Выйдя от батюшки, я пошел тихо и остановился взором на кресте перед колокольней, облитой лунным светом. Я залюбовался этой картиной. Дубы и сосны стояли неподвижно, получив от лунного света какую-то особенную красоту. Все молчало, в безмолвии своем поя хвалебную песнь Вседержителю Богу. И я стоял безмолвно и неподвижно, как бы боясь нарушить эту тишину. Наконец я пошел в келью и встал на молитвенное правило – пятисотницу. 17 сентября батюшка говорил на утрени слово, напоминая нам о том, где мы и зачем сюда пришли. Между прочим батюшка говорил, что «сущность нашего иноческого жития – борьба со страстями... и нельзя самочинно проходить путь иноческой жизни...». 23 сентября 1909 г. Утром, когда я пришел к батюшке для занятий, батюшка сказал мне: – Вы поступили в скит через святителя Трифона. Это – великое дело. Конечно, в лице его действовал своими молитвами святой мученик Трифон. Вы должны ему молиться каждый день. Быть может, вы его какой-нибудь потомок, святые зорко следят за своим потомством. Ведь вы знаете, какая благодать дана святому мученику Трифону. Он охраняет от злых духов. – А вот, батюшка, я прочел его житие перед первым моим приездом в Оптину. Оно мне понравилось, но то место, где повествуется, что святой приказал бесу явиться в лице черной собаки, мне тогда не понравилось, ибо я тогда этому не очень верил. Я имел о духах самое отвлеченное и строго невещественное понятие. И вот что я сейчас вспомнил: когда я жил у отца Кирилла (умер иеросхимонахом Кириаком), еще в первый мой приезд в Оптину, явился один из запоздавших посетителей. Было часов 9–10, когда он подошел к гостинице и видит, что дверь заперта. Тогда он постучал ко мне в окно и попросил, чтобы я ему открыл. Я пошел открывать, но не взял с собой огня, а была темная весенняя ночь (Великим постом было дело). Я отворил дверь и жду, когда придет этот постоялец, чтобы запереть дверь опять, и вдруг вижу, что из тьмы как бы отделяется тьма, и двигается ко мне, и входит на лестницу уже в виде черной собаки средней величины, наклонившей голову немного набок, медленно переступает она лапами по ступеням и идет к двери. Я в страхе захлопнул дверь, и все исчезло. Через несколько секунд вошел постоялец, я ему, конечно, не сказал ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Бенедиктинец — член монашеского ордена, одного из самых древних, названного по имени его основателя — св. Бенедикта Нурсийского (VVI bb.). Аксалот (искаж. от аксолотль — ацтек.) — личинка хвостатого земноводного, тигровой амбистомии, способная к размножению. С. 49–50 … наткнулся прямо на няньку Прасковью-Пискунью … тебя, девушка, почищу! — Ср. неоднократные упоминания в кн. «Подстриженными глазами» «нашей старой няньки, Прасковьи Семеновны Мирской, по прозвищу Прасковьи Пискуньи. «Хоть бы ты, девушка, (у нее все были “девушка”), за собой подтирала!» А голое кроткий, покорный, и глаза запалые, перетерпевшиеся, с глубоко канувшей скорбью — из бывших крепостных» (С. 52). С. 51 …да вскоре затем корь… — Ср. с воспоминанием о раннем детстве: «…я захворал: скарлатина, осложнившаяся водянкой. Приговоренный к смерти — доктор сказал, что нет надежды — меня посадили в теплую ванну с трухой. с этого дня наступило выздоровление» (Подстриженными глазами» С. 30). И лунатик он был… — Ср.: «…мой брат» который писал стихи, или тот, который всегда плакал, играл на рояле, — лунатики» (Подстриженными глазами. С. 236). См. также кн. Ремизова «По карнизам» (Белград, 1929). О брате писателя — Викторе Ремизове — в кн. “Подстриженными глазами” сообщается: «И всегда он очень мучился с головой » (С. 175). Схимник — монах, принявший схиму, третью, наивысшую степень монашества, налагающую самые строгие правила. Трифон Мученик — христианский святой, уроженец Фригии; принял мученическую смерть в 250 г. за проповедь христианства в Восточной провинции. В православной традиции день его памяти — 1 февраля. …старая старуха из богадельни… — Ср.: «В дом к матерн Алексея приходили старухи из богадельни. Они приносили ей замусленные бисквиты в “табашном” платке. И такая бабушка оставалась жить недель пять-шесть. А где ее положить ночевать, — да вот к детям, в детскую. Тут на полу бабушка и спала! Все эти богаделки-бабушки — бывшие крепостные, и рассказы их из прошлой подневольной жизни. Сказок не очень-то много знали» (Кодрянская. С. 70–72, ср.: Иверень. С. 165).

