Одновременно со встречей-дискуссией в Оптиной пустыни проходил круглый стол Фонда Достоевского. На круглом столе было затронуто несколько тем: творческое наследие Ф.М.Достоевского, значение монастырей в жизни российского общества, тонкости в понимании глубинных творческих идей русского классика. Много говорилось о личности писателя, о его внутреннем борении и о значении Оптиной пустыни в его духовном пути. В мероприятии принимали участие основатель и президент Фонда Достоевского И.Л. Волгин, настоятель домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский, декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова В.Т. Третьяков, филолог-языковед В.Д. Ирзабеков, директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского В.С. Вайнерман, поэт Н.В. Кондакова, писатель Е.А. Попов, поэт Е.Л. Берлин, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН А.Г. Гачева, искусствовед И.С. Соловьева, исполнительный директор Фонда Достоевского Е.А. Волгина, автор серии книг о святых в «ЖЗЛ» К.П. Ковалев-Случевский, доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский), профессор Литературного института имени Горького О.А. Николаева, доктор филологии специалист по творчеству Ф.М. Достоевского В.Н. Захаров, лаборант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Прощенко, директор петербургского литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.Т. Ашимбаева, старший научный сотрудник филиала «Дом-музей Достоевского в городе Старая Русса» С.Л. Шараков, научный сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Н.Ю. Прокопчук, научный сотрудник Государственного литературного музея (г. Москва) П.Е. Фокин, президент Российского общества Достоевского Б.Н. Тихомиров, главный хранитель новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.В. Караваева. После общей молитвы вступительное слово произнес И.Л. Волгин. Он задал тему предстоящей дискуссии: «Достоевский в современном мире». Тема достаточно широка, что обуславливается особенностью творчества Ф.М. Достоевского, которое охватывает весь спектр духовных исканий человека. И.Л. Волгин упомянул о характеристике, данной Ф.М. Достоевскому старцем Амвросием, насельником Оптиной пустыни, после посещения его писателем в 1878 году, и уточнил, что слова «этот кающийся» входят в прямую параллель со словами старца о Л.Н. Толстом — «горд очень». Это дает ясное понимание о двух совершенно разных путях русских классиков, следовавших к одной цели.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/09/ne...

В Останкине прошла пресс-конференция, посвященная открытию телеканала СПАС 26 июля 2005 г. 12:50 Сегодня в телецентре «Останкино» прошла пресс-конференция, посвященная началу вещания нового общественного православного телеканала «СПАС» . В пресс-конференции принимали участие генеральный директор телеканала «СПАС» А.С. Батанов; главный редактор нового канала И.И. Демидов; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами ; протоиерей Сергий Никитин, представитель Московской Патриархии; Н.А. Нарочницкая, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя думского комитета по международным делам, доктор исторических наук; протоиерей Максим Козлов, настоятель домового университетского храма во имя св. мученицы Татианы, профессор Московской духовной академии ; В.Р. Легойда, главный редактор журнала «Фома», а также сотрудники канала, политические, общественные и религиозные деятели. Характеризуя новый канал, И. Демидов подчеркнул, что редакция в определении «общественный» и «православный» акцент ставит на первом эпитете. «СПАС» будет предлагать, по словам главного редактора, передачи православные по содержанию, а не только по форме. «Думаю, что 60% нашего эфира составит вещание на общественную проблематику», — отметил И. Демидов. Сетку передач «СПАСа» составят такие программы, как «Русский час» (ведущий — А. Сафронов), «Русский час — вехи» (ведущий — А. Дугин), «Русский час — итоги» (еженедельная аналитическая передача, ведущий — А. Батанов). В качестве ведущей информационно-аналитических программ выступит и Н. Нарочницкая, которая подчеркнула, что необходимость в подобном канале в последнее время ощущается очень остро, поскольку современные СМИ носят либо секулярный, либо ярко выраженный религиозный характер. «СПАС», по ее словам, предложит зрителям религиозно-философскую оценку самого широкого спектра событий современной общественной жизни. В этих программах не будет жесткого отторжения позиции оппонентов, зрителя же по возможности постараются заинтересовать квалифицированным ее анализом, резюмировала Н. Нарочницкая.

