Богословие Дамаскина (в переводе Иоанна экзарха) было известно в русской письменности уже в очень раннюю пору; по крайней мере, в XII веке встречается цитата из него: 559 древнейший список – Синод. 108 (Горский и Невоструев, 155) относится к XIII веку. В рукописях Богословие известно под именем: «слово о правой вере», «книга небеса»; автор жития Бориса и Глеба именует эту книгу «уверием». Старец Артемий, как видно из предыдущего изложения, пользовался в значительной степени Богословием Дамаскина. Если в некоторых случаях пользование это еще может быть оспариваемо, в виду существования параллелей в святоотеческой письменности (напр., по вопросу об отмене значения десятословия), то в других случаях пользование Богословием доказывается заимствованием и всей аргументации и отдельных выражений. Сделанные ссылки на слова И. Дамаскина о кресте и о вере, об иконах, о святых, о том, «яко несть злу виновен Бог», – показывают, что Богословием Артемий руководствовался именно в тех случаях, когда надо было оправдать какое-либо церковное установление, какой-либо вопрос веры христианской В этом случае ясность и простота языка славянского перевода, а также убедительность доводов И. Дамаскина являлись большим подспорьем для православного полемиста. Артемий высоко ценил творения И. Дамаскина и, когда Будный резко отозвался о последнем, Артемий упрекает его в бездоказательности суждения и замечает об Иоанне Дамаскине : «аще бо и едино от святых богословных его сложений принесем, абие заградит уста еретик!». 560 Но, кроме этого упоминания да еще другого на ст. 1284, Артемий нигде больше не упоминает об этом главном своем источнике в вопросах православного вероучения: явление, аналогичное тому, которое мы видели и по отношению к Исааку Сирину . Не та же ли и причина? Творения св. Дионисия Ареопагита , также бывшие в числе источников Артемия, были известны в славянской письменности в переводе инока Исаии, совершенном в 1371 году. Исаия перевел творения св. Дионисия вместе с толкованиями к ним, написанными Максимом Исповедником . К этим толкованиям он отнесся довольно свободно, – в смысле допущения пропусков и значительных сокращений. 561 Перифразы Георгия Пахимера едва ли были ему известны, 562 а если он и знал их, то, во всяком случае, не пользовался ими. 563

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Сер. XVI в. датируются 2 храмовые иконы кафоликона И. м.: Богоматерь Одигитрия и Христос Всевидящий (ΠΑΝΤΕΠΟΠΤΗΣ - Пантепопт). Богоматерь с Младенцем изображена традиционно для данного извода: по пояс, с Младенцем на левой руке, правой указует на Него, Младенец, в одеждах, покрытых золотым ассистом, благословляет правой рукой, в левой держит свиток, Его ножки чуть приподняты одна над другой, ступни приоткрыты. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Иконы имеют золотые фоны и рельефные нимбы, напр. на нимбе Богоматери между цветочными изгибами размещены круглые медальоны с символами евангелистов. Иконы из кафоликона И. м. имеют большое сходство с иконами подобных изводов из Великой Лавры, написанными в 1535 г. Феофаном Критским. Поэтому обе иконы атрибутируют как работы этого мастера, созданные между 1535 и 1545 гг., когда он расписывал кафоликон мон-ря Ставроникита. Образы Христа и Богоматери являются повторением классических типов, созданных в позднепалеологовский период визант. искусства: рисунок ликов и драпировок отличается классической правильностью, чистотой передачи пластической формы, что особенно очевидно на иконе Христа Всевидящего. Изображение Его благородного облика восходит к визант. иконе Христа из собрания ГЭ (1363), но без чрезмерной штриховой белильной разделки и напоминает монументальные пластические образы искусства XIII в. На раскрытом кодексе в руках Христа помещен текст из Евангелия от Матфея (Мф 11. 28-29). Чрезвычайно важны эпитеты, к-рые сопровождают изображения на храмовых иконах кафоликона И. м. Названия икон Божией Матери Одигитрии и Христа Всевидящего восходят, вероятно, к названиям прославленных икон визант. столицы. Почитание к-польской иконы в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон было широко известно паломникам, посещавшим К-поль (Царьград), оно также нашло отражение в распространении списков этой иконы, в т. ч. с наименованием «Одигитрия», на территории правосл. Балкан и на Руси. Образ Христа Всевидящего повторяет извод или наименование иконы, к-рая могла почитаться в к-польском мон-ре с таким посвящением, основанном близ мон-ря Пантократор в кон. XI в. Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (в наст. время мечеть Эски-Имарет-джами). Подобная обитель должна была иметь иконы, исполненные столичными мастерами, ставшие на закате империи объектом почитания, в т. ч. за пределами столицы. Возможно, в этом храме почитались иконы Христа разных изводов, но под общим эпитетом «Пантепопт». Еще один пример использования такого же наименования известен по стеатитовой иконе позднепалеологовского времени (XIV-XV вв., музей Метрополитен - см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of Exhib. N. Y., 2004. P. 235-236. N 143) с образом Христа на престоле в окружении сцен праздников и ликов святых.

