Наконец, все выступы могут быть вписаны в восьмигранник внешних стен, как в баптистерии в Альбенге (обл. Лигурия, VI в.), отличающемся также глубоким вост. рукавом. 4. Юж. Италия. Ранняя христ. архитектура Юж. Италии изучена мало. Совсем немногие сооружения сохранились целиком, другие сильно перестроены, многие датировки гипотетичны. Очевидно, что уже и в рассматриваемый период она менее однородна, чем в др. частях И., и часто испытывала влияния как Рима и Сев. Италии, так и Сев. Африки и др. регионов Средиземноморья. Помимо композиций зданий это сказывалось и в активном использовании природного камня в качестве строительного материала, чем севернее, тем чаще применяли рим. кладку из кирпича и бетона. Экседра (кон. IV — нач. V в.) в базилике Сан-Джорджо-Маджоре в Неаполе Экседра (кон. IV — нач. V в.) в базилике Сан-Джорджо-Маджоре в Неаполе В комплексе собора Сан-Дженнаро в Неаполе в перестройке эпохи барокко сохранилась ц. Спасителя (ныне Санта-Реститута, посл. треть IV в.). Это 5-нефная базилика с весьма широким центральным нефом, что характерно для Сев. Африки. К ней примыкает квадратный в плане баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте (кон. IV в., перестроен ок. 465), в котором сохранился один из самых ранних вариантов купола над тромповым переходом. Редкой чертой крупных базилик Неаполя является апсида, прорезанная аркадами. В однонефной загородной ц. Сан-Дженнаро-фуори-ле-Мура (ок. 400) она открывается в близлежащие катакомбы. Неясно, какова была роль такой апсиды в городской базилике Сан-Джорджо-Маджоре (кон. IV - нач. V в., при перестройках только апсида и сохр.), чей 3-частный трансепт свидетельствовал о влиянии миланских образцов, а крупные импосты над капителями колонн - о влиянии греческих построек ( Krautheimer. 1986. P. 197). В ц. Сан-Джованни-Маджоре (324, ок. 550-560; сохр. только апсида) 4 арки апсиды выходили в продолжавший боковые нефы деамбулаторий. Любопытна композиция апсидной части (401-403, сохр. под названием ц. Сан-Джованни) т. н. Новой базилики в комплексе мартирия св. Феликса в Чимитиле близ Нолы, к востоку от Неаполя; здесь к основанию обширной алтарной апсиды примыкают 2 небольшие поперечные, образуя неправильный триконх.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

до Р. Х.), Аккада (XXIII-XXII вв. до Р. Х.), Третьей династии Ура (кон. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.), Вавилона (XVIII-VI вв. до Р. Х.), Ассирии (XVIII - кон. VII в. до Р. Х.) с изображениями сцен предстояния богам, мифологических сюжетов, сцен сражений, животных, орнаментальных композиций и т. п.; они сопровождались надписями и могли играть роль владельческих печатей или амулетов. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до Р. Х.), Хеттского царства (XVIII-IX вв. до Р. Х.), Сирии, Финикии. С нач. II тыс. до Р. Х. произведения вост. Г. стали известны на Крите и в Эгеиде (печати с изображениями людей, возможно портретными, «игр» с быком и др.). Критская Г. оказала влияние на развитие этого искусства в микенской Греции XIV-XIII вв. до Р. Х. Греч. геммы XI-VIII вв. до Р. Х. большей частью вырезаны на кости, имеют упрощенный геометризированный рисунок. Г. достигла расцвета в ахеменидской Персии (VI-V вв. до Р. Х.), оказав сильнейшее влияние на греческую в VI - кон. V в. до Р. Х. Античная Г. Первые образцы греч. Г. известны с VI в. до Р. Х. и своим происхождением обязаны контактам с Востоком. Архаические греч. геммы обычно имели овальную форму, подражавшую егип. привозным изделиям, и резались в основном из стеатита и сердолика. Круг сюжетов тесно связан с искусством ахеменидской Персии (через Ионию): в основном это изображения животных, сцены поединка с животным; встречаются мифологические персонажи. В VI в. до Р. Х. на Самосе был изобретен сверлильный станок, создателем к-рого, по преданию, считается Феодор Самосский, изготовивший, по сообщению Геродота, перстень с резным изумрудом для тирана Поликрата. В V в. до Р. Х. в Г. начинают широко использоваться халцедон и яшма; все большее значение приобретает сохранение резчиком декоративных качеств камня (полихромность поверхности, разница слоев по цвету, просвечивание). Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличают простота композиции, гармония, т.

