Свято-Пантелеимонов мон-рь. Литография. XIX в. Свято-Пантелеимонов мон-рь. Литография. XIX в. Попечением о. Иеронима был полностью выплачен монастырский долг в 800 тыс. пиастров (100 тыс. р.), восстановлены существовавшие монастырские постройки, возобновлены и снабжены всей необходимой церковной утварью храмы и параклисы, завершено строительство и отделка мн. сооружений, расписан и снабжен иконостасом Пантелеимоновский собор, построены новые соборные храмы во имя свт. Митрофана Воронежского и Покрова Пресв. Богородицы, придельный Покровскому Александро-Невский храм, Покровский братский корпус, корпуса вост. части мон-ря и ряд параклисов в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, расширена и расписана трапезная. Начали действовать типография, литографическая мастерская, иконописная школа, позднее - фотомастерская. В Ст. Русике был построен большой братский корпус с 3 параклисами, заложен новый собор во имя вмч. Пантелеимона. Были восстановлены все хозяйственные постройки на земельных владениях Пантелеимонова мон-ря: метохи Хрумица (Крумица), каламарийский (близ Салоник, ныне Каламария - городской район), сикийский (на п-ове Сики, ныне Ситония), касандрийский (на п-ове Касандра). Полностью возобновлены принадлежавшие мон-рю келлии с их параклисами и сооружены новые, в т. ч. и на Крумице (всего 19 келлий). За годы жизни о. Иеронима Русский мон-рь построил и восстановил ок. 60 принадлежавших ему храмов. Библиотека Свято-Пантелеимонова мон-ря. Фотография. 1983 г. Библиотека Свято-Пантелеимонова мон-ря. Фотография. 1983 г. Было отреставрировано здание б-ки, к-рая пополнилась новыми приобретениями. Трудами библиотекарей о. Азарии (Попцова) и в особенности о. Матфея (Ольшанского) (названного в некрологе А. А. Дмитриевского «русским самородком на Св. Горе Афон») монастырская б-ка во 2-й пол. XIX - нач. XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на А. Особенности складывания рукописной и старопечатной коллекции определялись в первую очередь кругом интересов о.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Авва Памво, когда еще был в миру, ходил с друзьями воровать сики 79 из соседнего сада: как-то заметил их сторож – бросились они бежать. У Памвы из платка, где были завязаны сики, выпала одна, и, чтобы она не пропала даром, схватил он ее и съел. Вот и говорит авва Памво: «Когда вспоминаю эту сику, сижу и плачу...» Так и я, когда вспоминаю непослушание, которое оказал старцу Иосифу, аки другий апостол Петр, сижу и плачу. Зачем я ослушался? А мог бы обогатиться. Если тебя обличает совесть, то пойди и попроси прощения: «Брат, прошу тебя простить меня, согрешил». Это исправит твою ошибку. Следи за своей совестью, все мы, люди, друг перед другом виноваты: или что-то сказал тебе не так, или не исполнил того, что ты мне сказал. Поэтому совесть нас и обличает. Внимай этому, смиряйся и проси прощения у брата своего или старца. Божественная благодать Божественная благодать – она одна, но дается каждому в его меру. Ах, как трепещет все внутри тебя, когда чувствуешь эту неизреченную радость! «Аз рек: бози есте, и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ). Существует много такого, что человек, встречая