http://pravenc.ru/text/293365.html

XVI в., ГММК,- с «Сошествием Св. Духа»). Фигуры чина могли быть поясными, как, напр., на иконах, входивших в первоначальное убранство ц. Покрова на Рву (кон. XVI в., ГИМ, музей «Покровский собор»), где И. З. облачен в коричневую фелонь и держит закрытое Евангелие в золотом окладе с красным обрезом на покрытой омофором правой руке. Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Единоличные изображения И. З. в иконописи известны с поздневизант. времени. На мозаичной иконе (ок. 1325, Дамбартон-Окс, Вашингтон), подаренной мон-рем Ватопед на Афоне рус. послу гр. А. И. Нелидову в 1894 г., в поясном изображении И. З. выделены черты, характерные для типа аскета - впалые щеки, высокий лоб; облачения отличаются яркостью - ризы с красными крестами, омофор с крупными синими крестами, на покровенной левой руке Евангелие. Древняя почитаемая небольшого размера икона (26,5×19 см) с ростовым изображением И. З. хранится в мон-ре Хиландар. Уже в кон. XIX в. живопись в среднике была неразличима, и внимание исследователей икона привлекала благодаря драгоценному визант. серебряному окладу XIII-XIV вв. с 14 рельефными композициями, Этимасией и праздниками ( Кондаков. 1902. С. 195. Рис. 75). В совр. публикациях на иконе заметны черты, к-рые можно отнести к искусству позднего времени: высокий лоб святого заканчивается тонзурой, бритый подбородок; святитель в саккосе, на боку палица; цветной фон имитирует воздушную перспективу (Treasures of the Mount Athos. 1997. Cat. 9. 21. P. 344-345). Наиболее ранний пример в рус. иконописи - икона из ц. Введения д. Кузьмино на Княжострове Архангельской обл. (2-я пол. XV в., АМИИ). И. З. представлен с разведенными в стороны руками, правой благословляет, на покровенной левой Евангелие; облачен в белую крещатую фелонь, темно-синий подризник, у него шитая золотом епитрахиль, палица и поручи; волосы необычно пышные, на голове тонзура.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, О. В. Чумичева Иконография Изображения Г. появились в иконописи и книжной миниатюре еще до обретения его мощей, создания Жития и офиц. иконографии, начало к-рой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился свящ. Григорию из Ст. Тотьмы, после чего была написана икона Г. вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февр., 23 марта иконописных подлинников, напр. сводной редакции XVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, 83); также 30-х гг. XIX в.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его»» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 124, 138). В выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. встречается др. вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст» (РНБ. O.XIII.1. Л. 123 об.). Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Соловецкие чудотворцы: преп. Герман, свт. Филипп, преподобные Зосима и Савватий. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГММК) Наиболее ранние изображения Г. известны на иконах «Преподобные Зосима и Савватий, с житием», где сюжеты с участием Г. включались в состав клейм, их число варьировалось в зависимости от житийного цикла. На «Боголюбской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, с 29 клеймами их жития» 1545 г. из Троицкого собора Соловецкого мон-ря (ГММК), к-рая находилась возле раки с мощами Соловецких святых, Г. изображен в монашеских одеждах с черным клобуком, без нимба, в 8 композициях: «Встреча прп. Савватия со старцем Германом», «Трехдневное плавание преподобных Савватия и Германа на карбасе по Белому морю», «Водружение Креста на Соловецком острове», «Прп. Герман слушает рассказ карельской жены», «Прп. Герман рассказывает прп. Савватию о наказании жены рыбака ангелами», «Встреча преподобных Зосимы и Германа», «Преподобные Зосима и Герман плывут на карбасе к Соловецкому острову», «Преподобные Зосима и Герман рубят на острове деревья и строят кельи». Сохранилась др. икона такой иконографии и того же происхождения (ГММК).

