Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков! Аминь. VIII. Слово, произнесённое в 14-й день апреля 1851 года, по освящении пещерной церкви во имя святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в Виленском Святодуховом первоклассном монастыре Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе ( Пс. 33:4 ). И ещё, Православные Христиане, сподобил нас Господь устроить новый храм молитвы, новое прибежище в скорбях и немощах наших. Минуло уже пятьсот лет, когда пострадали в Вильне позорною смертью за веру Христову святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Церковь Православная давно уже сопричислила их к сонму угодников Божиих; празднует память их в нынешний день, и в сей же день читает нам назидательные их жития. Между тем драгоценные мощи сих первых мучеников в Литовском крае покоились безгласно под олтарём церкви Святаго Духа, в которой стоим мы ныне на молитве. Может быть, церковь сия, из многочисленных Православных храмов, бывших некогда в Вильне, одна с обителью своею устояла в Православии, потому единственно, что основана самым делом на святых мученицех. Не без особого промысла Божия мощи сии сокрыты были толь долгое время под спудом от взоров жителей здешней страны. Не без особой цели явились они светло тогда именно, когда Православие воскресло в Литве и её некогда престольном граде Вильне, когда чада Православной Церкви, столь долго ей чуждые, возвратились на лоно её. Вот, почти у нас на глазах, над вратами богоспасаемого нашего града, стоит, как бы на страже, русская Православная икона Божией Матери, ныне уже не наша 23 . Вы знаете, Православные, с каким благоговением, с каким рвением, обращается к ней в своих молитвах всё здешнее Христианское население, самое близкое нам по сердцу, самое близкое по вере, но, к несчастью, чуждое по церковному единению. Не смутное ли воспоминание прошедшего, не кровь ли праотцов, текущая в их сердцах, есть источником сего рвения, сего благоговения? И в нынешнем благодатном прославлении святых мощей не есть ли перст Божий, указующий сим иноверным братьям нашим, что православная мученическая кровь впервые оросила здешнюю страну и престольный град её, и что страна сия есть древнее достояние Руси Православной?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия. Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад». Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему». В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с. Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они " остризают браду " . То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

Халиф Омар (Омар ибн аль-Хаттаб) – второй халиф ислама , правил с 634 по 644 г. от Рождества Христова, Один из сподвижников пророка Мухаммеда. Ввел мусульманское летоисчисление с точкой отсчета со дня исхода/переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, которое по историческим расчетам произошло 22 сентября 622 г. По повелению халифа Омара за точку отсчета новой эры был взят не день самого прибытия пророка в Медину, а первый день первого месяца (1 Мухаррама) 622 г., что соответствует 16 июля 622 г. по григорианскому календарю. 1251 Имеются в виду следующие работы: Лукин Н.М. Революция и церковь . Пг., 1918; Рейснер М.А. Государство и церковь : Сб. статей по пролетарской революции и праву. Пг., 1918; Бухарин Н.И. Программа коммунистов (большевиков). Пг., 1918; Он же. Церковь и школа в Советской республике. Пг., 1918; Богданов А.А. Авторитарное мышление//Богданов А.А. Из психологии общества: Статьи. 1901 – 1904., СПб., 1904; Он же. Наука об общественном сознании. М., 1918; Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. 1-е изд. М., Ч. 1–2. 1915–1918. В проекте письма заведующего VIII отделом П. А. Красикова также предлагалось использовать брошюры Демьяна Бедного в качестве пособия для лекций, «посвященных разоблачению как служителей культа, так равно и различных религиозных суеверий и предрассудков», а также выпуски Собраний узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства за 18,1918 г. с Декретом об отделении церкви от государства и за 62 1918 г. с Инструкцией к тому же декрету (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 694. Л. 123). 1255 См. комментарий 434 к документу VI.24 «Письмо уполномоченного прихода Вытегорского Покровского храма Олонецкой губ. Новожилова председателю СНК РСФСР В.