Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Дэбрэ-Бизэн [Дэбрэ-Бизан; эфиоп.       - мон-рь Византии; местное название:           - Энда-Абуна-Филиппос (обитель отца нашего Филиппа)], эфиоп. мон-рь. Расположен в совр. Эритрее, близ дер. Нэфасит, в 25 км от столичного г. Асмэра. Происхождение названия мон-ря остается неясным; скорее всего топоним Бизэн существовал до основания обители и относился к расположенному по соседству горному массиву. Местное наименование указывает на основателя мон-ря св. Филиппа (пам. эфиоп. 29 июля), бывшего учеником и последователем св. Евстафия (пам. эфиоп. 15 сент.), поборника монастырского нестяжания и почитания субботнего дня наравне с воскресным. Д.-Б. был основан в 1374 г. и стал одним из центров евстафиан . На рубеже XIV и XV вв. он подвергался гонениям со стороны как царского, так и митрополичьего престолов. В 1400 г. эфиоп. царь Давид II сослал основателя Д.-Б. в обитель Дэбрэ-Хайк-Эстифанос , под начало его идейного противника аккабе-саата Царака Берхана. В 1404 г. под влиянием аввы Георгия из Саглы , бывшего сторонником почитания субботы, царь освободил Филиппа, возвратил его в родную обитель и даровал его последователям свободу субботствования. С этого времени Д.-Б., оказавшийся на границе христ. царства и мусульм. султанатов (сначала Йифата, потом Адаля), к-рые контролировали торговый путь к побережью Красного м. и с к-рыми христ. цари вели постоянную борьбу, превратился в наиболее крупный мон-рь в Сев. Эфиопии. Он пользовался благоволением и поддержкой эфиоп. царей: Давида II, Исаака (1413-1430) и особенно Зара Якоба (1434-1468), при к-ром субботствование в Эфиопской Церкви было введено повсеместно (Собор в Дэбрэ-Метмаке, 1450). К кон. XVIII в. мон-рь пришел в упадок и был покинут монахами. С сер. XIX в. обитель начала возрождаться и отстраиваться. Когда в 80-90-х гг. XIX в. итальянцы, захватившие Сев. Эфиопию, устроили там колонию Эритрея, Д.-Б. оказался ее самым крупным духовным центром. Это положение он сохранил и после достижения Эритреей независимости (1993) и образования Эритрейской Церкви : в числе епископов, рукоположенных для Эритреи в 1994 г. копт. Александрийским Патриархом Шенудой III , был настоятель Д.-Б. В мон-ре похоронен первый Патриарх Эритрейской Церкви Филиппос (1998-2002).

http://pravenc.ru/text/180783.html

В один ряд с рельефами Д.-Д. можно поставить только ансамбль резной скульптуры в ц. Зарема Гийоргис (к северу от Атсби, шт. Тыграй), датируемый IX в. обнаружившим его в 1973 г. К. Лепажем. Фрагменты подобных барельефов сохранились также от разобранного храма в Асмэре (Национальный музей Эритреи, Асмэра). У входа в Д.-Д. расположен новый храм, близкий по формам позднесредневек. храмам исторической обл. Тигре (Тыграй). Он построен над местом, где находятся пещеры с монашескими захоронениями, и представляет собой макдас, обстроенный пониженным круговым обходом. Согласно традиции, под его алтарем находится расселина, в к-рую удалился За-Микаэль Арагави. Однако, по предположению А. Мордини, могила Арагави (место которой было забыто из-за долгого запустения мон-ря) находилась не здесь, а в одной из соседних пещер, на стенах к-рой были обнаружены древние скульптурные изображения. Помимо храмов в монастыре сохранился целый ряд др. построек: монашеские кельи, цистерны для сбора воды и проч. Лит.: Buxton D. R. The Christian Antiquities of Northern Ethiopia//Archaeologia. Oxf., 1947. T. 92. P. 1-42; Mordini A. Il soffitto del secondo vestibolo dell " enda Abuna Aragawi in Dabra Dammo//RSE. 1947. Vol. 6. Fasc. 1. P. 29-35; idem. Gli aurei Kushana del convento di Dabra-Damo: Un indizio sui rapporti commerciali fra l " India e l " Etiopia//Atti del Convegno Intern. di Studi Etiopici. R., 1960. P. 249-254; idem. I tessili medievali del convento di Dabra Dammo//Ibid. P. 228-248; Matthews D. H. The Restoration of the Monastery Church of Debra Damo, Ethiopia//Antiquity. Oxf., 1949. Vol. 23. N 92. P. 188-200; Matthews D. H., Mordini A. The Monastery of Debre Damo, Ethiopia//Archaeologia. 1959. T. 97. P. 1-58; Gerster G. L " art éthiopien. Saint-Léger-Vauban, 1968; Leroy J. L " Éthiopie: Archéologie et culture. Brugge, 1973. P. 99-120; Lepage C. L " église de Zarema (Éthiopie) découverte en mai 1973 et son apport à l " histoire de l " architecture éthiopienne//CRAI, 1973. 1974. P. 416-454; Anfray F. Les anciens éthiopiens: Siècles d " histoire. P., 1990. P. 169-173; Capuani M. et al. Christian Egypt: Coptic Art and Monuments through Two Millenia. Collegeville (Minn.), 2002. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/text/180788.html

Более 1700 христиан Эритреи находятся в тюрьме Асмэра, 10 апреля 2006 г. Христиане в Эритрее подвергаются растущему давлению и попыткам насильственного обращения в ислам. Таковы данные международной христианской организации по защите прав христиан " Открытые двери " , сообщает «Интерфакс-Религия» . Как заявил один из руководителей этой организации после посещения Эритреи, в тюрьмах страны находится около 1750 христиан, осужденных за свои религиозные убеждения. При этом наибольшему давлению подвергаются общины христиан-евангелистов, не включенные в перечень официально разрешенных в Эритрее религиозных организаций. Однако, по словам представителей " Открытых дверей " , верующие трех разрешенных в стране ветвей христианства – Православия, католичества и лютеранства – также не защищены от нападок со стороны властей и силовых структур. По сообщению официальной газеты Церкви Англии, до сих пор не выпущена на свободу певица Хелен Берхан, христианка по вероисповеданию, которая была арестована в мае 2004 года после выпуска альбома евангельских песен. Она содержится в транспортном контейнере в военном лагере и будет находиться там до тех пор, пока не согласится отречься от своей веры. 10 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16965.html