III в.; Bisconti. I cubicoli dei sacramenti. 1996). Это неск. объединенных маленьких кубикул с плоским потолком и локулами на стенах, покрытых белой штукатуркой и расчерченных красными и зелеными полосами на поля разной формы, в к-рые вписаны сюжетные композиции очень мелкого масштаба с небольшим количеством персонажей. Интерпретация некоторых из этих композиций до сих пор остается спорной. Здесь присутствует почти весь раннехристианский репертуар библейских сюжетов: неск. изображений Доброго Пастыря в сводах, оранты, а также образы рыбака и философа; ветхозаветные (история прор. Ионы, «Жертвоприношение Авраама», «Иссечение Моисеем воды из скалы») и новозаветные («Беседа Христа с самарянкой у колодца», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного») композиции. Дважды представлено «Крещение» и неск. раз - сцены трапезы, одни из которых можно интерпретировать как «Чудесное умножение хлебов и рыб», другие - как изображения поминальных трапез, совершавшихся ежегодно в день кончины умершего. Возможно, их следует понимать как аллюзии на Евхаристию или на райское изобилие и блаженство. В капеллах Таинств появляются образы фоссоров. Их интерпретируют как автопортреты представителей особой социальной группы в христ. обществе и как сложную символическую переработку античного образа гения места: образы фоссоров, размещенные у входа в погребальную камеру, трактуются как стражи, охраняющие захоронение. В капеллах Таинств богатая и эклектичная иконографическая программа накладывается на привычную канву из пейзажных и декоративных мотивов. Греческая капелла в катакомбах Присциллы. Ок. сер. III в. Греческая капелла в катакомбах Присциллы. Ок. сер. III в. В более ранней крипте Лукины (нач. III в.; Baruffa. 2004), пристроенной к катакомбам св. Каллиста, нейтральные декоративные мотивы эллинистического происхождения также соединяются с христ. сюжетами, тяготеющими к лаконичному символизму. Роспись 1-го помещения крипты Лукины в большой мере утрачена. На своде сохранились изображения орант, на стенах - агнцев, птиц, декоративных мотивов.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Образ усопшей с сыном. Фрагмент росписи ниши в Кеметериум-Маюс. 2-я четв. IV в. Еще одна древняя традиция - изображение усопших. В росписях 1-й пол. IV в. тенденция к конкретизации и индивидуализации их образов усиливается. Так, в кубикуле Пяти святых в катакомбах св. Каллиста (нач. IV в.; Baruffa. 2004) фигуры орантов, пребывающих в райском саду, представлены в богато украшенных одеждах; рядом с ними подписаны имена. Полуфигурное изображение оранты с ребенком перед грудью в нише в Кеметериум-Маюс (2-я четв. IV в.), долгое время считавшееся образом Богородицы с Младенцем ( Wilpert. 1901), в наст. время большинство исследователей интерпретируют как образ усопшей с сыном ( Grabar. 1966; Andaloro. 2006), поскольку оно наделено очень ярко выраженными портретными чертами. Женщина представлена в богатых цветных одеждах, с украшениями, подчеркивающими ее высокое общественное положение; ее прическа соответствует моде эпохи имп. Константина Великого. Характер живописи - плотной, яркой, с объемной моделировкой лица и тела, с тщательной проработкой деталей - очень близок к традиции римского портрета. В гробнице 2 орант в катакомбах Джордани (1-я пол. IV в.; Nestori. 1975; Fiocchi Nicolai, Mazzoleni, Bisconti. 1998) представлены 2 обращенные друг к другу жен. фигуры в богатых одеждах, с украшениями и покрывалами на головах, причем одно из этих изображений оформлено как отдельное панно. Оно отличается от др. образов орант большей индивидуализацией (бледное лицо с крупными чертами, низким лбом, большим чувственным ртом) и при этом наделено острой экспрессивностью (брови сильно опущены вниз, огромные черные глаза возведены ввысь, взгляду придано напряженное, скорбное выражение). Как и образ в Кеметериум-Маюс, эта фреска больше напоминает позднеантичные портреты. Изображение усопшей в позе оранты. Фрагмент росписи в катакомбах Джордани. 1-я пол. IV в. Изображение усопшей в позе оранты. Фрагмент росписи в катакомбах Джордани. 1-я пол. IV в. Во 2-й пол. IV в., особенно со времени понтификата папы Дамаса, в живописи К.