Разве вы не знаете, что ваши тела суть члены Христовы? Итак, ужели я возьму члены Христовы и сделаю их членами блудницы? Боже сохрани! (Absit). Разве вы не знаете, что связывающийся с блудницею, делается одним телом [с нею], ибо,– говорит [Писание],– будут в одну плоть. А кто прилепляется к Господу, тот – один дух. Избегайте прелюбодеяния. Ибо всякий грех , который совершит человек, – вне тела, а тот, кто блудодействует, грешит в свое тело. Разве вы не знаете, что ваши члены суть храм Святого Духа, Который в вас, и Которого вы имеете от Бога, и вы не принадлежите себе, ибо вы куплены дорогою ценою, прославляйте и носите Господа в теле вашем [ст. 1–11; 13–20]. [Гл. VIII:] Относительно же того, что вы пишете, хорошо, чтобы человек не касался женщины; но во избежание блуда, пусть каждый имеет свою жену и каждая – своего мужа. Муж пусть воздает должное жене, и жена мужу. Жена не имеет власти над своим телом, но муж. Равным образом и муж не владеет своим телом, но жена. Не отказывайте друг другу, только разве на время по взаимному согласию, чтобы иметь свободу для молитвы, и снова возвращайтесь к тому же, чтобы не искушал вас сатана ради невоздержания вашего. Но это я говорю по снисхождению [к вам], а не в смысле заповеди. Я хочу, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свой собственный дар от Бога: один так, а другой так. А не вышедшими замуж и вдовам я говорю: хорошо и им, если они останутся так, как и я. Но если они не удержатся, то пусть выходятъ замуж, ибо лучше вступать в браки, чем распаляться. А тем, которые связаны брачными узами, заповедую не я, а Господь, чтобы жена не оставляла мужа, а если оставляет, то пребывала бы незамужнею, или же примирилась бы с своим мужем. И муж пусть не отпускает жену. А остальными я говорю, а не Господь, если какой-либо брат иметъ жену неверующую [т. е. язычницу], и она соглашается жить с ним, то пусть не оставляет ее; также если какая-либо женщина имеет мужа неверующего, но он соглашается жить с нею, то пусть она не отпускает его; ибо верующий муж освящается женою верующею, и неверующая жена освящается мужем верующим; в противном случае дети ваши были бы не чисты, а теперь они святы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В Священном Писании основание к разводу указано только одно – прелюбодеяние: « Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф. 5:32 ). Почему сделано исключение прелюбодеянию? Потому что супружеская измена фактически разрушает семейный союз. Если же брак поставить в зависимость от недостатков (порой серьезных) мужа или жены, то он станет крайне нестойким и маложизненным, что мы сейчас и наблюдаем. Печально состояние семьи, где муж дерется. Но не менее бывает тяжело жене от супруга, который пальцем не заденет, но больно язвит супругу словом, унижает и оскорбляет. Третий пьет. Кто-то отстранился от семейных дел, и все легло на жену, которая надламывается под этой ношей. А сколько семей, где муж проводит все свободное от работы время у телевизора, а к жене совершенно равнодушен, от чего она унывает. Прежде всего надо испытать себя – все ли сделано для исправления отношений в семье. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» ( Иак. 3:13 ). Цель христианского брака одна – совместное спасение. Если даже муж еще не стал на этот путь, на верующую жену ложиться особая ответственность: плодами своей духовной жизни обратить неверующего мужа. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» ( 1Кор.7:12–13 ).Христианство – религия воскресения. Оно ни кого не считает безнадежным. До последнего издыхания человека остается надежда на его спасение. Если же жена не донесет свой крест, а муж не спасется, то какой ответ она даст Богу на Суде. Не всегда наши усилия приносят желаемый результат. Однако ни какой труд на благо ближнего не пропадет, а послужит нам в оправдание. Верно ли, что рамки нравственности и культуры способна диктовать только философия?