Кн. С. А. Щербатов (имение Нара, ныне пос. Литвиново, близ Нарофоминска Московской обл., 6/18. 7. 1874 – Рим, 23. 5. 1962), живописец, коллекционер, общественный деятель; см. http://www.artrz.ru, здесь же – обширная библиография. Похоронен, вместе с членами своей семьи, на римском кладбище Тестаччо; см.: Талалай М. Г. Российский некрополь в Италии. М.: Старая Басманная, 2015. С. 805–806. Книга вышла в Нью-Йорке в 1955 г., переиздана в Москве в 2000 г. Илья Семенович Остроухов (1858–1929), живописец, коллекционер (в т. ч. древнерусских икон), один из руководителей Третьяковской галереи. В 1913 г. кн. Щербатов построил по проекту архитектора А. И. Таманова (Таманяна) особняк на Новинском бульваре, где разместил свои коллекции, завещав его городу, с тем, чтобы со временем тут открыть Музей частных коллекций (в первый год революции особняк подвергся разграблению, богатые интерьеры утрачены; в 1920е в нем расположилось рабочее общежитие; ныне жилой и офисный дом). Литераторы «второй волны»: Николай Владимирович Нароков (наст. фам. Марченко, 1887–1969); Василий Иванович Алексеев (1906–2002); Леонид Денисович Ржевский (наст. фам. Суражевский; 1905–1986). Юрий Павлович Трубецкой (наст. фам. Меншиков, псевд. до эмиграции Нольден; 1902–1974). Казаки с нижнего Дона. В Лиенце (Австрия) в мае-июне 1945 г. произошла насильственная выдача британцами казаков-«красновцев» советской стороне согласно секретным протоколам Ялтинской конференции; см. Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. М.: Русский путь, 1996. Израильский батальон не участвовал в этой операции; см. Науменко В. Г. Великое предательство. СПб.: Нева, 2003. С. 132–133. – Сообщено Андреем Мартыновым (Москва). 18 марта 1955 г. школьник Валерий Лысиков попросил политического убежища в американском секторе Берлина; однако спустя три недели, 9 апреля, он, якобы согласно согласно его собственной просьбе, был возвращен в советский сектор. В статье «Палач с сигарой» («Наша страна», 2 июня 1955 г., с. 3–4) Ширяев вскрыл следующие обстоятельства: «Оказывается, что выдача произошла по личной просьбе маршала Жукова к президенту Айзенхауэру [Эйзенхауэру].

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Рерих Николай Константинович (1874 – 19 декабря 1947), художник Ржевский Леонид Денисович (наст. фам. Суражевский; 1905–1986), эмигрант второй волны, писатель, литературовед Ридель Клара, заключенная Ризабейли H. H., заключенный сотрудник лагерной администрации Риль Алоиз (1844 – 21 ноября 1924), немецкий философ-неокантианец Рогинский Арсений Борисович (род. 1946), историк, общественный деятель Рогов Владимир, заключенный художник Рожков Николай Александрович (1868 – 2 февраля 1927), социал-демократ, историк, публицист Розанов Василий Васильевич (1856 – 5 февраля 1919), философ Розенбах Павел Яковлевич (1858–1918), психиатр Роллан Ромен (1866 – 30 декабря 1944), французский писатель Ростова Наташа, литературный персонаж Ростовцев Николай, заключенный сотрудник лагерной администрации Ростовцева Нина, сестра Н. Ростовцева Рубцов Василий Георгиевич (1873 – 23 сентября 1937), священник. Арестован в марте 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Рык, заключенный сотрудник лагерной администрации Рыков Алексей Иванович (1881 – 15 марта 1938), нарком внутренних дел РСФСР (1917), председатель СНК (1924–1930). Расстрелян С Савватий (10 октября 1435), преподобный, один из основателей Соловецкого монастыря Савельева Тамара, подруга Н. В. Синакевич Савинков Борис Викторович (псевд. В. Ропшин; 1879 – 7 мая 1925), видный эсер. Арестован в 1924 г., погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах Садовский, офицер, заключенный сотрудник лагерной администрации Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (наст. фам. Щедрин; 1826–1889), писатель Самарин Александр Дмитриевич (1868 – 30 января 1932), обер-прокурор Святейшего синода (1915) Самарин Юрий Александрович (1904–1965), сын А. Д. Самарина Самарина Елизавета Александровна (по мужу – Чернышева; 1905–1985), дочь А. Д. Самарина Сахаров Александр Николаевич (1873 – 7 августа 1927), протоирей. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Свидригайлов, литературный персонаж

