«Знамением» названа также икона Богородицы, относящаяся к иконографическому типу «Оранта» (Молящаяся). На этой иконе Дева Мария изображается с воздетыми в молитве руками (это древний молитвенный жест – так в самые важные моменты Литургии простирает ввысь руки священник). И на лоне Богородицы изображен Младенец Эммануил – Бог, еще прежде сотворения мира благоволивший стать человеком. Пресвятая жила любовью к Богу, а Бог открывал Себя в Писании. Конечно, Марии было знакомо пророчество Исайи о Деве, и на Ней оно исполнилось – так же, как исполнилось на Ней всё обетование Ветхого Завета о пришествии Христа. Пророческое имя «Эммануил», означающее «с нами Бог», говорит о том, что мы не одиноки, что в Личности Господа Иисуса Христа к нам пришел Бог, чтобы разделить с нами нашу жизнь и призвать нас к Себе. Бог стал человеком неизменно и навсегда, и Воплощение, которое началось в день Благовещения, доныне открывается в Церкви и Ее Таинствах. Тогда Дух Святой сошел на Деву Марию, и Она зачала и родила Сына – Бога и человека; теперь, во время Божественной литургии, Дух Святой сходит на расположенные на престоле хлеб и вино и претворяет их в истинные Тело и Кровь Христовы. Таким образом Господь, сказавший ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» [ Мф.28:20 ], пребывает с нами в Таинстве Причащения, где происходит встреча человека и Бога. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» [ Ин. 6:56 ], – так говорит об этом Сам Господь. А один из священных сосудов, который используют при причащении, – это лжица (по-гречески λáβις (лабис) – то есть «клещи»), и это возвращает нас к видению Исайи: Серафиму, который берет клещами горящий уголь, очищающий пророка. И о самом нашем участии в Таинстве Причащения святитель Иоанн Златоуст молитвенно говорит так: « Да будет мне угль Пресвятаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крови во освящение, и просвещение, и здравие смиренней моей души и телу… » 11 И раз Господь именуется Огнем и Светом – и символически углем, то Деву Марию Церковь в своих песнопениях называет «Приятным молитвы кадилом» 12 , а в Эфиопской литургии есть такие слова: «Дева Мария, Богородица, Ты – кадило золотое, носящее Угль незжигаемый».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Дарий произносит эти слова, он еще не понимает, свидетелем какого великого чуда он сейчас окажется. Он спрашивает: “мог ли Бог твой спасти тебя от львов?” И тогда он слышит голос, голос Пророка Божия, который звучит из каменного рва: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления (Дан. 6, 21–22). Господь силен рукою Своей заградить любую пасть, которая рыкает на детей Божиих, Господь Своей рукою силен остановить любые острые когти, любые острые клыки. Вот Кто Бог наш, вот почему мы восклицаем: С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Царь приходит в чрезвычайную радость, он повелевает поднять Даниила из рва; и поднят был Даниил, и львы не двигались со своих мест, потому что рука Божия останавливала их. У каждого верующего человека есть много врагов, иногда мы даже удивляемся: кажется, они давно должны были бы уничтожить нас! Но если они этого еще не сделали, то только лишь потому что Господь заграждал разинутые пасти, которые стремились пожрать детей Божиих; Господь заботится о Своих. И вот Даниила вынимают из этого рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего (Дан. 6, 23). Если мы будет истинно, искренне, от всего сердца веровать в Бога нашего, то никакого повреждения не будет и нам – ни от кого. Пусть даже целая вселенная восстанет против нас, пусть все стихии придут в движение и двинутся против детей Божиих, они ничего не смогут нам сделать, если Господь будет с нами, если мы будем веровать в Него. А ведь сейчас грозные политические стихии и перемены грядут на нашу землю; люди чувствуют это, они видят, как кольцо военных конфликтов сжимается вокруг России, как военные конфликты переходят уже на ее территорию, и кажется, вот-вот, совсем скоро, и сама Москва может превратиться в арену каких-то страшных, трагических событий. Но если Господь с нами, то Он не оставит нас даже в период самой тяжелой смуты, в период самых тяжелых испытаний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И Дарий произносит эти слова, он еще не понимает, свидетелем какого великого