Фактически разработал христианское учение о Божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и т. д. 79 Августин, + 604 или 605, первый архиепископ Кентерберийский (с 601 г.), «апостол Англии», посланный папой Григорием I Великим во главе христианской миссии в Англию в 596 г. (прибыл в 597 г.) 85 Агапа, + 304, христианская мученица, была сожжена на костре за отказ совершить жертвоприношение языческим богам в г. Салоники при гонении на христиан императора Диоклетиана 66,104 Агата, + ок. 250, христианская мученица, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Скончалась в тюрьме после пыток в Катании на острове Сицилия в период гонений на христиан императора Деция. Еще одна Агата упоминается в пассионе Агапы, Ирины и Хионии, относящемуся к гонению Диоклетиана. В этом пассионе повествуется о заключении ее в тюрьму для вынесения приговора, но о дальнейшей судьбе Агаты не сообщается 103,104 Агафоника, + 251, христианская мученица, сожжена на костре в г. Пергаме. Присутствовала при казни христиан Карпа и Папила, отказавшихся принести жертвы языческим богам, а затем, публично поддержав своих единоверцев, подверглась казни 58, 62–64, 69 Агринола, + 304, христианский мученик, казнен после жестоких пыток в г. Болонья при гонении на христиан Диоклетиана 80 Агриппа I, царь Иудеи в 41–44 гг. н. э., внук Ирода I Великого, объединивший под своей властью прежние владения основателя династии Иродов. После его внезапной смерти римская провинция Иудея была восстановлена 56 Аларих I, ок. 370 – 410 н. э., вождь вестготов. Летом 410 г. взял Рим, после чего город был подвергнут трехдневному грабежу 82 Александр III, папа Римский с 1159 по 1181 г. Стремился утвердить папскую теократию. Успешно противодействовал императору Священной Римской империи Фридриху I Барбароссе, вынудив его отказаться от влияния на выборы пап. Первым создал прецедент для обязательной папской канонизации святых 100 Александр Македонский (Александр III Великий), 356–323 до н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Его богословские воззрения были, по-видимому, ближе всего к святому Иринею, с которым его сравнивали.    Не только Сарды, но и «теплохладная» Лаодикия вняла обличениям Господа: из ее среды вышел в середине II века выдающийся христианский мученик — епископ Согарио, который почитался как один из великих духовных светил Малой Азии. В середине II века и среди фиатирских христиан прославился как мученик диакон Папила, пострадавший вместе с епископом (Пергамским?) Карпом. Сохранился акт их допроса. С ними же пострадала мученица Агафоника, которая сама пошла на мучения, когда ей открылась в видении Слава Господня, ожидавшая мучеников, — она усмотрела в этом видении призыв Божий к мученичеству. Из Пергама же вышел в это время столп христиан Галлии — Аттал, о котором речь будет впереди, также кончивший жизнь мученически в Лионе. Таким образом, не до конца угас светильник обличенных в Апокалипсисе Церквей.    Помимо этих названных в Апокалипсисе Церквей, в Малой Азии выделялась еще Церковь в Иераполе: в течение всего этого периода она славилась своими выдающимися руководителями. Здесь жил и был похоронен святой Филипп, диакон и благовестник, со своими дочерьми-пророчицами, среди которых в конце I века наставлялся упомянутый выше Папий, автор пяти книг «Изъяснений Господних изречений». Он сам, видимо, сделался епископом Иерапольским. Вскоре после него Иераполь имел епископом другого знаменитого писателя II века Аполлинария (около-170 года). К сожалению, от его многочисленных писаний, так же как от творений его современника Мелитона Сардикийского, сохранилось лишь несколько заглавий: пять книг «Против эллинов», две книги «Об Истине», Апология, две книги «Против иудеев», сочинение «Против