http://patriarchia.ru/db/text/29933.html

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин      Верил ли в Бога Евгений Евтушенко? Почему авторы, которых слушали стадионы, теперь не могут собрать и небольшой зал? Что нужно для просвещения и духовного развития народа? О разгромной статье и двадцатипятилетней дружбе с поэтом в интервью РИА Новости рассказал человек, которого умерший называл своим духовником — бывший глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, член Союза журналистов и Союза писателей России, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете протоиерей Владимир Вигилянский. Беседовал Алексей Михеев. - Отец Владимир, вы знали Евгения Евтушенко четверть века и жили с ним в одну, можно сказать, известную культурную эпоху. За что его любили, за что нет? Какое влияние он оказал на ваше поколение? — Мне сложно сказать о поколении — он был очень популярен среди разных поколений! Очень многие начинали любить поэзию с " модных " поэтов, в этом кроется одна из причин популярности поэтов — шестидесятников. Если честно, мое окружение — филологи, интеллектуалы, я — мы были снобами, и эту молодую, разрешенную советскую поэзию не очень принимали. И отразилось это, например, в том, что я написал одну из самых разгромных в 1970-е годы статей по поводу Евтушенко. Она была очень злая, такую можно написать только в молодости — мне было всего лишь 23 года, я учился на втором курсе Литинститута, и это была рецензия на двухтомник его избранных стихов. У меня были другие кумиры, другая поэзия, другие ценности, и Евтушенко я не очень уважал, прямо скажем. И он подумал, что началась травля, потому что таких статей за короткое время тогда вышло несколько. И 15 лет мы с ним выясняли отношения. Для Евтушенко это стало " ударом в спину " — мы оба были из литературной среды, у нас было очень много общих знакомых, и он говорил так — " я воевал с властью, с КГБ, с официальной литературной номенклатурой, а от вас не ждал " . Потом эту статью использовал адвокат его бывшей жены в качестве доказательства " деградации личности Евгения " . Мне это было страшно неприятно, я совершенно не хотел выступать в такой роли, но потом выяснилось, что это имело место быть.

http://pravoslavie.ru/102640.html

Первая конференция, проведенная 9-10 октября 2001 г., была посвящена теме «Богословское образование и наука в XXI веке». В центре внимания второй конференции, состоявшейся 9-11 октября 2002 г. под названием «Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви», были актуальные вопросы реформирования богословского образования. Темой третьей конференции, проходившей 9-10 октября 2003 г. в домовой церкви святой мученицы Татианы Московского государственного университета, стало «Служение Церкви в современном мире». Ежегодные конференции, организуемые Учебным комитетом Русской Православной Церкви, стали традиционными встречами молодых богословов и ученых, где в ходе открытых и свободных дискуссий идет обмен мнениями о насущных вопросах современности и о проблемах, стоящих сегодня перед нашей Церковью и обществом. Под эгидой Учебного комитета Православный Свято-Тихоновский Богословский институт в дни зимних каникул продолжал проводить ежегодную Богословскую конференцию — в межсоборный период были проведены соответственно XI, XII, XIII и XIV конференции. Работа конференций не ограничена тематически и проходит в секциях, организуемых факультетами института. Богословская конференция ежегодно собирает ведущих богословов, историков Церкви и специалистов в других областях церковной науки из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, и в настоящее время по широте охвата поднимаемых тем и количеству участников является одним из самых представительных научно-богословских форумов России. 10-11 октября 2002 г. Учебный комитет, совместно с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, Министерством образования Российской Федерации, Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Межрелигиозным советом России, участвовал в организации и проведении научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования».

http://patriarchia.ru/db/text/425443.htm...

