Итак, главной вестью Нового Завета и главным отличием христианского учения о покаянии является весть о прощении грехов через Иисуса Христа. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ). В то же время в Евангелии мы видим встречу ветхозаветного и новозаветного учения о покаянии. Из евангельского повествования видно, как учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облачение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяния, по его мысли, должно было стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают вогонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Вспомним, как описывается в Ветхом Завете внешнее выражение покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, то есть грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Ион.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих » ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4-19; 3:25-90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

58. Дух Святой непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святой вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов. Много подобного видим мы и в мире сем: камни, например, драгоценные иначе не достаются, как с большим трудом. Взыскав сего Духа, святые обрели Его; и Он-то есть истинный бисер многоценный, о коем поминается во святом Евангелии ( Мф.13:45,46 ), в притче о купце, искавшем добрых бисеров, который, нашедши один многоценный бисер, пошел, продал все свое и купил его. Он же разумеется и в другой притче о сокровище, скрытом на поле, которое нашедши человек скрыл и от радости пошел продал все что имел, и купил село то ( Мф.13:44 ). Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святого. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситься от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него, как пишется о сем в Евангелии Луки: «и скончав все искушение, диавол отыде от Него до времене» ( Лк.4:13 ). Господь же Иисус возвратился в Галилею в силе Духа. Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение. 59. Серафим, которого видел пророк Иезекииль ( Иез.1:4,9 ), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

А такое воззрение псевдо-Енох мог заимствовать из канонических книг Ветхого Завета, так как уже в псалмах пророка Давида эта идея о до-мирном предъизбрании Мессии высказывается очень ясно: есть прямые указания даже и на реальное существование Сына Божия от вечности, так что псевдо-Еноху могло быть известным и этого рода предсуществование Избранного. Вообще учение о сверхъестественной природе Мессии выступает в апокрифе Еноха более чем неясно, так что нужно допустить много натяжек и произвольных толкований, чтобы признать невероятным мнение тех, которые доказывают положительное отсутствие этого учения в книге Еноха. Псевдо-Енох видит в Мессии только человека и потому приписывает Ему такие наименования, которые выдают его ветхозаветный взгляд на Избранного. Особенно часто в книге Еноха употребляется в приложении к Мессии название – Сын человеческий (46:1–2; 48:2 и дал.; 62:7; 63:11 и т. д.). Такое наименование, как известно, сделалось общеупотребительным только со времени новозаветной письменности; но это еще вовсе не дает права утверждать, как делают некоторые 106 , будто псевдо-Енох не мог заимствовать его из ветхозаветных книг; образцом для своего произведения псевдо-Енох взял книгу пророка Даниила и отсюда же ( Дан.7:13 ) заимствовал название Мессии Сыном человеческим; это тем более несомненно, что как в книге Еноха, так и в пророчествах Даниила с этим названием соединяется представление о славе Мессии и Его владычестве над всеми племенами ( Дан.7:13–14 ; ср. кн. Ен.46:2–6; 48:2–7; 62:7–9 и т. д.), между тем как в новозаветной письменности это наименование в большинстве случаев указывает на униженное состояние Спасителя ( Мф.8:20; 17:22; 20:28 ; Мк.8:31; 9:31 ; Лк.9:58 ). Кроме того, название Сын человеческий употребляется в книге Еноха не исключительно только в приложении к Мессии; оно иногда прилагается и к обыкновенным людям, например, к самому Еноху (71:14); отсюда видно, что псевдо-Енох употребляет его вовсе не в новозаветном смысле. Нужно при этом помнить, что выражение «Сын человеческий» в Ветхом Завете употреблялось некоторыми священными писателями весьма часто и с особенною любовью: так, в книге пророка Иезекииля «сын человеческий» (надо зафиксировать это написание на иврите без разрыва) () употребляется по отношению к самому Иезекиилю почти девяносто раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

58. Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов. Много подобного видим мы и в мире сем: камни, например, драгоценные иначе не достаются, как с большим трудом. Взыскав сего Духа, святые обрели Его; и Он-то есть истинный бисер многоценный, о коем поминается во Святом Евангелии (Мф. 13, 45, 46), в притче о купце, искавшем добрых бисеров, который, нашедши один многоценный бисер, пошел, продал все свое и купил его. Он же разумеется и в другой притче о сокровище, скрытом на поле, которое нашедши человек скрыл и от радости пошел, продал все, что имел, и купил село то (Мф. 13, 44). Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святого. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситися от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него, как пишется о сем в Евангелии Луки: и скончав все искушение, диавол отыде от Него до времене (Лк. 4, 13), Господь же Иисус возвратился в Галилею в силе Духа. Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святый укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение. 59. Серафим, которого видел пророк Иезекииль (Иез. 1, 4–9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«...Итак,–заключает святитель,–будем, с одной стороны, благоговеть к святым, как к учителям, а с другой–бояться их, как обличителей; будем подражать в жизни своей чтимым нами святым и станем повиноваться Богу так же, как повиновались Его заповедям и твердо надеялись на Его обетования святые» 58 . Значительная часть сохранившихся проповедей святого Астерия имеет прямое отношение к прочитанному за богослужением отрывку из Священного Писания , главным образом Нового Завета. Библейский текст в таких проповедях служит исходным началом и основным источником, откуда проповедник почерпает доказательства верности своих суждений и яркие примеры, поясняющие его нравоучительные выводы. «Слово Божие,–говорит святитель,–излагает нам вразумление, дабы мы, живо и наглядно наученные закону благоустроенной жизни, «иногда не пренебрегали заповедями Божиими» 59 . Исходя из этого, святой Астерий объясняет Священное Писание в нравственно-назидательных целях и только иногда мимоходом раскрывает догматический смысл священного текста. Так, в Беседе на притчу о богаче и Лазаре проповедник касается учения о суде и мздовоздаянии 60 , но подробно разъясняет те места притчи, которые помогают ему обратить внимание своих пасомых на их нравственное состояние, чтобы они «соделались благоразумными судьями собственного поведения» 61 . Подобным же образом он поступает при объяснении Священного Писания и в других проповедях (например, в Беседе на Мф. 19:3 , на Лк. 16:1–9 и др.). Содержание всех проповедей святого Астерия наглядно показывает, что святитель чутко присматривался к окружавшей его жизни и всегда без промедления реагировал на тревожные признаки недугов своей паствы. Он знал до мельчайших подробностей быт пасомых, их интересы, привязанности, обычаи, привычки и даже те оговорки, которыми они пытались оправдать свои проступки. Святой Астерий ярко отразил в своих проповедях нравственное состояние современного ему общества, своевременно и мудро прилагая вечные истины, как целебный пластырь, к конкретной действительности, высокие евангельские требования–к повседневной жизни христиан, указывая в свете христианского учения верные пути и средства духовного обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Лк.1:14 И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Если рождение и обыкновенного дитяти в семействе всякого истинного израильтянина сопровождалось радостью, то тем большею радостью должно было быть рождение необыкновенного дитяти, рождение, предвозвещенное Ангелом, как это и было на самом деле ( Лк.1:58 ). Радость – χαρ – означает радость внутреннюю, а веселье – γαλλασις – радость, выражающуюся внешним образом ( Лк.1:64–67 ). Указав в 14 ст. на радость и веселие при рождении Иоанна Крестителя, Ангел сейчас же приводит и основание этому: Лк.1:15 . Будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имат пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея... В этом стихе описываются собственно личные свойства Предтечи и сначала замечается вообще, что ему будет принадлежать высокое духовное значение: будет бо велий пред Господем, что и засвидетельствовал Сам Иисус Христос в одно время: ей, глаголю вам, – сказал Он, – не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:9–11 ). Затем указываются две частных черты из его жизни. Первая: вина и сикера не имат пити, – черта, по видимости, не слишком великая; так как в древности немало было назореев, на несколько времени или навсегда давших обет не пить вина и сикера и не стричь волос, как Самсон ( Суд.13:5 ), Самуил ( 1Цар.1:11 ) и другие. На самом же деле черта эта весьма замечательная. В назорействе сосредоточена была вся суровая строгость закона Моисеева, и Иоанн, как завершительный камень здания церкви ветхозаветной, должен был вполне выразить эту строгость, чтобы, таким образом, и самому перейти от закона дел к закону благодати, а для других сделаться надежным руководителем в Царство Христово. Итак, как истинный назорей, Иоанн не будет пить вина и сикера. Под вином разумеется вино виноградное, а сикером называется напиток из всяких других плодов (например, ячменя, фиников), особенно пальмовых дерев, с примесью меда. Предтеча Господень не должен