Однажды в первый день Великого поста я поехала к отцу Тихону. Он был в домике, и мне сказали, что нужно подождать. Через некоторое время меня пригласили войти. Когда я вошла, батюшка закончил обед, на столе в тарелке лежали картошка и свекла без масла. Отец Тихон поблагодарил женщину, приготовившую еду: «Спасибо, как вкусно ты меня накормила». Она отвечала: «Что же вкусно? Все так некалорийно», а батюшка сказал: «А калорийное пусть люди едят». На меня посмотрел, улыбнулся и говорит: «Ну что, рыбы наелась и приехала?» Откуда он узнал, что я рыбу ела? Это был мой первый Великий пост и первый урок мне великого батюшки. Как-то я спросила у отца Тихона, может ли человек видеть мысли другого человека? Он сказал, что может. Чаще можно слышать, о чем человек думает, но, оказывается, можно и видеть. Один раз после службы к батюшке подошла женщина и сказала, что сейчас, когда Царские врата были открыты, она видела в алтаре Ангела. Батюшка остановился и попросил ее рассказать, как выглядел Ангел. Она подробно описала его рост, прическу, одежду. Тогда батюшка спросил: «А где стоял Ангел?» Она ответила, и батюшка ее поцеловал. Женщина спросила: «За что вы меня целуете?» – «За то, что ты видишь Ангелов». Значит, батюшка, находясь в алтаре во время службы, тоже видел Ангела. Отец Тихон был удивительный, он читал мысли, исцелял, знал будущее человека и как бы управлял людьми, ибо ему была открыта воля Божия. Батюшка мог сказать даже о человеке, которого никогда не видел. Однажды я спросила его, можно ли мне написать открытку одному мужчине, который меня интересовал, и поздравить его с днем рождения. Старец мне ответил вопросом: «А зачем тебе нужен пьяница?» И действительно, это был пьющий человек. Одна женщина-наркоманка по молитвам отца Тихона исцелилась. Сейчас она регент в одном из московских храмов». Взыграся радощами 55 «В 1980 году у нас с мужем 56 , уже пятидесятилетних безбожников, произошли события, приведшие нас в храм Божий. Первый же встретившийся там доброжелатель сказал: «В селе Отрадном живет старец, отец Тихон, у него и начинайте свой духовный путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Тихон показал пример священнического служения, служения удивительного. Когда старец был уже немощен, я спросил, у кого мне исповедоваться, если не получится исповедоваться у него. Он стал говорить о разных батюшках и, говоря об одном, сказал, что он очень хороший священник. Не помню точно, но смысл был такой, что этот батюшка выслушает исповедь, помолится Богу и грехи простит. Он указывал на его простоту и любовь. Сам он был именно такой. Люди праведные являют нам Бога, и как являлся Господь, например, пророку Илии в гласе хлада тонка 53 , так вот и нам является Господь, можно сказать, в этом гласе хлада тонка, который мы видели и чувствовали в приснопоминаемом батюшке отце Тихоне». «У отца Валериана вторым священником был отец Роман, – рассказывает отец Николай Кречетов 54 . – Он свидетельствовал об удивительном случае. Однажды он стоял на клиросе, расположенном на хорах, с которых все очень хорошо видно. И вот входит, потихоньку передвигая ноги, отец Тихон, хочет приложиться к иконе на аналое, а аналой высоковат. Он благоговейно крестится, и в тот момент, когда старец прикладывается, отец Роман видит, что батюшка от пола поднимается, а потом опять опускается и идет к следующей иконе, и так несколько раз». С большой любовью и слезами вспоминает отца Тихона Аполлинария (тетя Поля, Полюшка, как называл ее отец Тихон), которая последние три года ухаживала за отцом Тихоном и несла послушание на кухне в приходе отца Валериана: «Я ведь строптивая, слушаться не умею, батюшка, бывало, что-то говорит мне, а я все свое. Вот сижу однажды, строчу на швейной машинке, а в соседней комнате батюшка с матушкой отдыхают. Приходит отец Тихон и говорит: «Полюшка, не шей, пока матушка спит...», а мне шить надо, и я продолжаю строчить. Вдруг машинка остановилась. Я посмотрела, все в порядке, а машинка не шьет... На