Перестройке в церкви подверглись и др. античные сооружения, напр. мастерская Фидия в Олимпии. В конструкциях и отделке интерьеров базилик применялись мрамор разных цветов и оттенков, резной декор из стука. С исключительным вкусом и филигранным мастерством орнаментированы капители колонн, архивольты арок, колонки, разделяющие спаренные окна. В большинстве базилик представлены варианты коринфских и ионических капителей с крупной резьбой, пластичными обобщенными формами, но наряду с ними, иногда в тех же зданиях, присутствовали капители т. н. феодосианского стиля, с утонченной резьбой и глубокой перфорацией (церкви Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, св. Леонида в Лехее, базилика А в Филиппах), или вариант коринфской капители со спиралевидно закрученными и расправляющимися листьями аканфа (церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, базилика В в Филиппах). В церквах Македонии и Фессалии (Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал) широко представлены образцы капителей со скульптурными изображениями орлов, львиных или бараньих голов. Полы выстилались мозаикой (Дельфы, Никополь) или плитами мрамора, набранными в геометрические рисунки (церкви св. Леонида в Лехее, базилика Г в Филиппах). В небольшой базилике в Элефтерне на Крите наос вымощен крупными плитами, пол алтаря инкрустирован мрамором неск. видов, а нартекс и боковые нефы покрыты мозаиками. Обращает на себя внимание мощение полов и облицовка стен мраморными панелями с состыкованными прожилками (ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике). Отдельные участки стен, поверхности арок и пространство между ними, конха апсиды покрывались мозаиками (см. ст. Византийская империя . Изобразительное искусство//ПЭ. Т. 8. С. 309-310). Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Высокое качество базилик, масштаб их строительства, пик к-рого приходится на рубеж V и VI вв., позволяют ставить вопрос о вероятности имп. поддержки строительства на зап. побережье Эгейского м. Наряду с базиликами в Г. в раннехрист.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Леонида в Лехее, портовом пригороде Коринфа (50-60-е гг. V в. (?) и 518-527), 23 пары колонн отделяли широкий центральный неф, с трансептом на востоке, его средняя ячейка, формирующая виму, была перекрыта шатром или деревянным куполом. Совершенство исполнения характерно для мраморной резьбы и инкрустированных полов. Среди редких центричных структур наиболее ранней является церковь в б-ке Адриана в Афинах (ок. 400), восходящая к семейству тетраконхов с амбулаторием. К ее композиции, вероятно, восходят храмы подобного типа на севере Балканского п-ова: в Охриде (Македония), Адрианополе и Перуштице близ Пловдива (нач. VI в. (?)) (см. ст. Болгария ). В т. н. Красной ц. в Перуштице вместо амбулатория имеются лишь обходы вдоль юж. и сев. экседр, колонны заменены толстыми столпами. Распространены были и церкви типа свободного креста. Наиболее часто строились здесь 3-нефные базилики, к-рые продолжали возводить и после отказа от подобных структур в К-поле и др. областях с сер. VI в. В церквах Фракии и Дакии нефы разделяли рядами колонн и столпов, несущих стропильное перекрытие (Патриаршая базилика в Велико-Тырнове, V-VI вв.; базилика у крепостной стены Монтаны, IV в.), или близко поставленных столпов, поддерживавших своды (Маркианополь (Девня), IV-VI вв.; базилика в квартале Галата Одесса (Варны), IV-V вв.; Ст. Митрополия в Месемврии (Несебыре), V-VI вв.). В этих областях (совр. Болгария), вероятно, чуть позже получил распространение тип сводчатой базилики на крещатых в плане, близко поставленных столпах (ц. Св. Софии в Сердике (ныне София), V-VI вв.; базилика в Голямо-Белове, V-VI вв.), большая часть перекрытий представляла секции из крестовых сводов. В центральном нефе Эленской базилики у Пирдопа (V-VI вв.) выделены 2 квадратные ячейки, по крайней мере восточная из них была перекрыта куполом или пандативным сводом, так же было перекрыто средокрестие ц. Св. Софии в Сердике - базилики с трансептом. Часто, как в греч. церквах, на концах нартекса устраивались помещения, напр. в зальной ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Мраморные поверхности облицовки, мозаика в апсиде, широкий «шаг» колонн, очертания