Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАСИЙ [лат. Eustasius, Eustachius, Austasius; франц. Eustase, Eustache] (ок. 560-629), прп. (пам. зап. 29 марта), ученик прп. Колумбана , настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Основным источником сведений о Е. является Житие настоятеля Колумбана и его учеников, составленное Ионой из Боббио в 640-643 гг. Иона переселился из Италии в Луксовий в 628 г., познакомился с Е. и был свидетелем его последнего года жизни. Иона упоминает, что рассказы Е. послужили источниками сведений для Жития прп. Колумбана ( Ionas. Vita Columbani abbatis. P. 63). Е. был племянником Миетия, еп. г. Лингоны (ныне Лангр). После прибытия Колумбана в Галлию Е. присоединился к ученикам святого и впосл. участвовал в основании мон-ря Луксовий (590). Когда в 610 г. Колумбан был изгнан по приказу кор. Бургундии Теодориха II, Е. остался в Луксовии. Во время путешествия Колумбана по герм. землям Е. был в числе его спутников (Ibid. I 27), однако не сопровождал его в Италию и вернулся в Луксовий. Незадолго до смерти Колумбана (615) Хлотарь II, король франков, послал Е. со свитой из знатных людей в Италию, чтобы просить святого вернуться в Галлию. Колумбан ответил, что слишком стар для трудного путешествия, однако попросил короля не оставлять Луксовий своими заботами. Колумбан дал Е. наставление по управлению монашеской общиной и отпустил его. По возвращении в Галлию Е. принял руководство мон-рем, король наделил обитель земельными владениями (Ibid. I 29). Е. поддерживал в Луксовии традиции, введенные Колумбаном. Численность братии значительно увеличилась, монашеская община славилась подвижническим образом жизни. Луксовий стал одним из наиболее значительных духовных и культурных центров франк. Галлии. Некоторые воспитанники Е. впосл. были назначены на епископские кафедры, напр. Хагноальд († 638), еп. Лавдуна (ныне Лан) и брат св. Бургундофары (Фары). Ок. 620 г. по благословению Е. насельники Луксовия прп. Ромарик и Амат основали в горах Восег (ныне Вогезы) мон-рь Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон). В годы настоятельства Е. насельники Луксовия основали и др. мон-ри, в к-рых был введен устав прп. Колумбана.