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Помимо монументальных трудов Де Р. издал более 200 малых археологических и церковно-исторических работ, основал и почти целиком заполнял периодический «Бюллетень христианской археологии» (Bulletino di archeologia christiana, Bulletin de l " archéologie chrétienne). С сер. XIX в. основной труд Де Р. «Подземный Рим» (3 т. вышли в 1864-1877; 4-й и 5-й готовили к печати) читали как в Италии, так и в Великобритании, Франции, Германии в переводах, пересказах и курсах христ. археологии. Юбилеи (60- и 70-летие) ученого стали поводом для широких международных форумов. В России труды и личность Де Р. сыграли значительную роль в развитии христ. археологии, что признавали уже в XIX в. Поддержкой Де Р. пользовались Н. П. Кондаков , Ф. И. Буслаев , Н. В. Покровский, И. В. Цветаев и др. выдающиеся рус. историки христ. искусства; в России его сочинения перерабатывались А. фон Фрикеном и А. С. Уваровым, а с 80-х гг. XIX в. до нач. ХХ в. работы рус. ученых (напр., А. П. Голубцова ) строились как развитие и критика трудов европ. учеников Де Р. Соч.: La Roma Sotterranea Cristiana. R., 1864-1877. 3 vol.; Mosaici cristiani e saggi dei pavimenti delle chiese di Roma anteriori al sec. XV. R., 1872; Codicum latinorum bibliothecae Vaticanae. Vol. 10. Pt. 1. Nos. 7245-8066; Pt. 2. Nos. 8067-8471; Vol. 11. Nos. 8472-9019; Vol. 12. Nos. 9020-9445; Vol. 13. Nos. 9446-9849. Ркп.; Martyrologium Hieronymianum//ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1 (в соавт. с Л. Дюшеном). Изд.: Inscriptiones christianae Urbis Romae septimo saeculo antiquiores. R., 1861-1888. 2 vol.; Inscriptiones Urbis Romae latinae: Collegerunt G. Hanzen/Ed. E. Bormann, G. Henzen. B., 1876-1886. 3 t. (CIL; 6); Codices palatini latini: Bibliothecae Vaticanae. R., 1886. T. 1. Лит.: Цветаев И. В. Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. М., 1883; он же. Праздник христ. археологии в Риме весною 1892 г. М., 1893; он же. Рим. катакомбы: Из истории изучения их. М., 1896; Baumgarten P. M. Giovanni Battista De Rossi, fondatore della scienza di archeologia sacra. R., 1892; Marucchi O. Giovanni Battista De Rossi: Cenni biografici. R., 1901; idem. Elements d " archéologie chrétienne. P., 1899-1902. 3 vol.; idem. The Evidence of the Catacombs. L., 1929; Кызласова И. Л. История изучения визант. и древнерус. искусства в России. М., 1985. С. 167; Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi: L " archeologo esploratore delle catacombe. Vat., 1994; Correspondance de G. B. de Rossi et de L. Duchesne: 1873-1894/Ed. P. Saint-Roch. R., 1995; Frascati S. La collezione epigrafica di G. B. de Rossi presso il Pontificio istituto di archeologia cristiana. Vat., 1997; Сен-Рок П. Совр. христ. археология на Западе//Рос. Арх. 1998. 2. С. 202-206; Хрушкова Л. Г. О международных конгрессах по христ. археологии//Там же. С. 207-214; Liturgie et archéologie, deux fondateurs: P. Guéranger, G. B. De Rossi: Documents inédits/Ed. C. Johnson. R., 2003.

http://pravenc.ru/text/171753.html

Repertorio topografico delle pitture delle catacombe romane. Vat., 1975; Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century/Text by M. E. Fraser; introd. by K. Weitzmann. N. Y., 1977; Stevenson J. A. R. The Catacombs: Rediscovered Monuments of Early Christianity. L., 1978; idem. The Catacombs: Life and Death in Early Christianity. Nashville, 1985; Mancinelli F., Wassermann C. The Catacombs of Rome and the Origins of Christianity. Firenze, 1981; Deichmann F. W. Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; Gaston R. W. British Travellers and Scholars in the Roman Catacombs//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1983. Vol. 46. P. 144-165; St ü tzer H. A. Die Kunst der römischen Katakomben. Köln, 1983; idem. Frühchristliche Kunst in Rom. Köln, 1996; Scheffler W. Vasa Sacra aus fünf Jahrhunderten: Ein Kat. B., 1984; Osborne J. The Roman Catacombs in the Middle Ages//Papers of the British School at Rome. L., 1985. Vol. 53. P. 278-328; Snyder G. F. Ante Pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon, 1985, 2003 2; Konikoff A. Sarcophagi from the Jewish Catacombs of Ancient Rome. Stuttg., 1986; Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Wash., 1990; Ferrua A. The Unknown Catacomb: A Unique Discovery of Early Christian Art. New Lanark, 1991; Morris J. Death-Ritual and Social Structure in Classical Antiquity. Camb., 1992; Baruffa A. The Catacombs of St. Callixtus: History, Archaeology, Faith. Vat., 1993; idem. Giovanni Battista de Rossi: L " archeologo esploratore delle catacombe. Vat., 1994; Finney P.-C. The Invisible God: The Earliest Christians on Art. N. Y.; Oxf., 1994; Meyer W. W. The Phial of Blood Controversy and the Decline of the Liberal Catholic Movement//JEcclH. 1995. Vol. 46. N 1. P. 75-94; Порфирий (Успенский), еп. Святыни земли Италийской: (Из путевых зап. 1854 г.). М., 1996; Ditchfield S. Text Before Trowel: Antonio Bosio " s Roma Sotterranea Revisited//The Church Retrospective/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

