Волосы мужа обыкновенно не так длинны и не представляют мысли об одеянии. Но и они препятствуют во время труда, падая на лицо и на глаза; и муж, более нежели жена, сильный рассудком и смелый, решительнее и короче освобождает себя от препятствия, отсекая лишнюю часть волос. Как это нужно для всех трудящихся: то естественно делается общим обычаем. И если бы кто, в противность общему обычаю, отрастил длинные волосы, и пришел в общество, по общему обычаю остриженному: то конечно подвергся бы порицанию и осмеянию; – «безчестие ему есть». В славе и одобрении жены, растящей волосы и покрывающей главу, есть нечто существенное и основательное: именно, нравственная мысль о скромности. Напротив того, в стрижении мужем волос по общему обычаю, нет никакой нравственной мысли: и потому бесчестие или осуждение мужа, не стригущего волосы, есть только обычное людское мнение без существенной истины и без глубокого основания. Таким образом есть более обязательности в обычае, чтобы жена растила волосы, и покрывала голову, нежели в обычае, чтобы муж обрезал волосы. И потому этот последний обычай удобнее допускает исключения. Есть исключительные обстоятельства, в которых ращение волос мужем имеет более достоинства, нежели стрижение. Последнее обычно; а первое иногда священно. По Божественному установлению назорей растил волосы в продолжении обетного времени; и о нем сказано: «Свят будет растяй власы главы своея» ( Числ. 6, 5 ). И сам Апостол, писавший против власоращения мужа, по снисхождению к христианам из Иудеев, еще неотрешившихся от Моисеева закона обрядов, подчинился закону назорейства, когда остриг главу в Кенхреях ( Деян. 18, 18 ), что было началом назорейского власоращения, или возобновлением, по случайном нарушении обета ( Числ. 6, 9 ). Еврейский назорей был прообразом Христа ( Матф. 2, 23 ). И Христос Спаситель, соответствуя прообразу, и объясняя оное самим видом своего лица, по типу назорейскому, не стриг волос. Это показывают издревле иконы Его, начиная от нерукотворного Образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это и есть та сила, которая называется духом богоподобным и которая не рождается от родителей и не передается никем, а привходит от вне, от Бога. Посему-то преп. Антоний Великий , составляя человека из тела, души и ума (духа) произнес следующее: «Душа есть в мире, как рожденная, а ум превыше мира, как нерожденный». 902 Указание на сей счет представляет нам Священная история в лице жены Маноевой. Ей явился ангел Господень и предсказал, что она, быв до сего времени неплодной, родит сына, который будет назорей Божий ( Суд. 13:5 ). В связи с этим он велит ей: «Берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого» ( Суд. 13:4 ). Он велит ей во все время беременности вести образ жизни свойственный назореям и, таким образом, приготовить в нем склонность к назорейскому образу жизни. Из этого примера делается ясным, что нравственное состояние душ родительских оказывает влияние на формирование и развитие детей. Причем, оставляют след в душе ребенка не только постоянные душевные качества родителей, но и их временные настроения, которые сказываются впоследствии. Этим только и можно объяснить, почему от одних и тех же родителей происходят столь разнообразные дети, непохожие друг на друга. Какие, к примеру, разные дети родились от одного и того же Адама: Каин, Авель, Сиф. Но ведь это закономерно! Каин, зачавшись вслед за преступлением отца, получил от него семя, зараженное ядом недавно сделанного греха, зараженное духом гордыни, неверия, непокорства, дерзости и богохульства. Это сказалось на формировании Каиновой души, и впоследствии Каин не послушал Бога, велевшего ему отступить от неугодной Ему жертвы. Каин не послушал того, что ему сказал Бог, и, подобно своему родителю, презрел Слово Божие, и за таковое настроение жертва Каинова сделалась неугодной Богу. 903 Авель же зачался с покаянием и со слезами своих родителей. «В сокрушении кающейся души, во смирении сердечном зачал Адам Авеля, т.е. Авель получил от зачатия семя, облагоуханное духом смирения и сокрушения сердечного, а посему вырос смиренный, кроткий сердцем, и осуществимо стало для Авеля Богообщение».