Указав, когда должен праздноваться день очищения, автор 16 гл. указывает затем, как он должен праздноваться и почему. «И да будет сие для вас, – говорит он, – вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним» (2930). Совершающийся в этот день акт очищения от грехов определял, таким образом, как должен праздноваться день очищения. Народ израильский, чтобы получить прощение грехов, должен был смирять души свои, т. е. соблюдать строгий пост (16:29, 23:27, 32; Чис.29:7 ), а также оставить все свои занятия и всецело посвятить себя Иегове. Предписываемый в день очищения пост был единственным постом, установленным Моисеем. Впоследствии y евреев появился обычай поститься в другие дни. Но появившиеся впоследствии посты не были регулярными, ежегодно соблюдающимися. Они были устанавливаемы по поводу различных, отдельных случаев, как частной, так и общественной жизни ( Суд.20:26 ; 1Езд.10:6 ; Неем.9:1 ; 1Цар.1:7; 7:6; 20:34; 31:13 ; 2Цар.1:12 ). Между тем, пост дня очищения соблюдался ежегодно, был обязателен для всего народа. За несоблюдение поста человек наказывался смертью. «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» ( Лев.23:29 ). Хотя в этих словах пост предписывается самым решительным образом, под страхом смерти, тем не менее, по свидетельству иудейского предания, некоторым лицам, в виде исключения или послабления, дозволялось не поститься. Мы не будем указывать здесь кому, и при каких обстоятельствах, позволялось не поститься, так как это не имеет существенного значения для нас. 332 Вместе с воздержанием от пищи израильтяне должны были воздерживаться от всякой работы. «Никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа Бога вашего» (23:28, 31, 16:29; Чис.29:7 ). В виду важности акта очищения от грехов, совершающегося в день очищения, все израильтяне ( Лев.23:31 ) должны были воздерживаться решительно от всякой работы (). 333 Между тем, в другие праздники они должны были воздерживаться от , т. е. от всякой работы ( Лев.23:7, 21:25, 35 ; Чис.28:18:25 ), связанной с трудом. Легкая работа, как, напр., приготовление кушания, дозволялась в этот праздник ( Исх.12:16 ). Как нарушение поста, так равно и нарушение постановления о воздержании от всякой работы, наказывалось смертью. «Если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее» ( Лев.23:30 ). 334

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Здесь дано описание полного оскудения земли израиль­ской вследствие её расхищения и опустошения. Природа по­трясена, растительность исчезает, земля теряет своё плодородие, стада стали добычей победителя, полное опустошение и оскудение поразило плодородную землю, текущую молоком и мёдом. И вот, хотя все это будет, «хотя () смоков­ница не расцветёт, и не будет плода на виноградных лозах, и дело маслины обманет, будет изведён мелкий скот из загона, и крупный скот из стойла (ст. 17), но и тогда, говорит пророк, о Господе (собственно – в Господе) буду радоваться и веселиться о Боге спасения моего (ст. 18)». Вера пророка преодолевает страх бед и несчастий. Успокоение во всех бедах пророк обретает в Боге, как Иегове и своём Боге-Спасителе ( ); как и в стихе 14, это – местоимение первого лица ед. числа, сле­довательно, в лице пророка представляется весь народ. Таким образом, для пророка приносит отраду, успокоение и твёрдую уверенность сознание, что Бог есть Бог Завета, неизменно верный Себе () и Бог-Спаситель, Который избавил Израиля от всех врагов его, поможет ему (ср. напр., выразительные места – 1Цар. 14:6 ; 2Пар. 32:11 ; Пс. 3:8; 17:4749; 139:8 ; Ис. 17:10; 19:20; 49:26; 60:16 ; Иер. 3:23 ; Мих. 7:7 ; Соф. 3:17 ; Зах. 9:9 ). Пророк говорит, что он будет радоваться ( от ) и веселиться ( от ), восторгаться и лико­вать (ср. Пс. 29:11 ; Пс. 34:9; 63:11 ). Так снова возвещает пророк свою крепкую веру в Господа, веру, которая не смотря на ужасы и бедствия народа, пригибающие его к земле, их преодолевает. Но это потому, что свою радость и силу он находит в Боге. Аввакум близок к Исаии в молитвах своего