Мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери (Чоповичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери - православный мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери Овручской епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь был разрушен в советское время, возрожден в 2002 году. Содержание История [ править править код ] По преданию, на этом месте в нач. XX в. две женщины нашли в источнике икону Божией Матери и при попытке коснуться ее обожгли руки, а после совершения молебна священник смог взять обретенный образ. Согласно тому же преданию, бурное исхождение источника из земли напоминало кипение воды, отчего благодатное урочище назвали Кипячьим. Накануне или во время революции здесь был построен мужской монастырь. Его настоятелем стал игумен Константин, прошедший духовную школу Св. Горы Афон и вернувшийся на родину. В 1921 г. в обитель ворвались богоборцы, расстреляли часть братии с о. Константином и сожгли храм. Те, кто остался в живых, предали тела убиенных погребению. Впоследствии обитель была закрыта и полностью уничтожена. В 2000 г. началось ее возрождение. В 2001 г. здесь уже стоял деревянный храм Казанской иконы Божией Матери (освящен в том же году), часовня над источником и дом для насельников. 27 декабря 2002 г. открытие монастыря благословил Свящ. Синод УПЦ. В нач. 2003 г. в обители завершали постройку 2-го келейного дома, а к концу года она имела и 3-й. В 2008–2011 гг. в монастыре построен храм прп. Серафима Саровского. Ежегодно из Киева (от храма свт. Михаила, митрополита Киевского, при Октябрьской больнице) в обитель совершается 5-дневный крестный ход, который оканчивается в день Усекновения главы св. прор. Иоанна Предтечи. Святыни [ править править код ] Святой источник В 1911 году в роднике урочища Кипячее, расположеного на правом берегу реки Ирша, в четырех километрах от поселка Чоповичи Малинского района Житомирской области, найдена была чудотворная икона Божией Матери Казанская. После этого события воды источника стали целебными. Слава о нём разошлась далеко за пределы Киевской губернии, и Санкт-Петербур прислал синодальную комиссию, которая подтвердила факт чудесного явления иконы и исцеления людей приняв решение основать на этом месте монастырь и пригласили монахов из Афона. А в 1921 году банда Петлюры во главе с бандитом Лисицей расстреляла настоятеля, ограбила и сожгла обитель, еще несколько лет оставшиеся монахи жили здесь, а потом и Советская власть вмешалась — монастырь закрыли и родник завалили камнями. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Чудотворная (празд. 1 мая, 9 дек.). Иконы такого извода получили широкое распространение и почитание в России в XIX - нач. XX в. В основу иконографии образа положен повествовательный сюжет, лит. источником к-рого послужил текст соч. «Руно орошенное» свт. Димитрия Ростовского (1-е изд.- Чернигов, 1683), где описана история грешника, вымолившего прощение прегрешений у Господа через заступничество Его Матери. Некий человек (его имя и грехи не названы) имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, отправляясь на злодеяние. Однажды, когда он возносил молитву перед очередным беззаконием, иконный образ ожил и ему явилась Сама Пресв. Богородица, держа на руках Младенца, тело Которого было покрыто кровавыми язвами. В ответ на вопрос потрясенного человека о том, почему открылись раны Спасителя, Богородица ответила: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего…» В ужасе грешник раскаялся и стал, рыдая, просить Богородицу быть его Заступницей и испросить прощение у Господа. Трижды Богородица молила Сына помиловать грешника, но трижды Христос отказывал, ссылаясь на то, что Сам Он тщетно молил Отца, чтобы миновала Его чаша страданий. Тогда, видя отчаяние раскаявшегося человека, Богородица хотела припасть к ногам Сына, но Христос не допустил этого и помиловал грешника из почтения к Своей Матери. В ознаменование прощения человек с благоговением коснулся устами ран Спасителя. Когда видение исчезло, он с «трепетом и радостью» припал к образу Богородицы, слезно благодаря за помилование, и с тех пор больше не совершал злодеяний. Это сказание (озаглавленное «Кающегося Бог готов прощати, Но на се Его умоляет Мати») содержится в «Прилоге» к гл. «Роса Воскресения» и помещено после описания одного из чудес от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери , однако в тексте сама икона, к к-рой обращался с молитвой грешник, не названа.

