В отображение значения числа семь как полноты Вселенской Церкви строятся православные храмы с семью куполами, а также в алтарях за престолом ставится семисвечник с семью лампадами. Как и в небесном храме тайнозритель видел, что «семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих ( Откр. 4:5 ). – Семь как число полноты Многократно и многоразлично встречается в Священном Писании семь как число полноты. Вот некоторые примеры. Ной взял с собою в ковчег по семь пар чистых животных ( Быт. 7:2–4 ). Через семь дней после вхождения Ноя и животных в ковчег начался всемирный потоп ( Быт. 7:10 ). Каждые семь дней Ной выпускал голубя из ковчега ( Быт. 8:10–12 ). Семь лет Иаков служил у Лавана, получив в жёны Лию вместо Рахиль, и еще семь – за Рахиль ( Быт. 29:20,27 ). Семикратным было поклонение Иакова Исаву ( Быт. 33:3 ). Сон египетского фараона о семи коровах и семи колосьях. Семь лет изобилия и семь лет голода ( Быт. 41 ). Обетование Божие Израилю: «Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от Тебя» ( Втор. 28:7 ). Господь изгнал перед Израилем семь ханаанских народов и дал ему эту землю ( Втор. 7:1 ; Деян. 13:19 ). При взятии Иерихона Иисусом Навином израильтяне семь дней обходили стены города, а на седьмой день обошли их семикратно. Причем каждый раз семь священников трубили в семь труб ( Нав. 6 ). Совершено семикратное омовение Неемана в Иордане по указанию пророка Елисея для исцеления от проказы ( 4Цар. 5:10,14 ). «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» ( Пс. 11:7 ). «Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили» ( Пс.78:12 ). «Семикратно в день прославлю Тебя за суды правды Твоей» ( Пс. 118:164 ). Так вводилась и в монастырях семикратная молитва в течение суток. «Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» ( Притч. 26:16 ). «Если он (враг – Г. Ф.) говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч. 26:25 ). Так и Церковь учит о семи смертных грехах: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, гнев, уныние и леность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пришёл – вероятно, из Вирсавии. Некоторые ставили вопрос: прилично ли было Аврааму оплакивать Сарру и рыдать по ней? На это мы ответим, что всякое искреннее человеческое чувство достойно великого душою человека, и если закон Моисеев впоследствии ( Лев. 21:10 ) не позволил Великому Священнику, помазанному елеем, совершать обряды рыдания и плача (которые, вероятно, перешли к Израилю от Египта) вследствие особого величия его звания, то он не запрещал даже священникам выражать скорбь свою и прикасаться к трупам ближайших родственников своих ( Лев. 21:1–5 ). Быт. 23:3 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: Хет – первенец Сидона, сына Ханаана, сына Хамова ( Быт. 10:15 ). Почти нет сомнения, что хетты, или хеттеи, суть кхеты египетских памятников, владевшие Сирией при Сети I. Из Суд. 1видно, что земля хеттеев находилась к северу от Палестины, и надо полагать (как думает Кларк), что Иавин, царь ханаанский, который царствовал в Асоре ( Суд. 4:2 ) и у которого военачальником был «Сисара, живший в Харошеф-Гоиме» (Харошеф язычников), был царём тех именно потомков Хета, которые при Аврааме занимали Палестину. Быт. 23:4 я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Первое место в собственность в Палестине, которое приобрёл отец верующих, было место для гроба. Этим действием он как бы предсказал, что в грядущих веках, когда исполнятся все Божии обетования, опять в Палестине останется единою драгоценною собственностию верующих гроб Того, в Котором исполнение обетований. Приобретение места для погребения в Палестине было действием важным в жизни патриархов, потому что оно осязательно напоминало в будущем народу израильскому, что Палестина есть земля обетования, что там дарован Иеговой удел своему народу. Вот почему и Иаков ( Быт. 49:29 ), и Иосиф ( Быт. 50:25 ) завещали нести туда, в землю благословения, свои тела. Авраам был странником и пришлецом в земле сынов Хета, не основывая нигде поселения, хотя казалось бы, после войны с Кедорлаомером ему бы легко было основать его. Но он не получал на то благословения Иеговы, Который лишь в будущем обещал эту землю его племени, и он остался в стране Хеттеев кочевником, пользуясь для пастьбы и жилья землями лишь по договорам ( Быт. 21:27 ) или незанятыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Рассмотрим, что о браке говорит Слово Божие – Священное Писание . А. «Нехорошо быть человеку одному…» ( Быт.2:18 .) То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту 1) . Б. «Сотворим ему помощницу, соответственную ему…» ( Быт.2:18 ). В древнееврейском слово, переведенное у нас как «помощница», дословно означает «восполняющая». То есть жена восполняет мужа в бытии. В. «Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одна плоть…» ( Быт.2:24 ). «Одна плоть» – древнееврейское выражение, говорящее о том, что супруги становятся одним существом. Быть вместе, жить одной жизнью, вдохновляться одними устремлениями, ценностями, переживать