на своем жизненном пути, не понимает. Часто я недоумевал, почему святые Отцы, когда молились, воздевали руки вверх. Тогда я не мог этого понять, а пришел черед – тогда понял. Не можешь сдержать себя, отец, когда посещает благодать, не можешь! Но я никогда не поднимал рук вверх, к небу, а в душе воздевал много раз – как сын к Отцу. Да, не можешь сдержать себя: когда переполняет благодать, ты теряешься, а ослабевает – тебя охватывает дрожь. Куда я попал! Как-то неподалеку я собирал миндаль. Пролетел самолет. А место, где мы живем, находится в ущелье, между двумя горами. И я услышал, как бы, поющий хор. Рокот самолета слышался мне, как музыка. Сразу же встрепенулась душа моя и вышла навстречу Жениху. Как и апостол говорит: «Мы... восхищены будем на облаках в сретение Господу... и так всегда со Господом будем» ( 1Фес.4:17 ). В такие минуты опыт подсказывает, что имел в виду апостол. Пока не испытаешь этого, то будешь только догадываться, но не иметь во всей полноте. А приходит понимание лишь тогда, когда ты сам пройдешь этим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Не получилось и у Перельмана. Скорее, даже наоборот: режиссёрская добротность и мастеровитость усилили степень безнравственности происходящего. Потому что одно дело – бордель для бедных с неказистыми проститутками, у которых безысходность и нужда написаны на лицах, и совсем иной коленкор – платный фешенебельный разврат с коллекционным шампанским. В своих немногочисленных интервью, данных задолго до " Пепла " , Перельман предстаёт симпатичным человеком, органично дополняя своими высказываниями образ большого художника. Да, он не слишком благосклонен к СССР, где-то высокомерен, где-то глуповат, но всё-таки есть в этой фигуре какая-то притягательность, какой-то нормальный, правильный авантюризм, лёгкость и при этом наличие стержня – не гнаться за зрительским успехом любой ценой, заниматься искусством, а не шоу-бизнесом. Журналист спрашивает: " Аль Пачино свои первые деньги любил разменивать на мелкие купюры, чтоб иметь карманы, набитые деньгами " . " Нет, – отвечает Перельман, – у меня никогда не было культа денег. Даже сейчас нет. Вот почему их у меня так мало... " И в этом, собственно, его советская свобода – наша, то есть русская, григорияперельмановская. Эх-ма, да идите вы все со своими прибылями, буду делать, чего хочу, потому что у меня есть душа и понятия о достоинстве. А вот как ответил Вадим Перельман о любимых фильмах и режиссёрах, важный момент, между прочим, для понимания личности: " Ужасно люблю " Похитителей велосипедов " Де Сики. " Балладу о солдате " , когда смотрю, не могу не плакать. Русские фильмы. " Летят журавли " , " Москва слезам не верит " , " Иди и смотри " . Тарковского не люблю: он для меня очень холодный. Нравится Андерсон, который сделал " Магнолию " и " Ночи в стиле буги " . Он как бы новый Олтмен. Нравятся некоторые фильмы Скорсезе, не все, " Крёст­ный отец " . Очень люблю вестерны, Джона Форда, Хичкока. Русские фильмы я смотрю как произведение искусства, американские – как развлечение... " Цитируем, чтобы было понятно, какого парня нанял Вайнштейн для пополнения портфолио " Сценарного бюро Эдуарда Багирова " .