http://pravenc.ru/text/165147.html

вероисповеданием. Прасины в большей степени поддерживали монофизитство лишь потому, что на рубеже V и VI вв. к ним благоволил имп. Анастасий, сторонник политики «Энотикона». Т. е., религ. взгляды димотов были лишь сопутствующим явлением по сравнению с их политическими интересами, или скорее с их соперничеством в борьбе за имп. милости ( Manojlovi . 1936; Cameron Alan. 1976; Чекалова. 1982, 1997. С. 141-160). Обелиск Феодосия (Египетская колонна). 390 г. Обелиск Феодосия (Египетская колонна). 390 г. В VI в. в К. деятельность цирковых партий была напрямую связана с неск. крупными восстаниями. В 493 г. партия прасинов, недовольная засильем исавров в К., подняла бунт на ипподроме. Произошел пожар, были осквернены имп. статуи, и неизвестный бросил камень в имп. Анастасия. Волнения были быстро прекращены ( Ioan. Malal. Chron. P. 394-395). Новые столкновения партий спровоцировали переворот 518 г. и приход к власти имп. Юстина, что означало масштабную смену правящей элиты и изменения в религ. политике. В нач. 20-х гг. VI в. кровопролитные стычки между партиями происходили и в К., и в неск. др. крупнейших городах империи. В результате союз с троном утвердила партия венетов, а прасины заняли места оппозиции. В соучастии в погромах в К. обвиняли даже племянника имп. Юстина - Юстиниана, к-рому пришлось провести некоторое время под стражей ( Ioan. Malal. Chron. P. 416-417; Theoph. Chron. P. 166, 170). Имп. Юстиниан I. Монета. Аверс, реверс. VI в. Имп. Юстиниан I. Монета. Аверс, реверс. VI в. В 527 г., придя к власти, имп. Юстиниан издал эдикт о запрете противостояния цирковых партий. Эдикт был лишь попыткой укротить ту волну насилия в городе, к-рая неизменно сопровождала стычки партий, но при этом сами партии оставались легальными и вопрос об их запрете не ставился. В янв. 532 г. усилившееся социальное напряжение в визант. обществе, связанное с тяжелой персид. войной, а также с началом реформ Юстиниана, вылилось в крупнейшее восстание в К., известное под названием «Ника» (клич восставших - «Νκα», «Побеждай») ( Lyd.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

(Кадирли). Античный и средневек. город в 22 км к северо-востоку от Аназарва. Основан в кон. I в. по Р. Х. рим. имп. Веспасианом как Флавиополь. Уже в нач. III в. здесь была христ. епископская кафедра (еп. Александр упом. ок. 211). В 260 г. город был разграблен персид. войском Шапура II, но затем восстановлен. Во время Диоклетианова гонения здесь пострадал мч. Иулиан из Аназарва. Местные епископы участвовали в Соборах в Никее (325; I Вселенском), Антиохии (341), Халкидоне (451; IV Вселенском), Мопсуестии (550), К-поле (680-681; VI Вселенском). Со средневековья до XX в. место древнего города было известно под названием Карспазары (вероятно, в связи с тем, что здесь жила община армян - переселенцев из Карса). Следов древнего города почти не сохранилось. Известна мечеть Ала-джами, к-рая перестроена из базилики ранневизант. эпохи (предположительно кон. V - нач. VI в.). Использование здания как культовой постройки способствовало относительно хорошей сохранности памятника. Это 3-нефная базилика довольно больших размеров (общая длина до 40 м); близка по форме и элементам декора к храмам Сев. Сирии. Внешние стены имеют множество дверей и окон. Главный портал на юж. стене фланкирован 2 арочными окнами с запада и 3 с востока; в вост. части юж. стены есть еще 2 дверных проема. На 2-м уровне сев. и юж. стены имеют по 7 прямоугольных окон, освещавших галереи базилики (отчасти это напоминает фасады базилики св. Апостолов в Аназарве). В XII-XIII вв. арм. община перестроила базилику в храм меньших размеров, создав новые перекрытия над алтарной апсидой и частью наоса. Позднее (возможно, в XV в.) постройка была преобразована в мечеть ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 378-379; Hill. 1996. P. 176-179). Чатыкёрен Деревня рим. эпохи находилась в 10 км от Севасты; древнее название неизвестно. Хорошо сохранилась 3-нефная базилика на кладбище (34,4×14,8 м; основной неф 20,9×14 м), с нартексом, обходной галереей с востока от алтарной апсиды, а также с дополнительной апсидой в юж. части вост. стены. Сохранилось неск. колонн основного нефа высотой 2,77 м. По форме капителей время постройки можно определить как V, так и VI в. ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 224-225; Hill. 1996. P. 147-148). Эмирзели

