После поражения арабов при Пиктавии (732), к-рое они потерпели от франков под командованием Карла Мартелла, продвижение мусульман на север было остановлено, хотя до 50-х гг. VIII в. они удерживали Нарбону и Септиманию. Этимология араб. названия подконтрольных мусульманам земель в И.- Андалус - остается спорной. Традиционная трактовки, согласно к-рым топоним восходил к араб. названию Юж. Бетики - Вандалисия - или к арабизированному названию Атлантического океана (Atlantis), в наст. время пересматриваются (см., напр.: Bossong G. Der Name Al-Andalus: Neue Überlegungen zu einem alten Problem//Sounds and Systems: Stud. in Structure and Change: A FS for T. Vennemann/Ed. D. Restle, D. Zaefferer. B., 2001. P. 149-164). На юг И. мигрировало значительное число мусульман из Сев. Африки, гл. обр. берберов и арабов. Состав населения Андалуса с самого начала был разнородным. Привилегированное положение занимали различные племенные группы арабов (преимущественно кайситы и позднее кельбиты (йемениты)). Среди мусульман было немало берберов, составлявших основную часть войска Тарика ибн Зияда. Из-за того что берберы были недавно обращены в ислам, они считались клиентами («маула» - зависимые) араб. племен, имели более низкий правовой статус, что отразилось на качестве наделов, предоставленных им после завоевания И.,- эти земли находились в основном на севере Пиренейского п-ова. 1-я пол. VIII в. была отмечена выступлениями берберов против арабов, что осложняло политическую обстановку в Андалусе. В 740 г. расселенные на севере И. племена берберов, узнав о восстании соплеменников против арабского господства в Сев. Африке, снялись с мест и двинулись на юг И., громя араб. поселения и угрожая крупным городам. Др. источником внутренней нестабильности в Андалусе была вражда между араб. племенами кайситов и кельбитов. Большая мечеть (ныне кафедральный собор) в Кордове. VIII–X вв. Большая мечеть (ныне кафедральный собор) в Кордове. VIII–X вв. Численность мусульм. населения на территории И. росла и за счет обращенных в ислам местных жителей («мулади», букв.- неараб.

http://pravenc.ru/text/674995.html

И. Так, объявление Андалуса независимым эмиратом дало повод некоторым местным правителям, в частности вали Сарагосы, Барселоны и Жироны, отложиться от Кордовы и призвать на помощь войска Карла Великого. В 778 г. состоялся 1-й поход франков в И. (не имел успеха). В 785 г. франками была захвачена Жирона, в 801 г.- Барселона. Очагом нестабильности оставалось немусульманское население И.: в 792 г. в Толедо началось крупное восстание мосарабов и иудеев. Сепаратизм в крупных городах - Толедо, Сарагосе и Мериде - стал причиной военных действий в правление аль-Хакама I (796-822), внука Абд ар-Рахмана I. В 797-798 и 807-808 гг. были проведены массовые казни толедской знати (в основном мулади), в 818 г. войска эмира жестоко подавили восстание в предместье Кордовы. В правление Абд ар-Рахмана II (822-852) эмират вел успешные войны с христ. государями (в Алаве, в Галисии, на землях Испанской марки). В 844 г. мусульмане одержали победу над викингами, дошедшими по р. Гвадалквивир до Севильи. Чтобы предотвратить дальнейшие нападения на араб. города, Абд ар-Рахман II приказал выстроить флот, к-рый вскоре был использован для захвата Балеарских о-вов. Стремлением к консолидации Андалуса была обусловлена внутренняя политика эмира. При Абд ар-Рахмане II были преобразованы и упорядочены адм. и фискальная системы (в частности, в аппарате управления стало меньше христиан). Поощрялась исламизация местного населения. Изменения, приведшие к уменьшению политической и социальной роли христиан в Андалусе, продолжились при его преемниках и стали причиной масштабного и длительного возмущения - движения мулади и мосарабов под предводительством Омара ибн Хафсуна. Центром восстания в 880-928 гг. в горах на севере совр. пров. Малага стала крепость Бобастро. К восставшим мулади и мосарабам присоединялись и мусульмане берберского происхождения, недовольные возросшей ролью араб. аристократии. Войска 3 эмиров не могли усмирить и подчинить область, находившуюся в непосредственной близости от столицы эмирата. Мятеж продолжался и после смерти Омара под руководством его сына Сулеймана. Только эмиру Абд ар-Рахману III (912-961) удалось разбить мятежников и взять в 928 г. Бобастро. Для предотвращения подобных восстаний Абд ар-Рахман III гарантировал свободу вероисповедания мосарабам. Мулади был открыт доступ к гос. службе наравне с арабами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