арочных окон и др. создавали эффект дематериализации пространства , свойственный лишь нек-рым одновременно построенным базиликам (напр., св. Леонида в Лехее (Коринф, 50-60-е гг. V в.)) и унаследованный храмами эпохи имп. Юстиниана. По этому памятнику можно судить о литургическом устройстве столичного храма (и строительной технике) V в., где, в частности, выделены устроенный амфитеатром в апсиде синтрон со сводчатым проходом внутри; короткая вима, вероятно продолженная до амвона узким проходом-солеей; крестообразная крипта под апсидой; двери в обоих концах боковых нефов. В К-поле обнаружены остатки базилики того же времени, ц. Богоматери в Халкопратии близ Св. Софии (450-460), церкви вмц. Евфимии в Халкидоне (совр. Кадыкёй, до 450) и Богоматери во Влахернах (518-527) известны только по источникам. При базиликах мартирии, как правило, имели круглую планировку, уникальный мартирий в виде ротонды с апсидой и кольцевым обходом (амбулаторием) существовал при ц. святых Карпа и Папилы (нач. V в.) ( Krautheimer. 1986. P. 105). Кроме к-польской и ближайших к ней школ эгейского мира и зап. побережья М. Азии своей индивидуальностью выделяются школы: на западе - материковой Греции, севера Балкан и Италии; на востоке и юге - зап., юж. побережья и центральных районов М. Азии, Палестины, Сирии, Месопотамии, Египта, Крыма, Вост. Причерноморья. В этом ряду следует рассматривать и раннесредневек. зодчество сопредельных с империей стран Закавказья, развивавшееся в IV-VI вв. в русле с малоазийской традицией, но не вводимое в диапазон визант. архитектуры. С архитектурой Сирии и Закавказья была тесно связана христ. архитектура Ср. Азии и Ирана, включавшего и вост. земли Сев. Месопотамии (ввиду особой специфики и отсутствия тесных связей с регионами архитектура этих областей в наст. статье не рассматривается). Церковь Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике. 450-470 гг. Главный неф. Церковь Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Леонида в Лехее (Коринф; 50-60-е гг. V в. и 518-527) составляет 600 визант. футов, что равно 186 м. В таких городах, как Филиппы, Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал, Никополь, базилик было несколько и располагались они на небольшом расстоянии друг от друга. Наиболее сложно устроенные из них имеют 5 нефов, пересекаемых трансептом перед самой апсидой. На пересечении, в квадратном пространстве перед апсидой, вероятно перекрывавшемся шатром и отделенном от нефа низкой преградой, располагался престол с 4-колонным киворием. Полукружие апсиды огибали скамьи синтрона, прерываемые под центральным окном каменным епископским креслом (о композиции нек-рых из них, а также о функциональных особенностях отдельных зон храмовой структуры см. в ст. Византийская империя . Архитектура//ПЭ. Т. 8. С. 279-290). В центральном нефе, иногда по оси базилики (св. Леонида в Лехее; в Мастихари), но чаще к югу (в дер. Алики на о-ве Тасос) или северу (в Элефтерне на Крите) от оси, располагался мраморный амвон. Памятники архитектуры Греции Памятники архитектуры Греции Строительство базилик в каждой из крупных областей Г. находилось под влиянием тех сопредельных регионов христ. мира, где этот тип постройки был ярко представлен уже в IV в. Архитектура и строительная техника в зап. центрах, Никополе и Коринфе имела миланские особенности, в Фессалонике отражала к-польскую и эфесскую традиции. Композиции фессалоникийских базилик в свою очередь повлияли на строительство в Фессалии и на севере Балканского п-ова. Очевидное влияние античности на структуру церквей (идея базилики) и их отдельные формы (применение ордеров) явилось результатом сложного процесса культурного преемства и не связано непосредственно с перестройкой ряда языческих храмов в христианские, получившей массовый характер только в VI-VII вв. (Парфенон, превращенный в городской собор Феотокос; храмы Эрехтейон и Гефеста в Афинах). Такие перестройки сопровождались пристройкой к вост. стороне апсиды, а если пространство церкви охватывало и внешние галереи языческого храма, то закладывались промежутки между колоннами, формируя стены с округлыми пилястрами (храм Афины Пронайи в Дельфах).