чуда он сейчас окажется. Он спрашивает: «Мог ли Бог твой спасти тебя от львов?» И тогда он слышит голос, голос пророка Божия, который звучит из каменного рва: «Царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» ( Дан.6:21–22 ). Господь силен рукой Своей заградить любую пасть, которая рыкает на детей Божиих, Господь Своей рукою силен затупить любые острые когти, вырвать любые острые клыки. Вот Кто Бог наш, вот почему мы восклицаем: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Царь приходит в чрезвычайную радость, он повелевает поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил, и львы не двигались со своих мест, потому что рука Божья останавливала их. У каждого верующего человека есть много врагов, иногда мы даже удивляемся: кажется, они давно должны были бы унич­тожить нас! Но если они этого еще не сделали, то только лишь потому, что Господь заграждал разинутые пасти, которые стре­мились пожрать детей Божиих; Господь заботится о Своих. И вот Даниила вынимают из этого рва, «и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего» ( Дан.6:23 ). Если мы будем истинно, искренне, от всего сердца веровать в Бога нашего, то «никакого повреждения» не будет и нам – ни от кого. Пусть даже целая вселенная восстанет против нас, пусть все стихии придут в движение и двинутся против детей Божиих, они ничего не смогут нам сделать, если Господь будет с нами, если мы будем веровать в Него. А ведь сейчас грозные политические стихии и перемены грядут на нашу землю; люди чувствуют это, они видят, как кольцо военных конфликтов сжимается вокруг России, как военные конфликты переходят уже на ее территорию, и кажется, вот-вот, совсем скоро, и сама Моск­ва может превратиться в арену каких-то страшных, трагических собы­тий. Но если Господь с нами, то Он не оставит нас даже в период самой тяжелой смуты, в период самых тяжелых испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.1:22 .  Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком... А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка... И это говорит Ангел. «Сие же все»: такое, говорю, зачатие Девы от Духа Святого. Затем приводит свидетельство, изреченное пророком Исаией, но принадлежащее не ему, а Богу: «реченное бо», говорит, «от Господа пророком». Мф.1:22 .  Глаголющим: се, Дева во чреве приимет... ...который говорит: «се, Дева во чреве приимет...» Это место иудеи искажают, ссылаясь на некоторых переводчиков, писавших: «се, отроковица» ( ηνεανς). Против них скажем, что гораздо более доверия заслуживает то, что имеют Семьдесят Толковников, не только по числу и согласию, но и по времени. Они, как переводившие за сто или даже более лет до пришествия Христа, свободны от всякого подозрения; те же, которые написали: «се, отроковица», как переводившие после воплощения Христа, затемняли истину скорее из ненависти, как евреи. Впрочем, и имя отроковицы Писание ставит вместо девицы. Ибо говоря о девице, претерпевающей насилие, говорит: «если будет кричать отроковица», т.е. дева ( Втор.22:27 ). Если, по их мнению, отроковица ( ηνεανς ) – есть замужняя женщина, то что странного, что замужняя зачала и рождает? Ведь пророк прежде сказал: «сего ради даст Господь Сам вам знамение» ( Ис.7:14 ), потом прибавил: «се, Дева во чреве зачнет». Знамение же есть то, что выше природы, а не то, что согласно с природою. Мф.1:23 .  И родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. ...и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: «с нами Бог». Нарекут имя: кто? Разумеется, все, которые уверуют в Него. Однако никто не назвал Его Еммануилом. По имени – никто, а на деле – все. Ибо верующие, что говорящий с ними есть Бог , когда веровали этому, соглашались, что «с нами Бог», хотя и обращается между нами как человек. Это и значит Эммануил. Был также у пророков обычай часто употреблять вместо имен – будущие события. Так Бог повелел пророку, между прочим, назвать Сына: «скоро плени, нагло расхити» ( Ис.8:3 ) не потому, что Он был назван так по имени, но потому, что тотчас прогнал дьявола и пленил – всех пленных, каких тот имел, и расхитил, т.