Но он же предупреждал: Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (1 Кор 8:9–12). Читайте также: Как святой мученик Феодор Тирон христианам помог. История колива И когда приказ императора окроплять все продукты на рынках жертвенной кровью был отдан, Константинопольскому архиепископу Евдоксию во сне явился святой Феодор Тирон и, предупредив его о замысле императора, велел всем христианам есть коливо (кутью) — разваренные зерна пшеницы (символ Воскресения), подслащенные медом (символ вечного блаженства), — благо какие-то запасы зерна были тогда в каждом доме. В память об этом впоследствии и было установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. Первое описание этого праздника оставил Константинопольский патриарх Нектарий, возглавлявший эту кафедру в 381–397 годах. При этом служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров (т.е., как правило, все эти богослужения происхолят в пятницу утром). В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (составленные преоподным Иоанном Дамаскиным) и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во. А в суб­бо­ту на утрене по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/pervaja-subbota-velikogo-...

след­ст­вием столк­но­ве­ния хри­сти­ан­ст­ва с не­дав­но воз­ник­шим ис­ла­мом Что­бы дать как мож­но бо­лее объ­ек­тив­ную оцен­ку по­ли­ти­че­ским и цер­ков­ным со­бы­ти­ям на­ча­ла VIII âå­ка, необходимо при­нять во вни­ма­ние важ­ней­ший ис­то­ри­че­ский факт — за­ро­ж­де­ние и стре­ми­тель­ное рас­про­стране­ние мусульман­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Так, не­до­оце­ни­вая мас­шта­бы влия­ния ис­ла­ма, Ост­ро­гор­ский оши­боч­но сузил про­бле­му ико­но­бор­че­ст­ва до внут­рицер­ков­ной си­туа­ции. Боль­шин­ст­во со­вре­мен­ных ви­зан­то­ло­гов скло­ня­ет­ся к мне­нию, что ико­но­бор­че­ст­во 720-х го­дов свя­за­но со стре­ми­тель­ным рос­том му­суль­ман­ских сил 65 . Âðå­мя цар­ст­во­ва­ния Льва III áû­ло от­ме­че­но не­пре­кра­щаю­щим­ся со­пер­ни­че­ст­вом с ара­ба­ми с са­мо­го на­ча­ла его при­хо­да к вла­сти. Так, в 718 ãîäó, ãîä ñïóñ­тя по­сле его возведения на им­пе­ра­тор­ский трон , îí áûë âîâëå÷åí â âîéíó ñ àðàá­ски­ми ор­да­ми, в которой åìó óäà­лось одер­жать бле­стя­щую по­бе­ду 66 . Åñ­те­ст­вен­но, что кли­мат по­ли­ти­че­ско­го противоборства между исламом и христианством не мог не от­ра­зиться и на от­но­ше­нии к Церк­ви: все, что мог­ло бы по­слу­жить к по­ли­ти­че­ской дис­кре­ди­та­ции хри­сти­ан­ст­ва, долж­но бы­ло быть ис­треб­ле­но . Ýòèì è îáú­яс­ня­ет­ся ак­тив­ное вме­ша­тель­ст­во им­пе­ра­то­ра в цер­ков­ную жизнь, в дан­ном слу­чае — в раз­ду­ва­ние ико­но­бор­че­ской сму­ты в Церк­ви. О его ве­ду­щей ро­ли в этом на­чи­на­нии мож­но сделать вывод из пер­во­го трак­та­та преподобного Ио­ан­на “В за­щи­ту ико­но­по­чи­та­те­лей” 67 . Àâ­тор от­кры­то и бес­страш­но бро­са­ет им­пе­ра­то­ру вы­зов : “ По­бу­ж­дае­мый не­стер­пи­мым стра­хом [Бо­­жи­им], я ре­шил­ся го­во­рить, вы­со­ту ца­рей не по­ла­гая вы­ше ис­ти­ны èç áûâ­ших из­дав­на не­мно­го та­ких, ко­то­рые пре­неб­рег­ли бы по­ве­ле­ния­ми ца­рей, зная, что над зем­ным ца­рем есть Не­бес­ное Цар­ст­во и что за­ко­ны об­ла­да­ют и ца­ря­ми” 68 . Из при­ве­ден­но­го тек­ста вме­ша­тель­ст­во им­пе­ра­то­ра оче­вид­но. Од­на­ко ка­ким об­ра­зом ис­лам под­стег­нул им­пе­ра­то­ра на от­кры­тое вы­ступление про­тив икон — этот вопрос ос­та­ет­ся не­раз­ре­шен­ным. Диктовалась ли стратегия императора богословскими мотивами или же была следствием чисто политического соперничества с мусульманами? Мне­ния ви­зан­то­ло­гов по это­му во­про­су рас­хо­дят­ся.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

