С 1665 г. В. м. открыл подворье в Москве, в приходе ц. во имя святых Космы и Дамиана, на ул. Покровке (30 изб), к-рое впосл. сдавалось внаем. Во время крестного хода из Троицкого собора в В. м. в 1679 г. архим. Питирим изъял «для подлинного ведения» у протопопа неверно написанную и подписанную икону «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский» (см. Аркадий Вяземский ). В 1722 г. в В. м. принял постриг дворцовый дьяк, служивший «при комнатах» царя Иоанна V Алексеевича , С. А. Кривский. Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Настоятельство архим. Ионы в 1-й пол. XVIII в. сопровождалось рядом конфликтов. В 1722 и 1724 гг. в Синоде рассматривались дела по обвинению «монашествующими архим. Ионы в удержании из жалования». В 1727 г. иером. Иоиль, иеродиак. Иоасаф и мон. Савва жаловались в Синод «в непристойных словах» на настоятеля. В результате расследования указом Синода 3 июля 1727 г. иером. Иоиль был переведен в Герасимов Болдинский мон-рь , иеродиак. Иоасаф - в Лютиков мон-рь, мон. Савва - в Нилову Столобенскую пуст. При архим. Макарии в В. м. размещались Крутицкая ДС (10 мая 1739 - 21 июня 1744), затем Вяземское ДУ (в 1744), выпускником к-рого был прп. Макарий (Глухарёв) . В 1700 г. В. м. владел 116 крестьянскими дворами, в 30-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны Подмонастырская слобода, села Фёдоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском у., с. Болдино в Звенигородском у., где проживало 2405 чел.; обители принадлежали 4 мельницы на реках Вязьма и Днепр. На средства мон-ря в 1735 г. в с. Фёдоровском был построен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. По ревизии 1744 г., В. м. владел 2398 крестьянами. В 1752 г. в мон-ре жили: архимандрит, 8 иеромонахов, 3 иеродиакона и 11 монахов, в 1758 г.- архимандрит, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона и 6 монахов. В 1764 г. В. м. был отнесен к Смоленской епархии, причислен ко 2-му классу с определенным жалованьем.

http://pravenc.ru/text/161151.html

В центре купола нефа изображен Вседержитель, окруженный ангельскими силами и Богоматерью, а ниже - пятнадцать пророков. В основе купола, между двумя восточными треугольниками, представлено Благовещение. В центре сцены Богородица и архангелы. Восточную стену занимают фигуры святых Анании, Азарии и Мисаила, а также праотцов. На западной стороне северной колонны - Мольба Богоматери и Предтеча. На северной стороне колонны изображены Христос, святой Зосима, а на южной - святой Ефрем Сирин, Гостеприимство Авраама. На внутренней стороне арки, которую поддерживают две колонны, изображены фигуры святых, среди которых Матфей, Варнава, Тимофей, Агафий, Кириак, Варвара, Ирина, Адриан, Наталья, Елизавета и пророк Захария. На южной стене - Моление о чаше, Предательство Иуды, ниже Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Суд синедриона и Отречение Петра. Ниже пояс с фигурами мучеников: Святые Косма и Дамиан, Пантелеимон, Нестор, а также архангел Михаил. В центральной части западной стены изображена одна из самых монументальных сцен Собора - Успение Богородицы. Поясом ниже - Суд Пилата, Раскаяние и повешение Иуды. Еще ниже поясом - Святые Константин и Елена, Феодосий Великий, Савва Освященный, Евфимий, Антоний, а также архангел Гавриил. На северной стене изображены сцены Стража у Гроба, Воскресение и Камень. Ниже - Собрание архиереев и фарисеев, Умывание Пилата, Бичевание и Высмеивание, фигуры Георгия Каппадока, Тропеуха, Димитрия Великого Дукса и Мировлита, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Иакова Персянин и Мины. Живопись нефа Собора Святой Троицы отличается яркостью красок, чрезвычайным разнообразием тем и их композицией на относительно небольших поверхностях. Живописцы Иоанн Ризос и Афанасий, представители «Критской школы», создали легкие, гармоничные и хорошо спланированные образы, при этом очень подробно переданы выражения лиц, прорисованы детали наряда и т. д. Основной храм Иконопись основного храма, согласно надписи на западной стене, над южной аркой, была осуществлена при митрополите Стагоне Феофане, при содействии игумена обители Парфения, иеромонаха Яника, иерея Стефана, иеромонаха Даниила, на средства братьев Яна и Анастасия Макри в 1741 году. Иконопись была выполнена двумя братьями священниками Антонием и Николаем.