http://pravenc.ru/text/2565180.html

Софийско-Успенский собор (Тобольск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийско-Успенский кафедральный собор — православный собор в городе Тобольске. Является одним из старейших храмов Сибири. Находится в составе Тобольского кремля — единственного каменного кремля за Уральскими горами. Летний кафедральный собор Тобольской епархии. Содержание История [ править править код ] Софийско-Успенский собор является древнейшим храмом в Сибири. Это первое кирпичное здание за Уральским хребтом. В 2011 году исполнилось 325 лет со дня окончания строительства храма в каменном исполнении и его освящения. Деревянный кафедральный Софийский собор впервые был построен в Тобольске между 1621-1624 годами, но при пожаре 1643 года он сгорел. По реконструкции современных ученых, тобольский Софийский собор был очень похож на сохранившиеся деревянные храмы новгородчины и Кижей того же времени. Вместо сгоревшего Преосвященный Герасим (Кремлев) 24 мая 1646 года заложил, а 13 августа 1648 года освятил второй, новый Софийский собор, так же, как и первый, о тринадцати главах и с приделами. Но и этот собор 29 мая 1677 года сгорел при большом пожаре в нагорной и подгорной частях города. Обстоятельства принуждали к постройке каменного собора. Митрополит Павел I обратился к царю за помощью в строительстве кирпичной церкви во имя Софии, Премудрости Божией. Государь Феодор Алексеевич – один из самых благочестивых российских самодержцев – с радостью откликнулся на просьбу Пресвященного Павла и «от 28 апреля 1680 года было повелено (на имя тобольского воеводы Шеина со товарищи): соборную церковь Св. Софии Премудрости Слова Божия в Тобольске строить каменную, по образцу церкви Московского Вознесенского девичьего монастыря». Фотография нач. XX в. В исполнение царского указа в следующем 1681 году выкопали под фундамент рвы, а 22 апреля 1683 года Митрополит Павел, возвратившись с чреды священнослужения при Патриархе, заложил нынешний каменный собор – первое каменное здание по всей Сибири. Храм этот, как показывают источники, простоял недолго, а именно год с небольшим – с 22 апреля 1683 по 26 июля 1684 года. От несоразмерности внутренних столбов с тяжестью главы и сводов 26 июля 1684 года верх собора упал внутрь. Вновь начатые работы окончились только через два года. Построенный каменный собор был освящен 27 октября 1686 года Митрополитом Павлом, но теперь уже в память Успения Божией Матери. Храмовая икона Божественной Софии была перенесена со второго места правой стороны иконостаса на левую, а там поставлена икона Успения Божией Матери. С правой стороны собора был пристроен придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в одну линию с главным алтарем, который через сто лет при проведении капитального ремонта был разобран.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийско-Успен...

