Впрочем, как я тебе говорил, есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают этого. А что касается тех, которые только носят название христиан, а в самом деле суть безбожные и нечестивые еретики, то я показал тебе, что они учат совершенно богохульному, безбожному и безумному. Но чтобы вы знали, что это не при вас только говорю, – я изложу, сколько дозволят силы мои, в книге всю нашу беседу; в ней я помещу те же самые мысли мои, которые высказываю и пред вами. Ибо я желаю следовать не человекам или человеческим учениям, но Богу и Его учению. Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами, подобно тому, как всякий здравомыслящий не признает иудеями – Саддукеев или тому подобные «секты» 246 – Генистов, Меристов, Гадилеян, Элливин, Фарисеев и Ваптистов (не оскорбитесь если я говорю, что думаю), – иудеев и детей Авраама только по имени и устами только почитающих Бога, а сердцем, как Сам Бог говорит, далеко отстающих от Него. А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки. Глава 81 – Исаия так говорит об этом тысячелетии: «будет новое небо и новая земля, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселье о том, что Я творю; ибо вот, Я делаю Иерусалим весельем и народ Мой радостью и буду веселиться об Иерусалиме и радоваться о народе Моем. И более не услышится на ней голоса плача, ни голоса вопля, и не будет более там какого-нибудь младенца и старика, который бы не исполнил своего времени; ибо юноша будет ста лет, а грешник умирающий – ста лет и будет проклят. И они построят дома и сами будут жить, и насадят виноград и сами будут есть плоды его и пить вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

И приношение пшеничной муки, государи мои, – продолжал я, – которую велено было приносить за очистившихся от проказы, было прообразом хлеба Евхаристии, который заповедал приносить Господь наш Иисус Христос в воспоминание страдания, подъятого Им за людей, очищающих свои души от всякого греха, а вместе для того, чтобы мы благодарили Бога, как за то, что Он сотворил для человека мир и все, что в нем находится, так и за то, что Он освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил начальства и власти чрез Того, Который сделался страждущим по воле Его. Посему-то Бог о жертвах, которые вы тогда приносили, говорит, как я прежде сказал, чрез Малахию, одного из двенадцати пророков: «нет расположения Моего к вам, говорит Господь, и не приму ваших жертв из рук ваших: потому что от восхода солнечного до запада имя Мое прославлено между народами и на всяком месте фимиам и жертва чистая приносится имени Моему, ибо имя Мое велико между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» 137 . О жертвах же, которые мы – язычники приносим на всяком месте, то есть о хлебе Евхаристии и также о чаше Евхаристии, еще тогда Он предсказывает, присоединяя, что Его имя мы прославляем, а вы оскверняете. И заповедь об обрезании, повелевающая, чтобы младенцы обрезывались непременно в восьмой день, была прообразом истинного обрезания, которым мы обрезались от заблуждения и греха чрез Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в первый день недели; ибо первый день недели, будучи первым из всех дней, однако в счислении всех дней по их кругообороту называется восьмым, хотя и остается первым. Глава 42 Двенадцать звонцев 138 , висевших, согласно с повелением, на длинной одежде первосвященника, были символом двенадцати Апостолов, которые были укреплены силою вечного Священника Христа, и голос которых наполнил всю землю славою и благодатью Бога и Христа Его. Поэтому Давид говорит: «голос их прошел по всей земле, и слова их до пределов вселенной» 139 . Также Исаия, как бы от лица Апостолов, которые говорят Христу, что люди веруют не проповеди их, а могуществу Его, пославшего их, так взывает: «Господи! кто поверил слуху нашему? И кому открылась мышца Господня? Мы проповедовали пред Ним, как отрок, как корень в земле жаждущей» 140 , и прочие слова пророчества, которые приведены мною прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