монтанизма». В Иераполе был, по-видимому, собор под председательством Аполлинария против вновь возникшей ереси — монтанизма. Писал святой Аполлинарий по вопросу о Пасхе. Он принимал деятельное участие в большинстве тех вопросов, которые волновали тогда христианский мир. Но, к сожалению, мы все это знаем лишь по одним заглавиям и кратким упоминаниям. Как отразилась на церковной жизни Иераполя деятельность его святых и ученых наставников, ничего сказать нельзя, в связи с утратой всей многочисленной литературы, возникшей в Иераполе. Христианская жизнь Церкви Филадельфии известна больше, хотя там не было такого расцвета литературы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Источники действительно подтверждают в этот период активизацию антихристианских выступлений народа, отмечают факты упрощения судебного разбирательства, розыска и принятия анонимных доносов, но сохранение прежнего характера наказаний. В начале правления Марка Аврелия (ок. 162) в Риме пострадали мученица Фелицита и 7 др. мучеников, которых традиционно считают ее сыновьями. Через несколько лет по доносу Кресцента префектом Рима Юнием Рустиком был осужден мученик Иустин Философ , организовавший в Риме христианскую огласительную школу. Вместе с ним пострадали 6 учеников, среди них была женщина по имени Харито. Гонение коснулось Церквей и в других местах Римской империи: подверглись преследованию христиане Гортины и прочих городов Крита, был замучен предстоятель Афинской Церкви Публий. В Малой Азии в проконсульство Сергия Павла (164-166) мученически скончался епископ Сагар Лаодикийский; был казнен епископ Фрасей Евменийский, а в Апамее-на-Меандре — Гай и Александр Евменийские; в Пергаме пострадали Карп, Папила и Агафоника . При императоре Коммоде (180–192) Для Церкви наступили более спокойные времена. Этот император,в отличие от своего отца Марка Аврелия, мало интересовался государственными делами. Проявляя равнодушие к политике, он оказался менее непреклонным гонителем христиан, чем иные представители династии Антонинов. В начале его правления (ок. 180) в Проконсульской Африке пострадали первые христианские мученики в этой провинции. 12 христиан из маленького г. Сциллий в Нумидии, обвиненных в Карфагене перед проконсулом Вигеллием Сатурнином, твердо исповедали свою веру, отказались совершить жертвоприношение языческим богам и поклясться гением императора, за что были осуждены и обезглавлены. При императоре Септимии Севере (193–211) Гонения начались с 202 г. Септимий был пунийцем из пров. Африка. В его происхождении, а также во влиянии на него 2-й супруги Юлии Домны, дочери сир. жреца из Эмесы, усматривают причины новой религиолзной политики Римского государства. В первое десятилетие правления Септимий Север терпимо относился к христианам.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Его богословские воззрения были, по–видимому, ближе всего к святому Иринею, с которым его сравнивали. Не только Сарды, но и «теплохладная» Лаодикия вняла обличениям Господа: из ее среды вышел в середине II века выдающийся христианский мученик — епископ Согарио, который почитался как один из великих духовных светил Малой Азии. В середине II века и среди фиатирских христиан прославился как мученик диакон Папила, пострадавший вместе с епископом (Пергамским?) Карпом. Сохранился акт их допроса. С ними же пострадала мученица Агафоника, которая сама пошла на мучения, когда ей открылась в видении Слава Господня, ожидавшая мучеников, — она усмотрела в этом видении призыв Божий к мученичеству. Из Пергама же вышел в это время столп христиан Галлии — Аттал, о котором речь будет впереди, также кончивший жизнь мученически в Лионе. Таким образом, не до конца угас светильник обличенных в Апокалипсисе Церквей. Помимо