Но он же предупреждал: Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (1 Кор 8:9–12). Читайте также: Как святой мученик Феодор Тирон христианам помог. История колива И когда приказ императора окроплять все продукты на рынках жертвенной кровью был отдан, Константинопольскому архиепископу Евдоксию во сне явился святой Феодор Тирон и, предупредив его о замысле императора, велел всем христианам есть коливо (кутью) — разваренные зерна пшеницы (символ Воскресения), подслащенные медом (символ вечного блаженства), — благо какие-то запасы зерна были тогда в каждом доме. В память об этом впоследствии и было установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. Первое описание этого праздника оставил Константинопольский патриарх Нектарий, возглавлявший эту кафедру в 381–397 годах. При этом служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров (т.е., как правило, все эти богослужения происхолят в пятницу утром). В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору (составленные преоподным Иоанном Дамаскиным) и благословляется коливо. А в субботу на утрене поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь |
следствием столкновения христианства с недавно возникшим исламом Чтобы дать как можно более объективную оценку политическим и церковным событиям начала VIII âåка, необходимо принять во внимание важнейший исторический факт — зарождение и стремительное распространение мусульманского вероисповедания. Так, недооценивая масштабы влияния ислама, Острогорский ошибочно сузил проблему иконоборчества до внутрицерковной ситуации. Большинство современных византологов склоняется к мнению, что иконоборчество 720-х годов связано со стремительным ростом мусульманских сил 65 . Âðåмя царствования Льва III áûло отмечено непрекращающимся соперничеством с арабами с самого начала его прихода к власти. Так, в 718 ãîäó, ãîä ñïóñтя после его возведения на императорский трон , îí áûë âîâëå÷åí â âîéíó ñ àðàáскими ордами, в которой åìó óäàлось одержать блестящую победу 66 . Åñтественно, что климат политического противоборства между исламом и христианством не мог не отразиться и на отношении к Церкви: все, что могло бы послужить к политической дискредитации христианства, должно было быть истреблено . Ýòèì è îáúясняется активное вмешательство императора в церковную жизнь, в данном случае — в раздувание иконоборческой смуты в Церкви. О его ведущей роли в этом начинании можно сделать вывод из первого трактата преподобного Иоанна “В защиту иконопочитателей” 67 . Àâтор открыто и бесстрашно бросает императору вызов : “ Побуждаемый нестерпимым страхом [Божиим], я решился говорить, высоту царей не полагая выше истины èç áûâших издавна немного таких, которые пренебрегли бы повелениями царей, зная, что над земным царем есть Небесное Царство и что законы обладают и царями” 68 . Из приведенного текста вмешательство императора очевидно. Однако каким образом ислам подстегнул императора на открытое выступление против икон — этот вопрос остается неразрешенным. Диктовалась ли стратегия императора богословскими мотивами или же была следствием чисто политического соперничества с мусульманами? Мнения византологов по этому вопросу расходятся. |
Самосознание личности в христианском мире впервые началось в Возрождении. Но Возрождение только вскрыло и сделало явным содержание глубинного процесса. В исходе Средневековья человек ощутил необъятные силы собственной индивидуальности – потенциал, накапливаемый средневековой личностной аскезой. Раннее Возрождение было началом христианского самосознания возросшей вдруг личности. Первые импульсы этого процесса были дерзновенными, но духовно чистыми порывами самоопределения христианской личности. Данте, Петрарка, Джотто – на Западе, Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев – в России. Это выражение начального самоощущения христианского персонализма. Но этот процесс активизировал и антиличностную, в том числе и индивидуалистическую, реакцию. Возрождение оказалось моментом болезненного кризиса – перехода из одного духовного возраста в другой, но и срыва при этом переходе. Возрожденческий человек не столько осознал, сколько почувствовал вдруг необъятные силы индивидуума и влечение к неограничиваемому проявлению этих сил. Это было естественное чувство выхода из-под младенческой опеки в отроческую самостоятельность. Тесные пелены матери-Церкви сняты и с презрением отброшены, человек с упоением начинает двигать членами, ставшими вдруг такими мощными. Зарождается любование собственным величием и силой, своевольной безотчетностью, открывшимися после снятия риз Средневековья. Человек с упоением пробует свои силы во всём и на всём. Напряжение личностного роста срывается в индивидуализм. Возрожденческий индивидуализм перерождается в титанизм и тяготеет к сатанизму. Раскрепощенные и культивируемые в человеке природные стихии захватывают и порабощают его. Рост индивидуалистического произвола явно опережал рост личностного самосознания. |
