Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

В таком случае назад отсчитываются седмицы 35-я (следующая за 34 неделею, или воскресеньем, по Пятид.), 34, 33, 32 и 31, т.е. та, на которой в понедельник на литургии положено евангелие Марка, зач. 42. Из отсчитанных составляется новый ряд седмичных чтений, начало которого полагается с первого седмичного дня (понедельника), следующего за неделею (воскресеньем) по Просвещении (след., в этот понедельник читается евангелие Марка, зачало 42, в следующий за ним вторник зач. 43, в среду зачало 44 и т.д., как показано в росписании, и который оканчивается седмицею пред неделею Мытаря и Фарисея. При этом может случиться, что отсчитанных седмиц окажется именно столько, сколько и нужно; а может оказаться в них и излишек. Первое будет тогда, когда неделя по Просвещении следует непосредственно за 32 неделею по Пятидесятнице, а второе тогда, когда не сразу. В последнем случае начатый ряд чтений до конца не доводится и прерывается пред неделею Мытаря и Фарисея, с которой начинается новый ряд чтений, в росписании показанных с недели Мытаря и Фарисея. Обясним это примерами. Возьмем пасхальный год, в котором первая Пасха, обозначенная под буквою Н, бывает 5 апреля 452 , седмица, следующая за 32 неделею (вокресеньем), оканчивается 9-го января, неделя по Просвещении падает на 10 января, и вторая Пасха, обозначенная под буквою , 24 апреля, а раньше ее неделя Мытаря и Фарисея – 14 февраля. От 10 января до14 февраля 5 седмиц. След., взятый пасхальный год вместо 32 седмиц, следующих за седмицею Пятидесятницы, имеет 37 (иначе – вместо 33 седмиц, от Духова дня имеет 38), т.е. на 5 больше против обыкновенного. Берем росписание апостольских и евангельских чтений и по нему назад от недели Мясопустной отсчитываем 5 седмиц. Эти седмицы по росписанию будут те самые, которые выше были отсчитаны, т.е. 35, 34, 33, 32 и 31. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц, т.е. именно 31-й седмицы, надобно прочитать 11 января, т.е. в понедельник, следующий за неделею по Просвещении, вторые во вторник, третьи в среду, четвертые в четверток и пятые в пяток; в следующую седмицу, начиная с понедельника 18 января и кончая пятком 22-го января, надобно читать апостолы и евангелия 32 седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Нужно быть умудренным, все знающим и все продумавшим, в душе своей все пережившим, нужно иметь право, чтобы достойно нести СЛОВО. Владыка Евсевий – с чуть заметной проседью в усах и небольшой бородке, в очках. У него беспокойные, подвижные, но иногда словно бы замиравшие пальцы. Он резко брал посох, но не вырывал, а давал время поцеловать руку, резко перехватывал его обеими руками во время проповеди, быстро складывал их то в троеперстие, то в символическое ИС ХС для благословения. Он начинал говорить, держа посох, будто схватив его. Мне казалось, что он своим обволакивающим голосом схватывает и слова, вытягивая, удлиняя, будто распевая их. Это не было пение, это были скульптурные, как и его пальцы, слова поэта, радующегося тому, о чем он говорил. И богомольная Мария, восторженно слушающая Христа, и прилежная Марфа, так тщательно готовящаяся угостить