е. отнял сосуды, бывшие вместилищем его лукавства, именно ростовщиков и блудниц, и разбойников, и всех уверовавших из язычников. И много такого найдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Наконец, последняя, пятая часть – перед событиями Страстной недели – включает в себя беседу на горе Елеонской о Конце истории, притчу о десяти девах и о последнем Суде и завершается той же самой фразой: «Когда окончил все слова сии…» (26:1). Так же, как в Пятикнижии центральный момент – это Заповеди Божии, которые даёт Бог Моисею на горе, так и в Евангелии от Матфея главное – Нагорная проповедь: Заповеди Блаженства, которые Бог даёт людям через Иисуса на горе (поэтому мы и говорим «Нагорная проповедь»). Как в Ветхом Завете Пятикнижие – книга о присутствии Божием среди людей, так и Евангелие от Матфея включает в себя – как главную тему – весть о присутствии Божием среди людей в лице Иисуса. Уже в самом начале, как бы задавая тон всей книге, звучит стих пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:23). Это имя Иисусово, данное Ему через пророка, – ключ ко всему остальному тексту. В лице Иисуса – с нами Бог. Если мы пойдём по евангельскому тексту дальше, то обнаружим фразу Спасителя о том, что не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених. Слово «Жених» в Ветхом Завете очень часто заменяет слово «Бог» – Жених с ними, с сынами чертога брачного. Если мы – «сыны чертога брачного», значит, с нами Жених, то есть с нами Бог. Далее, в 18й главе читаем: «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (18:20). И наконец, последний стих ещё раз повторяет эту формулу – «Аз есмь»: «…и се, Я с вами до скончания века» (28:20). С нами Бог, с нами Эммануил – вот главная тема всего Евангелия от Матфея, через которое Господь как бы открывает нам Своё присутствие среди нас, причём этот важный для христианства момент подчёркнут только в Евангелии от Матфея. От начала до конца, целиком, только в нём содержится Нагорная проповедь. Но если мы разделим Нагорную проповедь на отдельные части, то окажется, что почти весь её текст можно найти и у Луки, и у Марка, и отдельные слова – в Евангелии от Иоанна. Из 111 стихов Нагорной проповеди лишь 24, то есть меньше четверти, отсутствуют в других Евангелиях. Поэтому важно обратить внимание именно на них. «Не нарушить пришёл Я, но исполнить»

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Ничто не может противостоять тому человеку, который все случающееся по воле Божьей считает сбывшимся по собственной его воле, тесно соединенной с Божественной волей. Поэтому у древних отцов был похвальный обычай приписывать Божьему провидению и святой Божьей воле все, чтобы не произошло в мире, и какие бы оно ни имело непосредственные причины. Вот случай или факт достойный напоминания. Братья Иосифовы - люди простые и суровые; но они заслуживают похвалу в том, что когда деньги, уплаченные ими за пшеницу в Египте, нашли опять вложенными в мешках своих, то с ужасом сказали: " что это Бог сделал с нами? " (Быт. 42:28). Слова эти требуют глубокого рассмотрения: что это Бог сделал с нами? Кто бы из нас не сказал, что это явный предлог к задержанию нас, Египтяне хотят погубить нас, и это устроили для оклеветания нас в обмане? Не говорят они, что отпускавший им пшеницу может быть случайно как-нибудь бросил их деньги в мешки, или вместо милостыни, видя их недостаток, или для большего привлечения покупателей пшеницы - но прямо говорят: " что это Бог сделал с нами? " Верно полагали они, что по какой бы причине не сделалось это: под предлогом ли задержания, по ошибке ли - Бог сделал это им за их вину против брата. Ибо без мановения Господня ни малейшая песчинка с горы, ни волос с головы, ни лист с дерева, ни птица с воздуха не упадет. Мы часто, сделав себе какое-либо зло, обвиняем и наказываем инструмент которым действовали, например, ломаем палку, которой ударили себя, или перо, которым худо или ошибочно написали что-либо, а той руки , которая движет нашу руку, не принимаем во внимание. Божья рука все так устроила, как сбылось с нами. Для лучшего же уразумения того, что во всех делах Бог все устраивает, всем управляет и все совершает приведем некоторые изречения, произнесенные устами Христа и Его угодников. Воля Провидения - непреложный закон мира. Иисус Христос во время своей проповеди народу о промысле и провидении Божьем о спасении мира в течении веков, был восхищен сладчайшим пламенем любви к Отцу небесному, воскликнул в восторге: " Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение " (Матф. 11:25-26). Так, Отче мой, все Ты хорошо устроил. Никто из живущих не найдет в Твоем устроении или в судьбах Твоих ничего такого, что было бы нехорошо, или что можно бы порицать и осуждать, ибо таково было Твое благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