Са­мо­соз­на­ние лич­но­сти в хри­сти­ан­ском ми­ре впер­вые на­ча­лось в Воз­ро­ж­де­нии. Но Воз­ро­ж­де­ние толь­ко вскры­ло и сде­ла­ло яв­ным со­дер­жа­ние глу­бин­но­го про­цес­са. В ис­хо­де Сред­не­ве­ко­вья че­ло­век ощу­тил не­объ­ят­ные си­лы соб­ст­вен­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти – по­тен­ци­ал, на­ка­п­ли­вае­мый сред­не­ве­ко­вой лич­но­ст­ной ас­ке­зой. Ран­нее Воз­ро­ж­де­ние бы­ло на­ча­лом хри­сти­ан­ско­го са­мо­соз­на­ния воз­рос­шей вдруг лич­но­сти. Пер­вые им­пуль­сы это­го про­цес­са бы­ли дерз­но­вен­ны­ми, но ду­хов­но чис­ты­ми по­ры­ва­ми са­мо­оп­ре­де­ле­ния хри­сти­ан­ской лич­но­сти. Дан­те, Пет­рар­ка, Джот­то – на За­па­де, Фео­фан Грек, Дио­ни­сий, Ан­д­рей Руб­лев – в Рос­сии. Это выражение на­ча­льного са­мо­ощу­ще­ния хри­сти­ан­ско­го пер­со­на­лиз­ма. Но этот про­цесс ак­ти­ви­зи­ро­вал и ан­ти­лич­но­ст­ную, в том чис­ле и ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­скую, ре­ак­цию. Воз­ро­ж­де­ние ока­за­лось мо­мен­том бо­лез­нен­но­го кри­зиса – пе­ре­хо­да из од­но­го ду­хов­но­го воз­рас­та в дру­гой, но и сры­ва при этом пе­ре­хо­де. Воз­ро­ж­ден­че­ский че­ло­век не столь­ко осоз­нал, ско­лько по­чув­ст­во­вал вдруг не­объ­ят­ные си­лы ин­ди­ви­дуу­ма и вле­че­ние к неограничиваемому про­яв­ле­нию этих сил. Это бы­ло ес­те­ст­вен­ное чув­ст­во вы­хо­да из-под мла­ден­че­ской опе­ки в от­ро­че­скую са­мо­стоя­тель­ность. Тес­ные пе­ле­ны ма­те­ри-Церк­ви сня­ты и с пре­зре­ни­ем от­бро­ше­ны, че­ло­век с упое­ни­ем на­чи­на­ет дви­гать чле­на­ми, став­ши­ми вдруг та­ки­ми мощ­ны­ми. За­ро­ж­да­ет­ся лю­бо­ва­ние соб­ст­вен­ным ве­ли­чи­ем и си­лой, свое­воль­ной без­от­чет­но­стью, от­крыв­ши­ми­ся по­сле сня­тия риз Сред­не­ве­ко­вья. Че­ло­век с упое­ни­ем про­бу­ет свои си­лы во всём и на всём. На­пря­же­ние лич­но­ст­но­го рос­та сры­ва­ет­ся в ин­ди­ви­дуа­лизм. Воз­ро­ж­ден­че­ский ин­ди­ви­дуа­лизм пе­ре­ро­ж­да­ет­ся в ти­та­низм и тя­го­те­ет к са­та­низ­му. Рас­кре­по­щен­ные и куль­ти­ви­руе­мые в че­ло­ве­ке при­род­ные сти­хии за­хва­ты­ва­ют и по­ра­бо­ща­ют его. Рост ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ского произвола яв­но опе­ре­жал рост лич­но­ст­но­го са­мо­соз­на­ния.

