В ряду избранных святых А. Л. изображен на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским ; на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч. Димитрием Солунским , благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом , на преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью: «Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще». Известны изображения А. Л. в композиции «Собор Новгородских святых»: на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп. Ксенофонта Робейского, представлен старцем с куколем на голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев, XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским , в отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду. Лит.: Прп. Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец): Житие и описание Леохнова мон-ря. СПб., 1994. С. 31-32; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 619. Т. 2. С. 54-55. О. А. Зверева, Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116078.html

Н. А. Зонтиков Иконография Иконописный подлинник XVIII в. на 22 янв. предписывает изображать Г. таким образом: «Надсед, в схиме, брада Василия Кесарийскаго покороче, риза преподобническая» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 67); аналогичный текст под 23 янв.- в рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 114 об.). В руководстве В. Д. Фартусова содержатся дополнительные сведения: «Типа литовскаго… не очень стар, со средней величины, продолговатою бородой, с проседью; лицом очень худ от поста; во власянице, короткой мантии и епитрахили»; приводятся неск. вариантов изречений, к-рые можно писать на свитке ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 164-165). Сохранившиеся иконы Г. датируются не ранее 2-й пол. XVII в. Наиболее распространенный извод - изображение святого в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева мон-ря, вверху - образ Преображения Господня (в соответствии с посвящением главного храма). К этому типу иконографии относится икона посл. трети XVII в. из собрания С. П. Рябушинского (ГИМ): Г. представлен вполоборота влево, на свитке текст: «Братие, любите друг друга и имейте чи...», образ Преображения - в облачном сегменте; панорама обители дана с зап. стороны: каменный пятиглавый Преображенский собор (1644-1647) окружают деревянные строения, колокольня, стены и башни, как это было до кон. XVII в. Вид мон-ря - слева от фигуры Г., «по птичьему полету», с парящими в небе ангелами с иконой - имеется также на прориси с образа кон. XVII в., находившегося в ЦАМ СПбДА (где святой, в отличие от указаний большинства подлинников, имел темные волосы - Покровский. С. 128-129); подобные варианты - на иконах XVIII в. (ГМЗРК, ГИМ), посл. трети XIX в. (ЦМиАР). В среднике редкого образа Г. с 20 клеймами жития, нач. XVIII в. (частное собрание), предположительно происходящего из Спасо-Геннадиева мон-ря, святой тоже изображен на фоне устроенной им обители, куда включены нек-рые житийные сюжеты.

http://pravenc.ru/text/162062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). В числе учеников прп. Александра Свирского († 1533) упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), где сообщается, что А. О. погребен в Оятском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре (возобновлен в 1992 как жен.), память о месте погребения преподобного была утрачена в мон-ре к XIX в. Местная канонизация А. О., по-видимому, произошла в XVII-XVIII вв., подтверждена включением его имени в Собор Карельских святых, празднование к-рому было возрождено в 1974 г. Иконография. А. О. изображен на прориси с иконы XVIII в. в составе 68 новгородских святых, предстоящих образу Софии, Премудрости Божией, с непокрытой головой и небольшой, немного кудрявой бородой, крайним справа в 4-м ряду правой группы, рядом с прп. Арсением Новгородским . Образ А. О. помещен в числе 48 карельских святых на иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших»: 1876 г. (Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия) и кон. XIX - нач. XX в. (иконостас семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцев - просветителей Карельских в Куопио). Ист.: Описание о Российских святых. С. 264. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Май-Август. С. 577; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 550-551; Голубинский. Канонизация святых. С. 318; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 67-68; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 619; Treasures of the Ormhodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/77016.html