радости и горести другого как свои собственные. Г. Любовь вечна, о чем говорит Апостол Павел: «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.3:18 ). Эти слова говорят о том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в жизнь вечную. Д. Брак установлен Богом также для рождения и воспитания детей: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:27–28 ). Е. Брак установлен также для того, чтобы соединив свои судьбы муж и жена вместе трудились в этом мире, исполняя о нем замысел Божий: «…наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:28 ). …Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). Ж. Благополучное супружество – это не «данность», а «заданность». Сам Христос говорил нам об этом: «итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк.10:9 ). Эгоизм, себялюбие, жестокость, другие скверные черты нашего характера могут нарушить брак, разлучить супругов.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Важно заметить, что в Коране не упоминается имя первой женщины, но, согласно мусульманскому преданию, ее звали Хаввой (араб. ) то есть Евой: «Если бы не Хавва, то женщины не обманывали бы своих мужей» 28 . Хавва, как пишет в своих трудах один из самых древних и авторитетных толкователей Корана Умар ибн Касир (1301–1373), была сотворена из ребра Адама: «[Хавва] была создана из самого короткого левого ребра [Адама], когда он спал, а на место [этого ребра] была помещена плоть» 29 . Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучения о сотворении человека, мы видим, что оба они повествуют о том, что мир и человек были сотворены за шесть дней: И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт.1:31; 2:1 ). Первый человек был сотворён также из праха земного: И создал Господь Бог человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Сходство есть и в сотворении Евы, которая, как учит Библия , тоже была взята из Адама: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт. 2:22 ). Одухотворение первого человека в Библии произошло аналогичным образом: «Вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). Однако в христианском и мусульманском учениях о сотворении человека имеются и такие черты, которые отличают их. Так, в Коране не указано, в какой день из шести произошел человек, в то время как в Библии четко об этом говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой ( Быт. 1:27, 31 ). Кроме того, согласно Библии и учению святых отцов Церкви Господь Бог , прежде чем сотворить человека, не объявлял о своём намерении ангелам – этому предшествовало некое «совещание» Божественных Лиц: И сказал Господь: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). Вот что по этому поводу пишет святитель Василий Великий : «В начале, при сотворении мира, видим, что Бог беседует с Сыном и Духом… Ибо кому говорит “сотворим” если не Слову и Единородному Сыну, через Которого, по слову евангелиста, все начало быть, и Духу, о Котором написано: Дух Божий, сотворивший меня» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам.» ( Ин.14:9–11 ). Уже первый стих Библии гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Согласно одной из теорий, в еврейском тексте слова «сотворил Бог» – «bara Elohim» имеют грамматическую форму множественного числа, причем, слово, обозначающее действие, – «сотворил», относящееся к множественному числу, стоит в единственном числе. Это может свидетельствовать о единстве действия всех Трех Лиц в Боге. О создании Адама в Библии говориться: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (κα επεν θες ποισωμεν νθρωπον κατ εκνα μετραν κα καθ μοωσιν) ( Быт. 1:26 ). Слово «сотворим» (ποισωμεν) явно стоит во множественном числе, что видно из окончания «μεν». Здесь видно, что Творец обращается к Имеющим с Ним одинаковый образ и природу. Кому же он сказал эти слова? Ответ на этот вопрос содержится в следующем стихе «…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию…» ( Быт.1:27 ) Следовательно «образ Наш» из предыдущего стиха – это «образ Божий», и те, с кем происходит совет это Бог Сын, о котором мы читаем у святого апостола Иоанна Богослова «Все чрез Него начало быть» ( Ин. 1:3 ) и Бог Дух Святой, о котором пишет автор книги Иова «Дух Божий создал мя» ( Иов. 33:4 ). Такой же совет Лиц Пресвятой Троицы происходит и после грехопадения: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (κα επεν θες δο Αδαμ γγονεν ς ες ξ μν το γινσκειν καλν κα πονηρν) ( Быт. 3:22 ). Слова «из Нас» (ξ μν) во множественном числе. В этой же главе мы читаем, что Адам и Ева были обольщены словами «…будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3:5 ). Следовательно выражение «…как один из Нас…» может быть отнесено только к Божественным Лицам. Из многих библейских событий видно, что Пресвятая Троица направляет ход Ветхозаветной истории. Одно из таких событий, случившееся во время строительства Вавилонской башни, описано в книге Бытия: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Быт.39:7 и далее), то не думаю, что тогда