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Так что на таком фоне монотеизм вполне может оказаться переходящим явлением и именно поэтому, как все «молодые да ранние», и «наломал столько дров» в своей претензии на всеобъемлемость. Понятно, что цивилизации, которые подобно нашей отвергли и экологизированное христианство, оказались в еще более страшных отношениях с Природой» 343 . «Корень зла» (ситуацию избранной травмы) авторы видят в распространении и господстве монотеистических религий, способствующих не только потребительскому отношению к природе, но и дисгармонии личности, утрате человеком связи с культурой его предков: «Итальянцы имеют очень мало общего с Древним Римом, а тем более с этрусками. Те, кто живет в Египте, не понимают иероглифов, а в британцах с трудом отыскиваются черты кельтов. Все, что было, – теперь опозорено, предано если не огню, так забвению. Такая вот заслуга монотеизма, христианства и ислама в тех формах, в которых они завоевали мир. Это вам не «религиозный плюрализм» римлян, которые привозили в столицу статуи богов покоренных народов и давали им римское гражданство, строя для них храмы. Именно так демократический Рим стал великой державой, признавая равенство чужих богов наравне со своими. Когда же империя приняла христианство, она просуществовала очень недолго (в сравнении с языческим периодом в ее истории. То есть монополизм в области духа также плох, как и в области политики и государственного устройства. Монотеизм всегда тоталитарен и никуда от этого не уйдешь. Монотеизм тождественен монокультуре, а мы все прекрасно видим во что превратила монокультура хлопка среднюю Азию. Христиане говорят, что можно жить без чистого воздуха и воды, главное спасти душу. (Кто бы спорил? Можно все. Но все ли нужно?) Душа=Дух=Разум – это главное, этого не отрицали и язычники. Но... философски: что вверху – то и внизу, что снаружи – то и внутри, пустота и грязь снаружи – диффундируют со временем внутрь и разъедают душу. Иешуа Назорейский говорил: «Опустоши себя – я наполню тебя». Так что, возможно, это и хорошо, когда после опустошения кого-то наполняет Иисус или кто-то наполняется Иисусом...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rodnover...

Злат.), – чтобы не отвлекать тебя от многоразличных и многотрудных твоих занятий по управлению и пр. – Выслушать нас кратко: что предполагает и краткий доклад. – Общее обвинение против Павла ритор выражает названием его язвой общества, выразительно указывая, что они, члены синедриона (дело которых ведет теперь ритор), нашли его таковым, т.е. после изыскания и исследования (будто бы) дела. Слово язва употребляется здесь для обозначения человека, вносящего всяческую духовную заразу в общество, проповедующего и действующего губительно для общества. – За этим общим обвинением следуют частные пункты обвинения. Павел обвиняется 1) в том, что он возбуждает мятеж между иудеями, живущими в римском государстве. Это обвинение очевидно политического свойства; в подобном обвиняли иудеи и самого Господа Иисуса Христа перед Пилатом (см. Лк.23:2 ; Лк.2:5 и прим. ; ср. Деян.17:6 ). – Во вселенной: в устах ритора перед римским правителем выражение это означает, без сомнения, всесветную римскую империю (ср. прим. к Лк.2:1 ). За сим Павел обвиняется 2) в том, что он представитель (собственно первостоятель, предстоятель, начальник) Назорейской ереси. Этим названием обозначается, очевидно, христианство с его последователями, как общество последователей Назорея (ср. прим. к Мф.2:21 ) Иисуса Христа. Такое название христианства со стороны иудеев встречается в новозаветных книгах только здесь и употребляется Тертуллом, очевидно, в смысле поносном: «ибо Назарет был маловажный город» (Злат.). 3) Третье обвинение Павла – то, что он отважился (собственно – пытался) осквернить храм, – обвинение, выраженное уклончивее, чем в Деян.21:28 ; здесь указывается только на попытку (будто бы) Павла осквернить храм, тогда же кричали, что он уже осквернил его. Все эти обвинения не доказаны, как заметил сам Павел в оправдательной речи своей, помещенной далее (ст. 13). – Мы взяли его и хотели судить его по нашему закону: ритор говорит неправду, чтобы скрыть перед начальником самовольный поступок иудеев с Павлом; они не судить его хотели по закону своему, схватив его в храме, а били его и хотели убить ( Деян.21:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И когда этот Анания, пророк, которому Господь велел исцелить Савла, он говорит: «Да я боюсь! Боюсь и появляться перед ним. Он и сюда-то ехал с целью хватать всех, как он считал, последователей этой Назорейской ереси». Не бойся, иди. Он – Мой избранный сосуд (см. Деян. 9:10–15 ). Вот, в конечном итоге никто сам себе не делает чести, но званный от Бога. Как и Аарон (см. Исх. 4:27 ). Вот не исключайте себя из этого звания. Потому что зов Божий тоже может прекратиться, если человек на него не отвечает, показывает своё . Это может