другой день иду к отцу Тихону и спрашиваю, вызвать ли мне мастера, ведь машинка-то не шьет. А отец Тихон отвечает: «Зачем мастер, ты иди, попробуй». И действительно, машинка как будто и не ломалась». Очищение через болезнь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 июля Встали в 5 часов утра. Маленький дождик заставил нас подняться. Заехали на хутор К., где я купил молоко. Утром молился. К 9 часам поехали дальше, к озеру Могута. Не забыть 24-го (старого стиля) справить панихиду по Боре (приемному брату). В общем, я человек не компанейский и не общественный. Люблю одиночество и ищу его, а говорить с людьми люблю только на темы философского характера и попадаю в глупое положение; когда мне приходится через силу вести разговор с людьми, тогда и не знаю, о чем говорить. ...Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя 98 . Как часто мы, читая Святое Писание, совсем не замечаем отдельных мыслей, имеющих непосредственную внутреннюю глубокую связь со всем общим учением. 28 июля Степь, участок Апандун. 9 часов утра, только что кончили пить чай. Сегодня всю ночь дул холодный северный ветер. Теперь я имею конкретное представление о степном ветре. Сегодня день Ангела моего братишки Володи. Дай Бог ему всего хорошего и долголетия! Вчера вечером я приготовил костер и, поставив на него чайник, отошел от стоянки на версту вперед, прилег на траве и читал акафист Пресвятой Богородице. Много умиления и возвышенных мыслей навевает чтение. Сейчас собираемся в дальнейший маршрут. 29 июля Ночь была холодная. По-прежнему дул северный ветер. Спали на хуторе П. Сейчас на стоянке я готовлю обед, а Влас Иванович копает яму. Уже начинаю уставать. Да и с едой в степи неблагополучно: голодно, все страшно дорого. Такой нехороший осадок остается: приедешь на хутор, можно было бы и поесть, если б не эта дороговизна. Заплатить мало – нельзя, много – карман не позволяет. 30 июля Степь. Сегодня встали рано – в 5.30. Утром молился, затем вырыли две ямы, описали разрезы, позавтракали и уехали. Завтра воскресенье. Хоть бы скорей текло время. Я шел дорогой и разбросанно вспоминал прошлое: службу в больнице и отношение ко мне окружающих. Самое лучшее воспоминание осталось у меня от прошлой пятигорской жизни. Все были добры и никогда ничего не жалели для меня. А я?..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 августа . Астрахань, кладбище Сегодня с 12 часов забрался на кладбище, отдыхаю и прочитываю молитвенник. В часе третьем есть глубоко примечательная фраза: «От лица Твоего судьба моя изыдет». В девятом часе: «Виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего» 103 . Конец девятого часа: «Пощади нас, Господи ...и спаси нас имене Твоего ради святаго» 104 . 18 августа Сегодня выехали из Астрахани по маршруту Хошеуты–Пески. 20 августа. Степь Сегодня суббота. Только что зашло солнышко. Закат был красно-багровый – завтра непогода... Сейчас в Москве в церквах идет всенощная, а я только что с лопаткой возился и поставил рабочего на яму. Вчера вечером первый раз после астраханского перерыва молился в степи. Сегодня утром тоже, но, как всегда утром, молитва – невнимательная. Хочется в Москву, к Леве. Дней через пять думаю, если Бог даст, уехать. Пора! Сейчас пойду готовить чай. Степь здесь напоминает немного Харабалинский рейс. Интересно! Но... сердце уже скучает, и потому как-то поверхностно интересуешься всем. 21 августа . Степь под кордоном Хошеутским Только что съели два арбуза. Андрей пошел копать разрез, Толя остался лежать под телегой, а я ушел в «уединение». Отсюда далеко во все стороны видна степь. Эх, хороша ты, степь, степь широкая, степь раздольная. Полюбило тебя мое сердце, и если б здесь был еще и друг мой, степь выглядела бы еще привлекательнее. В степи всегда, даже при полном отсутствии живых существ, полно звуков. Музыка ветра и шепот полыни много говорят уставшему сердцу. «Странный вы человек: желать уединения для человека – это ненормальность», – такой вывод делает Толя. А я