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Фото: фото Одна медсестра на 120 человек, изолятор и могила без имени. Протоиерей Андрей Лоргус — о служении в ПНИ Как изменить систему, в которой несчастны все — от пациентов до санитаров 23 мая, 2021 Как изменить систему, в которой несчастны все — от пациентов до санитаров Фото: фото Условия в ПНИ тюремные: личных вещей нет, за провинности — в штрафной изолятор. Но больше всего здесь тоскуют по близким, одни видят их раз в год, другие — не дожидаются встречи до самой смерти. Если тело не заберет семья, похоронят под номером в братской могиле. Протоиерей Андрей Лоргус 13 лет был настоятелем домового храма Трифона мученика при психоневрологическом интернате Он рассказал корреспонденту Наталье Нехлебовой, что он видел в ПНИ и можно ли вернуть туда человечность.  Протоиерей Андрей Лоргус — психолог, ректор Института христианской психологии. Самый большой интернат в мире — Как вы пришли служить в психоневрологический интернат? Протоиерей Андрей Лоргус — Я впервые попал в этот интернат в 1990 году. Мы совместно с одним фондом привезли много детских игрушек. И с тех пор началась моя дружба с интернатом в Чертанове. Как говорят, это самый большой в мире интернат. Там численность пациентов доходит до 1001, не странно ли? — Там находились дети и взрослые? — Когда я начинал там служить, были дети. Потом детское отделение ликвидировали, перевели в отдельный интернат, в Орехове-Борисове. А тогда — да, там было детское отделение, рассчитанное на 400 детей.  Выяснилось, что в интернате есть молитвенная комната. И эту молитвенную комнату мы, начиная с 1992 года, начали перестраивать в храм собственными средствами. Потом я подал Патриарху прошение на открытие храма. И он принял это благодушно.  Делать храм мученика Трифона была моя идея, потому что я служил до этого алтарником, и сторожем, и дворником, и чтецом в храме Трифона мученика у Рижского вокзала. И моя любовь к мученику Трифону была и так и остается до сих пор доминантной в моей религиозной жизни. Мученик Трифон помогал всем психически больным. 

http://pravmir.ru/ya-govoril-sotrudnikam...