– Эти происшествия знали все из вашего народа; и хотя Христос объявлял пред вами, что Он даст вам знамение Ионы, внушая этим, чтобы вы по крайней мере после воскресения Его из мертвых покаялись в своих худых делах и подобно Ниневитянам со слезами умоляли Бога, чтобы город ваш не был взят и разрушен, как он теперь разрушен: несмотря на это, вы не только не покаялись, узнавши о воскресении Его, но, как я уже сказал 340 , разослали по всей вселенной избранных мужей разглашать, что «появилась безбожная и беззаконная ересь, через Иисуса какого-то Галилеянина льстеца, Которого мы распяли, но ученики Его ночью похитили Его из гроба, где Он был положен по снятии со креста, и обманывают людей, говоря, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо». Вы еще клевещете, что Он научил тем безбожным, беззаконным и нечестивым делам, в которых вы пред всем родом человеческим обвиняете исповедующих Его Христом, Учителем и Сыном Божиим. Кроме того, вы и теперь, когда ваш город взят и ваша земля опустошена, не раскаиваетесь, но еще осмеливаетесь проклинать Его и верующих в Него. Но мы ни вас, ни принявших от вас такое мнение не ненавидим, но молимся, чтобы все вы хоть теперь раскаялись и получили милость от Всеблагого и многомилостивого Отца всего – Бога. Глава 109 – А о том, что народы имели покаяться в нечестии, в котором они жили по своему заблуждению, после того как услышат учение, проповеданное Его апостолами, начиная от Иерусалима, и узнают Его от них, позвольте мне привести несколько слов из пророчества Михея, одного из двенадцати пророков. Вот они: «и в последние дни откроется гора Господня, приготовленная на верху горе, вознесенная выше холмов: и люди потекут к ней. И многие народы придут и скажут: придите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова: и нам покажут пути Его и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И Он будет судить среди людей многих, и изобличит сильные народы в отдаленности: и они раскуют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более уметь воевать. И всякий муж будет сидеть под своею лозою и под своею смоковницею, и никто не устрашит его: потому что уста Господа воинств сказали; потому что все люди будут ходить во имя богов своих, а мы будем ходить во имя Бога нашего вовек. И будет в тот день, – Я соберу сокрушенную, и приму изгнанную и ту, которую Я поразил, и положу сокрушенную в остаток и угнетенную в народ сильный: и Господь будет царствовать над ними на горе Сион отныне и до века» 341 . Глава 110

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Если же кто скажет нам: неужели Бог не мог лучше умертвить Ирода? то я в ответ на это спрашиваю, не мог ли Бог еще в начале уничтожить змия и не говорить: «положу вражду между ним и женою и между семенем его и семенем ее» 322 ? Не мог ли Он вдруг сотворить множество людей? Но, поскольку Он знал, что прекрасно быть тому так, то сотворил ангелов и человеков со свободною волею для делания правды, и определил периоды времени, в продолжение которых Он признал за хорошее им пользоваться свободою воли; и предоставя им свободу воли, Он назначил всеобщие и частные суды, потому что знал, что это прекрасно. Поэтому Писание повествует о построении башни и о разделении и изменении языков так: «И сказал Господь: вот народ один и язык у всех один, и начали делать это; и теперь у них не будет недостатка во всем том, что они вознамерятся делать» 323 . Изречение: «иссохла сила Моя, как черепок, и язык мой пристал к гортани», также предвозвещало то, что Он по воле Отца намерен был сделать. Ибо сила Его могущественного слова, с которою Он всегда обличал фарисеев и книжников и вообще всех учителей вашего народа, когда они спорили с Ним, остановилась на подобие многоводного и сильного источника, которого вода отвращена в сторону, – когда Он молчал и никому при Пилате ничего не хотел отвечать, как сказано в памятных записях Апостолов Его 324 , для того, чтобы принесли действительный плод и слова Исаии: «Господь дает мне язык, чтобы я знал, когда мне должно говорить слово» 325 . Изречением: «Ты Бог Мой, не отступи от Меня», Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога, сотворившего все, и у Него одного искать спасения и помощи, а не думать подобно другим людям, что можем спастись происхождением или богатством, или силою или мудростью, как вы всегда делали, вы, которые некогда слили золотого тельца и всегда показывали себя неблагодарными, убийцами праведников и гордыми своим происхождением. Если и Сын Божий ясно говорит, что Он не может спастись ни тем, что Он Сын, ни тем, что Он силен или мудр, но показывает, что Он не может спастись без Бога, хотя Он безгрешен, как говорит Исаия, и не согрешил даже словом – ибо «Он не сделал беззакония и обмана устами» 326 , – то как вы и другие, ожидающие спасения без этой надежды, не подумаете, что вы обманываете себя самих? Глава 103