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. П. Павлов был прихожанином Знаменской церкви (на одноименной площади, совр. пл. Восстания); после его смерти (в 1936 г.) церковь была закрыта, в 1937 г., а в начале 1941 г. разобрана. Анатолий Васильевич Байкалов (1882–1964) – журналист, писатель. Меньшевик. В эмиграции с 1919 г., жил в Лондоне. Был редактором газеты «Русский в Англии», сотрудничал в журналах «Часовой» и «Возрождение», газетах «Последние новости» и «Русская мысль». В 1947 г. привлек внимание английской общественности к выдачам советской стороне англичанами русских эмигрантов из лагеря Ди-Пи в Римини, в результате чего они были прекращены. Орел (нем.). Партийные чиновники Восточного министерства, одетые в золотисто-желтую форму. Эрнст-Август Кёстринг (1876–1953) – дипломат и кадровый военный; родился в России, где получил образование, но военную карьеру начал уже в Пруссии. Итальянцы практически не участвовали в Сталинградской битве (не считая случайно попавшего туда вспомогательного подразделения в 80 человек): итальянская армия (ARMIR) занимала позиции на фланге Вермахта, на Дону, откуда зимой 1942–1943 гг. начала отступление под натиском Красной армии (вероятно, это отступление автор считает «предательством»). По официальным данным в Мюнхене под англо-американскими бомбами погибло 632 человека. Леонид Денисович Ржевский (наст. фам. Суражевский; 1903–1986) – писатель «второй волны» эмиграции, литературовед. Рецензию Ширяева на книгу Ржевского «Между двух звезд» см. Ширяев Б. Н. Бриллианты и булыжники. СПб.: Алетейя, 2015. С. 304–306. Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст (1881–1954) – немецкий военачальник, с 1943 г. фельдмаршал; умер в советском плену. Американский комитет по освобождению от большевизма (первоначальное название – по освобождению русского народа), действовавший в 1950е гг. Итальянизм: olio – оливковое масло. Американские журналисты-литераторы Исаак Дон Левин и Юджин Лайонс (оба из российского еврейства) были среди главных организаторов, в 1951 г., Американского комитета по освобождению от большевизма (первоначальное название – по освобождению русского народа).

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Критик «Одесского вестника» С. С. (А. И. Кирпичников) в статье «Новый роман Потехина и новый рассказ Достоевского» назвал «Кроткую» «шедевром», восхищался мастерством художника, который «с изумительной яркостью воспроизвел перед глазами читателей всю душевную драму, которая происходила в душе самоубийцы…». Рецензент «Московского обозрения» Б. в статье «За две недели» выразил удовлетворение тем обстоятельством, что вместо политических статей Достоевский поместил в «Дневнике писателя» художественное произведение: «Истинный талант и в самой обыденной жизни, в сферах низменного существования сумеет всегда выбрать что-нибудь представляющее живой интерес для читателей. Доказательство тому — небольшой рассказ „Кроткая“, который г-н Достоевский поместил в последнем нумере своего „Дневника писателя“. Это ежемесячное издание есть не что иное, как фельетон, веденный до сих пор нашим даровитым романистом. В нем он откликается на вопросы дня, и хотя вел свои заметки с одинаковым талантом, но не всегда оказывался самостоятельным в обсуждении общественных вопросов. Ему слишком мешает его мировоззрение, в котором элемент чувства играет чересчур большую роль. Г-н Достоевский — идеальный мистик во множестве современных вопросов, и мы не раз, читая его „Дневник писателя " , сожалели о том, что он не дает нам больше беллетристических очерков вместо рассуждений публициста». Критик хотя и высказал некоторые, ставшие уже к тому времени стереотипными