Л. 130; посл. треть XVII в.); «Григорий подобием изчерна надсед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы монашеския; Кассиан подобием надсед, брада подоле Николины, проста, власы на главе с ушей, кудряв, ризы монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «Григорий надсед, брада проста Николина, власы толсты, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 107); «Григорий сед и мало плешив, брада аки у Димитрия чудотворца, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 213 об., 20-е гг. XIX в.). Изображения Г. и К. обычно рядом встречаются на неск. иконах Спаса Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых XVIII-XIX вв., напр. на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ). 2 подписных произведения этого извода - икона 1778 г. из кафедрального Троицкого собора Архангельска (АМИИ), к-рую исполнил «Лазарь Климов Ершов со товарищи», и образ 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ) - созданы по единому иконографическому образцу, близки по стилистике, что выразилось не только в подборе и типах святых, но и в элементах декора и пейзажа (возможно, Сумароковы работали в артели Л. К. Ершова). Г. изображен справа в 3-м ряду сверху, рядом с К., облачен в вишневую мантию, охристый подризник, куколь опущен на плечи; правой рукой он придерживает параман, левая - в молении перед грудью. У преподобного окладистая борода до середины груди с разделкой на пряди и короткие волнистые волосы шапкой, обрамляющие широкий лоб. К.- в мантии холодного оттенка, с русыми волосами и средней величины бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. На аналогичных иконах 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде и нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ) Г. имеет широкую прямую бороду и короткие волосы, руки подняты в молении, у К. борода короче, руки - в молитве или скрещены на груди.

http://pravenc.ru/text/166842.html

И. Бовыкина в московской мастерской Л. К. Ершева (АМИИ), и на ее копии, выполненной для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды на средства того же вкладчика в 1779 г. вологодскими иконописцами Д. В. и И. Д. Сумароковыми, а также на списке (дополненном 2 патрональными святыми) нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (обе во ВГИАХМЗ). На иконе 2-й пол. XVIII в. из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (ВГИАХМЗ) П. показан в правой части композиции в ряду с др. Комельскими преподобными - Сергием Нуромским, Корнилием и Иннокентием. Возле Спасителя справа П. предстоит на 2 иконах XVIII в. (ВУИАХМЗ). Гораздо реже образ П. размещали в левой части композиции, напр., на иконе XVII в. (?) (с поздними записями, ВГИАХМЗ) - в верхнем ряду предстоящих, рядом со свт. Антонием Вологодским, и на иконе 1-й пол. XIX в. с поновлениями из вологодской ц. прав. Лазаря (П. припадает к стопам Иисуса Христа слева - возможно, неточность поновителя иконы). Уникален по иконографии образ кон. XIX в. в академической манере (ц. прав. Лазаря в Вологде): стоящему на облаке Спасителю предстоят 2 Вологодских преподобных - Сергий Нуромский и П. (справа, со скрещенными на груди руками, с длинными четками). Обнорский святой изображен с длинной клинообразной седой бородой и волнистыми волосами до плеч, разделенными на прямой пробор. В совр. иконописи появился «Образ Пресвятой Богородицы Вологодской» (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов), находящийся в приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (П. слева, со свитком в правой руке). Образ П. изредка вводился в иконописные и монументальные ансамбли, посвященные последователям прп. Сергия Радонежского, напр. на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ); на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» в Успенском соборе ТСЛ (1881-1882, московский иконописец М. А. Рогожкин); в росписи ц. прп.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) С нач. XVI в. в Вологде 3 июня празднуется Сретение чудотворной иконы Д. (1-е упоминание о «стихирах и каноне на Сретение образа чудотворца Димитрия» содержится в «Указце книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 г.» - ПДП. 1914. Вып. 184. С. 14). Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду образа Д. в память о помощи святого рус. войскам и о явлении Д. вел. князю во время похода на Казань (вероятно, в 1487, когда была установлена зависимость Казанского ханства от Москвы; известно, что Иоанн III посетил Вологду перед походом; по преданию, в Москву из Спасо-Прилуцкого мон-ря для моления во время похода был увезен небольшой образ Д.). Чудотворная икона была встречена вологжанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (в «Сказании о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия, Прилуцкого чудотворца», нач. XIX в., назван еп. Стефан, неизвестный др. источникам). На месте встречи иконы в Вологде была воздвигнута ц. во имя Д. (позднее переосвящена во имя равноапостольных Константина и Елены). В память о событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; после литургии совершался молебен Д., затем крестный ход возвращался в Вологду. Торжества продолжались 3 дня. Память Сретения чудотворного образа Д. праздновалась не только в вологодских церквах, но, по-видимому, также в др. севернорус. храмах. Этот праздник отмечен в Уставе кон. XVI - нач. XVII в., написанном в Архангельске (РНБ. Собр. П. Д. Богданова. 977). Икона, присланная в Вологду вел. князем Иоанном III, не сохранилась. В 1487-1491 или в 1503 г. художником круга прп. Дионисия был написан сохранившийся до наст. времени образ Д. с житийными клеймами (ныне в ВГИАХМЗ; клейма отражают Минейную редакцию Жития святого).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Очевидно, сюжет моления К. возник в период формирования его иконографии и в XIX - нач. XX в. использовался при создании «раздаточных» икон небольшого размера, предназначавшихся для паломников мон-ря. Примером служит образок на кипарисовой доске кон. XIX - нач. XX в. (ВГИАХМЗ) с сокращенным иконографическим вариантом - без образа Спасителя. Для нужд паломников в это время заказывали также небольшие иконки с поясным или поколенным прямоличным изображением К. упрощенного письма (ЦМиАР, частное собрание в Ярославле, ц. прав. Лазаря в Вологде). Прп. Корнилий Комельский, с житием. Икона. Кон. XVIII в. (?) (собор Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Прп. Корнилий Комельский, с житием. Икона. Кон. XVIII в. (?) (собор Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Извод К. с видом обители встречается в искусстве XIX в.: напр., 2 иконы, бытовавшие в Грязовецком р-не (ВГИАХМЗ), основаны на различных источниках иконографии. На одной К. написан в рост в правой части композиции, его правая рука прижата к груди. Слева в облаках - образ Спаса в сиянии, под ним на берегу реки - условное изображение обители с основными церковными зданиями. На полях - «приписные» святые: блгв. кн. Иоанн Угличский (прп. Игнатий Прилуцкий) и равноап. Мария Магдалина, т. е. икона, вероятно, писалась на заказ. На др. иконе фигура благословляющего святого со свитком в левой руке помещена в левой части композиции, справа вверху - поясной образ Богоматери с Младенцем, внизу - панорама Корнилиева Комельского мон-ря с подробным и достоверным изображением архитектурного ансамбля. На обороте - дарственная надпись 1907 г. от настоятеля обители архим. сщмч. Антония (Быстрова). К этому изводу принадлежит и золотофонный образ из собора Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Такие изображения создавались партиями на рубеже XIX и XX вв. в иконописных селах Владимирской губ. или писались в самом мон-ре. Уникальным произведением является образ К. с 44 клеймами жития под записью кон. XVIII в. из собора Рождества Пресв. Богородицы в Вологде.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

9 окт. 1642 г. еп. Вологодский и Великопермский Варлаам в подклети Спасского собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Вероятно, в нач. XVIII в. главный престол церкви был освящен во имя преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких; устроены престолы в отделениях алтаря и папертях: в южных - во имя прп. Сергия Радонежского (возможно, в кон. XVII в.) и в честь Сретения Господня (в 1786), в северных - Богоявления (в 1788) и Успения св. Анны (в 1831). К 1886 г. все храмы в нижнем этаже были обновлены и украшены на средства московского купца Н. В. Немирова-Колодкина. Согласно «Описным книгам» 1637 и 1654 гг., на зап. паперти собора имелись стенные росписи с изображениями из Апокалипсиса и горы Св. Афон; около церковных дверей - справа, слева и вверху - были помещены изображения Пресв. Богородицы, арх. Михаила, святителей Московских Ионы, Филиппа, прп. Димитрия Прилуцкого, Господа Вседержителя, Еммануила, апостолов Петра и Павла, Креста Господня. В юж. паперти располагался престол во имя святых Платона и Романа (с 1779), в северной - во имя св. блгв. кн. Александра Невского (с 1799). Собор в честь Всемилостивого Спаса и Введенская ц. Фотография. Кон. XIX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса и Введенская ц. Фотография. Кон. XIX в. (ВГИАХМЗ) Одновременно с собором у сев.