http://pravenc.ru/text/164711.html

Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР) Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР) В расширенных композициях «Рождество Христово» на рус. иконах показано клеймо «Убиение Захарии», напр. на иконе из собрания И. С. Остроухова (кон. XVI в., ГТГ), на иконе круга Гурия Никитина (Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; см.: Костромская икона XIII-XIX вв., 2004. Кат. 200), и др. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) описание облика З. приведено в разд. «Святые пророки…», о нем сказано: «…старец с длинною бородою в священнической одежде» (Ч. 2. § 132. 24). В сборнике изображения З. упоминаются также в сюжетах, входящих в циклы «Как изображаются праздники Богородичные» и «Чудеса Предтечи»: «Введение Богородицы во храм» - «В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к Пресв. Марии…», «Благовестие Захарии» (Ч. 3. § 5. 4); «Иосиф принимает Богородицу из храма» - «Внутри храма стоит пророк Захария благословляющия. Позади его некоторые иереи указывают друг другу на Пресв. Марию, а пред ним Иосиф…» (Ч. 3. § 5. 5); «Благовестие Захарии» - «В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи - мужи и жены» (Ч. 3. § 21. 1); «Рождество Предтечи» - о З. сказано, что он при постели прав. Елисаветы «сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему» (Там же. 2). В рус. сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Г. Д. Филимонова под 5 сент. облик З. описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нем греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 145); под 23 сент., в празднование Зачатия св. Иоанна Предтечи, сказано: «…во святилище Захария… с кадилом у престола, служит святую службу, против его стоит архангел Гавриил смиренно, в руке держит скипетр, а Захария молебно к престолу держит руки, над ними по херувиму киноварь, за Захарию стоят старцы по ветхому закону…» (Там же. С. 157-158); под 24 июня, в празднование Рождества св. Иоанна Предтечи, З. упоминается так: «…сидит мало поодаль одра [Елисаветы], подобием стар, брада долга, в руках дщица, а на ней пишет «Иоанн да будет имя ему»» (Там же. С. 372-373).

http://pravenc.ru/text/182665.html

2014. С. 171-173). Ныне икона помещена перед царскими вратами в Никольской ц. Ильинского скита. Особенностью образа и его списков являются изображения свт. Николая Чудотворца и св. Иоанна Предтечи в овальных медальонах на фоне по обеим сторонам от Божией Матери. Чтимые списки икон «М.» находятся и в др. мон-рях Афона (напр., в Григория преподобного монастыре на Афоне) и за его пределами (чтимый образ Божией Матери «М.» написан на сев. стене нижней пещерной церкви в Герасима Иорданского монастыре близ р. Иордан, где, по преданию, останавливалось Св. Семейство по пути в Египет). Иконы Божией Матери «М.» в России Древнейшим памятником «М.» на Русской земле следует считать икону, прославленную как «Блаженное Чрево» (подробно см. в ст. «Блаженное Чрево» икона Божией Матери ), или Барловская, к-рая была привезена в Москву в 1392 г. и хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля (не сохр.). Красное платье, золотое шитье на платье и подушке, золотые звезды, к-рыми расшит мафорий, и даже шитые узоры, повторяющие араб. вязь, роднят икону с произведениями итал. мастеров XIV-XV вв. С иконы в 40-50-х гг. XVI в. была написана копия, на которую был перенесен оклад оригинала XIII-XV вв.- древнейший образец раннемосковской эмали, скани в соединении с золотоордынской басмой и техникой зерни (некогда в Новодевичьем мон-ре Москвы, ныне в Оружейной палате, ГММК). Л. А. Щенникова, занимаясь историей почитания икон кремлевского Благовещенского собора, собрала все высказанные гипотезы о происхождении Барловской иконы, а также указала, что с нее была сделана икона-список в размер пядницы (наместница) ( Щенникова. 1999). По мнению Рындиной, «Богоматерь Барловская» была «обратным переводом Хиландарской Типикарницы св. Саввы Сербского» из карейской келии ( Рындина. 2002. С. 118). Однако помимо зеркального отображения композиции между образами «М.», происходящими с Афона, и списками икон «Блаженное Чрево» существует ряд иконографических отличий. На Барловских иконах отсутствуют венец, ангелы, фигура Богородицы имеет большую высоту (изображение поколенное, а не поясное) и представлена в иной позе (Мать держит Сына на коленях, в то время как на афонских списках «М.» Младенец чаще полулежит в складках Ее мафория).