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Поднимайтесь и становитесь в шеренги. Составьте Божью рать на земле! Стратилаты Христовы, встаньте! Мало вас – тем более вы желанны. Бог любит малые рати, которые одерживают победы над большими. Такие победы – даты в истории Небесной и земной. Меньшинство добрых против большинства злых. Истинно, Бог любит малые, но достойные рати. По какому пути? У нас спрашивают, по какому пути мы идем и по какому следовало бы идти? Наш ответ ясен – он основывается на святом Евангелии, а также на исторической судьбе нашего народа. Мы идем по пути Креста Христова. И не смеем сворачивать с этого пути ни влево, ни вправо, а тем более сойти с него. Потому что пропасти зияют с обеих сторон настоящего пути. С одной стороны – пропасть безверия, с другой – пропасть лжеверия. Мы же должны держаться пути истинной веры, которая нас укрепляет и радует. А это и есть истинные признаки веры, которая право славит Бога, которая православна. В ней нравственная сила и духовная радость. Мы идем по пути святого Саввы, который шел по пути Креста Христова. Путь Саввы – это путь национальной Церкви. Духом Божьим ведомый и руководимый, святой Савва сформировал нашу национальную Церковь , чтобы в ней, как в хорошем сосуде, хранился животворный напиток Христовой науки и Христовой силы для сербского народа на протяжении веков и веков. Это отмеренный и умеренный сосуд – не слишком большой, не слишком малый. Если бы он был слишком большим, то напиток легко бы мог испортиться, а если слишком малым, то мог бы испариться. То есть: ни церковный интернационализм, ни протестантский субъективизм, а евангельский национализм. Если бы так каждый народ мира устроил свою Церковь и был как одна семья Божья, а все народы со своими Церквами, связанные одной верой, одним духом и взаимной любовью, составляли одну Святую Вселенскую Церковь , одну великую семью Божью. И с этого пути мы не смеем сворачивать ни туда, ни сюда, чтобы не упасть в пропасть империалистического интернационализма или в пропасть протестантского субъективизма. Мы должны, значит, держаться пути истинной Церкви, которая нас всегда героически поддерживала, семейно объединяла и Небесно радовала. А это и есть признаки настоящей Церкви, которая право славит Бога: напояет и укрепляет народ евангельским героизмом, объединяет народ одним духом в одну Божью семью и радует народ как детей Божьих Небесной радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

представлен на новгородской иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (2-я пол. XIII в., ГРМ). И. Л. благословляет правой рукой, в левой - книга; его изображение намного превосходит по размеру фигуры святых Георгия и Власия, стоящих по сторонам, что свидетельствует об особом почитании И. Л. и, возможно, о предназначении этого образа для посвященной ему церкви (см.: Гладышева Е. В. Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»: Вопросы иконографии//Искусствознание. 1999. 2. С. 498-509). На этой иконе у И. Л. большой высокий лоб, достаточно редкие седые волосы с залысинами. На иконе-таблетке «Святые Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Артемий Великий» из Софийского собора в Новгороде (2-я пол. XV в., НГОМЗ) И. Л. написан с удлиненной, слегка раздвоенной бородой, благословляет правой рукой, в левой - свернутый свиток. В ряде икон И. Л. представлен на полях или рядом с ними: «Рождество Богоматери» и «Рождество Христово» (обе - XV в., ГТГ); «Богоматерь Одигитрия Грузинская» (кон. XV в., из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе, ВГИАХМЗ). С сер. XVI в. происходит увеличение числа изображений И. Л. В его честь был наречен старший сын царя Иоанна IV Грозного - царевич Иоанн (1554-1582). Сохранилась мерная икона царевича, написанная при его рождении,- «Св. Иоанн Лествичник» (сер. XVI в. под записью XIX в., оклад 1554, ГММК). С именем царевича связывается создание изображения И. Л., выполненного на овальном 3-слойном сардониксе, украшавшем лицевую сторону иконы-мощевика. Иконы И. Л. находились в ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в Кирилловом Белозерском мон-ре, построенном на средства сыновей Иоанна Грозного (1569-1572), а также в ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (колокольня Ивана Великого), существовавшей с 1329 г. На иконе «Святые Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу» из сольвычегодского Благовещенского собора (нач. XVII в., СИХМ) И. Л. изображен с непокрытой головой, короткими волосами, удлиненной, слегка раздвоенной бородой; с раскрытым свитком в руке (текст на свитке: «Восходите, восходите, услышите, братия...» представляет собой фрагмент из Слова 30 «Лествицы»).