О «грехе» «вражеского языка» 23.12.2022 14:41:58 По случаю наступающего Рождества Храм Сатаны открыл выставку в холле Капитолия штата Иллинойс. Это не шутка - напротив сцены рождения Христа установлена колыбель с фигуркой " малыша " Бафометом (дьяволом). По мнению организаторов, эта сдвоенная выставка – символ плюрализма мнений. На Украине в применении демократических норм продвинулись еще дальше: буквально на днях раскольническая структура под названием ПЦУ («Православная церковь» Украины) выступила с очередным безумным заявлением, в котором, в частности, сообщила, что к праздничным богослужениям, которые пройдут на Новый год и Рождество Христово будут допускаться только те «парафияне» (прихожане), которые сугубо покаются в некоторых грехах, и, в частности, – в осквернении себя «вражеским языком». Полностью сия исповедальная формула в переводе на русский звучит следующим образом: «Я (имя) согрешил перед Богом: равнодушием к Его благой воле и Его слову, слабостью веры, переходом в раскол (унию, секту), опорочил себя вражеским языком, богохульствовал, пренебрегал церковными праздниками и Богослужением. Искренне об этом жалею и буду стараться исправиться». О новых требованиях раскольников на Украине, положении православных верующих редакция беседует с руководителем миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиереем Александром Новопашиным. — Насколько соответствует такое требование покаяния христианской и православной традиции? Действительно ли, в истории были примеры подобного покаяния за язык? — Некое подобие таких исповедальных формул (когда кающийся обязан перечислить применительно к себе обозначенные формулой греховные поступки) встречались в общинах манихеев (раннехристианских сектантов-гностиков) и в некоторых римо-католических орденах. Подлинно же православная традиция не знает ничего подобного. В Таинстве Исповеди православный христианин осознанно и искренне кается в тех грехах, которые жгут его совесть, мучают его душу, а не выкладывает типовые признания о своих лингвистических предпочтениях. Несомненно, в контексте последних событий на Украине, я имею ввиду вероломные нападения нацистских спецслужб на каноническую Украинскую Православную Церковь (преследование священнослужителей и мирян, обыски в Киево-Печерской Лавре, фактический запрет канонического Православия), нет никаких сомнений, что под «вражеской мовой» понимается именно русский язык, а не матерщина.

http://radonezh.ru/2022/12/23/o-grehe-vr...

Поучение на неделю пред Рождеством Христовым и на день представления святого Петра, Митрополита Российского, Чудотворца («Родословие Иисуса Христа» (Мф. 1:1). «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни» (Откр. 20:12)) В настоящий день недельный пришли сюда в церковь два учителя с двумя книгами, чтобы поучить нас, слушатели мои возлюбленные! Два учителя: один вселенский – святой евангелист Матфей, другой всероссийский – святой Петр, митрополит и чудотворец Московский. Оба раскрыли свои книги на пользу нашу: вселенский учитель, святой Матфей, раскрыл книгу рождения человеческого: «Авраам родил, Исаак родил, Иаков родил», – и прочее. Учитель же всероссийский, святой Петр, разогнул книгу смерти человеческой, ибо в этот день составил нам празднество своего преставления. Это есть также книга родства, ибо временная смерть, или блаженная кончина, родила преподобному жизнь вечную. Пусть каждый читает ту книгу, какую хочет, я же прочитаю отчасти ту и другую. Какие же слова мне прочесть в них? Прочту следующие: в книге рождения человеческого я прочитаю слово о суете временной и смертной жизни сей, а в книге смерти человеческой прочитаю слово о блаженстве небесной бессмертной жизни, которое получил святой Петр после своей кончины. И прочитаю не только для себя, но чтобы слышали и получили пользу все, «при Господнем содействии и подкреплении слова». Любовь же вашу прошу внимательно послушать. «Родословная» В Родословной Иисуса Христа мы имеем две части: первую о праотцах, из племени которых родился Христос, и другую о Приснодеве Матери, от Которой Христос родился. Род Христов, идущий от племени праотцев, исследован, рассказан и описан, рождение же Христа от девствующей Матери неисследуемо, несказанно, доныне пребывает неописанным и вовеки будет непостижимым. Именно о нем сказал пророк: «Род же Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Эту вторую часть мы отложим до наступающего праздника Рождества Христова, первую же рассмотрим ныне. Вникая в эти слова первой главы книги родства Иисуса Христа, мы можем найти в них нечто сокровенное, могущее поучать и быть полезным для нас, но не всем известное. Кто, слушая одни только читаемые в ней имена, подумает, что получит от них какую-либо пользу для себя? Но он получит ее, если поищет с прилежанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев: Желаю всем покоя и воли Я желаю всем счастья – а если точнее, желаю вам жить в мире и быть хозяином своей судьбы 31 декабря, 2014 Я желаю всем счастья – а если точнее, желаю вам жить в мире и быть хозяином своей судьбы В канун Нового года читателей «Правмира» поздравляет протоиерей Вячеслав Перевезенцев – настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области). Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим новолетием и Рождеством Христовым! О Рождестве будет сказано еще много глубоких и искренних слов, а сейчас я хотел бы поговорить о празднике, который у нас в России всегда предваряет Рождество, которого нет в наших церковных календарях, который многие православные называют светским, а иные даже языческим праздником. Мне, однако, кажется, что он имеет непосредственное отношение к нашей жизни, а именно ко времени – к той таинственной субстанции, без которой жизнь на земле невозможна, а значит, имеет отношение и к нашей вере, и нашему спасению. Праздник этот мы называем Новым годом. Поздравляя друг друга с Новым годом, мы вряд ли отдаем себе отчет в некоторой странности этого поздравления – ведь мы поздравляем с тем, что еще не случилось. Иное дело поздравить с тем, что уже произошло, это уже наше достояние и почему бы с этим не поздравить. Но мы редко поздравляем друг друга с годом прошедшим, хотя по традиции вспоминаем и его. Вот и я хотел бы начать с этого воспоминания. Недавно кто-то назвал этот год «годом великих побед, завершившихся ужасной катастрофой». Мне не нравятся эти слова. Не заметил я в году уходящем великих побед, хотя, конечно, поначалу от всей души радовался за наших спортсменов на олимпиаде. Затем поводов для радости становилось все меньше и меньше, но и катастрофой язык не поворачивается назвать тот экономический кризис, в который постепенно (или стремительно) скатывается наша страна. Да, очевидно, новый год будет по-настоящему новым, жизнь изменится, жить станет тяжелее, и не только в материальном смысле. Но разве это катастрофа? Это даже еще не цветочки – так, напоминание о том, что «жизнь прожить – не поле перейти».