http://pravenc.ru/text/187404.html

Особое место в истории К. занимает время папы Льва IX (1049-1054). Частые путешествия этого папы служили поводом для личного участия в К., инициированных во мн. епархиях. В нач. 1049 г. на традиционном собрании рим. клира в Латеранской базилике, после чтения Жития Деодата , еп. г. Невирн († 2-я пол. VII в.), папа разрешил его К. 19-26 окт. того же года в ходе Собора в Майнце Лев IX одобрил почитание Серватия , еп. Тунгрского († 384). 13-14 нояб. 1049 г. Гуго, еп. Безансона, по специальному поручению папы возглавил торжества при обретении мощей Амата († после 628), Ромарика († ок. 635) и Адельфа († ок. 670), аббатов монастыря Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон, Франция). Этим 3 официально признанным святым была посвящена одна из восстановленных церквей в Ремирмоне. Важен случай К. Герхарда († 994), еп. г. Туль. Сам папа Лев IX нек-рое время (с 1027) был епископом Туля и, став Римским папой, инициировал К. своего предшественника на кафедре Туля. 2 мая 1050 г. в ходе собрания рим. клира в Латеранской базилике папа представил клиру жизнь и чудеса еп. Герхарда и после всеобщего одобрения постановил, «чтобы отныне он считался святым… повсюду, как и прочие святые», объявив, что он лично возглавит торжества по обретению его мощей, что и совершилось 21 окт. того же года в Туле. Провозглашая еп. Герхарда святым, папа обратился с письмом «ко всем чадам католической Церкви», которое было подписано римским клиром, присутствовавшим на ежегодном собрании духовенства ( Leonis IX, papae. Opusc. 38: [Anno 1050]//PL. 143. Col. 645; Jaff é . RPR. N 4219). Подлинность этой буллы подвергается сомнению. Приблизительно с этого времени при К. начинает проводиться различие между решением папы и самим литургическим актом К. (обретение или перенесение мощей, совершение мессы в честь святого и т. п.), к-рый до этого, особенно при К., инициированных местными епископами, составлял саму суть прославления в лике святых. В ходе продолжительной поездки по Германии Лев IX в присутствии имп. Генриха III лично возглавил в Регенсбурге К. местных епископов Эрхарда (VII-VIII) и Вольфганга († 994). Папа Бенедикт XIV считал достоверным факт К. Львом IX святых Беллина, Фиденция и Максима ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 8// Benedicti XIV Opera. 1747. T. 1. P. 64-66), однако достоверность этой К., как и многих других, приписываемых Льву IX, сомнительна. По сравнению со своими предшественниками папа Лев IX проявлял большую активность в вопросе прославления святых, поэтому с его именем могли связываться многие случаи К., к которым он не имел прямого отношения.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († между 666 и 675), прмч. (пам. зап. 21 февр.), аббат мон-ря Грандис Валлис (нем. Гранфельден; франц. Мутье-Гранваль; совр. Швейцария). Согласно Житию св. Г., написанному неким Боболеном, современником святого, Г. род. в г. Треверы (совр. Трир, Германия), сын знатного франка Оптарда. Брат Г. Оптомар занимал видное положение при франк. королях Австразии Дагоберте и Сигеберте III, др. брат Нумериан впосл. стал архиепископом Треверов. В юности Г., возжелав подвижнической жизни, раздал свою долю наследства нищим и удалился в пуст. Хоремберг близ мон-ря Хабенд (совр. Ремирмон) к св. Арнульфу , оставившему кафедру г. Меттис (совр. Мец, Франция). Арнульф постриг его в монахи и спустя нек-рое время направил вместе с Нумерианом в мон-рь Хабенд, откуда Г. перешел в мон-рь более строгого устава Луксовий (Люксёй, совр. Люксёй-ле-Бен, Франция), когда им управлял аббат св. Вальдеберт . В это время герц. аллеманов Гудон основал мон-рь Грандис Валлис и поручил его св. Вальдеберту, к-рый и назначил туда настоятелем Г. После смерти Гудона его преемник Бонифаций Катик стал притеснять мон-рь. Г. c препозитом Рандоальдом направился к нему, чтобы усовестить герцога. Тот для вида покаялся, однако, когда Г. и Рандоальд ушли, приказал своим людям убить монахов. Тела преподобномучеников были сначала погребены в основанной Г. церкви, потом перенесены в Грандис Валлис, где над их могилой совершались чудеса. В XVI в., после разрушения мон-ря, мощи святых были перенесены в Делемон (Швейцария). Почитание Г. и Рандоальда распространено гл. обр. в католич. кантонах Швейцарии. Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 263-266. Лит.: Boilon C. Germano e Randoaldo//BiblSS. T. 6. Col. 261-262. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164723.html