творчества; и, кажется, следующие слова Исаии могут быть наилучшим объяснением ст. 18. «Господь... даёт силу ослабевающему и подкрепляет изнемогающего. Ослабевают юноши и утомляются и находящиеся в полной готовности () падают; а надеющиеся на Господа – обно­вятся в силе (Венск., – получат новую силу), поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся» ( Ис. 40:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Рассказ Иосифа добавляет четвёртую возможность наблюдать контакт между израильскими родоначальниками и иноземным царём. Как в предыдущих случаях, так и здесь, тема присутствия Господа продолжает быть важной. Господь был с Иосифом, благоприятствуя всему, что он делал, факт чего его иноземные начальники вновь быстро усвоили ( Быт.39:2-6, 21-23; 41:39 ; ср. Быт.46:4 ; Быт.48:21 ). Как и в первых трёх ситуациях, когда этот царь Египта услышал от Бога ( Быт.41:25, 28, 32 ), он предпринял действие, выгодное для Божьего народа. Снова иноземный царь, защищающий народ Бога, пожал плоды выгоды для себя и своего народа. Цари Египта в Исходе — первые в библейской истории, упустившие этот момент. В Книге Исхода ожесточение фараона возможно самый точный элемент охарактеризации в длительном конфликте между Господом и фараоном, но, вне всякого сомнения, единственный. Мотив ожесточения срабатывает вкупе с другими описаниями, оценочными комментариями и объяснениями в Исходе. Читатели, изучающие мотив ожесточения наравне с  этими другими элементами характеризации,  могут лучше различить умение и намерения повествователя  в направлении симпатий читателей. Что важнее, дело обнаружения и узнавания личностей высвечивается как одна из наиболее обобщающих тем. Господь постоянно объявлял, что Он действовал так, что различные стороны бы узнали Его (напр. Исх.6:6-7; 7:5, 17; 8:10, 22; 9:14-16, 29; 10:2 ). Когда фараон спросил «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа». ( Исх.5:2 ), естественно, это не было признанием невежества или запросом информации.  На кону были личная сущность и полномочия. Когда Навал так же спросил «кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев?» ( 1Цар.25:10 ), он добавил издёвку, что подтверждает, что он точно знал кто есть Давид, но ему не было дела до него или до его просьбы. План Бога в Исходе  быть узнанным так хорошо сработал, что когда тесть Моисея услышал что сделал Бог, он засвидетельствовал, «ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов», ( Исх.18:11 ). Тем временем, этот процесс саморазоблачения Бога также даёт раскрытие личности Моисея, фараона и израильтян.

http://azbyka.ru/ozhestochenie-serdca-fa...

Меланхолия Саула происходит от того, что дух Иеговы отступает от него и злой дух от Иеговы (ruach raah meeth Îehoyah) возмущает его ( 1Цар.16:14 ); болезнь увеличивается, когда злой дух овладевает им, до припадков неистовства ( 1Цар.18:10 ), так что больной мечется, говорит как сумасшедший (hithnabbe) и бросает свое копье в играющего пред ним Давида ( 1Цар.18:10; 19:10 ), как безумный (mithlahleh, который бросает вокруг себя камни, стрелы и смерть Притч.26:18 . 922 – Болезнь Небукаднецара состояла в совершенном лишении ума (insania metamorphosis, zoanthropica); в своем безумии он считал себя животным, ел траву подобно быку, жил под открытым небом, так что волосы и ногти отросли у него подобно орлиным перьям и птичьим когтям ( Дан.4:29 ). 923 III. Демонические болезни. 924 – Этого рода болезни в новом завете ясно отличаются от естественных (физических и психических) болезней ( Мф.4:24; 8:16 ; Мк.11:32 и в др. местах). Возможность демонских влияний на человека лежит в грехе, чрез который, по божественному допущению, род человеческий с падения Адама стал в рабское и родственное отношение к сатане и его злым духам (schedim, δαμονες, δαιμνια. πνεματα κϑαρτα) и подвергается их обольстительному и мучительному влиянию. Эти действия бывают или духовно-этического свойства или телесного, т. е. душевно-телесного. Духовно-этические состоят в искушениях и обольщениях ко греху, которые могут увеличиваться до вторжения сатаны в сердце человека, как напр, в Иуду Искариота ( Ин.13:27 ). Телесные состоят в болезнях или болезненных припадках, которые наносит сатана людям, как напр, болезнь Иова ( Иов.2:5 qq.), 18-ти летнее сведение хребта женщины, упоминаемой у Лк.13:11 , удары ангела сатаны, ощущаемые апостолом Павлом, как присутствие жала в теле ( 2Кор.12:7 ). 