И. Ленину по поводу запрещения колокольного звона и богослужения в храме»; см. также: ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 383. Л. 80–80 об. 1257 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские служили при дворе великого князя Литовского Альгирдаса (Ольгерда), который, приняв христианство , женился на православной витебской княжне Марии Ярославне и некоторое время покровительствовал православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Венчают фасад здания пинакли и фиалы. Главный мотив боковых фасадов - стрельчатые окна и контрфорсы. Из гражданских сооружений выделяется здание старейшей сохранившейся в Каунасе конторы местных купцов - готический Дом Перкуно (Пяркунаса) (нач. XVI в.), который венчает уникальный ажурный фронтон. В декорации использован мотив клинообразной арки. Торговые сообщества из разных стран строили собственные гостиные дворы: напр., рус. двор располагался в Вильно близ того места, где были казнены Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347) и где была возведена Троицкая ц. (1350). В названии городских районов Вильны XIX в. сохранялась память о присутствии русского населения с эпохи раннего средневековья: Имбар (Амбар), Поповщизна, Росса; в названии улиц по посвящениям престолов православных церквей - Покровская, Космодамиановская, Андреевская. Сохранялась память и о преследовании католич. монахов литовскими язычниками. Так, Крестовая гора в Вильнюсе была названа по месту казни в 1369 г. монахов-францисканцев. Их памяти был посвящен храм в честь Св. Креста (бонифратров, реконструирован в 1748), построенный в 1543 г. на месте казни мучеников. Гражданские и храмовые здания на территории Л. в период ее пребывания в составе Речи Посполитой (XVI - кон. XVIII в.) строились в западноевроп. стилях. Итал. архитекторы и мастера возводили помещения для представителей великокняжеского двора и магнатов; экономические связи горожан с Пруссией и Нидерландами влияли на местный вариант Северного Возрождения. Городская стена Вильно (строительство начато в 1503-1522, завершено к нач. XVII в.) была выстроена в технике готической кладки, ее сохранившиеся ворота Аушрос (Медницкие, «Острая брама»; на стенах находится чудотворная Остробрамская Виленская икона Божией Матери) украшены аттиком с декором в духе Северного Возрождения (грифоны, арки, медальоны). Укрепления Вильны были обновлены после завоевания города русскими войсками в 1655 г. Следование европейским архитектурным стилям характерно для жилой застройки Вильны, Ковно 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

—82— священства, – пишет патриарх митрополиту, – с извещением и удостоверением о бывшем пред тобою архиерее (т. е. митрополите) той же святейшей церкви, как он после смерти прославлен от Бога и явлен истинным Его угодником, так что и чудеса великие совершаются им и исцеляются всякого рода болезни. Подлинно и мы о сем возрадовались и восслали Богу подобающее славословие. А поскольку твое священство и от нас искало наставления, что надлежит учинить с таковыми святыми мощами: (то отвечаем и само (священство твое) знает и не ведает, какой чин и обычай наблюдает церковь в таковых случаях. (Итак) получив твердое и несомненное удостоверение и относительно сего (святого), священство твое и в настоящем случае да поступит вполне по этому уставу церкви: почти и ублажи угодника Божия песнопениями и священными славословиями и предай (сие) на будущие времена, в хвалу и славу Богу, прославляющему прославляющих Его» 1288 . Характерным в ответе патриарха, после указания, в чем должно состоять прославление святого, должно быть признано то, что он предлагает митрополиту предварительно получить о святом твердое и несомненное удостоверение, – πληpοθοpαν ββαιαν κι ναμθλεκτον, т. е. что он предлагает митрополиту произвести возможно тщательное дознание относительно усвояемых святому чудес. Если бы признать, что такова была практика Греческой церкви в XIV веке, то имели бы мы право делать заключение от нее к практике Русской церкви, которая и в сем случае, как и в других, конечно, была подражательницею церкви Греческой. 20–22. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий (по народным Литовским именам: Кумец, Нежило и Круглец), пострадавшие при Ольгерде в 1347-м году. Празднование им, как мученикам, установил св. митр. Алексей в 1364-м году 1289 . —83— 23 . Довмонт или Домант, по христианскому имени Тимофей, князь Псковский, скончавшийся 20-го мая 1299-го года. Местное почитание памяти началось более или менее вскоре после смерти, если не непосредственно после нее, а не позднее как с 1374-го года началось и настоящее местное празднование, ибо в этом году была поставлена во Пскове церковь во имя «святого Тимофея, Доманта князя» 1290 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299 XIV в. Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347 Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Житийные сборники и антологии, соборы святых. Патерики 1239. Беглов А. Л. Святые Петр и Феврония Муромские//АиО. 1998. 1(15). С. 247–261. 1240. Волоколамский Патерик/Предисл.: архиеп. Питирим [Нечаев]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 175–222. 1241. Голубинский Е. Е. Святые Константин и Мефодий – апостолы славянские: Опыт полного их жизнеописания//БТ. 1985. Сб. 26. С. 91–155; 1986. Сб. 27. С. 5–60. 1242. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский и свт. Макарий, митр. Московский//АиО. 1995. 1(4). С. 135–144. 1243. Огицкий Д. П. К истории виленских мучеников//БТ. 1984. Сб. 25. С. 226–246. Прпп. Антоний, Иоанн и Евстафиймученики виленские. Ср. 563. 1244. Федотов Г. П. Святая Геновефа и Симеон Столпник//АиО. 1996. 4(11). С. 140–157. 1245. Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула – покровители Кельна//АиО. 2000. 1(23). С. 203–217. См. также 283, 295. Новомученики российские 1255. Доненко Н., прот. Обстоятельства смерти митр. Константина (Дьякова) и прот. Александра Глаголева //ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 292–298. Указанные новомученики, до сих пор официально не канонизированные, тем не менее особо упомянуты при описании гонений 1937 г. в ист. исследовании митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, «Об отношении Церкви к подвигу мученичества», представленном в качестве доклада на заседании Священного Синода РПЦ 25 марта 1991 г. (журнал 42) и взятом за основу при подготовке канонизации новомучеников. 1256. Кривонос Ф., свящ. Православные архиереи-новомученики Могилевской епархии довоенных лет//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 357–362. 1257. Кривонос Ф., свящ. Священномученики Минской епархии XX в.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 267–291. 1258. Кривошеева Н. А. Новомученики Русской Православной Церкви – члены Поместного Собора (1917–1918 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 18–25. 1259. Мохов В. В., прот., и др . Жития священномучеников Уфимской епархии/Прот. В. Мохов, Н. П. Зимина, И. Л. Васильева, Э. С. Баширов, С. М. Гутовская//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 223–238. 1260. Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильев Д. Ю. К прославлению собора Уфимских новомучеников и исповедников: Святитель Божий Симон (Шлеев)//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 272–286. 1261. Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Баширов Э. С. Новомученики различных епархий Русской Православной Церкви периода гражданской войны (по материалам газетного фонда Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан)//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 315–326. См. также 860. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорию во 2-ю неделю Великого поста. В нач. XVII в. служба свт. Григорию Паламе появляется в араб. богослужебных книгах, в частности о ней упоминает Часослов 1634 г. (Vat. Borg. arab. 178) редакции митр. Алеппского Мелетия Кармы (впосл. патриарх Антиохийский Евфимий II (1634-1635)). В Мелькитской католической Церкви во время правления патриарха Максима III Мазлума (1833-1855) существовал обычай петь в честь свт. Григория Паламы тропарь свт. Григорию Богослову («Пастырская свирель богословия твоего...»). Стремясь упразднить этот обычай и пресечь почитание свт. Григория Паламы, патриарх Максим III составил в 1843 г. особую «Службу св. мощам» (в честь всех мощей, которые хранит и почитает Церковь) на араб. языке и повелел совершать ее во 2-ю неделю Великого поста ( Karalevsky C. Histoire des patriarcats melkites (Alexandrie, Antioche, Jerusalem) depuis