http://pravmir.ru/protoierey-vyacheslav-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 91. Церковный индикт Что такое индикт и с каким смыслом его следует отмечать сегодня Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня, братья и сестры, мы отмечаем начало нового не только учебного, но и церковного года. Впрочем, сентябрь самим своим наименованием показывает, что он не первый по счету, а седьмой от марта месяц. Месяц цветов, который по римскому наименованию называется мартом, изначально считается первым месяцем не только Юлианского календаря, но и Ветхозаветного установления. Именно об этом месяце Господь так сказал: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» ( Исх.12:2 ). В этот месяц по преданию был сотворен видимый мир и сам человек. И ежегодно по прошествии зимы именно в этом месяце мы наблюдаем неизменное обновление органической жизни во всех ее проявлениях. Очевидно, логичнее было бы с марта, а не с сентября начинать и летоисчисление, как это и было поначалу не только у иудеев и язычников, но и христиан. На протяжении многих веков во многих христианских странах, 1 марта – было началом каждого наступающего года. И у нас в России так было до 1343 года, пока царским указом не было утверждено отмечать наступление нового года 1 сентября. При этом царь Иоанн III повелел в этот день всем жалобщикам являться в Москву на судный срок, а царь Иван IV на это время определил срочный оброк. И в этом нет ничего удивительного, если знать, что начало сентября всегда было не началом года, а началом счисления индиктов, на что прямо и указывает церковный календарь. Что такое индикт? — Индиктом римляне называли 15-летний период сбора податей. Первоначальные индикты были введены еще за 30 лет до Рождества Христова римским императором Августом, после того, как он стал единым правителем всей тогдашней вселенной. День провозглашения его единодержавия, который пал на 1 сентября, был объявлен днем индикта, что означало день собрания податей со всех подвластных ему стран. Размер подати определялся один раз в 5 лет на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет.

http://azbyka.ru/video/91-cerkovnyj-indi...