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

л.- у Сульпиция Севера, свт. Илария Арелатского (Житие свт. Гонората Арелатского) и особенно в анонимном Житии свт. Иуста Лугдунского. В сочинениях 2-й пол. V в. тема аскетических подвигов святых уже не является главной. Так, Констанций Лугдунский и Гонорат Массилийский сосредоточились на подробном описании епископской и общественной деятельности свт. Германа , еп. Автиссиодурского, и свт. Илария Арелатского. Памятники галльской агиографии находились под сильным влиянием произведений ранней латинской Ж. л., созданной за пределами Галлии, прежде всего Жития свт. Амвросия Медиоланского, написанного диак. Павлином, и Жития блж. Августина, составленного еп. Поссидием. Первое было написано в Италии, 2-е - в Африке. В этих Житиях подробно рассказывалось о строгом монашеском образе жизни святых, стремившихся ввести обет целомудрия для клириков, однако акцент в повествовании был смещен на церковно-политическую деятельность свт. Амвросия и блж. Августина. В первую очередь они представлены как пастыри, проповедники, активно боровшиеся с ересями. Еп. Поссидий особо отметил писательскую деятельность блж. Августина, приложив к его Житию список основных сочинений (Indiculum) (этот элемент впосл. был использован Гоноратом Массилийским). Житие блж. Августина отличается от традиций «экзальтированной» мученической африкан. агиографии и в нек-ром отношении может быть сопоставлено с Житием свт. Фульгенция Руспийского. В нач. VI в. в Галлии появился новый жанр Ж. л.- жития (деяния) настоятелей мон-рей. Первым памятником этого типа стало Житие Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда (20-е гг. VI в.), к-рое представляло собой последовательное описание жизни 3 первых настоятелей мон-рей в горах Юра. В VII в. эта традиция была продолжена в монастыре Хабенд (ныне Ремирмон, Франция) (Жития Хабендских аббатов Амата, Ромарика и Адельфия) и в мон-ре Агаун (ныне Сен-Морис, Швейцария). В кон. V - 1-й пол. VI в., когда Галлия подверглась варварским нашествиям и была территориально поделена между варварскими и рим. правителями провинций, епископ стал изображаться не только как молитвенник и пастырь, но и как прозорливец, защитник своего города (напр., Житие св. Аниана, еп. Аврелианского). Эта тенденция отразилась и в Житии св. Геновефы (это первое в лат. агиографии житие св. подвижницы, если не считать эпитафии блж. Иеронима в честь прп. Павлы ). В Житии св. Геновефы подробно описаны общественная и церковная деятельность св. девы, ее труды по строительству базилики сщмч. Дионисия Ареопагита , заботы по спасению города от голода и т. п., особо отмечены прозорливость святой и совершенные ею чудеса. Большинство житий этого периода анонимны (напр., Жития Аниана и Авита Аврелианских, Лупа Трикасского), некоторые написаны учениками и преемниками святых (Жития святителей Евтропия Аравсионского, Маурилия Андекавского).