После смерти Хишама власть в эмирате перешла к его сыну аль-Хакаму. В 796-м г. ему исполнилось 25 лет, и он правил эмиратом почти так же долго, как и его дед Ар-Рахман, до своей кончины в 822-м г. Аль-Хакам не отличался набожностью отца: удалил из своего окружения факихов – ученых знатоков Корана и сунны, пристрастился не только к охоте, но и к вину. Ревнители ислама негодовали и возбуждали против него правоверных. Дело дошло до того, что когда аль-Хакам проезжал по улицам Кордовы, фанатики бросали в него камни. Особенно яростными противниками эмира оказались новообращенные из христиан – мувалладуны, или мулади. Поэтому очагом оппозиции стала прежняя столица вестготского королевства Толедо, где община ренегатов-мулади была самой многочисленной. Чтобы предотвратить мятеж, в 797-м г. эмир пригласил толедскую знать (в основном это были испанцы, принявшие ислам) во дворец, и там по его приказу гостям отрубили головы, а их трупы были брошены в ров. В 814-м г. факихи организовали мятеж против аль-Хакама, дворец эмира в Кордове подвергся осаде, но 2 тысячи телохранителей, преданных эмиру, после напряженного боя, в котором чаши весов уже склонялись на сторону мятежников, одержали верх. 300 зачинщиков мятежа были обезглавлены, а прочих участников выступления эмир пощадил, но, сохранив им жизнь, он изгнал их из Испании. Из страны выехало около 25 тысяч жителей Кордовы, некоторые из них поселились в Магрибе, в Фесе, а другие нашли убежище в Египте. На рубеже VIII и IX века население Кордовского эмирата представляло собой сложную конфессиональную и этническую конгломерацию. В религиозном отношении оно состояло из христианского большинства, которое со временем сокращалось, господствующего исламского слоя и иудеев, число которых значительно выросло после завоевания Испании. В своем большинстве местные евреи поддержали завоевателей, надеясь, и не без оснований, на улучшение своего правового статуса – их материальное положение и при вестготской власти было вполне благополучным. Вместе с мусульманами на полуостров пришли евреи из Магриба и более дальних регионов халифата, а кроме того, Испания стала страной, привлекательной для евреев-эмигрантов из христианских государств Европы.

http://pravoslavie.ru/129348.html

происхождения). Мулади освобождались от обязанности платить особый налог на немусульман (джизью), а принявшие ислам рабы объявлялись свободными. Количество христиан, принявших ислам, до наст. времени остается неизвестным. Христиане («мосарабы», букв.- арабизированные) и иудеи представляли собой многочисленные группы, получившие в Андалусе особый административно-правовой и податной статус (зимми). До 756 г. Андалус считался частью североафриканской провинции Ифрикия со столицей в Кайруане; наместник Ифрикии назначал правителей И. (вали), некоторые из них носили титул эмира. Центром Андалуса вскоре после завоевания стала Кордова. Первоначально организация местного управления определялась условиями соглашений, заключаемых арабами с христианской знатью в ходе завоевания. Эти условия известны благодаря единственному сохранившемуся тексту договора подобного рода, заключенного в 713 г. между вестгот. комитом Тудмиром (Теодемиром) и Абд аль-Азизом, сыном эмира Мусы ибн Нусайра. Тудмиру была выделена в управление обширная область в районе Мурсии, где полностью сохранялись прежние порядки при условии признания власти мусульман и регулярной выплаты фиксированной дани. Ряд областей получили в управление потомки кор. Витицы. В 756 г. в Андалус прибыл представитель свергнутой Аббасидами в 750 г. династии Омейядов Абд ар-Рахман I (756-788). Заручившись поддержкой марокканских берберов и кельбитов, он разгромил войско правителя Андалуса Юсуфа аль-Фихри и захватил власть. В Кордове Абд ар-Рахман I провозгласил Андалус независимым эмиратом под властью династии Омейядов. Основная трудность для кордовских эмиров во 2-й пол. VIII в. состояла в сохранении контроля над всеми частями страны: в крупных городах быстро складывалась местная элита (нередко берберского происхождения или из мулади), к-рая стремилась обособиться от центра; усилившееся в правление Карла Великого Франкское королевство представляло внешнюю угрозу Андалусу; важным фактором нестабильности оставались противоречия между основными группами населения мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Ансамбль дворца Альгамбра в Гранаде. XV–XVI вв. Ансамбль дворца Альгамбра в Гранаде. XV–XVI вв. В период