замечания об «утомительной» художественной манере Достоевского, но в целом охарактеризовал повесть как заметное и яркое литературное явление: «Этот рассказ был бы еще сильнее, если б автор в состоянии был отделаться от неизбежных своих психологических длиннот, но и в настоящем своем виде он ни в одной литературе не прошел бы незамеченным, а у нас заменяет собой только срочный ежемесячный фельетон». Получал Достоевский и читательские письма с сочувственными и восторженными отзывами о повести (Л. Ф. Суражевский от 17 декабря 1876 г., Н. П. Баллина от 19 декабря 1876 г., К. В. Назарьевой от 3 февраля 1877 г.). Глубокое впечатление «Кроткая» произвела на М. Е. Салтыкова-Щедрина, говорившего Н. А. Белоголовому: «У него есть маленький рассказ „Кроткая“; просто плакать хочется, когда его читаешь, таких жемчужин немного во всей европейской литературе». Отзывы о «Кроткой» западных писателей неизменно высокие. К. Гамсун преклонялся перед повестью Достоевского: «Это крошечная книжечка. Но она слишком велика для всех нас, она недосягаема для нас по своему величию. Пусть все признают это». А. Жид. назвал «Кроткую» «изумительной вещью»: «одно из самых мощных творений Достоевского, своего рода роман, являющийся, собственно говоря, не чем иным, как длинным монологом, подобно „Запискам из подполья…“». notes Примечания 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

205 Белокуров, из наместников Александро-Невской Лавры 1 Апреля 1875 г. епископ Старорусский, † епископом Дмитровским 14 октября 1877 г. 219 Шамиль, грозный возбудитель Кавказских горцев против русских, покорившийся в 1861 г.; † 9 апреля 1871 г. в Медине. 222 Церемониал этот см. в книжке: «Озерянский Чудотворный образ Б. Матери», Гр. Кулжинского, Харьков, 1879 г., стр. 30 и след. 223 См. Летопись монастыря, сост. в 1850 г. (Список с этой летописи хранится в библ. Преосв. Саввы, ныне Московской Духовной Академии). 224 Более подробные сведения о Куряжском монастыре см. в Историко-Статистич. Описании Харьковской епархии. отд. 1, стр. 73–108, Харьков, 1859 г. 232 † протоиереем Московской церкви Зачатия св. Анны 19 Января 1902 г. См. Церковный Вестник 1902 г. 4, кол. 115, и Московские Церковные Ведомости 1902 г. 4, стр. 54. 234 Проф. д-р Ф. Шафф, Иисус Христос – чудо истории. Сочинение, заключающее в себе опровержение ложных теорий о лице Иисуса Христа и собрание свидетельств о высоком достоинстве характера, жизни и дел Его со стороны неверующих. СПб. 1874–1875. 237 Вечный памятник достославному святителю, Преосвященному митрополиту Московскому Филарету, в Свято-Троицком богадельном доме, состоящем под Августейшим покровительством Её Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Екатерины Михайловны, в г. Ораниенбауме С.-Петербургской губернии. СПб. 1875 г. 238 С 1881–1897 г. был кафедральным протоиереем; лишившись зрения, уволился за штат; ныне проживает в Харькове. 240 Впоследствии Московский городской голова, убит 9 Февраля 1893 г. См. Моск. Вед. 1893 г. 70. 241 Подробности об учреждении Николаевского монастыря заключаются: 1) в брошюре: Открытие Никольского Верхохарьковского монастыря, Киев, 1846 г., 2) в Биографии Игумении Емилии, монахини Леониды (Суражевской), Харьков, 1878 г. и 3) в статье А. Ковалевского, помещ. в 3-й ч. Душеп. Чт. за 1885 г. 244 Успенским, † 31 Марта 1876 г. Ещё в 1824г. Ноября 19-го, во время проезда через г. Белгород Императора Александра Павловича, который в склепе, где покоится нетленное тело в Бозе почившего Святителя Иоасафа, слушал панихиду, Епископ Курский Владимир (Ужинский, † 16 декабря 1855 г.) представлял Его Величеству причислить святителя Иоасафа к лику святых, но Государь не изъявил на это согласие; и надобно же случиться, что ровно через год, именно в этот день, 19-го числа, день тезоименитства Иоасафа, Государь скончался в Таганроге (См. Воспоминания Н. И. Шенига, в Русск. Арх. 1880 г. III, 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...