Если берег оказывался хорошим, твёрдым, с отлогой покатостью для игр, на горизонте всегда виднелся дым китоловной лодки, и Котик знал, что это обозначало. Иногда он видел на острове следы пребывания котиков, понимал, что они были перебиты, и говорил себе, что туда, где люди побывали раз, они, конечно, вернутся снова. Однажды Котик беседовал со старым широкохвостым альбатросом и тот сказал ему, что в смысле покоя и тишины в мире нет места лучше и спокойнее острова Кергулена. Котик поплыл к указанному месту, и буря с градом, молнией и громом вынесла его там на чёрные злобные утёсы, о которые он чуть было не разбился вдребезги. Тем не менее, отплывая, Котик заметил, что даже на этом угрюмом острове когда-то была «детская». То же повторялось на всех островах, на которых он побывал. Лиммершин дал мне длинный список этих островов; по его словам, Котик потратил пять лет на поиски, ежегодно отдыхая по четыре месяца у себя на родине; в это время холостяки насмехались над ним и над его воображаемыми островами. Он побывал на Галапагосе, в ужасном сухом месте на экваторе, и чуть до смерти не спёкся там; плавал к островам Св. Георгия, к Оркнейским, к Изумрудному острову, к Малому острову Нахтигаля, к острову Буве, к острову Св. Креста, даже к крошечному кусочку земли, южнее мыса Доброй Надежды. Но морское население повсеместно говорило ему одно и то же. В прежние времена котики приходили к этим островам, но люди убивали их. Даже когда Котик отплыл на несколько тысяч миль от Тихого океана и попал в место, называемое Кап-Кориентес, раз он наткнулся на несколько сотен исхудалых котиков и они сказали ему, что люди являлись и к ним. Сердце Котика чуть не разбилось, и, обогнув мыс Горн, он направился к родным отмелям; по пути на север вышел на землю, на остров, покрытый зелёными деревьями, и застал на нём умирающего, старого-престарого котика; Котик поймал для него рыбы, поведал ему о своих горестях и сказал: — Теперь я возвращаюсь к Северо-Восточному Мысу и, если меня прогонят вместе с моими товарищами к месту бойни, мне будет всё равно.

http://azbyka.ru/fiction/maugli-redjard-...

Фронт, обращенный к югу и простирающийся от устья Дуная до Камчатки. Против середины фронта лежат пустыни Монголии и Восточного Туркестана. Для движения к теплым морям у Империи остаются поэтому только фланги. Фланг правый Удобнейшим, по близости к центру страны и сосредоточению ее людских и материальных ресурсов, является, конечно, правый фланг. Наступая им через Черное море и Кавказ к Средиземному морю и через Среднюю Азию к Персидскому заливу, Россия сразу бы вышла на крупнейшую торговую дорогу мира, и обрела стратегически важные базы для Военно-Морских сил. Понятно, что такое решение жизненно важного для нашего государства вопроса совершенно не входило в расчеты главного в те времена исторического врага Российской Империи – империи Британской, раскинувшейся по всему миру и монопольно господствующей на мировых торговых путях. Именно Англии обязана наша страна тем, что, несмотря на все блестящие победы в русско-турецких войнах и среднеазиатских кампаниях, наступление русского правого фланга было остановлено. Не то, что выйти к Персидскому заливу – в Средиземное море выход перекрывала удавка Босфора и Дарданелл. У России оставался только путь на Восток. Встречь солнца! Наступление нашего левого фланга началось в 1582 году казаками Ермака. Значение этого наступления геополитик Маккиндер приравнивает по своему значению к огибанию европейскими кораблями мыса Доброй Надежды и открытию пути в Индию. Хотя, с некоторым сожалением добавляет он, значение этого было осознано не сразу. Позволю привести несколько стихотворных строк: Каждый день так взволнованы зори, И одна неустанно зовет За тайгу, на далекое море, На туманный и мглистый восход. ………………………………………….. Дует ветер с востока, он свежий, Скоро ичиг обует нога. Скоро кровью людской и медвежьей Будет мыться святая тайга. Там, в Охотском неласковом море, Я доверю свой путь кораблю. Я молюсь на восточные зори, А о западных только скорблю. Л.Н. Гумилев. Возможно, эти слова замечательного ученого и поэта являются ключом к тому поистине сказочному явлению, именуемому покорением или присоединением Сибири к России, а вернее – врастанием России в Сибирь.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/29/...