le schisme monophysite du sixième siècle jusqu " à nos jours. R.; P., 1911. Vol. 3. P. 159). В XIV в. роль К-польского патриарха в вопросе К. не была исключительной. В его компетенцию не входила К. местночтимых святых в пределах Византийской империи. Когда приходилось решать вопрос о признании святости мучеников и подвижников, почитаемых за пределами империи в автономных Церквах, канонически зависящих от К-польского Патриархата, санкция последнего не была решающей. В частности, в ранний период истории РПЦ согласие К-польского патриарха на К. русских святых было желательным, но необязательным. Первыми русскими святыми, признанными К-польской Церковью, предположительно являются св. блгв. князья Борис и Глеб . Канонизация свт. Петра , митр. Киевского, была признана патриархом Иоанном XIV Калекой по просьбе свт. Феогноста , митр. Киевского, и вел. кн. Иоанна I Калиты. Виленские мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347), казненные литовским вел. кн. Ольгердом , были признаны святыми К-польским патриархом Филофеем Коккином в 1374 г., после принесения частиц их мощей в К-поль. Во всех этих случаях инициатива К. исходила от рус. иерархии или княжеской власти, стремившихся использовать авторитет К-польского патриарха для подтверждения уже состоявшейся К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Митрополит Макарий канонизировал 39 новых святых Русской Церкви на этих двух соборах (из них 30 – к общерусскому почитанию, а 9 – к местному). Большинство этих святых было уже известно православным верующим, они давно почитались на Руси как местночтимые. Среди новоканонизированных святых были, например, св. благоверные князья Всеволод Псковский, Александр Невский и Михаил Тверской, св. митрополит Московский Иона, святители Новгородские Никита и Нифонт, св. Стефан Пермский, препп. Зосима и Савватий Соловецкие, Михаил Клопский, Никон Радонежский, Дионисий Глушицкий, Савва Сторожевский, святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий и целый ряд других великих подвижников. Эти канонизационные Соборы имели огромное положительное значение для жизни Церкви, народа и государства. Помимо того мистического момента, который содержит каждая канонизация, Соборы 1547 и 1549 гг., безусловно, способствовали росту благочестия, оживлению церковной жизни, оздоровлению духовности русского народа. Бесспорно, в соборных инициативах митрополита Макария, в его программе оживления церковной жизни сказалась личная святость Московского митрополита. Но преодолеть реалии времени наметившегося духовного упадка Руси было уже невозможно даже при всей удивительной активности великого святителя. И все же разносторонняя деятельность митрополита поражает. Макарий ревнует о возрождении соборного начала в церковной жизни. Макарьевские Соборы собирались регулярно – практически через каждые два года, а то и чаще. Митрополит стремится к соблюдению канонических норм. Даже в более ранние и более духовно здоровые периоды церковной истории Руси мы не видим такой регулярности в направлении реализации принципа соборности. Интересно также отметить, что по времени проведения канонизационные Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов совпадают со столетним юбилеем автокефалии Русской Православной Церкви. И хотя тогда на Руси специальные юбилеи еще не были приняты, обширные канонизации как бы подводили итог столетнему независимому бытию Московской митрополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436290/

Вилейская Остробрамская икона привезена из Крыма, из Херсонеса, великим князем литовским Ольгердом Гедеминовичем (1345—1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, где пострадали от литовских язычников бояре Олысрда: Антоний, Иоанн и Евстафий. С 1431 г . икона находилась в часовне над Острыми Вратами (по-польски Остра Брама). Обе иконы почитаются католиками. Дни празднования их: Ченстоховской — 6 марта, Виленской Остробрамской — 14 апреля (в день памяти мучеников Литовских).— Ред. Вы прочитали материал Чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 февраля, 2023 25 сентября, 2022 29 апреля, 2024 9 января, 2024 28 октября, 2023 28 мая, 2023 7 мая, 2023 16 апреля, 2023 1 апреля, 2023 27 февраля, 2023 25 сентября, 2022 29 апреля, 2024 9 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010