Велик Господь наш, и велика сила Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 Апостол к Коринфяном, зачало 140: Апостол Первое послание к Коринфянам, зачало 140 Братие, брашно нас не поставит пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем, ниже аще не ямы, лишаемся. Блюдите же, да не како власть ваша сия преткновение будет немощным. Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти? И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре. Такоже согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете. Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего. Братья, пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли ничего не теряем. Смотрите же, как бы это ваше право не стало преткновением для немощных. Ведь если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не склонится ли к вкушению идоложертвенного? И погибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая так против братьев и нанося удар немощной совести их, вы грешите против Христа. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Несмь ли апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще убо иным несмь апостол, но убо вам есмь. Печать бо моего апостольства вы есте о Господе. Разве я не Апостол? Разве я не свободен? Разве я не видел Иисуса Христа, Господа нашего? Разве не мое дело – вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас – Апостол: ибо печать моего апостольства – вы в Господе. 1 Кор 8:8–9:2 Аллилуия, глас 8: Аллилуия, глас 8 Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Стих: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Придите, возрадуемся о Господе, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Поспешим пред лицо Его со славословием, и в псалмах воскликнем Ему. Пс 94:1, 2

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Евангелие от Матфея, зачало 106: Евангелие от Матфея, зачало 106 Рече Господь: егда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене. Наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне. Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом; или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом; или нага, и одеяхом? Когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе? И отвещав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Тогда речет и сущим ошуюю Его: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене. Странен бех, и не введосте Мене; наг, и не одеясте Мене; болен и в темнице, и не посетисте Мене. Тогда отвещают Ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе? Тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих менших, ни Мне сотвористе. И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. Сказал Господь: Когда придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же – по левую. Тогда скажет Царь тем, кто справа от Него: «Придите, благословенные Отца Моего! Наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; странником был, и вы приняли Меня; наг, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

За какие же добродетели такая милость снизойдёт на суде Божием на праведников? Сам Судья – Христос укажет на эти добродетели. Алкал Я, – скажет Он, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф. 25:36 ). Как видим, братия и сестры, на суде Божием вскроются «дела любви и милосердия, которые творили праведники, живя на земле». Но деяния не только праведников, но и всех нас вскроются на этом суде. Вот тут-то и обнаружится, что каждый от дел своих оправдается или осудится. В свете суда Божия откроется подлинное лицо и нравственное состояние каждого человека. Так праведники, несмотря на все свои добродетели, по своему глубочайшему смирению, на суде Божием будут считать себя неключимыми рабами, недостойными милости Божией. Не оправдываться, а, наоборот, обвинить себя будут они на этом суде. Они скажут Господу: Господи, когда мы видели Тебя алчущим..., жаждущим..., страждущим..., больным..., нагим или заключённым и оказали Тебе милосердие? Тогда Сам Господь встанет на их защиту против обвинения ими самих же себя. Он скажет им: «Так как вы сделали это (дела милосердия) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25:37–40 ). Поэтому «идите, благословеннии Отца Моего в Царство, уготованное вам от создания мира». С какими благами может сравниться это наименование – благословеннии? Как видите, братия и сестры, Господь милует и оправдывает праведников их праведной жизнью и смирением на суде Божием и дарует им неизмеримо больше, чем они могли ожидать. Но чем Господь может оправдать грешников, когда, проведя греховную жизнь на земле, они на суде Божием будут вести себя греховно и предосудительно, пытаясь оправдать себя ссылками на то, что не распознали в лице других людей – меньших братьев – Христа и потому не творили дел милосердия. Поэтому-то они и заслужат приговор на муку вечную ( Мф. 25:46 ). Но что это за грешники? Это те грешники, которые не захотели взыскать и дать место в своём сердце Господу, как это сделал Закхей. Не захотели очистить свою совесть покаянием, как это сделал кающийся в храме мытарь. Не захотели пройти весь сложный путь возвращения кающейся души к Отцу Небесному, как это сделал Евангельский блудный сын. Это те грешные люди, для которых Бог как бы не Бог , и человек как будто не человек, и жизнь – не путь спасения, не дело любви и милосердия, а неразумная погоня за суетной славой, за мирскими утехами и наслаждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, трижды. Псалом 135 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; прославляйте Бога богов, ибо вовек милость Его; прославляйте Господа господ, ибо вовек милость Его. Одного, творящего чудеса великие, ибо вовек милость Его, сотворившего небеса премудро, ибо вовек милость Его, утвердившего землю на водах, ибо вовек милость Его. Одного, сотворившего два великих светила, ибо вовек милость Его: солнце – чтобы властвовать днём, ибо вовек милость Его, луну и звёзды – чтобы властвовать ночью, ибо вовек милость Его. Поразившего Египет с первородными его, ибо вовек милость Его, и выведшего Израиль из среды их, ибо вовек милость Его, рукою сильною и мышцею высокою, ибо вовек милость Его. Разделившего Красное море надвое, ибо вовек милость Его, и проведшего Израиль посреди него, ибо вовек милость Его, и стряхнувшего фараона и войско его в Красное море, ибо вовек милость Его. Проведшего народ Свой по пустыне, ибо вовек милость Его, поразившего царей великих, ибо вовек милость Его, и убившего царей сильных, ибо вовек милость Его, Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его, и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его, и давшего землю их в наследие, ибо вовек милость Его, в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его. Ибо в унижении нашем вспомнил нас Господь, ибо вовек милость Его, и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его. Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его; прославляйте Бога небесного, ибо вовек милость Его. Аще убо есть неделя о Блудном сыне, или Мясопустная, или Сыропустная, припеваем же к сим и третий псалом со аллилуиею красною: Псалом 136 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуиа. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Аллилуиа. Воспойте нам от песней Сионских. Аллилуиа. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуиа. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуиа. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Аллилуиа. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуиа. Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуиа. Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