патриархи объявили бы его отцу Иакову: «Иосиф сын твой жив» ( Быт.45:26 ). Ибо если бы он поддался искушению, то, несомненно, не был бы жив, так как «душа согрешающая, та умрет» ( Иез.18:4 ). И Сусанна учит тому же, когда говорит: «Тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших» ( Дан.13:22 ). Видишь, она тоже понимает, что во грехе смерть. Так, и в приговоре, который Бог произнес первому человеку, содержится то же самое: «В день, в который вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Ибо как только он нарушил данную ему заповедь, он умер, потому что душа согрешающая мертва, а змий, сказавший: «Нет, не умрете» ( Быт.3:4 ), обманул их. И эти слова сказаны о том же, о чем возвестили сыновья Израиля Иакову: «Иосиф сын твой жив» ( Быт.45:26 ). Слова, сходные с этими, сказаны далее: «Ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: велико сие для меня, еще жив сын мой Иосиф» ( Быт. 45:27–28 ). Латинское выражение «resuscitatus est spiritus» («ожил дух») является переводом греческого νεζωπρησεν, которое означает не столько «оживать», сколько «разгораться». Это выражение используется, как правило, когда при горении какого-то вещества огонь стихает до такой степени, что кажется, будто он погас; и если возобновить горение, поднеся к нему огонь, то говорят, что он разгорается. Или если в лампаде пламя уменьшится настолько, что покажется, будто она погасла, возможно, оно оживет, если налить в нее масло, но это выражение используется редко – обычно говорят, что пламя разгорается. Так можно сказать о свече или о факеле или о любом другом светильнике этого рода. Это выражение указывает на нечто сходное, происшедшее в Иакове. Когда Иосиф был далеко от него и отец не получал о нем никаких известий, его дух, если можно так выразиться, стал угасать в нем, и свет, бывший в нем, иссякнув, померк. Но когда приходят те, кто объявляет ему, что Иосиф жив, иными словами, те, кто говорит, что «жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ), его дух снова разгорается в нем, и истинный свет сияет в нем с прежней силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Быт.47:7–9 . И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар. 1:31 ) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни – этого «странствования» (9 ст.), – с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр. 6:19 ). Обращая взор на пережитое прошлое, Иаков называет 130 лет жизни своей «днями немногими и несчастными» – малы по сравнению с отцом его, жившим 180 лет, и дедом Авраамом, умершим в 175 лет (возможно, однако, что Иаков имеет в виду и раннейших, даже допотопных патриархов). Иаков, живший после сего еще 17 лет, видимо, подобно отцу своему Исааку ( Быт. 27:1–2 ), занят мыслью о смерти задолго до ее наступления. Быт.47:11 . И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. Местность, где с разрешения фараона, Иосиф поселяет отца и братьев своих, называется здесь «земля Раамсес»; между тем выше ( Быт. 45:10, 46:28 и д.) предназначенная для их поселения территория называется землею Гесем, равно и ниже, когда говорится о фактическом обитании их в Египте, местом их обитания представляется Гесем (ст. 27), ( Быт. 50:8 ; Исх. 9:26 и др.) Отсюда следует, что название Раамсес или было синонимом Гесема, или обозначало известную часть последнего. В кн. Исход ( Исх. 1:11 ) говорится, что евреи построили фараону «города для запасов» Пифом и Раамсес. Следовательно, город, вновь построенный или только укрепленный евреями, мог получить название округа, в котором жили евреи – Раамсес. Последнее слово с египетского (по этимологии Яблонского) означает: «люди, занимающиеся пастушеством» – название, стоящее в связи с главным занятием евреев. Иосиф Флавий отождествляет Раамсес с Гелиополисом: «фараон предоставил Иакову с семьею Гелиополис, потому что здесь были и пастбища, предназначенные для царских пастухов» (Древн. 2:7, 6). LXX, как мы видели в Быт. 46:28 , сближают Раамсес с Гелиополисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В библейском древнееврейском тексте очень широко отражена особенность древних евреев мыслить в конкретных образах. Помимо приведенных нами примеров со словами —13— «отец», «муж», «сын», «дочь», где в русском переводе требуется введение более общих понятий, в Библии встречается немало выражений, в которых конкретизирующие слова при переводе должны быть или удалены, или подвергнуты литературной обработке с учетом стилистических особенностей русского языка, чего не было сделано переводчиками. Процитируем несколько таких мест: «сказать слово в уши» ( Быт.44:18 ), «дыхание духа жизни в ноздрях своих» ( Быт.7:22 ), «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» ( 2Цар.14:25 ), «не являйтесь ко мне на лице» ( Быт.44:23 ), «я отдала служанку мою в иедро твое» ( Быт.16:5 ), «сын, который вышел из чресл моих» ( 2Цар.16:11 ), «почитай лицо старца» ( Лев.19:32 ), «голубь не нашел места покоя для ног своих» ( Быт.8:9 ), «сего возьмете от глаз моих» ( Быт.44:29 ), «он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2 ) и т.