был пить вина и сикера как исповедник покаяния не только словом, но еще более примером совершенно воздержной и строгой жизни. Строгое воздержание Иоанна Предтечи опять засвидетельствовал Иисус Христос, когда сказал, что он хлеба не ест, ни вина не пьет ( Лк.7:33 ). Такая строгость Иоанна делала его как бы небесным явлением на земле и всех заставляла видеть в нем великого пророка и небесного посланника ( Мф.21:26 ). Конечно, такой образ жизни был предназначен Иоанну не против его воли, но вполне согласовался с его собственным настроением и призванием. Божественная премудрость обнимает жизнь каждого человека до самых мельчайших подробностей и на этом-то основании дает такое или иное назначение человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Следы таковых путешествий довольно ясные находим в сказаниях евангелиста Луки. Он четыре раза упоминает о том, что Христос шел в Иерусалим: ( Лк.9:51, 13:22, 17:11, 19:28 ). Нельзя думать, что в этих местах говорится об одном путешествии, что в последних трех указаниях содержится только повторение первого указания на путешествие Господа в Иерусалим на последнюю пасху; нет, это указания на разные, путешествия Господа из Галилеи в Иудею, хотя евангелист и не упоминает о возвращении Его опять в Галилею. 338 А так как в общем расположении событий с повествованием Луки сходны повествования Матфея и Марка, и так как события, описываемые у Луки между помянутыми указаниями его на путешествия Господа, описываются и в двух первых Евангелиях; то, значит, и по ним Христос путешествовал ранее последней пасхи из Галилеи в Иудею. – К тому же заключению приходят и некоторые другие указания евангелистов. Например: по сказаниям евангелистов Матфея и Марка при допросе Иисуса Христа у Каиафы утверждали, что Христос говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его» ( Мф.26:61 ; Мк.14:58 ; ср. Мф.27:40 ). Спрашивается: когда высказано было это или нечто подобное Христом? – Из повествований Матфея и Марка этого не видно, а из Иоаннова Евангелия узнаем, что когда Христос пришел в Иерусалим на первую во время своего общественного служения пасху, то сказал между прочим: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (разумея храм тела своего, как поясняет Иоанн Ин.2:19,21 ). Далее: в Иерусалиме, между членами Синедриона, Христос имел ученика Иосифа Аримафейского, и об этом мы знаем из повествований трех первых евангелистов ( Мф.27:57 и дал. Мк.15:42 и дал. Лк.23:50 и дал.). Иосиф жил в Иерусалиме, имел здесь и гробницу, и весьма вероятно, что он сделался учеником Господа во время прежних посещений Христом Иерусалима. Потом, из повествования Луки ( Лк.10:38 и дал.) мы видим, что Христос был в близких отношениях с семейством Лазаря, жившим в Вифании близ Иерусалима; эта близость отношений несомненно предполагает пребывание Христа в Иерусалиме и окрестностях его ранее последней пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

75. Во времена общественных бедствий Церковь совершает общественные моления во храмах и вне храмов (литии): в последнем случае бывают священные процессии, т. е. хождения с крестами и иконами для ограждения самих жилищ наших святынею и для ободрения духа унывающих. Общее для сих случаев моление состоит в умилительном пении некоторых псалмов (6-го, 141, 88-го), с стихами коих соединяются краткие воззвания к милосердию Божию (наприм. «благоутробне, долготерпеливе и всещедре Господи, ниспосли милость на люди твоя»), в чтении особенных молитв и избранных мест из слова Божия. Так, во время бездождия, из послания Ап. Иакова (5:7–9, 17–18), предлагается учение о терпеливом перенесении бедствий и вместе о силе молитвы, которая в Пророке Илие заключала небо и опять отверзала для дождя, а Евангелие ( Мф. 16, 1–3 ; Лк. 4:24–26 ; Ин. 6:30–33 ) поучает, что мы не должны просить знамений с небес, искушая Бога, но с простою верою должны обращаться к Отцу Небесному, который дает нам хлеб истинный и Животворный; в безведрие воспоминается слово Господа: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците, и отверзется вам ( Мф. 7:7–11 ); в страх землетрясения, сердца верующих обращаются к тому всесильнону Повелителю природы, который некогда одним словом укротил бурю на море ( Мф. 8:23–24 ); в нашествие Варваров, возбуждавшей к покаянию словами Господа: аще не покаетеся, вси такожде погибнете, и притчею о бесплодной смоковнице ( Лк. 13:1–9 ). Молитвы в таких случаях читаются обыкновенно с коленопреклонением. Они составлены большей частью Патриархами Царьграда, который весьма, часто подвергался страшным бедствиям, но нередко испытывал и чудесную помощь Божию. Во всех сих молитвах слышан голос покаяния и исповедания грехов, наприм. – «Кое добро сотворихом? – житие порочно и мысль скверную и нечисту стяжахом, – исповедуем правду Твою, познаваем осуждение наше, – но на неисследимое Твое милосердие дерзающе приступаем к Тебе, Благодетелю 57 .» Словом, Церковь старается самое бедствие обратить, нам во благо, сделать его для нас уроком покаяния, и страхом Божиим утвердить сердца наши в вере и добродетели 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Скачать epub pdf 7. 