между ликвидацией халифата и захватом араб. И. Альморавидами Андалус был разделен на независимые государства-тайфы (до 23) с центрами в крупных городах -Севилье, Гранаде, Кордове, Толедо, Бадахосе, Сарагосе и проч. Наиболее могущественными были правители Севильи, Валенсии и Гранады. Правители тайф происходили из местных знатных родов и называли себя хаджибами в знак того, что власть получена ими от халифа. Отношения между тайфами определялись не в последнюю очередь происхождением правящего рода (арабским, берберским, мулади). Вост. тайфы управлялись преимущественно потомками слав. рабов (сакалиба). Тайфы не обладали военной мощью халифата, что позволило правителям христ. королевств принимать участие в междоусобных конфликтах между мусульманскими государями и значительно расширять свои владения. Период тайф - время расцвета андалусской поэзии, ценившейся при дворах правителей (в особенности эмиров Севильи Аббада II аль-Мутадида (1042-1069) и Мухаммада ибн Аббада аль-Мутамида (1069-1091)). Среди поэтов этого периода выделяются автор панегириков, элегий, любовных лирических произведений Ибн Зайдун (1003-1071), оставивший красочные описания природы Андалуса Ибн Хафаджа (1058-1139) и автор соч. «Ожерелье голубки» Ибн Хазм (994-1064), которому принадлежат также доксологический труд «Разбор» со сравнительным описанием религий и этическое соч. «Характеры и нравы». В естественных науках определенных успехов добился араб. математик и астроном Маслам (ум. в 1107 или в 1108), последователь основавшего классическую алгебру аль- Хорезми (783-850). В сфере права в этот период наметилась тенденция к разрушению монополии маликитской школы: в духе учения захиритов выдержаны юридические трактаты Ибн Хазма, нетрадиц. подхода в правоведении придерживался араб. законовед Ибн Абд аль-Барр (978-1071). С кон. XI в., в правление представителей североафрикан. династий Альморавидов и Альмохадов, предпринимались попытки централизации и укрепления Андалуса.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В 711 г. берберский вождь Тарик-ибн-Зийяд 104 высадился в Испании и в июле разгромил основные силы вестготского войска во главе с королем Родерихом (Родриго) (710–711) в битве у реки Гвадалете. После этого берберы стремительно двинулись вглубь полуострова, почти не встречая организованного сопротивления. В 712 г. была захвачена Севилья, Медина-Сидония и Бежа (совр. Португалия); в 713–714 гг. мусульманское войско овладело Сарагосой, Леридой и Барселоной. Сарагоса являлась последним пристанищем преемника Родериха, Агилы II (711–713). Его собственным преемником был Ардон (713–718/19), который стал последним известным нам королем вестготов. 105 История Толедского королевства завершилась. В этот период политическая организация завоеванной мусульманами части Испании (Аль-Андалуса, арабизированное Wandalia) неоднократно менялась. В 711/14–756 гг. земли полуострова составляли отдельную провинцию (эмират) халифата Омейядов. В 750 г. власть Омейядов была свергнута, в Дамаске их сменила династия Аббасидов, вскоре перенесшая столицу в Багдад, а единственный уцелевший принц – Омейяд Абд-ар-Рахман бежал в Испанию, которую объявил независимым эмиратом со столицей в Кордове (756 г.). Особый статус Кордовского эмирата определялся происхождением основателя государства и его преемников, род которых восходил непосредственно к пророку Мухаммаду. Династия Омейядов правила в Аль-Андалусе в 756–1031 гг., причем в 929 г. эмир Абд-ар-Рахман 111 (912–961) объявил себя халифом, и его преемники носили именно этот титул, а само государство после этого акта принято называть Кордовским халифатом (929–1031). За весь период 756–1031 гг. сменилось восемь эмиров и девять халифов; во второй трети XI в. халифат окончательно распался на отдельные княжества – таифы. Следует уточнить, что Аль-Андалус не являлся государством этнических арабов. Его население было полиэтничным; изначально его основную часть составляли «новые мусульмане» – мулади, принявшие ислам лица из числа местного населения. Далее по численности шли берберы, арабы, сирийцы и другие выходцы с мусульманского Востока. Основную интегрирующую роль играл не этнический, а религиозный фактор (тем более что ислам в принципе выступает против этнических различий, провозглашая единство сообщества мусульман – уммы). Именно поэтому применительно к Аль-Андалусу корректно говорить не об «арабской», а о «мусульманской» Испании. При этом роль арабского элемента следует признать весьма значимой: именно арабы составили этническую основу правящей элиты, а арабский язык являлся официальным языком делопроизводства, но прежде всего языком ислама , во многом определившего характер социально-политических отношений и культуры в самом широком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он очень часто сражался с халдеями и всегда их побеждал. В начале его правления взбунтовалась провинция Баскония. Он вторгся туда с войском, но тотчас же против него с другой стороны выступило войско сарацинов. С помощью Божьей король обратил халдеев в бегство и подчинил своей власти басков. He умолчу я и о том, о чем знаю наверняка. Некий Муса, 1169 гот по рождению, но мусульманин по вере, со всем своим народом, который халдеи называют Бану-Кази, 1170 поднял мятеж против правителя Кордубы и захватил многие его города частью мечом, частью хитростью: сначала Сарагосу, затем Туделу и Оску, а после Толедо, где он посадил править своего сына, по имени Луп. Затем он обратил оружие против франков и галлов. Он подверг их землю многим разрушениям и грабежам. Частью в сражении, частью хитростью он захватил двух великих франкских герцогов, одного по имени Санчо, а другого – Эпулон, и, связав их, заключил в темницу. Из халдеев двоих великих мятежников, одного – из рода аль-Курейши по имени Ибн Хамза, другого – мулади по имени аль-Борз с сыном его Азетом, 1171 в бою взяли в плен: одного захватил сам Муса, другого его сын Луп. По причине столь великой победы он так вознесся в гордыне, что повелел, чтобы его именовали третьим королем Испании. 1172 Король Ордоньо двинул против него войско к городу, который тот незадолго до этого замечательно выстроил и дал имя Альбельда. 1173 Король с войском подошел к этому городу и окружил его укреплениями. Сам Муса подоспел с огромным множеством воинов и разбил лагерь на горе Латурсе. 1174 Король разделил войско на две части, чтобы одна из них осаждала город, а другая сражалась против Мусы. Тотчас же началась битва, и Муса со своим войском был обращен в бегство. Они были подвергнуты такой резне, что пало более десяти тысяч магнатов, включая его зятя по имени Гарсия, и это не считая перебитых простых воинов. Сам же Муса, трижды пронзенный мечом, спасся полуживым и потерял там много вооружения и снаряжения, а также даров, которые ему направил Карл, король франков, 1175 и никогда больше не мог добиться победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А еще он приказал возвести королевские дворцы, бани, кладовые и всякие иные постройки. На тридцатый год его правления на Галисию напали два войска халдеев, во главе них стояли два брата аль-Курейши по имени аль-Хаббаз и Малик. Но в одно и тоже время они были убиты: один – у места, что зовется Нахарон, a другой у реки Насео. В то же самое время, в год эры 837, 1160 некий муж по имени Махмуд, житель Мериды, мулади по рождению, 1161 поднял мятеж против царя Абд ар-Рахмана, 1162 провел с ним много сражений и бежал от его войска. Поскольку он уже не мог оставаться на родине, то явился королю Альфонсо, и правитель милостиво его принял. В течение семи лет он проживал вместе со своими сподвижниками в провинции Галисия, где, охваченный надменностью и гордыней, замыслил непотребное против короля и родины. Найдя себе сообщников, он собрал войско и разорил область. Узнав о случившемся, король собрал войско и поспешил в Галисию. А Махмуд, проведав о его приближении, укрылся вместе со своими сообщниками в одном из неприступнейших замков. Правитель преследовал его и окружил это укрепление своим войском. Что же далее? В тот же день состоялось сражение, и Махмуда убили; его отрубленная голова была предъявлена королю. Люди короля разгромили войска мятежников, вступили в замок и перебили там более пятидесяти тысяч сарацинов, которые явились к Махмуду из провинций «Испании». 1163 . Король же с великой победой возвратился в Овьедо. Он в течение долгого времени вел славную, беспорочную, скромную, воздержанную и безупречную жизнь, и в глубокой старости, после 52 лет правления, его святой душе было позволено вознестись на небо. И тот, кто на этом свете вел святейшую жизнь, упокоился в Овьедо. В год эры 881 1164 после кончины Альфонсо королем был избран Рамиро, сын властителя Бермудо. Во время избрания он отсутствовал, ибо из своей резиденции отправился в провинцию Бардулес, 1165 чтобы привезти себе жену. Когда же скончался король Альфонсо, незаконным образом правителем был провозглашен комит дворца Непоциан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1114  To есть мусульмане. Название «халдеи» для их наименования стало активно использоваться после того, как при Аббасидах центром халифата стал Багдад. недалеко от котрого был расположен древний Вавилон. 