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Важную и не решенную до наст. времени проблему представляет собой реконструкция и интерпретация последней, 18-й книги хронографии, ее текст существенно отличается от текста др. книг. В начале 18-й книги И. М. рассказывает о событиях начала правления имп. Юстиниана I, подробно останавливается на описании византийско-персид. войны 527-531 гг. и мирных переговоров. Однако с описания событий 532 г. и до конца текста хронист, прежде представлявшийся как антиохиец и интересовавшийся гл. обр. событиями на Востоке, вокруг Антиохии, рассказывает о событиях в К-поле между 532 и 563 гг. Сведения о них собраны скорее всего человеком, жившим в К-поле; на этом основании предполагают, что с нач. 30-х гг. VI в. И. М. переехал из Антиохии в К-поль и там завершил хронографию. По сведениям из др. источников, 1-е издание хронографии было осуществлено И. М. еще на рубеже 20-х и 30-х гг. VI в. Евагрий Схоластик, работавший в Антиохии в нач. 90-х гг. VI в., пользовался хроникой И. М. в редакции, которая заканчивалась событиями великого землетрясения в Антиохии в 526-528 гг. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 5; о серии антиохийских землетрясений 526-528 гг. см.: Ioan. Malal. Chron. P. 417, 419-424), т. е. текстом, к-рый читал Евагрий, завершалась 17-я книга. Кроме того, в составе древнерус. переводов хронографии И. М. также отсутствуют разделы после 527-528 гг. (после текста - Ioan. Malal. Chron. P. 431. 13). Т. о., вероятно, 1-я редакция хронографии завершалась событиями ок. 527-528 гг. и хронологическим экскурсом, с к-рого начинается 18-я книга (Ibid. P. 428-429), хотя относительно определения точных границ этой редакции у исследователей нет единого мнения ( Patzig. 1891. S. 21; Krumbacher. Geschichte. S. 331; Moravcsik. 1958. S. 329; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 320; Croke B. Malalas: The Man and His Work//Studies in John Malalas. 1990. P. 18-19). Но в сохранившейся греч. версии повествование, идентичное по характеру предшествующим разделам, продолжается до 532 г. (события 528-532 гг. см.: Ioan. Malal. Chron. P. 431-477). Оно, так же как и предыдущие разделы хроники, посвящено преимущественно событиям в Антиохии и Сирии, содержит рассказы о продолжении византийско-персид. войны, о начале мирных переговоров в 531 г. по заключению «вечного мира», о дипломатических контактах Византии с Эфиопией, гуннами, готами и др. народами, о разрушительных землетрясениях и восстановлении городов на Востоке и т. д. Последнее событие, о к-ром хронография содержит подробный рассказ,- восстание «Ника» в К-поле в янв. 532 г. (Ibid. P. 473-477).