два-три раза повториться и прекратиться. Надо отвечать сразу – на зов Божий. Теперь, в тот момент, когда Апостолы стали выходить на проповедь, что же из себя представлял Ну, считалось, что правление Августа – первого римского императора – это «золотой век». Не было войн, был относительный мир, соблюдались везде римские законы. Когда хилиарх – тысяченачальник – хотел бичевать Павла, ему достаточно было сказать: «Римского гражданина хочешь бичевать?» И сразу: «Как так?» Вот, как соблюдались законы! Где был Рим, да? (см. Деян. 22:23–27 ). (Вопрос из класса – Что значит купить Римское гражданство? Как это происходило? – Происходило? А вот можно было приобрести, вы знаете, как? натурализация происходит. Вот вы приезжаете в Америку, и после каких-то лет становитесь натуральным американцем. Лет десять надо жить. Вот, а так, до этого, каким-то образом вам продлевают, продлевают. И вот, очевидно, можно было и за денежку и купить и тогда. И тогда. – Я купил его за большие деньги. А Савл говорит: – А я и родился в нём. Поэтому требую суда у кесаря (см. Деян. 22:28–30 ). И, как римского гражданина, его повезли в Рим на суд (см. Деян. 26:32 ) и усекли главу как римскому гражданину. А не распяли на кресте и не побили по иудейскому обычаю камнями. Так вот что же из себя . Везде стояли римские легионы. Потому что, что делали римляне? Сразу все территории, которые они присоединяли к Риму, они облагали налогами, в крупных городах ставили легионы, вводилось римское право, фискальный налог, поборы проводились, акведуки , дороги – и всё, вот, такое. Нужны были платить. Вот христиане и говорили: «Мы платим налоги, мы участвуем в общественных работах, мы служим в армии! За что же нас преследуют власти, что мы поклоняемся Христу как Богу?». Согласно законам разрешались все культы. И вот культы эти соблюдались, и вдруг – гонения только на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Не соглашаться с таким чтением этого стиха нет никаких оснований уже в силу одной авторитетности разделяющих его кодексов и переводов; напротив, такое именно чтение должно быть принято за несомненное в виду других параллелей. В Рим.16:3  также на первом месте стоит Прискилла, а на втором Акила (σπσασθε Пρσκαν κα κλαν); точно такой же порядок этих имен удержан и в 2Тим.4:19 : σπασαι Пρσκαν κα κλαν. И во всех этих трех местах совершенно нет никаких грамматических нужд к такому именно порядку расположения имен. Таким образом, если исключить Деян.18:2  и 1Кор.16:19 , где имя Акилы стоит ранее Прискиллы решительно во всех кодексах, переводах и изданиях, то окажется, что во всех остальных четырех случаях, где встречаются в Новом Завете эти два имени вместе 38 , обыкновенно Прискилла стоит ранее Акилы. Следовательно, такая расстановка этих имен в Деян.18:18  является не намеренно исключительной, а обычной по отношению к этим именам со стороны и св. Дееписателя и самого Апостола Павла. Причину такого предпочтения жены перед мужем вопреки литературным обычаям древности нужно полагать скорее всего в личных качествах этой христианки, которая, возможно, превосходила своего мужа и христианской образованностью и степенью благовестнической ревности по распространению св. веры 39 . Таким образом самый текст ясно свидетельствует, что сообщение об острижении волос относится к Апостолу Павлу. Но и кроме этого есть еще основания, по которым нельзя относить этого сообщения к Акиле. Если бы Акила принял на себя обет назорейства 40 , то в силу вполне определенного и строгого постановления Моисеева законодательства он непременно должен был бы отправиться в Иерусалим и там, в храме, принести положенные жертвы, остричь свои назорейские волосы и сжечь их на огне под мирной жертвой 41 . Между тем Акила (с Прискиллой), как известно, из Кенхрей отправился вместе со св. Павлом в Ефес, где и оставался в течение всего времени пребывания Апостола в Иерусалиме. Наконец, допустив, что обет действительно был принят Акилой, а не Апостолом Павлом, приходится недоумевать: почему св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Глава первая: в Иерусалиме ( Деян.18:22 .