М., 1905. С. 6). И в акафисте ему говорится о том, что Бог благоволил устроить приход его в Рим, чтобы «обратить многих на путь спасения» и потому «попустил демону вселиться в дщерь цареву». И вот уже одно приближение святого изгнало демона, и девица исцелилась. Тогда отец ее попросил святого Трифона показать ему демона в чувственном виде. Тот, по повелению святого, явился зримо пред императором и всем двором в виде отвратительного черного пса с огненными глазами и низко опущенной мордой. И на вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто своим похотям греховным следует и дела угодные нам творит» (то есть зло не может самостоятельно действовать на человека, а ищет согласия с собой воли человеческой, и только вера и любовь ко Христу сохраняют в человеке свободу и возможность не поддаваться злу, – как увидим это в дальнейшем) (Жития. С. 7). Услыхав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство. Император отпустил Трифона с почестями и дарами. По дороге святой раздал нищим все, что получил, и, возвратившись в свое отечество, принялся за свои повседневные занятия. Но вот на престол вступил лютый Декий (249–251 гг.), и обстановка изменилась. Он издал приказ своим епархам и игемонам (провинциальным помощникам) всюду преследовать христиан и беспощадно убивать их. Епархом в восточной провинции Римской империи был некто Акилин. Он услышал об известном христианском чудотворце Трифоне и послал за ним воинов. Тот не стал скрываться, сам вышел им навстречу и с радостью пошел на страдание. Мученические акты того времени свидетельствуют об этом следующее 1 : «В царствование Декия донесено было Акилину, правителю востока, о святом Трифоне и Респицие 2 , давно уже известных христианскими добродетелями и дарами благодати. Посланные за этими святыми, при содействии начальника города Апамеи Фронтона, взяли их и связанных представили в Никею, где они и заключены были в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Это было летом на даче в Переделкине. К нам с отцом Владимиром приехали наши дочери вместе со своими детьми, а также мой брат Митя с прекрасной собакой. Привели к нам и подружку нашей внучки Сони, двенадцатилетнюю Верочку — дочку нашей соседки. Верочкина мама очень ее оберегала от всех превратностей жизни и поэтому самолично доставила ее к нам, несмотря на то что жили они в каких-нибудь ста метрах от нас, и даже вручила ей мобильный телефон, чтобы она звонила «если что». Дети вовсю резвились, бегая по лесу вокруг дачи, играли с собакой, носились за ней по крапиве, прятались от нее под кустами и вернулись в дом, только когда началась гроза и пошел дождь. Тут-то Верочка и хватилась своего телефона, а его — и нет. Видимо, выронила она его, когда лазила по кустам да пряталась по оврагам. Ну что ж, только дождь поутих, и мы все — взрослые и дети, вооружившись собственными мобильниками, отправились врассыпную на поиски Верочкиного телефона, набирая поочередно из разных мест ее номер: авось, Верочкин откликнется, кто-то из нас услышит и пойдет на его звук. Дождь уже перестал, выглянуло солнце, а Верочкин телефон все отзывался в наших мобильниках длинными заунывными гудками, которые так и не прорывались ни сквозь крапиву, ни сквозь кусты. Молчала поляна, молчал овраг, молчал сарай, и ельник тоже молчал. Верочка едва сдерживала слезы — видно было, что за потерю телефона ее будут ругать: мама у нее строгая, темпераментная, властная, а Верочка тихая, робкая. И семья у нее совсем не такая богатая, чтобы пропажа мобильника не составляла для нее проблемы. Короче говоря, видя, что дело безнадежное, мы закончили поиски и вернулись в дом. Скорее всего телефон этот уже разрядился, промок под дождем и валялся теперь, немой, под упавшей веткой… — А давайте помолимся Трифонумученику, — на всякий случай предложила я. — Вдруг он найдет? Мы встали перед иконкой святого, пропели ему тропарь и прочитали молитву, прибавив от себя, что очень надеемся на его помощь. И после этого снова принялись звонить, расходясь по участку. Но на этот раз стальной голос нам ответил, что абонент недоступен и находится вне зоны действия сети…

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

А иначе б не было меня”. (Записал В. Г.) «Мне помог мученик Трифон» Наконец-то на доске объявлений было вывешено сообщение, что все сотрудники нашего института и их иждивенцы могут получить в овощехранилище N 6 картошку. С замиранием сердца я искала в списке свою фамилию, вот она! Боже мой, нам с мамой дадут 70 килограммов! После того голода, который мы испытали здесь, в эвакуации, это же целое богатство! Стоял октябрь 1942 года. Мороз пощипывал, но не очень больно. В овощехранилище мне быстро насыпали картошки в мой огромный мешок, сделанный из льняной простыни, но я осталась с ним в проходе между закромами, не имея сил сдвинуть его с места. Мимо сновали люди, я всем мешала, меня толкали, бранили, а я лишь топталась на месте и просила помочь. Наконец кто-то подхватил мой мешок за один край, я — за другой, и мы вытащили его наружу. Кажется, эти же руки помогли положить его на мои детские санки. Привязав мешок, я надела себе на плечи веревки от саней, поднатужилась, дернула и… очутилась на земле. Сзади раздался смех. Глядя на мою тощую фигуру, смеялась заведующая отделом, в котором я работала. Потерев ушибленные колени, связала веревку и впряглась снова. Кто-то подтолкнул санки, и я поехала. Но через несколько метров полоса снега и льда кончилась, началась голая земля, и сани не шли. Я со страшной натугой тащила сани по рыжей мерзлой земле, но вот веревка обрывается, и я снова падаю. Тащу санки уже столько времени, а дороге конца нет. До города далеко. Еще надо по льду переезжать реку, а потом начнется самое трудное: крутой подъем — город стоит на горе. Меня нагоняют двое мужчин в меховых куртках. На спортивных санках у них уложен один большой мешок. Слышу, как они говорят: — До чего она жалкая! — И смешная, — брезгливо добавляет второй. Еще нагоняют меня санки, их везет целая семья. Оглядываюсь назад, на дороге никого нет. А мороз все крепче, вот тебе и октябрь! Тру руки, надеваю на плечо веревку, тяну несколько метров и останавливаюсь: лед кончился, и предо мной голая земля.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити». Вот этот образ жизни, стандартной мысли, эта жизненная философия является великим соблазном для молодежи. И ведь на эту ложную и опасную идею работают сегодня СМИ, эти красивые глянцевые журналы с рекламами, которые погружают нас в нереальный, несуществующий виртуальный мир. Но ведь как они притягивают взор, как они возбуждают человека, как они толкают человека на то, чтобы он покупал что-то новое, непременно другое, чтобы он стремился к тому, чего у него еще нет! «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити». Вся эта индустрия, направленная на поддержку ложных ценностей и целей убивает душу, засасывая в трясину, в болото, где нет духовного кислорода, необходимого для жизни человека. Легко ли противостоять всем этим соблазнам, особенно в там молодом возрасте, как вот эти мальчики и девочки, которые сегодня с нами? Когда на них обрушивается пропаганда, так легко отходящая к человеку, как бы без всякого конфликта захватывающая его ум и его сердце. Совсем нелегко. Никогда нелегко идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное. Но, только идя по этому пути, мы дышим кислородом веры, мы напитываем свою душу силой, мы становимся непобедимым, как был непобедим мученик Трифон. Быть христианином сегодня это значит быть исповедником веры без видимых физических усилий каждый день. И в этом исповедничестве великий подвиг. И, конечно, сердце радуется, когда в Отечестве нашем, в исторической России, мы видим переполненные храмы. И молодежь нашу, которая идет по пути веры. Радуется сердце и к Богу возвышается молитва, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не остановили это поступательное движение нашего народа, который пройдя через физические мучения за веру, сегодня понимает смысл того, что означает быть христианином. И мы должны высоко нести это звание христианина, для того, чтобы пример христианской жизни был сильнее соблазнов, которые обрушивают на нас современные СМИ. Чтобы пример христианской жизни был притягателен для людей, чтобы этот пример помогал понять, в чем, собственно, состоит смысл человеческой жизни. Чтобы с этим осознанием являлась нам сила Божия, укрепляющая нас на нашем жизненном пути. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/558666.htm...