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Кто измерил воду рукою, небо – пядью и всю землю горстью? Кто известил горы на весах и холмы на безмене? Кто узнал ум Господень и кто был советником Его и учил Его? Или с кем Он советовался и кто вразумлял Его? Или кто показал Ему суд? Или кто открыл Ему путь разумения? Все народы, как капля из ведра, они считались как наклонение безмена и будут считаться как слюна. Ливана не достанет на сожжения, и четвероногих не достанет для всесожжения; все народы ничто, и в ничто вменились» 162 . Глава 51 – Еще патриарх Иаков предсказал, – так продолжал я говорить, – что двоякое будет пришествие Христа, и что Он во время первого будет страдальцем, и после Его пришествия не будет у вашего народа ни пророка, ни царя, и что народы, верующие во Христа пострадавшего, будут ожидать второго Его пришествия. Потому-то Дух Святый, говорил я, изрекал это в притче и прикровенно. Он так сказал: «Иуда, тебя восхвалили братья твои; руки твои на хребте врагов твоих; сыновья отца твоего поклонятся тебе, Иуда, детеныш льва: от молодой ветви, сын мой, ты произошел. Возлегши он уснул, как лев и как детеныш льва: кто разбудит его? Не оскудеет князь из Иуды и вождь от чресл его, пока не придет то, что отложено ему 165 ; и Он будет чаяние народов: он привяжет к виноградной лозе своего жеребенка и к плющу жеребенка ослицы своей. Он вымоет в вине одежду свою и в крови грозда одеяние свое. Веселы глаза его от вина и белы зубы его, как молоко» 166 . А что в вашем роде с самого начала его до времени рождения и страдания Христа когда-нибудь не было пророка или правителя, этого не осмелитесь вы так бесстыдно утверждать, да и не можете доказать. Ибо хотя вы говорите, что Ирод, от которого Он пострадал 167 , был из Аскалонии, однако не отвергаете, что в вашем роде тогда был архиерей так, что и тогда у вас был, кто приносил жертвы по закону Моисееву и соблюдал прочие постановления; а также преемственно были пророки до Иоанна. Подобным образом и в то время, как народ ваш был отведен в Вавилон, земля завоевана и священные сосуды отняты, – не переставал быть среди вас пророк, который был владыкою, вождем и правителем народа вашего. Ибо Дух, действовавший в пророках, помазывал и постановлял вам царей. Но после явления среди вас и смерти Иисуса нашего Христа не было и теперь нет пророка; вы перестали иметь своего собственного царя, и земля ваша опустошена и оставлена, как «сторожка в огороде» 168 . Изречение Иакова: «и Он будет чаяние народов» символически показывало, что пришествие Христа будет двоякое и народы уверуют в Него: это, наконец ныне вы можете видеть; потому что мы, из всех народов сделавшиеся чтителями Бога и праведными чрез веру во Христа, ожидаем второго Его пришествия. Глава 53

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

А чтобы ты знал, государь мой, – говорил я, – что не мы вследствие своей дерзости сделали то толкование, за которое нас укоряешь, приведу тебе доказательство из самого Исаии, который говорит, что злые ангелы жили и живут в Тане, стране Египетской. Вот его слова: «горе вам, сыны отступники! так говорит Господь: вы сделали совет, но не чрез Меня, и вступили в союз, но не чрез Моего Духа, чтобы присоединять грехи к грехам: отправляясь сходить в Египет (а Меня не спрашивали), чтобы получить помощь от Фараона и защититься под покровом Египтян. Покров Фараона будет вам в стыд и надеющимся на Египтян будет бесчестие, потому что в Тане начальники злые ангелы. Напрасно они будут утруждать народ; он послужит не в пользу и помощь, но в стыд и бесчестие» 243 . Также Захария говорит, как и ты сам упоминал, что «диавол стал по правую руку Иисуса священника, чтобы противиться ему. Господь же сказал: да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим» 244 . И еще, как и ты говорил, в книге Иова написано, что «ангелы пришли предстать пред Господом и диавол пришел вместе с ними» 245 . Также в начале книги Бытия Моисея написано, что змей прельстил Еву и проклят. И мы знаем, что в Египте волхвы старались подражать чудесам, произведенным Богом, чрез верного слугу Моисея. И Давид, как вы знаете, говорит: «боги народов – демоны». Глава 80 – Я говорил тебе, государь мой, – отвечал на это Трифон, – что всячески стараешься обезопасить себя, строго следуя Писаниям. Скажи же, истинно ли вы признаете, что это место Иерусалима будет возобновлено, и надеетесь ли, что народ ваш соберется и будет блаженствовать со Христом, вместе с патриархами, пророками и уверовавшими из нашего рода, равно как и с теми, которые сделались нашими прозелитами прежде пришествия вашего Христа? Или ты прибег к такому признанию для того, чтобы оказаться победителем в этом споре? – Я не так несчастен, Трифон, – отвечал я, – что иное говорить, нежели, что думаю. Я тебе и прежде объяснял, что я и многие другие призывают это, как и вы совершенно уверены, что это будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Горе беззаконному: злое постигнет его по делам рук его. Народ мой, ваши приставники грабят вас, и взыщики будут господствовать над вами. Народ Мой! ублажающие вас обманывают вас и возмущают стезю путей ваших. Но ныне Господь поставит на суд народ Свой, и Сам Господь придет на суд со старцами народа и с князьями его: зачем вы сожгли виноград Мой, и награбленное у бедного в домах ваших? Зачем вы обижаете народ Мой и посрамляете лице смиренных?» 