Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛОНИЙ [греч. Αλνιος] (IV-V вв.; пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших), егип. подвижник. Неск. его изречений приводятся как в копт., так и в греч. версиях сб. «Апофтегмата патрум» . В одном из них передаются слова преподобного о том, что, «если не скажет человек в сердце своем: двое нас в мире, я и Бог, не найдет себе успокоения», а в др.- что, «если бы я не перевернул всего вверх дном, не смог бы построить здание души моей». Греч. синаксари приводят дату его кончины - 4 июня. Никаких др. следов почитания этого преподобного не сохранилось. Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В XVI в. внесена под 4 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 210). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 389-390; Изречения египетских отцов. 135-138. С. 61-62; Достопамятные сказания. С. 42; Аверинцев. Антология. С. 202-203. Лит.: Quentin H. Alonius//DHGE. T. 2. Col. 668. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/115038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИС АРИС [греч. ρδβλθυοτεΑρης], прп. Египетский (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 13 дек.). Один из отцов, подвизавшихся в егип. пустыне, чьи изречения приводятся в сб. «Apophthegmata Patrum» , а также в собрании апофтегм прп. Павла Аморийского . Изречения А. дают представление о постнической практике егип. пустынников. Память А. под 13 дек. содержится в греч. стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 354. Л. 161, 1295 г.- Владимир (Филантропов) . Описание. С. 530). Гимнография. А. упоминается в 4-м тропаре 1-й песни канона утрени субботы сырной седмицы. 13 дек. в печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 182). Ист.: BHG, N 1450s; Достопамятные сказания. С. 41-42. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 383 (1-я паг.), 530 (2-я паг.); ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 115; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 54. О. В. Л., О. В. В. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/75956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАВИЛА (VI-VII вв.), прп. (пам. в Сырную субботу; пам. греч. 28 и 29 дек.). Сказание о нем содержится в «Духовном луге» Иоанна Мосха (Гл. 32). В. жил в г. Тарсе Киликийском, был комедиантом и имел одновременно 2 жены - Комито и Никосию. Случайно зайдя в церковь, он услышал евангельское чтение: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3. 2). В., пораженный этими словами, решил оставить мирские страсти и стать монахом. Он объявил о своем намерении женам и пожелал разделить состояние поровну между ними. Однако они захотели последовать за ним не путем греха, но путем добродетели: раздав имущество бедным, они приняли иноческий образ. В. устроил затвор в одной из крепостных стен, а его жены поселились в кельях недалеко от городских укреплений. В. прославился как муж «сострадательный, милостивый и смиренномудрый». Иоанн Мосх сообщает, что лично знал В. и получил от бесед с ним большую духовную пользу. По сведениям греч. стишных синаксарей, В. скончался в мире (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Сказание о нем помещено в ВМЧ под 22 февр. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 491 (1-я паг.)). Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 42. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 396-397; Т. 3. С. 530; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 558; Holweck. P. 127; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 68. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/153793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/122390_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ МАЛЕИН [греч. Γεργιος, ν τ ρει Μαλαι ] (V-VI вв.), прп., Пелопоннесский (пам. 4 апр.). Подвизался на мысе Малея (юго-вост. оконечность п-ова Пелопоннес). Сведения о жизни Г. М. находятся в греч. богослужебных текстах. Вопреки воле родителей, собиравшихся женить его, он стал отшельником. Вокруг Г. М., преуспевшего в духовных подвигах, собралось множество учеников, но он, не желая земной славы, удалился в пустынное место на Малею и поселился на одноименной горе, где прожил много лет. Г. М. предвидел свою кончину за 3 года. Непосредственно перед смертью он собрал в своей келье окрестных монахов и, благословив их, предал дух Господу. Он получил прозвище Георгос (γεωργς - земледелец) за то, что неустанно трудился на ниве спасения души. Кроме 4 апр. в визант. синаксарях память Г. М. отмечена под 5 и 15 апр., а также под 12 мая. Ист.: ActaSS. Apr. T. 1. P. 326-337; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 185; SynCP. Col. 586, 587, 605, 675. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 129-130; Γεργιος, ν τ ρει Μαλαι//ΘΗΕ. Τ. . Σ. 456-457; Janin R. Giorgio, eremita in «Malaeo monte»//BiblSS. Vol. 6. Col. 512; Aubert R. Georges (51)//DHGE. T. 20. Col. 641; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 93. Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/164389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.)