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Амиртей I – номарх V нижнеегипетского нома (септа) с центром в г. Саис около 462 – 449 годах до н. э., один из предводителей антиперсидского восстания в Египте против царя Артаксеркса I. 129 О Ктесии и его сочинениях см. статью И. В. Пьянкова. («Античная древность и средние века». 1975. 130 Геродот предупредил часть этой клеветы. Например, он говорит, I, 95, что не игнорирует различные истории о Кире, которые рассказывают, но он стремился к той, которая ему кажется наиболее вероятной. 132 Следуем чтению во французском варианте. В английском варианте Кир был только разбит, а среди пленных оказались его родичи. Страбон (XI.8.5) рассказывает о хитрости, примененной Киром, чтобы победить саков. Он оставил им лагерь и обилием запасов и вина, и вернулся когда саки упились до пьяна. 134 По другой версии (Геродот, Диодор и большинство других историков), Крез был приговорен к сожжению, но воззвав к своему учителю Солону, заинтересовал этим Кира, и тот его помиловал; по третьей – (древневосточные клинописные источники) – казнён. 135 Пельтасты (др. – греч. πελταστς) – разновидность лёгкой пехоты в Древней Греции, часто использовались как застрельщики, метавшие дротики. Получили наименование по названию щита – пелта; в сражениях, как правило, играли вспомогательную роль, но известны случаи (Битва при Лехее), когда при численном превосходстве разбивали фалангу, лишённую прикрытия из конницы и лёгкой пехоты. 137 Здесь и далее встречаются имена более никем из историков не называемые. Предполагают, что Ктесий их просто выдумал, дабы лишний раз подтвердить свои более углубленные знания персидской истории. 138 Ктесий явно, ошибается. Поход Камбиза в Египет пришелся на 526 – 521гг. до н. э. Правил Египтом тогда Амасис II (Яхмос II), который умер с началом военных действий, и отражение захватчиков возглавил его сын Псамметих III. Решающее сражение состоялось весной 525 г. до н. э., под Пелузием, где армия фараона была разгромлена, а оставшаяся часть, после битвы у Пелузия, отступила в глубь страны. После одержанной победы персидская армия начала вторжение в собственно Египет, она двигалась на юг вдоль берегов Нила и по самой реке. Ожесточенное сопротивление персам было оказано во многих городах страны. Последнее организованное сопротивление завоевателям египтяне оказали в своей столице городе Мемфисе, потопив здесь корабль с экипажем из греческого города Митилена, который вез парламентера царя Камбиза. Но здесь на помощь персам пришли изменники из числа местной знати.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Таковы-то были эти дела. Таким образом, Велизарий подчинил своей власти всю ту Италию, которая находится от Ионийского залива вплоть до Рима и Самниума, а земли за этим заливом до Либурнии, как было сказано выше, завоевал Константин. Каким образом заселяют Италию живущие в ней народы, я сейчас расскажу. Вдаваясь далеко в материк, Адриатическое море образует Ионический залив, вовсе не так, как в других местах, где море в конце, глубоко вдаваясь в материк, образует перешеек (Истм). Например, так называемый Крисейский залив, кончаясь в Лехее, где находится город Коринф, образует здесь перешеек длиной стадий в сорок. И другой залив, ответвляющийся от Геллеспонта, который называют Меласом (Черным), образует перешеек в Херсонесе, приблизительно такой же, если не большей длины. Из города же Равенны, где кончается Ионический залив, до Тирренского моря для человека, идущего налегке, не меньше восьми дней пути. Причина того та, что течение вливающегося в этот залив моря главным образом направляется направо. Внутри этого залива первым расположен маленький городок Дриунт, который теперь называется Гидрунтом (Отранто). Направо от него живут калабры и апулийцы, а также самниты; с ними соприкасаются пицены, поселения которых простираются до города Равенны. По левую сторону живет остальная часть калибров, бруттии и луканы, а за ними кампанцы до города Терацины, следом за которыми идут уже пределы города Рима. Эти племена занимают берега и того и другого моря и все внутренние местности между этими морями. Это и есть прежде так называемая Великая Греция. В области бруттиев находятся локры эпизефирские, кротониаты и турии. По ту сторону залива первыми являются греки, называемые апиротами, вплоть до города Эпидамна, который