Ещё до того оказана мне лично особенная милость. Вот слова отношения министра Шишкова к Митрополиту Булгаку от 17 декабря 1827 года: «Я имел счастье докладывать Государю Императору , что ваше высокопреосвященство, отдавая справедливость усердной службе протоиерея Семашки по 2 департаменту Римско-католической коллегии, где сей духовный в звании заседателя оказал отличные способности и ревность, ведя себя с приличным благонравием, совершенно вам известным, испрашивается ему награждения, соответственного его заслугам. Его Императорское Величество , во внимание к ходатайству вашему, всемилостивейше пожаловать изволил протоиерею Семашке наперсный крест, украшенный бриллиантами. При таковом особенном отличии сего духовного, я поставил себе в обязанность довести до Высочайшего сведения, что он получает на всё содержание не более 1.500 рублей (ассигнациями), – и Его Величеству благоугодно было явить протоиерею Семашке Императорскую щедроту пожалованием ему на стол по сто рублей в месяц, пока не откроется для него духовная бенефиция, коей доходами мог бы он безбедно себя содержать. Высокомонаршую милость сию, последовавшую в 6 день сего декабря, предоставляю вашему высокопреосвященству объявить протоиерею Семашке и возложить на него препровождаемый при сем наперсный крест». Отличие сие поставило меня вдруг на ноги и усилило моё влияние для дальнейшего служения. Оно тем было важнее, что последовало по представлению митрополита. Последним действием министра Шишкова по Униатскому ведомству было объявление Высочайшего повеления: «Выбор новых заседателей во второй департамент Римско-католической духовной коллегии отложить впредь до повеления». Это последовало по моему ходатайству, из опасения, чтобы, при наступавшем тогда новом трёхлетии, преосвященные не прислали новых заседателей по своему образу мыслей. За сим адмирал Шишков 28 апреля уволен всемилостивейше от должностей министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий, и главноуправляющим назначен (25 апреля) товарищ министра просвещения статс-секретарь Блудов. Впрочем, предваряю, что по моим документам я не всегда был уверен, выставляю ли в моих записках число Высочайшего повеления, или сенатского указа, или распоряжения коллегии, в которых повеление прописано.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

19) Сандалии. На западе Епископы служат в белых атласных сандалиях (башмаках), вышитых золотом. Папская туфля бывает красная шёлковая или сафьянная; на ней спереди вышивается золотом крест. Сей-то крест целуют, когда повергаются к стопам Папы. Явно, что этот крест вышивается здесь единственно для того, чтобы сколько-нибудь прикрыть или оправдать обычай целования папской туфли! Но ужели для возвышения Папы надобно уничижать крест Христов? (Ибо не уничижение ли изображать его на туфле)? Итак, Богослужебные облачения общие Восточной и Западной Церкви суть: срачица или подризник, пояс, поруча, епитрахиль, Фелонь, стихарь (разумея под сим далматик и тунику), мантия, омофор, наперсный крест, камилавка, скуфья и митра. Особенные в Церкви западной: навыйник, оплечье, наколенник, срачица низшего церковника, срачица Архиерейская, мантия хоральная для простых священников и для Епископов, перчатки, перстень, сандалии и тиара. Значит, на западе не достаёт только Греческого саккоса, палицы, набедренника и панагии. Богослужебные одежды самого храма в западной Церкви суть: 1) Три пелены на престол льняные, обшитые кружевами. 2) Покров (Velum) для чаши и дискоса один. В Восточной Церкви употребляются два покрова и один возду. 3) Кружечик (palla), которым покрывается чаша, льняной. Он благословляется вместе с антиминсом. 4) Влагалище (bursa), в которое вкладывается антиминс. 5) Плат (purificatorium), которым отирают чашу. Есть и в Восточной Церкви. По чиноположению латинскому, к нему могут прикасаться одни священнослужители (in sacris) (не соблюдается), хотя он и не благословляется. 