этих названных в Апокалипсисе Церквей, в Малой Азии выделялась еще Церковь в Иераполе: в течение всего этого периода она славилась своими выдающимися руководителями. Здесь жил и был похоронен святой Филипп, диакон и благовестник, со своими дочерьми–пророчицами, среди которых в конце I века наставлялся упомянутый выше Папий, автор пяти книг «Изъяснений Господних изречений» . Он сам, видимо, сделался епископом Иерапольским. Вскоре после него Иераполь имел епископом другого знаменитого писателя II века Аполлинария (около–170 года). К сожалению, от его многочисленных писаний, так же как от творений его современника Мелитона Сардикийского, сохранилось лишь несколько заглавий: пять книг «Против эллинов», две книги «Об Истине», Апология, две книги «Против иудеев», сочинение «Против монтанизма». В Иераполе был, по–видимому, собор под председательством Аполлинария против вновь возникшей ереси — монтанизма. Писал святой Аполлинарий по вопросу о Пасхе. Он принимал деятельное участие в большинстве тех вопросов, которые волновали тогда христианский мир. Но, к сожалению, мы все это знаем лишь по одним заглавиям и кратким упоминаниям. Как отразилась на церковной жизни Иераполя деятельность его святых и ученых наставников, ничего сказать нельзя, в связи с утратой всей многочисленной литературы, возникшей в Иераполе. Христианская жизнь Церкви Филадельфии известна больше, хотя там не было такого расцвета литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

    и 6. В Сирмии епископ Ириней. В Никомидии Кириака (Ириней сирмийский у нас 26 марта. В Иеронимовом мартирол. Ириней ныне, есть и Вириака в Никомидии).     В пятницу после Пасхи память всех мучеников в городе Низивии, Ерм мученик также в пятницу после пасхальной недели. (Память всех святых была празднуема в воскресенье после пятьдесятницы еще во времена Златоуста (Т. 2 стр. 848). Ерм или Ерма в Низивии неизвестен).     и 7 Нисана. В Александрии пресвитер Пелевсий (есть ныне в Иеронимовом), в манускрипте и Пульсис читают.     и 8. В Антиохии Максим и Тимофей. (В Иероним. 7 апр. Тимофей и Максима с двумя другими в Антиохии Сирской).     и 9. В Сирмии Димитрий (Димитрий диакон в Сирмии есть ныне с дружиною в Иеронимовом).     и 10. В Александрии Аполлоний (в М., Р. Иерои. и Узуардовом Аполлоний пресвитер с дружиною в Александрии).     и 11. В Салоне епископ Домнион (есть в Иерон. и Р. М. с другими. По иным память их 7 мая, мощи его в Риме. См. Штадлера. По Штадлеру ученик апостольский, у Егли в гонение Диоклетианово (может быть, в Домицианово?).     и 13. В городе Пергаме из древних мучеников Кирилл епископ и Агафоника и Павел. (Без сомнения, это Карп, Папила и Агафоника, и Павел, что у нас 13 октября. В Иероним. 12 апр. в Азии в Пергаме кончина Карпа епископа, Павла, Агафона, а 13 апр. в Пергаме в Азии Поликарпа (?) еп., Павла диакона; Агафоники же в Халкидоне или (alibi).     и 16. В Коринфе в Ахаии Леонид и восемь других мучеников. (Они и у нас 16 апреля и в Иероним.).     и 18. В Салоне Септим и Гермоген. (В Иероним. Септим диакон и Викторик в Салоне, в Далмации ныне, и инде Гермоген.     и 19. Руф мученик. (В Иероним. с Гермогеном и дружиною в Мелитине Армянской).     и 20 Нисана. В Антиохии Просдок, Вероника и Романий. (У нас 4 окт. Домнина, Виринея и Проскудия. У Златоуста Домнина, Верника, Просдока. У Монфокона Т. II. 756. См. у нас заметку на 4 октября, в Иеронимовом они же с другими 15 апреля).     и 21 Нисана. В Александрии пресвитер Арист. (В Иеронимовом и других древних и Р. М. Аратор пресвитер с дружиною в Александрии).