Глас 5, понедельник на 2 Глас 5: Множества прегрешений моих презри, Господи, иже от Девы рождейся: и вся очисти грехи моя, мысль мне подая обращения, яко един Человеколюбец, молюся, и помилуй мя. Стих: Да будут уши Твои/внемлюще гласу моления моего. Глас 5: Увы мне, кому уподобихся аз? неплодней смоковнице, и боюся проклятия с посечением: но Небесный Делателю, Христе Боже, оляденевшую душу мою плодоносну покажи, и яко блуднаго сына приими мя, и помилуй мя. На 6, стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у Тебе очищение есть. Понедельник 6й седмицы Великого поста на 3 Глас 1: Обнищав богатый Христе, человеки обогатил еси безсмертием и светлостию. Темже обнищавшаго сластьми жития, добродетельми мя обогати, и убогому Лазарю сочини, богатаго мя мучения избавляя, и геенны предлежащия мне. Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/упова душа моя на Господа. Глас 1: Злобою обогатихся люте, и сладость возлюбих, и сущих в житии насладихся сластей, Господи, и огню геенны подсужден бых: гладом тающа умом, яко Лазаря презираема, пред враты Божественных деяний повержена, ущедри мя Владыко. На 4, стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния,/да уповает Израиль на Господа. Глас 1: Шестую от честных постов седмицу, усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть. Темже уготовим благочестно победныя образы, ветви добродетельныя, осанна вопиюще Творцу всех. Стих: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. мч. Евпсихия Кесарийскаго на 3 Глас 8: Гребеньми стружемь даже до внутренних твоих,/доблий мучениче, пребыл еси непреклонен,/имея око умное к Богу,/укрепляющему тя, Евпсихие,/и беззаконнующия посрамляющему,/Егоже моли спастися/верою твою чтущим память днесь. |
Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землёй живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращённом нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо — это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Всё это раскрыл, всё это дарит нам Христос. Вознесшись на небо, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием, стал ещё ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом и пренебесном таинстве Евхаристии – Божественных Тела и Крови Его, которых приобщаются верные. Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на земле. Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознёсся на небо, как первенец из мёртвых, представив в Своём Лице начаток искуплённой и возрождённой Им человеческой природы. Он взошёл со славой к Светоначальнику Отцу Своему, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и средостение (преграду) вражды между человеком и Богом. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». |
Эта угасающая тенденция возобладала в Новое время, хотя были сильны и духовные потенции христианской культуры, аккумулированные в Средневековье. Явленный ныне антихристианский образ жизни и бездуховный облик человека складывался уже внутри самоупоенной индивидуалистической цивилизации на Западе и в секуляризованном обществе в России. Волна антихристианской стихии Нового времени была реакцией на самосознание христианского персонализма, она впитала соблазны и заблуждения христианской культуры и истории. Итак, дохристианское мировосприятие обращено к космосу и природе, к человеку же только в связи с природой. В средневековье человек рассматривался как составная часть Божественного порядка, но часть, несущая отблеск Божественной природы. Новое время декларировало безрелигиозное самоутверждение человека, мировоззрение искажается гипертрофированной рационализацией и натурализмом. В гуманизме произошло раскрепощение индивидуалистического своеволия и титанической самости – природного самоутверждения индивидуализма. Начиная с Шеллинга и Кьеркегора на Западе, Пушкина и Достоевского в России начинается поворот культуры в сторону индивидуального конкретного человеческого существования в его духовном измерении. Через философию жизни и экзистенциализм осознается специфика личностного бытия, основы которого даны христианством. Экзистенциальная философия пытается ориентировать мысль на собственно человеческое существование. Как реакция на рационалистическую онтологию, современный экзистенциализм прав в утверждении первичности личностного бытия, в раскрытии его динамики, но не прав родовым атеизмом. Наиболее целостную форму обрела русская персоналистическая экзистенциальная философия, на основе патристической традиции переосмысливающая современные проблемы. «Человек есть личность, потому что Бог есть Личность» (Н.