http://bogoslov.ru/article/1144159

Глас 5, по­не­дель­ник на 2 Глас 5: Множества прегрешений моих презри, Господи, иже от Девы рождейся: и вся очисти гре­хи моя, мысль мне по­дая обращения, яко един Человеколюбец, молюся, и помилуй мя. Стих: Да будут уши Твои/внемлюще гласу моления мо­е­го. Глас 5: Увы мне, ко­му уподобихся аз? неплодней смоковнице, и боюся проклятия с посечением: но Небесный Делателю, Хри­сте Боже, оляденевшую душу мою плодоносну по­ка­жи, и яко блуднаго сына при­и­ми мя, и помилуй мя. На 6, стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у Те­бе очищение есть. По­не­дель­ник 6й сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста на 3 Глас 1: Об­ни­щав бо­га­тый Хри­сте, че­ло­ве­ки обо­га­тил еси без­смер­ти­ем и свет­ло­стию. Тем­же об­ни­щав­ша­го сластьми жи­тия, доб­ро­де­тель­ми мя обо­га­ти, и убо­го­му Ла­за­рю со­чи­ни, бо­га­та­го мя му­че­ния из­бав­ляя, и ге­ен­ны пред­ле­жа­щия мне. Стих: Имене ради Тво­е­го потерпех Тя, Господи, по­тер­пе ду­ша моя в слово Твое,/упо­ва ду­ша моя на Господа. Глас 1: Зло­бою обо­га­тих­ся лю­те, и сла­дость воз­лю­бих, и су­щих в жи­тии на­сла­дих­ся сла­стей, Гос­по­ди, и ог­ню ге­ен­ны под­суж­ден бых: гла­дом та­ю­ща умом, яко Ла­за­ря пре­зи­ра­е­ма, пред вра­ты Бо­же­ствен­ных де­я­ний по­вер­же­на, ущед­ри мя Вла­ды­ко. На 4, стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния,/да уповает Израиль на Господа. Глас 1: Ше­стую от чест­ных по­стов сед­ми­цу, усерд­но на­чи­на­ю­ще, Гос­по­де­ви пред­праздн­ствен­ное пе­ние ва­ий при­не­сем вер­нии: гря­ду­ще­му во сла­ве, си­лою Бо­же­ства во Иеру­са­лим, умерт­ви­ти смерть. Тем­же уго­то­вим бла­го­чест­но по­бед­ныя об­ра­зы, вет­ви доб­ро­де­тель­ныя, осан­на во­пи­ю­ще Твор­цу всех. Стих: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. мч. Евпсихия Ке­са­рий­ска­го на 3 Глас 8: Гре­бень­ми стружемь даже до внутренних твоих,/доблий мучениче, пребыл еси непреклонен,/имея око умное к Богу,/укрепляющему тя, Евпсихие,/и беззаконнующия посрамляющему,/Егоже мо­ли спастися/верою твою чтущим память днесь.