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Теперь другой вопрос: тотчас ли при наступлении болезни должно призывать врача или нет? Нет, прежде всего нужно обратиться к Богу с мольбой об исцелении от болезни, а потом уже призывать врача. Почему? Да потому что жизнь и смерть наша в руках Божиих, и, следовательно, исцелить нас может исключительно только один Бог, врач же есть только как бы орудие в руках Его; и если Бог не захочет помиловать нас, то и врач нам в нашей болезни никакого облегчения не подаст. Вы, может быть, хотите на сие доказательства? Что же? С удовольствием таковое представляем вам. Однажды злой гонитель христиан Валерий спросил мученика Папилу: «Какое ремесло твоё?» Папила отвечал: «Я врач; только знай, что я лечу не травами, растущими на земле, но теми лекарствами, что подаются свыше от Бога, и эти лекарства не только врачуют тело, но и душевные болезни исцеляют». Тогда Валерий сказал: «Настоящего лечения не может быть без изучения врачебной науки, составленной учёными мужами Галином и Гиппократом». Папила отвечал: «Галин и Гиппократ только тогда вылечить кого-либо могут, когда врачевство больному, ради Своего неизреченного милосердия, подаст Христос; в противном же случае вся наука их погибает и никакой пользы от неё никому нет. Но, может быть, ты хочешь удостовериться в моих словах на деле? Изволь. Вот, рядом с тобою сидит человек, не видящий одним оком; пусть врачи твои подадут ему прозренье; если они подадут ему таковое, тогда я соглашусь во всём с тобою и не скажу ни слова». Валерий сказал: «Да разве это возможно, чтобы кто-нибудь исцелил его?» Папила отвечал: «Тот, кто призовёт Христа, всех болезней Целителя, не только этого, но и всех больных может исцелить». – «Ну, если так, – сказал Валерий, – так сделай же, чтобы этот человек прозрел теперь». Папила отвечал: «Первый я этого не сделаю, но пусть сначала над лишённым ока испытают свою силу врачи твои, а после них и я уже явлю силу Христа моего». И собрались врачи, и молились богам своим, и приносили жертвы, и суетились, и кричали целый день, а между тем око больного не исцелялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Thompson L. L. The Martyrdom of Polycarp: Death in the Roman Games//The Journal of Religion. Vol. 82. 2002. P. 27–52. Thümmel H. G. Polykarp und kein Ende. Zum Polykarp-Martyrium//Zeitschrift für Antikes Christentum. Bd. 16. 2013. S. 550–553. Waddington W. H. Memoire sur la chronologie de la vie du rheteur Aelius Aristide//Les mémoires de l’instituts de France, Academie des inscriptions et Belles-lettres. 1867. Vol. XXVI. Pt. 1. P. 203–268. Waldner K. “Was wir also gehört und berührt haben, verkünden wir auch euch”. Zur narrativen Technik der Körperdarstellung im Martyrium Polycarpi und der Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis//Die Christen und die Körper: Aspekte der Körperlichkeit in der christlichen Literatur der Spätantike/Hrsg. von F. Feichtinger, H. Seng. Münich, 2004. S. 29–74. Weidmann F. W. “To Sojourn” or “To Dwell”? Scripture and Identity in the Martyrdom of Polycarp//Reading in Christian Communities. Essays on Interpretation in the Early Church/Ed. C. A. Bobertz, D. Brakke. Notre Dame, 2002. P. 29–40. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. T. II. М., 1994. Василии В. В. Мученичество и молитва//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2009. Вып. 8. С. 417–428. Лебедев А. П. Новейшая литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирнского // Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . СПб., 1904. С. 335–366. Мученичество Карпа, Папила и Агатоники Карп, Папил (в латинской версии Памфил) и Агатоника были казнены в Пергаме во второй половине 160-х гг. Об этих мучениках упоминает Евсевий Кесарийский (НЕ, IV, 15, 48). Греческая версия «Мученичества» (BHG 293) сохранилась в cod. Parisinus graecus 1468, датируемой XI в.; латинская (BHL 1622m) – в cod. Bergomensis 227, также