Разделы портала «Азбука веры» Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 5 на книгу Быти я пишет: Если и после такого повторения, объятые еще заблуждением и ожесточившиеся сердцем иудеи пытаются спорить и считают вечер началом наступающего дня, обольщая и обманывая сами себя, продолжают сидеть в тени, когда истина сделалась столь ясной для всех, и пользуются свечой, когда солнце правды повсюду разливает лучи свои, то кто мог бы вывести упорство неблагодарных, если бы (Моисей) предложил это учение не с такой точности? 30 В сноске к этому месту говорится: Это обличение Златоуста падает и на тех толкователей, которые при объяснении истории творения начинают, подобно иудеям, счета дней или суток с вечера. Но у нас же богослужебные сутки начинаются с вечера и в Октоихе каждый суточный цикл начинается с Вечерни, которая начинается со 103-го Псалма — гимна творению. И в учебниках по Литургике я встречал такое объяснение со ссылкой на 1ю главу Бытия. Получается, что мы, по святителю Иоанну, иудействуем. Вот, например, Алексей Сергеевич Кашкин в своём учебном пособии по Литургике «Устав православного богослужения» пишет : Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую  Церковь  из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня 39 . Как согласовать критику, данную святителем Иоанном, с богослужебной практикой? Похожие вопросы 4 Ответа Богослужебный Устав твёрдо сложился намного позднее периода жизни святителя. Основа современного Устава формируется с IX века. Во времена Златоуста, только-только вводился праздник Рождества Христова. Эта римская традиция в Византии отсутствовала. Службы в монашеских пустынях и в городах значительно отличались. Вполне, что Златоуст в спорах с иудействующими, как аскет, имел свои соображения.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bogosluz...

Разделы портала «Азбука веры» У нас вся семья православная. Я воцерковленная, для меня православие самое главное в жизни. У младшей дочери муж оказался протестантом, а сейчас и дочка стала ходить в протестантскую церковь. Она ждёт второго ребёнка. Говорит, что вера одна христианская, истина одна. Для меня это целая трагедия. Не знаю как теперь с ней себя вести. Мы живём в Челябинске, она с семьёй — в Екатеринбурге. Собираемся после Рождества Христова к ним поехать, надо отвезти детские вещи. Что можно ей сказать самое главное не знаю. Знаю только, что в православии в центре — Христос, а в протестантизме — человек. А что Истина в православии дочь не согласна. Похожие вопросы 5 Ответов Не переживайте, всё встанет на свои места, Господь всё управит. Молитесь за дочь, внуков и зятя, сами держитесь Церкви и Причастия — это лучшее что можно сделать. С ними вообще эти вопросы не поднимайте — но будьте общительны, благодушны, радостны. Если буду спрашивать Вас, то укланяйтесь от разговора, говорите, что в Православии Истина, этого достаточно. Бог в помощь! С наступающим Рождеством Христовым! Конечно, нельзя делать вид, будто Вам эти вопросы безразличны или кажутся маловажными. Тем более Ваша дочь ранее была воцерковлена. Думаю, самое лучшее для Вас хорошо изучить теорию вопроса, после чего как-нибудь в личном разговоре в очередной раз пожаловаться, что напрасно дочь ушла от истины и теперь ходит в ложную церковь. В завязавшейся беседе следует озвучить необходимые аргументы из Писания. Если для Вашей дочери истина важнее единодушия с мужем (а так ли это?), то Ваши слова будут для нее важны и станут началом покаяния. Если же она предпочитает плыть по течению, то останется лишь лично молиться за нее (без поминовения в церковной молитве) и подавать милостыню. А в бытовом общении делать все, что должна делать мать по отношению к выросшей дочери, для которой мнение матери авторитетом не является. Из литературы могу порекомендовать соответствующие разделы книг прот. Димитрия Владыкова и Иоанна Смолина , а также прочие подходящие Вам сочинения из раздела “Секты и расколы” . Если дочь будет опираться на мнение Осипова, что якобы есть много путей к Богу, то обратите внимание на эту брошюру о. Георгия Максимова .

http://azbyka.ru/vopros/kak-vesti-sebja-...