http://pravenc.ru/text/182317.html

124-127). Основатели этих обителей получили опыт монашеской жизни в Луксовии (Филиберт) и Бобии (Вандрегизил). До возведения на епископскую кафедру Авдуин занимал должность референдария при дворе кор. Дагоберта I (629-639) и прославился благочестием; среди его единомышленников, также живших при королевском дворе, были св. Элигий , основатель мон-ря Солемниак (ныне Солиньяк), впосл. епископ Новиомага (ныне Нуайон), и св. Дезидерий , еп. Кадурка (Каора). При дворе кор. Австразии Теодеберта II вырос св. Ромарик; его отец был казнен Теодорихом II после поражения австразийцев, а Аридий Лугдунский, придворный епископ Теодориха и Брунхильды, подверг юношу издевательствам и вынудил скрываться. Когда Хлотарь II объединил франк. королевства, Ромарик получил возможность вернуться ко двору, но предпочел удалиться в мон-рь. Сначала он жил в Леринском мон-ре, затем Евстасий принял его в Луксовий, где Ромарик познакомился со св. Аматом. Вскоре Ромарик основал мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон), управление которым он поручил Амату. Во время споров об ирл. обычаях Амат принял сторону Агрестия, поэтому до кончины Евстасия отношения между настоятелями Луксовия и Хабенда оставались напряженными. При аббате Вальдеберте из Хабенда в Луксовий перешли братья св. Герман , впосл. построивший мон-рь Грандис Валлис (ныне Мутье-Гранваль), и Нумериан, ставший епископом г. Треверы (ныне Трир) и принявший участие в основании монастыря Галилея (ныне Сен-Дье-де-Вож) ( Fox. 2014. P. 90-99, 184-193; о еп. Нумериане см.: Anton H. H. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn, 1987. S. 149-155). Считается, что Ромарик, возглавивший Хабенд после кончины Амата, повлиял на обращение к аскезе св. Арнульфа , еп. Меттиса. Наследие К. оказало влияние на св. Аманда, еп. Моза-Траекта (ныне Маастрихт), основателя монастырей Баризиак (ныне Баризи-о-Буа) и Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О). Иона, автор Жития К., помогал св. Аманду в его миссионерской деятельности ( Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du nord de la France.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАГОБЕРТ I [лат. Dagobertus] (ок. 608 - 19.01.638/9, Катуллиак, совр. Сен-Дени, близ Парижа), франк. кор. Австразии (с 623), Нейстрии и Бургундии (c 629). Сын кор. Хлотаря II и Бертруды; дети: Сигиберт III, кор. Австразии (от Рагнетруды), Хлодвиг II, кор. Нейстрии (от Нантхильды). Основные источники сведений о жизни Д.- «Хроника Фредегара» (Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici; начата в сер. VII в. в Бургундии, продолжена и значительно переработана в сер. VIII в. в Австразии) и анонимная «Книга истории франков» (Liber Historiae Francorum; написана в нач. VIII в. в Нейстрии), содержание к-рой пересекается с «Хроникой Фредегара». В нач. IX в. монах из аббатства Сен-Дени написал «Деяния Дагоберта» (Gesta Dagoberti), где воспроизвел сведения из «Хроники Фредегара» и «Книги истории франков», затенив неблаговидные факты. Произведение было создано с целью закрепить почитание Д. в аббатстве Сен-Дени. Автор подробно описал привилегии, к-рые предоставил Д. ц. св. Дионисия. Он ссылается на документы нач. VII в., хранившиеся в аббатстве, приводит их целиком или в отрывках. В 623 г. Хлотарь II выделил Австразию в отдельное королевство, удержав за собой области к западу от Ардуеннского леса (совр. Арденны) и Восега (совр. Вогезы), а также владения в Аквитании и Провинции (совр. Прованс), и передал Д. Тот был привезен в Меттис (совр. Мец) и торжественно провозглашен королем. Церемония происходила в присутствии еп. Меттиса св. Арнульфа и майордома Австразии Пипина Ланденского. Они стали главными советниками молодого короля, определяя его политику в первые годы правления. В 625/6 г. Хлотарь вызвал Д. в свою резиденцию Клиппиак (совр. Клиши) под Паризиями (совр. Париж) и вопреки желанию сына женил его на Гоматруде, сестре своей 2-й жены. Через 3 дня после свадьбы Д., поддерживаемый св. Арнульфом, потребовал от отца возвращения Австразийскому королевству всех прежних владений. Дело было решено третейским судом, состоявшим из знатных франков (по 12 чел. от Нейстрии и Австразии). Хлотарь II был вынужден пойти на уступки: королю Австразии были возвращены зап. владения до г. Ремы (совр. Реймс), однако земли в Аквитании и Провинции Хлотарь II удержал за собой. После того как еп. Арнульф удалился в мон-рь Хабенд (Ремиремонт; совр. Ремирмон), место советника при Д. занял св. Куниберт , еп. Колонии (совр. Кёльн).

http://pravenc.ru/text/168610.html

Колумбаном и церковными иерархами в Галлии, многие из них были еще живы ко времени составления Жития. По мнению И., величие св. Колумбана состояло еще и в том, что он действовал якобы в обстановке религ. спада: к кон. VI в. зап. монашество пришло в упадок и было восстановлено лишь благодаря усилиям св. Колумбана и его учеников. В подтверждение этой мысли И. приводит, напр., рассказ о том, как Аттала, недовольный упадком подвижничества в Леринском мон-ре, уходит к св. Колумбану в Луксовий (Vita Columbani. II 1). Стремясь подчеркнуть то, что преемники Колумбана бережно сохраняли введенный им устав, И. включил в Житие ряд мотивов из произведений святого. Агиограф подчеркнул важность таких добродетелей, как смирение, послушание и единомыслие. Ряд эпизодов иллюстрирует тему послушания (напр.: Vita Columbani. I 12; I 16), о важности этой добродетели говорится в Уставе св. Колумбана ( Columbanus. Regula monachorum. 1// Idem. Opera/Ed. G. S. M. Walker. Dublin, 1957. P. 122-125). Рассказы о случаях, когда среди братии отсутствовало послушание, неизбежно завершаются упоминаниями о божественном наказании согрешивших (Vita Columbani. I 11; II 19). Во 2-й книге И. рассказал о конфликтах внутри монашеских общин (волнения монахов аббатства Бобий, дело Агрестия, побег монахинь из мон-ря Эбориак), однако представил их как частные и не связанные друг с другом эпизоды. Дело Агрестия в Житии описано как смута, учиненная непокорным монахом-еретиком. Для дискредитации Агрестия И. сопоставил его с Каином и с Иудой, а также привлек отрицательный образ Брикция из «Диалогов» Сульпиция Севера (Vita Columbani. II 9; ср.: Sulp. Sev. Dial. III 15, 4; II 15, 7). Вероятно, в действительности речь шла о разных способах интерпретации наследия св. Колумбана. Агрестий, как и св. Колумбан, симпатизировал аквилейской схизме. Против Евстасия на стороне Агрестия в этом конфликте выступили Ромарик и Амат, настоятели мон-ря Хабенд (ныне Ремирмон), но, поскольку Ромарика и Амата очернить было трудно, И. предположил, что они были введены в заблуждение Агрестием.