Каунас. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По данным православной историографии, православный храм в Каунасе была уже с конца XVI столетия (в 1620 году король Зигмантас Ваза приказал закрыть церковь в старом городе на ул. Кумелес). Православный приход учрежден в Каунасе в 1824 году. В XIX - в нач. ХХ вв. в городе было открыто 16 церквей и часовен. В 1930 году кабинет Министров для увеличения Воскресенской церкви (тогдашнего Кафедрального собора) выделил 75 тыс. литов. Но было решено построить новый Кафедральный собор. Для этого было выделено еще 10 тыс. литов. Конечно, этих средств не хватало. Недостаток был восполнен пожертвованиями самих верующих. Новый храм был воздвигнут на православном кладбище рядом с Воскресенской церковью в 1935 году. По данным Епархиального совета, в 1937 году постоянных прихожан Благовещенского собора было 4560. Служили два священника: прот.Евстафий Калисский (настоятель) и Василий Недвецкий. В соборе с ноября по апрель выставлялась для почитания икона Божией Матери из Сурдегского монастыря (находится в соборе и поныне).  Советской властью приход был официально зарегистрирован вместе с приписным Воскресенским храмом 1947 году. Тогда богослужения в соборе совершали 3-4 священника, протодиакон, два псаломщика. Информация с сайта Литовской епархии РПЦ http://www.orthodoxy.lt/ Православный Благовещенский собор находится в центральной части города Каунас, неподалеку от вокзала. Парк, в котором располагается собор Благовещения и рядом – Воскресенский храм, раньше был некрополем, где многие христиане нашли для себя упокоенное место. Храм был построен в 1932 году. Через 3 года его освятили. Собор, возникший рядом с Воскресенской церковью, построили по некоторым причинам. Воскресенский храм с колокольней были построены в 1862 году на бывшем кармелитском кладбище на пожертвования прихожан. Поначалу приход был небольшой, но через некоторое время количество верующих увеличилось настолько, что они едва ли могли поместиться в стенах храма. В начале XX века при храме существовали приходская школа, русская начальная школа и гимназия, братство и сестричество. В 1918 году, после принятия Литвой независимости, более десятка каунасских православных храмов было отдано новым владельцам. Воскресенский храм по-прежнему не мог вместить всех желающих. Поэтому Епархиальным Советом было принято решение попросить правительство возвратить православный храм Петра и Павла, расположенный на Лайсвес аллее. Малый придел этого собора был во власти униатов, католические богослужения совершались в большом алтаре. Этот собор когда-то был гарнизонным. Городские власти не вернули собор, но предложили возвести рядом с Воскресенским храмом церковь, на строительство которой ими были выделены денежные средства, а по окончании строительных работ был целиком возвращен иконостас главного алтаря собора.