6) Антиминс (Corporale). Антиминс латинский отличается от Восточного во 1-х тем, что всегда бывает льняной; во 2-х, что не имеет на себе никаких изображений и украшений, кроме двух крестов; в 3-х тем, что благословляется (benedicitur) только, а не освящается (consecratur), т. е. не помазуется миром. Впрочем, строго судя, плат, известный на западе под именем corporale, только по виду и по употреблению походит на наш антиминс, а собственно нашему антиминсу соответствует на западе так называемый освящённый камень (pelra sacra), вделываемый среди престола и называемый переносным алтарём (altare portabile); а плат, называемый на западе corporale, заменяет собою нашу плащаницу, которая в западной Церкви не употребляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик шестиконечный, серебряный, позолоченный, нижний конец расширяется и закончен пятью зубцами, концы перекрестья также заканчиваются пятью зубцами. На лицевой стороне басменное Распятие на фоне из сканых мелких кружочков и спиральных завитков. По концам креста четыре гнезда с двумя жемчужинами и двумя альмандинами. По боковым частям креста орнамент сканых завитков. Оборотная сторона гладкая. Сохранность. Следы ручной обработки, множественные царапины, вмятины, повреждения позолоты. Разрывы, трещины с частичной утратой металла по краям гнёзд. Оглавие отсутствует. На оборотной стороне глубокая трещина с утратой металла. Три отверстия от гвоздей. В верхней части креста в месте крепления отсутствующего оглавия значительная утрата металла. Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 79. 28. Крест-мощевик наперсный Инв. ГИМ 55238 OK 687. XVI–XVII века. Россия. Серебро: литьё, золочение, резьба, скань, волочение. 11.2×7.0×0.8 см. Описание. Крест-мощевик наперсный серебряный, позолоченный, пятиконечный, гладкий, с лицевой стороны покрытый сканым орнаментом кружков и завитков. Распятие литое. Оглавие гранёное, с резным изображением Нерукотворного Спаса. Сохранность. Оборотная сторона помята. Множественные царапины, вмятины. Деформация оглавия с частичной утратой металла. Следы от гвоздей. Мелкие повреждения сканого орнамента. 29. Крест-мощевик Инв. ГИМ 68257/272 ВИМ 4081 ОР 7732. Ранец XVI–XVII век. Россия. Псков (?). Серебро, камни, стекло: золочение, скань, резьба, эмаль. 13.2×8.2 см. Поступил из Военно-исторического музея. Описание. Крест-мощевик серебряный, со следами позолоты, четырёхконечный, с трёхлопастными концами, с оглавием. На лицевой стороне – накладное литое прочеканенное Распятие, орнамент сканых завитков и листочков и два гнезда с камнями. На боковых сторонах орнамент стеблей с листочками в обрамлении из скани и с остатками эмали в них. Оборотная сторона креста гладкая с надписью: МОЩИ СТЫ ЧЯДОТВОРЕЦЬ И ДЕ(М)ЯНА . Оглавие дутое, со сканым орнаментом на лицевой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Потом я заметил, что он все реже и реже стал появляться в садике, а затем и совсем перестал ходить. Сейчас помню, как я видел его в последний раз. Мы пришли навестить старца в его маленькой келейке. Она была вся заставлена банками-склянками, пустыми бутылками, на столе — загнивающие фрукты. Не продохнешь. Старец лежал на койке. Он был неузнаваемый — бледный, худой, оставленный всеми. Из духовных чад к нему никого не пускали. " Причащался, старец? " — спросил его Благочинный. " Да " ,— тихо ответил батюшка. " Ну, теперь выздоравливай, Бог милостив " . Батюшка покивал головой и сказал: " Ладно, ладно, помолитесь " . Мы ушли. А потом еще раз навестили мы старца. Это было ранним утром, часа в четыре утра. В дверь моей келий раздался сильный стук. Собрался, открыл. " Умер отец Тарасий " ,— сказал пришедший отец Благочинный. Пришли в его келию. Дверь открыта, старца нет. Смотрим — в коридоре лежит в уголочке, только-только отошел, еще теплый. В коридоре был умывальник и туалет. Видимо, старец пошел умыться, с ним произошел удар, и