д. При переводе не всегда учитывается еще одна грамматическая особенность древнееврейского языка. Если однородные имена существительные имеют в предложении одно и то же притязательное местоимение (местоименный суффикс), то последнее обычно ставится при каждом существительном. Буквальный перевод таких мест становится тяжелым и неестественным: «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими...» ( Исх.10:9 ). С учетом того, что в этом тексте, кроме местоименного суффикса, имеются и другие буквализмы, одним из вариантов его «перевода мог бы быть такой: «пойдем с нашими семьями и скотом». Вообще же языку Библии, как впрочем, и другим древним языкам, свойственны повторы. Это относится не только к местоимениям. В 1-й главе книги Судей мы читаем: «Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов, Фаанаха. и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов» (стих 27). Выражение «и зависящих от него городов», повторяясь 5 раз, затрудняет чтение текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 45 Иосиф открывается братьям и успокаивает их Быт.45:1 . Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. Сильные чувства и ощущения, наполнявшие душу Иосифа и долго им сдерживаемые, теперь должны были выразиться вовне, соответственным их природе образом – открытием братьям. При этом акте или обнаружении братской любви своей, Иосиф, естественно, не желал иметь свидетелями своих египетских сослуживцев и подчиненных (ср. свидание Иакова с Рахилью, особенно Быт. 29:6–7 и замечания наши к ним) и удалил их, не желая, может быть, и делать их свидетелями преступления своих братьев. Быт.45:2 . И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. Тем не менее слух о прибытии к Иосифу братьев его распространился во дворце фараона (ср. ст. 16). Быт.45:3 . И сказал Иосиф братьям своим: я – Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. Открываясь братьям, Иосиф говорит кратко: «я – Иосиф». Но, зная или наблюдая, какое поразительное впечатление производит на них это открытие, он спешит сгладить силу этого впечатления вопросом о здоровье отца – вопросом, который он уже раньше предлагал ( Быт. 43:27 ) братьям, но который снова теперь предлагает, чтобы самому себе еще раз услышать приятную весть о дорогом отце, а братьям дать доказательство истинно сыновних чувств своих к Иакову, вместе и братских – в отношении к ним. Последние он затем (ст. 14–15) проявляет с той интенсивностью, какая свойственна жителям Востока вообще. Но братья, пока еще более пораженные, чем обрадованные, в глубоком изумлении молчат: верховный правитель Египта, пред которым они все время трепетали, объявляется их братом, и этот брат их некогда был ими не только оскорбляем, но и постыдно продан в рабство. Быт.45:4 . И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Например, рабовладельчество, которое было традиционным устоем во времена Ветхого Завета или проповеди Христа, не имело основания в Священном Писании. Хотя, в Писании о рабах, несомненно, говорилось и даже указывалось, как нужно поступать в их отношении. Рабство было исторической данностью, и Церковь рассматривало это именно как данность в своих правилах и канонах. Рабство – это человеческое, а не божественное установление. И если люди религиозные поддерживают рабство, то это вовсе не означает, что этому их учит Бог. Широко известно, что чернокожие граждане США только в конце 20 века добились равенства с белыми. Несмотря на свою религиозную принадлежность. Таким образом, у каждой эпохи есть свои особенности, но непреложным авторитетом во все времена является Священное Писание. Что же говорит Священное Писание по поводу разделения обязанностей супругов? Первый ответ находим в самом факте творения мужчины и женщины. Бог, сотворив Адама, сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Хотя жена и взята от мужа, но оба сотворены по образу Божию ( Быт.1:27 ). Поэтому жена – это изначально помощник, равный мужу. Грехопадение внесло определенные коррективы. Жене было указано: «к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ), а мужу: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:19 ). И выслал Бог Адама из Эдема, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:22 ). Так мужчина впервые в истории начал работать – заниматься натуральным хозяйством, чтобы прокормить семью. Этим же занимались его сыновья – «и был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт.4:2 ). Жены занимались домом, приготовлением пищи, детьми, в этом заключался их труд. Одним словом – традиционная семья патриархального общества. Такое разделение обязанностей супругов можно назвать естественным и происходящим из необходимости. Это важный момент, который необходимо отметить. Именно естественность и необходимость обуславливала и обуславливает в подавляющем большинстве случаев установку «муж-добытчик» и «жена – хранительница семейного очага».

http://azbyka.ru/semya/raspredelenie-obj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010