417 . И опять в другом месте тот же пророк для той же цели сказал: «горе тем, которые влекут грехи свои, как будто длинною веревкою, и беззакония свои, как будто ремнем ига юницы, – которые говорят: пусть приблизится скорость Его и придет совет святого Израилева, чтобы мы знали его. Горе тем, которые называют зло добром и добро злом, которые полагают свет за тьму и тьму за свет, которые полагают горькое за сладкое и сладкое за горькое. Горе тем, которые разумны в самих себе и мудры в своих собственных глазах. Горе сильным вашим, которые пьют вино, и вельможам и подмешивающим крепкое вино, – оправдывающим нечестивого за дары и отнимающим право у праведника. За это, как солома сгорит от огненного угля и сожжется от пламени горящего, корень их будет как персть, и цвет их взойдет, как пыль; ибо они не захотели закона Господа Саваофа, но раздражили слово Господа, Святого Израилева. И Господь Саваоф исполнился гневом и наложил руки на них, и поразил их и раздражился на горы; и трупы их сделались, как навоз, по средине дороги: и во всем этом они не отвратились, но еще рука их высока» 418 . В самом деле рука ваша высока для делания зла, потому что вы, убивши Христа, еще не раскаиваетесь, но ненавидите и нас, уверовавших чрез Него в Бога и Отца всего, и убиваете, когда имеете власть. Вы непрестанно проклинаете как Его, так и сущих от Него, хотя все мы молимся за вас и вообще за всех людей, как мы научены делать это Христом нашим и Господом, который повелел нам молиться даже за врагов наших и любить ненавидящих нас и благословлять проклинающих нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

– Моисеем еще написано, братья, – продолжал я, – что Тот, Который являлся патриархам и назван Богом, называется также ангелом и Господом, чтобы из этого вы поняли, что Он служит Отцу всего, с чем вы уже согласились и в чем совершенно утвердитесь, убежденные еще большими доказательствами. Слово Божие, чрез Моисея повествуя об Иакове, внуке Авраама, так говорит: «и было в то время, когда овцы зачинали во чреве, – я видел их своими глазами во сне; и вот козлы и бараны, восходившие на овец и коз, были беловатые, пестрые и серые. И ангел Божий сказал мне во сне: Иаков, Иаков. Я же сказал: что, Господи? И Он сказал: подними глаза твои и посмотри – козы и бараны, восходящие на овец и коз, беловатые, пестрые и серые; ибо Я видел, что делает тебе Лаван. Я Бог, явившийся тебе на месте Божием, где ты помазал Мне столп и посвятил обет. Теперь восстань и выйди из этой земли и отправься в землю рождения твоего, и Я буду с тобою» 186 . И опять в другом месте говорится о том же Иакове так: «Вставши в ту ночь, он взял двух жен своих и двух служанок и одиннадцать сыновей своих и перешел брод Иаков. И он взял их и перешел поток и перенес все свое. Иаков же остался один; и с ним боролся человек 187 до самого утра. Но Он увидел, что не побеждает его, и коснулся широкой части бедра его, и широкая част бедра Иакова онемела в то время, как он боролся с Ним. И Он сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Он же сказал: не отпущу Тебя, если не благословишь меня. И Он сказал ему: как имя твое? он сказал Иаков. И Он сказал ему: имя твое не будет уже называться Иаков, но Израиль будет твое имя, ибо ты боролся с Богом и будешь силен с людьми. Иаков спросил Его и сказал: поведай мне имя Твое. И Он сказал: зачем спрашиваешь имя Мое? И Он благословил его там, Иаков назвал имя месту тому: видение Бога; ибо я видел Бога лицом к лицу, и душа моя возрадовалась» 188 . И еще в другом месте о том же Иакове повествуется следующее: «Иаков пришел в Лузу, находящуюся в земле Ханаанской, т. е. Вефиль, – сам он и весь народ, с ним бывший. И он построил там жертвенник, и назвал имя месту тому Вееил, потому что там явился ему Бог во время его бегства от лица брата его Исава. Деворра же, кормилица Ревекки, умерла и была погребена близ Вееиля под дубом и Иаков назвал ему имя – дуб плача. И Бог явился еще раз Иакову в Лузе, когда он пришел из Месопотамии Сирийской, и благословил его. И Бог сказал ему: имя твое не будет уже называться Иаков, но Израиль будет твое имя» 189 . – Он называется Богом и есть и будет Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