считаю, что каждый человек обязан выучиться жить в уединении. Я не призываю к разрыву с обществом, с людьми; я говорю, что человек ежедневно должен часть времени уделять пребыванию наедине с собой. Спросят, зачем это? Ведь это так скучно. Проделайте опыт, и вы узнаете, что только в уединении человек делается самим собой. Только уединение приносит с собой всю глубину загадок и вопросов бытия, ставит перед человеком проблемы философского и религиозного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В песках Хошеуты Только что встало солнышко. Ходил молиться в посадки. Спешил, и потому нет того чувства, с которым я вчера ночью молился на песчаном массиве. Толя и возчик спят. Я вчера очень долго не спал, глядел в чудное звездное небо и вспоминал свою жизнь. Завтра день моего рождения. В памяти поочередно воскресали образы прошлого, много тяжелого, но есть и светлое. Сейчас по возвращении с молитвы мне пришла мысль, что в моей жизни должна преобладать борьба за свои идеалы, чтобы потом можно было видеть, что земная жизнь в пору мужества прошла небесследно, и возблагодарить Творца. А пока за все надо благодарить Господа. Господи! Укрепи мои силы и не дай погибнуть Твоему созданию. Битва – вот мой девиз! А победа, если будет, – все по милости Божией. Сегодня в 7 часов утра вышел пешком со ставки и пришел на кордон в 9 часов, сделав около 12 верст. Жаль, что не удалось распрощаться по-товарищески с Толей. Благодаря моему экономическому «прижиму» малый совсем истощал. Сейчас 4 часа дня, степь. Жара сильная! Сижу в песках у Худука. Господи! Помоги мне, чтобы моя жизнь проходила в борьбе за Святое Твое имя. Теперь могу сказать, что летняя страда кончилась, очередь – за зимней. Помогай Бог! 26 августа Берег реки Ашулук, 6 часов утра, перед купанием. Вчера вечером заходил к бывшему нашему извозчику А. Угостили рюмочкой настойки с яблоками. Потом пошел в степь и молился. Ночевал на въезжей, не спал до рассвета: во-первых, клопы очень рассерчали на меня, а потом – всякие мысли. Сейчас мне пришла в голову такая мысль: обыкновенно все сочинения научного содержания пестрят ссылками на какие-нибудь опытные данные. Такие ссылки и придают убедительность тому или иному научному произведению. Если же нет ссылок, то такие сочинения слывут за метафизические. Все сочинения религиозного характера среди широкой публики известны как метафизические не в лучшем смысле этого слова, просто как бессодержательные. Такая же «критическая» оценка ждет и мой труд. Мне остается сослаться на одно – на внутренний опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Валентин Свенцицкий , о. Анатолий Жураковский , о. Понтий Рупышев , о. Петр Серегин (духовник Пюхтицкой обители), недавно почившие отцы Тихон Пелих, Всеволод Шпиллер и немалое число других. Не все, но многие из них оставили нам в том или ином виде описание своего пастырского опыта, расширяющее наше представление о возможностях и задачах пастырского богословия. Надо признать, что этот опыт до сих пор не только не изучен, но и не собран. Между тем, именно он как опыт раскрывших в своей жизни дары хиротонии пастырей есть очевидный источник, предмет, основание и цель пастырского богословия, – источник, тем более важный в наше время, что непосредственно передаваемая пастырская традиция, строго говоря, прервалась. Прежде всего, нельзя не признать того факта, что технологический прогресс кардинально изменил наш мир, уничтожив одни формы общения между людьми и создав другие; продлив человеку жизнь при невозможных ранее условиях и сделав условия этой жизни невыносимыми; предлагая обществу недоступные ранее комфорт и удовольствия и приводя к массовому распространению депрессии в нëм и т. д, и т. д. Должно ли в связи с этим пастырское богословие – именно как пастырское богословие – учить будущего пастыря работе в соцсетях, основам психиатрии и другим подобным вещам? Рискну утверждать, что – нет. Навыки подобного рода ему должны дать, очевидно, какие-то дополнительные