http://pravenc.ru/rubrics/122394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/122392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († Ок. 361), прп. (пам. 6 марта, пам. греч. 8 марта). Подвизался на о-ве Кипр в царствование имп. Константина I Великого , с юности вел аскетический образ жизни, своей проповедью и благим примером привлек большое число учеников, среди к-рых были Еввул и врач Иулиан . Укрепляемые молитвами наставника, они приняли мученическую кончину при имп. Юлиане Отступнике . А. предал погребению тела мучеников и провел остаток своих дней в слезах и молитвах. Краткое житие А. содержится под 8 марта в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 343-344); память А. указана 6 марта в греч. рукописных синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и печатной Минее (изд. Венеция, 1596). В ВМЧ помещена память А. без жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 8 (2-я паг.)). Гимнография Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь (Μηναον. Μρτιος. Σ. 43). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; PG. 117. Col. 343-344; ЖСв. Март. С. 158. Лит.: Agrain R. Arcadius (4)//DHGE. T. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 159; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 56. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/76024.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 21 , С. 287 опубликовано: 9 июня 2014г. ИЕРЕМИЯ прмч. (пам. 14 янв.) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики . Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Собор Синайских преподобных (среда Светлой седмицы) Иеремия, преподобномученик (пам. 14 янв.) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/293636.html

Потом помещаются на софы (ложи), на коих возлегают, – и далее, как в Тосефте. Shwab, 1, 121. Вавил. Гемара согласно Тосефте: гости входят и садятся на скамьи и стулья, – подается вода, каждый моет одну руку, подается вино, каждый говорит славословие, потом все встают и возлегают, опять подается вода и пр... Babyl. Berakh. 43 а нач. Goldschmidt, 1. 155–156. О вытирании рук Мишна Берах. VIII, 3 Переф. 1, 29 От первой, как и от следующих трех чаш пасхальной вечери никто (ни женщины, ни дети) не должны отказываться: ёмкость чаши – не менее четверти лога (лог=6 яйцам сред. вел. или ок. 11 пар. куб. дюймам), причем вино может быть старое или молодое, чистое или разбавленное (последнее обычно): разбавление не должно идти далее утраты вкуса и запаха и цвета (красного) вина, а также его увеселительного действия (или 1/4 или 1/5 воды). Мишна, Песах. X. 1–2, – Тосефта Переф. ibid 254–255, – Вав. Гем. 108 b – 109. a. Gold. 2, 701–702 и Иер. Гем. X. 1 Schwab 5, 149. В Иер. Schabb XI. а у Lightf. к Мф. 26:27 р. Хайя говорит: четыре стакана содержат итальянскую квартану вина, – по другому определению: ширина – квадратура двух пальцев и глубиною в 1¾ пальца. По др. 2X2 и 2 3/5 пальца (ср. Маимон. к Шабб. 8, 1 Surenh 2 32. Ср. Babyl. Pesach. 90. а у Goldsch. 703–703. Красное вино и разбавл. Иер. Песах. ср. Jer. Ber. VII, 5 Schw. 1, 136 и Миш. VII. 5 Пер. 1, 28 Чаши – стеклянные, хрустальные, металлические др. Форма чаши на монетах того времен: низкая, на широкой подставе, с тонкой ножкой и широкою (равною подставе) чашкою (верхом, где помещается вино), похожа на наши десертные или компотовые вазочки. (См. у Переф. 2, 299–300, 1, 2 и 5). Наименьшее количество вина, которое каждый должен выпивать зараз – половина яйца. Keim. III, 259. Anm. 1–3. 38 Тосефта к Берах. V, 5 Переф. VI, 6.–1, 22,–ср. Babyl. Berakh. 43 а сред. Gold. 156 сред. ibid. 46. b к кон. Goldsch. 167–168: «предобеденное умовение начинается со старейшего, а послеобеденное, если участвовали пятеро (не более) – со старейшего, а если (до) сто – с младшего, пока не дойдет до пятого, и тогда опять начинается со старшего, который и читает застольную молитву».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010