он свалился в уголок. Так и преставился... Хоронили отца Тарасия, как всех братий, ранее умерших. Старички плакали, молодые пели, а потом со свечами, со слезами проводили его на кладбище. И сейчас там стоит могилка. На кресте надпись с именем почившего, годы его рождения и смерти, и... его фотография, выцветшая от солнца, омытая дождем. Только что прошла туча, был дождь. Серебристые капельки его остались на лике старца. Мы стояли и думали. Нам казалось, что старец и поныне плачет о своих духовных детях. Хотя он с ними разлучился давно, но помнит их и теперь. Молится за них, ходатайствует о них пред Богом. Сам окрыленный под кровом Сергия Преподобного, он не перестает заботиться о них, чтобы они скорее оперились, как птенцы, окрылились и воспарили к нему. А они как малые дети — некоторые забыли завет своего батюшки и разбрелись по распутиям мира. Ведь говорил же он им: " Держитесь вместе, живите дружно, не забывайте Преподобного Сергия " . На груди одного из братий Троице-Сергиевой Лавры сияет наперсный крест. Этот крест достался ему от отца Тарасия. Хороший крест, серебряный, большой... Да еще епитрахиль, духовнические принадлежности и исповедальная книжечка, старенькая, потрепанная, написанная рукой старца. А потом этому брату достались от отца Тарасия живые души, которых тот вел за Христом. Это самое дорогое и самое тяжелое... Крест, настоящий, сияющий — и все это досталось ему. Но в наше время как тяжел крест духовнический!..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

«Священник глаголет: «Благословен Бог…». Диакон: «Аминь» и, руку целовав, отходит во едину страну святилища и облачается в стихарь, глаголя стихи преднаписанные. Ко орарю приглаголют стих сей ангельский еже «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Таже прием епитрахиль и назнаменав, знаменуя же, ко всякой одежди приглаголет: «Благословен Бог наш…», облачаяся же – стих глаголет. Прежде же облачения, перекрестився, крест на одежди целует, таже стих глаголя, облачается его». При облачении чаще всего допускается (и почти большинством священников) следующая ошибка – поручи одевают сразу после подризника. Следует помнит порядок: 1 . подризник; 2 . епитрахиль; 3 . набедренник (кто имеет); 4 . пояс; 5 . поручи; 6 . фелонь 3 . Крест наперсный не следует одевать после облачения, а следует приступать к облачению, имея его на себе, т.е. на подряснике, чтобы конец цепочки, находящийся на спине, был скрыт подризником и придерживался им и епитрахилью, чтобы не мешать при поклонах. Если подризник как раз по росту или немного короток, то следует, одевая пояс, пропустить тесьмы его под задней частью подризника через прорезы и завязывать под ним на подряснике. В противном случае подризник окажется «подтыканным» и будет сзади немного короче, чем спереди. Завязывая так пояс, следует и заднюю ленту набедренника оставить поверх пояса, захватывая им только переднюю ленту. «Аще набедренник есть, прежде пояса возлагает сей». Опытные священники советуют при начатии проскомидии прятать крест под фелонь, закладывая нижний конец его за пояс, т.к. были случаи, что при наклоне священника к дискосу, крест, качаясь на цепи, ударялся о дискос и сдвигал находящиеся на нем частицы, а иногда и опрокидывал его, поддев под его край поперечной частью, при выпрямлении священника. «Крест же свой под фелонем оставляет, до покровения Даров, поясом придержим, да не како проскомийная иерею действующу, спона (препятствие – слав.) или беда какая прилучится, сосудам и предложенным, кресту тем прикасающуся, биющуся и задеющу. Сия бо заповедаху старцы: да в проскомисании и в причащении, и в потреблении Святых Даров (аще диакона не бывает) крест под фелонем и поясом сокрывати, да безбедни и безвиновни пребудем ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Атрибуция. В пользу вышеназванной датировки свидетельствует тип креста с жемчужинами и использование плохо огранённых камней в глухих кастах. Вероятно, крест выполнен для женщины. 