Сулок на жезле свидетельствует об особых заслугах М. С тыльной стороны пластины - контрэмаль белого цвета с надписью: «Образъ//пре: макарïя//архи. переяслов://чудот.». Как правило, подобную икону следует рассматривать как паломническую евлогию, освященную на мощах, поэтому возможно предположить, что в качестве заказчика этих эмалевых образков во 2-й пол. XIX в. являлся переяславский Вознесенский мон-рь, где почивали мощи М. Во 2-й пол.- посл. трети XIX в. появились ростовые образы святого, стоящего в храме рядом со своей ракой, при этом иконописцы старательно воспроизводили детали интерьера: покровенный престол с раскрытой на нем книгой и раку с мощами под киворием. Святой либо указывал на текст в раскрытой книге (при повороте влево), либо благословлял десницей и держал в левой руке крест и пальмовую ветвь (при повороте вправо). В кон. XIX - нач. ХХ в. образ святого благодаря технике типографской печати массово тиражировался в хромолитографиях. Афонский Свято-Илиинский скит печатал именные иконы М. (как архимандрита переяславского) на золотом и красочном фоне. Хромолитография Фесенко в Одессе издавала бумажные иконы М. возле раки с мощами. На них детально изображены кованая полукруглая решетка перед входом под сень, 4 круглые колонны с коринфскими капителями, барочное паникадило и символы сана М. в навершии купола над ракой в придельной ц. во имя М. в Вознесенском мон-ре в Переяславе (собрание Ф. Р. Комарова). Иконное изображение святого подписывали в соответствии с исторической традицией и собственноручной записью М. в кн.: «Беседы Иоанна Златоустого на 14 Посланий ап. Павла» (К., 1623), хранившейся в Вознесенском соборе Переяславского монастыря,- «Преподобномученик Макарий, Архимандрит Овручский, Переяславский чудотворец». В сер. ХХ в. мон. Иулиания (Соколова) изобразила М. на прориси в лицевых святцах рус. святых, выполненных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Серг. Посад, 1959-1962, (сент. Л. 1), частное собр.), а также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых). Время жизни и место погребения неизвестны. По мнению архим. Леонида (Кавелина) , Г. мог жить в кон. XIV в., т. е. быть современником Новгородских блаженных Николая Кочанова и Феодора ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 54-55). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) эти 3 святых упоминаются вместе (С. 46). В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского отмечена память «святых и праведных Христа ради юродивых трех Георгиев - единаго Шенкуръскаго, а двух Новогородъских чюдотворцов. В древнеписьменных месяцесловах память им положена: первому ноября 3, второму апреля 22, а третьему апреля 23 дня... Время бытия их полагается по седмитысящных летех (т. е. после 1492.- М. П.)» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 351, 1807-1811). Имя Г. включено в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831), празднование к-рому было подтверждено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458). Иконография По описанию в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , Г. «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (под 23 апр.). Так же и с тем же днем памяти Г. упоминается в подлиннике XVIII в. собрания С. Т. Большакова 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 150). Поясное изображение святого как средовека с небольшой бородой и волнистыми волосами имеется на иконе «Собора русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и выполненной с нее прориси ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52; Большаков. Подлинник иконописный. С. 91; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. 230; Т. 2. С. 81. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский

http://pravenc.ru/text/164231.html

В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416), созданная в Серебряной палате Московского Кремля. Рака являлась «по вере строением» боярина Шереметева, над ее созданием трудились неск. ведущих столичных мастеров. Рельефная фигура К. повторяет традиц. иконографию: схимнический куколь лежит на плечах, правая рука - в благословляющем жесте, левая сжимает развернутый свиток. Глаза святого полуприкрыты, подчеркнуты его выступающие плечи, на фоне - чеканный растительный узор. Рака была обложена позолоченными серебряными и медными клеймами с изображением погребения и чудес К. и с текстами из его Жития. Над венцом размещалась серебряная дробница с иконой Св. Троицы, на полях крышки - 4 литые дробницы с образами преподобных Сергия Радонежского, Алексия, человека Божия, Ферапонта и св. Феодора, небесного покровителя вкладчика (не сохр.). Сень с ракой в интерьере церкви запечатлена в 1909 г. фотографом С. М. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса, Вашингтон). Благодаря изводам прп. Дионисия Глушицкого и московского «иконника» Дионисия наиболее распространенным типом единоличных икон стало фронтальное изображение в рост, как на 2 иконах в серебряных окладах 2-й пол. XVI в.- из Горицкого Воскресенского мон-ря и из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Кирилловские Танищи (ЧерМО; на первой необычная надпись на свитке: «Во имя Святыя Жывоначалныя Тр[оицы…]»); на пелене 1598 г. из монастырской ц. во имя К. (вклад С. А. Голицыной, КБМЗ); на пядницах кон. XVI - нач. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVI в. (реставрация XIX в., Британский музей; см.: Кормак Р. Иконы. М., 2008. С. 106, 136. Кат. 99. Ил. 67), XVII в. из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ВГИАХМЗ); на иконах нач. XVII в. письма Ермолова (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) и XVIII в. из Горицкого мон-ря (КБМЗ); на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 298-299. 147) и др. В редких случаях свиток изображен в правой руке святого (ГТГ; см.: Антонова, Мнева.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