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Все приходившие обыкновенно представляли грамоты то от святителей, то от своих монастырей. Но случались и обманщики с подложными грамотами, как обнаруживалось впоследствии, впрочем, известен лишь один такого рода случай. Многие просители довольствовались теми милостями, какие получали из рук великого князя, но другие предпринимали еще странствования по России для сбора доброхотных подаяний. Обращаясь к нашему государю за помощию и дарами, некоторые святители и монастыри присылали или подносили и ему от себя поминки: то иконы, то мощи святых. Так, царю Ивану Васильевичу Кизический митрополит Иоасаф привез от Константинопольского патриарха Дионисия мощи святого апостола Варнавы и святых мучеников Георгия и Пантелеимона; Вифлеемский митрополит Иоаким представил от себя руку святого мученика Елевферия, а старцы Хиландарского монастыря поднесли в первый раз обложенные серебром иконы святого Саввы и Симеона Сербских, крест с Животворящим Древом внутри, который носил на себе святой царь-инок Савва, и мощи великомученика Стефана, в другой раз – мозаический на серебре образ архангела Михаила и мощи святого исповедника Анфима. Царю Федору Ивановичу прислали патриархи: Цареградский Феолипт – часть от главы святого Лазаря и мощи святых мучениц Соломонии, Параскевы и Евдокии; Александрийский Сильвестр – икону Пресвятой Троицы, обложенную золотом, на золотой цепи для ношения на груди; Иерусалимский Софроний – чудную панагию с изображением Успения Пресвятой Богородицы, также для ношения на груди; патриарх Антиохийский принес в дар мощи святого апостола Анании и Игнатия Богоносца , мучеников Георгия, Киприана и Иустинии; сербский епископ Григорий также принес руку от мощей святого Григория Декаполита , и присланы были от монастырей Пантократорова афонского мощи святого великомученика Феодора Стратилата, обложенные серебром; Зографского афонского – мощи преподобного Михаила Синадского и мученика Пигасия да две иконы Богоматери и великомученика Георгия с мощами; Аккольского сербского – образ великомученика Георгия и часть мощей мученика Георгия Нового и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святаго великомученика Феодора Стратилата, и святаго пророка Захария Серповидца На Господи, воззвах: стихиры мученика 3 и пророка 3. Стихиры мученика, глас 4. Подобен: Яко добля: Страдалец доблественный,/воин непобедим/Духом Святым показался еси,/низложив борителя/мудростию словес твоих/и дел твоих, мудре, терпеливными явленьми./Темже приял еси венцы победныя/и с вышними лики сочетался еси,/великомучениче Феодоре. Божественный столп был еси/благочестия, пребогате,/злочестивых капищ возгнушався,/и овча всесовершенно,/и заколение благоприятно/заклавшемуся тебе ради, чисте приводим/прославльшему святую твою память/и чудес сокровище тя сущим в мире/даровавшему, Феодоре. На крест воздвижен,/и плоти стружеме,/и острыми стрелами уязвляемь,/и на древе протязаемь,/и мечи усекаемь,/и всякими хитростьми болезней окружаемь,/непреклонен и непобедим явился еси/силою на Кресте Пригвожденнаго,/слава мучеников, Феодоре. Ины стихиры пророка, глас 8. Подобен: Что вас наречем: Имея житие равноангельно,/со Ангелы, Богоявленне, беседуеши яве./Теми убо яже паче ума/просвещая ум,/образов чудных очищение,/великих таин откровение,/пророческое провещание,/духовное возновление,/моли спастися душам нашим. Ангел явился еси землен,/на земли Небесныя собеседники имев,/зритель премирных видений быв,/светильник мысленный, свет облистающ,/маслина, псаломски рещи, плодовита,/Богодейственно искапающи благочестивым елей,/моли спастися душам нашим. Надеемаго обожения наслаждаяся,/яко пророк истиннейший Божий,/и ясно присносущныя насыщаяся сладости,/и славу неизглаголанную видя,/и доброты венцы украшен,/о нас, поющих тя, моли/прилежно, Богоприятне,/спастися душам нашим. Аще есть пост, Слава, и ныне, Богородичен или Крестобогородичен (писаны в 18-й день). Аще ли несть поста, поем и самогласен святаго. Слава, глас 8: Божиих даров яко тезоименита/и того наследника блаженства вси восхвалим, вернии,/и ублажим по достоянию Феодора, добляго великомученика,/вселенныя поборника,/молится