-зап. угла галереи была построена столпообразная каменная ц. «под колоколы» во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В нач. XVIII в. верхняя часть ее была разобрана, в то время как подклет и первый ярус, встроенные в сер. XVII в. в крытую паперть, сохранились. Между 1644 и 1656 гг. рядом с ней была построена еще одна колокольня с подклетом, ц. во имя св. Алексия, человека Божия. В нач. 20-х гг. XVIII в. ее первоначальное шатровое завершение было перестроено и заменено восьмериком с луковичной главкой. К юго-западу от Спасского собора расположен трапезный комплекс: в 1542-1544 гг. построена одностолпная трапезная палата, в 1545 г.- теплая ц. в честь Введения во храм Пресв.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 36.). Рисунок для Миней МП был выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 16). Рельеф с поясным фронтальным изображеним святого помещен в нижней части поклонного креста, установленного в Вологде на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора (1997, скульптор А. В. Климков). И. вместе со свт. Игнатием (Брянчаниновым) показан в монашеском облачении, куколь на плечах, длинные волосы причесаны на прямой пробор и спускаются на спину, правая рука прижата к груди, в левой - свернутый свиток. И. представлен на изразцовом рельефе того же автора с видом Спасо-Каменного мон-ря (1999 г., частное собрание). В росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде И. изображен на юж. стене, правая рука прижата к груди, в левой, опущенной,- развернутый вниз свиток с надписью «Молю, вы, братие, имейте страх божий» (1998-2000, А. Демидов). Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Совр. иконы И. имеются в храмах Вологодчины и в частных собраниях. И. изображен среди приписных Вологодских святых на иконе Божией Матери «Вологодская» (ок. 2002, А. М. Зубов) в иконостасе придела прп. Кирилла Новоезерского ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Вологде. И. представлен справа, в традиц. облачении, со светло-каштановыми волосами ниже плеч. Тем же иконописцем ок. 2001 г. выполнена икона с изображением 9 Вологодских святых по заказу иерея Алексия Сорокина, являвшаяся некоторое время домашним моленным образом священника, а затем подаренная вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу, где и находится в наст. время. В верхней части композиции по центру - полусфера с изображением благословляющего обеими руками Спасителя, Вологодские святые расположены на 2 регистрах, в верхнем - преподобные Герасим и Галактион Вологодские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, в центре нижнего регистра - Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, под его изображением вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - И. и прп. Иосиф Заоникиевский. Святые изображены в рост, фронтально, И. в традиц. облачении, в левой руке - свернутый свиток.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Urhamiй Capъckiй». Подобную иконографию имеют 2 подписные иконы: 1778 г. московского иконописца Лазаря Климова Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе (ВГИАХМЗ). И. изображен в молении, вполоборота влево, рядом с прп. Иоасафом Каменским, напротив - преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. И. показан средовеком с волнистыми волосами, открывающими высокий лоб, с едва заметной проседью, с длинной, раздвоенной на конце бородой, в монашеских одеждах - желтой рясе, мантии красноватого цвета, зеленом парамане, с куколем на плечах; надпись на фоне: «Пр Irhamu Сарски». К этим произведениям близка небольшая икона нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ), где И. (с окладистой бородой и с разведенными в молитве руками) тоже помещен рядом с прп. Иоасафом. Изображение И. в академической стилистике присутствует в группе подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора русских святых преподобный в куколе с надписанием: «п Irhamiu Boлorдckiu» - 4-й справа во 2-м ряду левой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). В иконописи XX в. поясной образ И. в молении перед Толгской иконой Божией Матери (во 2-м ряду слева) включен в композицию «Собор Ярославских святых», созданную мон. Иулианией (Соколовой) в Загорске (ныне Сергиев Посад) в 1962-1973 гг. (не сохр.? Фотография из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина . 2001. С. 228). Святой изображен с «шапкой» волос и округлой бородой средней величины, на нимбе надпись: «св. преп. urhamiй лoмckiй». В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией под рук.