И знаем мы ясно, что с нами Бог и, следовательно, можем сказать: «С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь Ибо если вновь усилитесь» неким опоясывающим мраком, то «вновь побеждены будете, яко с нами Бог» ( Ис. 8:9–10 ) 334 . И как поет Давид: «Ты воссел на престоле», сиречь в сердце моем, «Судия праведный, ты покарал народы», то есть страстные помыслы, «и погиб нечестивый» ( Пс. 9:5 ) демон, таковых помыслов причина. «Изнемогут и погибнут пред лицом Твоим, когда возвратится враг мой вспять» ( Пс. 9:4 ). Ибо поистине нет ничего, что бы врага нашего диавола уничтожило и погубило его против нас приражения, кроме как Бога, явившегося в нас, и лика Его, нами созерцаемого и облиставающего нас божественнейшими лучами в безвидном сиянии. Ведь говорится: «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь?» ( Пс. 26:1 ), а также: «Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс. 22:4 ). И, конечно, для того, чтобы с ним и в нем пребывал Бог и он созерцал [Его] лик, чтобы мог он ликовать и пребывать в уверенности, молит он Бога: « меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс. 50:14 ). 10. О том, что удостоенным просвещающей благодати нужно всегда с усердием стремиться к созерцанию Бога Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию; «Оставили Меня, источник жизни» ( Иер. 2:13 ), а также: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня и народ Меня не разумеет» ( Ис. 1:3 ). Также еще: «Солгал Мне и не помянул Меня и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце свое; и Я, увидев тебя, презираю» ( Ис. 57:11 ). И через Осию: «Меня забыть ( Ос. 2:15  70, слав. 2:13), и далее: «Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа» ( Ос. 2:21–22 70, слав.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

46:10). А что решившимся так ясить и достигшим верха добродетели естественно приличествует и вселиться в вышние обители, в этом уверит опять Псалмопевец, так говорящий: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно.... Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного.... Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» (Пс. 23:3—4, 14:5, 23:5—6).    2. Итак, небо или Церковь первородных есть гора удобовосходимая для святых, для скверных же и нечестивых — гора недоступная. Поэтому Бог всяческих повелел взойти на гору Моисею и Аарону, Надаву и Авиуду и семидесяти из старейшин израилевых. Впрочем, сказал также: «и поклонитесь (Господу) издали; Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним» (Исх. 24:1—2). Итак, сыны Аарона означают для нас священный род; старейшины же — людей избранных. С другой стороны Аарон изображает нам собою Самого Христа, преподобного и незлобивого Архиерея, чрез Которого мы имеем и возрождение Духом и водою, и стяжали наименования: «род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2:9). Таким образом, по времени мы, избранные и священные, взойдем в вышний град, в соприсутствии вождя (нашего) Христа, великого Архиерея, ради нас соделавшегося подобным нам и поклоняющегося вместе с нами Отцу, сущему по естеству Богу. И там приближается Моисей; с нами же, находившимися далеко, — Сын. Ибо что касается до тайны домостроительства воплощения, то Моисей стоит ближе к Богу, как посредник и законодатель. Но поелику с нами был Сын, Который есть по естеству Бог и Господь всяческих, то посему (Он) не бесчестит нашей меры, но домостроительно допускает, чтобы (Он) мыслим был ниже и самого Моисеева, ибо Он был с нами под тем же законом, хотя, как Бог, есть законоположник. А что Он был под законом, это без труда можно видеть из того, что Он был обрезан в восьмой день, уплатил и дидрахму, хотя по естеству и свободен был, как Сын.