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сущность первого наставления в том, что на общественных церковных собраниях женщины должны присутствовать с покрытой головой, а мужчины с открытой. Св. Златоуст объясняет это наставление тем, что в Коринфе " женщины с открытыми и обнаженными головами и молились и пророчествовали, а мужи отращали волосы, подобно занимавшимся философией, и покрывали свои головы, когда молились и пророчествовали, придерживаясь в том и другом языческого закона " . Св. апостол, находя это неприличным для христиан, требует от жен, чтобы они покрывали свои головы в знак своего подчиненного положения относительно мужа. Кроме того, в те времена женщины-язычницы ходили в свои капища открыто с нечистыми целями и обнажение головы для женщины считалось знаком ее бесстыдства. Распутная женщина наказывалась за распутство снятием волос, почему апостол и говорит: " если жена не хочет покрываться, пусть стрижется " (ст. 1-6). " Сначала муж, — говорит еп. Феофан, — по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая " есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа " . " Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов " (ст. 10). " Если ты, — говорит св. Златоуст, — не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов " . Это покрытие жены есть, таким образом, знак ее скромности, покорности и подчинения мужу. Но чтобы муж не превозносился над женой и не злоупотреблял своим главенством, апостол далее говорит: " ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога " (ст. 11-12). " Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него? " — этими словами любят пользоваться сектанты против православных священников, носящих длинные волосы. Но здесь речь идет не о священниках, а о рядовых верующих, и имеется в виду общепринятый обычай, в силу которого только женщины отращивают волосы, а мужчины стригутся. Сектанты забывают при этом, что, по повелению Самого Бога, мужчины, давшие обет назорейства, должны были отращивать свои волосы (Числ.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

Сущность первого наставления в том, что на общественных церковных собраниях женщины должны присутствовать с покрытой головой, а мужчины с открытой. Святой Иоанн Златоуст объясняет это наставление тем, что в Коринфе " женщины с открытыми и обнаженными головами и молились и пророчествовали, а мужи отращивали волосы, подобно занимавшимся философией, и покрывали свои головы, когда молились и пророчествовали, придерживаясь в том и другом языческого закона " . Святой Апостол, находя это неприличным для христиан, требует от жен, чтобы они покрывали свои головы в знак своего подчиненного положения относительно мужа. Кроме того, в те времена женщины-язычницы ходили в свои капища открыто с нечистыми целями, и обнажение головы для женщины считалось знаком ее бесстыдства. Распутная женщина наказывалась за распутство снятием волос, почему Апостол и говорит: " если жена не хочет покрываться, пусть стрижется " (ст. 1-6) " . " Сначала муж " , говорит еп. Феофан Затворник, " по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая " и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа " . " Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов " (ст. 10). " Если ты " , говорит святой Иоанн Златоуст, " не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов " . Это покрытие жены есть, таким образом, знак ее скромности, покорности и подчинения мужу. Но чтобы муж не превозносился над женой и не злоупотреблял своим главенством, Апостол далее говорит: " впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе; ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога " (ст. 11-12). " Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него? " — этими словами любят пользоваться сектанты против православных священников, носящих длинные волосы. Но здесь речь идет не о священниках, а о рядовых верующих и имеется в виду общепринятый обычай, в силу которого только женщины отращивают волосы, а мужчины стригутся. Сектанты забывают при этом, что, по повелению Самого Бога, мужчины давшие обет назорейства, должны были отращивать свои волосы (Числ. 6:5 [ 1 ]). Отращивание волос у современных православных священников и монахов, имеет в себе точно ту же самую идею назорейства, то есть посвящения себя Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда барин тот