http://religare.ru/2_102759.html

Наряду с этими мерами очищения церкви Христовой от «скверны еретических учений» Юстиниан, начиная с первого года своего единовластия, ревностно трудился над регламентацией прав и обязанностей епископов и членов клира. Вошедшие вскоре в его Кодекс указы дают точные определения о посвящении в клир и обязательном для членов клира образе жизни, а также о разного рода благотворительных учреждениях, состоявших в церковном управлении. 121 Указы, касавшиеся церкви и церковного управления, издавались императором на имя патриарха. Хотя содержание их было, по всему вероятию, предметом предварительного соглашения, но с формальной стороны дело имело такой вид, что патриарх, наравне с префектами, получал от императора личные повеления к исполнению и руководству. Начавшееся с первого года правления живое и непосредственное отношение Юстиниана к делам церковным, как в смысле установления догмы христианского верования, так и церковного благоустройства, продолжалось затем непрерывно во все течение его продолжительного царствования и было в его собственном сознании наиболее важной заботой государя. Приняв по старой традиции консульство на ближайший год после провозглашения императором, т. е. 1 января 528 года, Юстиниан выразил свое понимание величия императорского сана такими великолепными играми и столь щедрыми подарками народу в день вступления в сан, каких не давал доселе ни один из его предшественников на троне. 122 Разделяя с населением своей столицы пристрастие к играм, Юстиниан проявил свой широкий вкус и любовь к роскоши новыми сооружениями на ипподроме. Он перестроил и богато украсил императорскую кафизму и портики, из которых смотрели на игры члены синклита. 123 Свои заботы о благоустройстве столицы он проявил в сооружении огромной цистерны в здании, носившем имя Базилика Илла, и провел в нее воду из старого водопровода, сооруженного некогда Адрианом, который был заново отстроен и расширен. 124 Тогда же были открыты для общественного пользования бани Дагистея, отстройка которых начата была еще при Анастасии. В заморской части города, отделенной Золотым Рогом, Сиках, он построил стены и соорудил театр. В ознаменовании этих своих щедрот он переименовал Сики в Юстинианополь, хотя впрочем это новое имя не вошло в живой оборот речи и осталось лишь воспоминанием, занесенным хронистом в свою летопись. 125

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В половине десятого часа пришли сказать из Женской школы, что там все готово к «соцугёо-сики». Пошел в рясе с панагией, как обычно. Все произошло в должном порядке. Сначала чтение списков, причем выстроились ряды учениц, начиная с выпускных; потом раздача дипломов выпускным, наградных книг первым из других классов, раздача книг, в составе всей лучшей православнорелигиозной литературы, каждой из окончивших курс девяти воспитанниц. Пригласили меня сказать напутствие им. Я уподобил их, девиц, распустившимся цветам с запахом, однако лучшим, чем у кончающих ныне курс в мирских заведениях, запахом веры и благочестия, восходящим выше земли и приятным Богу. Но цветы хороши только как надежда на плод, бесплодный цвет – предмет печали и посмеяния. «Будьте же отныне завязью плода, приносите оный зрелым и обильным во всю вашу жизнь. Что это за плод? Весьма просто и понятно. Вы познали Истинного Бога, Творца Вселенной, Отца нашего Небесного; знайте Его и познавайте больше и больше – вот плод, но этого мало, вы узнали Спасительное Учение так ясно, что можете просвещать им других; делайте это – то будет истинно приятным Богу плодом; вы ныне близки к Богу ежедневно творимою молитвою, приобщением Святых Таинств, вашею духовной чистотою; соблюдайте эту близость и еще теснее соединяйтесь с Богом, а также старайтесь подвести и всех, кого можете, под токи Божественной Благодати, то будет плод вашей веры и любви к Богу. Вы ныне живете здесь в мире и взаимной любви, о ссорах между вами не слышно, соблюдайте всегда со всеми во всю вашу жизнь эти неоцененные качества мира и любви. Но в мире вы можете встретить прирождение зла и искушения ко злу – твердо стойте тогда и ни в чем не уступайте миру, кто бы ни искушал вас, скажите: Богу подобает повиноваться более, нежели людям, – и ни на волос не склонитесь ко злу. Вы ныне, как девицы, чисты и непорочны душой, старайтесь во всю жизнь сохранить эту чистоту и непорочность души и совести, то будет зрелый плод, достойный Житницы Небесного Домостроителя. Итак, одним словом, старайтесь принести плоды всех добродетелей относительно Бога, людей и самих себя. И да поможет вам в этом Бог, возрастивший вас до нынешнего расцветения!