спецкурсы, семинары, практикумы, но не основной богословский курс, в рамках которого следует сосредоточиться на обучении пастырско-богословскому подходу к жизни в целом, опираясь на пастырский опыт отцов Церкви, наших предшественников и духовных наставников. В связи с этим представляется важным ввести в пастырское богословие составляющую, так или иначе связанную с отечественной духовной и пастырской традицией, – составляющую, которая отсутствует сегодня, насколько мне известно, в большинстве курсов и учебных программ. На первый взгляд, последнее утверждение может показаться противоречащим общей установке на богословский – то есть по определению универсальный-церковный – подход к проблемам, одна ко это не верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Буквально на днях «Конфетти» наградили дипломами ТЮЗа за постановку спектаклей «А зори здесь тихие» и «Блокада». И все бы ничего, можно только порадоваться режиссерскому чутью и таланту, мастерством ребят и поддержке зрителей. Но тут выясняется, что режиссер – многодетная мама с детьми от 1,5 до 11 лет. - Юлия Сергеевна, расскажите, с чего все началось? Сидели бы дома, растили бы детей, как говорится…  - Началось с того, что я отвела своих детей в воскресную школу, и однажды на родительском собрании предложила свою помощь школе в дизайнерских услугах, обработке фото и заикнулась, что вообще у меня специализация – режиссер в школе. Завуч это отметила, а потом предложила мне стать педагогом театральной студии. - Знакомо ли вам понятие «послеродовая депрессия», в которую склонны впадать все большее количество молодых мам? Иногда ведь это состояние проявляется неосознанным стремлением заняться чем-либо, но не детьми. Какой Ваш путь к театру? - Слава Богу, мне это понятие знакомо лишь теоретически. Но, если, как Вы говорите, это неосознанное стремление заняться чем-либо, но не детьми, то, может быть, и у меня депрессия? Но вообще я просто очень общительный человек, дома постоянно не могу сидеть, при этом детей я не отправила в детский сад, они у меня домашние и почти всегда рядом, хоть я и занимаюсь активно общественной деятельностью. Путь к театру длинный, долго рассказывать. Если вкратце, то во время обучения в РГПУ им. А.И. Герцена, я познакомилась с замечательным педагогом – И.Д. Пелих, которая и привила мне любовь к театру. После знакомства моя любовь к театру лежала в сердце, а спустя годы выпорхнула наружу. - Многие Ваши работы очень взрослые и глубокие, где тема жизни и смерти, любви и дружбы – главная. Как дети вживаются в столь серьезные роли? Что им помогает? - Да, я часто слышу, что удивительно, как эти подростки так играют взрослых. «Как она могла из этих девочек женщин сделать?» — слышу я после спектакля «Блокада». «Больше всего поражает, когда видишь этих детей, девчушку в шапочке, после спектакля и понимаешь, что только что она играла очень серьезную роль», — слышу я после спектакля «А зори здесь тихие».

http://azbyka.ru/deti/razrushaem-stereot...

Медики, в свою очередь,  говорят , что в условиях, когда у детей стоят диагнозы тяжелейших врожденных заболеваний (грубые поражения центральной нервной системы, эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия, квадрипарез, серьезнейшие умственное и физическое отставания в развитии, дефицит массы тела), даже самая, казалось бы, незначительная инфекция может представлять серьезную опасность. Тем временем главный внештатный эпидемиолог Ставропольского края Николай Пелих сообщил , что на сегодняшний день очаг кишечных инфекций в интернате локализован, но не ликвидирован. «О ликвидации очага при благополучном стечении обстоятельств мы можем говорить через 7 дней, не раньше, чем через 7 дней», — цитирует его ГТРК «Иркутск». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 августа, 2016 11 августа, 2016 14 августа, 2016 10 марта, 2024 10 марта, 2024 12 февраля, 2024 30 ноября, 2023 8 ноября, 2023 19 июля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/zaderzhanyi-rukovodite...