сказал жене: – Женщина, почему ты так говоришь? Вот обещайте мне, ты и муж твой, что после смерти будете служить мне, и я дам вам кошели, полные денег, золотых червонцев; здесь, в сумке, у меня их два. Когда он вынул из сумки столько золотых сияющих монет, несчастные бедняки изумились. – Вот обещайте, – продолжал тот, – что после смерти будете служить мне, и я дам вам два кошеля сегодня и еще пять завтра. Бедная женщина – она всегда слабее, как это было и в раю, – сказала: – Ты слышишь, муж?! Тогда муж сказал: – Барин, скажи мне только, чтобы и мне знать, а где твои палаты? Тот сказал: – Это дело мое, когда вы умрете, я приду и заберу вас. Женщина опять поспешила и сказала: – Мы будем служить тебе, но ты нам дай, сколько сказал, чтобы мы построили дом и для детишек, купили землю, купили овец, коров; чтобы справили им красивую одёжку и отдали их в школу. И рука ее уже потянулась, чтобы взять кошели у того барина. Но тут муж перехватил ее руку, говоря: – Нет, жена! Отойди, ибо бедным меня создал Бог, бедным и честным я хочу прожить до смерти! Не нужны мне твои деньги. Тогда барин набросился на него с криком: – Ты что, дурак? Теперь ты счастлив? Я дам вам не только семь кошелей золота, но все четырнадцать, только обязуйтесь, что будете служить мне после вашей смерти! Тогда муж понял, с кем он ведет разговор, и сказал: – Нет! Если бы ты отдал мне все горы и сделал бы, чтобы они были из золота, и тогда мы не хотим служить тебе! И в этот миг осенил себя знамением Святого Креста. Тот тут же стал невидим. Только теперь ясно поняв, что это было, оба встали, как вкопанные. Затем побежали они к камышам, искать. Но что искать? Откуда приходит сатана? Услышав, что они жалуются на бедность, враг сказал себе: «Может, мне удастся дать им денег и убедить их дать мне расписку, и так я куплю их души!» Он мог принести им не только четырнадцать кошелей, но несчетное множество золота в призраках, ибо знал сатана, что в них есть дорогого, ибо они не бедны. Если б они дали ему расписку в том, что отдадут ему свои души после смерти, он мог бы обогатить их в этом мире страшно, но горе горькое было бы им, потому что они отправились бы в геенну, чтобы мучиться вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Что касается теперь особенных частных обязанностей мужа и жены, то они вытекают, братие, из вышеуказанных общих обязанностей. По слову Божию муж есть глава жены ( Еф. 5:23 ). Мужу таким образом принадлежит главенство в семье, но это главенство говорит ему скорее не о правах его, но об обязанностях. По слову Божию, в отношении к будущей жизни, к вечному спасению, нет различия между мужем и женою. О Христе Иисусе, говорит Апостол, несть мужеский пол, ни женский еси бо едино суть ( Гал. 3:28 ). Значит, в деле достижения спасения, вечной жизни муж и жена одинаково могут и должны давать советы друг другу, друг друга убеждать к исполнению заповедей Христовых и предостерегать от грехов. Главенство же касается собственно устроения земной жизни и состоит в том, что муж должен заботиться о содержании своей семьи, а затем о порядке и благоустройстве ее. На нем лежит главная ответственность пред Богом и пред людьми за нерадение об этом. Во всех этих делах жена является главною советницею его и помощницею. Вот почему слово Божие, хотя и говорит о главенстве мужа, однако учит, чтобы муж относился к жене с особенною любовию. «Мужья, любите своих жен», учит св. апостол Павел, «как и Христос возлюбил Церковь , и предал Себя за нее». Так «должны мужья любить своих жен, как свои тела, любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь » ( Еф. 5:25, 28–29 ). Другой Апостол, св. Петр, убеждает мужей уважать своих жен. «Мужья», говорит он, «обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследицам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3:7 ). Таковы должны быть отношения мужей к женам. Что касается обязанностей жен и отношения их к мужьям, то слово Божие заповедует жене повиновение мужу. Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, учит св. Апостол ( Еф.5:22 ), и жена да боится своего мужа ( Еф.5:33 ). Но слово Божие, как можно видеть из того, что говорили мы об обязанностях мужей к женам, разумеет здесь не рабское повиновение и страх, а искреннее и свободное повиновение по сознанию, что муж по самой природе своей, по своим силам, имеет преимущество пред нею, и что с этим преимуществом соединяются и труднейшие обязанности его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Что ни приказывай муж, она охотно все исполнит из любви к нему и из уверенности в его любви к себе; но, коль скоро проглянула в муже какая-либо черта нелюбия к ней, руки опустились и дела уже не так пойдут, как шли обычно. Предотвращая эти существенные причины разлада между мужем и женою, Апостол и внушает наипаче жене повиновение, а мужу любовь. Святитель Феофан Затворник Так, любить есть дело мужей, а уступать — дело жен. Посему, если всякий будет исполнять свой долг, то все будет твердо; ибо, видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Святитель Иоанн Златоуст Смотри, так устроено это и в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо, когда начальствующий любит подначального, тогда все ладно. Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному; ибо от подначального требуется послушание. Да и то, что красота — в жене, а пожелание — в муже, показывает не иное что, как устроение для любви. Посему, когда подчиняется жена, не величайся; и ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся: ни любовь мужа да не возбуждает превозношения в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться. Не бойся подчинения; ибо подчиняться любящему нисколько не трудно. Не охладевай в любви (ты — муж); ибо жена твоя уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе; имей же и союз по любви. Сей союз позволяет терпеть слабейшую. Святитель Иоанн Златоуст Только для жен Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Притч. 31: 25-29 Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице — вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

_____________________ 114 Повидпмому Лаиш был колонией финикийского Цидона. 519 Вся изложенная история наглядно показывает, что память о Ягвэ и религиозная потребность служить ему живо сохранилась в разбросанных коленах Израилевых, и если удовлетворение этой потребности происходило в неправильных и диких формах, то это зависело главным образом от общественного безначалия, от отсутствия национального единства и общего организованного управления. «Не было в те дни царя во Израиле» и всякий делал, что ему было угодно, — удовлетворял своим потребностям как и чем мог. Несмотря на это безначалие, на это отсутствие внешнего единства и необходимых средств для правильной национальной жизни, народ Израильский сохранил в себе внутреннюю силу нравственного чувства и глубокое сознание своей солидарности. Следующая страшная и вместе с тем трогательная история, заканчивающая книгу Судей, служит ярким подтверждением сказанному. IX. «И было во дни оны, и Царя не было во Израиле, и был муж Левит поселенец в предгорьях горы Эфремовой, и взял себе жену — наложницу из Вифлеема Иудина. И соблудила у него наложница его и отошла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудин и была там в продолжение четырех месяцев. И встал муж ее и пошел за нею, чтобы говорить ей по сердцу и вернуть ее, — и отрок его с ним и пара ослов; и ввела она его в дом отца своего, и увидел его отец молодой женщины и обрадовался приходу его. И заставил его тесть его, отец молодой женщины, гостить у него три дня, и ели и пили и ночевали там. И было на четвертый день: встали они утром, и поднялся он идти; и сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце свое куском хлеба и потом пойдете. И сели они и ели оба вместе и пили; и сказал отец молодой женщины мужу: ну теперь останься ночевать и ублажай сердце свое. И встал муж, чтобы идти, но принудил его тесть его, и остался он и ночевал там. И поднялся утром на пятый день, чтобы идти; и сказал отец молодой женщины: подкрепи теперь сердце твое и будем прохлаждаться до склона дня; и ели они оба. И встал муж, чтобы идти, — он и наложница его и отрок его. И сказал ему тесть его, отец молодой женщины: вот теперь склоняется день к вечеру, — переночуйте-ка, вот

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