И Отец наш Небесный, видя наше раскаяние, примет нас с не меньшею радостью, чем отец принял своего блудного сына и введет нас в свой божественный чертог. Оскверненных многими грехами, очистит в Таинстве Исповеди, облечет нас в драгоценные одежды Своего милосердия и в Таинстве Причащения предложит нам Трапезу велию. Аминь. 1968 г. Неделя мясопустная, о Страшном Суде «Истинно говорю вам:  так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.  И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»  ( Мф.25:45-46 ). Это страшные слова для каждого верующего человека. В другом месте Христос говорит: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). Вселенная, в которой живем, находится в постоянном движении… Мы замечаем и чувствуем это в нашей повседневной жизни, наблюдая смену времен года, дня и ночи, обороты и движения небесных тел. И может казаться, что так было всегда и так будет. Но думая так, мы заблуждаемся, ибо умирают не только люди, умирает также и вселенная. Наука подтверждает слова Спасителя о том, что «все пройдет, а слова Христа не прейдут». Поистине, страшно думать об этом. Существуют различные научные и популярные мнения относительно конца вселенной. Но мы — люди веры — имеем ясное и определенное пояснение в Слове Божьем: «Придет же день Господень, как тать ночью (неожиданно), и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2 Пет.3:10 ). Никто не знает, когда это наступит. Но мы веруем, что будет именно так, как учил Спаситель. И потому остановим наши мысли на понятиях страшного суда и воскресении мертвых. Вера в загробную жизнь была распространена среди людей еще в самой глубокой древности. Все эти верования и предположения вполне созвучны со словами Спасителя: «Истинно, истинно говорю Вам, что наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (…) И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло — в воскресение осуждения» ( Ин.5:25, 29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

На утрене, после радостных иторжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего… На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего… Это псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском плену, вспоминая свой святой город Иерусалим. Он стал навсегда песнью человека, который осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, который никогда не может найти полного удовлетворения в этом падшем мире, потому что по своей природе и призванию он всегда ищет, как паломник, Совершенства. Этот псалом поется еще два раза, в последние два воскресения перед Великим Постом. Он открывает нам значение Поста как паломничества, покаяния — возвращения в дом Отца. Страшному суду (Неделя мясопустная) Следующее воскресение называется мясопустным, так как в течение недели, следующей за ним, Церковью предписывается частичный Пост, воздержание от мяса. Это предписание надо рассматривать, принимая во внимание все, что было сказано выше о значении приготовления. Церковь начинает теперь завершать подготовку к тому подвигу, которого она ожидает от нас через семь дней. Она постепен –28- но вводит нас в начало этого подвига, зная нашу неустойчивость, предвидя нашу духовную слабость. Накануне этого дня, в Субботу мясопустную, Церковь совершает всеобщее поминовение усопших (умерших, навек заснувших) в надежде воскресения и жизни вечной. Это действительно особенно важный день церковной молитвы за ушедших членов Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