http://pravenc.ru/text/471366.html

Интерьер оформляли 2 ряда по 8 колонн; сохранились неск. их капителей, современных постройке. Аршин (Араб.  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 26; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 889), небольшая заброшенная позднеантичная деревня в горах Бариша. Существовала еще в средние века, т. к. известна по сообщениям Якута и еще неск. араб. источников XIII-XV вв. Как и везде в М. г., большинство памятников относится к IV-VI вв. О раннем присутствии здесь христиан известно по греч. надписи некоего Евбула, названного христианином, на портале частного дома (393). Наиболее значительны в поселении остатки базилики нач. VI в.: хорошо сохранилась ее полукруглая алтарная апсида с 3 большими окнами, украшенная орнаментом в виде меандровой ленты. Ее архитектура была сходна с современными ей базиликами в Кальб-Лузе, Басуфане (св. Фоки), Кауканае, Бабиске и др. Бабиска (  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 27-32; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 919-920), одно из древнейших поселений в горах Бариша; существовало по крайней мере со II в. Бабиска упоминается в араб. Житии св. Тимофея из Кахушты (жил в VIII - нач. IX в.) как место подвигов не названного по имени святого (The Life of Timothy of Ka  khushta  /Ed., transl. J. C. Lamoreaux, C. Cairala. Turnhout, 2000. (PO; T. 48. Fasc. 4)). Большинство сохранившихся зданий появилось между сер. IV и сер. VI в. Крупная постройка 547 г., вытянутая в длину, имела несколько независимых входов. Ее назначение невозможно точно определить (андрон, общественное здание или частное владение). На рубеже IV и V вв. в вост. части поселения на подиуме была построена 3-нефная базилика. Подиум был возведен в 143 г. и первоначально служил основанием для языческого храма или мавзолея. Согласно надписи, ктитором базилики был диак. Евсевий, а строили его Маркиан Кир и Марин. Во дворе базилики сохранился саркофаг некоего святого, почитавшегося местными христианами. В зап. части Бабиски находилась еще одна 3-нефная базилика, посвященная св. Сергию и построенная неким Соломоном в 609/610 г.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Сведения о судьбах израильтян в Месопотамии крайне скудны. В Ассирии изгнанники из Израиля занимались в основном земледелием и ремеслом. Судя по ассир. документам кон. VIII-VII в., нек-рые израильтяне стали высокопоставленными чиновниками (в частности, в казначействе), а некий Хилкия был ассир. военачальником. Часть представителей сев. колен ассимилировалась с арам. и ассир. населением. Однако мн. израильтяне сохранили свой религиозно-национальный облик и слились впосл. с переселенцами из Иудеи, депортированными в Месопотамию вавилонянами в нач. VI в. до Р. Х. Иудейские пророки Иеремия (посл. треть VII - нач. VI в.) и Иезекииль (1-я треть VI в.) предвещают избавление не только иудейским, но и израильским изгнанникам. Среди вернувшихся из вавилонского плена были и представители сев. колен. История Иудеи от периода царствования Езекии до разрушения Иерусалима и храма в 586 г. до Р. Х. Реконструкция «рогатого» жертвенника из Беэр Шевы Реконструкция «рогатого» жертвенника из Беэр Шевы На деятельность благочестивого (4 Цар 18. 5-7) иудейского царя Езекии (ок. 729 или 715-686), несомненно, оказало влияние то, что он явился свидетелем падения Самарии, Израильского царства и депортации сев. колен. Учителем Езекии мог быть прор. Исаия (ср.: 4 Цар 20. 1-11; Ис 38; 2 Пар 32. 24, 32). Царь провел религ. реформу, направленную на централизацию богослужебного культа в Иерусалимском храме и очищение культа от элементов язычества (4 Цар 18. 3-4, 22; 2 Пар 32. 12; Ис 36. 7). Он «поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее» (4 Цар 18. 8). Экономика Иудеи была на подъеме, развивались земледелие и скотоводство, велись строительные работы (2 Пар 32. 23, 27-29). Ввиду ожидаемой осады ассирийцами Иерусалима Езекия пробил туннель длиной приблизительно в 530 м от источника Гихон (в синодальном переводе - Геон) в Кедронской долине до водоема внутри городских стен (4 Цар 20. 20; 2 Пар 32. 30; Сир 48. 19; ср.: Ис 22. 9-11). В 1880 г. в 10 м от юж. конца туннеля была обнаружена евр. надпись, в которой говорится об обстоятельствах этого строительства.