XI в. Кроме того, сохранились два расширенных варианта допроса 194 . В комментариях к тексту мы в основном следуем А. П. Орбану 195 . Перевод греческой версии 1 . В то время, когда проконсул был у себя в Пергаме 196 , привели 197 к нему блаженных 198 Карпа и Папила, свидетелей Христа (μρτυρες το Χρστο) 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда судья сказал: — Искусного врачевания не может быть, помимо изучения того, что написано Галином [ 9 ] и Гиппократом [ 10 ], которым искусство врачевания дано от богов. Папила отвечал: — Галин, Гиппократ и ученики их только тогда могут вылечить больного, если мой Христос, по неизреченному милосердию, соблаговолит подать ему Свое врачевство. Иначе оказывается напрасным их искусство и бесполезной их опытность во врачебном деле; а те, кого ты называешь богами, как могут позаботиться о чьем-либо здоровье, если сами себе не могут ни в чем помочь! И если хочешь узнать истину, испытай на деле: вот ты видишь, что сидящий возле тебя слеп на один глаз: пусть же твои боги подадут ему прозрение, и я после того ничего не скажу. — Может ли кто быть таков, чтобы исцелить его? — сказал на это Валерий. — Не только сие, — отвечал святой, — но и всякие другие неизлечимые болезни исцелит тот, кто призовет Христа, Целителя всех болезней. — Так пусть же мы увидим ныне то, что ты говоришь, — сказал Валерий, и если ты в силах, исцели его пред нами, чтобы он прозрел. — Я не хочу тотчас же делать сего, — отвечал Папила, — чтобы ты не стал приписывать чуда своим бесам; но пусть сначала ваши врачи призовут которого-либо из своих богов, потом и я покажу могущество моего Христа. Тогда Валерий созвал своих жрецов и повелел им призвать богов, чтобы они исцелили его слепого советника. Они взывали к суетным богам своим, призывая каждый из них своего бога: тот Аполлона, другой Асклипия, один — Зевса, другой — Гермеса. И было достойное смеха дело: весь день молились тем, которые не могут оказать никакой помощи, взывали к глухим, приносили жертвы бездушным и, будучи сами ослеплены душой, оказались не в силах просветить одного телесного ока. Что же делает Христов раб? — Он возвел к небесам очи телесные и душевные, и призвал милосердого Господа; потом прикоснулся своею рукою к слепому оку, сотворил над ним крестное знамение, и больной тотчас прозрел. При сем он не только прозрел телесным оком, но просветился и душевными очами: ибо Божественный свет коснулся его сердца, и он, как бы пробудившись от сна, познал немощность суетных богов и уразумел силу Единого Бога, Иисуса Христа, Света истинного, просвещающего всякого человека грядущего в мир (Ин. 1:9) и уверовал в Него. Не только тот человек, но множество и других людей пришли, чрез сие чудо, к познанию правды; ибо кого сие преславное чудо не привело к удивлению и вере? — и всякий, видя и слыша сие, говорил: «Поистине велика сила Христа, и Он есть истинный Бог!» Но хотя и все славили истинного Бога, однако беззаконный Валерий не захотел познать Его и воспылал еще большим гневом на святого Папилу; вместо благодарности за такое благодеяние, он велел привязать его к дереву и бить нещадно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Исследователям известно несколько редакций текста. Так, впервые латинская версия, озаглавленная «Acta martyrum Scillitanorum», по которой памятник и получил свое название в научной литературе, а также редакция под названием «Acta proconsularia martyrum scillitanorum» были опубликованы в XVI в. кардиналом Ч. Баронио 582 . Вероятно, издание было выполнено по нескольким неизвестным в настоящее время манускриптам, о чем свидетельствует наличие разночтений, а события датированы 202 г. – по упомянутому консульству Септимия Севера и Каракаллы (Severo et Antonio). Позднее