http://azbyka.ru/worships/

Празд­ник Воз­не­се­ния — это празд­ник Не­ба, от­кры­тия че­ло­ве­ку Не­ба как но­во­го и ве­ч­но­го до­ма, Не­ба как под­лин­ной ро­ди­ны. Грех от­де­лил зе­м­лю от не­ба и нас сде­лал зем­ны­ми и од­ной зе­м­лёй жи­ву­щи­ми. Речь идет не о за­пла­нет­ном про­стран­с­т­ве и не о ко­с­мо­се. Речь идет о Не­бе, воз­вра­щён­ном нам Хри­стом, о не­бе, ко­то­рое мы по­те­ря­ли в зем­ных на­у­ках и иде­о­ло­ги­ях и ко­то­рое рас­крыл и вер­нул нам Хри­стос. Не­бо — это Цар­ст­во Бо­жие, это цар­ст­во ве­ч­ной жиз­ни, цар­ст­во ис­ти­ны, до­б­ра и кра­со­ты. Всё это рас­крыл, всё это да­рит нам Хри­стос. Воз­не­с­шись на не­бо, Гос­подь не ос­та­вил зе­м­лю Сво­им Бо­же­ст­вен­ным при­сут­ст­ви­ем, стал ещё бли­же к че­ло­ве­ку, ко всем ве­ру­ю­щим в Не­го. Ны­не Он на­хо­дит­ся на зе­м­ле не толь­ко ве­з­де­су­щим Сво­им Бо­же­ст­вом, но и в ве­ли­ком и пре­не­бе­с­ном та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии – Бо­же­ст­вен­ных Те­ла и Кро­ви Его, ко­то­рых при­об­ща­ют­ся вер­ные. Пре­слав­ное Воз­не­се­ние Спа­си­те­ля на не­бо бы­ло про­дол­же­ни­ем и за­вер­ше­ни­ем про­сла­в­ле­ния Его по че­ло­ве­че­ст­ву, ко­то­рое на­ча­лось в Вос­кре­се­нии, и ос­но­ва­ни­ем ко­то­ро­му по­слу­жил Крест Хри­стов. Здесь со­вер­ша­ет­ся и за­вер­ша­ет­ся та­ин­ст­во До­мо­стро­и­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния Хри­стом в Его пре­бы­ва­нии пло­тию на зе­м­ле. Воз­не­се­ние Ии­су­са Хри­ста на не­бо вме­сте с тем от­кры­ва­ет для всех ве­ру­ю­щих в Не­го путь к не­бу, к ве­ч­ной жиз­ни, по­доб­но то­му, как Его смерть и Вос­кре­се­ние есть по­бе­да над гре­хом и смер­тью для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Хри­стос воз­нёс­ся на не­бо, как пер­ве­нец из мёр­т­вых, пред­ста­вив в Сво­ём Ли­це на­ча­ток ис­ку­п­лён­ной и воз­ро­ж­дён­ной Им че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды. Он взо­шёл со сла­вой к Све­то­на­чаль­ни­ку От­цу Сво­ему, Кре­стом Сво­им раз­ру­шив древ­нее осу­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва и сре­до­сте­ние (пре­гра­ду) вра­ж­ды ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом. При­бли­жал­ся празд­ник ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы, и уче­ни­ки Хри­сто­вы воз­вра­ти­лись из Га­ли­леи в Ие­ру­са­лим. В со­ро­ко­вой день по­с­ле вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста они со­бра­лись в од­ном до­ме. Ии­сус Хри­стос явил­ся им и бе­се­до­вал с ни­ми, го­во­ря: «так на­пи­са­но, и так над­ле­жа­ло по­стра­дать Хри­сту и вос­кре­с­нуть из мёр­т­вых в тре­тий день; и про­по­ве­да­ну быть во имя Его по­ка­я­нию и про­ще­нию гре­хов во всех на­ро­дах, на­чи­ная с Ие­ру­са­ли­ма. Вы же сви­де­те­ли се­му. Иди­те по все­му и про­по­ве­дуй­те Еван­ге­лие (уче­ние Хри­сто­во) всей тва­ри. Кто бу­дет ве­ро­вать и кре­стит­ся, спа­сён бу­дет; а кто не бу­дет ве­ро­вать, осу­ж­дён бу­дет. Уве­ро­вав­ших же бу­дут со­про­во­ж­дать сии зна­ме­ния: име­нем Мо­им бу­дут из­го­нять бе­сов; бу­дут го­во­рить но­вы­ми язы­ка­ми; бу­дут брать змей, и ес­ли что смер­то­но­с­ное вы­пьют, не по­вре­дит им; воз­ло­жат ру­ки на боль­ных, и они бу­дут здо­ро­вы».

http://pravmir.ru/tekst-sluzhbyi-voznese...