http://pravenc.ru/text/293912.html

и придал ему некоторые религ. функции (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. III в. до Р. Х.- нач. III в. по Р. Х.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого - систематизация идей, рожденных «золотым веком» кит. философии (V-III вв. до Р. Х.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века по Р. Х. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в «учении о таинственном (сокровенном)» (сюань-сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. VI - нач. VII в.), Хань Юй и Ли Ао (VIII-IX вв.). Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой 2 главные взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В лаконичной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (XI в.), идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си (XII в.). Его учение, сначала считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов до нач. XX в. Чжусианская трактовка К. доминировала в сопредельных с Китаем странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (XIV-XVII вв.) составила школа Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] (лу-ван-сюэ-пай), идейно господствовавшая в Китае в XVI-XVII вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для К. оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как на источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в т.

http://pravenc.ru/text/2057162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мокшанская семья. Фотография. Кон. XIX в. [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория - 26,1 тыс. кв. км. Столица - Саранск. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит с Рязанской , Нижегородской , Ульяновской , Пензенской областями и с Чувашской Республикой . Население - 808,5 тыс. чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 53,2%, мордва - 39,9, татары - 5,2, представители др. национальностей (украинцы, белорусы, удмурты, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне, евреи и др.) - 1,7%. М. включает городской окр. Саранск и 22 района. История Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Эрзянская свадьба. Фотография. Нач. XX в. Первые поселения на территории М. известны с мезолита (IX-VI тыс. до Р. Х.), они располагались на берегах рек и озер (стоянки у с. Заречного Краснослободского р-на и у с. Ст. Качеевка Теньгушевского р-на). Основными занятиями населения были охота, рыболовство, собирательство. В неолите (V - 1-я пол. III тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие присваивающего хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве, появились ткачество, гончарное производство, новые приемы в изготовлении каменных орудий. Территория М. входила в область расселения древних финно-угорских племен (культура ямочно-гребенчатой керамики и др.). Неолитические стоянки известны на реках Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите (сер. III - нач. II тыс. до Р. Х.) междуречье Мокши и Суры занимали предположительно финно-угорские племена волосовской и имеркской культур. В это время появились медные изделия. В бронзовом веке (1-я четв. II тыс.- VIII-VII вв. до Р. Х.) произошел переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию). Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колесный транспорт. Началось разложение первобытного общества, материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. На территории М. появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской и срубной культур, предположительно представлявшие индоиран. и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате их контактов с местными, в т. ч. финно-угорскими, племенами сложилась поздняковская культура.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ARTES LIBERALES ARTES LIBERALES [лат.- свободные искусства; 7 liberales disciplinae - 7 свободных искусств], античная и средневек. классификация наук и образования. Восходит к «энциклопедическому образованию» (греч. γκκλικος παιδεα) софистов и «свободным наукам» (греч. λευθριαι πιστμαι) Аристотеля . В системе образования господствующим становится семичастный канон, включавший свободные искусства, к-рые в кратком изложении должны были охватывать весь состав знаний, за исключением его самого высокого уровня - философского осмысления сущего. С V в. A. l. делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка; порядок следования дисциплин мог различаться). Теоретически тривиум являлся начальным образованием (примерно с 6 до 14 лет), дававшим практические знания и возможность занимать общественные должности. Квадривиум предназначался для тех, кто намеревался стать ученым. Наиболее подробное изложение 7 свободных искусств находится в трактате африкан. неоплатоника V в. Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия», в к-ром в аллегорической форме (речь шла о свадебном пиршестве во дворце Юпитера, где персонифицированные школьные науки выступали как служанки невесты Филологии) давалось изложение образовательного минимума. Этот трактат стал одним из популярных учебников Средневековья. В нач. VI в. Боэций создал ряд учебных трактатов по арифметике, музыке и логике, к-рые впосл. использовались для преподавания. В VII в. нек-рые вопросы преподавания A. l. рассмотрены Исидором Севильским в кн. «Этимологии». Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в. Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в. В Византии система обучения «свободным искусствам» сохраняла свое значение неизменно, хотя сам термин не получил большого распространения; византийцы, как правило, пользовались обозначением γκκλικος παιδεα (общее образование). Методика тривиума и квадривиума лежала в основе преподавания в многочисленных частных школах, в имп.

http://pravenc.ru/text/76404.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010