бо Христу Богу о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1786 года На камне гравировал Савва. Жаль, что не означено имя серебренных дел мастера: чистота и изящество работы заслуживали бы сделать оное известным не менее гравера. Складни вставлены в овальную резную рамку, вверху её в особом месте вставлен овальный образок такой же работы: серебреный с чернью; на одной стороне изображено Распятие с предстоящими, а на другой св. великомученик Федор Стратилат. Мы уже знаем из истории обители, что О. Протоиерей Федор в монашестве Филарет был Настоятелем сей обители с 1794 по 1804 год, и скончался в сем монастыре. Складни эти принадлежали ему. Из неокладных икон особенного внимания заслуживают: 1. Икона Страстной Божией Матери замечательна столь же своей композицией, сколько письмом. Написана на цельной дске в вышину 3/4, в ширину 1 / 2 аршина фряжского пошиба. В овальном кругу поясное изображение Божьей Матери в Греческой тунике с широкими рукавами, руки покоятся на груди молитвенно с приближенными одна к другой дланями. С правой стороны изображен столб, на верху его петель, к столбу приставлена лестница, копье и трость с вонзенной на ней губой; все это привязано к столбу вервием. С левой стороны большой крест, и на нем меч, пронзающий, по пророчеству св. праведного Симеона, сердце Матери болезней; внизу на той же стороне изображен св. град Иерусалим, на первом плане св. гроб с пеленами внутри его. Перед Божьей Матерью стол, на котором размещены орудия страстей Христовых: белая одежда, багряница, сосуд с желчью и оцтом, губа, гвозди, клещи, млат, бич из вервия, бич из прутьев, рука, заушившая своего Владыку, терновый венец и три сосуда с Божественной кровью. Вне круга по углам прообразовательные знаки 4-х Евангелистов: лев, орел, телец и человек. Вверху на средине Бог Отец и Дух Святый. Внизу надпись: «Образ Пресвятыя, пречистыя, преблагословенныя, славныя Вдадычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, нарицаемыя Страстныя.» По кругу надпись: «От всех избранная Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» Образ этот принадлежит кисти одного из лучших Русских иконописцев XVII века, и легко может статься самому знаменитому Симону Ушакову, так как он заведовал иконописной палатой, во время управления Богдана Матвеевича Хитрово Оружейным Приказом, в коем числились тогда иконописцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

181 Прохор – Киево-Печерский монах, святой; ему посвящено «Слово о Прохоре-черноризце, который из травы, называемой лебеда, молитвою делал хлебы, а из пепла соль», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 426435. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Прохоре отсутствует. 187 Алексий, человек Божий – см.: Пролог, 17 марта. Полное Житие Алексия, человека Божия см. наст, изд.: СПб., 1999. Т. 2. С. 244253, 534535. Творогов О. В. Переводные жития... С. 1617. 192 Феодосий Великий – основатель общежительных монастырей, см.: Пролог, 11 января (см. наст, изд.: СПб., 1999. Т. 2. С. 398401). Творогов О. В. Переводные жития... С. 119. 193 Павел Пустынник – Павел Фивейский, см.: Пролог, 15 января. Творогов О. В. Переводные жития... С. 93. 197 Дорофей Пустынник – см.: Пролог, 16 сентября; Лимонис, Египетский Краткий патерик. Давыдова С. А. Патериковые чтения... С.269. 199 Иоанн Пустынник – Иоанн Колодязник (Пролог 11,14 апреля). Творогов О. В. Переводные жития... С. 6364 (Иоанн Колодязник) и 65 (Иоанн мних). 202 ...в Лавре святаго Савы Освященного... – Савва Освященный (439532) основал свою лавру ок. 480 г. на восточном краю ущелья у потока Кедрон, чуть позднее – Кастеллийскую киновию, к северо-востоку от своей лавры; с 493 по 503 г. возглавлял Великую лавру. О Житии Саввы Освященного см.: Творогов О. В. Переводные жития... С. 103104. 205 Говеддай – Гаведдой Персидский, см.: Пролог, 29 сентября. Творогов О. В. Переводные жития... С. 43. 213 Афонасия игуменья – преподобная Афанасия Эгинская, см.: Пролог, 11 или 12 апреля. Творогов О. В. Переводные жития... С. 29. 217 Феодор Стратилат – см.: Пролог, 8 июня. Творогов О. В. Переводные жития... С. 116. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. 