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Баптистский пастор: – У меня много вопросов. Православный священник: – Я очень рад. Итак, раз уж вы желаете образы иметь всегда перед глазами, то икона гораздо лучше, чем эта вечеря воспоминания, которая у вас совершается. А вот икона, она всегда перед нами, всегда побуждает нас к молитве, и к благодарению Богу, и к многому другому побуждает. Поэтому образы причастия, которые у вас есть, я думаю, должны вас подталкивать к принятию иконопочитания. И это будет хорошо. Теперь, что касается примера с манной. Манну ели все. Но не все были виновны против Тела Господня. Поэтому здесь, конечно, речь идет о вечном отлучении от этого Тела. Вы говорили про то, что Христос в нас. Это так. Но есть и другие некоторые стихи. В частности: ( 1Кор.6:15 ) «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?». ( Еф. 5:30 ) «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». Видите, как материализм грубый – плоть, кости?! А как эта сотелесность Христу достигается? Если тело Христово, как вы заметили, что Он находится где-то там на небе или еще где-то, мы не знаем точно, то тогда мы не можем быть членами Его, участвовать в Его плоти и в костях. А апостол говорит, что мы участвуем. Причем не говорит, что духовно должны представлять себе, что-то , он говорит вот так, грубо и натуралистично. Потом Господь говорит интересное слово в ( Мф. 28:20 ): «Я с вами во все дни до скончания века». Но справедливо сказано, что Он вознесся и телесно здесь не пребывает. И если Он здесь, то Он не там. А как же Он может быть с нами во все дни до скончания века? Духовно только? Тогда зачем было возноситься? Но Он перед Вознесением обещает телесно быть с нами. Вот в чем дело. Не просто напоминать о Себе, а быть с нами. И это Он говорит своим телом – речевым аппаратом. У вас в баптизме это невозможно. Вы можете помнить о Нем. А у нас это очень даже возможно. Тело Евхаристии – это Тело , которое делает нас сотелесными Христу. Я уже говорил про творческую силу Божию. И Вы согласились со мной, что у Бога слово с делом не расходится. И слово является реальностью, а не образом. Я рад, что у нас взаимопонимание есть. Отсюда, если Бог говорит, Бог говорит (!): «Сие есть тело Мое». Зная книгу Бытия и прочие места из Священного Писания , мы должны понять это как реальность или как образ? Шестоднев мы приняли как реальность, так почему же здесь должны принять как образ? Если Бог говорит «это Тело» – что же Он нас обманывает или шутит? Поэтому, конечно, если Тело, то это Тело!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Но этого мало: Он не только был для нас залогом и знамением благодатного присутствия с нами Бога, Он был само Слово Божье, которое было в начале, было у Бога, которое само было Бог и которое, наконец, стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца ( Ин.1:1,14 ); это Слово жизни мы видели своими очами и осязали руками нашими ( 1Ин.1:1 ). «Пророк, скажем словами Св. Златоуста, называет имя Рожденного, не то, которое дано Ему, но которое приличествует Ему по делам... Ибо тогда особенно Бог был с нами, когда Он явился на земле, обращался с людьми и показал великое о нас попечение. Не ангел и не архангел был с нами, но сам Господь нисшел и принял на Себя исправить все, беседовал с блудницами, возлежал с мытарями, входил в дома грешников, подавал надежду на спасение разбойникам, привлекал волхвов, обозревал и исправлял все, соединив с Собою и самую природу. Все это предсказывает Пророк, возвещая как о рождении, так и о неизреченных и беспредельных плодах этого рождения. Ибо когда Бог с людьми, то уже не должно ничего бояться, но обо всем надеяться и радоваться, что действительно и исполнилось. Древние и тяжкие бедствия рассеяны, осуждение всего рода человеческого уничтожено, силы греха сокрушены, власть дьявола прекращена, рай, бывший недоступным для всех, отверзся, во-первых, для человекоубийцы и разбойника, своды небесные раскрылись, человек соединился с ангелами, наше естество вознеслось на престол царский, темница ада сделалась праздною, смерть по имени осталась, но в существе дела уничтожилась, сонмы мучеников и жены сокрушали опоры ада. Провидя все это, пророк радовался и восхищался, и одним словом изобразил нам это, предвозвестив нам Еммануила 144 . Что касается утверждения Изенбиля, что внешние условия, при которых должен был возрастать, по изображению пророка, Еммануил, отличны от тех условий, при которых возрастал Иисус, то с этим, конечно, не согласиться нельзя. Но следует ли отсюда, что Еммануил и Христос суть различные лица? Отнюдь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010