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В тот самый год, когда головы Илла и Леонтия были выставлены в Константинополе в доказательство окончания замешательств на Востоке, Зенону удалось освободиться от другого, гораздо более опасного союзника, Теодориха остготского. В год своего консульства Теодорих воспользовался своим пребыванием в столице, чтобы свести личные счеты с Рекитахом, сыном Теодориха Косого. Унаследовав власть над готами, признававшими своим царем его отца, Рекитах освободился от своих дядей путем убийства. Так как Теодорихи состояли в родстве, то Рекитах подверг себя опасности кровавой мести. В 484 году Рекитах был в Константинополе и пользовался вниманием двора, соответственно своему положению. Однажды, когда он направлялся во дворец на обед, Теодорих встретил его в части города, называвшейся Бонифацианы, и всадил ему в бок свой меч. Это убийство прошло Теодориху безнаказанно, а современники приписали вину его императору, который будто бы хотел освободиться от Рекитаха. Но византийскому двору, напротив, было удобно иметь соперников среди лиц власти в варварской и грубой массе готов, а потому и самое обвинение императора вызвано недоброжелательством к нему современников. 1200 Для Теодориха было важно устранить Рекитаха, чтобы тем самым объединить живших в империи готов вокруг своего царского имени. Предательским убийством Теодорих не брезговал, как доказал это впоследствии в Равенне. Хотя в год консульства он был удостоин особой чести и вблизи дворца поставлена была его конная статуя, но он продолжал сохранять свое враждебное настроение и честолюбивые замыслы. В 486 году, выступив из своей резиденции, крепости Новы, он предпринял грабительский поход по фракийским областям. Чего, собственно, хотел Теодорих и что было причиной нарушения мира с империей, это остается неясным ввиду краткости сообщений наших источников. Такой же поход повторил Теодорих и на следующий год, но в еще более враждебном тоне. Он подошел к столице, занял город Регион, расположенный в 12 римских милях от Константинополя (ныне Кучук-Чекмедже), повредил городской водопровод, вступил в предместье Сики. 1201 Теодорих имел, по-видимому, намерение захватить столицу. Зенон не нашел другого средства воздействовать на него, как отправить к нему его сестру, жившую во дворе в качестве заложницы, с щедрыми подарками. 1202 То была Амалафреда, ставшая впоследствии женой вандальского царя Тразамунда. Теодорих отвел свои дружины от столицы и вернулся в Новы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Нихонги («Японские хроники») – свод записей о минувших годах, составленный на китайском языке в 720 г. Он включает в себя тот же период, что и текст Кодзики, но доводит повествование о событиях до 700 г. Влияние китайской культурной традиции на составителей данной летописи проявилось в том, что в неё включены разделы, заимствованные из китайских хроник и повествующие о жизни китайских царствующих домов. Менее значимы с точки зрения изучения мифологии, но дающие дополнительные сведения о традиции синтоизма следующие произведения. Когосюи («Собрание древних рассказов») – мифологический сборник. Написан в 807 г. жрецом Имбэ-но Хиронари, пытавшимся при помощи данного текста утвердить авторитет своего священнического рода, в котором сохранились предания, не упоминаемые в Кодзики и Нихонги. При этом основная сюжетная линия двух предыдущих сборников в Когосюи также представлена. Энги-сики («Обряды периода Энги» (901–923 гг.) – сборник молитвословий, составленный в 927 г. Несмотря на более позднюю по сравнению с предыдущими текстами датировку, в этом произведении нашли отражение религиозные представления, относящиеся к гораздо более древним векам. Фудоки («Описание обычаев земель») – текст, содержащий в себе помимо материалов географического характера много заметок о традициях, верованиях, обрядах, имевших место в провинциях