925 – От тех и других отличается беснование или собственно демоническая болезнь. Бесноватые (δαιμονιζμενοι) в евангельской истории, хотя бывают одержимы частью физическими недостатками, глухотою ( Мк.9:17 ), немотою ( Мф.12:22 ; Лк.11:14 ), или слепотою и немотою ( Мф.12:22 ), частью психическими страданиями, эпилепсиею ( Лк.9:38 ; Мк.9:17 ; Мф.17:15 ), бешенством ( Мф.8:28 qq.; Мк.5:2 qq.; Лк.8:26 q.); но их страдания ни физические только или психические, ни вместе телесно-психические болезни, которые только суеверие иногда производило от влияний или обитания в человеке злых духов; напротив, они состоят в психическом порабощении демонами (χλομενοι π πνευμτων καϑντων Деян.5:16 , ενοχλομενοι απ πν. κ. Лк.6:18 ), которые проникают в душу, овладевают ею постепенно, иногда уничтожают или стесняют самостоятельность человека, делают его душу и дух орудиями своей воли и на телесные органы душевной жизни оказывают разрушительные влияния. 926 – Эти болезни могли быть исцеляемы только чрез изгнание (κβλλειν) демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

…кадила им… Осуждается не каждение как таковое, а каждение в честь Ваалов. То, что надо было делать в честь YHWH, посвящалось Ваалам. Глаголом в Танахе может обозначаться не только каждение (воскурение благовоний), но и, например, сжигание тука (напр., Лев 17:6. 1Цар 2:16) или сжигание жертв целиком или частично в различных видах жертвоприношений (напр., Исх 30:20. 4Цар 16:13. Иер 33:18). То есть вместо кадила им вполне допустимо перевести: приносила им жертвы (такому прочтению следует, в частности, перевод РБО ). Не только каждение, но и серьги () с ожерельями () здесь – элементы культа. Вероятно, амулеты незамим носились в ушах и в носу. Термин халья – hapax legomenon больше нигде в Танахе не встречается; число – единственное. Может быть, это ожерелье, может – какая-то налобная повязка. Блаженный Иероним так истолковывает поведение прелюбодейной жены: «Здесь удерживается образ блудницы, которая украшает себя золотом и драгоценными камнями, чтобы понравиться любовникам своим… Эти серьги, которыми были украшены уши ее чрез божественное учение, и эти драгоценные жемчужины, которые висели на шее ее, так что жених и муж говорил ей: «Шея твоя в ожерельях» (Песн 1:9), она бросала пред свиньями и отдавала святыню псам (Мф 7:6). И исполнилось то, что мы читаем в Притчах: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (Притч 11:22). Делала же она все это для того, чтобы ходить за любовниками своими и оставить мужа. И настолько она стремилась к сладострастию и распутству, что утратила всякое воспоминание о муже и забыла о том, что она была супругою» . …а Меня забывала… У Осии забвение YHWH и Его закона (ср. 4:6; 8:14; 13:6) противоположно знанию. О знании, ведении говорится у Осии 15 раз. «Знать Господа» – значит любить Его и служить Ему. Этому истинному религиозному знанию пророк противопоставляет «проституцию» («блудить», или, точнее, «проституировать» в книге встречается 13 раз) – идолопоклонство, служение иным божествам. «Проституция» (идолопоклонство) – недостаток ведения истинного Бога. Хорошо известно, что в Библии «знание», «познание» означает глубинную, интимную связь (ср., напр., Быт 4:1. Ис 1:2). Трагедия состоит в том, что YHWH «знает» Израиля, а Израиль «не знает» своего Господа – предает Его, изменяя Ему с любовниками (идолами). Израиль, чтобы «познать» YHWH, должен отказаться от своей связи с иными божествами, должен прекратить заниматься «проституцией» (идолопоклонством). В 2:20 прозвучит пророчество о том, что так оно и произойдет, что Израиль «познает» Господа.