http://sobory.ru/article/?object=12563

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ТУЛЬСКИЙ Блж. Иоанн Тульский. Икона над гробницей свя-того. Нач. XXI в. (Успенский кафедральный собор в Туле) Блж. Иоанн Тульский. Икона над гробницей свя-того. Нач. XXI в. (Успенский кафедральный собор в Туле) (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 23.09.1773, Тула - 12.01.1850, там же), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых). Небольшой материал к жизнеописанию И. Т. был собран в нач. XX в. свящ. С. М. Архангельским и краеведом И. М. Суриковым на основе свидетельств «очевидцев, лиц авторитетных, лично знавших» подвижника ( Архангельский. 1912. С. 96). И. Т. род. в богатой купеческой семье Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых, крещен в честь ап. Иоанна Богослова. Семья, приписанная к приходу тульской ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1759), отличалась благочестием, Котельниковы регулярно исповедовались и причащались вместе со слугами (ГА Тульской обл. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2150. Л. 5 об.). К нач. XX в. в ризнице этого храма хранился напрестольный серебряный крест, пожалованный «по отроку Иоанну» 14 сент. 1785 г. купцом Михаилом Котельниковым (возможно, дядей И. Т.). Дом Котельниковых, расположенный на ул. Посольской (с 1918 ул. Советская) рядом с корпусом 1-й жен. гимназии, был снесен в 30-х гг. XX в. при строительстве трамвайных путей и 5-этажного дома. «Даровитый от природы, знавший грамотность и много читавший, с представительной наружностью, окруженный целым штатом прислуги», И. Т. помогал отцу, торговавшему лесом, часто приезжал в Серпухов, где закупал лес, к-рый сплавляли по р. Оке. В эти годы недалеко от серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря подвизалась блж. Евфросиния Колюпановская , знакомство с к-рой определило дальнейший жизненный путь Котельникова. Блж. Евфросиния благословляет блж. Иоанна Тульского. Фрагмент росписи Успенского кафедрального собора в Туле. Нач. XXI в. Блж. Евфросиния благословляет блж. Иоанна Тульского. Фрагмент росписи Успенского кафедрального собора в Туле. Нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/471517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Пасовская икона Божией Матери. Сер. XVIII в. (ц. Рождества Христова в с. Уланок Суджанского р-на Курской обл.) Пасовская икона Божией Матери. Сер. XVIII в. (ц. Рождества Христова в с. Уланок Суджанского р-на Курской обл.) (Пасовская Цареградская; отдельного дня памяти нет), чудотворная, находится в ц. Рождества Христова с. Уланок Суджанского р-на Курской обл. (исторически территория Слободской Украины). Название получила по своему иконографическому прототипу - католич. чудотворному образу из ц. Неусыпной помощи Богородицы в г. Пассау, Бавария. П. и. датируется сер. XVIII в., написана в масляной технике на деревянной основе (87×62,8×2 см). Первоначально П. и. находилась в доме местного помещика, титулярного советника И. Ф. Никифорова, чья дочь, по преданию, исцелилась от этого образа. Сын Никифорова, Петр, пожертвовал образ церкви в 1850 г., еще до начала строительства каменного храма в с. Уланок (1851-1862), в к-ром к моменту освящения был устроен придел в честь П. и. На пожертвования жителей был сделан серебряный с вызолоченным венцом оклад на икону весом 8 фунтов и стоимостью 400 р. Икона пропала из храма в 20-х гг. XX в., в нач. XXI в. была обнаружена свящ. Геннадием Ткачом в частном собрании, выкуплена на пожертвования и 10 авг. 2003 г. возвращена в ц. Рождества Христова в Уланке. Божия Матерь Помощница. 1537(1514?) г. Худож. Лукас Кранах Старший (собор св. Иакова в Инсбруке, Австрия) Божия Матерь Помощница. 1537(1514?) г. Худож. Лукас Кранах Старший (собор св. Иакова в Инсбруке, Австрия) П. и., по-видимому, была списком с более раннего образа такого типа, бытовавшего на Слобожанщине. Аналогичная икона находилась в Успенско-Архангельской ц. г. Суджи, куда она, возможно, была перенесена из суджанского Иоанно-Предтеченского мон-ря, основанного иером. Антонием (Бензой) в кон. XVII в. и упраздненного в нач. XIX в. В наст. время на территории совр. Суджанского р-на Курской обл. списки с П. и. имеются в Свято-Троицком соборе Суджи, в храме Рождества Христова слободы Гончаровка, в Преображенском храме с. Замостье, в Свято-Ильинском храме слободы Заолешенка, в Знаменском храме с. Борки, находится в домах местных жителей. Икона такого типа, а также в Знаменском соборе Курска. Изображение П. и. есть также на стене над порталом в притворе церкви в с. Уланок, где образ держат 2 коленопреклоненных ангела.

http://pravenc.ru/text/2579130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМЕЛЬЯНОВ Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский. Икона. 1910 - 1912 гг. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский. Икона. 1910 - 1912 гг. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Николай Сергеевич, иконописец и реставратор 2-й пол. XIX в.- 1-й пол. XX в., владелец иконописной мастерской в Москве, на ул. 1-я Рогожская, д. 29. Происходил из крестьян «Калужской губернии, Боровского уезда, Тарутинской волости, деревни Черикова... Вероисповедания православного» (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 519 об.- 520), вероятно, обучался в Палехе. Являлся членом Об-ва возрождения художественной Руси ( Федотов А. С. В. М. Васнецов и создание Федоровского городка в Царском Селе//Москва в нач. XX в. М., 1997. С. 334). На бланке его мастерской 1914 г. указано, что им созданы иконостасы в Царскосельский и Петербургский «юбилейные» соборы (т. е. возведенные в память 300-летия царствования Дома Романовых) и в церковь, построенную в память Битвы народов под Лейпцигом; он принимал также заказы на исполнение «стенописи в разных стилях» (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 65; воспроизведение бланка - Москва в нач. XX в. 1997. С. 338). В 1909 г. Е. написал иконы «в духе XVII века» для иконостаса временной ц. во имя прп. Серафима Саровского «собственного Его Императорского Величества конвоя и сводного пехотного полка», к-рая размещалась на территории, прилегающей к царскосельскому парку. В 1911-1912 гг. работал над иконами для иконостаса верхнего храма государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (первоначальный проект храма принадлежал А. Н. Померанцеву , доработка и исполнение - В. А. Покровскому ), освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых. Пятиярусный иконостас был выполнен по проекту Покровского на московской фирме И. П. Хлебникова (схема иконостаса - РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 408). Комитет по построению собора просил В. М. Васнецова взять на себя «труд непосредственной корректуры работы Н. С. Емельянова» (В. М. Васнецов и Д. Н. Ломан (по письмам и док-там из фондов РГИА)/Публ., примеч.: А. С. Федотов//Москва в нач. XX в. С. 337).