1119  Кордуба была провозглашена столицей независимого эмирата Омейядов в 756 г., после свержения власти халифов из дииастии Омейядов в Дамаске и бегства в Испанию Абд ар-Рахмана. 1143 Роланд, прототипом которого, вероятно, являлся Хруотланд, маркграф Бретонской марки. погибший в Пиренеях. 1144 Белтран (Бертран) – племянник Гильома Желонского (Оранжского), сын его старшего брата Бернара: фигурирует в ряде поэм цикла о Гильоме («Коронование Людовика». «Нимская телега» и «Взятие Оранжа»). 1145  Ожье Датчанин. или Ожье Арденнский, выведенный в «Песне о Роланде». Его «Кривой Меч» фигурирует не только в испанской, но и во французской, а также в позднейшей датской традиции. 1146  Гильом Желонский (Оранжский) (755 – ок.812), герцог Аквитанский. В 804 г. основал аббатство св. Вильгельма Мученика в Желонской долине, недалеко от г. Лодева (Магелонская епархия). В 806 г. Гильом принял иостриг. После смерти канонизирвав (день памяти в Западной Церкви – 28 мая). Герой зпической традиции («Отрочество Гильома». «Коронование Людовика», «Нимская телега», «Взятие Оранжа». «Песнь ο Гильоме». «Монашество Гильома»). 1148  Турпен (†800) – монах монастыря св. Дионисия (Сен-Дени) под Парижем. затем архиепископ Реймский. Герой «Песни о Роланде». 1158  Св. мученик воин Фирс пострадал в годы Дециевых гонений (cep. III в.) (его память в Православной Церкви – 30 августа). 1159  Свв. Иулиан (Юлиан) и Василиса пострадали при Диоклетиане (день памяти в Православной Церкви – 21 января). 1161  Объяснение этого места cm.: Cirot G. La Chronique Leonaise (Mss. A 189 et Gl de la R. Academia de la Historia)//Bulletin Hispanique. 1911. Vol.13. P.395. Мулади – христианин. принявший ислам. 1163  «Испанией» (Spania) в раннесредневековых испано-христианских текстах именовался аль-Андалус. Ниже я буду употреблять слово «Испания», когда речь пойдет исключительно о владениях мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 880 г. Омар ибн Хафсун († 917) возглавил восстание мулади (испанцев, обратившихся в ислам) против власти кордовских Омейядов. Рассчитывая на поддержку мосарабов, он объявил о принятии христианства. Дочь Омара Аргенция (Аргентея) была воспитана как христианка и отличалась строгим благочестием: в резиденции Омара, горной крепости Бобастро, для нее была выделена особая келья, в к-рой она вела аскетический образ жизни. После того как сыновья Омара, продолжавшие борьбу с эмиратом, потерпели поражение, крепость была разрушена, а жителей переселили в Кордову. Аргенция также отправилась в столицу, где по-прежнему вела жизнь затворницы. Однажды она встретилась с франком Вульфурой (Вульфураном), который рассказал ей о видении: ему было предсказано, что он примет мученическую кончину в Кордове вместе с прекрасной девой. Убедившись, что Аргенция - та самая дева, готовая пострадать за Христа, Вульфура публично выступил с проповедью христ. веры и был предан суду. Когда Аргенция посетила его в тюрьме, стражники заподозрили, что она - дочь Омара ибн Хафсуна. Подтвердив свое родство, Аргенция отвергла предложение принять ислам и исповедала Христа, после чего ее также взяли под стражу. По приказу халифа Абд ар-Рахмана III мученики были казнены 13 мая 931 г.; христиане похоронили их в ц. Трех святых. О подвиге Аргенции сообщается в ее Мученичестве (BHL, 672), по-видимому написанном современником событий, однако, возможно, подвергшемся переработке в кон. X-XI в. В 954 г. в составе посольства герм. кор. Оттона I в Кордову прибыл аббат Иоанн из Горце . Он привез письмо короля халифу Абд ар-Рахману III, в к-ром содержались презрительные отзывы о мусульм. пророке Мухаммаде. Согласно Житию Иоанна, халиф узнал о содержании письма; не желая обострять отношения с христианскими правителями, он приказал иудейскому ученому и дипломату Хасдаю ибн Шапруту, а затем и Кордовскому еп. Иоанну уговорить послов отказаться от вручения письма. Аббат Иоанн, стремившийся принять смерть за веру, обвинил мосарабского епископа в пособничестве иноверцам, но согласился пойти на уступки. С его согласия Абд ар-Рахман III направил к Оттону I посольство во главе с Рецемундом, которое вернулось с инструкцией короля: аббату Иоанну предписывалось вручить халифу дары, но не оскорбительное послание.

http://pravenc.ru/text/2057238.html