сочинение было переиздано Т. Руинаром 583 ; в это издание вошли также редакция из Кольбертинской рукописи (Cod. Bibi. Colber.) и небольшой фрагмент, начинающийся со слов: “In diebus illis praesidente bis Claudiano”, обнаруженный Ж. Мабильоном в Райхенау (Cod. Augensi=BHL 7528) 584 . В 1881 г. Г. Узенером была опубликована греческая редакция памятника, сохранившаяся в единственном экземпляре (Cod. Paris. Gr. 1470, fol. 128=BHG 1645, 890 г.) 585 . «Акты» в данном издании претерпели значительную переработку, призванную вернуть тексту форму оригинала, как ее видел Г. Узенер. Спустя некоторое время памятник был переиздан Д. Э. Робинсоном, который сохранил текст оригинальной рукописи, что дало возможность ученым приступить к ее детальному исследованию 586 . Также Д. Э. Робинсон опубликовал латинскую редакцию «Passio Sanctorum Scillitanorum», признанную в настоящее время наиболее авторитетной (Cod. Mus. Brit. 11880, fol. 109– 110=BHL Suppl. 7527, IX в.). Кроме того, сохранились и другие латинские версии этого текста 587 . Как и в случае с «Мученичеством Карпа, Папила и Агатоники», вопрос об оригинальной версии текста спорен. Так, Г. Узенер, полагал, что опубликованная им греческая редакция являлась переводом латинской, которая в свою очередь была переработкой проконсульских актов 589 . Эту точку зрения поддержал и развил П. Монсо, обратив внимание на два важных обстоятельства: реплики христианских героев сопровождаются именованием их как святых (γιος) 590 , а окончание текста дополнено небольшими репликами мучеников, которых нет в латинской редакции и которые, вероятно, являются позднейшими вставками 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, в «Откровении» звучат и осуждающие нотки, связанные с еретиками – николаитами и некими «держащимся учения Валаама», которые ели идоложертвенное и прелюбодействовали (14–15). Первого пергамского епископа, по сообщению «Апостольских постановлений», звали Гай (VII, 46). Существовала тесная связь между малоазийскими и галльскими церквями, и в рассказе о гонениях в Лионе и Виенне мы встречаем римского гражданина из Пергама Аттала, патрона общины, «бывшего всегда столпом и утверждением местной общины» (Eus. НЕ, V, 1, 17). Мученическая смерть Карпа, Папила и Агатоники – самая яркая страница в истории Пергамской церкви. Рассказ о ней сохранился в греческой и латинской редакциях. Ни время создания, ни изначальный язык «Актов» не ясны: ни одна из версий не может быть признана безусловно оригинальной, в каждой из них встречаются слова, фразы и целые пассажи, которых нет в другой. Возможно, краткий латинский текст является просто сокращением начального греческого варианта с некоторыми добавлениями редактора. Вслед за Г. Литцманом 272 А. П. Орбан полагает, что обе редакции возникли независимо друг от друга на основании не дошедшего до нас оригинального текста 273 . Латинская версия сообщает, что Карп был епископом, Памфил (который в греческом варианте называется Папилом) – дьяконом, что эти события произошли при императоре Деции, а проконсула звали Оптим 274 . Вызывает споры и дата казни мучеников. «Присоединено в этом писании и сообщение о других мучениках, пострадавших в той же Смирне почти одновременно с Поликарпом... Есть тут же отчеты и о других замученных в азийском городе Пергаме; о Карпе, Папиле и женщине Агатонике, со славой скончавшихся после многократного и славного исповедания», – пишет Евсевий Кесарийский сразу после рассказа о мученичестве Поликарпа, Пиония и последователя Маркиона Метродора (НЕ, IV, 15, 48). Это свидетельство, однако, ненадежно: казнь Поликарпа датируется правлением Антонина Пия (157 г.), а мученичество Пиония относится ко времени Деция (250 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009