http://pravenc.ru/text/293411.html

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы " Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами " . 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) В XVIII в., после составления общей службы прп. Димитрию и И. и устройства храма во имя обоих преподобных на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, их изображения стали помещать в алтарях вологодских храмов - напр., роспись 1717 г. ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, выполненная ярославскими мастерами, стенопись кон. XVIII - нач. XIX в. в ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, в к-рой образы Прилуцких чудотворцев помещены на зап. стене алтаря. В иконографии И. появляется новая деталь - длинные четки на ладони левой руки. Известно, что над горним местом надвратного храма в Спасо-Прилуцком мон-ре находилась икона 1723 г. Господа Вседержителя на престоле и молящихся И. и прп. Димитрия работы иконописцев Кинешмы - И. Д. Поленова и А. Ф. Кувшинникова ( Савваитов. 1914. С. 29). На богослужебных предметах, напр. на осеняльном кресте 1749 г., И. с прп. Димитрием изображены в молении Св. Троице; ростовые образы преподобных выгравированы на серебряных золоченых дробницах XVII в., украшающих оплечье фелони из Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). Образы Прилуцких чудотворцев находились на вестовом колоколе, отлитом в 1738 г. И. Коркуцким для соборной колокольни (Там же. С. 30, 48). В монументальной академической живописи образ И. в медальоне был помещен среди др. русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также среди подвижников XVI в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Сюжет из житийной иконографии И.- перенесение его тела для погребения в Спасо-Прилуцкий мон-рь - представлен на миниатюре из сборника житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 38). Святой изображен с нимбом, лежащим в гробу со сложенными на груди руками, в темно-зеленой схиме с красными крестами и в необычной по цвету темно-красной мантии.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Получили также распространение сюжеты явлений первоапостолов рус. святым, напр. Петру, царевичу Ордынскому, как на иконе из усадьбы Юршино семьи Делло под Рыбинском (кон. XVIII - нач. XIX в., ныне в РГИАХМЗ; с избранными святыми на полях, нач. XIX в., частное собр.). Эта иконография была популярна и ориентирована на дониконовские образцы, как, напр., икона нач. XIX в. из частного собрания с избранными святыми на полях. В произведениях живописцев академического направления сильно было воздействие европ. образцов, напр. итал. барокко: эмоциональные жесты ап. Петра сочетались с укрупнением деталей, атрибутов - ключей, изображения петуха, как на картине худож. П. С. Лопотова, штатного служителя вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ). Большие иконы верховных апостолов писали по Высочайшему заказу ведущие иконописцы своего времени: в мастерской И. Малышева в 1861 г. была выполнена подносная икона в визант. стиле для вел. кнг. Александры Петровны (СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 131). Парные изображения первоапостолов включали натуралистический средиземноморский пейзаж (хромолитография работы мастерской Е. И. Фесенко, 1893), к ним были близки иконы Палеха в стиле «поздней фрязи». При орнаментальном богатстве облик верховных апостолов и их атрибуты оставались общими с образцами академического искусства (икона из мастерской Л. И. Парилова, кон. XIX - нач. XX в., частное собр.). В минейных композициях апостолов Петра и Павла изображали под 29 июня. Апостолы Петр и Павел перед императором. Миниатюра из Сборника житийного. 60-е гг. XVI в. (БАН. N.I.Б.34. Л. 105 об.) Апостолы Петр и Павел перед императором. Миниатюра из Сборника житийного. 60-е гг. XVI в. (БАН. N.I.Б.34. Л. 105 об.) I. Житийная иконография святых развивается за счет обогащения обширных циклов деяний апостолов, прежде всего на иконах с клеймами и в рукописях Новгорода времени свт. митр. Макария и при его преемниках. Миниатюры служили образцами для икон. На храмовой иконе церкви в новгородской слободе Кожевники «Петр и Павел с Отечеством и сценами деяний» (ок.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские. Фрагмент «Спас Вседержитель с предстоящими святыми». Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские. Фрагмент «Спас Вседержитель с предстоящими святыми». Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) По версии игум. Иоасафа, Г. и К. были убиты в 1392 г., во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край. Однако в 1392 г. Вологодская земля не подвергалась разорению; не существовало тогда и казанских татар, ханство к-рых образовалось в сер. XV в. Указанный год смерти святых сомнителен еще и потому, что, как и в случае с нек-рыми учениками прп. Сергия Радонежского, он, возможно, приурочен к кончине преподобного; или дата - 6900 (1392) г.- может быть недописана (в отношении десятков и единиц). Более близким к действительности представляется рассказ о кончине преподобных во 2-й редакции Сказания, согласно к-рому Г. и К. были убиты разбойниками Василием Тяжеловым и Иваном Чурчиным, хотевшими завладеть монастырским имуществом. Расправившись с Г. и К., разбойники подожгли обитель (огонь не тронул останки священномучеников) и захватили ее. Обосновавшись в монастырских зданиях, Тяжелов и Чурчин создали шайку (в к-рую вошли неск. бывш. насельников мон-ря) и совершали набеги на окрестные села и мон-ри (о разбойниках говорится также в Житии прп. Дионисия Глушицкого), «многия злыя дела и пакости деяху, грабяху насильно, убиваху и баб уводяху любодействовати». Крестьяне соседних земель собрались, чтобы расправиться с насильниками, к-рые, после того как окончательно сожгли все монастырские постройки, бежали к своему прежнему пристанищу - сельцу Росцину, где они были пойманы и казнены. Сожженный мон-рь долгое время не возобновлялся, место, где он стоял, поросло лесом, Г. и К. были забыты. В 1524 г. авнежский крестьянин Гавриил решил сделать здесь подсеку для пашни. Когда он стал жечь на месте вырубки хворост, то увидел, что небольшая поляна остается не тронутой огнем. Все его попытки выжечь подсеку на следующий день также были безуспешны.

http://pravenc.ru/text/166842.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009