дорогого Гостя, – обе хороши, если они вместе и если обогатят друг друга тем, что имеют. Растягивая имена, владыка будто видел тихую Ма-ри-ю и энергичную Ма-ар-фу. И Марии нужно прилежание Марфы, и Марфе нужно отдать время молитве, особенно если рядом пастырь. Они – едины. Так и каждый из нас должен соединять в себе усердие молитвенника и труженика. Перед нами лица – внимательные, зачарованные, истовые, с устремленными в одну сторону глазами, внимающими, светящимися. Присутствуя на проповеди, будучи свидетелем значительного момента – передачи и восприятия СЛОВА, – я понял, что самые красивые глаза – озаренные и обогащенные СЛОВОМ и направленные внутрь себя. Блины Перед строжайшим шестинедельным Великим постом есть неделя мясопустная, когда не разрешается есть мясо, но можно – рыбное, скоромное (молочные продукты), спиртное. Именно потому, что разрешается есть животное масло, неделя называется масленицей. Неделя блинная. В районе, где мы жили – Черкизово, Преображенка, Сокольники, – для всего ее населения: кустарей, ткачей, лошадников – эти последние семь дней перед постом были временем отхождения от дел, временем веселья и застолий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ну, посудите сами, Неделей мясопустной возглавляется сырная седмица, во время которой не только мясо удаляется из рациона, но весь строй жизни постепенно, плавно изменяется в перспективе приближающегося периода покаянного сосредоточения на внутренней жизни. Конечно, мирянин не обязан ежедневно посещать богослужения, но в любом случае жизнь православного человека должна соответствовать тому настрою, который логично следует из богослужебного устава. А теперь давайте сопоставим «устав» Масленицы и устав богослужебный, который может не соблюдаться формально (в самом деле, у каждого свои возможности посещения храма), однако, по духу, по мысли своей должен служить стержнем повседневной духовной жизни любого православного христианина вне зависимости от того, мирянин он или монашествующий, в священном сане или нет. Что же открывается нашему незамутненному взору? Неделя мясопустная предваряется поминальной родительской субботой (кстати, одна из поздних версий смысла выражения «первый блин – комом», что первыми блинами поминали почивших родителей, а воспоминания о них, естественно, сжимают горло – «ком» в горле). Поминальная мясопустная суббота логично предшествует Неделе мясопустной – воскресному дню, который еще называется Неделей о страшном суде: мы накануне поминали усопших и, заботясь об их участи, теперь обращаем внимание на себя, на свою готовность к переходу в иную жизнь. Все тексты Триоди постной в этот день как бы встряхивают православного человека от духовной дремоты: «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Дела твоя предстоят на обличение твое… Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но вем человеколюбие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея». Воскресный день дает импульс на всю последующую седмицу. Так, по идее, всегда должно быть. Однако не только мысль о Христовом и всеобщем Воскресении важна для проведения очередной седмицы, но и та, которая отличает конкретный воскресный день.