221 Мелхиседек – упоминаемый в Ветхом Завете «священник Бога всевышнего». Ему посвящён ряд апокрифов, в том числе «Сказание о Мелхиседеке» (см. наст, изд.: СПб., 1999. Т. 3. С. 114119, 374376) и «Слово Афанасия Александрийского о Мелхиседеке». Описание пещеры Мелхиседека в Фаворской горе см. в наст. изд. (в «Хождении игумена Даниила»): Т. 4. С. 100103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свою деятельность на новом поприще Иаков начал с превращения серской митрополичьей резиденции с храмом-базиликой святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в монастырь с. 295]. В нем он ввел устав Синайской горы с. 19] и духовные традиции преподобного Григория Синаита . О том, что “эта старая греческая кафедра была в сербское время славянским монастырем, говорит и местное предание в Серграде” с. 106]. Во время архиерейского служения Иакова Сер стал крупнейшим церковным центром Сербии. Ни одно событие в жизни Сербской Церкви не проходило без участия или влияния митрополита Иакова. Он, как митрополит Серский или, возможно, как игумен Архангелова монастыря, в 1346 году принимал участие в провозглашении Сербского патриаршества и коронации Стефана Душана с. 127] при благословении и молитвах патриарха Иоакима. Зимой 1347/48 года царская семья отправилась на Афон. В числе сопровождавших ее был и митрополит Иаков с. 128]. Есть все основания полагать, что щедрые дары, которые преподнес всем афонским монастырям Стефан Душан, были принесены под влиянием митрополита Иакова с. 128]. По инициативе митрополита Иакова в Скопле в мае 1349 года был созван церковный Собор, в первом деянии которого был принят Законник Стефана Душана. Члены Собора в конце его работы перешли из Скопля в Призрен, где был объявлен хризовул Архангельскому монастырю и освящен соборный храм. Митрополит Иаков Серский присутствовал и на Соборе 1353 года, который дополнил Законник царя Стефана. Вероятно, как знаток греческого языка, митрополит участвовал в редакции отдельных положений свода законов с. 128]. Соборы 1354 и 1357 годов проходили в городе Сер, в новой резиденции митрополита. На державном Соборе 1354 года был избран патриарх Сербский Савва (1354–1375). На этом Соборе присутствовали царская семья и все светские правители и церковные иерархи Сербии с. 129]. Серский Собор в июне 1357 года решал среди других вопросов и спор между афонскими монастырями Каракалом и Зографом из-за церкви святителя Николая, находившейся на территории Серской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Святая Троица с избраными святыми Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Первая половина 1650-х гг. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. vk fb tw ok @ g+ lj Ладаница. Сольвычегодск. 1606 г. vk fb tw ok @ g+ lj Похвала Пресвятой Богородице. vk fb tw ok @ g+ lj Вознесение Господне с избранными святыми. Пелена. Нач. 1650-х гг. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор. vk fb tw ok @ g+ lj Деисус. Складень трехстворчатый. Россия. XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Богоматери. Пелена. vk fb tw ok @ g+ lj Ковш церковный. Сольвычегодск. 1607 г. vk fb tw ok @ g+ lj Свт. Василий Великий vk fb tw ok @ g+ lj Феодор Сикеот и Георгий Победоносец с избранными святыми. Пелена. Мастерская Матроны Ивановны и Анны Никитичны Строгановых. К. 1650 - нач.1660-х гг. vk fb tw ok @ g+ lj Троица ветхозаветная. vk fb tw ok @ g+ lj Троица ветхозаветная. Икона vk fb tw ok @ g+ lj Чарка. Россия. Последняя треть XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Митрополит Алексий с житием. vk fb tw ok @ g+ lj Иоанн Лествичник и Савва Стратилат предстояшие Спасу Икона из сольвычегодского Благовещенского собора. Нач. XVII в. 8 октября 2023 г. Рейтинг: 10 Голосов: 166 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Тамара 11 октября 2023, 01:20 Сколько было раньше до революции среди наших дворян, купцов меценатов и благотворителей,попечителей ,жертвователей!! И одними из них и были Строгановы!!! Вот и до сих пор жива о них память через столетия!! Слава Богу за всё. Марина Анатольевна 10 октября 2023, 16:24 Товарищи-граждане! Ну пожалуйста, подписывайте ваши фото! Ваш преданный читатель 10 октября 2023, 00:06 Какая необыкновенная и тонкая красота и какой прекрасный вдохновляющий пример для мужей и их жен, спасибо! Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение! Елена Большакова 9 октября 2023, 16:44 Какая красота! Спасибо большое! Какие прекрасные традиции были у русских меценатов. Нужно их обязательно возрождать.

http://pravoslavie.ru/156519.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010