Татьяна НАЗАРОВА, пенсионерка, Санкт-Петербург: Во-первых, деньги – это груз ответственности. Потому что когда они появляются, нужно долго придумывать, на что же с большим КПД их употребить. В то же время без них попросту нельзя прожить, это аксиома. Но с другой стороны, в них слишком много грязи, и есть слишком много примеров людей, скатившихся из-за них с лестницы, ведущей вверх. Когда человек предрасположен к этой страсти, когда добывание денег забирает его всего без остатка, – это просто противно. Но в той мере, в какой бы мне хотелось, презирать деньги я не могу. От них все-таки очень зависишь. Как говорят японцы, когда гоняешься за деньгами, стараешься их заработать разными путями, они от тебя утекают. А когда плюнешь на них, они вдруг появляются… Вспоминаю, как мы жили на Камчатке в военном городке, зимой. Наше место работы было в долине, а сам городок – на сопке. И вот утром и вечером, среди сугробов в два человеческих роста, идешь за шнекоротером, расчищающим за собой снежный тоннель. Сильный ветер, лицо колет игольчатая морось, идти трудно. И как-то раз один офицер, имея в виду наш двойной из-за северного коэффициента оклад, пошутил: " А двойные-то бьют по морде! И крепко бьют " ... Священник Игорь ПАЛКИН, клирик домового храма во имя святой мученицы Татианы при Московском государственном университете: Во-первых, денежные единицы я воспринимаю как эквивалент труда. Поэтому, даже если в магазине мне дают сдачу копеечками, – никогда не оставляю их в блюдце. Эти копеечки – чей-то пот. Во-вторых, думаю, что деньги, которые все мы получаем, это один из талантов, данных Богом. А таланты же нельзя “зарывать в землю”, значит и деньги – нельзя. Их надо преумножать. Только не в грубом смысле, мол, сегодня у меня мало денег – надо сколотить побольше. Нет, надо их так истратить, чтобы эти железяки и макулатура обрели цену в глазах самого Бога. Вот, в таинстве венчания, например, есть такое прошение к Богу о новобрачных: “Исполни дом их пшеницы, вина и масла и всякого блага, да преподают и требующим”. Из сказанного совершенно очевидно, что деньги нам даны для того, чтобы ими делиться. И мне кажется, что самое выгодное вложение денег, даже если их совсем мало, – это грамотно отдавать их тому, кто не может вернуть. Потому что это вложение – не что иное, как покупка за земные деньги Царства Небесного.

http://foma.ru/chto-dlya-vas-dengi.html

Т. Ларсен — Она же — чуткость? Протоиерей В. Вигилянский — Она же — чуткость. Предупредительность. Когда она культивировалась до революции, когда мы предчувствуем, что мы можем кого-то обидеть, не дай Бог, не затронуть такую тему, не нажать на какую-то кнопочку, может быть, это не вовремя, может быть, у человека что-то случилось и все такое. Вот эта предупредительность должна быть и у взрослых тоже — и у мам, и у пап. Т. Ларсен — Вы слушаете программу «Светлый вечер». С нами в студии настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. Мы говорим об обиде. Вы говорили о том, что предупредительность — это такое чувство, которое вырабатывает некий иммунитет к тому, чтобы не стать объектом обиды, никого не обидеть. А это что, вопрос воспитания или это какой-то общий настрой общества, это условия социальные, в которых мы существуем? Почему у нас эта предупредительность пропала? Мы перестали быть вежливыми людьми? Протоиерей В. Вигилянский — Потому что несколько поколений занимались выживанием. Какая может быть предупредительность, когда нужно выжить, понимаете? Т. Ларсен — Ну, да. Тут уж не до реверансов. Протоиерей В. Вигилянский — Не до реверансов. Если нормально то, что для нынешнего сознания чудовищно, но когда-то, во время войны или после войны, или в голод, или во всякого рода… все такое… есть кошек или еще что-то… норма, и ничего страшного в этом нет вообще… голубей, кошек, птиц, не знаю, чего… Т. Ларсен — То есть всякие этические и нравственные нормы настолько размылись, что уж о какой тут предупредительности речь? Протоиерей В. Вигилянский — Да. Если там людей начинали есть, то о чем можно говорить? И, конечно, многое нивелировалось, в том числе и это. Я вспоминаю, как одна соседка рассказывала, как она, уже думая, что муж ее погиб в лагере, поскольку получила… она уже вышла замуж во время войны за другого, за генерала, и стала генеральшей. И вдруг она узнает в 40-е годы, что ее муж, которого посадили в 1936 — 1937 годах, жив. И она как генеральша едет туда. Добилась разрешения и поехала на какой-то сплав деревьев. И она говорит: «Как я его узнаю, я его 10 лет не видела? В бушлатах все. Грязные, вонючие. Мат стоит страшный». И вдруг она слышит, как кто-то говорит издалека: «Будьте добры, дайте мне, пожалуйста, вот это бревно». Она говорит: «Вот Володя! Вот, где он был!» И так далее. У некоторых людей воспитание и… И ничего даже эти обстоятельства не сделали. Но не все такие. Поэтому уж родители с детьми должны воспитывать какие-то вещи, вернее, думать об этом. Если будешь думать, то все получится. А если не думать, если на самотек пускать…