http://bogoslov.ru/article/4771086

408 Похоже, что у Иосифа Флавия была рукопись с этой информацией (ср. Древ. 6.68–71), но книги Иосифа Флавия не в ходят в традиционную рукописную традицию. 409 Находка рукописей Мертвого моря позволила получить копии рукописей, которые были древнее на тысячу лет, а значит ближе к своим оригиналам. 411 Оценку различных еврейских, греческих, латинских, сирийских и других источников см. там же стр. 8–11. Также хороший обзор проблем, достижений и направлений исследований можно найти у VcCarter, 1 Samuel, pp. 5–11, и Ralph W. Klein, 1 Samuel, WBS 10 (Waco, TX: Word Books, 1983), pp. xxv-xxviii. 412 CM. Smith, 1&2 Samuel, p. 24, 24 n 9. Введение к переводу New American Bible защищает широкое использование различных текстов, и они приняли более четырех сот исправлений (там же р.24 п 9). 413 Хорошую работу в этом отношении ведет Российское Библейское Общество. Новый перевод Ветхого Завета, который используется по возможности при переводе этого учебника, действительно содержит немало полезных ссылок и толкований. Полную версию перевода Ветхого Завета сотрудники РБО обещают издать в 2010 году. – прим перевод. 414 См., напр., такое допущение в его дискуссии в James W. Flanagan, «Samuel, Book of 1–2: Text, Composition, and Content,» ABB, 5:957–958. 416 См., напр., два предупреждения о конце дома Илия ( 1Цар. 2:31–36; 3:11–1 » Давид дважды представлен Саулу (16:18–21; 17:55–58), дважды Давид избегает убийства от рук Саула (18:10–11; 19:8–10) и дважды Давид отказывается забрать жизнь Саула (24:26) и др. 417 Среди других см. Karl Budde, Die Bucher Samuel erklart, KHC 8 (Tubingen a Leipzig: J.C.B. Mohr, 1902). 418 См. страницы 1–110 книги Noth, Uberlieferungsgeschichtliche Studien (1943), которая была переведена на английский язык под названием The Deuteronomistic History (1981; 2nd ed., JSOTSupp 15 [Sheffield: JSOT Press, 1991]) 419 Современный комментарий, который приписывает авторство всей Девтерономистской Истории одному автору – T.R. Hobbs, 2 Kings, WBC 13 (Waco, TX: Word Books, 1985), p. xxiv.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

толков. Иер. 48:2, 3 ); некоторые ищут убежища на севере у аммонитян, в пограничном городе последних Есевоне (ср. толков. Иер. 48:2 ). Но именно в Есевоне составлен тот план разрушительного похода в моавитскую область (ср. Иер. 48:2 ), исполнение которого служит главным предметом главы 48. Мысль об этом замысле и об исполнении замысла в настоящем месте выражается словами: огнь изыде Есевна, и пламень среды Сена (=Сигона, т. е. «города Сигонова», как называется Есевон в Чис. 21:28  и откуда произошло сокращенное название «Сигон», также как название «Сихем» произошло от «город Сихема»=слав. «град Сикимск», Быт. 33:18 , или как слово «Моав» иногда, напр. в Иер. 48:4  равнозначуще названию: «город Моава=Ар или Ир-Моав») и пожж часть (русск. яснее: бок) Мава, и верхъ (темя) снвъ Сожжение темени, т. е. волос на этой части тела, значит здесь, как и во Иер. 2:16 , опустошение страны (ср. также Ис. 7:20 ). Поражение бока Моава, в переносном смысле, значит другой материальный вред, какой будет причинен Моаву неприятелем. Моав, народ, называется «людьми Хамоса» в таком