11 Июня. Поучение о двоякой тайне брака Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.2:7 ) Великая тайна в том, что человек оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей. Сам апостол, который возвысился до третьего неба и видел многие тайны небесные, называет брак плотских людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни, и больше нее лишь тайна связи Христа с Церковью. Христос называется Женихом, а Церковь – Невестою. Христос так любил Церковь , что из-за Нее оставил Отца Своего Небесного – оставаясь, конечно, с Ним в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и за Нее пострадал, чтобы Ее Кровью Своей очистить от греха и всякой скверны и сделать Ее достойной называться Его Невестой. Любовью Своей Он согревает Церковь , Кровью Своей питает Ее, и Духом Своим Святым оживляет, освящает и украшает. Как муж для жены, так Христос для Церкви. Муж – глава для жены, и Христос – Глава для Церкви. Жена слушается своего мужа, и Церковь слушается Христа. Муж любит свою жену, как свое собственное тело, Христос любит Церковь , как Свое собственное Тело. Муж любит жену, как себя самого, а жена боится мужа, и Христос любит Церковь , как Себя Самого, а Церковь боится Христа. Как никто не питает отвращения к своему телу, но его согревает и питает, так и Христос согревает и питает Церковь, как Свое Тело. И отдельная душа человеческая – невеста Христа Жениха, и собор всех верных – Невеста Христа Жениха. Каково отношение отдельного верующего человека ко Христу, таково отношение всей Церкви ко Христу. Христос – Глава великого Тела, которое зовется Церковью и которое частично видимо, а частично невидимо. О, братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред Судом Христовым. О Господи, Спасителю Благий, очисти, и спаси, и укрась души наши, чтобы удостоились бессмертного и невыразимого единства с Тобой во времени и вечности. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1-4). Участки определенного размера, находящиеся рядом, «против священного места, отделенного Господу», даются «во владение городу» и князю, «чтобы князья... вперед не теснили народа» (Иез 45. 5-8). Развивая эту тему, Иезекииль от имени Бога наставляет «князей Израилевых», убеждая их отложить «обиды и угнетения», творить «суд и правду» и прекратить «вытеснять народ... из владения его» (Иез 45. 9). Приводятся обязательства народа перед князем («приношение князю в Израиле» - Иез 45. 16) и князя перед Богом и Его народом («...он должен будет приносить жертву за грех и хлебное приношение, и всесожжение, и жертву благодарственную для очищения дома Израилева» - Иез 45. 17). Даются указания о жертвоприношениях на праздник Пасхи, которые должен совершать «князь за себя и за весь народ» в течение 7 дней (Иез 45. 21-24) при помощи священников (Иез 46. 2), а также «в субботний день» (Иез 46. 4-5), «в день новомесячия» (Иез 46. 6-8) и в др. праздники (Иез 46. 9-15). Иезекиилю были также показаны помещения, в к-рых «священники должны варить жертву за преступление и жертву за грех, где должны печь хлебное приношение, не вынося его на внешний двор» (Иез 46. 19-20), и затем во внешнем дворе - «поварни, в которых служители храма варят жертвы народные» (Иез 46. 21-24). Выйдя «к дверям храма», Иезекииль увидел текущую воду, по к-рой пророка повел сопровождавший его муж. Отходя от храма, муж отмерял неск. раз «тысячу локтей»; сначала «воды было по лодыжку», затем, после следующего замера,- «по колено», далее - «по поясницу». После того как муж отмерил 4 тыс. локтей, поток стал столь глубоким, что идти далее стало невозможно, и муж повел пророка «обратно к берегу этого потока» (Иез 47. 1-6), где росло много деревьев. Воды этого потока, вытекающего из храма, сойдут на равнину и затем - в море, «сделаются здоровыми», так что «куда войдет этот поток, все будет живо там» (Иез 47. 7-9). Даже деревья, стоящие на его берегах, будут производить каждый месяц новые плоды, и листья их будут иметь целебную силу и «не будут увядать» (Иез 47.

http://pravenc.ru/text/293579.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010