(Неделя мясопустная о Страшном суде) Время Страшного суда сокрыто от умов человеческих, оно не было открыто даже святым апостолам, и мы знаем о нем лишь то, что оно наступит обязательно. Человек, имеющий страх Божий, при мысли о Страшном суде должен приходить в трепет, однако, к сожалению, по своей теплохладности мы относимся к этому событию весьма равнодушно. Рассказ о суде – это притча, но вместе с тем Спаситель почти отказывается от приточного языка, прямо излагая то, как будут проходить эти страшные для нас мгновения. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей ( Мф.25:31 ). Сын Человеческий во славе Своей – конечно, Господь Иисус Христос говорит о Себе. Желавшие Его понять верили, воспринимали сердцем, что Он говорит о Себе, а те, кто не желал, возможно, недоумевали: «Что же значит Сын Человеческий?» Этими словами Спаситель подчеркивает истину Своего воплощения, вочеловечения. Во славе Своей – это означает, что Он придет во славе Своей как Бог . Ибо когда Он жил на земле и проповедовал, тогда внешне ничем не отличался от остальных людей, и хотя Он творил чудеса, однако же из-за черствости, окаменелости сердечной многие думали, что Христос всего лишь один из пророков, а иные даже считали Его богохульником. Во Второе же Свое Пришествие Он явится во всей Своей славе. Эта Божественная слава была явлена на горе Фавор, когда Он преобразился перед избранными учениками, но тогда ее видели только три человека. Во время же Страшного Суда Господь явит всю полноту Своей славы перед всем человечеством. И все мы увидим своими глазами, почувствуем своим существом эту славу (хотя бы сейчас мы относились к этому теплохладно). Спаситель явится тогда всему человечеству во славе и в сопровождении бесчисленных сонмов Ангелов и Небесных Сил, о которых подавляющее большинство из нас знает только по книгам (может быть, лишь иногда мы догадываемся о том, что нам помогает Ангел Хранитель). Господь «сядет на престоле славы Своей», то есть воссядет не как обыкновенный человек, но как Царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но здесь Церковь напоминает мне о том, что я покинул и потерял. И, слушая ее голос, я вспоминаю. «Я безумно удалился от Твоей Отеческой славы, – поется в кондаке этого дня, – с грешниками растратил данное мне богатство. Но взываю к тебе голосом блудного сына: согрешил я перед Тобою, Отче щедрый, прими меня кающегося, прими меня, как одного из наемников Твоих». И когда я так все вспоминаю, я нахожу в себе и желание и силу вернуться: «...я вернусь к щедрому Отцу, со слезами взывая: прими меня, как одного из наемников Твоих...». Надо обратить внимание и упомянуть здесь одну из литургических особенностей этого Воскресения Блудного сына. На утрене, после радостных иторжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона... Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего...» «На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе... Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего...» ( Пс.136:1, 4–6 ) Это псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском плену, вспоминая свой святой город Иерусалим. Он стал навсегда песнью человека, который осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, который никогда не может найти полного удовлетворения в этом падшем мире, потому что по своей природе и призванию он всегда ищет, как паломник, Совершенства. Этот псалом поется еще два раза, в последние два воскресения перед Великим Постом. Он открывает нам значение Поста как паломничества, покаяния – возвращения в дом Отца. 4. Страшный суд (Неделя мясопустная) Следующее воскресение называется мясопустным, так как в течение недели, следующей за ним, Церковью предписывается частичный Пост, воздержание от мяса. Это предписание надо рассматривать, принимая во внимание все, что было сказано выше о значении приготовления. Церковь начинает теперь завершать подготовку к тому подвигу, которого она ожидает от нас через семь дней. Она постепенно вводит нас в начало этого подвига, зная нашу неустойчивость, предвидя нашу духовную слабость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пришедшие в ту жизнь не в силах молиться о себе, и они с великой надеждой ожидают наших церковных и домашних молитв и милостыни об упокоении. Идите в храмы, друзья мои, в дни родительских поминовений и молитесь за ушедших отсюда в Вечность. Жизнь предельно коротка, наступит час, когда и мы будем ждать, чтобы о нас помолились живые. Призываю вам на это Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Аминь. Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010