Скачать epub pdf Мир и мы «...В мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна...» ( Ин.1:10 ). «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру...» ( Гал.6:14 ). В преддверии двух наступающих великих праздников – Рождества Пресвятой Богородицы, Которая жила в мире, но не была «от мира», почему и удостоилась стать Матерью Самого Господа, и Воздвижения Креста Господня, который напоминает нам, что и мы должны «распяться миру», – благовременно поставить нам самим себе вопрос: в каком отношении находимся сами мы к миру – к тому современному миру, который теперь так ярко, как никогда, проявляет свои явно антихристианские свойства и качества? Какая-то уступка миру, вернее – приспособление к нему, то, что называется, например, в науке пастырского богословия, «пастырским применением» конечно, неизбежно, а иногда и полезно, но то, что мы видим теперь, переходит уже всякие границы, становится уже отречением от истинного христианства, которое – «не от мира сего». Христос-Спаситель ведь не напрасно противопоставлял Себя и Своих последователей миру, говоря: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). И утешал Своих учеников: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко мене прежде вас возненавиде ( Ин.15:18 ); в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» ( Ин.16:33 ). Равным образом и Святые апостолы, характеризуя этот мир, говорили о нем: «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» ( 1Ин.2:15 ) – а это потому, что «мир весь во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Отметим, что это говорит ни кто иной, как «апостол любви» – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. А св. апостол Иаков, Брат Господень, говорит, пожалуй, еще более сильно и решительно: «Прелюбодеи и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» ( Иак.4:4 ). Так смотрели на мир во все времена и все истинные христиане – подвижники христианского благочестия: чувствуя, что в миру они не могут быть подлинными последователями Христовыми, не могут спастись, они бежали от мира, чтобы угодить Богу. Бежали от мира даже тогда, когда мир перестал быть языческим, как в начале, а стал христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Состоялось заседание Совета православных общественных объединений декабря 2020 Итоговое заседание Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии состоялось 28 декабря в формате zoom-kohфepehцuu. Вел заседание председатель совета, председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин .  В заседании участвовали заместитель председателя ОВЦО протоиерей Вадим Буренин , председатель епархиального миссионерского отдел а иерей Николай Святченко , заместитель руководителя епархиального отдела по делам молодежи Александр Розмыслов, руководитель духовно-экологического движения Надежда Романова, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ Георгий Зазулин, сотрудники ОВЦО. Открывая заседание, протоиерей Александр Пелин осветил некоторые важнейшие темы церковно-общественной жизни России и Санкт-Петербурга в 2020 году. Напомнив о закрытии храмов в пасхальный период в связи с пандемией коронавируса, отец Александр отметил, что на этот раз городские власти учли весенний опыт, и Рождество Христово петербуржцы смогут встречать в своих храмах. Упомянул он и о ковид-диссидентстве, в том числе в православных кругах. Говоря о непростой ситуации в Белоруссии, председатель ОВЦО призвал христианскую общественность Санкт-Петербурга не вмешиваться в дела другого государства. Православные общественные деятели рассказали о своей деятельности в течение 2020 года. Большую работу в городе проводит Петровская академия наук и искусств во главе с президентом - доктором философских наук Алексеем Воронцовым. Она объединяет свыше шести тысяч научных и творческих работников. Важнейшими темами на заседаниях академии в прошедшем году стали влияние пандемии на образовательную среду России и вопросы сохранения традиционных семейных ценностей. Собор православной интеллигенции, возглавляемый доктором психологических наук Валентином Семеновым, несмотря на сложную обстановку, провел несколько десятков мероприятий, на которых обсуждались самые актуальные темы сегодняшнего дня. Обязательным для собора является проведение памятных мероприятий, связанных с юбилеями творческой и научной общественности России: несколько " круглых столов " было посвящено творческому и духовному наследию Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в наступающем году.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Темы беседы: 1. Создание нового Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и комментарии на это прот. Всеволода Чаплина; 2. Что показалось самым тяжелым в работе в уходящем году; 3. Новая книга под авторством Владимира Легойды и прот. Павла Великанова; 4. Январский номер журнала «Фома»; 5. Календарный вопрос и дата празднования Рождества Христова. А. Митрофанова — «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Здесь в этой студии мой коллега — Алексей Пичугин. Я — Алла Митрофанова. Продолжаю пребывать с вами, проводить это время. И — Владимир Легойда сегодня в гостях у нас, как всегда по пятницам. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Так теперь звучит должность нашего гостя. Это новшество со вчерашнего дня, с 24 декабря, когда решением Священного синода в целях оптимизации работы и повышения эффективности, а также исключения параллельных процессов синодальных учреждений был создан этот самый отдел. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и его глава Владимир Легойда сегодня у нас в студии. С наступающим Новым годом, здравствуйте. В. Легойда — Добрый вечер. А. Пичугин — Владимир Романович, в новый год с новой должностью… В. Легойда — Вы как-то заупокойно это говорите. А. Пичугин — Я хотел спросить: можно ли вас поздравить? В. Легойда — А это как хотите. А. Пичугин — В таком случае — поздравляем. В. Легойда — В таком случае — спасибо. А. Пичугин — Скажите, раньше все было просто, по крайней мере, с названием — Синодальный информационный отдел, мы даже привыкли называть его СИНФО, красивая аббревиатура. В. Легойда — Это мы придумали. Это наша, не только ваша заслуга. А. Пичугин — Я понимаю. Тут-то будет какая-то красивая аббревиатура? В. Легойда — Конечно. А. Пичугин — Я тут сидел, пытался сократить по всякому… В. Легойда — Мы справимся, не надо, подождите немного. А. Пичугин — Не доверяете? В. Легойда — Не хотим вас утруждать. А. Пичугин — Хорошо. Если говорить о серьезных вещах, в чем, собственно говоря, будут заключаться теперь ваши обязанности?

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:05 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: «Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность — это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11, 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207630...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010