а). Эту главу автор посвящает обследованию предметов, хотя хронологически и относящихся к концу второго путешествия и частью даже ко всей Апостольской эпохе первохристианства ( Деян.18:19–22 ), но стоящих в самой тесной связи и с предпринятым вслед за вторым новым, третьим, благовестническим путешествием Апостола, именно: первоначального плана путешествия, составленного Апостолом в Ефесе ( Деян.18:21 ), обета назорейского в Кенхреях ( Деян.18:18 ), развития иудаистического направления среди —227— палестинских христиан и появления среди них сильной вражды к Апостолу языков, точнейшего определения безымянно упомянутого в 18:21 праздника, прибытия Апостола в Иерусалим, окончания обета назорейства и нового плана путешествия на место прежнего, измененного Апостолом под влиянием усилившейся к нему вражды со стороны иудаистов (стр. 21–92). Глава вторая: спутники Апостола, коим дается в этой главе подробная характеристика, именно: Эрасту, Гаию, Аристарху, безымянному спутнику и особенно – Тимофею (стр. 93–129). Глава третья: от Иерусалима до Антиохии Сирийской ( Деян. 18:22 .б) дает подробное описание предположительно начертанного автором сухого пути Апостола от Иерусалима до Антиохии по военной римской дороге чрез Гиву, Гофну, Саронскую долину, Антипатриду, реку крокодилов, Кесарию Пал., Гефу, Птолемаиду, Тиро-Сидонскую долину, Берит, Библ, Триполь, Габалы и Лаодикию (стр. 130–207). Глава четвертая: в Антиохии Сирийской ( Деян.18:23 .а), куда автор приурочивает описанное в Гал. 2:11–21 событие, что дает ему повод войти в обстоятельное критико-экзегетическое исследование этого наитруднейшего, длинную историю имеющего и обширную ученую литературу вызвавшего отделения из послания к Галатам (стр. 208–303). Глава пятая: Ефес ( Деян.18:23 .б–28), где автор подробно описывает предположительный путь Апостола из Антиохии в Ефес чрез внутренние страны Малой Азии (и Галатию), географию и историю Ефеса, особенно же обстоятельные сведения сообщает о славе тогдашнего Ефеса – храме Дианы, о материалистическо-эпикурейском настроении Ефесян, о культе Дианы, о приверженности Ефесян к магии, об иудейской среди них пропаганде, о деятельности Акилы и Прискиллы и о личности александрийца Аполлоса (стр. 304–353).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епифанием Евангелие евионитов есть, по выразительному указанию самого Епифания, довольно распространённое в древности и сделавшееся особенно популярным в критической богословской науке нового времени Евангелие от Евреев. В полном своём составе это Евангелие не сохранилось до нашего времени, а те немногие разбросанные по разным сочинениям церковных писателей фрагменты, которые остались свидетелями существования этого Евангелия, не дают возможности сказать о нём несомненно достоверное. По более вероятным заключениям, какие можно извлечь из сохранившихся сведений об этом любопытном Евангелии 323 , оно представляло из себя искажённый арамейский подлинник Евангелия от Матфея, оставшийся во владении иудео-христиан, у которых оно и находилось в употреблении. В сравнении с нашим каноническим Матфеем оно, с одной стороны, отличалось пополнениями, отчасти заимствованными из традиции, отчасти внесёнными по различным побуждениям, с другой – оно претерпело сокращения, бившие на догматические тенденции иудео-христианской партии. В век Епифания оно распадалось на две редакции; об одной из них, находившейся в руках евионитов, этот ересеолог говорит как о Евангелии неполном, извращённом, начинавшемся так: «Было во дни Ирода, царя Иудейского, при архиерее Каиафе, пришёл некто именем Иоанн, крестя крещением покаяния во Иордане» и т.д. 324 Иначе он отзывается о Евангелии, употреблявшемся у назореев: «Они, – пишет св. Епифаний, – имеют полнейшее Евангелие от Матфея, еврейское, ибо у них именно оно сохранилось ещё, как изначала на еврейском языке написанное» 325 . Обе эти редакции, однако, не различались точно и определённо церковными писателями и часто смешивались под одним именем Евангелия от Евреев, как смешивались и две ветви иудео-христианской партии под общим названием евионитства. Иероним, Евсевий, Ориген и Климент знают только одно Евангелие от Евреев и приводят из него выдержки, как из Евангелия, стоящего очень близко к Матфею. Как мы видели, назорейскую, более полную редакцию Евангелия от Евреев Епифаний признаёт древним подлинником написанного на арамейском диалекте Евангелия от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Если бы с Акилой и Прискиллой оста­лись и другие спутники св. Павла, то св. Дееписатель или и о них упомянул бы, или лучше – о всех умолчал бы. Отметив же, как исключение, оставление Прискиллы и Акилы в Ефесе, он, само собою разумеется, не имел надобности говорить о других, что они вместе с Апостолом отплыли в Иерусалим 1221 . —104— Но можно спросить: зачем нужно было св. Апостолу брать с собой в Иерусалим своих спутников, когда он намеревался вскоре, непосредственно же из Иеруса­лима, опять возвратиться в Ефес и здесь проповедовать? – Хотя