеса» означают, что духовному взору Иоанна Крестителя открылся сверхъестественный мир, явилась слава Божия в полном, откровенном виде, как она является только святым существам — Ангелам на небесах. Мы говорим в молитве: «Отче наш, Который на небесах» — не потому, что Бог пребывает только на небесах, ибо Он Вездесущ, но потому, что на небесах Он являет Себя Ангелам в полной мере, а нам, грешникам, из-за наших грехов Он является только в малой степени, да и то лишь тем из нас, кто стремится к этому всей душой. Небеса «отверзлись» именно в том смысле, что отверзся духовный взор Иоанна Крестителя, и он увидел Духа Божия, Который сошел в виде голубя. Дух Святой не имеет никакого вида, как и Бог Отец, и Бог Сын по Своему Божеству, но Он принял вид кроткой, мирной птицы, для того чтобы показать, что наступило время примирения Бога и людей. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (ст. 17). Голубь сошел и почил на Господе, явившись, в первую очередь, для Иоанна Крестителя как бы указующим перстом, чтобы было понятно, что слова, раздавшиеся с неба, относятся именно к Иисусу Христу. Мы не знаем, что видели и слышали остальные люди, находившиеся в то время при Иордане. Однако, если мы вспомним другие примеры Божественных откровений, описанных в Священном Писании, то поймем, что человек воспринимает их по мере своего достоинства и своей готовности. Это видно, например, из следующего евангельского повествования — когда Господь наш Иисус Христос, входя в Иерусалим, обратился с молитвой к Богу Отцу: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему» ( Ин.12:28-29 ). Из этого описания ясно, что собравшиеся люди не поняли раздавшихся слов, а слышали только какой-то звук, поразивший их. Этот звук, конечно, не являлся голосом Бога Отца, потому что Он не имеет голоса и вообще органов речи, подобных человеческим. Но всемогущий Бог может облекать Свои откровения в образы, доступные как для зрения, так и для слуха, тогда последние принимают определенную звуковую форму. И одни люди слышали глас Бога как гром, другие — как некие не до конца понятные слова, которые они приписали Ангелу.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Коим прежде сказал: Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от вод Иудиных, тем же самым теперь говорит: послушай Меня, Иаков и Израиль, которого Я призываю. Ибо, мнози суть звани, мало же избранных ( Мф. 22:14 ). Потому называет званными, а не избранными, что они еще не приняли Спасителя. Аз есмь, говорит , алфа и омега, первый и последний, и живый и быв мертв ( Апок. 22:14; 1:18 ), чтобы ты относил жизнь к началу, а последнее к тому, кто был умершим, иже себе умалил, зрак раба приим, послушлив быв Отцу,смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя ( Фил. 2:7 ). Рука Моя основала землю. Поэтому и в Притчах говорит: «Бог премудростию Своею основал землю, и десница Его размерила» (Притч. гл. 8) или утвердила небеса или небо , как перевели LXX. Призывает же небеса для того, чтобы повиновались Его повелению и поведали славу Его. Если же небеса повинуются воле Господа и движутся своим порядком; то почто гордится земля и пепел ( Сир. 10:9 ) и не хочет знать о своей бренности? Соберитесь все вы и слушайте : или небеса, или вся тварь, или весь народ Израильский. Что же повелевается слушать? Что Господь возлюбил его, – без сомнения указывает на Кира и Дария, который исполнил волю Господа против Вавилона и явил мышцу Его над халдеями. И Он Сам сказал, и назвал его именем его и привел его, и прям путь его, чтобы никто не осмелился противостать силам его. Поэтому Он призывает их, чтобы они приступили и слушали и из предвещания Господня узнали, что придет царь персидский и мидийский, который разрушит Вавилон и истребит халдеев. И для возвещения этого, говорит пророк, он был послан Господам и Духом Его. Это применительно к евреям и их мнению. Но по Симмаху, переведшему: кто возвестил ему это? Тот, кого Господь возлюбил, кто исполняет волю Его в Вавилоне , и по Семидесяти: чтобы уничтожить семя халдеев , это относится к лицу Господа, который истинно возлюблен Отцом, и исполнил всю волю Отца и истребил в Вавилоне, то есть в смешении мира сего, все семя халдеев, которые означают демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 148 Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147 ). 1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его». Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» ( Иов.38:6–7 ). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). «Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным! 7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Апостол Петр в следующих чертах изображает последний и окончательный переворот мира: «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса со шумом прейдут, стихии же, разорившись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:7, 10, 12–13 ), т.