А. Бердяев). И если Личность, Ипостась Бога не только эссенция, но и экзистенция, то и природа человеческой личности экзистенциальна. |
Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой Тверским архиепископом Фаддеем. Расстрелян 4 декабря 1937 года в городе Калинине. Место его захоронения неизвестно. Священномученик Афанасий Милов Родился в 1877 в селе Солдатское Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Он закончил 3-классную школу в родном селе. До 1930 года отец Афанасий служил священником в селе Щучьем (современный Мамлютский район Северо-Казахстанской области). Отец Афанасий Милов был арестован 28 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, выразившейся в намерении «бойкотировать выборы в Верховный Совет». Виновным себя он не признал. Был расстрелян. Место погребения его неизвестно. Священномученик Иоанн Смирнов Родился 12 ноября 1872 года в деревне Пахомово Плещеевской волости Тверской губернии в семье торговца хлебом. О его жизни до революции известно мало, мы знаем только, что с 1895 по 1899 он служил в Царской Армии. В 1922 году епископ Афанасий (Сахаров) рукополагает Ивана Яковлевича в сан диакона, и он начинает служить в Даниловом монастыре. В 1927 году отца Ивана арестовывают и обвиняют в «антисоветской пропаганде, пропаганде среди церковников мысли об избрании патриархом антисоветского деятеля митрополита Кирилла». Следует приговор: 3 года ссылки в Сибирь. После ссылки селится в городе Владимире, где служит в Николо-Городской церкви. 3 ноября 1931 года отца Иоанна снова арестовывают, приписывают ему «участие в к/р группе церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), а/с сборища, помощь заключенным и ссыльным " . После 4 месяцев содержания под следствием, арестованного выпускают. Где-то в это время отца Ивана рукополагают в сан священника и он продолжает служить в Николо-Городской церкви города Владимира. |
О сказанном преподобный Песнописец свидетельствовал несомненно от опыта, так как, будучи заключаем неоднократно в темницу и проходя путь своего узкого иноческого жития, он опытно знал видения, которые расширяли его сердце в божественном восхождении, в приближении к Богу. “Столпи Христовы Церкве непоколебимии, — восклицает он в каноне святым мученикам Онисифору и Порфирию (9 ноября), — колебаньми мук непревратни крепостию Духа явистеся” 64 . А в каноне святым мученикам Ермилу и Стратонику (13 января) Преподобный, обращаясь к святому Ермилу, найдет в своем сердце и скажет такие слова: “Течаше медоточное от уст твоих слово, горесть уныния Стратоника твоего сострадальца укрощающее” 65 . То же противоположение для укрепления смысла всего тропаря и в форме краткой, чрезвычайно образной, мы отмечаем в каноне святым мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре (10 сентября). “Изострившеся любовию Творца, — пишет Преподобный, — притуписте жала змииная в женстем телеси мужеская восприяше подвиги” 66 . Вероятно, мысль, что можно истончиться, изостриться любовию Творца, преподобный Песнописец нашел также в своем сердце от опыта иноческой жизни. К слову об истончении любовию божественною присоединяется утверждение, что такое истончение притупляет жало грехов. “Отъятие удов, яко приложение благих, мучениче, зрел еси, — пишет Преподобный в каноне великомученику Иакову Персиянину (27 ноября), — не нынешния видя болезни, но будущее смотря мучеников красное венчание” 67 . Этот прием, употребляемый Преподобным, держит все построение фразы в строгом согласии, что помогает уразумевать и внутренний смысл тропаря. В молитве к своему покровителю, святителю Николаю Мирликийскому, Преподобный находит очень легкое и простое противопоставление: “На небесех живый радостно, — пишет он в каноне Октоиха шестого гласа, — на земли тебе поющих, всякую скорбь сердца разжени”. Дважды противопоставленные понятия — неба и земли , радости и скорби — очень облегчают и делают радостным прошение Преподобного, которое и начинается с утверждения радости 68 . |