http://pravoslavie.ru/82040.html

В преддверии Татьянина дня мы встретились со старейшими прихожанами храма мученицы Татианы при МГУ математиками Григорием Александровичем и Татьяной Максимилиановной Любимовыми. И поговорили о возвращении храма Церкви в 1995 году, о том, как изменился механико-математический факультет с 1950 года, как проходил переезд в здание на Воробьевых горах, и, конечно, о любви. Наша беседа проходила в кабинете на первом этаже храма, возвращение которого Григорий Александрович и Татьяна Максимилиановна отстаивали среди коллег в МГУ.      Григорий Александрович Любимов — российский ученый, доктор физико-математических наук, профессор, сотрудник Института механики МГУ. Председатель Научного совета РАН по биомеханике. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный научный сотрудник МГУ, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденом Даниила Московского III степени. Им опубликовано более 150 научных статей по газовой динамике, магнитной гидродинамике, динамике плазмы, биомеханике. Татьяна Максимилиановна Любимова (Баранович) — кандидат физико-математических наук, профессор МИЭМ. Мехмат Когда вы впервые переступили порог Московского университета? Г.А.: Это было, страшно сказать, в 1950 году, то есть 68 лет назад. Тогда я поступил на первый курс механико-математического факультета. До этого, летом, были собеседования для тех, кто окончил школу с медалью. С 1 сентября 1950 года я начал учиться в здании, где сейчас находится факультет журналистики. В то время здесь, в храме, был клуб. Сюда мы ходили смотреть кино и на прочие мероприятия. Какие у вас были ощущения, когда вы в первый раз оказались в университете? Г.А.: Это очень важное событие в жизни. Ощущение смущения, конечно. Особенно на собеседовании, которое проводили уважаемые профессора, пожилые люди. Неудобство, страх, что ничего не выйдет и так далее. А у Татьяны Максимилиановны своя история, она жила здесь (улыбается). Т.М.: Я поступила в 1954 году, когда университет был уже на Ленинских горах. Тогда это было новое здание: всё блестящее, красивое… Я тоже проходила собеседование. В то время было правило, что те, кто окончил школу с медалью, поступали без экзаменов. Я была уверена, что не прошла собеседование, и очень удивилась, когда увидела себя в списках поступивших. Здесь в клубе было ближайшее кино, так как я жила на улице Грановского (сейчас Романов переулок). Невозможно было представить себе, что когда-нибудь это здание снова станет церковью.

http://pravoslavie.ru/110179.html

Митрополит Ювеналий предложил поблагодарить Его Святейшество за вдохновляющее напутствие и направить ему телеграмму от президиума и участников форума. Он огласил текст телеграммы: «Ваше Святейшество! С радостью и благодарностью восприняли участники XXIV Международных Рождественских образовательных чтений Ваши исполненные духа и силы слова, обращенные к собравшимся в Большом Кремлевском дворце. Мысленно пребываем с Вами и молитвенно желаем благословенных успехов в Вашей высокой миссии на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Испрашиваем Вашего Первосвятительского благословения на труды настоящего образовательного форума. От имени президиума и участников Чтений — с почтительной во Христе любовью, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий». Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам форума огласил полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов. Он также выступил с сообщением о подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне. Митрополит Ювеналий попросил А.Д. Беглова от лица Святейшего Патриарха и всех участников Рождественских чтений передать Президенту слова сердечной благодарности за неизменное доброе внимание к Рождественскому форуму. Перед собравшимися в Государственном Кремлевском дворце выступил председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин. Первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров огласил приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Заместитель министр культуры РФ А.В. Журавский огласил приветствие председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и приветствие министра культуры РФ В.Р. Мединского. Митрополит Ростовский Меркурий отметил: «Сегодня многие участники нашего форума, и в особенности учащаяся молодежь, отмечают свой «профессиональный» праздник — День студента, говоря языком церковным — день памяти святой мученицы Татианы, почитающейся покровительницей российского студенчества. Этот день памятен особо как день основания Московского государственного университета».