мысли кон. XVI - нач. XVII в.)//Европейский альманах: История. Традиции. Культура, 1999. М., 2000. С. 19-33; Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и гос-во на Руси IX-XVII вв. СПб., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Митр. Макарий и патр. Иов//Макарьевские чт. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 91-93; он же. Св. Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 59-62; Поздеева И. В., Турилов А. А. «Тетрати… печатаны в Казане»: (К истории и предыстории казанской типографии XVI в.)//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 37-49; 4(6). С. 13-28; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 220-223; Ульяновский В. И. Смутное время. М., 2006; Румянцева В. С. Из истории патриаршества в России: Первосвятитель Иов и царь Борис Годунов//Церковь в истории России. М., 2007. Сб. 7. С. 44-55. Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р. Иконография Описание внешности И. приводится в некоторых иконописных подлинниках кон. XVIII в., 20-х гг. XIX в.: «Подобием сед, брада Григория Богослова, пошире и подоле, власы с ушей, в шапке, амфор и Евангелие, сак киноварь, испод голубец» (БАН. Строг. 66. Л. 150 об., назван в отдельном перечне без указания дня памяти); «Сед, брада доле и шире Петровы митрополита, власы главныя с ушей появились, в шапке и саккосе красном, испод голубой, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 171 об., под 19 июня). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском мон-ре. 1707 г. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском мон-ре. 1707 г. В 1655 г. патриарх Никон повелел устроить в Патриарших палатах Московского Кремля «маленькую церковь во имя новых Московских святых, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа... а в церкви написать портреты шести патриархов... первый из них Иов» ( Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905 2. С. 512). Одно из ранних сохранившихся изображений И. представлено на прориси с иконы «Московские святые» XVII в.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Более подробно история связей И. и прп. Зосимы отражена на миниатюрах Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Так, в рукописи кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева изображение И. встречается неск. раз. Три миниатюры (Л. 37, 38, 44) практически одинаковы по композиции: в левой части показан берег, к к-рому направляются лодки с монахами, в правой - в стенах Новгородского кремля И. принимает посольство. С этими миниатюрами сходна композиция на л. 43, где акцент перенесен с прибытия соловецких монахов (показана лишь лодка на берегу) на встречу с И., более узнаваемо представлены собор Св. Софии и интерьер палаты, где происходит беседа. На л. 44 об. И. представлен дважды: слева - беседующим с прп. Зосимой, справа - в интерьере собора Св. Софии в парадном облачении поставляющим прп. Зосиму в священники и игумены. На л. 45 слева И. представляет нового игумена соловецкой братии, справа новгородские бояре одаривают монахов. Образ И. включен в состав различных композиций, в XVIII-XIX вв. представляющих «соборное моление» Новгородских святых: на иконе письма свящ. Григория Алексеева (1728, ГТГ); на иконе «образ святителей Новгородских Нифонта, Евфимия, Моисея и Ионы, вверху образ Знамения Пресвятыя Богородицы, образ писан краски», известной из описи Софийского собора 1833 г. как икона на 2-м столбе собора с правой стороны (Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. СПб., 2003. Вып. 9(19). С. 525); наряду с Новгородскими святителями Моисеем, Иоанном и Евфимием, прав. Иаковом Боровичским - на иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание). Сохранились прориси с иконы XVII в. (ныне в ГРМ), на к-рой представлены 3 Новгородских святителя: Евфимий в клобуке, Нифонт в митре и, вероятно, И. с непокрытой головой ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 396-397); с иконы «Собор Новгородских чудотворцев» XVIII в., где И. представлен с левого края 1-го ряда святителей, он в клобуке и ризах (Там же. С. 398-399).