http://pravenc.ru/text/578294.html

Внешняя деятельность Л. как приора монастыря Бек и авторитетного теолога предполагала взаимодействие как с высшей духовной властью в лице Римских пап и членов папской курии, так и с высшей светской властью, к-рая в Нормандии в этот период была сосредоточена в руках герц. Вильгельма. По некоторым свидетельствам, первоначально отношения между Л. и герцогом складывались сложно, однако уже к 1059 г. Л. стал одним из ближайших советников герц. Вильгельма и выступал в качестве его доверенного лица во мн. церковных переговорах, в т. ч. в Риме. В письме Л. папы Римского Николая II с одобрением упоминается о том, что герц. Вильгельм во всем следует мудрым советам Л. (см.: Southern. 1990. P. 32-33). Действительное участие Л. в управлении Нормандией в 50-60-х гг. XI в. едва ли было значительным; есть основания полагать, что он принимал участие в некоторых провинциальных Соборах, регулярно встречался с герц. Вильгельмом и давал ему советы в области управления монастырями и в сфере церковных реформ, однако в собственно гос. дела Л. не вмешивался. Вместе с тем, преданно защищая интересы герцога в Нормандии и в Риме, Л. смог заручиться его уважением и доверием (см.: Cowdrey. 2003. P. 29-37). С кон. 40-х гг. XI в. имя Л. было хорошо известно в Риме. Поскольку Л. отстаивал духовные и имущественные интересы нормандских мон-рей и был сторонником строгой монашеской дисциплины, у него сложились доверительные отношения с папой Римским Львом IX (1049-1054), к-рый был одним из наиболее активных инициаторов церковных реформ в XI в., считал монашество важнейшей силой, способной оживить и исправить церковную жизнь, проводил многочисленные общецерковные и провинциальные Соборы с целью принятия канонических постановлений, направленных против разного рода злоупотреблений в католич. Церкви. В источниках засвидетельствовано продолжавшееся ок. полугода пребывание Л. в свите Льва IX. Л. присоединился к спутникам папы, совершавшего поездку по Франции, вскоре после Реймсского Собора (окт. 1049; хотя в лит-ре встречаются утверждения, что Л. присутствовал на Соборе, документальных подтверждений этого нет). В нояб. 1049 г. он был участником совершённого папой Львом IX освящения соборного храма в Ремирмоне, после чего сопровождал его на пути в Италию. Весной 1050 г. Л. принимал участие в Римском Соборе, а осенью того же года - в Верчелльском Соборе, после чего вернулся в мон-рь Бек. Хотя основным предметом обсуждения на Соборах были церковные реформы, их участники затрагивали и богословские вопросы, при рассмотрении к-рых Л. зарекомендовал себя как талантливый теолог и полемист (подробнее об отношениях Л. с папами Римскими в 50-60-х гг. XI в. см.: Ibid. P. 38-45).

http://pravenc.ru/text/2463105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VII (ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь св. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа ), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов. После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX ), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX ), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский. Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений.

http://pravenc.ru/text/166757.html

  001     002