Так обстоят дела в Африке и по сей день. Теперь будет понятно, почему Дик Сэнд с таким ужасом воскликнул: — Африка! Экваториальная Африка! Страна работорговцев и рабов! И он не ошибся. Это действительно была Африка, где неисчислимые опасности грозили ему самому и всем его спутникам. Но в какую часть африканского континента необъяснимая роковая случайность забросила их? Несомненно в западную, и это отягощало положение. Скорее всего «Пилигрим» потерпел крушение именно у побережья Анголы, куда приходят караваны работорговцев из внутренних областей Экваториальной Африки. Действительно, это было побережье Анголы, тот край, который несколько лет спустя ценой неимоверных усилий пересекли Камерон на юге и Стенли на севере. Из этой обширной территории, состоящей из трех провинций — Бенгелы, Конго и Анголы, — в то время была исследована только прибрежная полоса — она тянется от Нурсы на юге до Заира на севере. Два важнейших населенных пункта на этом побережье служат портами. Это — Бенгела и Сан-Паоло-де-Луанда, столица колонии, принадлежащей Португалии. Внутренние области Экваториальной Африки в то время почти не были исследованы. Лишь немногие путешественники отваживались углубляться в эти места. Сырые и жаркие края, где свирепствует лихорадка, где живут дикари, из которых иные до сих пор являются людоедами, непрестанные войны между племенами — вот что представляет собой Ангола, одна из самых опасных областей Экваториальной Африки. Подозрительное отношение работорговцев ко всякому чужаку, пытающемуся проникнуть в тайну их бесчестной торговли, еще больше усложняет задачу путешественников, предпринявших поход в Анголу. Тюккей в 1816 году поднялся вверх по течению Конго, за водопады Иеллала. Но ему удалось пройти не более двухсот миль. В такой небольшой экспедиции невозможно было сколько-нибудь серьезно изучить страну, однако она стоила жизни большей части ее участников. Тридцать семь лет спустя доктор Ливингстон прошел от мыса Доброй Надежды до верховья Замбези. Отсюда в ноябре 1853 года со смелостью, которая осталась непревзойденной, он пересек Африку с юга на северо-запад, переправился через Куанго — один из притоков Конго — и 31 мая 1854 года прибыл в Сан-Паоло-де-Луанда. Ливингстон проложил первую тропинку в неизведанных дебрях обширной португальской колонии.

http://azbyka.ru/fiction/pjatnadcatiletn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 55  голосов:  4.0 из  5) Часть вторая. Путешествие в Бробдингнег Глава 1 Описание сильной бури. Посылка баркаса за пресной водой. Автор отправляется на нем для исследования страны. Он оставлен на берегу, его подбирает один туземец и относит к фермеру. Прием автора на ферме и различные происшествия, случившиеся там. Описание жителей Обреченный самой природой и судьбой вести деятельную и беспокойную жизнь, я через два месяца после возвращения домой, 20 июня 1702 года, снова оставил отечество и сел в Даунсе на корабль «Адвенчер», отправлявшийся в Сурат под командой капитана Джона Николеса. Ветер был попутный до мыса Доброй Надежды, где мы бросили якорь, чтобы запастись свежей водой. Но на корабле открылась течь; мы выгрузили товары и зазимовали, потому что капитан заболел перемежающейся лихорадкой, и мы не могли покинуть мыс до конца марта, когда мы поставили наконец паруса и благополучно прошли Мадагаскарский пролив. Но когда мы вышли к северу от Мадагаскара и находились приблизительно на 5ь южной широты, то умеренные северные и западные ветры, по наблюдениям моряков постоянно дующие в этом поясе с начала декабря и до начала мая, 19 апреля вдруг сменились гораздо более сильным ветром, налетевшим прямо с запада и продолжавшимся двадцать дней подряд. Нас занесло за это время немного восточнее Молуккских островов, на 5ь к северу от экватора, как выходило по вычислениям капитана, сделанным 2 мая, когда ветер прекратился и наступил полный штиль, немало меня обрадовавший. Но капитан, человек опытный в плавании по этим морям, приказал всем нам приготовиться к буре, которая действительно и разразилась на следующий же день, когда поднялся южный ветер, известный под именем муссона. Видя, что ветер сильно крепчает, мы убавили блинд и приготовились убрать фок-зейль. Но погода становилась хуже; осмотрев, прочно ли привязаны пушки, мы убрали бизань. Корабль находился в открытом море, и было решено лучше идти под ветром, чем убрать все паруса и отдаться на волю волн.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