40. И когда миновали дни зимы, а потом и святого поста, после Святой Пасхи передал он их измыслителю зол Иоанну, чтобы тот наказал их, как придумает. Он же, взяв их, бросил в разные темницы и мучил, подвергнув таким карам, каким и еллины не подвергали мучеников: ибо он вверг их в скорбные и мрачные темницы не имеющими ни подстилок снизу, ни покровов сверху, и во что каждый оказался одет, в том и ложился на землю, подкладывая под голову черепицу, а через очень узкое отверстие им кидали, как собакам, по унции хлеба, и того испорченного, столько, чтобы они не умерли от голода. Воды же, которую им давали, было очень мало, и та тухлая. Ибо весь его замысел состоял в том, чтобы или убедить их, или свести в могилу. А для еще большего мучения прославленного отца нашего он заточил в тюрьму и брата нашего, который прислуживал ему, я говорю о Феоктисте, благодатью Христовой ставшем его преемником, который тогда был юношей. Увидев же, что он скорее предпочтет умереть, чем предать истину, они завлекли их тем, что, дескать, “мы ничего от вас не просим, только один раз вступить в общение с Феодотом и кроме этого ничего не делать — а потом каждый бы отправился в свой монастырь и с верой вашей, и с мнением”. Тогда вышли отцы (если можно называть их отцами ради их новой борьбы, которую они явили позже, и горения жаркого) каждый оттуда, где был заточен, и пришли к преподобному Никите, побуждая и его выйти из заключения. Когда же он стал отказываться и никак не хотел послушаться, они настаивали, наступая на него, что, мол, “невозможно, чтобы ты оставался здесь, если мы вышли: то, чего они от нас требуют, есть ничто — снизойдем немного, чтобы не погубить все”. И так, после того, как они долго заставляли его, он уступил против желания, не избегая мучений и не обессилев перед бедствиями — ни в коем случае — но из почтения склонившись перед увещанием отцов, не по своему выбору — нисколько — но уважая старцев. Ибо если бы ему надлежало выбрать жизнь или смерть ради веры, я прекрасно знаю, что он предпочел бы смерть, и никоим образом не предал бы что-либо из правого слова, даже если бы ему предстояли тысячи опасностей. Итак, все вместе пошли в так называемые дома молитвы (а они были расписаны, как и прежде) и приобщились из рук Феодота, говорившего: “Не поклоняющимся иконе Христа анафема”. И тогда остальные отцы отправились по монастырям, которым каждый из них управлял. Сей же блаженный, особенно удрученный сердцем, потому что с небольшого отклонения начинается всеобщее крушение, решил бежать и уйти в другую землю и там исправить поражение. |
Рим 1:21) и счел, что, поддерживая нечестие, он этим сохранит себе царство. Подражает и этот соименному себе и сходному нравом отступнику, ассириянину и врагу, изобретателю зол, то есть Льву Исавру, и начинает преследовать святая святых так же, как и тот. Затем он стал искать сообщников и учителей зла: и нашел немногих из синклита, Иоанна, называемого Спектас, и Евтихиана. Искал он и в священническом чине, и подбросивший ему это диавол, обойдя Византий, нашел Иоанна по прозвищу Грамматик, нового Тертилла 20 , и, наверное, взяв его за руку, привел к царю со словами: “Прими его, он пригодится тебе в искомом — ибо он есть сосуд мой избранный, чтобы нести имя мое против православных”. И вот как Павел стал устами Христовыми, так и сей — диавольскими, и как поток, образовавшийся из разных ливней, несет зловонные и мутные воды, так и он из мерзкого сокровища сердца своего вынес зловоннейшие и грязные учения, напояя ближних развращением мутным (Авв 2:15 слав.). Помощниками же у него были из престольных Антоний, епископ Силлейский, а из иноческого сословия некий Леонтий и Зосима — каковой Зосима в те же дни подвергся отсечению носа за прелюбодеяние и скончался. 32. Затем собирается все множество монахов с епископами и митрополитами к святейшему патриарху Никифору и творят всенощное бдение в Великой Церкви — а наутро пригласил их царь. А обманщиков и сообщников зла он держал внутри дворца, покрывая их и словно птица пригревая в царских чертогах, и подзуживая, и обещая дары, и веля ничего не бояться. Сначала он приказал, чтобы патриарх вошел один — а потом, не зная, о чем они сговорились между собой без него, пригласил всех. И стал перед ним строй избранных отцов, святых, ангелоравных, боговидных. |
| |