Эта угасающая тен­ден­ция во­зоб­ла­да­ла в Но­вое вре­мя, хо­тя бы­ли силь­ны и ду­хов­ные по­тен­ции хри­сти­ан­ской куль­ту­ры, ак­ку­му­ли­ро­ван­ные в Сред­не­ве­ко­вье. Яв­лен­ный ны­не ан­ти­хри­сти­ан­ский об­раз жиз­ни и без­ду­хов­ный об­лик че­ло­ве­ка скла­ды­вал­ся уже внут­ри са­мо­упо­ен­ной ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ской ци­ви­ли­за­ции на За­па­де и в се­ку­ля­ри­зо­ван­ном об­ще­ст­ве в Рос­сии. Вол­на ан­ти­хри­сти­ан­ской сти­хии Но­во­го вре­ме­ни бы­ла ре­ак­ци­ей на са­мо­соз­на­ние хри­сти­ан­ско­го пер­со­на­лиз­ма, она впи­та­ла со­блаз­ны и за­блу­ж­де­ния хри­сти­ан­ской куль­ту­ры и ис­то­рии. Итак, дох­ри­сти­ан­ское ми­ро­вос­прия­тие об­ра­ще­но к кос­мо­су и при­ро­де, к че­ло­ве­ку же толь­ко в свя­зи с при­ро­дой. В сред­не­ве­ко­вье че­ло­век рас­смат­ри­вал­ся как со­став­ная часть Бо­же­ст­вен­но­го по­ряд­ка, но часть, не­су­щая от­блеск Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды. Но­вое вре­мя дек­ла­ри­ро­ва­ло безрелигиозное са­мо­ут­вер­жде­ние че­ло­ве­ка, мировоззрение искажается ги­пер­тро­фи­ро­ван­ной ра­цио­на­ли­за­ци­ей и на­ту­ра­лиз­мом. В гу­ма­низ­ме про­изош­ло рас­кре­по­ще­ние ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ско­го свое­во­лия и ти­та­ни­че­ской са­мо­сти – при­род­но­го са­мо­ут­вер­жде­ния ин­ди­ви­дуа­лиз­ма. На­чи­ная с Шел­лин­га и Кьер­ке­го­ра на За­па­де, Пуш­ки­на и Дос­то­ев­ско­го в Рос­сии на­чи­на­ет­ся по­во­рот куль­ту­ры в сто­ро­ну ин­ди­ви­ду­аль­но­го кон­крет­но­го че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния в его ду­хов­ном из­ме­ре­нии. Че­рез фи­ло­со­фию жиз­ни и эк­зи­стен­циа­лизм осоз­на­ет­ся спе­ци­фи­ка лич­но­ст­но­го бы­тия, ос­но­вы ко­то­ро­го да­ны хри­сти­ан­ст­вом. Эк­зи­стен­ци­аль­ная фи­ло­со­фия пы­та­ет­ся ори­ен­ти­ро­вать мысль на соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во­ва­ние. Как ре­ак­ция на ра­цио­на­ли­сти­че­скую он­то­ло­гию, со­вре­мен­ный эк­зи­стен­циа­лизм прав в ут­вер­жде­нии пер­вич­но­сти лич­но­ст­но­го бы­тия, в рас­кры­тии его ди­на­ми­ки, но не ­прав родовым атеизмом. Наи­бо­лее це­ло­ст­ную фор­му об­ре­ла рус­ская пер­со­на­ли­сти­че­ская эк­зи­стен­ци­аль­ная фи­ло­со­фия, на ос­но­ве пат­ри­сти­че­ской тра­ди­ции пе­ре­ос­мыс­ли­ваю­щая со­вре­мен­ные про­бле­мы. «Че­ло­век есть лич­ность, по­то­му что Бог есть Лич­ность» (Н.А. Бер­дя­ев). И ес­ли Лич­ность, Ипо­стась Бо­га не толь­ко эс­сен­ция, но и эк­зи­стен­ция, то и при­ро­да че­ло­ве­че­ской лич­но­сти эк­зи­стен­циаль­на.