Многие черты в «Диалоге» составляют может быть только литературную форму. При всём том весьма вероятно, что в основе «Диалога» лежит исторический факт беседы Иустина с каким-либо иудеем в Ефесе. 1) Иустин вообще имел обычай записывать свои диспуты и в «Диалоге» (Iust. Martyr. Dial. cum. Tryph., 80//PG. T. 6. Col. 665A; р. п.: C. 265) сам высказывает обещание записать свой разговор с Трифоном в особую книгу; 2) Евсевий (Euseb. Hist. eccl. IV, 18//PG. T. 20. Col. 376AB; р. п.: 175) свидетельствует об историческом характере этого разговора и указывает место его в Ефесе, и собеседника называет знаменитейшим из иудеев того времени. Имя собеседника Трифон указывает действительно на современного Иустину знаменитого раввина Трифона, изречения которого часто приводятся в Мишне под именем Тарфона (в евр. перечне). Но замечательно, что исторические черты в изображении Трифона Иустин соединяет с чертами вовсе к нему не относящимися, но вызываемыми самим колоритом «Диалога». Иустин в начале своего произведения представляет Трифона палестинским раввином, который только во время восстания Баркохбы оставил родину и жил в Коринфе (Dial., 1//PG. T. 6. Col. 473A; р. п.: C. 133), но затем в диспуте изображает Трифона в неправдоподобном освещении, как иудея-эллиниста, чуждого раввинского фанатизма, привыкшего уважать философию и не относящегося к христианству с такой нетерпимостью, как другие раввины. Всё это мало напоминает раввина Тарфона. Вероятно Иустин выставил в своём «Диалоге» Трифона, как наиболее знаменитого представителя иудейства того времени. б) Время написания диалога Хотя разговор с Трифоном имел место вскоре после восстания Баркохбы (132–135 гг.), однако написан он Иустином значительно позже, именно после первой Апологии, которая цитируется в диалоге, то есть после 153 г. и, по-видимому, в царствование того же императора, которому адресована апология (Антонин Пий, умер в 161 году). К. Сочинение «о Воскресении» (отрывки) а) Сочинение «О Воскресении» направлено было против отрицания этой истины Церкви гностиками и, судя по указаниям самого автора (De resurr., 2//PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