Никогда никакого раздражения или злости не было у моих родителей на этих людей, которые следили. Жалко было этих женщин. Может быть, они потом раскаялись, по молитвам тех, кто пострадал, таких, как Владыка, а может быть, и нет. Все может быть. Но, слава Богу, те времена позади. Фрагмент архиерейской хиротонии. Епископ Вениамин принимает от Епископского сонма благословение на ношение панагии Наконец Владыку освободили. Некоторое время он служил на приходе в Серпухове, а потом сообщил о том, что едет в Москву на свою хиротонию. После нее он отслужил единственную свою архиерейскую службу в Лавре, на которой было множество народу. Пришли и его духовные чада из Сергиева Посада, и москвичи, которые почитали его еще до первой ссылки и открытия Лавры. Мы получили от него несколько писем из Саратова, но переписка уже, конечно, была не такой активной. Архиерейские труды были для Владыки нелегкими. Маме очень хотелось поехать его навестить, она купила билет в Саратов. И вот буквально накануне ее отъезда я необычайно ясно вижу Владыку во сне, и он говорит: «Скажи маме, чтобы она ни в коем случае не приезжала. Я принять ее не смогу, и будет большая скорбь и ей, и мне». Мама послушалась и не поехала. В том же году я собиралась поступать в институт, и мама написала Владыке, спрашивая его благословения. Ответ был не очень понятным: «Она поступит в этом году, если не выйдет замуж». А мне было 16 лет, о каком «замужестве» могла идти речь? И вот летом 1955 года я заболела тяжелейшим перитонитом, была на грани жизни и смерти. Врачи говорили, что было всего несколько процентов вероятности, что я переживу операцию. Мама сообщила Владыке о моем состоянии. И что же вы думаете? Я встала, то есть угроза смертельной опасности отошла от меня, именно в тот день, когда он скончался — 2 августа, в Ильин день. Родители считали, что в словах о моем «замужестве» Владыка прикровенно говорил об этой болезни… Протоиерей Николай Кречетов и матушка Екатерина Тихоновна. 2008 год Моим духовным отцом более 30 лет был протоиерей Всеволод Шпиллер. В феврале 1950 года он вернулся в Россию из эмиграции и был назначен настоятелем в Ильинский храм Сергиева Посада, где служил мой отец, священник Тихон Пелих. Владыка Вениамин в то время был в казахской ссылке. В феврале в одном из своих писем моим родителям он спросил, приехал ли к нам ожидаемый новый настоятель? В другом своем письме он охарактеризовал его как высокодуховного человека, по своему смирению написал так: «Я с удовольствием послушал бы речь о[тца] Всеволода , хочется поучиться добру, так как я все еще по малоуспеваемости не выхожу из приготовительного класса жизненной школы». Удивительным было уже и то, что Владыка «видел» этого человека, хотя не был с ним знаком, они никогда в жизни не встречались. Отец Всеволод приехал к нам из Болгарии, а Владыка пишет о нем из казахской ссылки! Вот вам духовное видение, для которого нет ни границ, ни расстояний.

http://pravoslavie.ru/37659.html

Сталин никогда не был всевластным тираном. Но даже если бы ему действительно принадлежала неограниченная власть в стране, ему бы всё равно не могло быть подвластно всё, что в ней происходило. Ни один командир, полководец не делает всегда то, чего бы ему хотелось, ему всегда мешает противник. Сталину, понятно, приходилось и отступать, и идти на вынужденные компромиссы. Всё дело в том, какова главная цель. На войне, как на войне. И Кутузову приходилось отступать, он вынужден был даже оставить Москву (которую Сталин не оставил в 1941-м). Не жалко ли было Михаилу Илларионовичу Москву сдавать? Жалко до слез. Но пришлось сделать это ради того, чтобы сохранить армию, а значит Россию. «Россией управляет Матерь Божия Державная» - Запомни: Россией управляет Матерь Божия Державная! - говорил старец протоиерей Тихон Пелих (+17.07.1983 г.) одному из своих духовных чад. Но как управляет? Когда мы с утра обращаемся к Богу, к Божией Матери, читаем утренние молитвы, то у нас потом бывает уже другой день: другие мысли, чувства нас посещают, другие обстоятельства складываются. Тем более, это относится к такому великому духовному событию, как явление Державной иконы Божией Матери. Небесная Царица тогда вмешалась в течение русской истории. Она Сама объявила об этом явлением Своей Державной иконы - как объявила афонским монахам явлением Иверской иконы (обретенной преподобным Гавриилом, родом из Грузии), что Она желает быть их Игуменией, Вратарницей и хранить их обитель до последнего дня. Русская история пошла после этого уже иначе. После 1917 года события в России, покоренной властью, назвавшей себя «большевицкой», «советской», всё более уходили в сторону от того пути, который ей уготовали новые властители страны, а с середины 30-х годов пошли в чем-то прямо вспять. Так неисповедимы пути Промысла Божия, так сильна оказалась православная самодержавная русская традиция, которой дала новую силу Державная Владычица, что проявилась эта традиция в нашей жизни и в это время, и так, как этого вовсе не ждали.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/15/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010