10.       Крест-мощевик наперсный Инв. М Р-946. Первая половина XVIII века. Москва (?). Серебро, жемчуг; гравировка, золочение. 5.9×5.8×0.9 см. Поступил в 1920-е годы из Гохрана. Описание. Крест с фигурными концами, с закреплёнными на спнях жемчужинами слева и справа. Лицевая сторона вызолочена, на ней выгравированы Распятие, изображение Саваофа в облаках и два медальона с монограммой Христа. Оборотная сторона гладкая, на центральной перекладине выгравирована в две строки надпись: ЧАСТИ МОЩЕИ/СВЯТАГО ПАФНУТИЯ . Боковые стенки креста гладкие. Верхний и нижний соединительные штыри утрачены. Атрибуция. Датировка креста обусловлена особенностями гравированных изображений, характерных для работы московских мастеров. 11. Крест-мощевик наперсный Инв. МР-830. 1758–1774 годы. Вятка. Серебро, камни, стекла; эмаль живописная, выпиловка, золочение. 16.7×10 см. Поступил в 1930-е годы, источник поступления неизвестен. Описание. Крест с оглавием в виде ажурной короны, украшенной бесцветными и зеленоватыми стёклами и малоценными камнями. В центре креста накладное Распятие с главой Адама и Саваофом, выполненное в технике полихромной живописной эмали. Фон вокруг Распятия тёмно-коричневый. По краям крест декорирован бесцветными и цветными стёклами в кастах, имеющими форму бутонов и закреплёнными гайками на золочёной пластине. На оборотной стороне ложемент для мощей в виде креста, с крышкой на шарнире. На ней вырезана надпись: СЕИ КРЕСТЪ ПРЕОСВЯЩЕННЕИШАГО ВАРФОЛОМЕЯ ЕПИСКОПА ВЯТСКОГО И ВЕЛИКОПЕРМСКОГО . На оглавии петля для цепочки. Вся оборотная сторона вызолочена. Эмаль разбита, фольга под стёклами выцвела, несколько камней и гаек утрачены. Атрибуция. Невысокое качество ювелирной работы и принадлежность кресту Вятскому епископу позволяют думать, что он выполнен местными мастерами. Живописная эмаль, скорее всего, работы западноевропейского художника, на что указывает тип Распятия, довольно высокий уровень письма и начертание буквы И как N в свитке и в сокращённом имени Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Посему Святейший Синод находит необходимым пояснить, для руководства по духовному ведомству, что ходатайства о предоставлении священнослужителям права ношения упомянутых крестов могут быть вносимы в Святейший Синод, при соблюдении других для наград условий, не прежде, как по выслуге такими священнослужителями не менее трех лет со дня получения последней награды и если притом они имеют уже наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый. 208. О заготовлении наперсных крестов, камилавок и скуфей, выдаваемых удостоенным духовным лицам, и о сокращении расхода на изготовленье сих знаков отличия для духовенства. По указу Его Императорского Величества, Свят. Правительствующий Синод слушали дело по предложению господина Синодальная Обер-Прокурора, от 25-го февраля 1877 года 2129, о заготовлении наперсных крестов, камилавок и скуфей, выдаваемых удостоенным оных духовным лицам, и о сокращении расхода на изготовление сих знаков отличия для духовенства. И, по справке, приказали: принимая во внимание недостаточность ежегодного кредита, ассигнуемого по смете на заготовление знаков отличия для духовенства, Святейший Синод признает необходимым сократить расход на указанный предмет тем, чтобы с настоящего 1877 года духовные лица награждаемые скуфьями и камилавками, изготовляли их на свой счет, о чем и дать знать циркулярно по духовному ведомству чрез, «Церковный Вестник» по принятому порядку. 