же смысле, в каком народ израильский называется «людьми Господними». ( Чис. 11:29, 16:41 ). Ст. 1–6. Слово Господне «о сыновьях Аммоновых», которые также, как и моавитяне, были исконными врагами народа израильского. Во время судей они сначала в союзе с моавитянами и амаликитянами теснили израильтян в течение 18 лет ( Суд. 3:12–14 ), потом воспользовались зависимыми отношениями израильтян к филистимлянам на западе и стали теснить их с востока ( Суд. 10:7–9 ). Израиль освобождался от рабства в первый раз благодаря геройскому подвигу Аода, во второй – военною силою под предводительством Иеффая. Высокомерное и безчеловечное притязание, которое изъявил Наас, аммонитский царь, напавши на Иавис галаадский ( 1Цар. 11 ), могло возникнуть только в душе жестокого врага израильтян, знавшего слабость последних во время старости Самуила и еще не испытавшего силы нового царя израильского. Саул победил аммонитян, которые после того затаили такую злобу на Израиля, что даже дружественное посольство Давида было оскорблено ими, и – раздраженные народы взялись за оружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

проф. свящ. (прот.) А.А. Глаголева. Киев, 1914 г. и др. 5. Название Palastav употребляли ассирийские цари. Геродот говорит о палестинских сирийцах. Потом это название входит в употребление не только у римлян и арабов (Filastuna), но и у евреев – со времени Иосифа Флавия. 6. Город мог находиться близко от Палестины (напр., Аскалон) и даже самые стены его (как, напр., в городах Акко и Кесарии) могли находиться в Палестине и однако мог считаться «вне» ее священных границ. Эдершейм, стр. 108. 7. Арабское слово «Тель» – холм, «Бир» – колодец. 8. Так, в Иудее были: Адулламская пещера, где скрывался Давид (1Цар. 22:1), Македская, в которую укрылись разбитые ханаанские цари (И.Нав. 10:10), огромные пещеры Эт-Тувеме – у Вифлеема. 9. Шефел – «нижняя страна», бывшая в древности землей филистимлян. 10. 4000 ф., т.е. более версты высотою. 11. 1900 ф. высоты. Псалмопевец, очевидно, имеет в виду их сходство, когда говорит: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». 12. «Гора св. Илии», 1920 ф. высоты. 13. 2700 ф. 14. Встречается не особенно часто в Палестине – около Иерусалима, Газы, Яффы. 15. Сады в Наблусе (Самарии) и Яффе. 16. Около Магдалы. 17. По свидетельству Иосифа Флавия, очевидно преувеличенному, в одной Галилее было до 240 городов и селений, а каждое селение имело до 15000 жителей. 18. В состав его, как полагают, входили следующие города: Дамаск, Филадельфия, Рафана, Скифополь, Гадара, Иппон, Дион, Целла, Гераса и Канафа. 19. Ирод Великий расширил и украсил Самарию в центре Палестины, которую назвал в честь Августа Севастией (греч. перевод лат. Augusta), на западе – Кесарию, господствовавшую над морским берегом, Габу в Галилее, Эсбонитис в Перее. Тетрарх Филипп построил город у истоков Иордана, который назвал по имени императора Кесарией Филипповой, а из Вифсаиды (деревни) сделал богатый город, названный по имени дочери Августа Юлией (Вифсаида-Юлия), Антипа – Тивериаду и другую Юлию. 20. Ирод Антипа был тетрархом Галилеи и Переи, а Филипп – тетрархом территории к востоку от Иордана (Ватанея, Трахонитида, Авранитида и Панея).