6 неделя по Пятидесятнице. Исцеление расслабленного. Об избавлении от духовного и телесного расслабления (Мф. 9:1–8) «Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9:2 ). Много чудес, братия и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос на земле. И всякое чудо сопровождалось участием не только Самого Божественного Чудотворца, но и того (или тех), ради кого оно совершалось. От Христа исходила сила Господня ( Лк. 5:17 ), чудотворящая воля Его, а от больного – вера в эту животворящую силу Божию. Единение этих сил (силы Божией и силы веры больного) и создавало чудо. Это, конечно, не обозначало, что Сын Божий без участия больного человека не в силах был исцелить его. А значило лишь, что Христос во всех делах, касающихся возрождения и спасения человека, привлекал и привлекает и его собственное участие, ибо «без нас, – как говорит святитель Иоанн Златоуст , – Он не спасает нас». Где веры в Него, в Его чудотворящую силу, не было, там Он избегал творить чудеса. Так, например, среди жителей своего родного города (Назарета) Он не совершал многих чудес по неверию их ( Мф. 13:58 ). Но если вера в Чудотворца выражалась хотя бы у родных и близких больного, или скрытно и у самого больного, то чудо совершилось. Об одном из таких чудес и рассказывает сегодняшнее евангельское чтение. Однажды Иисус Христос в Капернауме учил народ, говорил (ему) слово ( Мф. 2:1–2 ). Не успел Он закончить поучение, как на носилках принесли расслабленного, парализованного человека. Он, по-видимому, жаждал исцеления и верил в возможность его, но не владел своими членами, в том числе и языком, ибо сам не просил ни о помиловании, ни об исцелении. Принёсшие его сердобольные люди говорили, что Христос, исцеляющий всякую болезнь ( Мф. 4:23 ), может исцелить и их расслабленного. Из-за многолюдства невозможно было им пробраться внутрь дома, где учил Христос. Но их вера в Чудотворца была так сильна, а нужда в исцелении так насущна (даровав нам свободу воли, Господь хочет, чтобы мы по своему свободному выбору избирали путь жизни: или узкий или широкий; хотя, любя нас, и призывает к узкому, крестному пути), что они не стали ждать конца беседы Христа и приняли крайние меры: взобравшись на крышу дома, прокопали её ( Мк. 2:4 ) и на полотне (верёвках) спустили носилки с больным к ногам Спасителя, к изумлению присутствующих. (Они могли принести его издалека и опасаться, что он не вынесет долгого ожидания Христа на улице, около дома и поэтому поспешили спустить его через крышу).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава 6 1–6. Непризнание Христа Его согражданами – жителями Назарета. – 7–13. Послание апостолов на проповедь. – 14–16. Суждение народа и Ирода Антипы о Христе. – 17–29. Умерщвление Иродом Иоанна Крестителя. – 30–33. Возвращение апостолов из путешествия. – 34–44. Насыщение пяти тысяч народа в пустынном месте. – 45–52. Укрощение Христом бури на море. – 53–56. Чудеса Христа в Геннисаретской земле. Мк.6:1 .  Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. До 7-го стиха у евангелиста Марка идет рассказ о пребывании Христа в Назарете после совершения Им чуда воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:43 ). Из повествования евангелиста Матфея видно, что это посещение имело место после того, как Христос окончил Свое учение в притчах, которое Он предлагал народу при море ( Мф.13:53–58 ). Согласно евангелисту Луке, это событие падает, по-видимому, на начало выступления Христа как Учителя в Галилее ( Лк.4:16–30 ). Но все-таки евангелист Матфей относит это событие к тому же периоду деятельности Христа, к какому и Марк, как об этом можно заключать из следующих далее рассказов, содержащихся в Евангелии Матфея ( Мф.14 ; Мк.6:14 и сл.). Что же касается евангелиста Луки, то он, очевидно, не держится строго хронологического порядка, ставя рассказ о посещении Христом Назарета в начале Его деятельности в Галилее: у него самого есть намеки на это (см.комментарии к Лк.4:16 ). Поэтому нет надобности (как предполагает, например, Кнабенбауэр) допускать двукратное выступление Христа с проповедью в Назарете. «Пришел в Свое отечество» (ср. Мк.1:9, 24 ). Этим не отрицается рождение Христа в Вифлееме, но обозначается только, что местом жительства ближайших предков Христа по плоти был именно Назарет («отечество» – тот город, где жили отцы, предки). Один евангелист Марк отмечает, что в это путешествие с Христом были и Его ученики: Христос шел в Назарет не для того, чтобы увидеться со Своими родными, а для проповеди, при которой и должны были присутствовать Его ученики. Евангелист Марк вообще обращает большое внимание на то, как ученики Христа были подготовляемы Им к будущей деятельности...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010