http://pravmir.ru/drugoj-prazdnik-ili-pe...

(Иерей поминает: — Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих имярек, и всех праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан.: и о еже проститися им...). Среди храма ставится поминальный столик с распятием и возожженными свечами. В каноне Триоди бывает и 2-я песнь. Если в эту субботу случится Сретение Господне или храмовой праздник, поминовение усопших совершается в субботу мимошедшую или в четверток мясопустный. Неделя мясопустная    Неделя мясопустная посвящена воспоминанию о Страшном суде для того, чтобы грешники, в надежде на беспредельность человеколюбия Божия, не предались беспечности и нерадению о своем спасении. На литургии читается Евангелие о Страшном суде, внушающее нам, что Господь не только бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден, что Он не только любящий Отец, но одновременно и праведный Судия, воздающий каждому по делам его. Сырная седмица    После недели мясопустной, в которую прекращается ядение мяса, следует так называемая «сырная» седмица, в просторечии «масленица», в которую разрешается вкушение сыра, то есть вообще молочной пищи и яиц. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, указанные на каждый день в Триоди постной. Эта седмица является непосредственной подготовкой к Великому посту, как бы постепенным переходом к нему, и именуется в богослужебных песнопениях «преддверием Божественного покаяния», «светлым предпразднством воздержания», «светлыми предпутиями поста».    В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной, но все же с некоторыми отличиями от нее. На вечерни после «Ныне отпущаеши» поются тропари: «Богородице Дево», «Крестителю Христов» и «Молите за ны» с земными поклонами, и вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», после возгласа иерея: «Сый благословен», читается «Небесный Царю» и произносится молитва преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с 16-ью поклонами; после поклонов перед отпустом читается Трисвятое по «Отче наш» и «Господи, помилуй» 12 раз.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Кроме приложения восьмой недели, на Востоке сделана была и другая попытка исправить исчисление поста – посредством отнесения к нему первых трех дней Страстной седмицы. Такая система существует и сейчас у несториан: у них вышеуказанные дни называются последними днями поста. Вероятнее всего, греки довольно быстро забыли, какой именно порядок был установлен при Ираклии. Но предание, что в его правление сделали некоторое прибавление к Четыредесятнице, все же хранилось. Этим можно объяснить наличие уже в VIII веке в Греческой Церкви традиции полупостной приготовительной, то есть сырной, седмицы. Иначе говоря, был найден некий компромисс между постом из восьми недель, который практиковался ранее, и постом из семи недель. Введение сырной недели возможно рассматривать и как форму протеста православных против монофизитов. Как бы то ни было, но указанная вставка имеет большое значение для формирования Постной триоди в целом и ее локальных редакций в частности. Так, в Палестине число приготовительных дней к Четыредесятнице сырной седмицей и ограничилось. В Константинополе, напротив, с течением времени их количество увеличилось еще на две седмицы. В константинопольских евангелистариях IX–X веков неделя о блудном сыне, предшествующая мясопустной, обычно уже отмечается. Следовательно, здесь она считается седмицей, приготовительной к посту. Причиной, повлиявшей на изменение ее литургического статуса, вероятно, послужило содержание Евангелий этой недели: ясно видна их тенденция отметить последние недели перед постом особенными чтениями. В данную часть года полагается Евангелие от Луки. В предыдущие недели зачала идут последовательно: 66 (26-я неделя), 71, 76, 85, 91, 93, 94; в два последние воскресения – мытаря и фарисея, а также блудного сына – порядок возвращается назад: 89 и 79. На мясопустную и сырную недели зачала берутся уже не из евангелиста Луки, а из Матфея (106 и 17). Что касается начальной приготовительной недели мытаря и фарисея, то она была причислена к приготовительным дням гораздо позднее седмицы блудного сына. При этом в XII веке первая неделя уже твердо занимает свое нынешнее место. Главной причиной присоединения ее послужило, по мнению И.А. Карабинова, не столько содержание ее евангельского зачала, сколько идеолого-полемическое основание . Речь идет об обличении армян, проводящих эту седмицу в строгом посте, называемом у них «арачаворк», что означает «первый». Подобный пост соблюдается всеми восточными инославными христианами под названием поста ниневитян. Как видно, способ критики армянского обычая избран был греками такой же, как и в отношении восьминедельной монофизитской Четыредесятницы: он заключался в принципиальном освобождении в седмицу мытаря и фарисея среды и пятницы от поста.

http://pravoslavie.ru/29764.html

Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя,/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене. Апостол к ефесеем, зачало 229. Аллилуиа, глас 2: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от Мене. Неделя 1-я всех святых Прокимен, глас 8: Помолитеся и воздадите/Господеви Богу нашему. Стих: Ведом во Иудеи Бог , во Израили велие имя Его. И святых, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Апостол ко евреем, зачало 330. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Неделя 2-я всех святых в земли Российстей просиявших Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас,/якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Прокимен святых, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Апостол к римляном, зачало 81 от полу. И святых, апостол ко евреем, зачало 330. Аллилуиа, глас 1: Бог даяй отмщение мне, и покоривый люди под мя. Стих: Величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века. И святых, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам. Стих: Спасл еси нас от стужающих нам и ненавидящия нас посрамил еси. В субботу 35, мясопустную Прокимен, глас 6: Души их/во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Апостол к коринфяном, зачало 146 , и мертвым, к солуняном, зачало 270. Аллилуиа, глас 6: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Стих: И память их в род и род. Неделя 35, мясопустная Прокимен, глас 3: Велий Господь наш, и велия крепость Его,/и разума Его несть числа. Стих: Хвалите Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится хваление. Апостол к коринфяном, зачало 140. Аллилуиа, глас 8: Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. В субботу 36, сырную