первоначальное намерение св. Апостола и было именно такое, хотя он и обещался ефесянам: к вам возвращусь опять 1222 , однако еще и в то время он не считал этого намерения окончательным и безусловно ре­шенным, почему он и добавляет ефесянам: к вам возвращусь опять, но только в том случае, если будет угодно Богу 1223 . Он мог ожидать совершенно другого направления своей деятельности (как и случилось на самом деле), когда сотрудники были для него уже необходимы. – В частности, напр., присутствие Тимофея при св. Апостоле во время его пребывания в Иерусалиме было безусловно нужным. Цель посещения Иерусалима Апостолом, как выяснено уже ранее 1224 , состояла в том, чтобы за- —105—­ свидетельствовать пред жителями Иерусалима и Палестины свое личное уважение к Моисееву закону. Если наилучшим средством для этого было принятие и исполнение назорейского обета, то присутствие при этом в Иерусалиме Тимофея значительно усиливало бы впечатление. – Тимофей, как известно, был обрезан св. Апостолом ради иудеев 1225 . Следовательно, какое красноречивое и сильное свидетель­ство представлял из себя Тимофей в пользу личного уважения св. Павла к Моисееву закону?! И несомненно, то благоприятное впечатление, произведенное тогдашним пребыванием Ап. Павла в Иерусалиме, о котором было говорено выше 1226 , в не малой степени обязано именно присутствию там Тимофея вместе с св. Павлом. – Что касается Эраста, Гаия и Аристарха, то они, помимо лич­ного желания побывать при удобном случае в первый раз по своем обращении ко Христу в Иерусалиме, и там в праздник Пятидесятницы сподобиться духовного общения с тамошними Апостолами и братьями, могли еще слу­жить избранными представителями своих церквей (Эраст – коринфской, а Гаий и Аристарх – македонских) для пере­дачи иерусалимской церкви собранных св. Павлом по­жертвований 1227 . Следовательно, естественнее всего пред­положить, что все, бывшие при св. Павле сотрудники, кроме Прискиллы и Акилы, т. е. Тимофей, Эраст, Гаий и Аристарх отправились с ним в Иерусалим и отсюда начали с ним третье путешествие 1228 . Вместе с ними,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Израильтяне не должны были жениться на женщинах из других племен (3,1–6; 14,3; Втор. 7,3.4 ; З Цар. 11,1–6; Езд. гл.,9;10). 14 это от Господа. Хотя само по себе желание Самсона было греховным, Бог использовал его для Своих целей, чтобы совершить суд над филистимлянами. 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1 16,31; 13,25. 14:8–9 труп льва ... львиного трупа. Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу ( Чис. 6,6 ). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета. 14 сделал ... пир. Назорей должен был воздерживаться от употребления напитков, полученных в результате брожения ( Чис. 6,3.4 ; ком. к 13,1 16,31; ком. к 13,2–25). 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1–16,31. 14 вышла за брачного друга. Речь идет не о соблюдении какого-либо обычая, а о желании отца невесты сохранить достоинство семьи (15,1.2); тем не менее, филистимляне по-прежнему продолжали называть Самсона «зятем Фимнафянина» (15,6). Глава 15 15 во время жатвы пшеницы. Это был засушливый сезон, когда поля легко могли возгореться (ст. 4,5). с женою своею. По закону эта женщина была женой Самсона. 15 я отдал ее другу твоему. См. 14,20 и ком. 15 Самсон, зять Фимнафянина. См. 14,20 и ком. 15 связали его двумя новыми веревками. См. 16,11.12. 15 Дух Господень. См. ком. к 3,10. 15 свежую ослиную челюсть... тысячу человек. Явная параллель с Самегаром, сыном Анафовым (3,31). 15 воззвал. За все время Самсон произнес имя Господа только дважды (см. 16,28). а теперь умру я от жажды. Подобно израильтянам, удостоенных в пустыне целого ряда чудес, Самсон вознес молитву к Богу, Который чудесным образом дал ему воду (ст. 19; Исх. 17,1–7 ; Чис. 20,1–13 ). 15 двадцать лет. См. ком. к 14,1 15,20. Глава 16 16:1–22 Эта история содержит две параллельные линии: 1) греховное влечение Самсона к женщинам и его поразительная физическая сила и 2) усилия филистимлян захватить его в плен. Бог осудил Самсона за постоянные нарушения завета: он попал в руки филистимлян и был ослеплен ими (ст. 21,22). Может показаться странным, что Дух Божий оставил его только тогда, когда Далида, узнав о его назорействе, «велела... остричь семь кос головы его» (ст. 19). Бог был терпелив к нарушавшему завет Самсону до тех пор, пока тот не утратил последнее, что еще оставалось от его обета. И только тогда Господь свершил над ним Свое правосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010