http://bogoslov.ru/article/1144159

Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой Тверским архиепископом Фаддеем. Расстрелян 4 декабря 1937 года в городе Калинине. Место его захоронения неизвестно. Священномученик Афанасий Милов Ро­дил­ся в 1877 в се­ле Сол­дат­ское Ниж­не­ло­мов­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Он за­кон­чил 3-класс­ную шко­лу в род­ном се­ле. До 1930 го­да отец Афа­на­сий слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Щу­чьем (совре­мен­ный Мам­лют­ский рай­он Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти). Отец Афа­на­сий Ми­лов был аре­сто­ван 28 но­яб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, вы­ра­зив­шей­ся в на­ме­ре­нии «бой­ко­ти­ро­вать вы­бо­ры в Вер­хов­ный Со­вет». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. Был рас­стре­лян. Ме­сто по­гре­бе­ния его неиз­вест­но. Священномученик Иоанн Смирнов Ро­дил­ся 12 но­яб­ря 1872 го­да в де­ревне Па­хо­мо­во Пле­ще­ев­ской во­ло­сти Твер­ской гу­бер­нии в се­мье тор­гов­ца хле­бом. О его жиз­ни до ре­во­лю­ции из­вест­но ма­ло, мы зна­ем толь­ко, что с 1895 по 1899 он слу­жил в Цар­ской Ар­мии. В 1922 го­ду епи­скоп Афа­на­сий (Са­ха­ров) ру­ко­по­ла­га­ет Ива­на Яко­вле­ви­ча в сан диа­ко­на, и он на­чи­на­ет слу­жить в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. В 1927 го­ду от­ца Ива­на аре­сто­вы­ва­ют и об­ви­ня­ют в «ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де, про­па­ган­де сре­ди цер­ков­ни­ков мыс­ли об из­бра­нии пат­ри­ар­хом ан­ти­со­вет­ско­го де­я­те­ля мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла». Сле­ду­ет при­го­вор: 3 го­да ссыл­ки в Си­бирь. После ссылки се­лит­ся в го­ро­де Вла­ди­ми­ре, где слу­жит в Ни­ко­ло-Го­род­ской церк­ви. 3 но­яб­ря 1931 го­да от­ца Иоан­на сно­ва аре­сто­вы­ва­ют, при­пи­сы­ва­ют ему «уча­стие в к/р груп­пе цер­ков­ни­ков, близ­ких еп. Афа­на­сию (Са­ха­ро­ву), а/с сбо­ри­ща, по­мощь за­клю­чен­ным и ссыль­ным " . По­сле 4 ме­ся­цев со­дер­жа­ния под след­стви­ем, аре­сто­ван­но­го вы­пус­ка­ют. Где-то в это вре­мя от­ца Ива­на ру­ко­по­ла­га­ют в сан свя­щен­ни­ка и он про­дол­жа­ет слу­жить в Ни­ко­ло-Го­род­ской церк­ви го­ро­да Вла­ди­ми­ра.

http://foma.ru/voskresene-5-dekabrja-202...

О сказанном преподобный Песнописец свидетельствовал несомненно от опыта, так как, будучи заключаем неоднократно в темницу и проходя путь своего узкого иноческого жития, он опытно знал видения, которые расширяли его сердце в божественном восхождении, в приближении к Богу. “Столпи Христовы Церкве непоколебимии, — восклицает он в каноне святым мученикам Онисифору и Порфирию (9 ноября), — колебаньми мук непревратни крепостию Духа явистеся” 64 . А в каноне святым мученикам Ермилу и Стратонику (13 января) Преподобный, обращаясь к святому Ермилу, найдет в своем сердце и скажет такие слова: “Течаше медоточное от уст твоих слово, горесть уныния Стратоника твоего сострадальца укрощающее” 65 . То же противоположение для укрепления смысла всего тропаря и в форме краткой, чрезвычайно образной, мы отмечаем в каноне святым мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре (10 сентября). “Изострившеся любовию Творца, — пишет Преподобный, — притуписте жала змииная в женстем телеси мужеская восприяше подвиги” 66 . Вероятно, мысль, что можно истончиться, изостриться любовию Творца, преподобный Песнописец нашел также в своем сердце от опыта иноческой жизни. К слову об истончении любовию божественною присоединяется утверждение, что такое истончение притупляет жало грехов. “Отъятие удов, яко приложение благих, мучениче, зрел еси, — пишет Преподобный в каноне великомученику Иакову Персиянину (27 ноября), — не нынешния видя болезни, но будущее смотря мучеников красное венчание” 67 . Этот прием, упо­требляемый Преподобным, держит все построение фразы в строгом согласии, что помогает уразумевать и внутренний смысл тропаря. В молитве к своему покровителю, святителю Николаю Мир­ликийскому, Преподобный находит очень легкое и простое противопоставление: “На небесех живый радостно, — пишет он в каноне Октоиха шестого гласа, — на земли тебе поющих, всякую скорбь сердца разжени”. Дважды противопоставленные понятия — неба и земли , радости и скорби  — очень облегчают и делают радостным прошение Преподобного, которое и на­чи­на­ет­ся с утверждения радости 68 .