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 122  голоса:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий Boney M — «На реках вавилонских» Песня группы Бони М написана на слова 136 псалма . Псалом 136 «На реках вавилонских» представляет собой скорбную песню еврейских изгнанников, томящихся в вавилонском плену после падения Иерусалима и разрушения Первого Храма. Эту песню написали и выпустили в 1970м году участники ямайского чернокожего трио The Melodians. В оригинале это была песня в стиле регги. Бони М перепели её в 1978м году, и именно в их исполнении песня стала известной в Европе и Америке. В православном церковном богослужении псалом 136 “На реках вавилонских” читается еженедельно на утрене пятницы. В шесть недель Великого поста эта кафизма читается на утрене среды и третьем часе пятницы. Особую роль псалом 136 приобрёл в богослужениях, готовящих верных к Великому посту. На утренях трёх приготовительных воскресений (неделя о блудном сыне, неделя о Страшном суде (мясопустная) и Прощёное воскресенье (неделя сыропустная)) этот псалом поётся после чтения Евангелия. Boney M — Rivers of Babylon 1978 Русский перевод: By the rivers of Babylon, there we sat down ye-eah we wept, when we remembered Zion. When the wicked Carried us away in captivity Required from us a song Now how shall we sing the lord’s song in a strange land Let the words of our mouth and the meditations of our heart be acceptable in thy sight here tonight By the rivers of Babylon, there we sat down ye-eah we wept, when we remembered Zion. В водовороте мутном Вавилона Мы ныне, обливаясь слезами, Припомнили земли родимой лоно; Глядим на запад жадными глазами. О где ты, где, Сион, гора святая? И струны наши ныне безъязыки. “Воспойте здесь хвалу, не причитая”, – Велели нам жестокие владыки. Хвала святому месту подобает. И если забываешь Град Господень, Вся сила рук мгновенно засыхает, Язык уж больше ни на что не годен. Ликуя, мы от Бога начинаем, Но помним – Ты нам, Господи, порукой – Иерусалим, что, кровью заливаем, На сердце неизбывной стынет мукой. Орда востока, змиево отродье, Попомнишь, как ты поступила с нами! Созреют на Едома гнева гроздья, Тебя раздавит вскоре Божий Камень.   См. также: Рекомендуемые видео 27 комментариев Самое популярное Сейчас в разделе 218  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/boney-m-rivers-of...

Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14). С этого дня и далее во весь пост до 5–ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…» Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святаго (из Минеи), прилучившагося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великаго святаго, служба котораго соединяется в согласии с указанием Марковых глав. Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33–ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха», она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому. Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившагося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков–армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев». Неделя блудного сына Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели — никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: « Хвалите имя Господне» и « Исповедайтеся Господеви» поется еще следующий за ними 136 псалом: « На реках вавилонских:» с аллилуиею красною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Кондак гл. 1. Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются; тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судио праведнейший. Стихира на хвалитех, гл. 8. Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе, и книги разгнушася. Блюди душе моя, постиши ли ся: ближняго твоего не презри. От брашен воздержиши ли ся; брата твоего не осуждай: да не во огнь отсылаема сгориши яко воск, но да без поткновения введет тя Христос в Царствие Свое. Неделя сыропустная Стихира на Господи воззвах, гл. 6. Одежды Боготканныя совлекохся окаинный, Твое, Божественное повеление преслушав, Господи, советом врага, и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся: потом бо осужден бых хлебе трудный снести: терние же и волчец мне принести, земля проклята бысть. Но в последняя лета воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай. Стихира на стиховне, гл. 6. Изгнан бысть Адам из рая снедию, тем же и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадал окаянный аз: едину заповедь преступих Владычию, и благих всяческих лишихся! Раю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли тебе Сотворшаго, и мене Создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся. Тем же и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнутя, но хощу сему спастися, и в познание истины приити, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон. Кондак, гл. 6. Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю, и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго. Стихира на хвалитех, гл. 6 Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, Ангельское благолепие, к Богу дерзновение; тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и Святому воскресению, яко Человеколюбец. В Воскресенье сыропустное, на вечерне

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010