расположен у моря. С ними граничит область Прекамис, за ней та, которая называется Далмацией, и то, что причисляется к Восточной империи. Отсюда далее идут Либурния, Истрия и страна венетов, расстилающаяся до города Равенны. Таковы приморские народы, живущие в этих местах. Выше (севернее) их сисции и свабы (не подданные франков, но кроме этих были еще и другие) занимают серединные земли, а за ними основались карнии и норики. Направо от них живут даки и паннонцы, которые, кроме других местечек, занимают Сингедон и Сирмию, простираясь до реки Дуная. В начале этой войны над теми племенами, которые были по ту сторону Ионийского залива, властвовали готы, а над городом Равенной (севернее), на левом берегу реки По, жили лигуры. По их северным границам живут албанцы в местности в высшей степени прекрасной, называемой Лангубилла, а дальше – племена, подчиненные франкам; на запад от них – галлы, а за ними испанцы. На правом берегу По находятся Эмилия и Тоскана, простирающиеся вплоть до границ Рима. Вот как они там расположены.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Вдоль западной стороны порта, среди нерегулярной торговой и жилой застройки, на выступе восточного мола, возможно, стоял храм Афродиты, а на почти прямоугольной оконечности мола высилась бронзовая статуя Посейдона. Примерно в 1 км к северо-востоку от порта найдена гробница римского времени (I в. по Р. Х.), надпись на которой содержит имя L. Castricius Regulus - одного из самых богатых и щедрых жителей К. римского периода, 1-го президента Истмийских игр римской эпохи. Закат К. начался в III в., в т. ч. и из-за нападения герм. племени герулов в 267 г. Ранневизантийский период Превращение К. в христ. город произошло за столетие. До кон. IV в. археологи не находят в К. следов христианства: общественные здания и языческие храмы остаются в цветущем состоянии. Но в кон. IV в. следует серия землетрясений и вторжений варваров, после чего К. 50 лет лежал в руинах. Строительство во 2-й пол. V в. (императорской?) базилики в Лехее - одной из крупнейших в Греции отмечает начало христианизации, а 3 главных храма, появившиеся в VI в., указывают на то, что местное общество перенесло традицию эвергетизма (демонстративных актов щедрости) с языческих храмов на христ. церкви. В течение этих 100-150 лет христианство и язычество сосуществовали, терпимо относясь друг к другу, о чем свидетельствует ряд примеров синкретизма в ритуалах, символике, оформлении мест погребений и др. I. Христианство и язычество в V-VI вв. Разрушение общественных зданий (театр, гимнасий) во 2-й пол. IV в., видимо, носило массовый характер; в V в. они были превращены в каменоломни, приспособлены под жилища, на их месте возникли кладбища или свалки. Фактически центр города полностью опустел (исключение - главная лестница форума, к-рый располагался на 2 уровнях, изначально разделявшихся торговым рядом (разрушен в кон. IV в., на его месте построили новую центральную лестницу)). Это последний крупный проект К.- языческие храмы, бани и стои уже не были нужны, хотя статуи все еще воздвигали. Однако примеров открытого отрицания прошлых верований и вражды к языческой культуре археология К. дает немного. Так, к ним можно отнести уничтожение лиц у статуй со жреческим убором из святилища Деметры и Коры (относится к V в.), а также на гидрии Осириса, причем в последнем случае на лбу одной из голов был начертан крест (головы скульптур сбросили в источник и дренажную канаву). Однако в целом наблюдается скорее толерантное отношение к языческим обрядам и родовым традициям.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Мч. Леонид Коринфский. Фрагмент иконы Минея годовая. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Леонид Коринфский. Фрагмент иконы Минея годовая. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) [Греч. Λεωνδης] (III в.), мч. Коринфский (пам. 10 марта, 16, 17, 19 апр.), пострадал в гонения имп. Деция вместе с 7 праведными девами - Хариессой, Нунехией, Василиссой, Никой, Каллией (Каллидой), Галиной и Феодорой. Древнейшие упоминания о Л. относятся к рубежу III и IV вв. В кратком Сирийском Мартирологе 411 г. (восходит к греч. оригиналу ок. 360 г.) под 16 апр. указано, что он пострадал «в Коринфе, в Ахайе с 8 другими мучениками» без уточнения их пола и имен (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV-LVI). В Мартирологе блж. Иеронима память Л. содержится также под 16 апр., но заметка более пространна - названы имена всех 7 праведных дев и способ казни (утопление) (MartHieron. Comment. P. 193-194; Duchesne. 