http://pravenc.ru/text/189927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛЛИВАДЫ Собор колливадов. Икона. Кон. XX в. Иконописец В. Фармакис с сыновьями (калива вмч. Георгия в Новом Скиту на Афоне) Собор колливадов. Икона. Кон. XX в. Иконописец В. Фармакис с сыновьями (калива вмч. Георгия в Новом Скиту на Афоне) [греч. κολλυβδες, иногда κολυβδες, κολλυβιστα, а также (редко) σαββατιανο], движение в защиту святоотеческого предания как в литургической практике правосл. Церкви, так и в др. областях церковной жизни. Зародилось в среде афонского монашества в сер. XVIII в., но достаточно быстро охватило и др. области Греции, в особенности греч. о-ва Эгейского м. Активность К. приходится на период 1750-1820 гг., а в отдельных областях наблюдается и в последующие годы. Мн. духовные движения кон. XIX и XX в. претендовали на связь с К. Происхождение названия Название, данное противниками К., происходит от основного предмета споров, в результате которых возникло движение К.: приношения колива в память об усопших по воскресным дням. Представители К. никогда не признавали этого наименования, считая его позорной кличкой, и полагали, что оно больше подходит их противникам, т. к. именно они, а не т. н. К. приносят коливо по воскресеньям (см.: Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 14, 29, 45; о применимости названия именно к противникам К.: Ibid. σ. 47-48; Δημητρακπουλος. 2004. σ. 41; ср.: Πασχαλδης. 2007. σ. 38; Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 432-433; Ισιδρα Αγιεροθετισσα. 2007. σ. 36). По этой причине высказывалось мнение, что наименование «колливады» неприменимо к защитникам Свящ. Предания XVIII-XIX вв.; в качестве замены предлагались различные варианты, напр. «филокалические отцы», «отцы филокалического возрождения» и др. (см.: Πασχαλδης. 2007. σ. 38-39, σημ. 42). Свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский. Икона. Нач. XXI в. (келлия св. Иоанна Предтечи в Карее, Афон) Свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский. Икона. Нач. XXI в. (келлия св. Иоанна Предтечи в Карее, Афон) Однако, как полагает С. Пасхалидис, нет смысла отказываться от названия К., т. к. оно «утратило свою отрицательную тональность, будучи неким образом «освящено» теми лицами, которые носили это насмешливое название при жизни», и используется совр. исследователями как обычный технический термин при описании событий прошлого (Ibid. σ. 39). В церковной среде термин «колливады» также давно утратил отрицательную окраску, что сделало возможным его широкое использование в службе Собору святых колливадов ( Ισιδρα Αγιεροθετισσα. 2007). Противники иногда именовали К. также «субботниками» (σαββατιανο), т. к. они указывали именно на субботу как на день, предназначенный для поминовения усопших (см.: Μακρς. 1965).

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147). В 1146 г., по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича, его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском мон-ре. Его пребывание в мон-ре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед иконой, к-рая впосл. была названа Игоревской и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в сер. XVII в. архим. Иосифом (Тризной) (список сер. XVII в.- РГБ. Троиц. Фунд. 714). Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ) Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ) Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до нач. XX в.; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана (о чем упом. в лит-ре, посвященной киевским святыням). В наст. время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре. И. и. (ок. 40×31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о рус. иконописи худож. А. шинкаренко выполнил копию с И. и. (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым ( Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

http://pravenc.ru/text/293515.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010