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

народы, упорно защищавшие свои города от пришельцев – Евреев (16:10;17:12–18;15:63). Так как владения Иудина и Вениаминова колена были уже при Иисусе Навине вполне завоеваны, то у них означены все города, у других же колен последние обозначены по мере фактического, а не проектированного, обладания и завоевания ими этих городов. Такое разнообразие в описании, очевидно, возможно у писателя лишь эпохи Иисуса Навина, потому что позднее все города были уже заняты Евреями, и позднейший писатель, например, современник Давида и Соломона, даже Самуила и Илия, с одинаковою подробностью исчислил бы все города. С другой стороны, древность существующего, во второй части книги Иисуса Навина, описания коленных владений подтверждается отсутствием споров, во все последующее время, среди Евреев о пределах коленных владений. При нередких по другим поводам междоусобицах (напр. И. Навин 22гл., Суд. 21гл., 3Цар.14:30 …), ни одна из священных книг не указывает причины последних в споре из-за неясности границ коленных владений. Очевидно, записи книги Иисуса Навина хорошо были всем известны, начиная еще с ближайшей к нему эпохи судей, и были непоколебимо авторитетны во все последующее время. Древностью этого отдела объясняется сохранение в нем хананейских имен городов: Камень Богдана (15:6), Давир или Кириаф Сефер (15:15), Кириаф-Ваал (15:60 – впоследствии Кириаф-Иарим, 1Цар.6:21 ), Таптуах (17:8), Иевус, Цела, Елее (после: Иерусалим, Гивеаф и Кириаф – 18:28), Шева (после – Вирсавия – 19:2) – Ваалаф-Беера (после: Рама – 19:8). Та же древность и современность Иисусу Навину видна в описании Палестинских городов в первой части книги. Писатель, например, замечает, что Гаваон «подобен другим царским городам» (10:2), очевидно разумея хананейские, хорошо известные лишь в эпоху Иисуса Навина, царские города (12:9–24). Эти города после частью были разрушены частью обратились в обычные захудалые местечки и села, не имевшие никаких признаков своей былой «царственности». Хананейские имена также совершенно после забылись и остались лишь новые еврейские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Такой перевод, принятый и в русском, не составляет натяжки, так как и некоторые другие евр. слова, напр. (радостна весть и награда за неё), (грех и жертва о грехе) и другие имеют так же двоякое значение. Ср. Ис.21:7 ρισθος δικας мзду неправды 2Пет.2:15–16 ср. Oor. Disput. p. 7. Подарки, предназначенные Валааму, вероятно состояли из денег, золотых вещей – цепочек, запястий, перстней, серег и привесок (ср. Чис.31:50,52 и Чис.31:18:22 ). Подарки на востоке употребляются не только для того, чтобы расположить известное лицо благосклонно выслушать и исполнить просьбу приносящего дар, но и для выражения почтения (Ар. Иер.Б. Арх. 1 вып. II, 155–156). Так как этот обычай свидетельствовать своё высокопочитание через подарки в древности был всеобщий, то даже истинным пророкам Израиля ( 1Цар.9:7 и след. 3Цар.13:7,14 ; 4Цар.5:15 и след. 8:8 и след.) подносились подарки и не всегда отклонялись ( 4Цар.4:42 ; Иер.40:5 ). Тем более подарки употреблялись при сношении с жрецами и прорицателями языческими. В древнем языческом мире считалось безусловно обязательным предлагать подарки тому прорицателю или пророку, от которого хотели получить совет по какому-нибудь делу или желали узнать будущее. И языческие прорицатели считали с своей стороны обязательным принимать подарки за свои предсказания, смотрели на свои занятия, как на какую-нибудь отрасль промышленности. Так прорицатель Деифон был нанят Коринеянами служит при их войске в качестве предсказателя (Герод. IX, 25). На востоке при передаче подарков, особенно, если они были значительны, усиливались выказать как можно более великолепия, или скорее хвастовства. Для этого употребляли столько людей и вьючных животных, сколько было возможно, чтобы таким образом составилась процессия очень длинная и внушительная. На каждое вьючное животное клали одну только вещь, хотя бы она и имела очень незначительную тяжесть; каждый человек также нёс одну какую-нибудь вещицу, даже самую маленькую и непременно обеими руками. Так мы видим на изображениях Персепольских развалин и так рассказывают путешественники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010