209. О том, что право на ношение и употребление установленных о для былого духовенства знаков отличия не отменяется от пожалованных оными и тогда, когда бы кто из них поступило в монашество. Но указу Его Императорского Величества, Святейший Синод по случаю тому, что Преосвященный Михаил, Епископ Иркутский, представляя Святейшему Синоду о дозволении постричь в монашество вдового протоиерея Фодора Сухина, сделал по сомнению, ему представившемуся, вопрос: можно ли, по пострижении сего протоиерея, носить ему наперсный крест, для белого духовенства установленный, которым он пожалован? Приказали: в разрешении сего вопроса вообще и отвращение в других местах подобного сомнения дать знать всем духовным начальствам, что право на ношение и употребление, сообразных правилам, установленных для белого духовенства знаков отличия, как-то: скуфьи, камилавки, креста и митры не отъемлется от пожалованных оными священнослужителей и тогда, когда кто из них поступил бы в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом я заметил, что он все реже и реже стал появляться в садике, а затем и совсем перестал ходить. Сейчас помню, как я видел его в последний раз. Мы пришли навестить старца в его маленькой келейке. Она была вся заставлена банками-склянками, пустыми бутылками, на столе – загнивающие фрукты. Не продохнешь. Старец лежал на койке. Он был неузнаваемый – бледный, худой, оставленный всеми. Из духовных чад к нему никого не пускали. «Причащался, старец?» – спросил его Благочинный. «Да», – тихо ответил батюшка. «Ну, теперь выздоравливай, Бог милостив». Батюшка покивал головой и сказал: «Ладно, ладно, помолитесь». Мы ушли. А потом еще раз навестили мы старца. Это было ранним утром, часа в четыре утра. В дверь моей келий раздался сильный стук. Собрался, открыл. «Умер отец Тарасий», – сказал пришедший отец Благочинный. Пришли в его келию. Дверь открыта, старца нет. Смотрим – в коридоре лежит в уголочке, только-только отошел, еще теплый. В коридоре был умывальник и туалет. Видимо, старец пошел умыться, с ним произошел удар, и он свалился в уголок. Так и преставился… Хоронили отца Тарасия, как всех братий, ранее умерших. Старички плакали, молодые пели, а потом со свечами, со слезами проводили его на кладбище. И сейчас там стоит могилка. На кресте надпись с именем почившего, годы его рождения и смерти, и… его фотография, выцветшая от солнца, омытая дождем. Только что прошла туча, был дождь. Серебристые капельки его остались на лике старца. Мы стояли и думали. Нам казалось, что старец и поныне плачет о своих духовных детях. Хотя он с ними разлучился давно, но помнит их и теперь. Молится за них, ходатайствует о них пред Богом. Сам окрыленный под кровом Сергия Преподобного, он не перестает заботиться о них, чтобы они скорее оперились, как птенцы, окрылились и воспарили к нему. А они как малые дети – некоторые забыли завет своего батюшки и разбрелись по распутиям мира. Ведь говорил же он им: «Держитесь вместе, живите дружно, не забывайте Преподобного Сергия». На груди одного из братий Троице-Сергиевой Лавры сияет наперсный крест. Этот крест достался ему от отца Тарасия. Хороший крест, серебряный, большой… Да еще епитрахиль, духовнические принадлежности и исповедальная книжечка, старенькая, потрепанная, написанная рукой старца. А потом этому брату достались от отца Тарасия живые души, которых тот вел за Христом. Это самое дорогое и самое тяжелое… Крест, настоящий, сияющий – и все это досталось ему. Но в наше время как тяжел крест духовнический!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Как вспоминал отец Исаия: я шел к патриарху и боялся. Что скажет святейший и какой суд вынесет на выдвинутые мне обвинения? И вот у патриарха. Странствующий батюшка Исаия рассказал и на карте указал, в каких труднодоступных селах он бывает. Туда, где по пять и десять лет не ступает нога священника. Патриарх слушал, слушал, думал. В конце беседы, все понял. Вдруг резко встал, снял с себя крест, одел на Исаию, сказав: «Иди, и как прежде, благовествуй Царство Божие! И никого не бойся впредь! И кто будет к тебе приставать, ты сразу покажи – крест грузинского патриарха». Я видел тот крест: крест без распятия. Такой себе полиставрий – наперсный крест, внутри которого на голубой эмали тоже, в свою очередь, изображены маленькие