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

40. И ког­да ми­но­ва­ли дни зи­мы, а по­том и свя­то­го по­ста, по­сле Свя­той Па­с­хи пе­ре­дал он их из­мыс­ли­те­лю зол Ио­ан­ну, что­бы тот на­ка­зал их, как при­ду­ма­ет. Он же, взяв их, бро­сил в раз­ные тем­ни­цы и мучил, под­верг­нув та­ким ка­рам, ка­ким и ел­ли­ны не под­вер­га­ли му­че­ни­ков: ибо он вверг их в скорб­ные и мрач­ные тем­ни­цы не име­ю­щи­ми ни под­сти­лок сни­зу, ни по­кро­вов свер­ху, и во что каж­дый ока­зал­ся одет, в том и ло­жил­ся на зем­лю, подкладывая под го­ло­ву че­ре­пи­цу, а че­рез очень уз­кое от­вер­стие им ки­да­ли, как со­ба­кам, по ун­ции хле­ба, и то­го ис­пор­чен­но­го, столь­ко, что­бы они не умер­ли от го­ло­да. Во­ды же, ко­то­рую им да­ва­ли, бы­ло очень ма­ло, и та тух­лая. Ибо весь его за­мы­сел со­сто­ял в том, что­бы или убе­дить их, или све­с­ти в мо­ги­лу. А для еще боль­ше­го му­че­ния про­слав­лен­но­го от­ца на­ше­го он за­то­чил в тюрь­му и бра­та на­ше­го, ко­то­рый при­слу­жи­вал ему, я го­во­рю о Фе­ок­ти­с­те, бла­го­да­тью Хри­с­то­вой став­шем его пре­ем­ни­ком, ко­то­рый тог­да был юношей. Уви­дев же, что он ско­рее пред­по­чтет уме­реть, чем пре­дать ис­ти­ну, они за­влек­ли их тем, что, де­с­кать, “мы ни­че­го от вас не про­сим, толь­ко один раз всту­пить в об­ще­ние с Фе­о­до­том и кро­ме это­го ни­че­го не де­лать — а по­том каж­дый бы от­пра­вил­ся в свой мо­на­с­тырь и с ве­рой ва­шей, и с мне­ни­ем”. Тог­да вы­шли от­цы (ес­ли мож­но на­зы­вать их от­ца­ми ра­ди их но­вой борь­бы, ко­то­рую они яви­ли поз­же, и го­ре­ния жар­ко­го) каж­дый от­ту­да, где был за­то­чен, и при­шли к пре­по­доб­но­му Ни­ки­те, по­буж­дая и его вый­ти из за­клю­че­ния. Ког­да же он стал от­ка­зы­вать­ся и ни­как не хо­тел по­слу­шать­ся, они на­ста­и­ва­ли, на­сту­пая на не­го, что, мол, “не­воз­мож­но, что­бы ты ос­та­вал­ся здесь, ес­ли мы вы­шли: то, че­го они от нас тре­бу­ют, есть ни­что — сни­зой­дем не­мно­го, что­бы не по­гу­бить все”. И так, по­сле то­го, как они дол­го за­став­ля­ли его, он ус­ту­пил про­тив же­ла­ния, не из­бе­гая му­че­ний и не обес­си­лев пе­ред бед­ст­ви­я­ми — ни в ко­ем слу­чае — но из по­чте­ния скло­нив­шись пе­ред уве­ща­ни­ем от­цов, не по сво­е­му вы­бо­ру — ни­сколь­ко — но ува­жая стар­цев. Ибо ес­ли бы ему над­ле­жа­ло вы­брать жизнь или смерть ра­ди ве­ры, я пре­крас­но знаю, что он пред­по­чел бы смерть, и ни­ко­им об­ра­зом не пре­дал бы что-ли­бо из пра­во­го сло­ва, да­же ес­ли бы ему пред­сто­я­ли ты­ся­чи опас­но­с­тей. Итак, все вме­с­те по­ш­ли в так на­зы­ва­е­мые до­ма мо­лит­вы (а они бы­ли рас­пи­са­ны, как и преж­де) и при­об­щи­лись из рук Фе­о­до­та, го­во­рив­ше­го: “Не по­кло­ня­ю­щим­ся ико­не Хри­с­та ана­фе­ма”. И тог­да ос­таль­ные от­цы от­пра­ви­лись по мо­на­с­ты­рям, ко­то­рым каж­дый из них уп­рав­лял. Сей же бла­жен­ный, осо­бен­но уд­ру­чен­ный серд­цем, по­то­му что с не­боль­шо­го от­кло­не­ния на­чи­на­ет­ся все­об­щее кру­ше­ние, ре­шил бе­жать и уй­ти в дру­гую зем­лю и там ис­пра­вить по­ра­же­ние.