http://pravenc.ru/text/578254.html

В XIX в. на иконах подобного типа И. иногда писали с непокрытой головой, особенности его иконографии варьировались. Так, на иконе «Избранные святые в молении перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери» 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 416-417. Кат. 124) И. изображен во 2-м ряду левой группы, волосы с проседью, борода заужена, слегка раздвоена внизу, одежда схимника, куколь лежит на плечах. На иконе подобной иконографии 1838 г. (дата на нижнем поле иконы) из ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери И.- в правой части композиции, в 3-м ряду, вполоборота влево, в схимнической одежде, правая рука лежит на груди. У него сужающаяся книзу русая борода, короткие, немного вьющиеся волосы с небольшой проседью, высокий лоб. Владимирская икона Божией Матери с избранными святыми на полях была исполнена иконописцем А. Ф. Крыловым по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины ратников гос. ополчения, участвовавшей в Крымской войне; впосл. находилась в Успенском соборе Ростова (1855, ГМЗРК; см.: Она же. 1998. С. 105-106). И. представлен справа на нижнем поле в овальном медальоне, в ряду поясных изображений др. рус. чудотворцев, гл. обр. Ростовских. Изображения И. практически неизвестны на иконах Богородицы с Младенцем «в молении Ростовских чудотворцев», за исключением прориси с иконы XVII в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 446-447. 223; предположительно И. присутствует также на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. из музея «Дом иконы на Спиридоновке» в Москве; см.: Русская икона XV-XX вв.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144. Кат. 109). В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 100) Св. Троице Новозаветной предстоят в молении избранные святые, в т. ч. Ростовские; образ И. помещен в правой группе, крайним во 2-м ряду, за блж. Исидором. Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII – нач. XIX в. (МИИРК)

http://pravenc.ru/text/673961.html

XVII в., из собрания С. Г. Строганова, ГРМ); Молебная икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев (XVII в., ГМИР; Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7); Молебная икона Божией Матери, с Ростовскими и избранными чудотворцами, Л.- припадающий на колени (кон. XVII в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108; С. 352-353. Кат. 106); икона Божией Матери с Младенцем с предстоящими Ростовскими святителями и со свт. Афанасием Александрийским (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; в надписи именована Ростовской; Вахрина В. И. 2006. С. 400-401. Кат. 118) и др. Редкий иконографический вариант извода представлен на обороте выносной Владимирской иконы Божией Матери (XIX в., ГМЗРК): Л., Исаия, Игнатий изображены в повороте вправо, в молитвенном обращении к Спасителю в облаках. Образы Ростовских святителей Л., Исаии и Игнатия, к-рые традиционно написаны в фелонях, омофорах и белых клобуках, стали центральными в композиции избранных Ростовских святых. К числу ранних памятников относятся иконы: «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55); «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые расположены в 2 ряда, Л.- в 1-м ряду в центре. На Боголюбской иконе Божией Матери с избранными святыми, приписываемой кисти Семена Бороздина (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103), в молении предстоят Ростовские чудотворцы - свт. Иаков, прп. Петр, царевич Ордынский, блж. Исидор Твердислов, прп. Авраамий. Святители Л., Исаия и Игнатий изображены коленопреклоненными, в светлых крещатых фелонях и белых клобуках. На прориси с иконы XVII в. «Ростовские чудотворцы», где представлены в молении 10 Ростовских святых, на первом плане - коленопреклоненные Л. (впереди), Исаия и Игнатий (ГРМ; Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010