равноконечные кресты. Солидарность с игуменом Апеллием Был у нас в Почаеве борец с телевизорами – отец Апеллий (Станкевич). Так Исаия был полностью солидарен с ним! И вот почему… Коллективное сознание верующих людей, противостоящее цивилизационному «зверю», рождало от недр своих грозные открытия о сатанизме телевизора. И не потому (мое частное мнение), что телевизор, компьютеры и прочая мультимедия сами по себе бесовские, но потому, что отвлекают верующего, а уж тем более монаха, от молитвы. Слышал по сему поводу я от игумена Исаии и такой рассказ, произведший на меня впечатление. Итак, ясней и короче… Отец Исаия, подвизавшийся на Кавказе и вторивший отцу Апеллию в неприятии телевизоров, распознал в устройстве телеприемника древний магически колдовской ритуал приглашения «духов» ясновидения в свой дом. Какие это «духи», читающий да уразумеет. Раз на Кавказе он присутствовал на одном ритуале, очень и очень похожем на «духовный телеприемник». Исаия молитвой и крестом остановил тот телекинез. Ритуал был таков: в кусок воска вминался конец шпагата (или другой какой-либо не толстой веревки, или даже нитки) и все это помещалось в бутылку квадратную (обязательно) и прозрачную, кварта раньше была такая, с наговоренной и залитой туда заранее водой, свободный конец нитки-шпагата выводится через печной дымоход в трубу-дымарь аж на удицу и привязывался к ветке святой вербы вертикально. Бутылка же сама устанавливается в устье печи, напротив горящего пламени. С помощью магических заклинаний чаровники приглашали духов пещных и видели в играющем пламени преломляющемся сквозь стекло и воду квадратной бутылки то устрашающие, то благоприятные образы как прошлого, так и будущего, желанные иль не желанные, что только может вспыхнуть и вырисоваться в нашем сознании.

http://pravmir.ru/igumen-isaiya/

6) компас; 7) греческий орден; 8) наперсный крест, металлич , без камней, синодальный; 9) серебряный вызолоч крест, пожалованный Патриархом Никодимом; 10) серебр медаль; 11) Панагия с сибирскими камнями и аметистом; 12) крест с аметистами, 13) крест с рубинами, 14) коробка с лентою без орденских знаков, 15) Панагия с зелеными камнями, 16) академический крест на цепочке, 17) футляр со старинною орденскою звездою, 18) пустой футляр, 19) Панагия с сибирскими камнями и большим желтым камнем, 20) футляр с медалью, 21) футляр со знаком Императорского Православного Палестинского Общества, 22) коробка с бриллиантовой булавкой и ладанками, 23) коробка с маленькими ключами, печатями, 2 темнобронзовыми крестами на Владимирских лентах, металлической цепочкой, по-видимому, серебряной, но без пробы, с буквами «АП», 24) сверток с 70 серебряными рублями, 25) сверток с 34 старинными серебряными рублями, 26) сверток с 17 пятифранковыми монетами, 27) сверток с 40 серебряными полтинниками, 28) мешок с 30 серебр рублями, 3 серебр полтинниками и 2 четвертаками, 29) мешок с надписью: «1400 нап – деньги, высланные Имп Пал О для расходов по 1999 г» (Sic–npuмeч. авторов Протокола), в котором, по вскрытии, действительно оказалось 1400 наполеонов, 30) кожаный мешок с двугривенными на сумму 117 руб 80 коп., пятиалтынными на 45 рублей и гривенниками на 40 рублей, 31) мешок с запискою, написанною неизвестным почерком, без подписи, следующего содержания: «Сии монеты древние, золотые и другие, находящиеся в мешке, ценные вещи отправить в Москву после моей смерти моим племянникам гг. Капустиным»; 32) мешок, в котором оказалось 600 наполенд , 33) мешок с надписью: «535 наполеонов – Вифлеемская сумма от Марии Владим Орловой-Давыдовой» 778 в коем оказалось 560 наполеонов (примеч. – переданы в Палестинское Общество 530, а 30 упл Валеро 779 ), 34) полосатый мешок, в коем сверток с надписью: «78 напол – Беспаловских. 1893 г.» – что действительно и оказалось, и отдельно 240 франков, 35) мешок в коем оказалось 427 наполеонов,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010