1885. P. 124). Вероятно, культ Л. сформировался очень рано. Грандиозная базилика во имя Л. в Лехее (Коринф) была первоначально заложена в 50-х гг. V в. Однако письменные источники позволяют уверенно говорить о почитании Л. в Византии только начиная с IX-X вв. Основной источник этого времени - краткое Мученичество BHG, N 983z ( Halkin. 1953. P. 220-223), дошедшее в составе апрельской дометафрастовской Минеи рубежа X и XI вв.: Patm. 254. Fol. 144-147. В ней память Л. помещена под 19 апр. Пространное Мученичество, лежащее в основе эпитомы, не сохранилось. Согласно редакции патмосского списка, в период гонений Л. с 7 праведными женами не скрывались от властей, а открыто приходили в церковь и молились. Первым был допрошен Л. Когда он отказался принести жертвы языческим богам, его отвели в сторону, а вперед вывели его спутниц. Рим. чиновник попробовал обмануть их, сказав, что Л. уже пообещал принести жертвы «12 богам, сохраняющим всю вселенную», но те не поверили. Тогда они были заключены в темницу, а Л. после повторного отказа поклониться идолам подвергнут пыткам. Сначала его, а затем и его сподвижниц подвесили и стали раздирать тело и прижигать огнем бока. Но мученики не отступили от своей веры, тогда их решили утопить: каждому привязали к шее и на спину камни и бросили святых в море. Волны сорвали оковы, и тела мучеников были вынесены на берег. Их подобрали благочестивые христиане, похоронили и построили на месте погребения храм, в к-ром, по словам автора Мученичества, совершались чудесные исцеления и происходило ежегодное празднование в честь святых. Кончина святых пришлась на 19 апр. Автора краткого Мученичества не интересовали фактические детали: он не назвал имена праведных дев (за исключением Хариессы), имя рим. чиновника, место рождения Л. и место казни мучеников.

http://pravenc.ru/text/2463427.html

1947. T. 70; Orlandos A. Les monuments paléochrétiens découverts ou étudiés en Grèce de 1938 à 1954//Actes du 5-e Congr. Intern. d " archéol. chrétienne. Vat.; P., 1957). Базилики ранневизант. эпохи были построены по всей стране, имели чрезвычайно богатый декор и очень большие размеры, не уступавшие храмам античности (длина базилики в Лехее (Коринф) более 100 м, в Никополе (Эпир) 60 м (все 5 нефов устилала мозаика). Мозаика и резьба по мрамору украшали базилику D, самую большую в Неа-Анхиалос (Фессалия). Было определено, что в Греции и Македонии (епископский собор рубежа IV-V вв. в Стоби) сложился особый стиль церковной архитектуры, ориентированной на Сирию и зап. провинции, проводником к-рого выступала Фессалоника. В 50-х гг. XX в. начались работы на Агоре Афин; выяснилось, что ее развитие не было остановлено нашествием герулов 267 г. и пережило в христ. эпоху новый расцвет: храм Гефеста превратили в церковь в V в.; были перестроены в церкви Парфенон и Эрехтейон на Акрополе, так же датируются и первые надписи христ. содержания; христ. период Агоры продолжался до аваро-слав. нашествия 580 г. В Филиппах раскопки раскрыли процесс христианизации городской жизни. В новой части форума был построен связанный с ним парадной лестницей храм с баптистерием и атриумом, к к-рому постепенно сместились общественные центры. Яркую картину расцвета и гибели ранневизант. цивилизации дает Царичин-Град под г. Ниш (исследован АН Сербии в 1937-1947). Город, построенный имп. Юстинианом на его родине, просуществовал 75 лет (ок. 550-625), в нем были возведены не менее 4 церквей, епископская резиденция, колоннада главной улицы, акведук. Почти все базилики Греции погибли в огне пожаров; беглецы укрылись на островах архипелага, население к-рого было крещено до нач. V в., (храмы на Кипре, Лесбосе, Косе, Делосе и Крите). Средне- и поздневизант. периоды меньше привлекали внимание археологов, но в посл. десятилетия древностями средневековья занимаются все чаще. Появляются сборники, специально посвященные археологии поздней (средневек.) Греции (напр., Archaeology of Greece.

http://pravenc.ru/text/372678.html