Здесь скоро я познакомился с компанией голландских моряков, служивших на амстердамском корабле «Амбоина», вместимостью в 450 тонн. Я долго жил в Голландии, учился в Лейдене и хорошо говорил по-голландски. Матросы скоро узнали, откуда я прибыл, и стали с любопытством расспрашивать о моих путешествиях и о моей жизни. Я сочинил коротенькую, но правдоподобную историю, утаив большую часть событий. У меня было много знакомых в Голландии, и потому я без труда придумал фамилию моих родителей, которые, по моим словам, были скромные поселяне из провинции Гельдерланд. Я предложил капитану корабля (некоему Теодору Вангрульту) взять с меня сколько ему будет угодно за доставку в Голландию; но, узнав, что я хирург, он удовольствовался половиной обычной платы с условием, чтобы я исполнял у него на корабле обязанности врача. Перед тем как отправиться в путь, матросы не раз спрашивали меня, исполнил ли я упомянутую выше церемонию, но я отделывался неопределенным ответом, что мной были исполнены все требования императора и двора. Однако шкипер, злобный парень, указал на меня японскому офицеру, говоря, что я еще не топтал распятие. Но офицер, получивший секретный приказ не требовать от меня исполнения формальностей, дал негодяю в ответ двадцать ударов бамбуковой палкой по плечам, после чего ко мне никто больше не приставал с подобными вопросами. Во время этого путешествия не произошло ничего заслуживающего упоминания. До мыса Доброй Надежды у нас был попутный ветер. Мы сделали там небольшую остановку, чтобы взять пресной воды. 10 апреля 1710 года мы благополучно прибыли в Амстердам, потеряв в дороге только четырех человек: трое умерли от болезней, а четвертый упал с бизань-мачты в море у берегов Гвинеи. Из Амстердама я скоро отправился в Англию на небольшом судне, принадлежащем этому городу. Шестнадцатого апреля мы бросили якорь в Даунсе. Я высадился на другой день утром и снова увидел свою родину после пяти с половиной лет отсутствия. Я отправился прямо в Редриф, куда прибыл в два часа пополудни того же дня, и застал жену и детей в добром здоровье.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

Делегация Украинской Православной Церкви приняла участие в международной конференции войскового духовенства в ЮАР 23 февраля 2009 г. 15:01 По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира делегация Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами приняла участие в международной конференции войскового духовенства, которая прошла в Кейптауне (Южно-Африканская Республика). Украинскую делегацию возглавил председатель Синодального отдела архиепископ Львовский и Галицкий Августин , сообщает  официальный сайт Украинской Православной Церкви. Конференция ежегодно собирает около 150 участников из 60 стран и является влиятельным международным форумом, в ходе которого обсуждаются важнейшие вопросы военной этики и духовно-пастырской работы в Вооруженных силах. Темой конференции 2009 года стала «Роль капеллана в примирении и исцелении после вооруженных конфликтов». Православным участникам конференции традиционно предоставляется возможность выступить со своими пожеланиями и мыслями; в этом году в своих выступлениях они обратили особое внимание на необходимость принятия международных конвенций под эгидой ООН, регулирующих деятельность войскового духовенства, а также призвали международное сообщество капелланов не оставаться в стороне, когда совершаются очевидные военные преступления. В целом, большинство глав капелланских служб разных стран выразили мнение, что в деятельности военного священника в настоящее время все большее значение приобретают миротворческий аспект и восстановление отношений, нарушенных в ходе вооруженных конфликтов. Таким образом, можно констатировать перемену отношения к военному священнику. Если раньше он прикреплялся к военному подразделению для духовно-пастырской работы, с целью морального оправдания действий командования, то сегодня капеллан или военный священник рассматривается скорее как носитель религиозного мировоззрения, которое призывает к примирению; он — совесть для солдат и командиров, которые несут военную службу в условиях сложных этических коллизий. В ходе конференции ее православным участникам, представлявшим Грецию, Кипр, Румынию, США, Украину и Хорватию, была предоставлена возможность обсудить вопросы сотрудничества в отдельных секциях, а также совершать богослужения в Свято-Георгиевском храме Александрийского Патриархата в Кейптауне — по приглашению, которое направил православным гостям Южной Африки митрополит Кейптауна и мыса Доброй Надежды Сергий. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/565305.htm...