государства. Создавался в течение двадцати лет, с 713 по 733 г., по указу императора. Не все фудоки сохранились. Значительная часть их известна исключительно по цитатам. Манъёсю – сборник древней поэзии, составленный после 760 г. Самые ранние стихотворения в сборнике относятся к IV в. В нём также нашли отражение быт, ритуалы и мифология Древней Японии. §4 Синтоистская мифология Теогония и космогония 217 В Кодзики и Нихонги начало бытия мира описывается с некоторыми отличиями следующим образом. Начало Вселенной Вначале Вселенная пребывала в состоянии хаоса, подобного беспредельному океану масла или огромному яйцу, в котором невозможно было различить никаких частей. В этом изначальном субстрате зародилось нечто, подобное побегу тростника. Это было первое божество.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как-то на руках у мамы во время прогулки на свежем воздухе мы впились глазами в медленно ползущий по просёлочной дороге сельскохозяйственный трактор. Митя, важно надув щёки и губы, без стеснения обнаруживает свои недюжинные познания. Указывая толстеньким пальчиком на машину, он говорит мне: «Вон такиль». Я, будучи с детства педантичным в отношении языка и формы слов, поправляю его: «Не такиль, а тлакиль»… В другой раз откуда-то взявшаяся оса, спикировав, ужалила меня в лицо, да так чувствительно, что я упал в обморок. Взрослые засуетились вокруг бедного ребёнка, ибо были действительно серьёзные основания для тревоги. Митенька, долго наблюдавший за суетой, в центре которой находился не он, а его брат-близнец (то есть я), неожиданно громко заплакал. Бабушка испуганно бросилась к нему: – Митенька, что, что случилось? Оса?! – Осаа! – Скорее покажи, куда она тебя укусила? – За во-ло-о-о-сики! – мгновенно вышел из двойственной ситуации мой находчивый братец. Как видим, малыши не лишены лукавства и самолюбия. Но их проявление в ребёнке не раздражает и не огорчает окружающих, ибо дети чужды мысли причинить кому-то обиду или вред… Вспоминается, как в вечернее время нас с Митенькой уложили спать в детской комнате. Пока взрослые пили чай в гостиной и о чём-то с увлечением разговаривали, мы с братцем затеяли своё, весьма необычное собеседование. Переговаривались мы едва слышным шёпотом, зная, что после пожелания нам бабушкой «спокойной ночи» нарушение раз навсегда заведённого порядка будет иметь для нас не слишком приятные последствия. И всё же диалог состоялся. В полной темноте с Митиной кроватки послышалось столь трогательное, сколь и неожиданное признание: – Тё-ма! – Что? – Я тебя люблю! Мне не понадобилось много времени на ответ: – Ми-тя! – Что? – А я тебя очень люблю… Через пять секунд разговор продолжился: – Тёма, а я тебя очень, очень люблю… – А я тебя очень, очень, очень люблю… – А я тебя очень, очень, очень, очень люблю… Неизвестно, сколько бы времени длилось это трогательное состязание (требовавшее определённых арифметических способностей и цепкой памяти), как вдруг наши откровения были прерваны нарочито строгим голосом подошедшей к двери тётушки Сусанны:

http://azbyka.ru/fiction/s-vysoty-ptiche...

Вместо масла кашу иногда посыпают душистыми сладковатыми зернышками гранатовых яблок. Такой кашей в первый раз я был угощен в Вифлееме. Простой народ в Св. Земле главным образом питается кашей из пшена, носящего там название: дурры. Эта дурра чрезвычайно изобильно родится в Палестине и Египте. Стебель ее в Палестине бывает до 1 саж. высоты и приносит урожай сам-пятьдесят и более. Эта пища бедных феллахов и вообще рабочего люда. Если трапеза предлагается в доме достаточных хозяев, то к ней могут подать в скоромные дни зажаренную баранину, изрезанную на мелкие части (шашлык). Мне не приходилось видеть, чтобы к столу подавалось жаркое из птиц. Это встречается только в доме какого либо европейского выходца. О жарком из свиного мяса на Востоке нечего и спрашивать. Это значит обидеть восточного человека. Теперь, однако же, немецкие колонисты изготовляют там консервы и из свинины. Рыбный стол во время поста в Св. Граде очень дорог, и им питаются только те, кому позволяют средства получать рыбу или из Иордана, или морскую рыбу из Яффы. И рыбный стол там вкуснее скоромного. Большинство народа во время поста довольствуется или растительной пищей, или салатиконом и кашей. В 1894 году