е. хотя нынешние небо и земля от действия огня разрушатся, но не уничтожатся, а из них и вместо них явятся новое небо и новая земля (ср. Откр.20:11, 21:1 ), приспособленные для жительства правды. «То, что будет разрушение настоящего мира, – замечает блаженный Феофилакт , – посредством огня, эта мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов... Мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лицо земли... С шумом значит с треском, а такой треск обыкновенно бывает, когда что-нибудь горит. Примечай, Апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди... Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу, ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной – бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленною и неувядающею, и дозволит наполнять другой и нетленный мир». 872 О будущем обновлении мира учил и апостол Павел ( Рим.8:19–23 ; 1Кор.7:31 ; Евр.12:26–27 ). Всеобщий суд Во второе Свое пришествие на землю Господь Иисус Христос произведет непосредственно по воскресении мертвых и обновлении мира всеобщий, последний и решительный суд над всеми людьми. На этом суде по испытании и определении нравственного состояния судимых последует праведное (полное) воздаяние им по делам их, и будет определена Судьею участь каждого на всю вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В своих описаниях Иоанн опирается на ветхозаветные тексты. Сравнение солнечного затмения с власяницей (=вретище, рубище – траурная одежда) находится в Ис.50:3 : Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. На формулировку 6:13–14 повлияло возвещение суда Божьего над Едомом ( Ис.34:4 ). Падение звезд с неба предполагает античную картину мира, согласно которой звезды закреплены на тверди небесной. И истлеет все небесное воинство 29 ; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Небо, растянутое как шатер, может свиваться как кожаный или папирусный свиток ( Пс.103:2 ): Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер. Все эти образы неоднократно встречаются в эсхатологических речах библейских пророков и в апокалиптических иудейских книгах. Когда небосвод свивается, тогда всем, находящимся на земле, открывается вид на небо и на престол Божий. Непосредственно предстоит суд. Взор устремляется к небесам. Грешники не могут выносить взгляда Бога, Сидящего на престоле, и гнева Агнца. Теперь уже нет разницы между бедными и богатыми. Все, кто в своей жизни вели себя как враги Божьи, должны бояться суда Его. В своей безнадежной ситуации они скрываются в «пещерах и ущельях гор». Об этом мы читаем у пророка Исаии ( Ис.2:10,19,21 ): И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный» – все они умоляют горы и скалы, чтобы они упали на них и спрятали их: «падите на нас и сокройте нас». Этот образ Иоанн заимствовал у пророка Осии ( Ос 10:8 ): И скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас». В День Суда Бог и Агнец Христос действуют в единстве. «Пришел великий День гнева Его» (по лучшим спискам «великий день гнева Их», то есть Бога и Агнца). Подобные описания «великого Дня Господня» с риторическим вопрошанием «и кто выдержит его?» мы постоянно встречаемся у ветхозаветных пророков ( Иоиль.2:10–11 ; Наум.1:6 ; Мал.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: “Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои.    Втор 10:14–18, 20–21 На литии стихира праздника, глас 1: На литии стихиры храма Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси,/не остави нас сирых Господи:/да приидет Твой Дух, нося мир мирови,/покажи сыном человеческим дела силы Твоея,/Господи Человеколюбче. Взойдя на небеса,/с которых и сошел,/не оставь нас сиротами, Господи./Да придет Твой Дух, принося мipy мир./Покажи сынам человеческим дела силы Твоей,/Господи, Человеколюбец! Слава, отцем, глас 3:  Апостольских преданий/известнии хранителие бысте святии отцы:/Святыя бо Троицы единосущное православно научивше,/Ариево хуление соборне низложисте,/с ним же и Македониа духоборца обличивше,/осудисте Несториа, Евтихиа и Диоскора,/Савеллиа же и Севира безглавнаго:/ихже прелести испросите избавитися нам,/нескверну нашему житию в вере сохранитися, молимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

Народ почитал Иоанна гораздо выше Иисуса Христа, ибо тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил столь чудную одежду, призывал всех ко крещению, а Иисус воспитывался в доме, обращался со всеми и носил простую одежду, за что и почитали Его меньшим Иоанна, еще не зная ничего об оных тайнах, известных Иоанну. Посему-то тотчас, по крещении Иисуса Христа, отверзаются небеса, нисходит Дух, и вместе с Духом глас, возвещающий достоинство Иисуса, как Единородного. «И крестився Иисус, абие взыде от воды: и се отверзошася Ему небеса» ( Мф. 3:16 ). Для чего же отверзлись Ему небеса? – Для того, дабы ты познал, что и при твоем крещении бывает то же самое. Ты не видишь сего, но несмотря на то не сомневайся. И на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый. Только нам нет нужды уже в чувственном видении, – ибо для нас вместо всех знамений довольно одной веры. При крещении Христовом Дух Святый явился для того, дабы и присутствующим и Иоанну указать как бы перстом – Сына Божиего. Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому, что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде. Итак, не будь неблагодарным пред своим Благодетелем, и не плати злом за добро Даровавшему тебе источник блаженства. Иисус Христос отверз нам врата небесные и ниспослал оттуда Святого Духа, Который соделывает нас не Ангелами и Архангелами, но возлюбленными сынами Божьими. Так Он влечет нас к оному горнему достоянию. Представляя все сие, со всяким тщанием старайся жить так, как живут на небесах. Не думай, что ты всегдашний житель на земле, потому что тело твое не вознесено на небо; ибо голова твоя – Христос, там, – на небесах. Для сего-то Господь сошел на землю и взял с Собой Ангелов, а потом, восприявши твое естество, взошел на небо, дабы ты, еще прежде восхода твоего туда, уверился, что можешь жить и на земле, как на небе. Будем же ежедневно стремиться к небесным чертогам, и все земное почитать тенью и сновидением. Надеясь получить такие блага, ужели ты и после сего будешь вспоминать о деньках и прилепляться к мечтам земным? Как же ты явишься достойным толикой чести? Илия некогда отверз и заключил небо для того, чтобы низвести и удержать дождь; а тебе отверзается небо для того, чтобы ты вошел туда, и не только сам вошел, но – что гораздо важнее – и других возвел с собой, если захочешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Неем.9:6 .  [И сказал Ездра:] Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются. Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется не имеющимся у мазоретов замечанием κα ιπεν Εσδρας, и сказал Ездра. Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в том смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст. 6–37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает замечание LXX κα ιπεν Εσδρας; неудачной конъектурой. По его мнению, молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так как молящийся говорит о себе во множ. числе (ст. 9: «отцы наши», ст. 33 »мы " ). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания «и сказал Ездра» в евр, тексте также вполне понятно. Излагаемая в ст. 6–37 молитва Ездры обыкновенно называется покаянной. Но, собственно, главным предметом ее является прославление Бога за Его завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6–8 указывается тема молитвы: Господь, Творец и Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним завет – дать семени его землю ханаанскую и исполнил свое обетование. Эта тема раскрывается в четырех строфах (9–15, 16–25, 26–31, 32–37), причем для раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении. «Небо, небеса небес». Чтобы рельефнее выставить божественное всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением – «небеса небес» (ср. Втор. 10:14 ; 3Цар. 8:27 ; 2Пар. 2:6, 6:18 ), а понятие земли – словами «моря и все, что в них» (ср. Пс 145:6 ). «Все воинство их» – указание на небо (ср. Быт. 2:1 ). «Небесные воинства Тебе поклоняются». В этом выражении уже небесными воинствами, как и в ( Пс. 148:2, 102:21 ), называются ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.49:3 .  Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит». Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво. «Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна». Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: «река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь» ( Дан. 7:9–10 ). Пс.49:4 .  Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой. «Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя». И во время законоположения повелел блаженному Моисею собрать народ, и засвидетельствовать небом и землею: что и сделал Моисей, дав такое начало своей песни: «вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» ( Втор. 32:1 ). Призывает же их во свидетельство для устрашения слышащих, не потому, что и они одушевлены, но потому что заключают в себе все прочия твари. Так блаженный Авраам поставил седмь агниц во свидетельство, и говорит: «мой кладязь сей» ( Быт. 21:30 ). Так Иаков и Лаван назвали холм «холмом свидетельства» ( Быт. 31:47 ). Пс.49:5 .  «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». Пс.49:6 .  И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог. «Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах». «И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть». В сказанном выше Пророк показал, что суд Его страшен, а в сих и следующих словах открывает несовершенство подзаконнаго служения и небогоугодность приносимых жертв. Преподобными же называет Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и всех, которые после них священствовали под законом. Им-то повелевает Бог собраться, не для того, чтобы подвергнуть их наказанию, как мысливших что-либо противное (потому что Богом дан закон, и закону повинуясь, каждый из поименованных нами приносил жертвы), но чтобы посредством настоящаго показать им собственную Свою цель и, положив конец учению, которое прилично было младенцам, преподать учения совершенныя. По совершении же сего, говорит Пророк, дивятся небеса правдивости определения, а под небесами разумеет небесныя Силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010