Кошачьи страдания андалусийского фламенко, сопровождаемые яркими и нецеломудренными плясками, так непохожи на тоскливое, порой скорбное и неритмичное фаду. Это скорбь о тех, кто навсегда исчез за горизонтом, кто уже никогда не вернется к родному берегу. Фаду – самое характерное выражение состояния, называемого непереводимым словом saudade. О том, как природный ландшафт отражается в характере и эмоциональности его обитателей, много писал русский историк, автор теории пассионарности Лев Гумилев («Русь и Великая Степь», «Открытие Хазарии», «Этносфера»). Если его выводы справедливы, понятно, почему португальцы такие спокойные. Их транквилизирует и смиряет неохватный, такой близкий – и такой неподвластный – океан. Один из моих итальянских друзей, монах из Пьемонта, впервые посетивший Португалию, безошибочно определил настроение Лиссабона так: «Какой меланхоличный город!» В XV веке манящая бездна завлекла-таки португальцев. Исчезли их парусники за горизонтом, отдались океанской волне в надежде – может быть, все же есть край у этой вселенской бездны? Необитаемые дотоле архипелаги – Азоры, Мадейра, Острова Зеленого Мыса, Сан-Томе и Принсипи – стали благодаря их отваге обитаемы. Индия и Китай стали не такими далекими, как прежде, стоило лишь Вашку да Гаме обогнуть мыс Доброй Надежды. Еще ближе Индии оказалась Бразилия . Затем географические карты украсились именами отважных мореходов Магелаеша (Магелланов пролив) и Торреша (Торресов пролив). Но осталась навсегда saudade самой характерной чертой португальской эмоциональности. Это тот фон, на который накладываются все их эмоции. Излюбленное зимнее развлечение современных лиссабонцев – приехать в автомобиле к высокому обрывистому берегу, куда-нибудь под Оэйраш, и, не выходя из машины, часами смотреть сквозь лобовое стекло в океанскую даль. Игумен Арсений (Соколов) Территориальная дифференциация между бывшими португальскими колониями и маленькой метрополией огромна, самая большая в мировой истории. В этом – главная причина того, что несколько поколений назад страна обезлюдела.

http://pravmir.ru/saudade-portugalskaya-...

906 В направлении к востоку по тому же берегу методисты имеют три миссионерских пункта, в которых, как нужно полагать, они конкурируют с миссионерским обществом епископальной церкви «Church Missionary Society». 907 – В Южной Африке 908 веслианские методисты основали миссию в год поездки д-ра Кока в Ост-Индию. Кок, проезжая мимо Мыса Доброй Надежды, 909 оставил там проповедника; последний во время своего движения во внутренность страны встретился с толпою готтентотов, которые изъяснялись на ломаном английском языке. Оказалось, что они несколько были знакомы с евангельским учением и направлялись в Капштадт, чтобы пригласить к себе христианского проповедника. Шо (Shaw – имя оставленного Коком проповедника) согласился отправиться вместе с ними. Не смотря на то, что он пользовался покровительством начальника отряда, многие члены племени неприязненно встретили его: его не хотели кормить, так что ему самому приходилось устроить себе хижину и самому обрабатывать отведенный ему клочок земли в поселении племени. Труды его даром не пропали. Известно, что готтентоты из всех жителей Южной Африки отличаются кротостью характера, простодушием и другими качествами, которые совершенно не гармонируют с их внешнею фигурою. Поэтому за три года жизни среди племени Шо успел из среды их выделить общину крещеных туземцев (1817 г.). Когда ему пришли помощь из Англии, то он распространил свою деятельность на племена соседних бушменов. 910 В 1820 году он начал распространять веслианский методизм в земле племен албапи и кафров. Свирепость последних значительно затрудняли распространение методизма. Несмотря на все это в Кафрарии и Земле Наталь, соседней с Кафрариею, существуют миссионерские станции с первых десятилетий настоящего столетия: методисты, принадлежащие к деноминации веслианской ветви проникли первыми в страну этих дикарей. 911 Таким образом с 1820 года во всех местностях Капской Земли и её окрестностях находится много миссионерских пунктов; деятельность миссионеров направлена не только к распространению христианства между дикарями, но и к воспитанию колонистов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