И Исаия сказал: слушайте же, дом Давидов: неужели мало для вас отягощать людей, и зачем вы еще отягощаете Господа? Посему Сам Господь дает вам знамение. Вот Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречется имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет есть, прежде нежели будет уметь отвергать злое или избирать доброе; потому что прежде нежели младенец будет знать злое или доброе, Он отвергнет злое и изберет доброе. Прежде, нежели дитя будет уметь назвать отца или мать, Он возьмет силу Дамаска и добычи самарийские в виду царя ассирийского. И будет оставлена земля, которую ты едва терпишь по причине двух царей. Впрочем Бог наведет на тебя и на народ твой, и на дом отца твоего дни, которые еще не приходили на тебя, с того времени, когда Он отделил Ефрема от Иуды, – именно царя ассирийского» 212 . К этому я присовокупил, что никто в роде Авраама по плоти никогда не рождался и не говорили, чтобы родился от девы, кроме только нашего Христа, как это всем известно. Глава 67 – Писание, – отвечал Трифон, – не говорит: «вот Дева зачнет во чреве и родит сына», но: «вот молодая женщина зачнет во чреве и родит сына», и далее, как ты привел. Все пророчество относится к Езекии, на котором и совершились последующие события согласно с этим пророчеством. В мифах эллинов рассказывается, что Персей рожден от Данаи-девы после того, как называемый у них Зевесом взошел в нее в виде золота; а вам надлежало бы стыдиться говорить подобное им, и скорее должно признавать, что этот Иисус, как человек, рожден от человеков, и если можете доказать из Писаний, что Он Христос, – утверждать, что Он удостоился избрания во Христа за жизнь законную и совершенную: но не осмеливайтесь рассказывать такие неестественные происшествия, иначе вы, подобно грекам, будете обличены в безумстве. – Трифон! – сказал я, – я хочу убедить тебя и всех вообще людей, в том, что хотя бы вы в шутку и насмешку стали говорить еще худшие слова, не отстану от своего намерения: напротив, из тех самых слов и событий, которыми вы думаете опровергнуть меня, всегда буду выводить, при помощи свидетельств из Писаний, доказательства того, что я утверждал.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Но чтобы вы не могли иметь предлога сказать, что Христу непременно надлежало быть распятым, или в вашем народе быть преступникам, и что иначе не могло быть, то я сказал вкратце, что Богу, хотящему, чтобы ангелы и люди следовали Его воле, угодно было сотворить их с свободною силою для делания правды и с разумом для познания Того, Кем они были сотворены и чрез Кого существуют они, прежде не существовавшие, и с таким законом, чтобы они были судимы Им, когда будут поступать противно правому разуму. И по нашей собственной вине мы, и люди и ангелы, будем обличены за грехи, если не поспешим раскаяться. Если же слово Божие предсказывает, что некоторые, люди и ангелы, будут наказаны, то это потому, что Бог предузнал, что они непременно сделаются нечестивыми, а не потому, что Он сделал их такими. Поэтому все желающие, если они покаются, могут получить милость от Бога, – и Писание называет их блаженными, говоря: «блажен человек, которому Господь не вменит греха» 438 ; то есть, покаявшись в своих грехах, он получит от Бога прощение их; но не так, как вы обольщаете себя самих и некоторые другие подобные вам в этом, которые говорят, что хотя они грешники, но знают Бога, и Господь не вменит им греха. Как доказательство этого мы имеем одно преступление Давида, случившееся от его гордости, которое было потом прощено, когда он плакал и скорбел так, как написано. Если же такому человеку прощение не было дано прежде покаяния, но только тогда, когда он, великий царь, помазанник и пророк, так плакал и вел себя; то как нечистые и крайне преступные, если они не будут скорбеть и плакать и не покаются, могут надеяться, что Господь не вменит им греха? И это одно преступление Давида с женою Урии доказывает, государи мои, – говорил я, – что патриархи имели многих жен не ради блуда, но что чрез них совершались некоторое домостроительство и таинства; потому что если бы было позволено брать жену, какую кто хочет, как хочет и сколько он хочет иметь жен, как делают ваши единоплеменники по всему свету, куда бы они ни прибыли или ни отправились, беря женщин под именем супружества, но тем более Давиду было бы позволено делать так».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010