В борьбе с иудейством они должны были стать исключительно на почву Св. Писания и только на основании его одного должны были выяснять разные спорные пункты. По-видимому, этот прием должен бы быть легче, чем те приемы, которыми пользовались христианские апологеты в борьбе с язычеством: Св. Писание признавалось, как самый высший и безусловный авторитет, и христианами и иудеями. Но в действительности оказалось, однакож, совсем не то. Св. Писание, особенно в своих пророчествах, могло открывать поприще для самых широких толкований: авторитет божественности, который признавали в иудействе как христиане, так и иудей, мог прикрывать и правильные и ложные толкования Св. Писания; можно было доказывать на основании этого авторитета и то, что иудейство должно быть отменено и кончиться с явлением христианства, а также и то, что оно, как учреждение Божественное, должно существовать вечно и всегда быть необходимым для спасения. Под покровом этого авторитета иудейский раввинизм II века ухищрялся, посредством извращения истинного смысла, приноровлять к своим целям самые ясные места Писания, которые говорили против него со всею решительностью. Наглядным доказательством этого точно также может служить «Разговор св. Иустина с Трифоном иудеем». Каждому почти толкованию св. Иустина Трифон противополагает свое особенное толкование, которое приводить совсем к другому результату, чем к какому приводить толкование св. Иустина. Наконец, борьба христианских апологетов с иудейством должна была иметь более горячий и более резкий характер, чем борьба их с язычеством, по крайней мере в половине II века, когда язычество еще не успело стать к христианству в ту непримиримую противоположность, в какую стало оно впоследствии. А иудейство, между тем, уже больше столетия преследовало христиан своею ненавистью. Одна мысль, что иудеи распяли Господа, чрезвычайно сильно должна была возбуждать христианских писателей против иудеев. Обыкновенно снисходительный ко всему языческому, св. Иустин в своем «Разговоре с Трифоном» в отношении к иудейству является строгим и суровым и часто вдается в тон самого резкого обличения и упреков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

А еще через некоторое время Косте позвонили из представительства Кипра в Москве, и сообщили, что ему надлежит встретиться с некоей дамой в посольстве и забрать свой кошелек, что он и сделал. Раскрыл его и… Все было на месте! Даже евро – ровно столько, сколько было на момент потери: ровно сто одно! Да, и никто даже не намекал на какую-либо благодарность!» Как Трифон-мученик все это устроил – Бог весть! Рейтинг: 8.2 Голосов: 106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Катерина 30 марта 2016, 15:03 Добрый день! Выражаю огромную благодарность за " знакомство с Вами " (мне так показалось)))))), за Ваше творчество, за Вашу душу и за Вашу любовь!!! Так приятно, когда рядом, а теперь, Вы действительно рядом, есть такой человек. Сложнейшая работа по ненармированному рабочему графику, домой прихожу, настолько замученная, и только прочтение Ваших рассказов придают сил и осмысление, что Жизнь на столько прекрасна. Это мои первые шаги на пути к Православию, и я считаю, что люди должны как можно больше знакомиться с такими людьми как вы, и с теми людьми, про которых Вы пишите, ведь читая рассказы, мы заочно знакомимся, с теми, про кого Вы пишите! Еще раз огромное спасибо, Здоровья Вам телесного и духовного. С наилучшими пожеланиями! Валентина 14 февраля 2014, 18:27 Дорогая Олеся!! Только что познакомилась с Вами на канале " Культура " . Одинаково благодарна и Вам и каналу за знакомство с Вами. Очень благодарна, это одно из лучших знакомств, которые случаются в нашей жизни. Благослови нас всех Господь! Светлана 30 января 2014, 23:11 Огромное спасибо Олесе Александровне за ее творчество! Тонкий юмор, доброта, тепло, радость, любовь-все это в преизобилии присутствует в Ваших книгах! Всего Вам самого доброго! Lubova Irlandija 30 января 2014, 21:20 Spasi Gospodi za prekrasnie rasskazi.na dushe spokojno kogda ix chitaju. Ирина 28 ноября 2013, 12:39 Уважаемая Олеся, " Небесный огонь " чудесная книга.Она помогла мне пройти второй этап химии (впереди еще шесть).Я и смеялась,и печалилась.С огромной радостью читала о святом мученике Трифоне(так получилось,что я не знала о нем ничего,а вопросы были).Такая любовь к людям в Вашей книге!Сейчас читает дочка.И тоже радуется.На пути к Вам у меня была книга " Несвятые святые " .Я благодарна Архимандриту Тихону за то,что он помог с Божьей помощью открыть Ваше творчество.

http://pravoslavie.ru/57743.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010