На эмоциональный склад португальцев сильный отпечаток наложила география. Спокойным и меланхоличным португальцам чужда крикливая эмоциональность их соседей-испанцев. Их усмиряет неохватный, такой близкий – и такой неподвластный – океан. Их менталитет лучше всего характеризуется труднопереводимым словом saudade (тоска, ностальгия, экзистенциальное одиночество). Ведь океан в средневековом представлении – это совсем не море. Прибрежный житель Леванта или Андалусии всегда знал, что другой берег моря не так уж и далек. Каждый день отправлялись к противоположным берегам – в Италию, в Северную Африку, на Ближний Восток – корабли, но вскоре и возвращались, груженые товарами или военной добычей. Мореходы знали Средиземное море как свои пять пальцев, оно было им родным домом, где все знакомо и привычно. Океан – нечто совсем иное. Его не измеришь, у него нет противоположного берега. Кто отважится отправиться туда, где погружается в пучину солнце? Море может быть твоим союзником и помощником, океан – никогда. Довольствуйся тем, что выбрасывают на берег океанские волны, да промышляй рыбу рядом с берегом, а терять сушу из виду не смей, не шути с океаном: унесенный далеко на запад, ты уже никогда не воротишься.Эта saudade находит свое отражение в португальском музыкальном стиле фаду (термин восходит к латинскому fatum – слову, не нуждающемуся в переводе). Грустная и неритмичная музыка фаду – это скорбь о тех, кто навсегда исчез за горизонтом, кто уже никогда не вернется к родным берегам. Впрочем, в XV веке манящая даль завлекла-таки португальцев. Исчезли их парусники за горизонтом, отдались океанской волне в надежде: может быть, все же есть край у этой вселенской бездны? Необитаемые дотоле архипелаги – Азоры, Мадейра, острова Зеленого Мыса, Сан-Томе и Принсипи – стали благодаря их отваге обитаемы. Индия и Китай стали не такими далекими, как прежде, стоило лишь Вашку-да-Гаме обогнуть мыс Доброй Надежды. Еще ближе Индии оказалась Бразилия. Затем географические карты украсились именами отважных мореходов Магелаеша (Магелланов пролив) и Торреша (Торресов пролив). Но осталась навсегда saudade самой глубокой чертой португальской эмоциональности. Это тот фон, на который накладываются все остальные их эмоции. Излюбленное зимнее развлечение современных лиссабонцев – приехать в автомобиле к высокому обрывистому берегу и, не выходя из машины, часами смотреть сквозь лобовое стекло в слезливую океанскую даль.

http://pravoslavie.ru/32317.html

В 1930 г. паства АПЦ в Египте едва насчитывала 120 тыс. верующих, подавляющее большинство составляли греки. Патриарх Мелетий II развил активную миссионерскую деятельность по распространению Православия в Африке. Путешествуя по всему континенту, Мелетий учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Триполи, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Уделяя особое внимание подготовке клира, долгое время получавшего богословское образование за рубежом, Патриарх Мелетий II основал Свято-Афанасьевское ДУ (1928), преобразованное в 1934 г. в высшую духовно-педагогическую семинарию (ее работа была прервана во время второй мировой войны и возобновлена в 1957). Патриарх Мелетий принял участие в Ватопедской межправосл. комиссии (1930) по вопросу предстоящего диалога с Др. Вост. Церквами, а также в Лондонской конференции с англиканами, на к-рой АПЦ признала действительность англикан. хиротоний. Несмотря на то что в Африке всегда существовала помимо греч. многотысячная арабоязычная правосл. община, коренные народности континента до нач. XX в. не были приобщены к Православию: географическим барьером была пустыня Сахара, др. помехой для миссионерской деятельности являлась мусульм. работорговля, опустошавшая Вост. и Центр. Африку. Начало распространению Православия в Тропической Африке положили коренные африканцы Уганды и Кении . В результате деятельности самоотверженных первопроходцев-миссионеров они обратились в Православие, построили церкви и образовали общины. В 1946 г. правосл. сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 г. церковная ассамблея в Кампале вынесла решение о присоединении правосл. христиан этих стран к АПЦ. В 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская (в наст. время Кенийская и Иринупольская ) с центром в Дар-эс-Саламе (Танзания) для правосл. христиан восточноафрикан. стран (Кении, Уганды и Танзании), Центральноафриканская (Киншаса, ДР Конго) и Западноафриканская (в наст. время Камерунская , Яунде). В 1968 г. были образованы епархии Родезийская (в наст. время Зимбабвийская , Хараре) и Мыса Доброй Надежды (Кейптаун, ЮАР). Наконец, в сент. 1997 г. учреждены 4 новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания). Православие стремительно, т. о., распространилось сначала в Вост., а затем в Юж. и Зап. Африке. Правосл. общины появились в Конго (Браззавиль), Камеруне и Гане. В Яунде (Камерун) была открыта семинария для франкоязычных православных. Укоренилась и стремительно растет миссия на Мадагаскаре. В 1982 г. в Найроби (Кения) была открыта Патриаршая семинария, где обучаются студенты со всех частей Африканского континента.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010