1752       Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi: L’archeologo exploratore delle Catacombe. Città del Vaticano, 1994; Хрушкова Л.Г. Рец.: Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 234–236. 1753       Fiocchi Nicolai V. G.B. de Rossi e le catacombe romane (1894–1994)//Acta XIII congressus internationalis archaeologiae christianae… R. 205–222; Nestori A. G.B. De Rossi e la Pontificia Commissione di archeologia sacra//Ibid. R. 185–204; Recio Veganzones A. G.B. De Rossi: iconografo ed iconologo//Ibid. P. 223–274. 1754       A.A. V.V. Giovanni Battista de Rossi e le catacombe romane: Mostra fotografica e documentaria in occasione del I Centenario della morte di G.B. de Rossi (1894–1994). Roma – Comprensorio di San Callisto sull’Via Appia Antica – Tricora occidentale. 11 Dic. 1994 – 25 Gen. 1995 . Catalogo mostra. Città del Vaticano, 1994. 1756       Kondakoff N. Les sculptures de la porte de Sainte Sabine à Rome//Revue archéologique. 1877. Vol. 33–34. R 361–372. Ha русском яз., в полном виде, работа была опубликована недавно: Кондаков Н.П. Барельефы стол. по Р.Х.) деревянной двери базилики св. Сабины, что на Авентинском холме в Риме//Мир Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки/Под ред. И.Л. Кызласовой. M., 2004. C. 115–133 (публикация И.Л. Кызласовой). 1757       О заслугах русского ученого говорил близко знавший его о. Антонио Муньос: Rivista di Archeologia Cristiana. 1927. Anno IV, 1–2. P. 169. 1758       Письмо де Росси, датированное авг. 1883 г., подписали А. Уваров, Ф. Леонтович и Н. Кондаков (Vat. Lat. 14269, 459, л. 581, франц. яз.). Это письмо выявил в Библиотеке Ватикана, в фонде де Росси, монс. Патрик Сен-Рок и любезно передал копию автору настоящего раздела: Хрушкова Л.Г. Два римских письма Н.П. Кондакова //Церковная археология. Вып. 4. Материалы 2-й Всероссийской церковно-археологической конференции. Санкт-Петербург. 1–3 ноября 1998. СПб., 1998. С. 305–308. 1759       Цветаев И.В. Праздник христианской археологии в Риме весною 1892 года: Сообщение, читанное в Императорском Московском археологическом обществе 16 февр. 1892. M., 1893; Он же. Римские катакомбы: Из истории изучения их. M., 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe ‘Anonima di Via Anapo " : Repertorium der Malereien. Vat., 1991. 3 Bde; idem. Die Katakombe ‘Commodilla " : Repertorium der Malereien. Vat., 1994. 3 Bde; Deichmann F. W. Archeologia Cristiana. R., 1993; Berg B. Alcestis and Hercules in the Catacomb of Via Latina//VChr. 1994. Vol. 48. N 3. P. 219-234; Giuliani R. Il restauro del cubicolo detto «delle stagioni» nella catacomba dei SS. Pietro e Marcellino sulla via Labicana//RACr. 1996. Vol. 72. P. 35-64; Minasi M. Le vicende conservative dell " affresco di Turtura nel cimitero di Commodilla//Ibid. 1997. Vol. 73. P. 65-94; Fiocchi Nicolai V., Bisconti F., Mazzoleni D. Le catacombe cristiane di Roma: Origini, sviluppo, apparati decorativi, documentazione epigrafica. Regensburg, 1998; Bisconti F., Mazzei B. Il cubicolo di Sansone nell " ipogeo di via Dino Compagni alla luce di recenti interventi di restauro//Mitt. z. christl. Archäologie. W., 1999. Bd. 5. S. 45-73; Bisconti F., Nestori A. I mosaici paleocristiani di Santa Maria Maggiore negli acquarelli della collezione Wilpert. Vat., 2000. (Monumenti di antichità Cristiana. Ser. 2; 14); Bordignon C. Caratteri e dinamica della tecnica pittorica nelle catacombe di Roma. Caxias do Sul; R., 2000; De Maria L. Spunti di riflessione sul programma iconografico del Mausoleo dei Giulii nella Necropoli Vaticana//Atti del VI. Colloquio dell " Associazione Italiana per lo Studio e la Conservazione del Mosaico (Venezia, 20-23 gennaio 1999)/A cura di F. Guidobaldi, A. Paribeni. Ravenna, 2000. P. 385-396; Centocinquanta anni di tutela delle catacombe cristiane d " Italia: Pontificia Commissione di Archaeologia Sacra, 1852-2002. Vat., 2002; Fasola U. M. The Catacombs of Domitilla and the Basilica of the Martyrs Nereus and Achilleus. Vat., 20023; Baruffa A. Le catacombe di San Callisto, Storia, Archeologia, Fede. Vat., 2004 5; L " ipogeo di Trebio Giusto sulla Via Latina: Scavi e restauri/A cura di R. Rea. Vat., 2004; Andaloro M. L " orizzonte tardoantico e le nuove immagini, 312-468.

http://pravenc.ru/text/1681353.html