http://pravmir.ru/slovo-nadgrobnoe-prepo...

Рим 1:21) и счел, что, под­дер­жи­вая не­че­с­тие, он этим со­хра­нит се­бе цар­ст­во. Под­ра­жа­ет и этот со­имен­но­му се­бе и сход­но­му нра­вом от­ступ­ни­ку, ас­си­ри­я­ни­ну и вра­гу, изо­б­ре­та­те­лю зол, то есть Льву Иса­в­ру, и на­чи­на­ет пре­сле­до­вать свя­тая свя­тых так же, как и тот. За­тем он стал ис­кать со­общ­ни­ков и учи­те­лей зла: и на­шел не­мно­гих из син­к­ли­та, Ио­ан­на, на­зы­ва­е­мо­го Спек­тас, и Ев­ти­хи­а­на. Ис­кал он и в свя­щен­ни­че­с­ком чи­не, и под­бро­сив­ший ему это ди­а­вол, обой­дя Ви­зан­тий, на­шел Ио­ан­на по про­зви­щу Грам­ма­тик, но­во­го Тер­тил­ла 20 , и, на­вер­ное, взяв его за ру­ку, при­вел к ца­рю со сло­ва­ми: “При­ми его, он при­го­дит­ся те­бе в ис­ко­мом — ибо он есть со­суд мой из­бран­ный, что­бы не­сти имя мое про­тив пра­во­слав­ных”. И вот как Па­вел стал ус­та­ми Хри­с­то­вы­ми, так и сей — ди­а­во­льскими, и как по­ток, об­ра­зо­вав­ший­ся из раз­ных лив­ней, не­сет зло­вон­ные и мут­ные во­ды, так и он из мерз­ко­го со­кро­ви­ща серд­ца сво­е­го вы­нес зло­вон­ней­шие и гряз­ные учения, на­по­яя ближ­них раз­вра­ще­ни­ем мут­ным (Авв 2:15 слав.). По­мощ­ни­ка­ми же у не­го бы­ли из пре­столь­ных Ан­то­ний, епи­с­коп Силлейский, а из ино­че­с­ко­го со­сло­вия не­кий Ле­он­тий и Зо­си­ма — ка­ко­вой Зо­си­ма в те же дни под­верг­ся от­се­че­нию но­са за пре­лю­бо­де­я­ние и скон­чал­ся. 32. За­тем со­би­ра­ет­ся все мно­же­ст­во мо­на­хов с епи­с­ко­па­ми и ми­т­ро­по­ли­та­ми к свя­тей­ше­му па­т­ри­ар­ху Ни­ки­фо­ру и тво­рят все­нощ­ное бде­ние в Ве­ли­кой Церк­ви — а на­ут­ро при­гла­сил их царь. А об­ман­щи­ков и со­общ­ни­ков зла он дер­жал вну­т­ри двор­ца, по­кры­вая их и слов­но пти­ца при­гре­вая в цар­ских чер­то­гах, и под­зу­жи­вая, и обе­щая да­ры, и ве­ля ни­че­го не бо­ять­ся. Сна­ча­ла он при­ка­зал, что­бы па­т­ри­арх во­шел один — а по­том, не зная, о чем они сго­во­ри­лись меж­ду со­бой без не­го, при­гла­сил всех. И стал пе­ред ним строй из­бран­ных от­цов, свя­тых, ан­ге­ло­рав­ных, бо­го­вид­ных.

http://pravmir.ru/slovo-nadgrobnoe-prepo...

  001     002    003