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

9 гл.; сн. Об иконах, сл. 3). Поэтому то, учит бл, Августин, раньше своего сотворения все и существовало, и не существовало, – существовало в познании Бога, не существовало в своей природе» (О кн. Быт. букв. V кн., 18 гл. Сн. Ирин. Прот. ерес. II кн. 3 гл. – Ориг. О началах, I кн. 2 гл. 2, Дионис Ареоп. Об именах Божиих, V, 8 и у др.). Первообразы, по которым Бог создал мир, по древне-отеческому учению, очевидно, не то же, что идеи Платона, которые Бог будто бы произвел вне Себя и на который Он смотрел всякий раз, как имел в виду что-либо сотворить. 55 Дамаскин, Излож. веры, II, 2. Ср. Григория Богослова вышеприведенное рассуждение (§ 6). Блаж. Феодорит рассуждает «Бог ни в чем не нуждается, но Он, будучи бездна благости, благоволил не сущим даровать бытие» (На кн. Быт. вопр. 4) Туже мысль выражали св. Афанасий В. в Сл. о воплощении и Прот. язычн. – (I ч. в рус. пер. 83. 68 стр.), бл. Августин, (О град. Бож. XI, 24), и др. 56 Здесь между прочим ответ на возражение «каким образом Бог мог сотворить мир или человека по любви к ним, если прежде творения ничего не было, а следовательно, нечего было и любить». Мир, созданный во времени, мог быть предметом любви Божией и до своего создании, ибо Бог от века имел мысль о нем, как отображении Его совершенств, составляющих, предмет Его любви. Впрочем, и сами выражения – «прежде» и «после» не приложимы к Богу, как независимому от условий времени. 57 «Творец по существу Своему благ, учат восточные патриархи, посему все, что только Он сотворил, сотворил прекрасным, и никогда не может быть Творцом зла». (Посл. вост. патр. 4 чл.). 59 См. напр. Тертуллиана , Прот. Маркиона и Прот. Гермогена, – Василия В. Бог не виновник зла (Бес. 9, IV т. в рус. пер.), – Августина, Прот. манихеев, о граде Бож. XII, 1–6 гл.; XIII, 14; Дамаск. Точн. изл. вер IV, 20 и др. 60 Могут спросить: почему же Бог сразу не создал наилучший и совершеннейший мир? Конечно, Бог мог создать и такой мир, ибо для всемогущества Божия нет ничего невозможного (см. I ч. 150–153 стр.), но Бог, по замечанию Тертуллиана , не то делает, что мог бы только сделать, или чтобы нам только вздумалось, а то, чего захочет, согласно с разумными помыслами Своего совершеннейшего разума (Прот. Праксея, 10). Потому-то Бог, в определенное время сотворил именно один этот, а не иной мир, хотя мог бы, замечает св. Златоуст, создать и тысячи и бесконечное множество таких миров (На ев. Иоан., V бес. 3). 61 Подробнее разбор воззрений оптимизма и пессимизма см. у проф. В. Д. Кудрявцева. Начальные основания философии. 1895 г. 348–356 стр. Читать далее Источник: Православное догматическое богословие/[Соч.] Свящ. Н. Малиновского, инспектора Ставропол. духов. семинарии. Ч. 1-2. - Харьков : тип. Губ. правл., 1895-1909. – 445, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

- На некоторых иконах Предтеча изображён с крыльями. Почему? - Такие иконы появились на Руси в XV-XVI веках. Сама же идея изображать Крестителя с крыльями возникла в XIII веке и связана была с богословским воззрением, что св.Иоанн Предтеча является в высшей степени аскетом, пустынником и постником: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3,4); крылья же на иконах - символ чистоты его жизни. - Батюшка, а может это быть связано также и с тем, что Ангелы суть вестники и быстрые исполнители воли Божией, а Предтеча и был вестником, пророчествуя о приходе Мессии: «Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11)? - По свидетельству св.Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя называют Ангелом потому, что он говорил не от себя, а возвещал тайны Божии, был вестником, что в переводе и значит «Ангел». Сам Христос говорит о св.Иоанне: «Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10). - В Священном Писании также говорится о крещении страданиями и кровью мученическою. Как это понимать? - Это значит, что не успевшие - именно не успевшие, а не не захотевшие - принять водное Крещение, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь свою за имя Христово, за веру христианскую, почитаются Церковью как крестившиеся кровью. Например, те из язычников, кто принял мученичество за Христа, омылись собственной кровью, и Крещение их полное и действительное. - Зачем крестить младенцев, ведь они ещё не успели наделать грехов, какие надо было бы смыть Крещением? - Спаситель сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). При Крещении каждому человеку даётся Ангел Хранитель, и дитя оказывается под защитой. А если младенцы не крещены, то они находятся вне Церкви. Их нельзя причастить, помолиться за них на проскомидии во время литургии, при необходимости пособоровать. В Таинстве Крещения каждый получает благодать Духа Святого, очищающую от первородного греха. Недаром ведь свт.Иоанн Златоуст называет Крещение «баней пакибытия», а ап.Павел - «банею возрождения и обновления» (Тит.3,5). Как люди, побывавшие в бане, омываются от скверны и пороков телесных, и выходят чистыми, и одеваются в чистые одежды, так и христиане, вшедши в «баню» Святого Крещения, омываются от скверн греховных - очищаются, освящаются и одеваются в светлые одежды, делаясь чадами Божиими. Как говорил апостол, «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор.6,11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010