http://patriarchia.ru/db/text/4355411.ht...

(Изд. 1848 г., т.2, стр.3,4, «Слово при освящении храма Св. мученицы Татианы в Московском университете»). «Семейство древнее государства. Человек, супруг, супруга, отец, сын, мать, дочь и свойственные этим наименованиям обязанности и добродетели существовали прежде, чем семейство разрослось в народ и образовалось государство. Посему жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностию, приносила плод общественного благоденствия, для сего надобно, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием, и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной, чтобы с почтением к родителю родилось и росло благоговение к царю, чтобы любовь дитяти к матери была приготовлением любви к отечеству, чтобы простодушное послушание домашнее приготовляло и руководило к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам и священной власти самодержца…» (Изд. 1848 г., т.2, стр.169). «…Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним» (Письма митрополита Филарета к архимандриту Антонию, т.3, стр.133). «В нынешние времена о предметах, правилах и способах воспитания так много рассуждают, пишут, спорят, что это едва ли не уменьшает доверия воспитателям от воспитываемых, которые слышат их препирающимися между собою и видят недавно одобренное осужденным. Может быть, это и неизбежно, по причине умножившихся и оразнообразившихся требований жизни общественной и частной, которым воспитание должно удовлетворять. Притом гласность некоторые почитают всеобщим врачевством против общественных зол, хотя она иногда и бывает источником общественных болезней, если слишком неудержимо расширяет уста свои не только для правды, но и для неправды»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Т. Ларсен — Угу. Протоиерей В. Вигилянский — Это если одиночество. А какое одиночество? Не понимают. Барьер есть в социализации: «Не могу первый заговорить, стесняюсь, слов не знаю, меня не понимают». Это уже личность. Это уже какая-то… И вот когда человек думает: «Меня никто не понимает, а я не умею объяснить» — это все родителям, священникам нужно объяснять. Т. Ларсен — Но в семье ведь тема обиды вообще таким стоит достаточно краеугольным камнем, потому что очень часто, когда взрослые между собой не всегда умеют говорить, что уж там о детях говорить и об общении с ними, доверительном и чутком? Очень часто муж и жена живут в состоянии перманентной обиды друг на друга. Это все копится, взаимные претензии копятся. И, если люди не расстаются, то потом это все равно приводит к каким-то взрывам. И, наверное, нигде так обида ярко не выражается, как именно в семейных отношениях между мужчиной и женщиной. Эти семейные обиды откуда берутся? Почему они накапливаются, почему мы не умеем их реализовывать? Протоиерей В. Вигилянский — От глупости. От того, что нету между мужем и женой какого-то одного умного человека. Т. Ларсен — Хм, то есть кто-то должен быть, кто прощает все? Протоиерей В. Вигилянский — Должен быть умный человек. Потому что… В чем идет непонимание? Это борьба видов и родов за выживание. Это захват территорий. Это неумение распределить территории. А это территории психологические, хозяйственные… Т. Ларсен — Гендерные. Протоиерей В. Вигилянский — …гендерные, денежные. Это масса разных территорий, которые территории обязанности и долга. Кто-то должен быть умным. Т. Ларсен — А кто? Мы поговорим об этом сразу после короткой паузы. Друзья, это программа «Светлый вечер». Сегодня об обиде мы говорим с нашим гостем протоиереем Владимиром Вигилянским. Т. Ларсен — Вы слушаете программу «Светлый вечер». У нас в гостях настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. Продолжаем тему обиды. В семье должен кто-то быть умней.

http://pravoslavie.ru/82040.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010