я весь Петров пост довольствовался без рыбы, за исключением двух случаев, когда почтенная Русская схимонахиня М., случайно получив рыбу из Иордана, пригласила меня к обеду на Иорданскую рыбу, (рыба имела вид наших карасей). На третье блюдо изредка подают сладкие печенья, и это только в тех домах, где имеются свободные руки, могущие приготовить сладкие пирожки. В большинстве случаев в конце обеда дают разные плоды, созревающие к тому или другому времени года. В весенние месяцы подают апельсины и мандарины; в июне, июле и августе подают свежие смоквы, или винные ягоды, плоды кактуса, растущие в Св. Земле в большом изобилии, гранатовые яблоки, которыми полны многочисленные сады Хеврона, виноград, дули и арбузы. Наших вкусных яблок, груш, слив, вишень и черешень я почти не встречал в св. Земле. Раз только видел маленькие яблоки, которыми в Гефсимании, после ранней литургии, угощали греческие духовные лица наших паломников, предлагая им книги для записей имен для поминания у Гроба Пресвятыя Богородицы. Финиковые пальмы уцелели только у Филистимских берегов Средиземного моря; в Иерусалиме же финиками не угощаются, так как на весь Св. Град имеется только одна, или две пальмы,– и те растут в недоступном саду армянской патриархии. Финики в Св. Граде угощение привозное. Привозное там угощение и плоды банана. Кстати заметить, что банановое дерево, имеющее огромные и широкие листья, носит на Востоке название: Адамового дерева, так как, по местному преданию, после грехопадения, Адам сшил с этого дерева именно листвие смоковное и сотворил себе препоясание. Препоясание Адамово из листьев винной ягоды, или по-гречески сики, есть предание классических пародов, но не палестинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Естественно, в понимании св. Юстиниана внешние формы императорской власти должны были соответствовать её идейному содержанию, подчёркивая величие царского сана, хотя сам носитель этого звания и был бы величайшим скромником. Едва став консулом в первый раз, 1 января 521 г., св. Юстиниан ознаменовал получение титула зрелищами невероятной пышности. На подарки и оплату увеселений было потрачено почти 4 тыс. фунтов золота – невероятные по своей величине средства. Приняв по старой традиции консульство на новый, 528 г., император вновь выразил своё понимание величия императорского сана великолепными играми и щедрыми подарками народу, которых не раздавал до сих пор никто из его предшественников. На ипподроме он перестроил и богато украсил императорскую кафизму и портики, где члены сената наблюдали за игрой. В самой столице он возвёл огромную цистерну для питьевой воды и провёл в неё воду из старого водопровода, сооружённого ещё при императоре Адриане. В той части города, которая носила название Сики, он построил стены и соорудил театр, а сам пригород перенаименовал в Юстианополь 117 . После его воцарения старые правила придворного этикета многократно усложнились. Ранее императоры были доступны почти всем желающим, теперь же аудиенции предшествовал многочисленный и детально расписанный обряд. В прежние времена сенаторы, явившиеся к царю, лишь преклоняли колено, а глава сената, положив правую руку на сердце, склонялся в глубоком поклоне. Теперь всё изменилось до неузнаваемости. Все сановники, являвшиеся на приём к царю, включая патрициев, падали ниц и целовали обе ноги высочайшей особы, выражая тем самым свое верноподданничество императору. Жёны сановников совершали такую же процедуру на приёмах у императрицы. Назначение высших чиновников также происходило в торжественной обстановке по строго отработанному сценарию 118 . Очень чётко был выработан церемониал приёма послов. Ему предшествовал запрос от того двора, от которого он являлся: угодно ли будет императору его принять? А по приезде посол должен был предварительно повидаться с магистром двора и с ним же решить вопрос о регистрации подарков, переданных императору. Приём посольств сопровождался большой торжественностью: сенат являлся в полном составе в парадных одеждах, сам посол падал ниц перед императором до трёх раз, пока ему не разрешалось встать. Обыкновенно, все церемонии сопровождались увеселениями и великолепными обедами, требовавшими значительных средств 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006